fantlab ru

Вера Камша «Красное на красном»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1778
Моя оценка:
-

подробнее

Красное на красном

Роман, год; цикл «Отблески Этерны»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 123
Аннотация:

Четыре столетия назад пала династия Раканов, издавна правившая королевством Талигойя. На престол взошёл Франциск Оллар, а Талигойя стала Талигом. Пять лет назад герцог Эгмонт Окделл поднял восстание против потомка узурпатора, но был побеждён и убит герцогом Алвой. Теперь же его сын, юный Ричард Окделл, прибывает в столицу Талига, чтоб пройти положенное молодым дворянам обучение. Что ждёт в будущем его самого и всю страну, пока ещё никому неведомо...

© Nog

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 483

Активный словарный запас: средний (2919 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Красное на красном
2004 г.
Отблески Этерны: Красное на Красном. От войны до войны
2014 г.
Красное на красном
2021 г.
Красное на красном
2022 г.
Красное на красном
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первый том Этерны «Красное на красном» и имею сказать, это было шикарно.

Книги об интригах и политике принято высоколобо презирать — ведь в них нет Философии! Но за «Философию» часто выдают набор красивых слов о чем-то далёком от жизни, о чём-то пассивном, медленном и лишённом энергии. Надсадно-пафосные книги о совершенствовании души, метаниях и поиске себя, печатаются каждый день, раздаются у метро и выбрасываются в урну у эскалатора. А «Государь» Макиавели будет выдерживать бесконечное число переизданий. Потому что его выводы — работают, его наблюдения — верны для всех эпох, его опыт — способен повлиять на жизнь людей. Хоть в средневековой Италии, хоть в современной Ливии, хоть в никогда не существовавшем Талиге. Политика — самый увлекательный вид спорта, в котором противники играют в невероятную «стратегию в реальном времени» без ограничений в возможностях.

***

Вера Викторовна, кажется, собрала чуть ли не все элементы идеального для меня романа, причём во многих случаях — совсем не так, как я их себе представлял.

...Меня бесит, когда герои не знают, чем им заняться. Бесят одиночки, оторванные ломти, без цели, дома, друзей, родных. Как будто они родились на свет за минуту до начала книги или вовсе свалились из другого мира. Герой должен быть родной, естественной частью мира, в котором он живёт....

«Этерна» очень быстро берёт быка за рога, раскрывает диспозицию сил и ставит героев в определённые положения внутри неё. Не считая вступления в духе «не-пришей-кобыле-хвост, что оно здесь делает?», «Красное на красном» посвящено вполне определённой истории: борьбе за трон в Талиге. И у героев с самого начала есть позиции по ту или иную сторону баррикад, им сразу нужно бороться — или, усомнившись, менять сторону. А не шляться по городам Великого Мира в поисках приключений.

***

...Я терпеть не могу, когда книга написана от первого лица героя, чья точка зрения — единственно верная и единственно известная, а сам он — заведомо бессмертен....

Камша берёт за основу принцип, подмеченный мной ещё у Тэда Уильямса. У автора есть несколько «агентов», с точки зрения которых он рассказывает историю. До Камши этот принцип успел позаимствовать Джордж Мартин, но его главы — это параллельно идущие истории главных героев. А главы Камши и Уильямса — точки зрения разных — главных и второстепенных — героев на развитие одного и того же сюжета. На самом деле, сюжетных веток всего две — в Талиге и в Агарисе, но взглянуть на них мы сможем даже глазами бабушки Матильды (кстати, очаровательнейший персонаж!)

***

...Я люблю читать про жизнерадостных и ироничных героев, наделённых брутальным, мужественным обаянием и снабжённых крепкой головой на плечах. А не изнеженной душой подростка и девичьим сердцем в волосатой груди, полным метаний и терзаний. Герои должны вызывать симпатию не только своей моральной чистотой. Куда больше симпатии вызывает лихость, ловкость, чувство юмора, чёткое представление о целях и умение их добиваться...

На первый взгляд, промах — номинальный главный герой Ричард Окделл суть молокосос, тряпка и колеблющееся ничтожество. Но на самом деле, стрежень истории не он — вот к чему здесь принцип «агентов с видеокамерами!» Мальчишка Дикон служит лишь «доктором Ватсоном», видеокамерой, снимающей блистательного Рокэ Алву. А уж этот персонаж хоть куда. Игрок, острослов, дуэлянт, музыкант, великолепный интриган и остроумный тактик, он даст фору даже брилёвскому Берену, вэберовской Харрингтон и — о ересь! — самому Тириону. За ним интересно наблюдать, им хочется быть. Он не просто ЗАЯВЛЕН как великий полководец — он демонстрирует чудеса полководческого искусства в кадре, перед нами. От нас не требуют верить на слово — нам показывают, чем он велик. И после этого по-настоящему восхищаешься этим великим и ужасным человеком.

***

...Я люблю, когда на стороне противников героя дерутся не безмозглые монстры, безумные фанатики или Абсолютное Зло, а люди со своими разумными целями и со своей правдой. Они объективно несут зло для героя и его близких, но делают это ради блага и выгоды «своих», и не лишены своих положительных качеств. Если не благородства, то хотя бы — ума...

С равноправием в «Этерне» даже перебор. Поначалу заявленные как «положительные» сторонники Людей Чести с самого начала сопровождаются таким мощным авторским сарказмом, что читателю ясно: силы Добра из них — как из Фродо чемпион по рестлингу. К финалу в правоте раканского дела начинают сомневаться даже герои-точкизрения, которые вначале настраивали нас на борьбу добрых Раканов со злыми Олларами.

Но со «своей правдой» Вера Викторовна не подкачала. Борьба «людей чести» и «навозников» напоминает борьбу красных с белыми, северян с южанами. Кто прав? Зависит от ваших взглядов. Вправе ли король сражаться за свой трон против своих же граждан руками иностранных наёмников? Можно ли ради защиты женщин и детей своей родины уничтожить сотни женщин и детей в тылу агрессора? Это не ответы автора, это ваши ответы, читатель. Они вроде бы лежат на поверхности, но когда видишь, в каких условиях принималось решение, то понимаешь: ты бы и сам не принял другого.

***

...Я люблю стратегию в реальном времени, показанную тщательно и подробно, с оригинальными тактическими ходами...

Не стратегия, но тактика в «Этерне» показана хорошо: большинство тактических ходов (в основном придуманных Алвой) неглупы, эффективны и реальны. И если экзотика вроде козлов-камикадзе и банальности вроде рассыпанного на дороге золота (трюк, описанный Юлием Фронтином аж в I веке) могут вызывать сомнение, то работа Алвы с артиллерией, спецназом, резервом и засадами достойна всяких похвал. Не зря «Мир Фантастики» в своё время назвал красавчика Рокэ лучшим полководцем в фантастике.

***

...Я люблю диалоги живых, вменяемых людей, не состоящие из позёрских фраз о вечности. Живые люди на работе говорят о деле, которое их волнует. Живые люди на отдыхе шутят и обсуждают любимые развлечения, слухи и сплетни, изредка — парадоксальные вопросы...

Если герои и берутся говорить о чём-то, не связанным с ходом книги, — это вполне естественные для молодых мужчин вещи: любовь, лошади, оружие, игры, вино, суеверия. Камша не заставляет бойцов пафосно обмениваться фразами посреди битвы. Нет сцен вроде «Прежде чем я убью тебя, я расскажу тебе свой план» или «За ним, идиоты!» Герои не откровенничают там, где это неуместно в реальной жизни. Предатели не выдают себя мерзким хихиканьем, короли и графы на переговорах не забывают об этикете и лицемерии. Покоробила только стилизация «под дерёвню» в речи провинциалов. По сравнению с настоящей речью крестьян, которую можно встретить у русских классиков, под которую удачно стилизовался Лукин, таможенники из Варрасты выглядят пародией.

***

Идеала не бывает — я бы просто не поверил в него. Конечно, книга не лишена недостатков. Очень насторожил и едва не оттолкнул пролог: надеюсь, в продолжениях не будет упора на «Упорядоченное а-ля Перумов, в котором невесть кто невесть зачем пожирает миры». Ричард Окделл выглядит уж слишком вялой тряпкой, к концу книги уже хотелось, чтобы он совершил хоть что-то, достойное мужчины. Алва, напротив, слишком безупречен — хотя я уверен, что в дальнейших книгах он ещё получит щелчков по носу.

Много странностей в мире: почему Люди Чести, веками находящиеся в оппозиции к Олларам и почти не скрывающие этого, ещё не отправлены в монастыри и на плаху? А если в Талиге такой махровый феодализм, что король даже не может покарать изменников — почему их владения до сих пор часть империи «навозников», а не отделились при первой же возможности?

Не очень-то потрясли и «страшные» истории о чудовищах, живущих где-то под старой столицей. Зато мелкая, «бытовая» мистика удалась на славу. Как и история о шалостях в закрытой школе для оруженосцев.

Есть минусы, но все они — мелкие, терпимые. Они не могут снизить моё впечатление ни на балл. 10/10 и продолжение читать буду.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, несколько книг В. Камши лежали нечитанными несколько лет и вот, пару месяцев назад, решил попытаться их прочесть. Как выяснилось, я ничуть не прогадал — очень жаль, что я так поздно открыл для себя эту замечательную писательницу.

Но теперь обо всем по порядку. Первое что бросается в глаза во время беглого пролистывания книг — это великолепные цветные и черно-белые иллюстрации на форзацах и в начале каждой части. Увы, сейчас редко книги снабжаются картинками, да и обложки плоховаты — и тем приятнее столкнуться с книгами, не имеющими таких недостатков — от тома к тому книги устойчиво держат планку качества. Единственный минус — это газетная бумага, которая со временем еще больше темнеет — но, в каждой бочке должна быть ложка дегтя.

Внутреннее содержание ничуть не отстает от красивейшего внешнего оформления: перед нами образцы качественного исторического фэнтези (хотя иногда создается впечатление, что это исторические романы).

К каждой части добавлен интересный и неоднозначный эпиграф, также необычно использование системы карт Таро — доставляет удовольствие чтение описаний карт «выпавших» той или иной главе — причем все карты соответствуют описываемым в главах событиям.

Красное на красном (Название первой книги пришло из Плутарха, цитата из которого вынесена в эпиграф) открывается поначалу слегка непонятным вступлением, в котором рассказывается «космология» мира, в котором будут происходить события цикла. Пожалуй, это самый «мистичный» фрагмент книги (хотя и потом герои столкнутся со сверхъестественным), далее книга представляет из себя скорее исторический роман, чем фэнтези.

В основе романа лежит история о свержении старой династии Раканов и приход к власти династии Олларов, сопутствуемое сменой религии. Ключевое противостояние идет между Людьми чести — потомками старой аристократии и Лучшими людьми — наследниками ближайших сподвижников узурпатора. Однако не все так просто... События романа происходят на изломе эпох, а это предвещает неисчислимые бедствия и проблемы. Летосчисление идет по 400-летним кругам (напоминает индийские кальпы). Вообще автор много заимствовала (по крайней мере при чтении романа видны явные аналоги реально существовавших событий, религий, теорий и т. п.) — но ведь «ничто не ново под Луной» не правда ли?

Мир, описанный в романе, напоминает Европу эпохи Раннего Нового Времени — при этом язык книги не вступает в конфликт с описываемым миром (нету свойственных многим авторам слишком «современных» слов, неуместных при описании псевдосредневековых миров), это говорит о том, что писательница полностью «вжилась» в описываемый ею мир и эпоху — эпоха, обычаи, нравы, легенды, отсылки к прошлому не противоречат друг другу. При вдумчивом чтении можно увидеть действительно существовавшие аналоги описанных автором государств и народов — Агарис — Рим, Агария — Папская область, Багряные земли — Североафриканское побережье (Имею ввиду государства, сочувствующие пиратам и существовавшие в Алжире, Тунисе и пр. — хотя формально эти земли и принадлежали Османской империи), Кагета — Польша. С другими государствами сложнее — если исходить из использованных писательницей титулов то — Дриксен — это Византия (хотя и Гайифа тоже чем-то ее напоминает), Бергмарк — сильнее всего подходит Австрия, которая в пору своего становления сдерживала напор варваров на границы Священной Римской Империи Германской Нации (хотя в качестве аналога сойдет и Швейцария, и Лихтенштейн), Кэналлоа — это видимо Испания. Талиг (Талигойя), по словам В. Камши, это аналог Франции времен Генриха Наваррского. Интересны и сведения о народах, каждый из них имеет свое неповторимое очарование, ну кроме торгашей/ростовщиков/еретиков (нужное подчеркнуть) гоганов — которые представляют из себя явный аналог евреев. В общем мир и народы, его населяющие, весьма интересен (и проработан намного глубже, чем у среднестатистического отечественного автора).

Действие происходит одновременно в нескольких из указанных выше стран — при этом заслуга автора в том, что разные сюжетные линии примерно одинаковы по вызываемому ими интересу и желания пролистать неугодные главы не возникает, все выглядит весьма органично.

Касаемо персонажей. Вот тут-то и есть промахи (ну или вещи, которые лично мне не понравились). Это главные герои книги — маршал Талига Рокэ Алва и герцог Ричард Окделл. Один являет типичный пример «супергероя» (и красив, и умен, и с легкостью побеждает всех врагов.... список можно продолжить) только в историческом антураже, другой, по идее, должен был бы развиваться (части романа, посвященные ему, можно было бы считать романом взросления — превращение юноши в мужчину с формированием более менее четких взглядов на жизнь и т. п.), но так и остался зашоренным валенком. Зато условно второстепенные персонажи удались на все 100. Я в восхищении от кардинала Сильвестра (Квентина Дорака) — это неоднозначная и сложная фигура — вроде бы должен вызывать неприязнь (ведь он явный противник «добра»), но на деле вызывает только симпатию (в отличие от его антагониста кансильера Августа Штанцлера). Этот персонаж напоминает кардиналов Ришелье и Мазарини в свое время поднявших (или не давших увязнуть) Франции в дерьме. Его действия идут на пользу стране — как бы она не называлась и какая бы династия не правила ею — в отличие от Штанцлера и ему подобных — спесивых идиотов, готовых ввергнуть страну в хаос ради восстановления былого «величия» и династии, давно выброшенной на свалку истории (вследствие неспособности принести стране хоть какую-то пользу). Еще одни «добряки» это семейка Окделлов — шизонутые придурки поднявшие вместе с им подобными (Эпинэ и др.) заранее обреченный на провал мятеж и теперь «страдающие» в своих полугнилых халупах, по недоразумению названных замками (даже пыль и плесень стереть не могут). Также нам рассказываю о судьбах потомков смещенной династии и их сторонников, обитающих в святом граде Агарисе (читай Чертоград — в рецензии о 2 книге поясню почему использовал это название). Принц Альдо Ракан ничего примечательного и интересного из себя не представляет (еще бы — династия Раканов вырождалась еще при последнем правящем Ракане, а тут уже 400 лет минуло...) , его друг Робер Эпине, избежавший справедливого возмездия за участие в бунте, выглядит поинтереснее но не более того. А вот бабка Альдо — Матильда бесспорно самый интересный из условно положительных персонажей. Жизнерадостная, неунывающая особа вносит в застойное существование семейки Раканов некоторое оживление. Образ такой яркой женщины украсит любую фэнтезийную и не только книгу. Значительная часть шуток и веселых моментов связана именно с ней. К слову о шутках — я ухохатывался над проделками одного из сокурсников Ричарда Окделла во время его обучения в Лаик. Это огромный плюс автору — книга неоднократно заставила улыбнуться... Вернемся в гниющий Агарис... судьбы потомков Раканов будут связаны с гоганами — я это к тому — что и тут хватит мистики и тайн (вероятно автор ответит на возникшие вопросы в последующих томах). Помимо этих есть еще множество разноплановых и интересных персонажей — о некоторых автор пишет много, о ком-то нет — но при этом тяжело предугадать кто же из них в следующей части выйдет на первый план, порой кажущиеся явно второстепенными персонажи приобретают огромное значение и раскрываются с необычной стороны. В заключение скажу, что мне понравились кардинал Сильвестр, Матильда, Савиньяк и некоторые другие... (из тех чьи образы более менее раскрыты в первом романе — в последующих появятся новые интересные мне персонажи, например Валмон раскроется с неожиданной стороны в 3 томе).

Персонажами можно считать не только людей, но и животных — например крыса Клемента, ставшего «другом» Роберу Эпинэи собаку Мупу — принадлежащую Матильде. «Похождения» этих животных выглядят порой интереснее событий с целым рядом персонажей.

Роман содержит многоходовые интриги — причем иногда предугадать их ход не удается. Через интриги, а также некоторые, на первый взгляд незначимые, события раскрываются образы главных героев, выявляются их взаимоотношения. Кроме того присутствуют подробнейшие описания военной кампании (это можно отнести как в плюс, так и в минус книги — зависит от читателя), содержащей много неожиданных шагов и сюрпризов. Во время войны раскрывается военный талант Алвы (хотя слухи о его непобедимости гуляют чуть ли не с 1 страницы) — ведь интереснее увидеть маршала «в деле», а не читать раз за разом упоминания его прошлых побед. Интересна позиция и судьба правителя Кагеты — чтобы освободить страну от казаронской вольницы (аналог польской шляхты), тормозящей дальнейшее развитие и ослабляющее страну, он пускает дворянское ополчение на убой, но в итоге проигрывает кампанию и погибает. В этом персонаже привлекает прежде всего хитрость и понимание того что нужно своей стране, но, увы он сам себя перехитрил. Интересен прием показа некоторых событий глазами разных персонажей — читатель как бы вживается в образ рассказчика, испытывает те же чувства, что и он. При этом присутствует и стандартное описание битв — со стороны.

Минусом является то, что писательница как ни старалась сделать положительных персонажей привлекательными — так и не добилась своего — «добро» оказалось в этой книге намного хуже «зла» и не вызывает никакого сочувствия.

Резюме: Интересный роман, продолжения которого хочется прочесть как можно быстрее, отложив другие книги на потом. Несмотря на проблемы с образами главных героев, присутствуют интереснейшие условно второстепенные персонажи — за развитием и делами которых хочется проследить в дальнейшем. Привлекает интересный и хорошо проработанный мир. При прочтении романа появляется много вопросов, ответы на них хотелось бы увидеть в следующих книгах цикла.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

У нас с Верой Викторовной на некоторые вещи взгляды кардинально расходятся, да и Этерну я до конца не дочитала, но я всё равно не устану повторять, что первые три книги цикла, и самая первая в том числе, жемчужины.

Едва я начала читать и меня закружило в потоке событий. Как ненормальная я бегала по магазинам, ища продолжение. И оно того стоило. До третьей книги включительно.

В столицу приезжает Дик Окделл, наивный юноша, витающий в облаках, с основательно промытыми мозгами и своеобразными представлениями о Чести и долге. Стандартная завязка романа. Разумеется, на пути господину Окделлу должны встретиться верные друзья и коварные враги. Главный из коварных врагов — Рокэ Алва, соберано всея Кэнналоа, умница, красавец, адреналиновый наркоман, сволочь первостатейнейшая и прочая и прочая. И если вы думаете, что дальше всё пойдёт как по нотам, то ошибаетесь. Единственное предсказуемое событие —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Алва берёт Ричарда в оруженосцы. К слову, уважаемый соберано убил отца Окделла
, а вот дальше вместо классической истории восхождения героя мы получаем нечто столь необычное, что порой хочется закричать от ужаса.

Любимейшая мной система ПОВов знакомит читателя помимо Дика Окделла и его своеобразной точки зрения с не менее прекрасными героями — Робером Эпине, совестью Талига, его другом и королём Альдо Раканом, королевой Катариной, страдающем ради блага государства Штанцлером и многими другими.

Мистика в начале цикла жутковатая и увлекательная. Ричард Окделл ещё проявляет чудеса сообразительности. Рокэ Алва ещё радует боевым настроением и имиджем «чорного зла»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ой зря потом он оказался белым и пушистым. Такого колоритного серого персонажа «убили». И опять всё ради Талига
А автор пока не начала решительно делить героев на чёрных и белых, хотя мне следовало насторожиться в самом начале. В своё оправдание скажу, что дымовая завеса была просто великолепной.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Для работы в среде «Фэнтези» вам необходимо иметь в качестве наиболее активно действующих: главного героя (любого пола), предмет любви главного героя (как правило противоположного пола), могучего покровителя главного героя, товарищей, соратников, временных союзников. Также в команде г.г. необходим представитель симпатичного нац. меньшинства. Противодействующую сторону должны представлять: главный злодей типа 1 (непобедимый и малозадействованный), главный злодей типа 2 (стандартный), предатель и/или шпион, темная сила, представитель(ли) темных народностей, природные условия, продажная(ные) шкура(ы).» А. Свиридов, «Малый типовой набор для создания гениальных произведений в стиле «фэнтези».

К чему был такой большой то ли эпиграф, то ли вступление? А к тому, что начало романа «Красное на красном» соответствует памятной шутке Алексея Свиридова не то чтобы полностью, но всё же по многим основным пунктам. Есть главный герой — юный Ричард Окделл, который, как и положено, «молод, высок, строен, мускулист, красив». Есть верный друг, есть предмет любви, безусловно, есть мудрый наставник. Есть и главные злодеи, причём обоих типов — Дорак и Алва соответственно. Есть и другие элементы штамповки, Свиридовым не упомянутые, но от того не менее тривиальные — например, государство, задыхающееся под злодейской властью и законный король-изгнанник. Вот и приступаешь к чтению, поневоле предполагая, что в конце концов Добро возьмёт вверх, прихвостни узурпатора будут изгнаны, злодеи повержены, а истинный король будет возведён на трон... А то и передаст корону самому Ричарду — такова ведь судьба истинных героев, разве нет?

Но вот чем дальше читаешь, тем больше трещин пробегает по уже, казалось бы, готовой картине. И злодеи кажутся не такими уж злодеями, и герои — не такими уж героями... То есть кажутся, конечно, но только с одной определённой точки зрения, причём это точка зрения не автора, а лишь персонажа, и она имеет, безусловно, право на жизнь, но не большее и не меньшее, чем у любого другого действующего лица. Автор же не даёт никаких оценок, так что читателю приходится поневоле делать выводы самому, основываясь на том, что думают, что чувствуют, что говорят и что делают герои, сопоставляя мысли, слова и действия. Именно в этом, мне кажется, главный плюс КнК как литературного произведения.

Об остальном же уже сказано более чем достаточно, так что повторяться не стану, пожалуй. Вышесказанное вкупе с необычной для фэнтези исторической эпохой, неоднозначными образами персонажей, интересным и перспективным миром и признанным мастерством Камши в описании батальных сцен делают роман отличным выбором для любителей фэнтези-эпиков.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я редко ставлю десятки. Но перед этим творением Веры не могу не сделать земной поклон.

«Красное на красном» напоминает картины Сурикова — огромное полотно на всю стену с множеством персонажей, часть которых стоит на более заметных местах, часть пока ждёт в толпе, но все они объединены единым сюжетом. Это первая книга про Талиг, великую страну, которая выдержала не одну катастрофу, но каждый раз восставала из пепла мятежей, меняя людей, стоящих у руля. И сейчас, на очередном изломе эпох его ждёт очередная встряска. Соседи готовятся к войне, за границей строят далеко идущие планы церковники и таинственные гоганы, просыпается нечисть.

Пока те причины, по которым Талиг окажется в шаге от Заката ещё только зреют в Агарисе и горах Сагранны, всемогущий кардинал Сильвестр в своих покоях подводит итог своей жизни. Железной хваткой держал он короля и государство не один десяток лет, и, осознавая, что он не вечен, начинает претворять в жизнь свой последний план. Старое дворянство, королева, мятежники... даже некоторые из влиятельных царедворцев — столько фигур нужно убрать с доски! Глав Дорака в книге немного, но они предлагают нашему вниманию такого Маккиавели и Ришельё в одном лице, что им нельзя не восхищаться.

Центральная фигура романа — Рокэ Алва — человек и пароход Кэртианы, идеальный полководец, идеальный любовник, идеальный шулер и много ещё кто идеальный. Мне никогда не нравились такие образы. Но эта личность вызывает не только восхищение, но и страх, неприязнь и изрядную толику отторжения. Мне трудно сопережевать герою, который отталкивает от себя даже друзей, который может застрелить человека за малейшую провинность. Это человек, гибкостью мысли опережающий своё время, по происхождению и благодаря талантам получивший большую власть, которая ему не нужна. Вокруг него собираются по большей частью такие же как он: сильные личности, в которых долг значит больше, чем принципы. Савиньяки, Валме, Курт Вейзель, Бонифаций.

Первый из двух главных героев цикла, Ричард Окделл — это настоящая жемчужина отечественной литературы. Чистый и доверчивый юноша высокого просхождения, отец которого запятнал себя участием в мятеже. Стойких моральных убеждений. В самом начале кажется, что он к концу если не романа, то цикла возродит великую Талигойю. Но чем больше знакомишься с ним, тем больше понимаешь, что он строит воздушные замки. Пока он кажется безобидным наивным юношей, которого Алва непременно научит жизни (что тот и пытается сделать), но в монологах юноши уже проскальзывают нотки грядущих бед, которые способен принести Олларии и Талигу этот идеалист.

Вторый главный герой, Робер Эпинэ сначала кажется похожим на Ричарда, только повзрослее. Они оба связаны с мятежниками, оба из старой аристократии и оба Повелители. Но характеры их сильно разнятся. Там где Ричард подействует, Робер будет долго сомневаться, хотя в итоге и выберет самый лучший вариант. Он невероятно добрый и ответственный человек, трудоголик, пусть и лишённый гениальности Алвы. Два эпизода, первый, когда Ричард убивает крысу в своей комнате, и второй, когда Робер спасает маленького крысёнка в Агарисе и выхаживает его, как нельзя лучше характеризуют двоих персонажей. И в изгнании, и на войне он больше всего думает о тех, кто ему дорог и готов ценой своей жизни защитить их.

Главы Матильды Ракан и Мэллит перемежаются с основным сюжетом, раскрывая события агарисской линии новой стороной, позволяют глубже окунуться в недавнее прошлое Кэртианы.

«Красное на красном» — первая книга длинного цикла. В ней висит множество ружей, которые выстреливают в следующих. Автор оказалась честна перед читателями и не меняла своих первоначальных замыслов относительно практически всех геров. Благодаря чему книгу приятно перечитывать, замечая вещи, которые станут важными в следующих томах.

Итог: одна из лучших книг отечественного фэнтези, по духу близкая скорее жанру исторической и авантюрной прозы. Любителям Дюма и Дрюона читать обязательно.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этой книги началось однажды моё знакомство с творчеством Веры Викторовны. Увидел в районной библиотеке томик в кроваво-красных тонах, прочитал что де миры Ника Перумова — и взял прочитать. И — всё, пропал казак. ))) Потом я первым делом нашёл и купил себе точно такой же том. А затем — долгие дороги по Хроникам Арции и Отблескам Этерны... Так вот, данная книга открывает цикл «Отблески Этерны», это второй цикл пера Веры Камши, и он написан гораздо более профессионально и литературно, нежели первый — «Хроники Арции», где, вдобавок, всёж слишком сильно чувствовалось влияние Ника Перумова.

«Отблески Этерны» — это мир условноисторического фэнтэзи. Это история геополитической и мистической схватки за мир Кэртианы, во многом напоминающий Западную Европу веков так примерно XVI-XVII. Это мир, где пушки, пистолеты, боевые корабли с орудиями на борту вполне сочетаются с пиками и топорами, а шпага и сабля органично дополняют мушкет и пистолет. И словно погружаетесь Вы в восхитительный мир, неуловимо знакомый Вам по вихрям истории Франции, Англии, Германии, Испании... Герои книги тоже ей под стать. Да, потом персонажи будут плодиться от тома к тому чуть ли не в геометрической прогрессии, но тем не менее читать этот цикл всё так же интересно. Но в «Красном на красном» главные герои — это верховный маршал Талига Роке Алва по прозвищу Ворон, сын убитого им при подавлении мятежа герцога юный Ричард Окделл, а также Робер Эпинэ по прозвищу Иноходец, тоже довольно молодой аристократ, идеалист, романтик, бунтарь и немного мятежник.

Практически вся книга — это история взаимоотношений юного Ричарда с убийцей его отца. и вот тут возникает просто невероятное чувство... Ричард ведь тоже идеалист, романтик, поклонник древней чести... А Ворон — циник, распутник, дуэлянт. Только не всё так просто. И роман взросления, чуть ли не педагогическая драма постепенно показывает нам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не взросление героя, а восхождение монстра
очень непростой кунштюк. Судьба зло посмеялась над Талигом. и не зря у Ричарда был такой семейный герб... И всё это — на фоне разворачивающейся глобальной войны. Когда несколько соседних стран решают уничтожить королевство Талиг ударами снаружи и изнутри. Измена и подлость идут рука об руку, кровь и огонь взмывают вверх... И тогда то мы и увидим подлинное лицо первого маршала. настоящего, а не мнимого человека чести, беспощадного к врагам своей страны. Ну а что ему было делать — тех же барисцев жалеть что-ли?

и необходимо отметить здесь одну из особенностей этого цикла. Практически в каждом томе есть хотя бы одна замечательно описанная битва, сухопутная или морская. И это при том, что автор-то — женщина! Читать эти главы — отдельное наслаждение.

«Красное на красном» — это основание и замковый камень цикла. Очень многое из того, что случится с героями впоследствии, было грамотно заложено ещё в самой первой книге. Отличной, невзирая ни на что, книге.

И весь этот цикл, который она открывает, он вполне достоин называться жемчужиной отечественного исторического фэнтэзи. это скала. громада. и просто очень хорошая книга (книги).

// Что особенно хорошо — мистики мало. Но она есть и появляется всегда, как ей и положено, ровно в свой час. и — пробирает до костей.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Астрология — не гадание со свечами и не разноцветные картинки, это — наука, в которой все строится на расчетах. Другое дело, что звезды не приказывают, а советуют, и что жизнь человека — это столкновение его воли с судьбой.»

*

«Воистину человек глубже омута речного, и никому не ведомо, что скрывают сии глубины.»

*

«Никогда не стоит пренебрегать предчувствиями. Но если их нет, следует руководствоваться здравым смыслом.»

*

Среди системы миров Великого Ожерелья есть мир с очень красивым названием Кэртиана. Однако его судьба и судьба всего Ожерелья находятся под угрозой — некая внешняя мистическая сила пытается захватить эти миры. Противостоять таинственному врагу способны только люди. Но людям, погрязшим в кровопролитных дворцовых переворотах и войнах за укрепление власти, нет никакого дела до проблем вселенского масштаба. Эта история начинается с того, как однажды 16-летний потомственный герцог Ричард Окделл попадает в школу оруженосцев королевства Талиг, по окончании которой должен поступить на военную службу к влиятельным сановникам. Тем временем, в другой части мира — городе Агарис, молодой принц Альдо Ракан и его друг Робер Эпинэ ввязываются в политическую авантюру, исход которой может оказаться самым непредсказуемым. Что ждет наших героев пока неведомо, но ясно одно — именно им уготована важная роль в судьбе мира Кэртиана. 

*

Роман «Красное на красном» дает старт огромному эпическому циклу, состоящему из 5 томов. Поэтому надо быть готовым к тому, что львиная доля романа — ознакомительная, на страницах которой автор постепенно погружает читателей в мир Кэртианы, знакомит с главными героями, удивляет сюжетными тонкостями и интригует загадками. Сразу скажу, что начало этой книги далось мне непросто. Здесь так много нюансов, характеризующих упомянутый мир, которые многочисленными сносками дополняют структуру романа, что иногда сложно было улавливать основную нить сюжета. Однако этого невозможно избежать, потому что мир Кэртиана очень обширный и имеет свою древнюю историю, политические, экономические и религиозные особенности, описать которые в двух словах просто нереально. Повествование носит смешанный характер — оно ведется от третьего лица, но при этом читатель знает мысли, чувства и переживания героев. Оно разделено на несколько сюжетных линий, каждая из которых описывает нам события с ракурса одного из персонажей. Нити сюжета постоянно чередуются между собой, что не дает читателю заскучать, зациклившись на чем-то одном. Да и скучать особо не было причин, потому что события завораживают с первой страницы. Сюжет набирает обороты постепенно, и уже к финалу первой части достигает той динамики, что оторваться от книги практически невозможно. Именно здесь происходит потрясающее событие, которое дает новый виток развития этой истории. Поэтому, если вы от переизбытка информации немного «забуксовали» в начале книги, то прорыв в сюжете ждет вас буквально в конце первой четверти романа.

*

Очень хочу отметить слог автора. Он восхищает своей метафоричностью, образностью и поэтичностью. Хотелось иногда закрывать глаза и медленно пропускать через себя прочитанное. Создавалось впечатление, что я не просто читаю книгу, а сама вместе с героем стою в тени кустов летнего сада, где цветут акации, гудят пчелы, одинокое облако тает в небе, и владычица грез взрослеющего юноши задумчиво смотрит на ажурные кроны деревьев. В такие моменты я старалась даже не дышать, опасаясь малейшим вздохом спугнуть волшебство мгновенья. Это было прекрасно! Помимо лирических моментов, были волнительные эпизоды, поражающие некоей мистикой. В целом, отличительной особенностью книги является легкая эзотерическая нотка, которая звучит на протяжении всего повествования. Очень привлекают названия частей/глав, которые влекут нас к знаниям древних карт Таро, а так же органично в контексте истории выглядят немного затрагиваемые нумерология и астрология. Другими словами, эта книга настолько многогранна, что каждый сможет найти здесь для себя что-то интересное. А еще меня невероятно порадовал юмор автора, который проникает всюду и наличествует как в диалогах, так и в описательной части произведения. Браво, автор! Иногда я смеялась во весь голос. Посему, спешу заявить, что Вера Камша, однозначно, мой автор!

*

С героями поначалу тоже все было не просто. Где-то на уровне середины первой части книги, я поняла, что начинаю путаться в персонажах. Поэтому, впервые со времен чтений Бэккера, я взялась за перо и составила список действующих лиц. Причем, всех без исключения. Ведь прелесть этого цикла заключается в том, что здесь важен любой герой, и даже самый второстепенный способен, рано или поздно, по примеру чеховского ружья «выстрелить», сыграв важную роль в истории. Сами персонажи оказались невероятно живыми и поэтому очень меня порадовали. Потрясающие мальчишки, которые показывают нам, как часто молодость становится жертвой глупого предубеждения, и как легко можно манипулировать неопытностью в угоду личных интересов. Великолепные женские персонажи, которые настолько разные, что прекрасно дополняли друг друга. Однако, мой читательский интерес возрос многократно, когда в конце первой четверти романа на сцену вышел персонаж, интригующий своей двойственностью. Так случилось, что он — единственный главный герой, мнение о котором у читателей формируется через призму мировосприятия других действующих лиц. Его поступки идут вразрез с общественным мнением, которое оставляет желать лучшего. Для всех он — «темная лошадка», с не менее темной репутацией, которую он с удовольствием поддерживает. «Удача улыбается тем, кто смеется,« — говорит он и невольно заставляет читателей улыбаться, восхищая всех не только искрометным юмором, но и неординарными поступками. Да простят меня другие герои, но именно за этот персонаж я готова была обнять автора. Кто этот сердцеед с ярлыком гада и какие преследует цели — пока загадка, которую в ближайшее время вряд ли мы сможем разгадать.

*

Не обошлось в романе и без сердечной темы. Здесь две основные любовные линии, которые, с одной стороны, умиляют своей душевностью, а с другой — огорчают тупиковостью ситуации. Первая влюбленность, первый опыт близких отношений, первые волнения, взращиваемые на почве запретных чувств. Нет на свете человека, которому это было бы не знакомо. Пусть не подробно, но все же очень проникновенно, Камша задела этот аспект развития персонажей на фоне их общего взросления. Давно заметила, что душевно-сердечные метания полюбившихся книжных героев я принимаю близко к сердцу. Поэтому всегда сложно наблюдать любовные линии в виде разных геометрических фигур, когда все равно кто-то из участников остается в проигрыше. Тем не менее, именно такие моменты задавали лирическое настроение сюжета, делая его более всесторонним.

*

Финальная часть романа пролетела незаметно. Именно здесь происходит важное событие, которое войдет в историю мира Кэртиана, как битва на Дарамском поле. Те чудеса военного искусства, которые творят герои на страницах этой части, вызывают восхищение. Хотя исход всего был ожидаемым, банальным назвать его просто невозможно. Финал полностью открыт, и впереди нас ждет еще много книг этого цикла, чему я невероятно рада. Мне абсолютно не хотелось уходить со страниц этой истории, потому что автор смогла заинтересовать меня интересным миром, во многом похожим на наш. Где одни государства приходят в упадок, а другие собирают силы для войны и плетут заговоры. Где люди в порыве гнева упоминают порубленного Змея, закатных тварей и Леворукого. Где под глыбами распутства погребены семейные ценности, а легенды, передаваемые из поколения в поколение, теряют силу мысли, превращаясь в красочную фальшивку. На фоне этого всего лейтмотивом в голове вертится вопрос об истине. Так что же такое истина и насколько она сильна, если способна легко меркнуть на фоне яркой лжи, становясь незаметной, как незаметна красная кровь на красной одежде...?

*

ПС: перед чтением этой книги желательно прочитать небольшую повесть-приквел под названием «Пламя Этерны». Ну, а я в свою очередь приступаю к чтению книги под названием «От войны до войны». Продолжение следует...  

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для начала соглашусь с читателями книги, что в роман надо вчитаться. Где-то первая треть повествования идет ни шатко, ни валко, местами встречается пронзительная грусть (Одинокий), но в основном множество разных деталей, которые нисколько сюжет не оживляют. Но все меняется, когда приходит Он. :smile: Рокэ Алва. Видно, что автор его очень любит, и описывает живенько, не оторвешься. Причем не только не оторвешься, но и захочешь прочитать книгу как можно скорее и бежать за следующей. Рокэ Алва необычный герой, и чести в нем все же не больше, чем в людях чести, которые постоянно плетут интриги, обманывают и предают (только не кидайтесь камнями:wink:). Подкупает во-первых, его органичность — история того времени могла породить лишь такого героя и, конечно, его харизма. Хотя, вот, не хотела бы я с таким героем повстречаться. Вдруг еще обижу чем-то :lol:

Но достаточно о героях. Главное в романе совсем не это, а в первую очередь, то, что текст выдержан в жанрах старой доброй русской классики. Как по объему так и по содержанию. Читателю хочется раздать ордена и черные метки: вот этот хороший, а этот плохой. А на самом деле у каждого из героев своя правда. И как бы мы не сетовали на глупость Ричарда, он не может вести себя иначе. Это же касается и всех остальных героев. Из законченных и бесповоротных злодеев в книге, пожалуй, только дурак Арамона да умница Адгемар Кагетский. А вот всех остальных можно развести налево и направо только в соответствии с симпатией, но никак не с объективной информацией.

Резюме: книгу читать надо. Вот как Достоевского надо читать, так и Камшу. Каждому интеллигентному человеку надо читать. Чтобы приучать себя к литературе высокого уровня. А если кому-то было читать скучно, так это вовсе не говорит о том, что роман плохой. Исключительно лишь о том, что не доросли. Как и до Достоевского:wink:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скажу честно, взялся читать Веру Камшу, дабы убедиться в том, что отечественный писатель может выдать интересный и качественный эпик. Поэтому, приметив первый том «Отблесков Этерны» на полке в магазине, без лишних раздумий приобрел его. За два вечера книга была прочитана, и я открыл для себя чудесного автора.

Сюжет. Государством Талиг, некогда носившим имя Талигойя, правит династия Олларов, чей основатель 400 лет назад узурпировал трон. Династия Раканов, истинных правителей, вынуждена скрываться. Однако Раканы надеются вернуться на престол, и вот уже зреют заговоры и плетутся интриги.

Основные герои. Юноша Ричард Окделл, чья семья сохранила верность старой династии. Наивный и упрямый, Ричард прибывает Олларию, где чувствует себя лишним. Он старается приспособиться к новому месту, но ни в коем случае не сблизиться с теми, кого считает врагами Талигойи.

Робер Эпинэ, также сохранивший верность Раканам. Он настолько предан своему другу, принцу Альдо Ракану, что готов отказаться от любви.

Рокэ Алва. Обаятельный мерзавец. Хотя мерзавец ли? В событиях, происходящих на протяжении 500 страниц, он показывает себя только с лучшей стороны. Презирает людей? Да и они его не слишком чествуют. Хотя мне иногда кажется, что Камша уж слишком подыгрывает ему.

Есть еще и женские персонажи, и пара серых кардиналов, за интригами которых приятно следить.

Плюсы:

1) Сюжет не провисает, интерес сохраняется до последней страницы.

2) Книга написана отличным языком, читается с легкостью.

3) Временной период, который охватывают события «Красного на красном». Такого я раньше не читал, поэтому шпаги, пистолеты, пушки в фэнтези антураже пришлись мне по душе.

4) Камша удачно вводит в повествование мистические элементы, которых дальше, скорее всего, станет больше.

Минусы:

1) Обилие сносок. У меня прямо-таки неприязнь к ним, но приходилось читать.

«Красное на красном» — великолепный образчик эпического фэнтези. Но читать продолжение я не спешу, подожду, пока цикл будет закончен. Хотя однажды не выдержал и ознакомился с двумя приквелами, которым поставил высшие оценки.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

В чтении этого цикла я уже ушла далеко вперёд, так что припомнить мои первые впечатления сейчас сложновато. Но попробуем. Книга мне понравилась не сразу. Сначала мне показалось, что у меня останутся очень средние впечатления. Но потом начались политические интриги, покушения на убийство, а потом даже война, и стало очень интересно. В книге происходит очень много всего, и это особенно заметно по следующим томам цикла. В частности, война успевает не только начаться, но и оперативно закончиться. При этом события не выглядят сумбурными и не утомляют — в отличие от, опять же, следующих томов цикла.

Главным героем книги выглядит Ричард Окделл, хотя он и не единственный POV-персонаж. Его непростые отношения с врагом-сюзереном Рокэ Алвой (этот человек — политический противник Окделлов и убил отца Ричарда, но харизма есть харизма) занимают львиную долю книги и читательского внимания. Другие линии и POV-персонажи на этом фоне менее интересны. Читая линию Робера Эпинэ в первой книге, я и вовсе только только лишь скучала в ожидании возвращения к Ричарду — в отличии от, простите меня, следующих томов цикла, где ситуация была ровно противоположная. Но мне очень понравилась Матильда, хотя её в этой книге было очень мало (а в следующих томах, имхо, слишком много — впрочем, это уже не та Матильда).

В общем, первая часть цикла меня очень заинтриговала. А завершающие страницы книги просто требуют читать продолжение, что я уже и сделала.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман в жанре эпического фэнтези.

Интересный сюжет. Первая сюжетная линия — сын убитого мятежника, герцог Ричард Окделл, прибывает в столицу для обучения в школе оруженосцев. Вторая линия — Альдо Ракан, последний принц из свергнутой династии Раканов.

Роман написан хорошим, красочным языком. Оригинальный, хорошо продуманный мир, описаны множество мелких деталей. Увлекательные батальные сцены. Множество ярких героев. Читается легко и с интересом, от корки до корки. Присутствует средневековый антураж — вино, карты, дуэли, военные действия, любовь, множество интриг, шпаги, пистолеты, таинственные гоганы. Сюжет развивается динамично. Хорошая интрига.

Советовал бы прочитать книгу всем, но есть одно «но«! В дальнейшем цикл «Отблески Этерны» «разбух» до неприличных многотомных размеров, автор убил многих героев (как главных, так и второстепенных), многие второстепенные герои вышли на передний план. Цикл начат в 2004 году, конца и края ему нет.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу стоит прочитать хотя бы из-за Рокэ Алва. Настолько обаятельных мерзавцев еще поискать надо! Умеет пратически все, умен, хитер и даже не лишен благородства, вызывает куда больше симпатий, чем Ричард Окделл, эдакий малолетний мститель. Впрочем, мерзавец ли он — это еще большой вопрос. Среди женских образов выделяется Матильда Ракан. Пожилая дама лет за 60, которой ничего не стоит завести любовника возраста ее внука. Сюжет захватывает. Даже батальные сцены довольно интересны, на мое женское мнение.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытная книга. При том, что я отнюдь не любитель приключенческих фэнтези со множеством путанных названий и выдуманных народностей, по моему мнению книга тянет на стойкую 9. Да, я полкниги путалась в том, кто кому враг и почему, но послевкусие от книги вполне окупило мои страдания))) Ещё балл накрутила за создание такого красочного персонажа, как Алва Рокэ (весьма обаятельный и примечательный тип :biggrin:).

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сознаюсь, что первые несколько глав плавал в колличестве героев и их целей (даже тетрадочку завел, куда записывал всех основных участников и кто на какой стороне), но несмотря на это прекрасный язык, изумительные разноплановые герои, запутанный сюжет, !!!!Батальные сцены!!!!, Антураж эпохи заставили меня внимательно разобравшись в действующих лицах перечитать заново роман!

Итог — великолепно! Особенно спасибо автору за Роберта Эпинэ, Штанцлера, Рокэ Альву и Валентина Придда!!!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, сначала я немного запуталась в именах, политике и религиях! Слишком уж много всего наворочено! Но книга не стала от этого мение интерресной! На данный момент из всех задействованых в ней героев мне больше всего нравится Рокэ, хорош, мерзавец, ничего не сказать! В сравнении с блеклыми людьми чести эта яракая личность вызывает лишь восхищение. Очень порадовало и то, что изГГ Ричарда не стали делать супергероя. Перед нами мальчишка воспитаный на правилах чести о которых многие лучшие люди уже позабыли. В его душе борятся долг и симпатия к своему эру- частенько идущему наперекор общепринятым догмам. Магии правда в этой книге минимум, но ведь самое интерресное это люди и в этом плане здесь есть на что посмотреть!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх