fantlab ru

Марина и Сергей Дяченко «Vita nostra»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
5295
Моя оценка:
-

подробнее

Vita nostra

Роман, год (год написания: 2006); цикл «Vita nostra»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 338
Аннотация:

Девочка-подросток Саша приезжает с мамой на юг. Море, солнце, пляж... что может омрачить отдых? Только странный и страшный человек в непроницаемых темных очках, который «никогда не требует невозможного». Так ли это — и придется проверить Сашке. Проверить, даже если придется заменить привычный, уютный мир местом, где властвует страх. И узнать на собственном опыте, что означает «в начале было слово»...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Со слов авторов:

— Несколько слов о вашем новом романе. «Vita nostra» — «наша жизнь». А, собственно, из какой жизни этот роман — современной, исторической, фэнтезийной? И почему он назван цитатой из «Гаудеамуса»?

— Vita nostra brevis est,

Brevi finietur;

«Жизнь мы краткую живем,

призрачны границы…»

А что, не так ли на самом деле? Эта цитата из «Гаудеамуса» отражает суть вещей. Только не под знаком пессимизма, а в стремлении преодолеть эти самые границы. Вот наш роман «Армагед-дом» назван кем-то «самым оптимистичным романом о конце света». Что скажут о новой нашей вещи — нам неведомо. Но повествует она о жизни современной, и главная героиня — студентка, попавшая в переплет. Ей сделали предложение, от которого она не может отказаться, — и вот Сашка (так зовут героиню) начинает учебу в довольно странном Университете... Ей предстоит справится с бременем страха, познать цену человеческих привязанностей, осмыслить смысл жизни — и попытаться перешагнуть границы... Мы не станем раскрывать более ничего, но одно скажем: несмотря на некую мрачность фона, роман светлый и добрый. И героиня остается жива, даже более того.


Входит в:

— условный цикл «Метаморфозы»  >  цикл «Vita nostra»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 375

Активный словарный запас: средний (2787 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Звёздный Мост, 2007 // Лучший роман. 1 место («Золотой Кадуцей»)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2007 // Лучшая книга русскоязычного автора

лауреат
Мраморный фавн, 2007 // Роман

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучшая фантастическая книга

лауреат
Серебряная стрела, 2008 // Лучший женский образ

лауреат
Мечи, 2008 // Лунный Меч

лауреат
РосКон, 2008 // Роман. 1 место («Золотой РОСКОН»)

лауреат
РосКон, 2008 // Премия премий

лауреат
Сигма-Ф, 2008 // Крупная форма, романы

лауреат
Филигрань, 2008 // Большая Филигрань

лауреат
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2020 // Роман, переведённый на французский

лауреат
Премии фестиваля «Имажиналии» / Prix Imaginales, 2020 // Зарубежный переводной роман (Украина)

лауреат
Планета НФ - премия блогеров / Le Prix Planète-SF des Blogueurs, 2020 // Лучшая книга года (Украина)

лауреат
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2020 // Переводной роман фэнтези (Украина)

Номинации на премии:


номинант
Астрея, 2008 // Роман

номинант
Премия Кира Булычева, 2008 // (роман)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Бронзовая Улитка, 2008 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Vita Nostra
2007 г.
Vita Nostra
2008 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.
Vita Nostra
2019 г.
Vita nostra
2021 г.
Метаморфозы
2022 г.
Vita Nostra
2023 г.

Электронные издания:

Vita Nostra
2013 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Vita Nostra
2007 г.
(украинский)
Vita nostra
2008 г.
(польский)
Alekszandra és a Teremtés Növendékei
2009 г.
(венгерский)
Віта Ностра
2013 г.
(украинский)
Vita Nostra
2018 г.
(чешский)
Vita Nostra
2018 г.
(английский)
Vita Nostra
2019 г.
(французский)
Vita nostra
2021 г.
(португальский)
Vita nostra
2021 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На днях прочел сие произведение... Впечатление двоякое... С одной стороны интересная задумка, хорошо прописанные персонажи, комфортная манера подачи. С другой стороны тупиковые ветви сюжета (изрыгание денег, полеты и т.д.), отсутствие информации об институте, цели обучения и т.д.

Лингвистическая система мира — это некая фантастическая составляющая романа, но авторы, видимо не в силах глубоко и интересно ее раскрыть, сваливаются в фентези (полеты, сказочные превращения и пр.). А фентнези что?... Ответственности перед читателем гораздо меньше чем в фантастике! Ничего не надо объяснять и хоть как то обосновывать. Сказка же! Вот и видим мы последний экзамен: первые два задания почеркали карандашиком — все! фантастика закончилась! Полетели к замку с чудовищем!

По моему скороспелая вещь авторов!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спасибо рекомендации «Фантлаба» — попадание точно в цель. Умоляю тех, кто еще не читал — обязательно прочитайте, книга стоит того.

Напомнило «Школу в Кармартене» Коростелевой, только с поправкой на постсоветскую действительность. Плюс, этот роман намного более мрачный. Я бы даже сказал — угрожающий, что ли?

Но в общем и целом впечатление осталось противоречивым. Первая половина — выше всяких похвал. Ну, когда еще ничего не понятно: что тут происходит? Кто эти странные люди? Почему ученики старших курсов так странно выглядят? Героине сочувствуешь, ведь ей непросто приходится!

А вот ко второй половине книги приходит пресыщение. Все, загадка разгадана, нам понятно, для чего нужно учебное заведение. Но сюжет развивается по той же схеме. Героиня учится дальше, у нее все так же что-то не получается. Становится немного скучно, но это можно простить за общую атмосферу.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

До этой книги я разумеется знал о существовании Марины и Сергея Дяченко, как знаковых авторов, работающих в жанре русскоязычной фантастики, однако с их творчеством был абсолютно не знаком. После прочтения романа «Vita nostra» я был глубоко разочарован... Разочарован тем, что, до этого момента, пропускал творения этих замечательных писателей.

«Vita nostra» — это удивительная книга. Книга, у которой получается не только держать в напряжении и благоговейном трепете перед неизвестностью своего читателя, но и, благодаря великолепным и «живым» описаниям окружающего героев мира, пробуждать воспоминания читающего, так для меня, например, такими воспоминаниями стали путешествия на, тогда еще, советский юг и веселая, но иногда нервная студенческая жизнь. И только за это можно рекомендовать этот роман к прочтению и выразить огромную признательность авторам.

Если же говорить о героях этого произведения, то более правдоподобных и живых персонажей я не встречал практически ни в одном фантастическом произведении, как зарубежных, так и российских авторов. Возьмем для примера главную героиню Сашу Самохину, ведь если отбросить те нереальные метаморфозы, которые с ней, в процессе обучения, происходят, то в ней мы видим консистенцию молодых людей в возрасте от шестнадцати до девятнадцати лет, мы прослеживаем те изменения, которые затрагивают внутренний мир девушек и юношей в этот период, меняются мировоззрение, жизненные приоритеты и мечты, каждый из нас однажды переживал все это и именно этот момент нашего существования являлся важнейшим для становления нас как личностей. Именно Саша стала самым ярким «детским» персонажем романа, все остальные студенты — это, если можно так сказать, «вариации на тему», созданные больше для заполнения мира, окружающего Александру. Из «взрослой» же части героев безусловно выделяется Фарит Коженников, так называемый «наставник». Это существо, ибо человеком назвать его никак нельзя, заставляет своих подопечных учиться или делать то, что ему нужно, угрозами при этом играя на их страхах, является ничем иным, как, одновременно, нашей совестью и силой воли, именно этот персонаж становится главным злодеем книги, читатель по началу его ненавидит, но по мере осознания этого образа проникается им, ведь большего критика, чем ты сам в мире просто не существует и волей-неволей к себе приходиться прислушиваться.

После всего сказанного я должен был поставить этому роману высший бал, но не сделал это по двум причинам. Во-первых, это концепция — «Человек — Слово», слишком уж она очевидна, основанная на теории, которая гласит, что у каждого из нас есть свое предназначение и мало кто может его поменять, по сравнению с масштабом произведения этот факт получился несколько местечковым, а во-вторых — это несколько смазанный финал, именно тогда, когда все встает на свои места, повествование обрывается, как будто получив великолепную трапезу и съев все основные блюда, в конце получаешь не весь десерт, а только «вишенку с торта».

Итог: прекрасный роман «взросления», рекомендую к прочтению прежде всего молодому поколению, однако и более взрослые читатели не останутся разочарованными.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помните Дона Карлеоне и его знаменитое: «Предложение от которого невозможно отказаться»? Именно такое предложение получила обычная школьница Саша Самохина, когда отдыхала с мамой на море. А началось всё с того, что она увидела на улице странного человека в темном джинсовом костюме и черных-пречерных очках, сквозь которые как ни старайся, всё равно не возможно рассмотреть глаза. Человек явно следил за ней, причем встречи с ним избежать было никак нельзя — каждый раз, как Саша просыпалась на дворе было 23 число, 24-е всё не наступало. Такой «день сурка» продолжался для неё до тех пор, пока она не поговорила с «человеком в очках». Он представился её куратором Фаритом Коженниковым и предложил Саше одно задание, не сложное, ведь «он никогда не просил ничего невозможного». Всего лишь нужно было каждое утро ровно в четыре часа утра нагишом проплывать в море метров сто, до ближайшего буйка, иначе 24-е так никогда и не наступит и отдых на море никогда не закончится. Причем исполнять это задание нужно было в точности, наказание за небрежность или, более того, за не исполнение постигнет не столько саму Сашу, сколько её родных и от её старательности напрямую зависит их здоровье. Перепуганная насмерть девочка согласилась и наконец-то наступил следующий день. Задние вроде бы оказалось действительно не сложным, но странный человек умолчал лишь об одной подробности — после каждого заплыва Сашу на берегу рвало странными золотыми монетами. Так прошел отпуск и Саша с мамой отправились с курорта домой. Казалось, что теперь все проблемы позади, а нелепые задания — лишь сон, но оказалось, что всё только начинается! Куратор объявился вновь, забрал все монеты и дал новое задание, не менее абсурдное и странное, но такое же вполне выполнимое — теперь Саша каждый день в пять утра должна пробегать несколько кругов по местному парку и, в завершении всего, справлять там же малую нужду. За невыполнение задания предусматривалось то же наказание, никаких исключений или возражений, не бегать можно было лишь во время месячных. Ад начался снова и продлился довольно долго, пока Саша однажды не сломала руку. Но и тогда человек в очках не оставил её — он заявил, что Саша, после окончания школы, должна обязательно поступить в Институт специальных технологий в небольшом провинциальном городке Торпа. Причем ни что это за «специальные технологии», ни какую профессию она там будет постигать Коженников не посчитал нужным пояснить.

Эта книга сбивает с толку, она не дает созданию уцепиться за привычные образы или понятия, более всего, по степени воздействия, она оказалась сродни фигурирующему в ней же текстовому модулю. Начать с того, что не понятно, как относиться к данному тексту — как к фэнтези, или как к НФ, а может как к мистике? Парадоксальные задания, которые получает Саша от Фарита казалось бы не имеют никакого смысла, то, что происходит с ней в Институте специальных технологий вообще не лезет ни в какие ворота. Трудно понять, то ли перед нами очередная школа магии (привет Гарри Поттеру), то ли мистическая тоталитарная секта, то ли это всё какой-то инопланетный эксперимент (вспомним Стругацких и их «Гадких лебедей» ). Догадаться, что же происходит на самом деле практически не возможно. Названием романа служит часть строчки из Gaudeamus'а — древнего студенческого гимна: «Vita nostra brevis est, brevi finietur», что переводится как: «Жизнь мы краткую живем, призрачны границы». Она наиболее точно характеризует происходящее в тексте. То, что случается с Сашей и другими студентами по неволе просто поначалу ошарашивает, но явно наводит на мысли, что их пытаются изменить и подготавливают к чему-то. Метаморфозы, происходящие как с сознанием, так и с физическими телами учащихся реально пугают. Роман вообще отличается крайне неуютной атмосферой, весьма сильно насыщенной негативными чувствами и эмоциями. Кураторы постоянно манипулируют студентами, запугивая их, играя на их привязанностях к самым родным и дорогим для них людям. Неудачи в учебе — несчастные случаи в семье, несдача экзамена — смерть кого-то из близких. Причем непонятна сама природа их практически безграничной власти над судьбами людей. Преподаватели подстать кураторам — их нелепые задания просто крошат сознание учеников на куски, заставляя их забывать самих себя, калечат их морально и физически. Жестокая ломка самосознания под постоянным психологическим прессингом дает свои неожиданные результаты, которые пугают и озадачивают не менее, чем методы, с помощью которых это было достигнуто. Да и взаимоотношения между учащимися далеки от идеала. Все обычные для общежития конфликты усиливаются в десятки раз из-за общей нервозности. А тут ещё и проблемы взросления, так характерные для этого возраста — попытки самореализации, поиски своего места в мире и обществе, первая любовь, ревность и т.д. и т.п. Саша, буквально сходящая с ума от непомерных нагрузок, тем не менее находит время для романтических отношении, хотя в дальнейшем они и не выглядят такими уж романтическими. Её история — это история вундеркинда-самородка, как феникс сжигающего своё Я, чтобы потом возродиться из пепла новой невероятной сущностью. Но чтобы стать тем, кем ей предстоит, придется пройти через множество лишений, через страх, через отчаяние, узнать горечь разочарований и боль предательств, но всё это только закалит её и приведет к полному переосмыслению жизненных ценностей. То, что произошло с ней во время переводного экзамена на третьем курсе можно трактовать по разному — благо авторы оставляют массу пространства для маневра. Финал книги не отличается однозначностью и в некотором роде остается открытым. Случившиеся события допускают несколько точек зрения на происходящее, но мне всё же ближе исход, наиболее точно характеризующийся цитатой из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

Итог: яркий, атмосферный психологический роман взросления. Авторы взяли заезженную в последнее время донельзя тему магических учебных заведений и изменили её до неузнаваемости, получив на выходе продукт, который разительно отличается от всех других. Первое знакомство с творчеством супругов Дяченко ни коим образом не разочаровало. Книга получилась не простой для восприятия, но она не дает оторваться от неё ни на минуту, целиком и полностью поглощая всё внимание. Психологическая проработка портретов героев помогает создать логически выверенный, но в то же время галлюцинозно-парадоксальный текст. Рекомендую для вдумчивого и осмысленного чтения. Любителям легкого развлекалова строго противопоказан. Надеюсь вторая часть не снизит планку качества так высоко поднятую первой.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В книге очень ярко описано как необычен ВУЗ, в котором учится героиня, какие странные в нем преподаватели, какие странные предметы, ломающие психику (и не только), приходится ей изучать. Как невероятно тяжело учиться и как жестока мотивация и безысходно положение, в котором находятся студенты, по сути не имеющие права выбора. Сколько нужно воли, чтобы не упасть и не сломаться. Создана интрига — для чего все это и что же происходит со студентами после третьего курса? И все это уже ясно и прочувствовано задолго до середины книги, и уже хочется дальнейшего развития сюжета, но авторы продолжают рассказывать об одном и том же снова, снова и снова...

В итоге, перевалив за половину страниц, нахожусь в раздумьях: читать дальше или нет.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Vita nostra» — лучшее из того, что я прочёл у Дяченко. Да, ещё один мир, в который ныряешь с головой и живёшь в нём. Но если в «Долине совести» и «Пещере» где-то после середины романа я впадал в эмоциональный ступор и хотел уже одного — чтоб все герои поскорее умерли, так как это будет лучшим для них выходом (а в «Скруте» этого захотелось гораздо раньше :)), то «Vita nostra» удержала моё восприятие до финала. Что-то близкое было с «Армагед-домом». Но там хотелось одновременно, чтоб роман подольше не заканчивался, хотелось наслаждаться текстом и одновременно — узнать разгадку, услышать объяснение происходящему.

В «Vita nostra» никаких разгадок не хотелось почти с самого начала, хотелось бесконечного продолжения — лишь бы герои подольше оставались людьми, причём, людьми живыми :).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Авторы создали мир, в котором всё предопределено и любой выбор оказывается худшим. Мир-гипертекст, подчинённый безжалостным правилам гармонии, человеческие личности — всего лишь иллюзорные оболочки слов, которые нужно содрать любыми средствами, потому как цель всё оправдывает. Тем более цель, которую невозможно даже понять, пока остаёшься человеком. Какой уж тут «хэппи энд»?
Хотя не исключено, авторы считают финал романа счастливым. :) Но это уже на их совести.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

В роман уходишь с головой. Не с первой строчки, не с первой страницы, не с десятой даже – но рано или поздно он вцепляется в тебя, и отпускает только по исключительно важным делам. Эффект неожиданный и странноватый ибо ничего остросюжетного в романе нет и в помине, более того события тянутся, как мед, не происходит почти ничего значительного, нет ни резких поворотов, ни каких-то откровений, внезапностей, того, что обычно и творит увлекательность.

Ни авантюр, ни приключений – лишь ожидание.

Да, именно так, читая роман, постоянно ждешь чего-то исключительного, думаешь, что вот еще немного и начнется какая-то заварушка, или что-то в этом роде. Нет? Не началась? Ладно. Значит, еще немного и обязательно… Нет? Хорошо, хорошо. Но закончится первая, или вторая часть, и уж тогда точно, тогда наверняка начнется… – но вот он уже финал, и ничего никак не начинается… А затягивает-то – затягивает как!.. За уши не оттянешь!..

В чем же все же секрет такой вот увлекательности? В загадочности, я думаю. Книга нашпигована загадками под завязку. Авторы намутили такой коктейль интригующих, совершенно необъяснимых таинственностей, что за одно только это можно снять пред ними шляпу вместе со скальпом.

А еще за атмосферу. Студенческий дух, загадочность, мрачность, напряженность. Талантливо, как же талантливо… И герои подстать. Один другого краше. Колоритные, реалистичные. Да и вообще, все в романе именно что реалистичное, какое-то обыденное, натуралистичное до деталей, жизненное…

Студенчество… Когда читаешь, прям хочется сейчас же забросить все и сесть за учебу. Интересный такой эффект. Я б не прочь поучиться в Дяченковском университете. Такая атмосфера, такой накал… Так, стоп, стоп, стоп… Нет, нетушки… И откуда только такие мысли…

Кстати, об институте. Как бы его получше описать?.. М… ну допустим так: институт как филологический, только словно наоборот, но не наоборот. Представили? Сам знаю, что нет. Попытаюсь по-другому: если на филологическом факультете, выражаясь грубо и узко, людей учат грамматике, но в Дяченковском интституте, опять-таки выражаясь грубо и узко, грамматике учат грамматические единицы. И знаете, грамматическим единицам, грамматика почему-то дается сложнее, чем людям. Им чтоб выучиться и осуществлять свою функцию достойно, надобен стимул. А лучший стимул – страх! Не за себя, нет – за любимых людей. Любовь… Эх, любовь…

И вроде бы все здорово, интересно, необычно, но впечатление сильно портит острый привкус незаконченности. Многое повисло в воздухе, часть сюжетных линий недосказана, отношения не выяснены, ответы не получены, множество белых пятен… Вся надежда была на продолжение, но как выяснилось, оно совсем о другом. Та же идея – мир, как информационная сеть – но все остальное никакого отношения к «Vita Nostra» не имеет. Печаль. А я так надеялся…

И все-таки книга, несомненно, достойная. Необычная, рваная, порой излишне затянутая – но достойная. Наверное, даже самая достойная из написанных на Украине в двадцать первом веке. Из тех, что я видел, конечно. Да, пожалуй, что так. А это уже чего-то да стоит.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несмотря на некоторые уходящие безвозвратно в другие измерения линии, роман достаточно выдающийся, чтобы отметить его десяткой. По нескольким причинам.

На мой взгляд, основная тема — переход человека в другое качество, раскрытый и описанный так, чтобы нам, пока людям, это было бы понятно и воодушевляло.

Раздвигание границ, постижение смысла того, что кажется белибердой, как суть жизни. То есть — базовое свойство научной фантастики как хождения в незнаемое здесь использовано в полную силу.

Можно было бы пойти по пути соединения отдельных «сверхспособностей», как делали многие от Стейплдона и Уиндема до авторов, рисующих «команды супергероев» со взаимодополняющими членами. Кларк в «Конце детства» рисует финал человеческого этапа щемящими тонами. Но Дяченки изображают нам качественный скачок «присваивания» раздвигающим свои границы индивидом окружающего мира — это позволяет лучше ощутить и лучше понять, вобрать в себя опыт, краски, пространство и запахи, и стать иным, и в то же время невраждебным и не чужим этому миру. И результатом становится не скорбь по уходящему этапу и форме нас как людей, не холодный расчёт, а отвага любить, без страха. Потому любимое — часть не одного, а творится вместе.

Цикл Метаморфозы можно рассматривать как часть на пути к формированию Пандема, которому внимания хватает на всех людей.

Мало кто из писателей может устоять перед соблазном показать мир, творимый словом. Наверное, каждый давний любитель фантастики имеет свой список таких сотканных из невесомых словесных переплетений миров. Для меня — это прежде всего «Словотворцы» Кэролин Айвз Гилмен, где мир надо «начитывать» заново каждую ночь. Магия понимания Истинной Речи властвует в Земноморье Ле Гуин. И в романе Vita Brevis Речь, но мы становимся свидетелями осознания героями себя теми, кто речь творит и творит Речью.

Ещё интересна композиция. Казалось бы — сплошные переплетения слоёв восприятия, но достигается такой эффект за счёт совершенно линейного повествования. Теперь это не часто встретишь, но вполне работает.

Касательно жёсткости требований кураторов- неоднократно повторяется, что «ничего непосильного«не требуется.

Время сейчас такое: существование в тени бессмысленных бюрократических ограничений порождает теперь не лихое и радостное погружение в пересечения миров исследователей-сотрудников НИИЧАВО, а необходимость выдергивать из людской потребляющей массы единицы, способные на хоть какое-то творение. Оттого, видимо, и мрачная необходимость стращать и приструнивать возможными болезнями близких в случае пренебрежения святой необходимостью постоянно двигаться в своём постижении многослойной связности мира. Авторам замечательно удалось передать то ощущение понятности таких связей которые почти физически ощущаешь после хорошей порции безотрывных занятий где-то под утро, когда небо над крышами начинает светлеть. Это окрыляет метафорически, но может ведь — и физически, или метафизически:)

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда мне собственные почти судорожные метания среди многочисленных книг Дяченко перестали нравиться окончательно, по зрелому размышлению решил проверить на практике фантлабовскую функцию «Рекомендации», где в топе романов у меня оказалась «Vita nostra».

В отзывах на этот роман не один и не два раза прозвучало: «Наш ответ «Гарри Поттеру» – то с ироничной и даже издевательской интонацией, то с восхищённой. Ну, что же, ничего нового придумать нельзя – всё уже придумано до нас и достаточно давно. Поэтому ничего страшного в этом я не вижу, а особо рьяным коллегам напомню, что самоё творение Роулинг – всего лишь реинкарнация в необычном жанре, эдакий виток диалектического развития, некогда довольно многочисленных и популярных романов взросления, повествующих об учениках закрытых школ английского типа.

Но лично я вижу причину выбора авторами подобного типа учебного заведения не в желании поэксплуатировать любовь аудитории к испытанному бренду. Лежит она несколько в иной плоскости. Соображения об этом появились после «Ведьмина век», а укрепились по прочтению некоторых других их работ.

Как правило, Дяченки стараются по возможности дистанцироваться от глубокой разработки вопросов социально-политического устройства описываемого мира, «герметизируя» сюжетное пространство – с тем или иным успехом. Не всегда, но нередко. Очевидно, описание хитросплетений межличностных отношений и внутренней нравственной борьбы персонажей им интереснее политических интриг, либо они не всегда чувствуют себя уверенными среди тайн разного рода мадридских дворов. Так что, хоть стреляйте меня, но совершенно неслучайно интститут «Специальных технологий» помещён в некий город Торпа – неопределённо-славянской национальности аналог Тмутаракани – где и разворачиваются основные события романа. Очень удобно – описывая крупный город, слишком сложно обойти взаимодействие такой мощной структуры с органами официальной власти и всеми их спецслужбами. Хотя напрямую не утверждается, что такой связи вообще нет, всё это остаётся за бортом повествования.

Всё для того, чтобы сосредоточиться на перепетиях обещанных метаморфоз главной героини, под воздействием жуткого эмоционального коктейля из любви и страха, к которому по капле добавляют безудержную жажду знаний.

При чтении о происходящем с Александрой Самохиной, из трёх составляющих хорошей фантастики: «Чудо, тайна, достоверность» — я не испытал дефицита ни в чём. Проще всего с чудесами – с чем, с чем, а с этим у профессиональных жанровых писателей редко возникают проблемы. С остальным бывает по-разному, но в данном случае – стопроцентное попадание.

Достоверность – чистой воды вкусовщина. Основываясь исключительно на собственном опыте получения знаний, я вполне ясно представлял происходящее, ощущая полную уверенность, что именно так оно и может быть на самом деле. Я даже знаю учебное заведение, где к обучению слушателей до сих пор относятся со сходной серьёзностью, и всё нацелено единственно на результат. Почти любой ценой. По принципу – потом ещё спасибо скажете, если живы-здоровы будете. Так что, у других может быть иное мнение, но у меня претензий нет.

А вот о тайне – разговор особый. Именно её присутствие придаёт необыкновенный шарм роману. Кто-то говорит, что им всё было ясно едва ли не с первых строк – преклоняюсь перед проницательностью таких читателей. Со мной – не так. На мой вкус, авторы очень умело поддерживали интригу в книге. Особенно в первой её половине, когда теряешься в догадках, кому и зачем всё это нужно? Да ещё такими экстраординарными методами. И это самая сильная часть романа. Когда объяснение наконец-то появляется, вторая половина читается уже с меньшим интересом – градус интриги несколько падает. Но, пусть и в меньшей степени, она всё ещё сохраняется – непредсказуемостью в выборе возможных вариантов концовки.

Тайна же всё и губит. Чем сильнее читатель был увлечён повествованием, тем сильнее будет его разочарование быстрым и несколько тусклым финалом.

При всём этом достоинства романа значительно превосходят его недостатки, и высокая оценка абсолютно заслужена и закономерна.

Отзыв — часть обзора, размещённого в АК: http://fantlab.ru/blogarticle12962

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать с большим интересом. Сопереживал главной героине. А потом уже ждал, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
она многому научится и отомстит за всех Фариту и К. Но что-то у авторов с сюжетом не срослось. Никакому наказанию мучители не подвергаются. И главный минус: ужасные средства не приводят к добру, положительной цели. Через зло (смерть близких, нравственные мучения, малолетняя проституция) не построить светлого будущего.
Поэтому катарсиса (очищение через сопереживание) в книге нет. В общем, поначалу идея сюжета кажется интересной, но своего развития она не получает. 7 баллов только.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга. Признаться, даже не ожидал, хоть и был о ней наслышан.

Хотя первая половина произведения все же вышла поинтереснее. Сначала захватывает атмосфера неизвестности, нелогичности, в какой-то мере жестокости мира Vita Nostra. К середине книги интрига раскрывается, и интерес немного падает. Оказывается, что далеко не все так нелогично и странно, и совсем не жестоко и страшно, ведь от студентов действительно «не требуют невозможного». К третьей части у меня возникло ощущение, что авторы уже сами старались закончить свою вещь побыстрее. После довольно подробно расписанных первых двух лет обучения Сашки в Институте, третий вышел каким то коротким и скомканным. Концовка в целом понятна, хотя все равно после прочтения осталось много вопросов.

Все ли однокурсники Сашки сдали переводной экзамен? Что будет с ними на последних двух курсах? Что это за «новая база», на которой должно дальше проходить из обучение?

Кто построил этот Институт? Кто им управляет?

Кто такой Стерх? Кто такой на самом деле физрук Дим Димыч?

Чья, наконец, статуя стоит в холле Института Специальных Технологий?

И это не говоря о том, что дальнейшая судьба главной героини так же осталась неизвестной.

Но не смотря на все это, Vita Nostra — одна из лучших книг, что я читал за все время. Необычно, интересно, красиво. Кинга со Смыслом, что самое главное. Читается запоем.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купил книгу исключительно из-за отзывов в рунете. Не фанат Дьяченко в частности и отечественной фантастики ваатще. :-)

И ... испытал не просто разочарование, а, скажем так, глухое неудовольствие. Честно говоря, не ожидал от этих авторов такой ... не проработанной книги.

Соглашусь, семиотический роман редкость и в мэйнстриме. Но тем более надо тщательнее было просмотреть основы самой науки.

До середины книги, пока еще не понятна ее фишка, повествование развивается в жанре «Я была одноклассницей Гарри Поттера». Обучение в странном институте, любовь-морковь, немного постсоветской чернухи. Ну, а когда уже понимаешь в чем дело, ожидаешь хорошей литературной игры -- и тут облом! Авторы просто не знают что делать героям, когда мы поняли кто одни. Финал просто беспомощен.

Жаль. История могла быть более интересной.

Честно говоря, поражают определения, типа «философский», интеллектуальный».... Читайте Краули, Норфолка...

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я одна, когда начала читать книгу, захотела стразу же ее бросить? Не знаю почему, но начало мне жутко не понравилось — какой-то мужик заставляет девочку плавать голышом, писать в кусты... Что еще там было? В общем, я понять не могла, зачем все это надо. И ведь действительно, вполне можно было бы обойтись и без этого. Но чем дальше я заставляла себя читать, тем интереснее мне становилось. Когда начались занятия в Торпе, меня уже нельзя было оторвать от книги.

В итоге — отличная книга со слабоватым началом.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга, читая которую испытываешь два совершенно противоположных чувства: желание как можно быстрее узнать, что же там будет дальше и страх по поводу того, что число оставшихся непрочтенными страниц катастрофически быстро тает и скоро это пиршество для ума и сердца вынуждено будет закончиться :smile:.

А если серьезно, у романа три огромных достоинства: он очень интересен, описываемая в нем жизнь очень похожа на настоящую и он очень эмоционален. А героиня его, Саша Самохина, так похожа на нас (только, может быть, немного лучше, честнее, порядочнее, сильнее нас) и настолько симпатична своими душевными качествами, что не сопереживать ей просто невозможно. А поскольку книга просто насыщена разнообразными стрессовыми ситуациями, то читая ее, постоянно находишься в каком-то нервном ожидании, страстно переживая за главную героиню романа. И эта адская эмоциональная смесь не отпускает читателя до самой последней страницы книги, не давая ему лишнего раза не то что отложить ее, но и даже просто перевести дух.

Фантастическая же составляющая произведения, хотя и оригинальна, на фоне основных достоинств книги выглядит все-таки вторичной и те вопросы, которые можно бы было задать по ней авторам, оказываются просто неважными.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная, гипнотически затягивающая книга.

Прежде всего хочется отметить ужас, с которым читатель наблюдает за изменениями сознания главной героини. Психологические эксперименты описаны таким образом, что в романе создаётся поистине лавкрафтовская атмосфера. Мы понимаем, что столкнулись с явлениями, противными самому человеческому существу, по той причине, что породил их вовсе не человек. Как и главная героиня, мы не можем отвернуться и проваливаемся в самые бездны кошмара, проглатывая страницу за страницей, сопереживая и пугаясь.

Картина Вселенной, которую предлагают авторы, вызывает особый интерес у читателя, который знаком с субатомным устройством материи — на этом уровне все мы представляем собой сгустки энергии, скопление частиц, каждая из которых может быть представлена в виде волны. Энергия, информация — по сути это одно и то же.

Концовка книги оставляет вопросы, и я надеялся, что в следующих «Метаморфозах» мы вернёмся к привычным героям. Этого не произошло, и нам приходится удовлетвориться своеобразным открытым финалом.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх