FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Притаившийся ужас»

Притаившийся ужас

The Lurking Fear

Другие названия: Затаившийся страх

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху. Свободные продолжения»

Перевод на русский: В. Бернацкая (Затаившийся страх), 1991 — 10 изд.
Е. Мусихин (Затаившийся страх), 1992 — 1 изд.
В. Кулагина-Ярцева (Притаившийся ужас), 2000 — 13 изд.
А. Сергеева (Затаившийся страх), 2016 — 1 изд.
Перевод на белорусский: В. Гуринович (Стоены жах), 2017 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 64

 Рейтинг
Средняя оценка:8.06
Голосов:487
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В поселении скваттеров, расположившемся у подножия холма Вершина Бурь, начали пропадать люди. Ходят слухи о таинственном существе, появляющимся только в ночь страшных гроз, которые притягивает особняк Мартенса, что покоится на вершине холма.

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— журнал «Weird Tales» June 1928», 1928 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «The Archives Of Evil», 1977 г.

— антологию «From the Archives of Evil, Number 2», 1976 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.


Лингвистический анализ текста:


Экранизации:

«Dark Heritage» 1989, США, реж: Дэвид МакКормик

«Сокрытый ужас» / «Lurking Fear» 1994, США, реж: С. Кортни Джойнер

«Гемоглобин» / «Bleeders» 1997, Канада, США, реж: Питер Сватек



Похожие произведения:

 

 


По ту сторону сна
1991 г.
Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
Хребты безумия
1995 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
По ту сторону сна
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Хребты безумия
2006 г.
Болото луны
2007 г.
Притаившийся ужас
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Зов Ктулху. Рассказы. Повести
2011 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Зов Ктулху
2015 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
Погребенный с фараонами
2015 г.
Затаившийся страх
2016 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.

Аудиокниги:

По ту сторону сна
2008 г.
Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» June 1928
1928 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1947 г.
(английский)
 Cry Horror!
1958 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
From the Archives of Evil, Number 2
1976 г.
(английский)
The Archives Of Evil
1977 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
A Mountain Walked: Great Tales of the Cthulhu Mythos
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)
Кліч Ктулху
2017 г.
(белорусский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 июля 2010 г.

Обожаю тему «маленьких людей» («little people») в литературе ужасов. Это рассказы о затерянных расах (возможно, деградировавших), чаще всего скрывающихся от внешнего мира под землей. Одним из первых произведений на эту тему можно назвать известный рассказ Артура Мэйчена «Сияющая пирамида», из которого черпали вдохновение неразлучная пара Говард-Лавкрафт. Именно новеллы Роберта Говарда заставили меня полюбить эту тему; у него немало таких произведений: «Черви Земли», «Живущие под усыпальницами», «Долина сгинувших», «Люди тьмы» и другие. Но и у Лавкрафта кое-что есть (тот же «Безымянный город», например).

И вот — «Затаившийся Страх». Прочитал я этот рассказ благодаря рекомендации Ригеля Четырнадцатого, за что ему большое спасибо!..

Главный герой ведет расследование: он желает найти некий Затаившийся Страх, повергающий в ужас поселян вокруг горы Темпест-Маунтин. На вершине стоит особняк Мартенсов, давно уже необитаемый, о котором даже ходят жуткие легенды. Здесь часты грозы, во время которых и происходят ужасные события с участием Затаившегося Страха...

Вроде ничего специфического, я даже сначала засомневался, зачем мне был рекомендован этот рассказ? Что же такое есть в этом произведении, что позволяет его отнести к теме «little people»? И ответ на этот вопрос был найден только в самом финале. Хоть и косвенно, но произведение, действительно, развивает тему «little people». Это мне понравилось в данном тексте.

К сожалению — это, пожалуй, и все, что приглянулось. Лавкрафт, конечно, остается Лавкрафтом и пытается нагнать ужаса характерным для него способом, но как-то не впечатляет — увы... Есть у него вещи гораздо более жуткие.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2013 г.

Данный рассказ писался Лавкрафтом для журнального издания. Этим объясняется его сюжетная структура, и возможно то, что писатель уделил рассказу не очень много творческого внимания, скомкав хорошую задумку довольно тривиальной развязкой. А ведь у «Затаившегося ужаса», помимо красивого названия, были все предпосылки для того, что бы стать чем то более красивым и «высоким» в жанровом смысле, чем проходной журнальный ужастик.

Антураж рассказа впечатляет — безлюдные холмы, таинственный «ужас» много лет гуляющий по этим холмам, атмосфера заброшенного особняка и приближающейся грозы. Жаль только, что длится это не долго, и «экшен» начинается уже в конце первой главы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Конечно, такие моменты как исчезновение напарников героя и эпизод с «выеденным» лицом читаются эффектно, но слишком уж быстро они наступают. А вторая часть произведения откровенно разочаровывает — притянутые за уши моменты типа «я это сделал потому что я свихнулся, но чёрт возьми, это помогло!» и наконец, не впечатляющая развязка. Все таки мне в начале казалось что этим таинственным «ужасом» станет нечто нематериальное, необычное, ну там какое нибудь скопление человеческих страхов, или сущность этого явления вообще не будет разгаданна, оставив читателю пищу для размышлений. А стаи деградировавших голландцев — как то не вяжется с сюжетом, да и не пугает вовсе — подобно тому, как не пугает «Герберт Уэст» и прочие произведения, в которых нет того самого «страха перед неизведанным», столь любимого самим Лавкрафтом.

Доработай он эту идею, можно было бы написать что нибудь в масштабах «Таящегося у порога», и роман был бы куда интереснее его. А так — слабовато, но заслуживает 8-и баллов за динамичный сюжет и атмосферу.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2013 г.

Наверное, это самая удачная идея Лавкравта в плане представления на суд читателя событий сверхъестественного свойства, да таких событий, что разгадка которых просто реально может свести с ума.

Наверное, это одно из немногих произведений автора, где кульминационные сцены и пугающие моменты встречаются чуть ли в каждой главе. Главный герой живой и энергичный, бесстрашный, бросающийся очертя голову в этот кромешный клубок ужаса. В каждой сцене, в каждой главе мы видим какое-то леденящее кровь событие, после которого у главного героя случается очередной приступ нервного срыва. Это самое насыщенное произведение мастера ужасов. И до самого конца мы не понимаем связь между всеми этими проишествиями. И тут, наверное, где-то мелькает нотка какого-то детектива, какой-то загадки, которая как нельзя лучше интригует до самого конца.

Знаете, у меня у самого было множество версий происходящего. И сцена в заброшенном доме, в котором во время грозы укрылся главный герой со своим новым товарищем, после чего этот товарищ во время грозы решил выглянуть в окно, и, собственно, затем произошло очередное событие, осталась для меня не раскрытой и непонятной, так как сама разгадка, которая открылась в конце, как-то не склеивается с этой сценой. Скорее эта сцена пугает, как пугала бы в типичном ужастике, она сбивает с толку, но ни как не вяжется с истиной, которую обнаружил главный герой в подвале особняка.

Так или иначе задумка действительно удачная и оригинальная. Описание последней сцены, в которой появление этих страшных существ ассоциируется у главного героя с потоком какой-то мерзотной ужасающей субстанции, просто заслуживает всех похвал. А собственно, разгадка, которая уходит корнями к владельцам этого загадочного дома — особняка, действительно поражает и объясняет все эти мистические события (кроме одной сцены).

Оригинальное произведение насыщенное и красочное среди всего творчества Лавкрафта, атипичное для автора, как создателя саспенса и равномерного нагнетания атмосферы. Оценимо по достоинству всеми приверженцами творчества мастера.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2010 г.

Рассказ атмосферный, в основном благодаря антуражу: грозы, старый особняк, некая тварь, виновная в исчезновении и гибели людей... В общем, недетское чтение.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2015 г.

Что ж, вновь я пишу отзыв на повесть Лавкрафта. Но я попросту не смог удержаться, настолько этот писатель сумел впечатлить меня своим творчеством. И каждый раз, когда я заканчиваю читать очередной его рассказ, руки так и чешутся изложить на бумаге (ну, верней, не на бумаге, а на данном сайте, но первое высказывание звучит, согласитесь, значительно более поэтично, чем второе) всё те мыслишки, которые у меня возникали в процессе ознакомления с текстом произведения.

Итак, повесть, о которой я хочу поведать на этот раз, называется «Притаившийся ужас». И, по моему личному мнению, из всех рассказов Лавкрафта, прочитанных мною на данный момент, данное произведение является самым атмосферным и самым жутким. Даже «Зов Ктулху» со своими древними культами и кошмарными сновидениями оказался не таким пугающим. Вполне возможно, так случилось по той простой причине, что в «Зове» сразу понятно, кто является причиной всех происходящих в нём жутких событий (действительно, ведь я слышал о Ктулху и о его культе задолго до того, как прочитал рассказ, да и до того, как впервые услышал о Лавкрафте). А в «Притаившемся ужасе» до самого конца причина остаётся не ясной. И только в финале она неожиданно обнаруживается, и правда, подобно мощному хлысту, ударяет по читателю.

Теперь перейдём непосредственно к сюжету произведения. В рассказе повествуется о молодом искателе приключений на свою пятую точку, который вместе с двумя друзьями отправляется в некое захолустье, дабы расследовать череду произошедших там жестоких убийств. Троица останавливается в местном особняке, старом как мир или даже старше, и в первую же ночь во время грозы двое друзей главного героя утаскивает во тьму нечто кошмарное, жуткое и отвратное, нечто, чей силуэт на мгновение появился из мрака во время вспышки молнии...

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2017 г.

Обычно я не боюсь ходить по дому с выключенным светом, но это произведение вселило в меня страх. Что может быть ужаснее, чем деградация человеческого разума и тела? А если участники этого процесса живут и питаются неподалеку от родного города? В общем, жутковато и атмосферно. Немного напоминает одну из серий секретных материалов, может создатели вдохновлялись Лавкрафтом?

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2010 г.

В этом произведении автор описывает глухую местность с присущеми ей всеми тайнами и страхами, ужасными деревьями, постоянными грозами, а главное появление жуткого монстра во время дождя наводящего ужас на всех местных жителей. Короче довольно не плохой рассказ, мастера может не лучший, но не плохой!

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2014 г.

На первой же странице ГГ заявляет, что есть у него некая зловещая тайна, которую ему бы лучше и не знать. Впечатляет. Далее видим, что нечто таинственное убивает его друзей, а главного героя почему-то щадит. Интригует. И на этом всё — далее сюжет непрестанно топчется на месте. Ну и банальная концовка. Монстры конечно страшненько-миленькие, но вот почему ЭТО дважды проявляло милосердие к нашему персонажику — я так и не понял.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх