fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
5286
Моя оценка:
-

подробнее

Vita nostra

Роман, год (год написания: 2006); цикл «Vita nostra»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 338
Аннотация:

Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Со слов авторов:

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем,

призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справится с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.


Входит в:

— условный цикл «Метаморфозы»  >  цикл «Vita nostra»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2787 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей»)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга русскоязычного автора

лауреат
Мраморный фавн, 2007 // Роман

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ

лауреат
Мечи, 2008 // Лунный Меч

лауреат
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

лауреат
РосКон, 2008 // Премия премий

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина)

Номинации на премии:


номинант
Астрея, 2008 // Роман

номинант
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Vita Nostra
2007 г.
Vita Nostra
2008 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Vita Nostra
2019 г.
Vita nostra
2021 г.
Метаморфозы
2022 г.
Vita Nostra
2023 г.

Электронные издания:

Vita Nostra
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Vita Nostra
2007 г.
(украинский)
Vita nostra
2008 г.
(польский)
Alekszandra és a Teremtés Növendékei
2009 г.
(венгерский)
Віта Ностра
2013 г.
(украинский)
Vita Nostra
2018 г.
(чешский)
Vita Nostra
2018 г.
(английский)
Vita Nostra
2019 г.
(французский)
Vita nostra
2021 г.
(португальский)
Vita nostra
2021 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В чем особенность одновременно интересных и хороших книг? В том, что их «проглатываешь», а после прочтения понимаешь, что нужно было пережевывать крайне вдумчиво. Кажется, что при быстром чтении какие-то тонкие смыслы и некоторые аспекты авторского замысла остались «вне фокуса».

Роман о самоопределении и призвании. Отойдя от магической составляющей книги, мы и на бытийном уровне получим сонм важных вопросов, поднимаемых авторами. В чем твое предназначение? В чем твоя особенность? Где смыкаются и смыкаются ли вообще ответы на вопросы кем ты хочешь стать и кем ты должен стать? Авторы отвечают четко — важно то, кем ты должен быть. Твоя судьба.

Вопрос об определении предназначения и о способах достижения. Какие мотивации работают и какие стимулы действуют. Во время собственного обучения на каждого из нас действовали стимулы двух типов:

положительные — стремление к цели, поиск одобрения, нацеленность на будущее.

И отрицательные, коих на самом деле было немного — боязнь неодобрения и нежелание расстроить родителей, вот собственно и все. Теперь представим себе, что будет, если вместо внутреннего побуждения свободной воли, мы приложим к своему обучению только два мотиватора — принуждение вместо выбора и СТРАХ. Как изменится качество обучения? И во всех других аспектах жизни — как изменится качество функционирования индивида?

Совершенно ясно, что первокурсники в романе глубоко несчастны, напуганы и охвачены отчаянием. Но их вовлеченность в учебный процесс и результаты заставляют задуматься — может быть полезно для достижения цели оставить вне внимания субъективные ощущения и отнестись к себе, как к функции? И немодный ныне принцип «ради цели через не могу» помогает эффективно добиваться от себя нужных результатов?

Очень-очень рекомендую к прочтению! Особенно студентам в период «я-не-могу-это-выучить-у меня-кипят-мозги»

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действительно, «Vita nostra» — одна из вершин постсоветской фантастики. В основном благодаря своим литературным достоинствам, прежде всего психологической составляющей. В фантастике эту составляющую встретишь нечасто. Что касается исследования механизма страха, то это одна из самых сильных книг, которые мне попадались. А к сюжету есть вопросы.

Итак, некие кураторы находят подходящих старшеклассников и силой заставляют их поступать в Институт специальных технологий. Там детей превращают в элементы Гипертекста, который якобы лежит в основе мироздания. Так, по крайней мере, представляется самим студентам. В институте у них выжигают человеческие качества и прививают надчеловеческие, то есть нечеловеческие. Первый вопрос — кто или что стоит за этим процессом.

Ответ лежит на поверхности, даже если авторы и не имели его в виду. Основной метод работы с будущими и настоящими студентами — унижение, запугивание, издевательство, террор против близких. Всё остальное — как исключение. Разговоры о неизбежности, о предопределении, об автоматическом действии неизвестных вам, дуракам, законов — это универсальная формула оправдания рукотворных пакостей. Существа или сущности, взявшие данный метод за основу, могут принадлежать только к миру зла. Следовательно, Гипертекст, если он существует, есть гипертекст зла, которое пытается овладеть нашим миром.

Второй вопрос — о перспективах процесса. Здесь есть основание для глобального оптимизма. В переводе с языка Гипертекста на любой из человечьих языков, принятыми методами можно получить либо тупых рабов, либо хитрых врагов, которые притворяются тупыми рабами. Выпускников, способных в лучшем случае латать дыры, но не развивать достигнутое. Финальный эпизод принципиально ничего не меняет. Это субъективное ощущение Саши, и одной только Саши, возможно, вообще мираж, а методы — реальность. Перспективы нет. Новые поколения кураторов будут совершать старые ошибки, пока вся затея окончательно не провалится. А туда ей и дорога.

Вообще-то, меня волновали не столько проблемы сомнительного Гипертекста, сколько судьба детей, которых силой превращают в слова. За детей страшно. Детей жалко. Всех. Симпатичных, неприятных и едва промелькнувших. Прошедших через все фильтры и отсеянных неведомо куда. И преподавателей жалко. Их тоже в своё время превратили из людей в материал. И никто даже не успел толком пожить.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

прочитала пол-страницы не очень лестных комментариев, и поэтому решила оставить свой.

книга предлагает нам, отбросив рамки привычного и обыденного, попробовать представить что мир не только такой как мы привыкли его воспринимать, как говорят ученые стол на самом деле совсем не твердый, просто нашему мозгу удобно его таким воспринимать... как то так, и 2*2=4 только потому что как то давно решили так считать, и от этого пошло все остальное. но вот большинство критикующих комментаторов, очень крепко держась именно за те рамки, кричат про фашизм, мучение котенка, и как противно про прокладки...откуда взялись преподы института — ха-ха- вы еще спросите где он находится, надо ж съездить посмотреть «шо и как»

ну не знаю.... читать мне очень понравилось, противно не было, смысл поняла, как по мне все садистские штуки в книге понятно за чем, ну а то что автор решил так привести героиню к просветлению, а не посредством наблюдения за цветением сакуры — ну в других книгах наверное бывает по другому.хотя я так и не припомню в каких... почему-то высшее обычно достигается через страдания... если это не так пишите, я с удовольствием прочитаю книги позитивнее этой. и вообще кто сказал что хорошую книгу всегда приятно читать?

я читала дважды, первый раз была заворожена гипнотическим сюжетом, второй уже зная что будет читала вдумчиво,думаю и еще перечитаю. какая разница или мир гипертекст, или набор цифр, или симфония, все это одно и то же и не важно — книга о том как трудно стать чем то большим чем ты являешься, выйти за рамки которых даже не осознаешь, пожертвовать привычным и комфортным ради чего-то высокого и не для себя. да и просто делать что-то нужное, а не жить впустую. (но об этом есть отдельная книга Алена и Аспирин :) )

моя оценка 9

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, если после прочтения книги, пусть даже и хорошей, человек пишет отзыв с порядковым номером 158, он должен делать это с каким-то особым смыслом, ибо предыдущие полторы сотни рецензентов уже настолько подробно разложили роман по косточкам, что мне к этим оценкам по существу, добавить нечего. Я просто хочу сказать вот о чем. Так уж получилось, что я принципиально не читаю русскоязычную фантастику. Ну извините — не могу. Как-то и мне уже «не шешнадцать», и вырос я на Шекли, Азимове, Хайнлайне, плавно перешедших в Желязны, Фармера, Дика etc., а после них читать Васю Головачёва, хвалить Лукьяненко и делать вид, что Перумов — писатель, считаю преступлением, и никто меня в этом не переубедит, бесполезно. Поэтому неоднократно из плотно сбитой обоймы наших авторов я пытался выхватить очередное расхваленное имя, вчитываясь в книгу с огромной надеждой (ну вот, наконец-то...), но каждый раз с сожалением откладывал автора в сторону, и причём не просто откладывал, но ещё и плевался при этом. Смутно подозреваю, что здесь, на Фантлабе, я такой не один.

Так вот, я обращаюсь к таким же, как я, ненавистникам отечественной фантастики, признающих только фантастику англо-американскую. Господа! Я ждал этого момента двадцать лет. Хотели Вы этого или нет, но рано или поздно количество должно было перейти в качество, законы диалектики действуют и на территории бывшего СНГ, и вот, наконец, это действительно произошло. Марина и Сергей не просто написали хорошую книгу — они П Р О З В У Ч А Л И, прозвучали настолько мощно, ярко и красиво, что этой своей книгой переплюнули и своих соотечественников, и большинство зарубежных коллег, строчаших как под копирку свои многотомные сериалы, и пытающихся убедить нас в том, что это дескать и есть настоящая фантастика. Нет, господа, это не так. Настоящая фантастика — это «Vita Nostra». Тот самый роман, который Вы всё ещё боитесь прочитать. Н Е Б О Й Т Е С Ь.

КРАТКО О КНИГЕ: Первая отечественная фантастическая книга, за которую мне не стыдно.

ДОСТУПНЫЕ АНАЛОГИ: Замахнулись в ту же сторону, что и Ф.Пулман в своих «Тёмных материях»

ОЦЕНКА: 9 из 10, замечательно!

НАДО ЛИ ЧИТАТЬ: Обязательно. Не оторвётесь, пока не дочитаете до конца.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда дочитала эту книгу до конца, то первый вопрос, который пришел мне в голову, был «Зачем я это читала??»

Было стойкое ощущение, что ничего, ничего не дало мне это произведение.

Ни хорошего настроения, ни плохого настроения.

Ну разве что осадок неприятный остался.

Читать интересно было где-то до середины, а потом все стало предсказуемо, и я дочитывала уже по инерции.

Ничего нового или хотя бы наводящего на размышления для себя не почерпнула.

p s Вот смотрю все, а времени от времени кто-нибудь да минусует мой отзыв.

А что в моем отзыве такого? Всего лишь мое мнение. Которое, наверное, не очень-то нравится некоторым поклонникам вышеупомянутого произведения.

Если кого-то вдохновило сие произведение — пусть так.

Для меня оно сыграло лишь одну роль — в значительной степени отвратило от творчества М. и С. Дяченко. Мы все же, видимо, разные люди, потому и книги мне их не близки. Хоть эти авторы и прекрасно пишут, интересно. Но не мое это все же.

То же с «Vita Nostra». Герои — как всегда — жертвы жутких обстоятельств, поступки их тоже — не без корчей и изломов, и за всем этим видна работа мысли авторов. Работа, которая меня не согрела и не вдохновила. Даже в конце. Да и свой у меня взгляд на трактовку прописных истин.

Единственное, что могу сказать положительного, — это то, что многим эта книга очень даже понравится. Потому как, может, кто-то и задумается об этих прописных истинах, увидит и прочувствует какие-то вещи по новому.

Оценка: 2
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начну с того, что читала книгу на украинском, и кажется, мне достался перевод. Ненавижу читать переводы, когда отлично знаю язык оригинала.

Итак, общее впечатление. Как книга разделена на три части, так и у меня три раза сменилось настроение при прочтении.

Первая часть захватила. Разыгрывается интрига, с нетерпением ожидаешь, что же будет дальше!..

Во второй части увлекательность пошла на спад. Учеба, учеба, учеба – не совсем, кстати, понятная, так как половину умных слов из образовательного процесса я не поняла. Кое-какие события, явно задуманные захватывающими (метаморфозы героини, ее вмешательство в природу ребенка) все же не позволили отложить книгу. Но и не спасли те положительные впечатления, возникшие в первой части. Ни видимого продолжения прежних интриг, разгадок на предыдущие загадки, ни интриг и загадок новых. Ах да, были еще метания Сашки между двумя парнями… Но это меня зацепить не могло изначально, так как я давно вышла из того возраста, когда подобные вещи вызывают жуткий интерес. В общем… Скучная вторая часть.

Третья стала интересней. Кое-какие развязки предыдущих интриг присутствуют. Порадовал момент, когда Сашина мама приехала в Торпу – хоть какая-то встряска в сюжете. Но третья часть содержит еще и не очень удачное окончание. Почему неудачное?

Половина учебного процесса, включая всякие философские размышления, описана так, что мне было просто непонятно, как изменится природа студентов после переводного экзамена и вообще после выпускного. Я рассчитывала, что хотя бы в конце, на экзамене, к которому и шла вся книга, мне покажут Сашку-глагол повелительного наклонения, я увижу и пойму, кем она стала. И этого было бы вполне достаточно. А тут мало того, что не показали результата описываемого всю книгу процесса, так еще и сделали героиню каким-то Паролем, насмерть перепугавшим половину преподавателей. Сам по себе сюжет, когда ученик превосходит все ожидания учителей и самих учителей – жуткий баян. Испуг учителей в таких сюжетах выглядит примитивно. Создалось впечатление, что такую концовку замутили чисто для пафоса.

Многих разъяснений мне не хватило. Когда стало понятно, что монеты, которыми рвало героиню, несказанные слова (а это стало понятно уже в институте), тогда же стало интересно: а тогда, на море, в парке – какие именно слова она не сказала благодаря своим утренним занятиям?

Также не хватило объяснения, чем Лиза такая особенная, что ее заданиями было спать с незнакомцами. И зачем так обязательно нужно было лишать Сашку девственности? Задание она выполнила, а как это на нее повлияло, читателю не поведали.

А еще возник вопрос, для чего в таком специфическом вузе нужны самые обычные предметы: математика, английский, история, право, физкультура? Английский можно объяснить тем, что он, как-никак, тоже связан со словом; математика – с геометрическими фигурами и телами, упражнения с которыми выполняют студенты. А вот правильная ли моя версия, осталось непонятным. Про необходимость остальных предметов вообще молчу.

Ну и почти в самом конце: зачем нужно было предлагать героине вернуться в прошлое и не знать, ни Фарита, ни института?

Теперь о нелогичностях.

Начать все с тех же монет. Если это несказанные слова, то почему они появляются из желудка в приступе тошноты? Да, слова выходят изо рта, но на выдохе, то есть, пищеварительная система к этому процессу не имеет никакого отношения, в нем задействованы дыхательные органы. Так не логичнее было бы, если б героиня внезапно испытывала удушье, пыталась откашляться, и именно в этот момент появлялись монеты?

Дальше меня постоянно удивляла логика преподавателей. Особенно нападки на бедную Сашу. Институт настолько старый, что даже учебники потрепанные. Сколько поколений студентов здесь уже проучилось? И что же, преподавателям никогда не попадались очень усердные студенты, которые из любопытства самоучкой шли вперед программы? Ой не верю, что Самохина – первая такая! А они, бедные, в растерянности, не знают, как девочку контролировать, прям целый консилиум нужно было собирать!

Нелогичным выглядит и поведение преподавателей, когда после несчастного случая с ребенком они дружно ругали Сашку. Если они такие опытные, то должны были предусмотреть вариант, что девочка сорвется. Зачем Стерх отпустил ее домой, отделавшись толерантным «я бы не советовал»? почему не запретил ей ехать?

А если уж чуть не случилась беда, в чем, собственно, виновата Сашка? Да и не только в случае с ребенком, а и когда она делала лишние задания? Да, студентам никто ничего не объясняет, мотивируя тем, что «еще не доросли до понимания» и приводя в пример совсем маленьких детей, которых тоже воспитывают без объяснений сути вещей.

Но ведь детям хотя бы объясняют последствия! Не сунь пальцы в розетку – ударит током, будет ожог и будет больно. Ни играй со спичками – будет пожар, все в доме сгорит. Почему Стерх не мог предупредить Сашку «не делай ничего с ребенком – это может угрожать его жизни»?

Первое из двух самых крупных разочарований я испытала тогда, когда Сашку подсадили на колечко, то есть, закрыли в одном повторяющемся дне, чтобы она подтянула программу Стерха.

Ну хорошо, но если существует такой способ, почему его нельзя было применять и к остальным студентам? К тому же Косте, вместо того, чтобы убивать бабушку? Не такой страшный метод? Но ведь в без конца повторяющемся дне наверняка есть свои ужасы, которые могут представляться даже страшней любых ужасов реальных.

Второе разочарование, в принципе, похожее. Когда Фарит предлагал Сашке вернуться в шестнадцать лет, начать жизнь сначала, а вся ее учеба в Торпе воспримется, как сон. Если существует такая возможность, почему бы не возвращать назад тех, кто не сдал экзамен? В конце концов, есть же и такой вариант, что не все люди захотят становиться словами. Ну вот не захотят – и все, и никакие Фаритовские страшилки не помогут. Почему нельзя поступить с ними более гуманно, чем превращать в картинки, как Захара? (Захар – персонаж, которого мне по-настоящему жаль).

Вообще после таких сомнительных заданий, как купаться голыми, спать с кем попало и в обязательном порядке лишаться девственности мне уже не верится в то, что героям открывается некий очень гармоничный мир, который намного лучше знакомого им мира. Этой благодатной гармонии я не увидела. Ну научилась героиня летать, манипулировать со временем – а испытывать чувства должна разучиться. Нужны ли мне крылья, нужна ли власть над временем, если воспоминания о предыдущей жизни я должна воспринимать не более, чем проекцией событий, и при этом мне даже должно быть все равно, реальные события или выдуманные? Авторы честно сказали, что герои перестают быть людьми, но нисколько не убедили меня, читателя, что быть словом – лучше.

Да и в целом сложилось впечатление, что гипертекст – чернушный роман. Ну, если посмотреть на наш мир, то легко поверить в такую версию. Но мне на месте героини было бы так неприятно звучать именно в этом жанре!..

Хотя и без позитива тоже не обошлось.

Главное положительное впечатление от книги – это потрясающая институтская атмосфера! Я никогда не училась в вузах, и сейчас мне показалось, что с книгой я пережила нечто, что безвозвратно упустила в далекой молодости.

Был и один прикольный момент: при первом же описании внешности Портнова мне представился Дмитрий Борисенков из Черного Обелиска. И дальше, где читаю – Портнов, хоть убейте, Борисенков видится. Даже в очках, хоть Дмитрий Александрович их не носит. Даже с сигаретой, хоть он и не курит!

PS. Якобы по книге планируется фильм http://www.kinopoisk.ru/film/807651/ Было бы интересно посмотреть. Заодно проверить, улучшат сюжет экранизацией или ухудшат.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оригинал отзыва с иллюстрирующими его смайлами лежит здесь http://youthworld.4bb.ru/viewtopic.php?id=260

Оценка: нет
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вначале было Слово. Именно так хочется сказать мне начиная свой отзыв.

По прочтению у меня все выбивается из ума: что? как? почему? Роман оставляет после себя целую плеяду вопросов, предлагая читателю самому разобраться в произошедшем. Да и не только вопросов, поданная авторами идея не отпускает, вкрадывается мозг, заставляя его работать на полную катушку. Сложно воспринимать такой текст, еще сложнее понять всю странность этих метаморфоз. И не потому что сложно, что не вникнул, а потому что мозг завален напряжением, отказываясь мыслить шире.

Но что такое внутренняя метаморфоза? Авторы замечательно разворачивают картину, кадр за кадром демонстрируя грани происходящего. Чем дальше в лес тем больше рушится рамки позволяя расширить свое сознание. Пройти полностью с главной героиней метаморфозу, будет сложно, кому-то не понравится отсутствие динамики в сюжете, другому идея, а третьему еще что-нибудь. Роман конечно не для всех, вникнуть, понять, осознать и стать его частью сложно, но иначе нельзя если вы хотите почувствовать весь аромат данного труда. Эта книга нечто больше чем фантастика, она сродни Литературе: качественный, умный, вылизанный, интеллигентный текст на искушенного читателя. Спустя какое-то время умирает даже чувство фантастичности, вживаясь полностью в роман, предлагая нам изумительный текст. Первое сравнение в этом качестве поставлю «Мастер и Маргариту» в которой мистико-фантастический элемент сживался с текстом превращаясь в Литературу, тут мы видим тот же эффект.

Как бы я не любил «Эмму и сфинкс» которая тоже бродит на грани Литературы и фантастического смысла, волшебно-мелодичного «Хозяина Колодца» с его философским стилем, эта книга вне всяких похвал. Такие жемчужины огромная редкость, но когда отрываешь их, понимаешь что этот текст самобытен, невероятен и лучшая книга написанная за долгое время на русском пространстве. Скорее одна из лучших, но таких вышло с нулевых очень и очень мало к нашему сожалению.

Дяченко прыгнули очень высоко и это им удалось, сплестись в единую вязь с древним словом, стать частичкой мирового достояния в лице литературы. Именно так и говорю, можете спорить, ругаться, но как иначе? Это мое мнение и слово. Меня этот роман задел, тронул за живое, обнажил, показал идею которую сложно высказать но легко подобрать слова. Очень сильно впечатляет, явно один из лучших романов с фантастическим антуражем в современной России. Конкурентов этой книги очень мало, чтобы грамотно и ярко, да еще глубоко и со смыслом.

Итог: вначале было слово. Читатель слово. Писатель слово. И вся вселенная слова.

Великолепно! Аплодируя стоя! Для меня настоящая веха, слово, смысл, и наконец книга на русском пространстве! Дяченко перепрыгнули и Олди, и авторов такой же плеяды.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первый роман прочитанный мной у данных авторов. В начале чтения было желание бросить и поставить плохую оценку — ну нельзя так плохо обходится с детьми, тем более, негатива сейчас в нашей жизни очень много. Я продолжал читать далее, интерес нарастал с каждой прочитанной главой — это прям как снежный ком. И вот ловлю себя на мысли, что невозможно оторваться, хочется читать и читать дальше, чтобы узнать, чем все это закончится. Роман дочитан — история с открытым финалом, я в восторге, есть над чем подумать. Рекомендую к прочтению всем — 9 баллов произведение однозначно заслужило.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно, но когда я прочитал эту книгу первый раз (лет пять назад) она оставила у меня впечатления очень глубокого, психологического и играющего сознанием и восприятием произведения. Однако недавно пробовал перечитать Vita nostra и не пошло... может я изменился за это время, а может сама книга ))

Вспоминая первое прочтение, отмечу, что сам сюжет интересный, несмотря на то что достаточно прост, но авторам удается манипулировать героями и поддерживать интригу, часто переживаешь за всем тем что происходит в изложении, иногда ненавидишь героев... все как в добротном романе, но... есть одно большое НО...

Присутствует гнетущее, какое-то отталкивающее ощущение при чтение книги. Раньше, почему-то, его не было.

Есть у Марины и Сергея Дяченко и лучшие творения, мне например, больше нравятся Хозяин Колодцев или Варан, но Vita nostra всегда будет иметь своих почитателей, все же книга очень хорошая, не обращая внимания на минусы, оставлю высокую оценку. «Девять» из «десяти» она заслужила.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жуткая какая-то вещь, вгоняющая в чудовищную депрессию. Если бы до того не прочитала Ведьмин век и Ритуал, наверное, больше ничего от Дяченко читать бы не стала. То есть понятно, что всех нас кто-то делает по своему образу и подобию, но зачем же так тыкать носом в бессмысленность бытия и попыток хотя бы дернуться? Главная героиня крайне неприятна — совершенно аморфное, ни на что не способное существо, которое лишь смотрит в глаза тем, кто сильнее, и даже не пытается включить голову. Жуть. Больше всего хочется забыть.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то собрался написать отзыв, а с чего начать не знаю.

Ну, во-первых, роман читается просто влет, затягивает как омут. Авторы умело тянут интригу, подбрасывают крупицы информации, описывают конфликты как внешние так и внутренние. Читать очень интересно.

Во-вторых, персонажи правдоподобные, а иногда даже приятные: стерва Лиза и деловая Оксана, строгий Портнов и казалось бы, безгранично терпеливый Стерх. И студенты, и немногие преподаватели получились на славу.

В-третьих, атмосфера получилась. Просто получилась и всё, душная и вязкая. Вначале легкая летняя ностальгия постепенно меняется ощущением тревоги и страхом, ведь страх — лучший учитель.

В-четвертых, параллели. Вот не мог я не провести параллель с «Волшебниками» Гроссмана, а именно с одним эпизодом: повзрослевших студентов отправляли на севере, где они тренировались применять магию в любых условиях. ГГ сидел в небольшой келье и забивал гвоздь, внутренне моделируя различные внешние условия. Забивал и доставал, забивал и доставал, и снова, и снова... В чем-то это было похоже на изучение Сашкой модуля, монотонный труд, с целью осознания чего-то. А описания «сломанных» второкурсников и атмосфера напомнили «Дом в котором».

И в-последних, Сашка. Сашка мне понравилась, она сильная, но ее было чертовски жаль.

Итог. Хорошая книга, про университет магии (если можно его так назвать), в котором учит страх. С другой стороны роман, все-таки, портит концовка, которую я не особо понял. Как говорится «То-ли лыжи не едут...».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложное, многогранное произведение, которое невозможно понять с наскока; это не чтение от нечего делать, эту вещь надо постичь.

А для этого нужно смотреть внимательней. Издалека, не на конкретную страницу, а на роман в целом. Как на батальное полотно: нельзя разглядывать по частям, можно увидеть только целиком, и понять, что каждая мельчайшая деталь является частью целого, и целое невозможно без даже самой мелкой из этих деталей. И тогда будет ясно, что нет вопросов, которые повисли в воздухе, кроме тех, на которые просто не должно было быть ответа.

Да, тема не моя. И тем ответственней подхожу к выводу: это гениально. Целостно, закончено, продумано. Браво!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовка романа разочаровала полностью... Как-то все невнятно и притянуто за уши. Фантазии авторам не хватило? Роман Дяченко мне, почему-то, напомнил Лукьяновские «Рыцари сорока Островов». Но там у Лукьяненко с концовкой все в порядке. А ведь начиналось все очень даже неплохо-читается роман взахлеб и поначалу не отпускает. Но финал-«гипертекст», «глагол повелительного наклонения», «пароль»??? Глубоко не впечатляет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что бы ни говорили о книге — она интересна. В начале затягивает, интригует своими даже не тайнами, а их намеком, тенью. Не понимаешь где фантастика, где сны, а где мистика.

Но это в начале. Позже свыкаешься с таинственной загадочной атмосферой, как свыклась героиня. Мы видим рутину «идеальной» учебы, полного посвящения себя процессу. Без обозначения целей, без понимания смыслов. Это очень удачно передали, как и старинный атмосферный городок. Хоть и сильно критикуются методы мотивации студенческой учебной деятельности, они эти методы очень хорошо показывают, даже безжалостно показывают, кто виноват в неудачах героев, как они могли их пердотвратить. Вообще начинаешь симпатизировать главной героине даже за ее концентрацию и жажду учиться. Метаморфозы, которые происходят с ней и ее сознанием,  безусловно, описаны увлекательно. Когда героиня «застревает» ловишь себя на мыслях, что и сам как-то тормозишь, рывками пропускаешь через себя информацию. К сожалению (к моему сожалению) эти метаморфозы как будто временные, героиня стремится к гомеостазу и к старой себе. Вроде бы и взрослеет, и учебу «понимает», но выбрасывает что-то необдуманное, эмоциональное, человеческое. Как только начинаешь думать, что даже родная мама для нее уже прошлое, она дает понять, что это не так. И с обоими парнями такая же ситуация.

Концовка подкачала. Какое-то прямо разочарование. Не ожидая разгадок, и всесокрушающих признаний, ждешь жирного знака препинания в конце. Тем не менее концовка вызывает вопросы, но не Вопросы с большой буквы, как после прочтения шедевра с троеточием в конце, а какие-то небольшие вопросы: а что за тема страха у вроде бы только что бесстрашной девушки, к чему и зачем  отрицание того что так ей хотелось («прозвучать» имеется в виду). Захотела «быть» или оставить человеческое? Было бы интересно (мне естественно) увидеть перемену сознания — другое существо. Не супердевушку с крыльями и с мистическими способностями к управлению временем и бог его еще знает чем. А именно что-то мыслящее совсем по-другому другими понятиями и образами. Или не «мыслящее». Звучащее или читающееся, как там в их лингвистической структуре мира будет — не ясно.

В общем, и целом книга понравилась, но концовка бал сбила немножко. Думал будет в конце непонятнее или наоборот понятнее...

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическая НФ пишет о современных нам людях помещая их в фантастические обстоятельства с целью лучше показать какой-то аспект человеческих отношений.

И это в общем-то обусловлено тем, что очень сложно написать о людях будущего. Мог бы Жюль Верн при том, что он без сомнения был гениальным писателем фантастом описать проблемы современного общества. Нет. Для этого нужно 100 лет развития науки, общества, две мировые войны и до черта чего еще.

Но иногда нездешнее таки прорывается в книге того или иного писателя. Например у Френка Херберта в «Дюне». Увы книг такие очень и очень мало.

Vita nostra — одна из таких книг. Не думаю, что в этом списке наберется больше нескольких десятков произведений. Очень рекомендую Vita nostra прочитать.

Она не такая как Дюна. Но она о «нездешнем» разуме и очень и очень заслуживает внимания.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх