fantlab ru

Дмитрий Мережковский «Пётр и Алексей (Антихрист)»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.44
Оценок:
49
Моя оценка:
-

подробнее

Пётр и Алексей (Антихрист)

Другие названия: Антихрист (Петр и Алексей)

Роман, год; цикл «Христос и Антихрист»

Аннотация:

Дмитрий Мережковский (1865—1941) — русский писатель, поэт, один из основателей русского символизма, литературный критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель, основоположник нового для русской литературы жанра историософского романа. Роман «Петр и Алексей» посвящен трагическому противоречию старого и нового, европейского и старорусского начал.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (8)
/языки:
русский (8)
/тип:
книги (8)

Избранное
1989 г.
Пётр и Алексей
1990 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1990 г.
Пётр и Алексей (Антихрист)
1992 г.
Петр и Алексей
1994 г.
Христос и Антихрист. Полное издание в одном томе
2008 г.
Пётр и Алексей
2012 г.
Петр и Алексей
2018 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Российская империя — тюрьма. Но за границей та же кутерьма (А. Вознесенский «Ария Резанова» из рок-оперы «Юнона и Авось»)

Если говорить о всей трилогии, то для меня самым ярким был всё-таки роман второй, о Леонардо да Винчи. Однако поскольку автор соединяет какие-то свои произведения в цикл, то значит и воспринимать их следует именно как цикл, ибо раскрытие всех задумок и идей автора происходит именно в процессе чтения книг всего цикла, а не какого-то одного романа.

И книга не очень простая, и сами описываемые автором времена непростые, и события тоже не всегда однозначные… вернее, всегда неоднозначные. И роман так и построен — автор то обращает читателя к фигуре императора Петра, то переносит наше внимание на царевича Алексея. И наше внимание, а вместе с вниманием — наше понимание и даже сочувствие так и колеблется между этими двумя трагическими фигурами российской истории. Причём в том контексте, в каком нам показывает отца и Императора Дмитрий Мережковский, Пётр не менее трагичен, нежели страстотерпец Алексей. И я не случайно так и обозначил двуединую сущность фигуры Петра — отец и Император.

Вообще по мнению Успенского цари и императоры самые несвободные люди. Ибо величие и мощь их социальной роли такова, что носители и исполнители этой роли не могут выпрыгнуть из неё, не могут восстать и повести себя как-то иначе — если ты Император, то и должен вести себя соответствующим образом, выполнять все возлагаемые на тебя этой громадной социальной ролью функции и идти порой поперёк своих личных человеческих желаний и убеждений. И если внимательно отнестись к этому мнению и подумать как следует и без всяких лишних эмоций, но чисто философски и прагматически, то понимаешь всю глубину апостольского выражения «нет власти не от бога».

В своём романе Мережковский как раз и пытается продемонстрировать читателю вот эту разнонаправленную суть соединения двух социальных ролей в одной фигуре Петра — Петра-отца и Императора Петра I, Великого. И когда Пётр-отец плачет горькими слезами жалости к сыну Алёше, Пётр-Император принимает решения о пытках и казни изменника престолонаследника Алексея, и даже сам лично участвует в допросных процедурах. И то и другое пронзает до самых глубин, и у Мережковского получилось показать всю трагедию этих двух людей, соединённых судьбой в столь драматических местах истории государства Российского.

А фоном всем этим событиям были картины старой замшелой Руси, с её инертностью валуна, с непроворотливой государственной машиной, с мздоимством, казнокрадством и чиновничьим произволом, с религиозными шатаниями и брожениями…

Поймал себя на желании перечитать когда-то давно читанный роман А. Толстого «Пётр Первый», чтобы посмотреть, что хотел показать и о чём хотел рассказать читателям Толстой, и заодно сравнить эти две книги.

Ну, а от Мережковского я теперь не отстану, пойдём знакомиться с его творчеством дальше.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой вещью знакомы многие из тех, кто её никогда не читал. Известный довоенный фильм «Пётр Первый» был снят отчасти по роману Мережковского. Почти все эпизоды фильма, связанные с царевичем Алексеем, взяты оттуда. Только акценты переставлены. Конечно, имя Мережковского в титрах не упоминается. Его вообще тогда старались не вспоминать.

Пётр в романе выглядит настоящим чудовищем. Отчасти из-за историософских взглядов Мережковского, отчасти из-за политических, от его ненависти к монархии Романовых. Некоторые цитаты в вольном переводе автора звучат, как прямые призывы к восстанию. Автор ощущает перекос и пытается его как-то исправить. В основном, с помощью цитат и перечислений. Получилось не очень удачно. Пётр остался кособоким. Надо делать поправку на то, что эпоха здесь видна только с одной стороны.

Алексей изображён по контрасту. Пётр — палач, Алексей — жертва, как, собственно, и было. Алексей Мережковского — человек слабый, добрый, мягкий, всепонимающий, неглупый, во всяком случае, способный мыслить. Но вот слабость Алексея доходит до того, что его как-то перестаёшь жалеть. (Хотя жалко почти всех, включая Петра). Алексея предают, да, но и он вовсю предаёт. А всепонимание оборачивается тем, что он не способен понять простейшие вещи, которые понимает каждый из подданных.

Третий герой — Тихон, потомок захудалого княжеского рода. Тихон ищет истину, как искал её всю жизнь сам Мережковский. Ищет на военной и гражданской службе, в церкви, у отшельников, у раскольников, у сектантов, пытается спрятаться среди народа, уйти в чистую науку. И нигде не находит правды. Как и автор в своих поисках истины конструировал всё новые концепции. И каждая концепция получалась всё менее адекватной. А он этого не замечал.

Читается роман тяжело. Из-за обилия цитат, из-за церковнославянизмов, из-за раздражающей однобокости персонажей. Чернота в изображении эпохи зашкаливает. Философские рассуждения интересны, но слишком навязчивы. Но вещь очень сильная. Наверное, самая сильная у Мережковского. Настолько сильная, что даже неприятно читать.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написанный в 1905 году роман является завершением трилогии «Христос и Антихрист». Предшествовавшие ему части — «Смерть богов. Юлиан Отступник» (1895) и «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (1901). Полное же название третьего романа — «Антихрист. Пётр и Алексей». Трилогия полностью было мною прочитана в конце 90-х прошлого века; к заключительной части вновь обратился как бы «в рамках ретроспективки о Петре Первом».

Если совсем вкратце, все три романа посвящены противоборству (и взаимосвязи) христианства и язычества. Действие последней книги триптиха происходит в поздние времена петровского правления. Позади Полтавская битва, Петра уже практически называют императором (но он ещё не провозглашён им официально). Кто в романе стоит на стороне Антихриста, а кто — на стороне Христа, догадаться не трудно. И всё же ни Пётр, ни Алексей не предстают в изображении Мережковского личностями не только одномерными, но даже однозначными.

Пётр жесток, порой до зверства; страдает массой других пороков. Вместе с тем далеко не всё, что он делает, носит только негативный, разрушительный характер.

Алексей же — умён (в чем-то, по ощущению других персонажей, умнее, глубже отца), но слаб, мягок, не является лидером.

В трагедии, разыгравшейся между ним и его отцом, он несомненная жертва — во всяком случае, с точки зрения современного человека.

Помимо этих двух лиц, чьи имена составляют заголовок, третьим главным героем романа можно назвать «беглого московского школяра» Тихона Запольского. Его глазами читатель видит брожение народных умов, происходившее в петровские времена. Последний отпрыск некогда знатного, но давно уже опального и захудалого рода князей Запольских, как пишет о нём автор. Мать умерла при родах; отец, стрелецкий голова, был казнён после неудачного бунта против нового царя. Тихон, мечтательный мальчик, склонный к поэзии и философии, как и многие представители знати в то время, попадает в «навигацкую школу», там знакомится с западно-европейской премудростью, но затем неожиданно становится спутником старца Корнилия, одного из проповедников самосожжения.

Далее судьба сводит его не только с раскольниками, но и с маргиналами, сектантами разного рода. Но ни у кого из них не находит правды Тихон в своих поисках церкви истинной.

Роман создаёт чрезвычайно сложный, в высшей степени неутешительный образ эпохи. И то, что эпилог, в котором как раз описаны хождения Тихона по мукам, называется «Христос грядущий», и то, что в итоге Тихон всё-таки приходит к выводу «Антихриста победит Христос!» (это завершающая фраза романа), на мой взгляд, только усиливает общее трагическое настроение книги...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх