fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
5292
Моя оценка:
-

подробнее

Vita nostra

Роман, год (год написания: 2006); цикл «Vita nostra»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 338
Аннотация:

Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Со слов авторов:

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем,

призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справится с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.


Входит в:

— условный цикл «Метаморфозы»  >  цикл «Vita nostra»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2787 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей»)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга русскоязычного автора

лауреат
Мраморный фавн, 2007 // Роман

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ

лауреат
Мечи, 2008 // Лунный Меч

лауреат
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

лауреат
РосКон, 2008 // Премия премий

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина)

Номинации на премии:


номинант
Астрея, 2008 // Роман

номинант
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Vita Nostra
2007 г.
Vita Nostra
2008 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Vita Nostra
2019 г.
Vita nostra
2021 г.
Метаморфозы
2022 г.
Vita Nostra
2023 г.

Электронные издания:

Vita Nostra
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Vita Nostra
2007 г.
(украинский)
Vita nostra
2008 г.
(польский)
Alekszandra és a Teremtés Növendékei
2009 г.
(венгерский)
Віта Ностра
2013 г.
(украинский)
Vita Nostra
2018 г.
(чешский)
Vita Nostra
2018 г.
(английский)
Vita Nostra
2019 г.
(французский)
Vita nostra
2021 г.
(португальский)
Vita nostra
2021 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

В похожих произведениях числится «Черновик» С. Лукьяненко. Vita Nostra напомнила мне Лукьяненко тем, что, как и у Сергея, в наличии захватывающая буквально с первых страниц завязка, легкость повествования, развивающийся по нарастающей сюжет, который держит в напряжении бОльшую часть книги. Однако ближе к концу ловишь себя на мысли, что стало менее интересно читать, паузы увеличиваются, события становятся все более спутанными, идея размыта. Финал Vita Nostra, считаю его слабой стороной. Хотя многим нравится недосказанность, мол, заставляет подумать. Мне эта мысль не близка. Но подумать этот роман действительно заставляет, однако в процессе размышлений вспоминаются больше фрагменты первой половины книги. За размытую концовку существенно снизил оценку (Лукьяненко за такие же невнятные концовки ставил 7), но добавил балл за то, что книга не забывается сразу же после прочтения, а оставляет след в памяти. Может быть, спустя некоторое количество времени, я вернусь к ней и исправлю оценку на более высокую...

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как известно, практически в любом сюжете существуют: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и иногда постпозиция. Роман «Vita nostra» не исключение из правил. Все что перечислено выше присутствует и в нем. Более того, присутствует в своем почти идеальном воплощении. Все бы ничего, но после кульминации остается чувство пустоты и непонимания.

Следить за приключениями девочки Саши очень увлекательно, книга держит в напряжении с первых страниц то, приоткрывая тайну, то, наоборот, еще более запутывая путь к её познанию. Как многие совершенно справедливо заметили, книга читается на одном дыхании, заставляя идти на сделку с совестью: даешь зарок дочитать страницу и идти, наконец, заниматься полезными делами, но вот страница дочитана, и ты снова решаешь прочитать еще одну… И так пока роман не обрывается.

Именно обрывается, другого слова нет. Следом за некой кульминацией следует, да! непредсказуемая, но, по большому счету банальнейшая, из развязок. На вопрос: а что это было? Дается маловразумительный ответ: чтобы вот! Вы же умный читатель, додумайте сами.

И вот тут, из великолепного полотна, соответствующему всем уместным в данном случае стандартам, несущего в себе зерно потрясающей авторской задумки, создается некий абстракционизм, со всеми вытекающими последствиями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея о «Слове», позволяющим менять мироздание, и о людях, которые Им становятся, проходя через испытания и изменения психики и физиологии, несомненно, заслуживает восхищения. Как здесь не провести аллюзию с Ветхим Заветом и библейской концепцией сотворения мира.
Но не оставляет ощущение, что авторы, реализовав свою задумку, так и не решили, чем все завершить, обозначив лишь иллюзорными намеками некий финал.

Пусть многие скажут, что книга не об этом, а о неком философском подходе к устройству мира и вовсе не предполагает раскрытие всех своих секретов. Тогда почему авторы, ставя свою героиню в ту или иную ситуацию, заставляя её и нас, в том числе, идти по пути к раскрытию истины происходящего, закрывают перед носом дверь, за которой все становится ясно.

Недосказанная и маловразумительная концовка смазывает все впечатления о книге. Мы понимаем, что закончилось все очень «круто», но как именно все это закончилось и вообще, что это было, мы должны определить сами. Это как читать детектив: к предпоследней главе, автор дает понять, что убийца – дворецкий, но мы-то знаем, что в последней главе все будет перевернуто с ног на голову и убийцей окажется кто-то другой, но вот последняя страница перевернута, а убийца действительно дворецкий. И становиться скучно, предвкушение обмануто.

Так и в романе «Vita nostra». Роман, несомненно, хорош и заслуживает прочтения. Первоначально, я даже поставил ему крепкие 9 баллов, но спустя время, еще раз все обдумав, не удержался и сменил оценку.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно писать отзыв, когда уже столько всего написано. Для меня это первая книга этих авторов. Давно собирался ее прочитать, но останавливали именно отзывы (естественно, те которые негативные). Понимаю, и сочуствую тем людям, которым эта книга не понравилась. Непомню кто это заметил, но книга это акт взаимодействия автора с читателем и эффект от этого акта зависит от обеих сторон. Тем кому не понравилось — не повезло. Не вошли они в тот необъяснимый ментальный резонанс с книгой, который дает удовольствие от ее прочтения.

Могу только посоветовать тем, кто сомневается (как и я когда-то) — обязательно попробуйте. Книга действительно незаурядная. Если не покатит — всегда сможете бросить.

Чтобы помочь с решением могу сказать, что книгу можно было бы легко отнести и в разряд эзотерики. Ряд идей перекликается с Кастанедой. Дон Хуан очень эффективно мотивировал Карлоса страхом (правда не за своих близких, а за себя любимого — не известно что эффективней). Требовал выйти за свои рамки, отказаться от своей человеческой сущности, считал людей энерго-информационными сущностями. Если Вам нравится Кастанеда — скорее всего понравится и эта книга (и наоборот — почитайте Кастанеду, если понравилась эта книга). Но это не плагиат — это свое восприятие и интерпретация идей. Говоря языком книги — другая проекция идей, которые видимо являются базовыми и находят свое отражение у разных авторов. Если вам не понравился в свое время Кастанеда, все равно попробуйте почитать — вдруг Дяченкам удастся донести, то что не удалось Кастанеде.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приятно встретится! Когда автор читает автора — это каждый раз встреча с «идеей фантастической», но не в коем случае не зависть, а открытие чего-то нового, может быть, сравнение... Я, Сташка Гринич, читала ваши книги с удовольствием, что сказать? Не знаю, что такое соавторство, но дело в том, что интересно, наверное, когда один человек подсказывает другому идею и так развивается сюжет. Обожаю книги Макса Фрая — знаю, что они работают в соавторстве. Считаю, авторам иногда нужно проткрывать тайны творческой кухни читателям...

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть книги объективно плохие и объективно хорошие. А есть такие, которые, будучи какими угодно, плохими или хорошими, попадают неожиданно по нашим больным местам, точкам воздействия, или, если угодно, точкам развития. Кому чужда идея образования как способа изменения или даже перелома личности — тот вряд ли оценит этот роман, наверное. Я лично просто не могла оторваться. А казалось бы, все так просто. Но тема школы, обучения, узнавания нового и изменения путем получения нового знания — именно то, что прежде всего привлекает меня *во всех* книгах, где это хоть как-то затрагивается, от гарепортера и «Школы в Кармартене» до монастырской школы в «Нарциссе и Гольдмунде».

Фанатичная любовь к учебе и узнаванию нового начисто отрубает возможность расценивать любые проблемы и сложости в данной области с трагической или пессимистической стороны. Потому что это невероятно здорово! Потому что это как наркотик, чем больше погружаешься, тем сильнее хочется нырнуть еще глубже. И любые попытки дрыгаться, даже если вдруг их предпринять, ни к чему хорошему не приведут. Быстро поймешь, что вся «видимая реальность» на самом деле совершенно не так интересна и захватывающа, как то, чем ты занимаешься, что бы это ни было, от истории древней Руси до молекулярной биологии. Кто знает, тот поймет :smile:

Дяченкам как раз удалось нажать именно на эту точку и удерживать ее практически все время. Помнится, читая «Войну и мир», я активно скучала над миром и очень оживлялась на войне — потому что это было действительно интересно. Во всех остальных книгах о школе, обучении и тд. одним из самых интересных моментов является именно обучение как процесс, изменение человека именно в процессе постижения нового, а не школьные романы, шалости и приключения. А из всех читанных мной вещей на эту тему больше, чем в «Vita nostra», этого только у Коростелевой.

Но при этом предметы и способ обучения в «Vita nostra» совершенно фантастические, мир как гипертекст, люди как слова. Не скажу, что это лучшая из идей, и, увы, нельзя сказать, чтобы сама эта идея была глубоко прописана, зато прекрасно описано все, что происходит с учениками вокруг и из-за нее. Скажем так, внутреннее изменение, которое происходит с людьми в процессе эффективного обучения, здесь сделано внешним, очень четко и ярко подсвеченно. Пожалуй, даже пересвечено, потому что успехи и падения сильнее и фатальнее.

Странно, что герои не вызывают, скажем так, самостоятельной симпатии. Мне они симпатичны и интересны только как некие функции текста, механизмы, с помощью которых подается и развивается главная идея. Думаю, это прекрасно сочетается с общей атмосферой романа. Он не то чтобы жесткий, но милым и добрым его не назовешь определенно. При всех зашкаливающе странных вещах, которые случаются с детьми или которые *делают* с детьми преподаватели — он очень достоверен психологически, как-то очень правилен и естественен. И это вызывает особый восторг, как любое соединение нашего скучного быта с чем-то невероятным, странным, волшебным.

Только если обычно восхитительный волшебный мир противопоставляется волшебному миру, который отрывает школа, здесь все не так. Учат иначе и не тому, это невероятно, странно, но никак не волшебно. Просто совсем другое. Но «другое» такого уровня, что вполне можно и стоит бросить все и вся и уйти в это с головой, замкнуться на одном. Качественные перемены только так и происходят. Не вижу излома личности. Вижу скачкообразное развитие, и кто проходил, как это бывает, тот знает, что все потраченные усилия, все слезы, нервы, труд и усталость по итогам того стоят. Кажется, я все равно не сумела толком объяснить, что меня так зацепило в этой книге, но это вообще сложно поддается определению, это такая проекция персонального опыта, который, как верно замечено в тексте, ни с кем особо не разделишь :smile:

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моя первая книга Дяченков.

Впечатления двоякие. С одной стороны мы имееем увлекательный сюжет с хорошей динамикой, с другой — начали красиво, а чем дальше, тем все нелепей получались приключения главной героини. Такое впечатление, что Авторы хотели поскорее закончить историю. При этом качество получилось посредственное.

С институтом, зубрежками по-моему перебор. Преподы вначале строгие и жестокие в конце книги переродились в «опекунчиков» Саши, все её проступки сразу прощались и все ей было по плечу. Конец прочитал скорее по иннерции, чем из любопытсва. Если и были в книге интересные идеи, то они потонули в океане «воды».

Итак, увы книга для одного раза. Не хочется обижать соотечествинников, но так оно и есть.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну почему, почему следовало заканчивать именно так? Середина учебы, третий курс, еще ничего не кончено. А если она пролетела, почему в подробностях не описать, что бывает после этого. На протяжении всей книги одни только странные намеки относительно того, что бывает после неудачи. Безусловно, это очень хороший роман. Хорошо все продумано с точки зрения психологии. В большинстве подобных произведений действующие лица ведут себя нереалистично, мы вели бы себя совсем по-другому. А тут хорошо показаны переживания всех участников действий. Один минус — концовка. Похоже на незаконченную мысль.

Оценка: 9
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затягивает настолько,что начинаешь думать,а может и правда такое возможно. Оценка высокая — 10.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я б в волшебники пошел, пусть меня научат». Кто не мечтал о таком? Быть всемогущим волшебником — это так здорово! Хочешь — новую игрушку получишь. Хочешь — сложнейший экзамен на «отлично» сдашь. Хочешь — и самый красивый парень падет к твоим ногам.

Наверное, и героиня книги Саша Самохина о таком мечтала не раз. И не знала, что ее наивным мечтам суждено сбыться. Но совсем не так, как хотелось бы.

Что уж тут скрывать, я люблю книги Дяченко. Каждая из них открывает мир, окунувшись в который начинаешь чувствовать себя маленькой соломинкой, бешено несущейся в круговороте событий. И что странно — книги-то чаще всего не динамические, не переполненные событиями. Скорее, спокойные, размеренные. Но погружение в них полное. Полное соединение с героями. И от этого кажется, что из книги не вырваться. Начинаешь жить с героями, переживать с ними, любить, страдать. И с последней точкой получаешь такой пинок, что еще, закрыв книгу, продолжаешь лететь вперед. Каждая книга авторов Дяченко переворачивает внутренний мир. И взгляд на внешний тоже. Рушит устои, понятия, привычки, делает тебя другим. Пусть немножко, но другим. Соединяет всеобщий страшный Макрокосмос с твоим не менее непонятным Микрокосмосом.

«Vita Nostra» не исключение. На меня книга произвела сильнейшее эмоциональное впечатление, заставила пересмотреть себя. Изнутри. И многое дала понять. Человек может многое, даже невозможное. Все в его власти. Он — Творец! Но таковым человек может стать только тогда, когда переступит Черту. Свою. Ведь у каждого она своя.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное свойство этой книги заключается в том, что читается она с интересом, взахлеб, но впечатление, послевкусие если хотите, оставляет исключительно неприятное. Почему так происходит, объяснить сложно. Возможно все дело в том, что Дьяченко пишут очень хорошо, и поневоле повествование, даже чрезвычайно неспешное, увлекает читателя, словно раз за разом накатывающие на уставшего человека волны дремы — противостоять сложно, да и вроде бы не хочется. Но, собственно, кроме хорошего языка в романе больше ничего нет. Сюжет безбожно затянут (те десятки страниц, которые заняли попытки «услышать», были самыми скучными страницами, которые я когда-либо читал), персонажи, не смотря на все старание авторов придать им индивидуальность и глубину, совершенно не запоминаются и не вызывают желания им сопереживать, а общее полотно идеи изрешечено смысловыми пробелами.

Мои 4 из 10.

Оценка: 3
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз я прочитал «Vita Nostra» сразу после выхода книги, в 2007 году, летом, и только сейчас перечитал.

Собственно, впечатления почти не изменились. Но, читая этот роман в первый раз, я невольно относился к нему скептически – уж больно разочаровал «Варан», да и «Алена и Аспирин» хотя и неплохая книга, да все не то. Конечно, «Пентакль» неплох, но его-то не только Дяченко писали. В общем, ждал подвоха на каждой странице.

Теперь эта книга уже почти классика – если, конечно, бывает классика четырехлетней выдержки. «Vita Nostra» стала не просто еще одним романом известных фантастов, но однозначно культовой книгой. Поэтому сейчас уже не заметно каких-то, может быть, порожденных самовнушением недостатков, которые казались мне тогда существенными. Видимо, творчество авторов развивается по спирали – «Цифровой…» совсем не порадовал, но это внушает оптимизм – «Мигрант» должен быть, в таком случае, просто замечательной книгой.

Идея мира-текста в наше время, увы, не нова. Более того, совпавшие эпоха постмодернизма в искусстве и эра торжества кибернетических технологий сделали эту идею ключевой для литературы второй половины XX века. Тем сложнее было авторам сказать в этой теме что-то новое.

Как абстрактный философский эксперимент, «Vita Nostra» крайне интересна. Ведь если Вселенная – текст, кто же тогда – слова?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оказывается, слова – это личности. Люди – воплощения слов, они относятся к разным частям речи, и это определяет их личные свойства и черты характера, их убеждения и взгляды на жизнь. И крайне важно, чтобы некоторые из этих людей-слов покинули человеческие оболочки и перешли в мир чистой информации, получив возможность напрямую влиять на мироздание. Этим и занимается таинственный Институт Специальных Технологий – находит таких людей и помогает, а то и заставляет их исполнить свое предназначение.
Этапы превращения человека в слово описаны авторами ярко, вплоть до физиологических подробностей и детального анализа изменений сознания. Вообще, при всей безумности используемых Институтом методов, их описания обладают такой убедительностью, что приходится напоминать себе, что это не имеет отношения к реальности. Видно, что Сергей Дяченко более чем заслужил диплом психиатра.

Я не согласен с тем, что раскрытие главной тайны сюжета ближе к середине романа как-то снизило интересность. Конечно, до этого в книге присутствовал элемент триллера, но и после того, как цель существования Института стала известной главной героине и читателям, остается главная интрига – сможет ли Саша преодолеть все опасности и помочь друзьям? К тому же, в первоочередную задачу авторов вовсе не входило напугать читателя. В первую очередь, «Vita Nostra» — роман философский.

Самое интересное, что на этот раз, похоже, авторы не построили свое произведение на моральном эксперименте. В «Vita Nostra» на первый план выходит метафизика, размышления о структуре бытия и смысле существования разума, о взаимосвязи материи и информации, о возможности изменять мир. Но, конечно, как в любом не примитивном литературном произведении здесь присутствуют самые разные вопросы и ситуации, в том числе и связанные с нравственной проблематикой.

Здесь хочется упомянуть одну подробность. Меня несколько смутило, что за проступки студентов Института приходится расплачиваться их родственникам. Поначалу чувствуется в этом что-то совершенно неправильное: все же одно дело – применять наказания к ученикам, и совершенно другое – заставить страдать совершенно посторонних и ни в чем не повинных людей. Впоследствии появляется некое объяснение – Фарит Коженников воплощает некое глобально грамматическое правило, а, следовательно, инициатором наказаний выступает не он сам, а вся система мирового Текста, законы, по которым он существует. То есть образ этого наказания метафоричен – если человек не станет делать то, что должен, а будет предаваться лени, унынию или другим слабостям, то от этого пострадает не только он сам, но и окружающие. Несмотря на то, что мысль, в общем-то, верная, некоторый нехороший осадок от того, как она выражена, остался. Впрочем, это мелочи.

Ну и еще подметил забавный момент – главы, посвященные первому семестру обучения Саши в Институте, некоторым моим знакомым, закончившим вузы и учащимся в них, показались тонкой пародией на эти учреждения. Да я и сам иной раз не мог удержаться от улыбки, сразу вспоминая студенческую общагу.

Итог: если «Шрам» — это вершина психологического этапа развития прозы Дяченко, а «Армагед-дом» — социального, то «Vita Nostra» стала главной книгой нового, философского уровня их творчества, открытого еще простой, но удивительно поэтичной повестью «Эмма и Сфинкс». Чересчур смело, пожалуй, было объявлять об открытии нового цикла произведений – что ни говори, а такие книги даже у Дяченко получаются не всегда – и «Цифровой…» даже близко не дотянул до уровня «Vita Nostra». Что же , собираюсь в ближайшее время взяться за «Мигранта…», о нем отзывы гораздо благосклоннее. Ну, а «Vita Nostra» — настоящий шедевр.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Слушал аудио в исполнении Игоря Князева. Качество озвучки и проработки текста очень высокое!

В книге хорошая позитивная утверждающая концовка, но первую половину пацанам слушать будет тяжеловато, главный герой девчонка и идёт непрерывный поток женского психо, замешанного на неуверенности и безысходности. Правда авторы рисуют иногда интересные картины институтского обучения и жития-бытия в общаге — первое время только это поддерживало мой интерес.

В целом тема запредельного развития человека проработана тщательно — начинаешь верить, хотя саму систему обучения считаю абсурдной и опасной. Известные Мастера-мистики (Будда, Лао-цзы, Пифагор) могли многие годы не передовать никаких тайн и техник своим ученикам, пока те не утверждались в ДОБРОТЕ. Раскрыть свою потенциальность можно как в СВЕТ, так и в дерьмо, которое ещё важно называют тьмой. А после изменить ничего нельзя — это навечно. Здесь же ребята, пусть каждый и со своими сложностями, но все искусственно позитивные. И их, находящихся в крайне неустойчивом состоянии натаскивают на такие термоядерные знания, что данная школа просто мечта для Наполеонов и Гитлеров. Можно также вспомнить Сталина, который недолго был учеником Гурджиева и уловил только крупицы оккультных знаний.

В книге одна психология, приключений нет — они здесь абсолютно лишние и у меня ассоциаций с Гарри Поттером и другими фильмами не возникало.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Vita Nostra. Книга, собравшая множество премий и самые лестные отзывы читателей. Именно поэтому я и решил ознакомиться с ней. К тому же, рекомендатор FantLab’а настойчиво ее мне предлагал :smile:

После прочтения осталось ощущение непонятности и недоумения. Зачем все это? Зачем городить огород из непонятного таинственного института (тут сразу же напрашивается ряд аналогий), зачем жутковатые учителя и ученики старших курсов? Для атмосферности? Местами получается. Наверное, авторы хотели показать... Нет. Стоп. Буду говорить о том, что увидел в книге я.

Увидел мораль и истины, которые по сто раз пересказывались. «Слово — это творение», «Молчание — золото» и прочее. Показать жизнь и становление человека после школы, который перешел на новый этап. Преодоление чего-то, стремление к чему-то, поиски смысла жизни. Все это я увидел, и все это старо. Но как сказал один человек: «Если истина избита, то пора ложиться и помирать». Согласен, редкая книга приносит что-то новое, но ведь можно все подать вкуснее. У четы Дяченко это не получилось. Все те мысли, что я обозначил выше и которые я увидел в книге, поданы вычурно, гротескно и местами очень сильно гипертрофированно.

Нередко складывалось ощущение, что авторы сомневались, понятна ли та или иная мысль, и они по десять раз к ряду объясняли ее снова и снова. Вот и получается, что правильные, по сути мысли похоронены под грудой непонятно к чему сказанных слов, действий и мотиваций.

Долго, нудно и непонятно зачем. Скорее всего, книга будет интересна студентам, потому что это все про них. Тем кто пережил все это на своей шкуре (я думаю что все кто учился, увидели опять же нарочито вывернутый образ студентов) будет не очень интересно.

Оценка: 1
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда жена притащила из универа эту книгу, отнесся весьма скептически. Думал, очередная фэнтези-сказочка для школьников, тем более, и главная героиня — выпускница... Начал читать и понял, что это лучшее из современной фантастики постсоветского пространства, попавшее мне в руки за последние 5 лет. Сочный, образный язык. Стройная филосовская концепция авторов. Но не это главное, книга позиционируется супругами Дяченко как «психологическая фантастика». Полностью согласен. В центре романа — психика, внутренний мир главной героини в динамике. Психологические аспекты превращения простой домашней девочки, привязанной к матери, в.. А во что, узнаете, прочитав. Прочитать рекомендую непременно.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В своём отзыве буду краток. Тут до меня оставили свои мнения почти двести человек, поэтому вряд ли смогу быть оригинальным. Скажу только, что впечатление книга произвела потрясающее. Я читал и не мог остановиться. Я вжился целиком и полностью в тот мир и не хотел оттуда возвращаться. Книга необычная. В отличие от многих других хочется её не прочитать, а прожить. И столько эмоций и почти физических сил затрачивается, что понимаешь — второе чтение будет другим, а первого уже не вернуть. Оригинальная книга.

Конечно, сразу приходит в голову, с чем можно сравнить её или некоторые моменты. Во всяком случае сходство по впечатлениям имеет место быть. Вот когда мне в детстве случайно попала в руки книга «Осенние визиты» Сергея Лукьяненко, чтение было таким же завораживающим. Я думал, что такого странного чувства и настроения уже никогда не переживу. А вот пожалуйста — Vita Nostra. Ещё один роман Сергея Лукьяненко. «Ночной Дозор». Если кому-нибудь довелось прочитать эту книгу ещё ДО выхода по ней фильма и до бешеной популярности, ещё практически ничего другого не зная из творчества писателя, те меня поймут. Во время чтения находишься в странном мире на границе с Сумраком. Так и здесь. Дождливо-осенне-печальное настроение. Или вот Фарит Коженников. Как наяву напомнил мне персонажа из романа Вадима Панова по имени Зорич из книги «Все оттенки чёрного». В таких же непроницаемых чёрных очках, такой же таинственный. Этот роман помнится больше всех меня задел за живое из первых о Тайном Городе. Давно это было. Но воспоминания остались очень сильные. Хорошо, когда от прочитанного остаётся такое. И вот сейчас Vita Nostra так живо обо всём напомнила. Это дорогого стоит. Когда книга ТАК воспринимается. Ну и конечно же жаль, что роман закончился на третьем курсе Сашиного обучения. Я конечно не говорю, что том должен быть толще и продолжаться дальше. А вот продолжения конечно хотелось бы. Уже отдельной книгой. Ставлю высший балл с лёгким сердцем.

P.S. Вспомнилось, как думал и гадал, что же это за странное учебное заведение такое. И чему там учат студентов. И кем они станут. Конечно, такой острой заинтересованности, как у героини у меня не было, я знал, что ответ обязательно будет и это будет как минимум оригинально, но интерес конечно был. И конечно же я строил какие-то догадки. И знаете что? Разгадка не так порадовала меня, как бы мне хотелось. Почему? Для начала скажу, что начиная с последней части роман пошёл на спад. Стало уже не так интересно. И возникало двоякое впечатление. С одной стороны казалось, что авторы льют воду и один и тот же сюжетных ход гоняют по кругу снова и снова. Это бесконечные Сашины переживания, родители, малой в её семье, угроза их жизни и здоровью. Конечно понятно, что ведущим показателем для авторов является психологическая достоверность, но в данном случае это не идёт на пользу повествованию. С другой стороны противоположное явление. Вот до конца книги осталось пятьдесят страниц, ничего ещё не ясно и становится видно, как процесс искусственно загоняется и в спешке сворачиваются или остаются незаконченными линии сюжета. Многие. Большое количество. Вот например книга закончилась, а нет даже намёка на объяснение дальнейших судеб многих почти главных героев.

Это и многое другое. Преподаватели института и кураторы. Если выяснилось, что они никогда не были рождены как люди, а были искусственно созданными сущностями, сказанными кем-то Словами, то возникает вопрос, почему нет даже крохотного намёка на источник этих Слов? На того, кто их сказал? Более того, нет никакого намёка на природу существования этого института. Откуда он такой взялся и под чьим надзором находится. Хотя может быть это и правильно. Я вот сейчас понимаю, что ответ на этот вопрос или намёк на ответ по сути-то и не нужен. Может оно и к лучшему, но тем не менее. А вот очень интересующий вопрос — что там дальше, после экзамена на третьем курсе? Куда дальше перейдут учиться студенты? Этот вопрос очень бы хотелось задать.

Когда выяснилось, кем станут учащиеся и кем становятся, пришло лёгкое разочарование. Конечно понятно, что отталкивалось при написании от понятия того самого СЛОВА, но могло бы всё быть намного изящнее. А то как-то неожиданно началось: вот это глагол, вон тот тоже глагол, да не такой, этот местоимение, а тот вообще знак препинания. Как-то неблагозвучно это всё ни для магического реализма, ни для городского фэнтези. Нет, ну на самом деле!

С концовкой же как раз всё понятно. Только остаётся зависший в воздухе вопрос: это Саша произнесла Слово, стала Творцом и Создателем? Или же сама стала точкой и толчком к Большому взрыву в новой Вселенной? Хочется надеяться, что это не так и останется ей ещё время пожить и человеческой жизнью тоже.

P.P.S.- В любом случае книга очень понравилась. Хороший и ощутимый вклад в нашу отечественную фантастику.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх