fantlab ru

Станислав Лем «Солярис»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.65
Оценок:
8480
Моя оценка:
-

подробнее

Солярис

Solaris

Другие названия: Соларис

Роман, год (год написания: 1960)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 423
Аннотация:

Солярис. Планета где-то в далёком космосе, почти полностью покрытая океаном, на которую не так уж давно начали посылать первые экспедиции. На небольшую исследовательскую базу прибывает учёный-психолог Крис Кельвин и почти с самого начала сталкивается с происходящими здесь странностями. Один из сотрудников базы, доктор Гибарян, совсем недавно скончался, другой заперся в лаборатории и не только отказывается выходить или впускать кого-либо — даже просто поговорить его сложно заставить. Вскоре в комнате Криса появляется «гость» — девушка, которую он любил десять лет назад и которую по сути спровоцировал на самоубийство. Вероятно, у других жителей базы тоже «живут» подобные «гости из прошлого». Возможно ли разгадать, что же тут в действительности происходит?

© Nog
Примечание:

Первая публикация: Lem S. Solaris издательство «Wydawnictwo Ministerstwa Obrony Narodowej», Варшава, 1961.

Отрывок из романа в переводе на русский В. Ковалевского публиковался в журнале «Знание -сила» № 12, 1961 г., стр. 48-50.

Первая публикация на русском языке: Станислав Лем. Соларис: Роман / Сокр. пер. М. Афремовича // Наука и техника (Рига), 1962, №4 – с.38-42; №5 – с.41-45; №6 – с.42-45; №7 – с.43-45; №8 – с.42-45 (сильно сокращенный вариант).

Несколько позже появился перевод Дмитрия Брускина в журнале «Звезда», 1962, № 8-10. Именно этот перевод в советские времена являлся классическим, но в нем были сделаны цензурные сокращения. Более полный, однако все еще сокращенный текст Брускин опубликовал в 1988 г. Этот вариант перепечатывается до сих пор.

Единственный полный перевод «Соляриса» на русский язык был сделан Г. Гудимовой и В. Перельман в 1976 году.

Самые значительные фрагменты, пропущенные в переводе Д. Брускина, даны в переводе Р. Нудельмана в составе статьи: З. Бар-Селла. Status quo vadis (Введение в теологию космических полетов \\ сб. Вчерашнее завтра (Книга о русской и нерусской фантастике), М., изд. РГГУ, 2004, стр. 158-177 (статья впервые опубликована в 1987 г.).

Перевод Г.Гудимовой и В. Перельман в статье раскритикован за «плохой язык».

Кроме русского роман переведен почти на 30 языков.

Произведения других авторов, действие которых происходит на планете Солярис, собраны на странице межавторского цикла.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2003 // Переводная книга НФ (Польша)

Номинации на премии:


номинант
Китайская премия «Туманность» / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (Польша)

Экранизации:

«Солярис» 1968, СССР, реж: Лидия Ишимбаева, Борис Ниренбург

«Солярис» 1972, СССР, реж: Андрей Тарковский

«Солярис» / «Solaris» 2002, США, реж: Стивен Содерберг



Похожие произведения:

 

 


В мире фантастики и приключений
1963 г.
Фантастика и путешествия. Том 4
1965 г.
Солярис. Эдем
1973 г.
Избранное
1976 г.
Избранное
1978 г.
Избранное
1978 г.
Избранное
1981 г.
Солярис. Магелланово Облако
1987 г.
Солярис. Непобедимый. Звёздные дневники Ийона Тихого
1988 г.
С ружьём на динозавра
1990 г.
Солярис
1991 г.
Фантастика. Книга третья
1991 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 2. Солярис. Возвращение со звезд
1992 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Солярис
1997 г.
Солярис
1999 г.
Солярис
2000 г.
Солярис
2001 г.
Солярис
2002 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2002 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Солярис. Эдем
2005 г.
Солярис
2006 г.
Глас Господа
2007 г.
Глас Господа
2007 г.
Солярис
2008 г.
Солярис
2008 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Солярис. Эдем. Непобедимый
2009 г.
Солярис
2010 г.
Солярис
2011 г.
Солярис
2012 г.
Первый контакт
2012 г.
Солярис
2014 г.
Солярис
2015 г.
Солярис
2017 г.
Солярис
2017 г.
Солярис. Эдем
2018 г.
Солярис
2020 г.
Станислав Лем в Мире: фрагменты произведений Станислава Лема на разных языках
2021 г.
Солярис. Эдем
2022 г.

Периодика:

Знание-сила 12, 1961
1961 г.
Звезда № 9 1962 год
1962 г.

Самиздат и фэнзины:

Мир на Земле
2016 г.
Солярис
2019 г.
Соларис
2023 г.

Аудиокниги:

Солярис
2007 г.
Солярис
2010 г.
Солярис
2012 г.
Солярис
2013 г.

Электронные издания:

Солярис
2007 г.

Издания на иностранных языках:

Solaris
1961 г.
(польский)
Solaris
1966 г.
(французский)
Solaris
1970 г.
(английский)
Solaris
1974 г.
(норвежский)
Solaris
1974 г.
(польский)
Soliaris
1978 г.
(литовский)
Соларис
1980 г.
(болгарский)
Соларис
1980 г.
(болгарский)
Соляріс. Едем
1987 г.
(украинский)
Solaris
1990 г.
(итальянский)
Салярыс
1994 г.
(белорусский)
Solaris
2003 г.
(английский)
Solaris
2007 г.
(итальянский)
Соляріс
2007 г.
(украинский)
Սոլարիս
2015 г.
(армянский)
Едем. Соляріс. Повернення із зірок. Непереможний
2016 г.
(украинский)
Соляріс
2017 г.
(украинский)
Соляріс
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень умное произведение.

Некоторые замечания, которые я по первой прикидке могу написать.

Тяжеловесный стиль. Стиль, который наилучшим образом подходит для описания сюжета, описываемого романом. Той непростой ситуации, которая возникла на станции в результате воздействия планеты и поведения каждого из членов станции и не только членов в сложившихся обстоятельствах. Да, читать тяжело. Но образы создает детальные и ощущаемые что-ли, которые трудно забыть, они так прочно врастают в сознание. Я читал «Солярис» примерно три месяца. Когда я читал его, мне безумно нравилось. Когда не читал – до безумия трудно было взять книгу (в эмоциональном плане, конечно). В итоге, в перерывах перечитал несколько ранее прочитанных книг с много более легковесным стилем, чтобы отдохнуть и отвлечься (был отпуск). Это книга, которую точно нельзя читать между делом.

По поводу камня («кинутого» С. Лемом) в огород американских фантастов, я с ним (с С. Лемом) согласен, только с оговоркой, что в расчет принимается не качество самой фантастики, а именно стиля. Вообще, для меня сейчас произведения Лема являются эталоном научной фантастики.

Дотошное описание симметриад. Оно не является лишним и вымученным, не в пример самым популярным современным российским авторам (я думаю вы знаете кого я имею в виду), оно создает мир, мир неизвестной планеты, такой уникальный, каким он может быть только у одной единственной планеты.

Достаточно напряженная атмосфера. Постоянно приходится чего-то ждать, чего-то опасаться, чего-то неведомого. Прямо квази-хоррор какой-то получается. ИМХО.

По поводу отсылок ко времени написания и тому, что написана она была давно и что некоторую непонятность можно отнести к несложившимся еще традициям жанра. Я считаю, что все величайшие произведения в жанре научной фантастики были написаны именно тогда. Тогда еще Писали, а не Зарабатывали гонорары (особенно это касается энтузиастов из стран бывшего соцлагеря), сам жанр не был таким популярным и не ставилось задачи его популяризировать.

Пока — все. А насколько книга мне понравилась, думаю, оценка говорит сама за себя.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие фантасты, такие как Стругацкие, Ханлайн, Саймак, прописывая идею Контакта, всегда наделяли инопланетян теми или иными человеческими чертами. Лем пошёл по другому пути — его перо изобразило АБСОЛЮТНО ЧУЖДЫЙ РАЗУМ, чуждый для человека, который мы попросту не способны понять, слишком он ИНОЙ. С этой задачей1 писатель справился блестяще — Океан Солярис выглядет чудовищным в своей стихийной мощи, в своих бесконечных всплемках, приливах, создаваемых им конструкций — всё это создаёт абсолютно реалистичный образ Чужого. «Гости» — не более чем эксперимент Океана над людьми, он попросту вывернул их подсознание наизнанку и воплотил их тайные желания и чаяния в жизнь — просто для того, чтобы узнать, что из этого получится, поскольку для него человеческие способы мышления также чужды.

В чём основная мысль книги? Мне трудно судить. Она была прочитана мною только что, за два дня, такие книги нужно перечитывать неоднократно, чтобы увидеть многослойность идеи автора. Могу сказать, что одна из основных мыслей Лема состоит в том, что человек — ничтожен на фоне всей Вселенной, с её воистину многообразными формами Разума и Бытия, все его чаяния и амбиции — не более чем лёгкие колебания материи. Человек — ничто, его разум ограничен замкнут в себе, закольцован, во всём он ищет черты, присущее себе самому, и не может выйти за эти рамки. Для нас остаётся загадкой, постиг Океан человека или нет — писатель оставил нам этот вопрос открытым.

Отдельно стоит упомянуть персонажей. Кто-то в отзывах говорил, что они очень схематичны — не соглашусь. Лем — тонкий психолог, характеры Криса. Страута, Хари прописанны просто великолепно, их взаимоотношения, сомнения и страхи бесподобно изображены Лемом, а любовная линия, настолько яркая и живая в своей противоречивости способна тронут любого.

итог: раньше был знаком с автором только по «Звёздным дневникам...» и «Кибериаде». Такое произведение мог написать только Великий Мастер, которого с лёгкостью можно назвать одним из лучших европейских писателей прошлого века.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почти 40 лет назад,маленький томик (издание 1973г,с Афродитой,возникающей из Океана)Невероятные воспоминания.Симметриады,тайны и трагедии соляристики..До сих пор не знаю,что можно было бы поставить рядом(его же «Голос неба»?)

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервый я прочитал роман лет 8 назад. Вчера же вечером решил его перечитать. За сегодняшние ночь и половину вечера завершил его прочтение. Книга оставила сильнейшие впечатления: и когда мне было 13, и сейчас, когда мне 21. В первый раз меня поразила глубокая проработка мира, детальое описание Соляриса сама идея разумного океана, дух изолированности в далёком космосе — короче, часть техническая. Сейчас душу задели главные герои: их переживания, поведение, мысли; философский подтекст романа. Книга великолепна по любому критерию. Это и гениальная психологическая драма, и философский трактат и превосходная «твёрдая» НФ. Книга о сущности человеческого сознания, об ограниченности разума в познании Вселенной, о пропасти между развитием человека моральным и техническим, о нашей недалёкости в понимании т.н. жизни и разумности, в конце о концов о тривиальном: любви и неумении ценить тех, кто любит нас. Твёрдая 10, шедевр мировой литературы.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В далеком 2005 году, когда совсем ничего не знала о Леме, и совсем мало читала из-за большой увлеченности личной жизнью, посмотрела американский «Солярис». До этого была много наслышана об этом фильме и ожидала чего-то очень необычного. Разочарованию не было границ. Еще думала, как это, такая интересная идея – и такой банальный сценарий?!!! И почему все говорят, что фильм хороший?!! О_о И только года через 2 узнала, что есть еще советский фильм режиссера Тарковского, того самого, который сделал «Сталкера». Посмотрела и все вроде бы стало на полки. А в прошлом году прочитала книгу. Удивилась, как не похожа книга ни на русский, ни на американский фильм. Как всегда книга оказалась лучше, хоть Тарковский и гениальный режиссер, но книга лучше.

Главная особенность – это таинственность и отчаянность. Я такого упадочного настроения в книгах не видела давно. В фильмах все сглажено, а в книге очень наваливается. И многословность описаний это только подчеркивает. Иногда правда очень хотелось пропустить что-то, быстро перевернуть страницу и узнать, что же будет дальше, но всегда сдерживалась. Очень глубокая психология героев, копания в их чувствах, внутреннем мире здесь занимает исключительное место. Перед нами Человек – каков он есть, во всех деталях и подробностях иногда неприглядных. Самое главное в книге: Человек. А все загадки и тайны второстепенны.

И хоть книга довольно затянута, мне очень понравилась!! Непременно надо перечитать!

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Относительно романа — он прекрасно написан как с психологической и научной, так и с художественной стороны. Несомненно, одна из вершин мировой фантастики и очень достойный представитель мировой литературы ХХ века вообще.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, соглашусь с мнением, что роман далеко перерос авторский замысел. Одна из основных тем творчества Лема — проблема взаимопонимания, контакта. Первой серьезной пробой был «Эдем», но там цивилизация двутелов получилась слишком уж человеческой и узнаваемой. Тогда Лем отбросил всякий антропоцентризм и придумал нечто совершенно чуждое человеку. Вместо цивилизации, состоящий из множества разумных существ — единое... существо? Разум? Нечто настолько непознаваемое, что не поддается никаким наивным попыткам классификации. Взаимопонимание невозможно, потому что нет никаких точек пересечения в мировосприятии. Обе стороны проводят эксперименты друг над другом, заранее обреченные на провал.

Таков основной слой, но (и это-то и превращает книгу в шедевр) им роман не ограничивается. Солярис становится зеркалом самого человека — всматриваясь в нее, он видит лишь собственное отражение, может быть искаженное, гипертрофированное, и тем не менее: «О нем не узнаем, пожалуй, ничего, но, может быть, о нас...» Снова поднимаются извечные вопросы смысла жизни, предназначения — чтобы в очередной раз остаться неотвеченными. Что правит миром — порядок и целесообразность или же случайность и ошибка? Все в нашей жизни гармонично, посвящено высшей цели или мы просто игрушки в руках слепого бога, которому до нас по большому счету нет дела? Солярис не дает ответа.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман, очень непростой и интересный, но на мой взгляд Лем принизил его многостраничной юмористической вставкой про историю исследования Соляриса с весёлыми латинскими названиями, ну, мы все прекрасно знаем, как это Лем умеет делать по Дневникам Ийона Тихого. Вся эта соляристика многотомная — вот к чему она? Абсолютно ни к чему. И в других неюмористических произведениях Лем так не поступал. Может быть он сам боялся затронутой темы и рефлекторно пытался защититься юморком? Не знаю. Во всяком случае как фон событий, как отправная точка эта квазинаучная дребедень для меня не сыграла, только занизила оценку, увы-увы.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если ты считаешь себя любителем фантастики, то ДОЛЖЕН прочитать некоторые книги. Это произведение из их числа. Классика всё-таки и веха так сказать... Вот я и прочитал. Впечатления, как у многих, двоякие. Философия и психология понравились, но требуют длительного обдумывания после прочтения. Сюжет местами пробуксовывает, или, вернее развивается неспешно, давая возможность глубже проникнуться переживаниями героев. Персонажи вполне рельефные и живые, хотя и не вызвали у меня сочувствия и сопереживания, включая главного героя. А вот длинные псевдонаучные описания Океана и история его изучения вгоняли в сон. Хотя, наверное, они нужны, чтобы показать сложность и принципиальную непозноваемость Соляриса, невозможнось Контакта... Вобщем, не жалею, что потратил время на эту книгу, по крайней мере составил о ней личное мнение. Но перечитывать, скорее всего, не буду. Лучше ещё раз фильм пересмотрю (я имею ввиду гениальное произведение Тарковского, а не содербергеровскую муть).

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Станислав Лем один из самых любимых авторов, подумать только, каким же нужно быть тонким психологом, чтобы так здорово описать внутренний мир Криса, его переживания, он не супергерой, а просто обычный человека, который столкнулся с трудноразрешимой дилемой...и спасибо автору, что произведение заканчивается дилемой для читателя, какой же главному герою сделать выбор? Спасибо Лему, Браво!!!

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разумная (???) планета-океан Солярис (кстати, в оригинале Солярис женского рода) с плохо изученными физическими и совсем не изученными мыслительными характеристиками… Странные психические аномалии среди ученых, дежурящих на орбитальной станции близ планеты… Разгребать происходящее поручено психологу Крису Кельвину, который обнаруживает на станции атмосферу тихого сумасшествия и… странных “гостей”, которых вроде бы не должно там быть, но они есть и одним своим существованием доводят ученых до безумия. К Кельвину тоже приходит “гостья” – когда-то любимая им Хари, которая покончила с собой по его вине…

“Гостей” порождает Солярис, но зачем он это делает? На каком языке он пытается разговаривать с людьми – если вообще пытается?

Эти вопросы как будто бы остаются за кадром – на фоне выяснения отношений Кельвина и Хари, когда он понимает, что перед ним совсем другое существо, не та, которую он любил, но тем не менее он уже любит эту, другую Хари, наделенную настоящими человеческими чувствами… “Это была Хари. Самая настоящая. Другой быть не могло”.

И на фоне мелодрамы блекнут, отступают на второй план размышления о Солярисе, как будто он – Бог: жесток ли Солярис? Милосерден ли? Как он относится к людям? Нужны ли мы ему? Ключом могла бы стать – но не стала – фраза из магнитофонных записей погибшего ученого: “Поиски мотивировки этого явления являются антропоморфизмом. Там, где нет людей, там нет также доступных человеку мотивов”.

Лем пытался столкнуть человечество с Иным разумом – настолько Иным и настолько разумом, что и представить невозможно. Это “Ding an sich, Непознаваемое, Вещь в себе, Вторая сторона, пробиться к которой невозможно”. Даже если люди не одиноки во Вселенной, очень может быть, что все, что мы можем ТАМ встретить, безнадежно далеко от нашего понимания...

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Солярис» заставляет задуматься. И тем самым читатель осуществляет то, что хотел донести до него Станислав Лем. Самопознание-вот главная и первоочередная цель для человека. Ведь за все годы существования мы так и не смогли полностью разобраться в нас самих. Человек и есть главная загадка для человечества. И какая разница разница, есть ли жизнь на Марсе или что твориться за тысячу световых лет от нас если мы даже не знаем что твориться в наших душах, не можем разобраться в своих желаниях.

Океан дал главному герою то, что наилучшим образом было отпечатано в его сознании, то есть то что было самым важным для него. Казалось бы так просто: хочешь, не можешь жить без этого — так на, бери. Но это было бы верно лишь для животного. Человек очень сложен и в этом его величие. Мы можем любить воспоминания, мы можем желать того чего боимся, мы можем испытывать одновременно совершенно, казалось бы, несовместимые чувства, нас мучает совесть.

Обязательно прочитайте эту книгу. Она гениальна

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько глупы и жестоки люди по отношению к самим себе — неоднократно отказаться от того, чего хочешь, убить тех, кого любишь, разрушить то, во что веришь... Эту книгу нужно прочитать вовремя, нужно успеть, пока еще есть вопросы, пока сам ищешь ответы, пока сама жизнь не дала жесткий урок...

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так уж получилсь, что впрвые я познакомился с творчеством Лема благодаря благодаря голливудскому Солярису Лема. Это уже позже я прочитал саму книгу, а еще позжу мне наконец удалось пересмотреть фильм самого Тарковского. Все-таки, по отношению к фильму, да и к самой книге, у нас, у советских людей были свои преимущества. Не думаю, что в массе своей, американский читатель так уж хорошо знаком с творчеством Лема. Но оба фильма равноудачны, Содерберг снял хорошую адаптацию для американского кинозрителя. Я знаю, что экранизация Тарковского Лему не понравилась, но мне очень интересно узнать, а как Лем отнесся к американской версии?

Наверное, Тарковский с Лемом сейчас сидят где-нибудь у тихой гавани на Солярисе, и молчаливо следят за нашими оценками, думая при этом — какая же это мышиная возня...

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня Соларис — сказка, хоть и мрачноватая, но сказка. Может местами жестокая, но все таки сказка. О таком стечени обстоятельств вы может и не мечтали, возможно это вас застанет врасплох, а кого-то и до смерти испугает, но с таким же успехом это может стать для вас подарком. Одним словом — как повезет. Произведение понравилось, есть над чем подумать.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх