fantlab ru

Вера Камша «Красное на красном»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1778
Моя оценка:
-

подробнее

Красное на красном

Роман, год; цикл «Отблески Этерны»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 123
Аннотация:

Четыре столетия назад пала династия Раканов, издавна правившая королевством Талигойя. На престол взошёл Франциск Оллар, а Талигойя стала Талигом. Пять лет назад герцог Эгмонт Окделл поднял восстание против потомка узурпатора, но был побеждён и убит герцогом Алвой. Теперь же его сын, юный Ричард Окделл, прибывает в столицу Талига, чтоб пройти положенное молодым дворянам обучение. Что ждёт в будущем его самого и всю страну, пока ещё никому неведомо...

© Nog

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 483

Активный словарный запас: средний (2919 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книга года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Красное на красном
2004 г.
Отблески Этерны: Красное на Красном. От войны до войны
2014 г.
Красное на красном
2021 г.
Красное на красном
2022 г.
Красное на красном
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  30  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четыре года назад прочитав «Темную Звезду» и «Несравненное Право», я разочаровался в Вере Камше и ее романы решил в руки не брать. Несмотря на то, что dark_andrew и говорил, что «Отблески Этерны» отличаются в лучшую сторону от «Хроник Арции», но я все равно побаивался, что опять разочаруюсь в авторе. Я был неправ, Камша написала по крайней мере две хороших книги. Это хорошо.

Действие цикла происходит в вымышленном мире. Государство Талиг переживает не лучшие времена. На троне угнездился беспомощный монарх. Соседи активно зарятся на приграничные земли, не гнушаясь в своих целях использовать недовольное старое дворянство — «людей Чести», которое большей частью хранит верность свернутой 400 лет назад старой династии королей Талигойи и запрещенной религии эсперантизму. Плетутся интриги, украдкой точатся ножи и синтезируются яды. А из захолостью пребывает в столицу для прохождения обучения в школе оруженосцев молодой Повелитель Скал Ричард Окделл — сын погибшего несколько лет назад мятежника Эгмонта. Всем понятно, что в столице ему не удержаться, тем более и Канцлер намекает, что неплохо бы его отправить его обратно в родовой замок. Но неожиданно для большинства Ричарда пригревает Рокэ Алва, лучший полководец и воин Золотых Земель, убивший в поединке отца Ричарда...

Ричард и Рокэ — это главные персонажи первого романы, да есть и другие сюжетные линии, но взаимоотношение двух этих людей, их психология и постоянное сравнение, это как мне показалось, то что в первую очередь интересует Камшу. Показать что следование традициям и обычаям не всегда хорошо, что верность каким то замшелым идеалам может обернутся предательством Родины. Доказать, что иногда ради достижения цели стоит быть немножко более гибким. Вроде все перечислил? Однако не стоит считать, что это роман воспитания, все таки Ричард оказался несколько принесенным в жертву идеям, вложенным в книгу авторам. Он удивительно необучаемый ученик Алвы, раз за разом получает по носу, но тем не менее продолжает гнуть свою линию, хотя вроде и осознает, что неправ. Скала вообщем не человек. Не верю, хотя наверное зачем то это надо. Зато безумно хорошо вышел Алва, все таки описывать обаятельных мерзавцев, которым и своя голова полушка и чужая шейка копейка, похоже немножко попроще, чем рыцарей без страха и упрека. Правда, хотя и назвал Алва мерзавцем — это не совсем так, он верен Талигу, людей правда не любит, но что тут поделаешь. Возможно мерзавец — это маска, но об этом я смогу судить только читая дальше.

Удачным вышел сюжет. В нем в равновесии находятся интриги и боевые сцены, книга не превращается ни в одну беспрерывную схватку с полчищами врагов, чем например страдает многотомная эпопея о маге Ника Перумов, но и не скатываясь в вялое пережевывание текущих событий, к которому периодически скатывается Джордан в своем «Колесе Времени». И это сочетание на мой взгляд хорошо показывает откуда же растут уши у цикла Камши, это конечно же Мартин с его «Песней льда и огня». Помимо этого есть и чисто исторические привязки, несмотря на возможно мне почудившийся мне псевдопиринейский или может псевдофранцузский колорит, олларианство удивительным образом заставляет вспомнить историю возникновению англиканства, ну а это мосток к истории Англии, которая оставила свой след в ПЛиО. От Мартина Камша к сожалению не взяла одно, героев ей своих жалко, а вот Мартину нет, ей бы растаться с парочкой второстепенных, а она предпочитает тратить третьестепенных. Первостепенные так вообще под охраной, я правда догадываюсь, что это необходимо для последнего тома, где сойдутся вместе Ричард, Алва, Робер, Альдо и кто то пятый, но не будем торопить события...

Что мне показалось ошибкой, правда, она звучит только в самом начале, так это прямой перенос некоторых вещей из нашего в фэнтезийный мир. Это разрушает его, зачем, например, практически дословно прозвучала пословица про то, что там где прошел хохол еврею делать нечего. Возможно я не оценил иронию... Но было что то еще в том же духе.

В целом хорошее, увлекательное начало длинной истории, во что это выльется будет понятно дальше. Пока тем кто не читал, и кто не боится многотомных эпопей, стоит ознакомится, не пожалеете. 8/10

Оценка: 8
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал первый том Этерны «Красное на красном» и имею сказать, это было шикарно.

Книги об интригах и политике принято высоколобо презирать — ведь в них нет Философии! Но за «Философию» часто выдают набор красивых слов о чем-то далёком от жизни, о чём-то пассивном, медленном и лишённом энергии. Надсадно-пафосные книги о совершенствовании души, метаниях и поиске себя, печатаются каждый день, раздаются у метро и выбрасываются в урну у эскалатора. А «Государь» Макиавели будет выдерживать бесконечное число переизданий. Потому что его выводы — работают, его наблюдения — верны для всех эпох, его опыт — способен повлиять на жизнь людей. Хоть в средневековой Италии, хоть в современной Ливии, хоть в никогда не существовавшем Талиге. Политика — самый увлекательный вид спорта, в котором противники играют в невероятную «стратегию в реальном времени» без ограничений в возможностях.

***

Вера Викторовна, кажется, собрала чуть ли не все элементы идеального для меня романа, причём во многих случаях — совсем не так, как я их себе представлял.

...Меня бесит, когда герои не знают, чем им заняться. Бесят одиночки, оторванные ломти, без цели, дома, друзей, родных. Как будто они родились на свет за минуту до начала книги или вовсе свалились из другого мира. Герой должен быть родной, естественной частью мира, в котором он живёт....

«Этерна» очень быстро берёт быка за рога, раскрывает диспозицию сил и ставит героев в определённые положения внутри неё. Не считая вступления в духе «не-пришей-кобыле-хвост, что оно здесь делает?», «Красное на красном» посвящено вполне определённой истории: борьбе за трон в Талиге. И у героев с самого начала есть позиции по ту или иную сторону баррикад, им сразу нужно бороться — или, усомнившись, менять сторону. А не шляться по городам Великого Мира в поисках приключений.

***

...Я терпеть не могу, когда книга написана от первого лица героя, чья точка зрения — единственно верная и единственно известная, а сам он — заведомо бессмертен....

Камша берёт за основу принцип, подмеченный мной ещё у Тэда Уильямса. У автора есть несколько «агентов», с точки зрения которых он рассказывает историю. До Камши этот принцип успел позаимствовать Джордж Мартин, но его главы — это параллельно идущие истории главных героев. А главы Камши и Уильямса — точки зрения разных — главных и второстепенных — героев на развитие одного и того же сюжета. На самом деле, сюжетных веток всего две — в Талиге и в Агарисе, но взглянуть на них мы сможем даже глазами бабушки Матильды (кстати, очаровательнейший персонаж!)

***

...Я люблю читать про жизнерадостных и ироничных героев, наделённых брутальным, мужественным обаянием и снабжённых крепкой головой на плечах. А не изнеженной душой подростка и девичьим сердцем в волосатой груди, полным метаний и терзаний. Герои должны вызывать симпатию не только своей моральной чистотой. Куда больше симпатии вызывает лихость, ловкость, чувство юмора, чёткое представление о целях и умение их добиваться...

На первый взгляд, промах — номинальный главный герой Ричард Окделл суть молокосос, тряпка и колеблющееся ничтожество. Но на самом деле, стрежень истории не он — вот к чему здесь принцип «агентов с видеокамерами!» Мальчишка Дикон служит лишь «доктором Ватсоном», видеокамерой, снимающей блистательного Рокэ Алву. А уж этот персонаж хоть куда. Игрок, острослов, дуэлянт, музыкант, великолепный интриган и остроумный тактик, он даст фору даже брилёвскому Берену, вэберовской Харрингтон и — о ересь! — самому Тириону. За ним интересно наблюдать, им хочется быть. Он не просто ЗАЯВЛЕН как великий полководец — он демонстрирует чудеса полководческого искусства в кадре, перед нами. От нас не требуют верить на слово — нам показывают, чем он велик. И после этого по-настоящему восхищаешься этим великим и ужасным человеком.

***

...Я люблю, когда на стороне противников героя дерутся не безмозглые монстры, безумные фанатики или Абсолютное Зло, а люди со своими разумными целями и со своей правдой. Они объективно несут зло для героя и его близких, но делают это ради блага и выгоды «своих», и не лишены своих положительных качеств. Если не благородства, то хотя бы — ума...

С равноправием в «Этерне» даже перебор. Поначалу заявленные как «положительные» сторонники Людей Чести с самого начала сопровождаются таким мощным авторским сарказмом, что читателю ясно: силы Добра из них — как из Фродо чемпион по рестлингу. К финалу в правоте раканского дела начинают сомневаться даже герои-точкизрения, которые вначале настраивали нас на борьбу добрых Раканов со злыми Олларами.

Но со «своей правдой» Вера Викторовна не подкачала. Борьба «людей чести» и «навозников» напоминает борьбу красных с белыми, северян с южанами. Кто прав? Зависит от ваших взглядов. Вправе ли король сражаться за свой трон против своих же граждан руками иностранных наёмников? Можно ли ради защиты женщин и детей своей родины уничтожить сотни женщин и детей в тылу агрессора? Это не ответы автора, это ваши ответы, читатель. Они вроде бы лежат на поверхности, но когда видишь, в каких условиях принималось решение, то понимаешь: ты бы и сам не принял другого.

***

...Я люблю стратегию в реальном времени, показанную тщательно и подробно, с оригинальными тактическими ходами...

Не стратегия, но тактика в «Этерне» показана хорошо: большинство тактических ходов (в основном придуманных Алвой) неглупы, эффективны и реальны. И если экзотика вроде козлов-камикадзе и банальности вроде рассыпанного на дороге золота (трюк, описанный Юлием Фронтином аж в I веке) могут вызывать сомнение, то работа Алвы с артиллерией, спецназом, резервом и засадами достойна всяких похвал. Не зря «Мир Фантастики» в своё время назвал красавчика Рокэ лучшим полководцем в фантастике.

***

...Я люблю диалоги живых, вменяемых людей, не состоящие из позёрских фраз о вечности. Живые люди на работе говорят о деле, которое их волнует. Живые люди на отдыхе шутят и обсуждают любимые развлечения, слухи и сплетни, изредка — парадоксальные вопросы...

Если герои и берутся говорить о чём-то, не связанным с ходом книги, — это вполне естественные для молодых мужчин вещи: любовь, лошади, оружие, игры, вино, суеверия. Камша не заставляет бойцов пафосно обмениваться фразами посреди битвы. Нет сцен вроде «Прежде чем я убью тебя, я расскажу тебе свой план» или «За ним, идиоты!» Герои не откровенничают там, где это неуместно в реальной жизни. Предатели не выдают себя мерзким хихиканьем, короли и графы на переговорах не забывают об этикете и лицемерии. Покоробила только стилизация «под дерёвню» в речи провинциалов. По сравнению с настоящей речью крестьян, которую можно встретить у русских классиков, под которую удачно стилизовался Лукин, таможенники из Варрасты выглядят пародией.

***

Идеала не бывает — я бы просто не поверил в него. Конечно, книга не лишена недостатков. Очень насторожил и едва не оттолкнул пролог: надеюсь, в продолжениях не будет упора на «Упорядоченное а-ля Перумов, в котором невесть кто невесть зачем пожирает миры». Ричард Окделл выглядит уж слишком вялой тряпкой, к концу книги уже хотелось, чтобы он совершил хоть что-то, достойное мужчины. Алва, напротив, слишком безупречен — хотя я уверен, что в дальнейших книгах он ещё получит щелчков по носу.

Много странностей в мире: почему Люди Чести, веками находящиеся в оппозиции к Олларам и почти не скрывающие этого, ещё не отправлены в монастыри и на плаху? А если в Талиге такой махровый феодализм, что король даже не может покарать изменников — почему их владения до сих пор часть империи «навозников», а не отделились при первой же возможности?

Не очень-то потрясли и «страшные» истории о чудовищах, живущих где-то под старой столицей. Зато мелкая, «бытовая» мистика удалась на славу. Как и история о шалостях в закрытой школе для оруженосцев.

Есть минусы, но все они — мелкие, терпимые. Они не могут снизить моё впечатление ни на балл. 10/10 и продолжение читать буду.

Оценка: 10
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу посоветовала жена. Ей этот цикл нравится. Я же, ещё не дойдя до половины первого романа, уже знал, что на нём моё знакомство с «Отблесками Этерны» завершится.

Суть вот в чём. Если автор намерена постепенно развивать своих героев и основную линию сюжета, чтобы лишь к четвёртой-пятой книге читатель мог себе понять масштабы замысла, то в топку такой цикл. И вроде бы интрига в романе есть, но она слишком очевидна. Или же это не интрига, а только завязка чего-то грандиозного, о чём мы узнаем спустя 10 романов. Для этого первый роман цикла нужно было писать куда сильнее, интереснее. Так, чтобы не оторваться. А так — лучше не начинать. Если Камша думает, что читателю будет интересно узнать что же случиться дальше с забитым сопляком Ричардом, она ошибается. Этот герой даже жалости не вызывает. Только отвращение. Не такое отвращение, как идейные злодеи, а из-за абсолютной убогости. Другая линия сюжета, та, что про Робера, вообще непонятна. То есть, происходящее понятно, но желания узнать, что будет дальше, нет.

Есть в романе персонаж, на котором зиждется интерес к циклу у многих читателей. Да, это Рокэ Алва — «гений, миллиардер, плейбой», только с филантропией не сложилось. Вместо неё цинизм. Да, он единственный симпатичный герой, но симпатичен он до отвращения. Ну прям супергерой. Куда ни посмотри — везде талант высшего порядка, в любом виде деятельности. Ну не верю! Такой герой не нужен. Особенно, когда на его фоне все выглядят серо и заурядно. Перекос, мадам Камша.

Но это всё цветочки. Причина, по которой «Красное на красном» станет последним для меня романом цикла, в ином. Как ценитель текста, не мог проигнорировать качество написанного. И что имеем? Некоторые научные труды имеют куда более живой текст. Здесь же непрекращающийся пафос. Изо всех дыр. Кроме того, от первой до последней буквы всё настолько серьёзно, что закрадывается подозрение: а не раскроется, положим, в шестой книге цикла, что этом мире Создатель забыл сотворить юмор? Настолько сухой и неживой текст ещё нужно постараться написать. Диалоги — это спрессованная (вот-вот аж треснет от максимальной концентрации) серьёзность и морализаторство, замешанное на нехитрой философии. А еще в каждом втором предложении сюжетной линии юного Окделла, обязательно идёт напоминание о долге, о былой Талигойе, о Людях Чести и прочем. Это очень раздражает. Ну сколько можно одно и то же, только разными словами?

А ещё текст очень тяжёл. Предложения громоздкие, перегруженные оборотами. В одном предложении может идти речь о разных людях или темах.

И вообще. Только последняя треть романа хоть чуть-чуть любопытна. Война всё-таки. А то дворцовые интриги, соплежуйство Ричарда и неразделённая любовь Робера выглядят совершенно кисло с точки зрения подачи. Что-то якобы происходит, какая-то информация даётся, но её слишком много. И была бы она действительно важна или играла бы роль с повествовании — ладно. Но ведь в «Красном на красном» 95% сведений — просто заполнение страниц. Вводная для следующих книг цикла. Убеждён, в следующих книгах поданная информация всплывёт, как-то будет использована. Но это не важно, ибо здесь и сейчас мне-читателю скучно, тоскливо, хоть волком вой. Зачем же перегружать текст с прицелом на потом, когда нужно увлечь читателя в реальном времени, а не кормить потенциальным будущим? В итоге, будущее «Отблесков Этерны» для меня потеряно.

В принципе, весь отзыв уместился бы в два слова «упоротое графоманство». Но на Фантлабе такие отзывы не котируются. Тем более накопилось за время прочтения. А читал я роман без малого месяцев девять. И теперь счастлив, что наконец завершил безрадостное путешествие по творчеству мадам Камши. Спросите, почему не бросил на половине (ведь, я упоминал, что для оценки сего опуса хватило и полкниги)? Жене обещал хотя бы один роман из цикла прочитать.

Оценка: 5
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вера Камша решила начать творить с чистого листа. «Хроники Арции»? Ну, подражание Перумову и Мартину, писавшееся изначально в стол, видимо, изрядно опостылело и самой писательнице, поэтому и окончание цикла не выходит уже больше десяти лет. Ей нужно было что-то свежее, не отягощённый писательской незрелостью мир, в который будет приятно поместить своих героев...

Мир, во всём похожий на Европу XVII века, абстрактное королевство Талиг. Четыре сотни лет назад Франсиск Оллар отобрал трон у династии Раканов, изгнав их вместе с наиболее верными сторонниками за пределы страны. Свергнутая династия веками строит заговоры против узурпаторов, при дружественной «помощи» соседних стран, Оллары потихоньку увядают в своём величии, древние роды «Людей Чести» давно превратились в толпу деградантов. У государства на глиняных ногах есть только одна надёжная опора — молодой маршал Рокэ Алва...

Если отдельные тома «Арции» выглядели как подражание Мартину, то здесь я вижу больше ноток из Гая Гэвриэла Кея. Тот же псевдоисторический фон, мощная прописанность героев, определённая... уютная «камерность» мира, но в тоже время — отсутствие грязи, столь любимой Дж. Р. Р. №2. Да и сами герои... Альдо Ракан — весьма и весьма похож на Алессана ди Тигана из одноимённого романа, бездумного борца за свободу своей родины. А Рокэ? Пусть мне плюнут в глаза, если он не напоминает, почти один в один, Аммара ибн Хайрана из «Львов Аль-Рассана». Но направление, мне кажется, Камша выбрала верное — стиль Кея лично мне всегда импонировал.

Герои. Рокэ Алва, конечно, во многом ненатурален — великий фехтовальщик, стрелок, тактик, любовник, книжник, злодей, алкоголик... И всё это — одновременно. Но всё равно — вышел он здорово, каждое появление на страницах романа то балагурящего и зубоскалящего, то неимоверно жестокого маршала Талига заставляет прилипнуть к тексту накрепко. Рокэ — очень и очень яркая личность, сотканная из противоречий, вызывающая одновременно и отвращение и восхищение. Образ маршала до такой степени удачен, что Камше можно простить всё что угодно, все мелкие недостатки романа. Ричард Окделл — юный идеалист из «людей чести», который как принято в его среде, мечтает об ушедшем прошлом, когда трава была зеленее, восхищается Раканами (коих никогда не видел), и ненавидит Олларов (которых, впрочем, до середины повествования он тоже не видел). Хороший, искренний парень, чрезвычайно наивный и мало что повидавший в жизни, попадает под опеку Алвы, и, внезапно, обнаруживает, что дьявольский Первый маршал не так плох, как его малевали... По всей видимости, парень станет вскоре ближайшим соратником Рокэ, и обратиться против своих былых покровителей... Робер Эпинэ немного невыразителен, куда бледнее предыдущих, но, по всей видимости, это человек, устраивающий « la revolution» не по своей воле, а ради друга и своей семьи — нет в нём чегеваровского огонька — только какая-то добродушная обречённость. Альдо Ракан и Мэллит — вообще никак, бледные тени, а вот вредная бабка Матильда — просто гениально, пусть даже и появляется она всего ничего.

Сюжет — хорош. Интриги перемежаются со странствиями, те в свою очередь — в описание военной кампании, замечательное, между прочим — военные баталии у Камши традиционно удаются. Всё равномерно и гармонично.

Пожалуй, единственный крупный недостаток романа — создать полифонию мнений у автора не получилось. С какого бока не смотри, Раканы и их сторонники — жалкие и мелкие пакостники, коими вертят все кому не лень. Ну не возникает у меня впечатления, что это и правда династия, достойная восшествия на трон, ну никак. Хотя, безусловно, у каждого героя — своя правда, но у сторонников свергнутых она немного то вымученная, то идеалистичная...

В итоге — безусловно, один из лучших образчиков отечественной фэнтези последних двадцати лет. Конечно, судя по размеру цикла и падающим оценкам дальше всё грустно, однако начало цикла — выше всяких похвал. И за такое бойкое начало автора, безусловно, стоит поблагодарить.

Оценка: 9
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, несколько книг В. Камши лежали нечитанными несколько лет и вот, пару месяцев назад, решил попытаться их прочесть. Как выяснилось, я ничуть не прогадал — очень жаль, что я так поздно открыл для себя эту замечательную писательницу.

Но теперь обо всем по порядку. Первое что бросается в глаза во время беглого пролистывания книг — это великолепные цветные и черно-белые иллюстрации на форзацах и в начале каждой части. Увы, сейчас редко книги снабжаются картинками, да и обложки плоховаты — и тем приятнее столкнуться с книгами, не имеющими таких недостатков — от тома к тому книги устойчиво держат планку качества. Единственный минус — это газетная бумага, которая со временем еще больше темнеет — но, в каждой бочке должна быть ложка дегтя.

Внутреннее содержание ничуть не отстает от красивейшего внешнего оформления: перед нами образцы качественного исторического фэнтези (хотя иногда создается впечатление, что это исторические романы).

К каждой части добавлен интересный и неоднозначный эпиграф, также необычно использование системы карт Таро — доставляет удовольствие чтение описаний карт «выпавших» той или иной главе — причем все карты соответствуют описываемым в главах событиям.

Красное на красном (Название первой книги пришло из Плутарха, цитата из которого вынесена в эпиграф) открывается поначалу слегка непонятным вступлением, в котором рассказывается «космология» мира, в котором будут происходить события цикла. Пожалуй, это самый «мистичный» фрагмент книги (хотя и потом герои столкнутся со сверхъестественным), далее книга представляет из себя скорее исторический роман, чем фэнтези.

В основе романа лежит история о свержении старой династии Раканов и приход к власти династии Олларов, сопутствуемое сменой религии. Ключевое противостояние идет между Людьми чести — потомками старой аристократии и Лучшими людьми — наследниками ближайших сподвижников узурпатора. Однако не все так просто... События романа происходят на изломе эпох, а это предвещает неисчислимые бедствия и проблемы. Летосчисление идет по 400-летним кругам (напоминает индийские кальпы). Вообще автор много заимствовала (по крайней мере при чтении романа видны явные аналоги реально существовавших событий, религий, теорий и т. п.) — но ведь «ничто не ново под Луной» не правда ли?

Мир, описанный в романе, напоминает Европу эпохи Раннего Нового Времени — при этом язык книги не вступает в конфликт с описываемым миром (нету свойственных многим авторам слишком «современных» слов, неуместных при описании псевдосредневековых миров), это говорит о том, что писательница полностью «вжилась» в описываемый ею мир и эпоху — эпоха, обычаи, нравы, легенды, отсылки к прошлому не противоречат друг другу. При вдумчивом чтении можно увидеть действительно существовавшие аналоги описанных автором государств и народов — Агарис — Рим, Агария — Папская область, Багряные земли — Североафриканское побережье (Имею ввиду государства, сочувствующие пиратам и существовавшие в Алжире, Тунисе и пр. — хотя формально эти земли и принадлежали Османской империи), Кагета — Польша. С другими государствами сложнее — если исходить из использованных писательницей титулов то — Дриксен — это Византия (хотя и Гайифа тоже чем-то ее напоминает), Бергмарк — сильнее всего подходит Австрия, которая в пору своего становления сдерживала напор варваров на границы Священной Римской Империи Германской Нации (хотя в качестве аналога сойдет и Швейцария, и Лихтенштейн), Кэналлоа — это видимо Испания. Талиг (Талигойя), по словам В. Камши, это аналог Франции времен Генриха Наваррского. Интересны и сведения о народах, каждый из них имеет свое неповторимое очарование, ну кроме торгашей/ростовщиков/еретиков (нужное подчеркнуть) гоганов — которые представляют из себя явный аналог евреев. В общем мир и народы, его населяющие, весьма интересен (и проработан намного глубже, чем у среднестатистического отечественного автора).

Действие происходит одновременно в нескольких из указанных выше стран — при этом заслуга автора в том, что разные сюжетные линии примерно одинаковы по вызываемому ими интересу и желания пролистать неугодные главы не возникает, все выглядит весьма органично.

Касаемо персонажей. Вот тут-то и есть промахи (ну или вещи, которые лично мне не понравились). Это главные герои книги — маршал Талига Рокэ Алва и герцог Ричард Окделл. Один являет типичный пример «супергероя» (и красив, и умен, и с легкостью побеждает всех врагов.... список можно продолжить) только в историческом антураже, другой, по идее, должен был бы развиваться (части романа, посвященные ему, можно было бы считать романом взросления — превращение юноши в мужчину с формированием более менее четких взглядов на жизнь и т. п.), но так и остался зашоренным валенком. Зато условно второстепенные персонажи удались на все 100. Я в восхищении от кардинала Сильвестра (Квентина Дорака) — это неоднозначная и сложная фигура — вроде бы должен вызывать неприязнь (ведь он явный противник «добра»), но на деле вызывает только симпатию (в отличие от его антагониста кансильера Августа Штанцлера). Этот персонаж напоминает кардиналов Ришелье и Мазарини в свое время поднявших (или не давших увязнуть) Франции в дерьме. Его действия идут на пользу стране — как бы она не называлась и какая бы династия не правила ею — в отличие от Штанцлера и ему подобных — спесивых идиотов, готовых ввергнуть страну в хаос ради восстановления былого «величия» и династии, давно выброшенной на свалку истории (вследствие неспособности принести стране хоть какую-то пользу). Еще одни «добряки» это семейка Окделлов — шизонутые придурки поднявшие вместе с им подобными (Эпинэ и др.) заранее обреченный на провал мятеж и теперь «страдающие» в своих полугнилых халупах, по недоразумению названных замками (даже пыль и плесень стереть не могут). Также нам рассказываю о судьбах потомков смещенной династии и их сторонников, обитающих в святом граде Агарисе (читай Чертоград — в рецензии о 2 книге поясню почему использовал это название). Принц Альдо Ракан ничего примечательного и интересного из себя не представляет (еще бы — династия Раканов вырождалась еще при последнем правящем Ракане, а тут уже 400 лет минуло...) , его друг Робер Эпине, избежавший справедливого возмездия за участие в бунте, выглядит поинтереснее но не более того. А вот бабка Альдо — Матильда бесспорно самый интересный из условно положительных персонажей. Жизнерадостная, неунывающая особа вносит в застойное существование семейки Раканов некоторое оживление. Образ такой яркой женщины украсит любую фэнтезийную и не только книгу. Значительная часть шуток и веселых моментов связана именно с ней. К слову о шутках — я ухохатывался над проделками одного из сокурсников Ричарда Окделла во время его обучения в Лаик. Это огромный плюс автору — книга неоднократно заставила улыбнуться... Вернемся в гниющий Агарис... судьбы потомков Раканов будут связаны с гоганами — я это к тому — что и тут хватит мистики и тайн (вероятно автор ответит на возникшие вопросы в последующих томах). Помимо этих есть еще множество разноплановых и интересных персонажей — о некоторых автор пишет много, о ком-то нет — но при этом тяжело предугадать кто же из них в следующей части выйдет на первый план, порой кажущиеся явно второстепенными персонажи приобретают огромное значение и раскрываются с необычной стороны. В заключение скажу, что мне понравились кардинал Сильвестр, Матильда, Савиньяк и некоторые другие... (из тех чьи образы более менее раскрыты в первом романе — в последующих появятся новые интересные мне персонажи, например Валмон раскроется с неожиданной стороны в 3 томе).

Персонажами можно считать не только людей, но и животных — например крыса Клемента, ставшего «другом» Роберу Эпинэи собаку Мупу — принадлежащую Матильде. «Похождения» этих животных выглядят порой интереснее событий с целым рядом персонажей.

Роман содержит многоходовые интриги — причем иногда предугадать их ход не удается. Через интриги, а также некоторые, на первый взгляд незначимые, события раскрываются образы главных героев, выявляются их взаимоотношения. Кроме того присутствуют подробнейшие описания военной кампании (это можно отнести как в плюс, так и в минус книги — зависит от читателя), содержащей много неожиданных шагов и сюрпризов. Во время войны раскрывается военный талант Алвы (хотя слухи о его непобедимости гуляют чуть ли не с 1 страницы) — ведь интереснее увидеть маршала «в деле», а не читать раз за разом упоминания его прошлых побед. Интересна позиция и судьба правителя Кагеты — чтобы освободить страну от казаронской вольницы (аналог польской шляхты), тормозящей дальнейшее развитие и ослабляющее страну, он пускает дворянское ополчение на убой, но в итоге проигрывает кампанию и погибает. В этом персонаже привлекает прежде всего хитрость и понимание того что нужно своей стране, но, увы он сам себя перехитрил. Интересен прием показа некоторых событий глазами разных персонажей — читатель как бы вживается в образ рассказчика, испытывает те же чувства, что и он. При этом присутствует и стандартное описание битв — со стороны.

Минусом является то, что писательница как ни старалась сделать положительных персонажей привлекательными — так и не добилась своего — «добро» оказалось в этой книге намного хуже «зла» и не вызывает никакого сочувствия.

Резюме: Интересный роман, продолжения которого хочется прочесть как можно быстрее, отложив другие книги на потом. Несмотря на проблемы с образами главных героев, присутствуют интереснейшие условно второстепенные персонажи — за развитием и делами которых хочется проследить в дальнейшем. Привлекает интересный и хорошо проработанный мир. При прочтении романа появляется много вопросов, ответы на них хотелось бы увидеть в следующих книгах цикла.

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что Камша, видимо, не играет в ролевые игры. В те, что про опыт и характеристики, дабы не подумал кто чего превратного. Иначе бы она знала, что у любого персонажа, скажем, есть некий лимит касательно того, что он умеет, а чего нет. Он может быть узким специалистом, может уметь всего понемногу, может выделяться чем-то уникальным, но он не должен уметь все и сразу. Потому такой всемогущий персонаж убьет весь интерес и затмит собой всех остальных.

Что же представляет из себя заглавный герой «Красного на красном» Рокэ Алва (а заглавный тут именно он, а не его горе-оруженосец, которого он без конца выручает)? Лучший фехтовальщик, стрелок, стратег, тактик, политик, знаток и одновременно нарушитель этикета, кумир дам, предмет зависти господ, всезнающий и всевидящий, суровый, но справедливый, благосклонен к простому люду, швец, жнец, в карты и на гитаре игрец (ясное дело, тоже максимального уровня). А все недостатки исключительно приписываются ему врагами. Шаблон «полный список основных навыков и достоинств», а не человек. И поэтому книгу читать абсолютно неинтересно. Все кто с Алвой молодец, те, кто против, тем конец. Все четко и ясно. Остальные персонажи становятся не слишком важны и интересны только потому, что мир тут вращается вокруг чудо-маршала.

Камшу почему-то любят сравнивать с Мартином. Но если бы Мартин ввел у себя подобного героя изначально, история Семи Королевств сложилось бы совсем по-другому. Нед Старк мастерски бы разоблачил заговор, потом разбил Станниса у Черноводной с минимальными потерями, а затем видимо бы стал шинковать мертвяков пачками и отрывать крылья драконам. Может быть, даже поймал бы выпавшего из окна сына, каким-то чудом оказавшись прямо под этим окном.

Но если бы проблемы книги ограничивались лишь одним чудо-маршалом, это было бы полбеды. Тут еще есть мелкие косяки со стандартными для фентези преувеличениями, вроде свергнутой аж четыре века назад, но все еще мутящей воду династии. Но это так, мелочи. Главная проблема – это уходящая к горизонту вереница продолжений, за которую попросту жутко браться (особенно почитав отзывы на последние книги…) и у которой одна из самых мутных на моей памяти структур (например, одна из последних книг это, оказывается, [набирает побольше воздуха] третья книга третьего тома пятого романа основного цикла). Не хочется тратить свое время на затянутый сериал, чей конец мы может никогда и не увидим, не смотря на заверения автора, что «эти книги уж точно последние, и я их обязательно допишу» [смотрит на затянутый паутиной трупик Арции].

Оценка: 5
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, непросто оказалось оценить стартовый роман эпопеи «Отблески Этерны». При всех несомненных плюсах «КНК» старательно тащат назад неподъемные минусы. При всей надоедливости этих минусов совершенно явные плюсы доставляют удовольствие от прочтения и желание узнать, чем там все продолжится дальше.

Для начала о плюсах:

— сюжетная линия развивается достаточно интересно. Все эти дуэли, заговоры, войны, древняя магия, поступки Чести и бесчестные деяния... Я люблю такие вот разветвленные эпики с интригами, дворянскими кодексами, мечами и неожиданными сюжетными поворотами. Всего этого в «ОЭ» в изрядном количестве и на каждой странице — эдакий русскоязычный Александр Дюма, только вот труба чуть пониже, да дым пожиже;

— несколько достаточно симпатичных героев, в частности — Робер Эпинэ и Ричард Окделл. Каждый из них крутится в изрядном этическом водовороте. Вообще, Камша задала достаточно интересную вводную — есть королевство, в котором правит узурпатор. Есть наследный принц, который вынужден скрываться в другой стране, и там на него делают ставку местные, дабы вернуть ему престол. Таким образом, военачальник этого принца — Робер Эпинэ — вынужден сражаться на стороне иноземцев против своей родной страны, дабы сбросить узурпатора и отдать престол истинному наследнику. А Окделл — сын дворянина, имевшего вес при предыдущем короле, но убитого при перевороте. Он вынужден служить оруженосцем у человека, который убил его отца, и при этом этим человеком он не может не восхищаться. Все эти моральные сложности достаточно неплохо прописаны и лично мне были достаточно интересны;

— огромная стостраничная битва армии Рокэ Алва против врага, численностью превосходящего ее в двадцать раз. Понятно, что враг периодически ведет себя невероятно глупо, дабы Рокэ смог таки победить (это же не спойлер, правда!?), но написано, как это говорится, «с полным погружением»;

— достаточно легко читаемый язык. Камша очень далеко не Олди, и написано «КНК» достаточно простенько, но в нем нет тяжеловесности какого-нибудь Головачева, текст читается быстро и гладко.

Ну и минусы, куда же без них. И прежде всего, на лихом коне Первый маршал Талига Рокэ, герцог Алва. Вот знаете, есть такая фраза — «совершенству нет предела». Неправда, есть. И имя ему — Рокэ Алва. Гениальный полководец, непобедимый боец, прекрасный стрелок, любимец женщин, непревзойденный игрок, виртуозно обращается с гитарой, поет, ведет себя с дворянами, как с крестьянами, а с крестьянами — как с людьми благородных кровей, судя по концовке, не лишен романтической жилки, красив, умен и остер на язык. Честное слово, это не герой, это ходячий идол для авторского любования. Рокэ Алва настолько идеален, что стремительно приближается к Богу. А от этого смотрится откровенно картонно. Хотя эффектно, не спорю. Такой себе красиво разукрашенный манекен.

Кроме того, Камша ухитрилась запороть ряд потенциально выигрышных эпизодов. В частности, встреча на поле боя Окделла и Эпинэ, которая при должном уровне написания могла бы стать кульминацией достаточно интересного этического конфликта персонажей (Эпинэ, сражающийся за «варваров» против своих соотечественников с одной стороны баррикад, и Окделл, сражающийся за короля, которого он презирает, с другой), получилась аляповатый и скомканной.

Но в общем и целом, книга понравилась и желание читать продолжение есть — а значит, роман все равно удался.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не буду отзывы читать пока не напишу своего. Начало не впечатлило и книга была задвинута в ящик на неопределённый срок, а на смену ей заступили вампиры, борцы с зомбями и немцами. Но вот все они кончились и осталось только красное на красном. Опять скрипит потертое седло, и ветер холодит былую рану... Нет, не Дюма, мозг со скрипом проглатывает страницу за страницей, шестеренки вертятся разгоняя свой бег и инерция сюжета в какой то момент не дает прервать повествование. Слишком долгий разгон. Шаблонные герои и... Впрочем единственной изюминкой данной книги является Ворон, он как белое пятно на сером и уныло черном пейзаже, совсем не вписывается в картину. И думаю несмотря на его непредсказуемость сюжет вял и предсказуем. Интриги нету и всем ясно что Дик постепенно проникнется уважением к своему эру, начнет у него обучаться, а через три года не сможет прикончить Ворона по простой причине, тот нарвется на шальной пузырек яду или иным способом отправится на небеса... Но это ведь неизвестно. Единственное что побуждает продолжить чтение цикла — это любопытство по поводу личности которой ринулся помогать полубог в самом начале, несмотря на то что из всего повествования следует что это Дик, подозрения требуют подтверждения. А герои и врямь не до шаблонные — не вызывают ни лютой ненависти, ни лютого отвращения, ни любви ни че го! Иногда бывает смотришь фильм или читаешь произведение и один герой заставляет го люто ненавидеть за всю его мерзопакость, низость и тошнотворность. А тут таких нету. Нету ярко выраженных негодяев, предателей и тех кого хочется просто назвать тварью и раздавить как таракана. И это печально. И печальна также разорванность сюжетного повествования, это нелепое и бессмысленное нагромождение сюжетных линий. Чего уж говорить о самом стиле написания заклейменный мной извечно носить ярлык женских романов, рука женщины видна во всем, и в гротескных описаниях сцен и архитектуры, и в написании диалогов, и в описании характеров... эта слегка наивная помпезность и религиозность... и ко всему прочему имена персонажей оставляют желать лучшего... Весь роман большой такой флаг заклейменный клеймом женского разума. Я сказал что это плохо? Ну если б они умели писать без всей этой вычурности... к примеру возьмите Мастера Толкиена, у него тоже все это есть(природа, архетиктура и т.д.), но у него все это прекрасно и без лишних эпитетов, конечно и там свои минусы... Но речь не о том. А о том что не многие из женщин, не в обиду им будет сказано, умеют хорошо писать, один из примеров отлично написанной эпопеи является Макс Фрай, и ведь не прикопаешься, что писала женщина... Гм... но я могу и ошибаться и такой «возвышенный» стиль написания свойственен и мужчинам, но отчего тогда эта «возвышенность» прослеживается уже у третьего автора с женской фамилией? Гм... делайте выводы. А я в очередной раз убедился что они только и способны что писать саги(да тот же Гарри Поттер, то же перо) понятные и приятные только им, а настоящий шедевр роман-эпопея по большему случаю может выйти только из под руки Мастера, но исключения бывают...

Почитал отзывы. Полнейшая чушь, не знаю читали ли люди Перумова, Злотникова, Пехова и д.р. Но Камши им уступает по всем показателям. Чего стоят интриги у Пехова — они на порядок непердсказуемей. Чего стоят батальные сцены Злотникова — они в разы зрелищьней, красочней и продуманней. Чего стоят поединки Пероумова — они изобретательней и изощеренней.

Все ваши восторженные отзывы дорогие мои читатели глубокое заблуждение. Камши не один из сильнейших фантастов, обычная посредственность. И возводить в ранг лучших того, у кого нету умения увы...

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всегда сомневался, что Камша — это русский Мартин. И даже читать не хотел, но все же завораживающие имя делает свое дело, создает живую ассоциацию и манит к чтению. Теперь знаю точно: Камша — это не Мартин. А кто это утверждает, видно в чем–то сильное заинтересованное лицо и лукавит с определенным расчетом. Камша — это русский Дюма. Авантюрно-приключенческий стиль.

Во многом соглашусь с Мисс Марпл. Итак перейдем к пунктам.

Сюжет. Новая интрига в королевстве. На троне — Оллары, с другой стороны существует законный (старая монархия) наследник трона. Вокруг этого все и крутится. Неплохо, но все предсказуемо, все неожиданные повороты тоже. И ничего не удивляет. А жаль.

Основных линий две. Первая Ричард и Рокэ. Нам показывают, как меняется Дикон, как ему прививаются другие взгляды на жизнь, плюс предлагают взглянуть на события и интриги стороны Олларов. Вторая, это Роберт и Альдо. Хотя все же Эпине. Как трудно сражаться законным монархам в опале. Автор не акцентирует на многоходовых комбинациях, на тайных подоплеках.

Персонажи. На мой взгляд, все очень грустно. Персонажи есть, они прописаны и описаны, но где душа? Нету этой демиургской искры, которая заставляет искать близкого тебе человека, сопереживать, думать.

Из всех персонажей можно выделить двоих:

Роберт. Человек Чести. Настоящий друг всем, будь то лошадь, Альдо, Мэлит или Клемент (крыс). Положительный персонаж.

Рокэ. Красавиц, демон, стратег, человек удачи. Берет от жизни все, что хочет. Безумен? Посмотрим. Может такая линия поступков это какой-то особенный личностный закон, которому он следует. И нам это еще откроют, еще покажут!... Да, этот персонаж из категории – «Вау! Какой тип!». Он создан для того, что бы его любили, им восхищались, а ведь он и подлец, и темная личность. Его следовало бы сделать человеком, а не предметом обожания.

Атмосфера. Самый большой минус книги. Она не чувствуется. Ведь должна быть мрачность, королевство в розбрате. Рокэ на войне. Все есть, что бы заставить нас ощутить события. Но все пропущено и нам представлены только приключения. И не стоило так минимизировать эротические сцены. Упаси господи, я не поклонник порнографии, но ширма должна стимулировать воображение, а не зиять пустотой. Скрасило б дело и немного больше крови, больше подробностей войны. Пару штрихов и это бы помогло! А то атмосферы почти нет.

В целом, до Мартина далеко, но я всегда был поклонником французского писателя, беспечного извратителя французской истории и воспевателя самой прекрасной способности человека — быть другом. Ах, о чем это я?! Да! Вера Камша написала неплохой роман. Начало цикла, и тут все на месте. Книга для приятного времяпровождения. Дальше читать буду. А если Камша осерьезнеет, и поработает над атмосферой, добавит живых черточек персонажам, в смысле сопереживаемости им, некоторой полноценной человечности, душевности, то цикл будет смотреться очень достойно.

Еще минус (для меня). Это обилие сносок. Вначале их так много, что не раздражаться сложно. Лучше — когда знания тонко вплетены в нити сюжета, таинственно мерцают в его ткани, заставляя все больше проникаться созданным миром без таких специальных напряжений. Выход из ситуации глоссарий, но его нет.

И не будем вспоминать Мартина всуе. Есть большие писатели и неплохие писатели. Так что Мартина не ждите. Готовьтесь лучше к Дюма. И вы именно это и получите, нормальный приключенческий роман.

Когда дама — Дюма, это тоже повод для рецензии. Начинаешь, готовиться к новому роману. А рецензия что-то вроде букета цветов в этом случае. Всегда приятная история.

Итог: 8 (Восьмерка в самый раз, у писательницы хороший задел на развитие, и если дальше она улучшит ситуацию, то я спокойно поставлю 9 или даже 10).

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «КНК» начинал читать с некоторым предубеждением. Как-то не верилось, что современный российский писатель способен создать качественный эпос. Начало подтвердило самые худшие опасения: подражание Мартину, герои кажутся достаточно одномерными, предсказуемость сюжетных поворотов, навязшие в зубах штампы и ситуации. Никак не мог отделаться от чувства, что из под персонажей со звучными «иностранными» именами и титулами проглядывает лицо российского обывателя, жителя средней полосы. Прорвало приблизительно где-то с 200-й страницы — начал читать, не отрываясь. Вспомнилось старомодное выражение: «Роман пленяет..» Действительно, пленяет. Действительно, несмотря на все недостатки (а они никуда не делись — просто стали менее заметными, или, м.б. сам перестал заострять на них внимание), роман В. Камши изделие штучное. Как большой плюс отмечу наличие большого количества разветвленных сюжетных линий, которые почти не «провисают» — концы с концами сходятся. Безумно радует отсутствие эльфов, орков, троллей и т.п. Крайне интересна этнографическая линия — народы, населяющие мир «КНК». Особенно, разумеется, гоганы. Опасение одно: не перехвалить бы Камшу. До Мартина ей, все-таки, далеко. Работать и работать, особенно над языком персонажей. Когда герои романа беспрестанно повторяют выражения вроде «Твою кавалерию» или «Разрази меня Змей!», то это не служит дополнительной характеристикой персонажа, а говорит о слабой работе автора с речевыми характеристиками героев. Оценка ставится авансом.

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм, долго не мог начать читать данное произведение и не даром.

Во первых это наверно единственный мной прочитанный роман где нет не то что располагающего к себе героя, тут нет ни одного героя которому я бы стал сопереживать, что конечно не может не огорчать. Как то тяжело читать книгу где ни одному герою не хочется пожать руку.

Во вторых выводит из себя беспредельная бредовость мира. Приведу несколько примеров

Например эпизод у куртизанки Марианны. Представьте себе в стране где рабство не упоминается в принципе, некие мужчины приходят в дом БАРОНЕССЫ и её мужа поиграть в карты при этом умудряясь проиграть и саму баронессу и её дом, не нормально да ? Причем никого это не смущает, вроде как обычное дело сесть и проиграть тебе не принадлежащее. Я бы еще понял если бы в текст ввели долги Марианны и проигрывали бы их, но автору недосуг оправдывать свой бред.

Или с какой стати человек чести берет в оруженосцы навозника с которыми идет вечная вражда, чтобы навозник следил за ним ? Нет правда ну зачем ?

И такой галиматьи дофига и больше, но вишенкой стал эпизод когда Рокэ сбивал плод абехо с головы Робера и при этом умудрился сбить плод с головы и попасть в глаз Белому Лису, я прям так и представляю ситуацию стоит мужик с плодом на голове, а я самый умный стою у него за спиной, чтобы если что застрелили хоть не Робера так меня. Особенно смешно это читать учитываю репутацию Лиса способного ради себя утопить мать родную.

Из достоинств только боле-менее легкий слог

В общем дочитал с большим трудом, вторую книгу даже начинать не буду ибо такую мутотень никаких нервов не хватит читать

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма парадоксальная книга. После первой трети меня преследовала мысль «ну и зачем я это читаю»?. Тем не менее, дочитала со словами «отлично, просто отлично». С одной стороны ни уму, ни сердцу, с другой — обаятельнейший местами текст.

Исторически, психологически, литературно — сплошные несостыковки.

Вот смотрите сами: понятие о чести соответствует военной аристократии в невоенное время, рыцарский кодекс налицо. При этом вроде бы все участвуют в сражениях. Одновременно дается ретроспектива, из которой видно, что этот кодекс не менялся минимум четыреста лет. В начале второй книги, на самом деле, неизменность кодекса можно дотянуть до девятисот, но и четыреста хватает, чтобы удивиться.

Образ мышления и склад ума — прединдустриальной эпохи. Так же, как и костюмы, атрибуты быта этсетера. Казалось бы, технический прогресс уже вот-вот, так нет же — там еще лучники и копейщики сохранились, хотя с порохом мир уже знаком. Тем не менее, атмосферно и зримо, эффект присутствия имеется.

Эмпатия у героев нулевая. Окделл, персонаж вообще говоря, симпатичный, по недалекости и инфантильности сравним разви что с гарри нашим поттером. Необучаем в принципе. Но симпатичный. Альва на фоне остальных приятное исключение, хотя мэрисьюшность имеет место быть. Но хорош. Хорош, ничего не скажешь, фактически один держит всю книгу. Но мэрисью. Этнические различия вообще выписаны карикатурно, как в игрушке. Тем не менее, несмотря на нулевой психологизм, на некотором неглубоком уровне персонажи вполне себе живые — плосковаты, конечно, кривобоки и не дописаны, но живые.

Сюжетные концы не связаны, персы появляются и исчезают как хотят. Подразумевается, что развитие линий будет в продолжении, но хаос все равно есть хаос. Тем не менее, основная интрига и стратегические операции разработаны достойно, не без ляпов, не без роялей в кустах, но неплохо, а местами просто хорошо.

Такую работоспособность, как у Камши и в хорошие бы руки, отличный бы вышел писатель.

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое: тянется как жвачка. Писалось для фэнов? Второе: имеет вкрапления историй подвешенных в «воздухе». Это неопубликованные рассказы? Третье: масса нетрудоустроенных персонажей. На будущее? Четвертое: Рокэ Алва, лет тридцать назад, безусловно отправлял бы шифровки в Москву, ко всем его прочим способностям из шляпы автора-фокусника. Видимо главной магией мира является способность присваивать себе способности окружающих, и владеет ей Алва? Пятое: если поведение мужского персонажа не вызывает сомнений в гендерном плане, то весьма вероятно, что вызовет сомнение уровень его интеллекта.

Вообще, и не в первую очередь касаемо данного произведения, стоит уже отделить особое направление, в дополнение к попаданческому: «Все вокруг идиоты». Плюсы: красиво задуманная, но совсем не так живо реализванная попытка написать романтическую историю про дартаньянов.

Оценка: 5
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы знаете, я не буду читать продолжение. И герои не показались мне глубокими. И как самостоятельный роман в отрыве от серии это произведение не идет.

400 лет группа революционеров упорствует. Что им не нравится, против чего они вяло воюют — это описано слабо. Есть тонкая грань между просто тупыми и бесстрашными. Люди Чести где-то на ней балансируют. А когда один герой твоего романа безумный психопат (который на самом деле черт знает почему таким считается местным обществом — видимо потому, что он единственный разумный и прагматичный товарищ во всем окружающем шабаше), а другие — загадочные инфантильные тупицы, то начинаешь задумываться, какой же в итоге получится роман, даже не читая его. Но я прочитал. Что ж.

Из контекста романа в целом полностью выпадает пролог. Полностью выпадает линия принца в изгнании, полностью выпадает линия Катари. Полностью выпадает линия пропавшего священника. Линия Медузы-Лаперузы. Да вообще только линия Рокэ Альвы сколько-нибудь развита. Жаль только, генералы идиоты. Расстреливать прямо предупрежденного честолюбца? Ка можно, монсеньеры? Армия = дисциплина. Какие у генералов могут быть вопросы?

Я не верю в романы, где что-то назревает-назревает, а назреть не может. Я не верю романам, где ровно один разумно действующий герой. Я не верю, что мог бы существовать такой мир, в котором прагматизм приравнен к злодейству и подлости, поскольку на весь мир прагматик ровно один. Остльные — вытающие в облаках 400-летней давности романтики.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Накануне закончил «Красное на красном», спешу поделиться неотлежавшимися мыслями-впечатлениями.

Начну с хорошего. Общая атмосфера книги очень понравилась. Понимаю, что понятие это довольно-таки расплывчатое, но ничего тут не поделать: просто нравится. Достигается это впечатление общей соразмерностью эпохи, обычаев, нравов, легенд, отсылок к прошлому и т.д., т.е. всеми теми приемами, которые прямо не являются сюжетообразующими, но обязательны для построения красивого «настоящего» антуража вокруг героев. У Камши все эти вещи естественны, не конфликтующие. Иногда читаешь опусы, в которых герои сжимают в мозолистых руках бластеры и шпаги, и недоумеваешь: неужели в эпоху космических войн какой-то идиот станет бегать с простой железной зубочисткой? У Камши сомнений нет. И пистолеты, и пушки, и шпаги очень гармоничны, веришь, что да, именно в этот момент, в этот период они прекрасно существуют вместе.

К безусловному успеху также отнесу описание наций (племен, городов и т.д.). Фактически каждое общество у Камши уникально, неповторимо. Здесь тебе и «Ватикан», погрязший в интригах вокруг церковного престола. Здесь и Кагета, эдакий симбиоз шляхетских вольностей и орды в период то ли становления единого государства, то ли его развала. Здесь и «избранный народ», повелитель золота, естественно. Рядом первобытно-общинные горные племена. А еще и Талига, мощная, высокоразвитая, но при этом глубоко расколотая на два лагеря. Превосходно, ни один из человеческих социумов не повторяется, при этом, повторюсь, их существование в одном времени и на соседних территориях недоумения не вызывает.

К плюсам Камши отнесу еще один момент, а именно — прием излагать массовые сцены через восприятие одного человека. Так, битва за Барсовы врата «увидена» глазами растерянного мальчишки, отставшего от основных сил. Контратака талигойской кавалерии — его же глазами, но уже выпученными от восторга, от причастности к многотысячной воинской лавине. Кульминация битвы — атака «барсов» на пехотные каре — дана через восприятие Р. Эпинэ, пусть и более понимающего в сражении, но все равно лишь одного из командиров атакующих. Почему я считаю это несомненным плюсом? Здесь срабатывает принцип «от обратного». К сожалению, когда Камша дает панорамные описания баталий, получается не очень. Эти стояли тута, те побежали сюда, справа «бух!», слева «плюх!» и наши победили. Напоминает пересказ какого-то боевика несмышленым подростком. Зато когда описание идет от имени одного из героев — все становится на свои места. Да, Дикон Окделл невнятно и сумбурно рассказывает о битве. Правильно! Ведь он всего лишь перепуганный подросток. Да, Робин Эпинэ не видит картины целиком. Конечно, ведь в данный момент он больше озабочен конкретными людьми и конкретными смертями, которые происходят непосредственно вокруг него.

«Слабое звено» у Камши — описание конкретных людей. Не получаются настоящие живые образы. Дикон Окделл. Поначалу все прекрасно: провинциальный юноша с хорошо промытыми мозгами внезапно узнает, что мир за околицей не заканчивается. Что людская мотивация настолько разнообразна, что не умещается в намертво вбитые аксиомы. Казалось бы, какой богатый материал для писателя! Бери эту глину и лепи из нее, что захочешь. Нет, с момента попадания Дикона к Алве он закукливается, раз за разом бубня под нос единственную мысль: «Как все плохо! Куды податься бедному крестьянину?» А ко времени войны с Кагетой герой и вовсе деградирует, становится удивительно глуп и никчемен. Он не замечает и не понимает очевидных вещей, он зациклен в своем внутреннем мирке. Вообще, возникает ощущение, что автор намеренно «придерживает» Окделла, чтоб лучше оттенить Алву. Дескать, на фоне недалекого Ватсона лучше смотрится гениальность Холмса. Старый прием, и здесь совершенно не к месту. Робин Эпинэ. Из человеческого в нем — только отношения с лошадьми и крысой, в остальном это раз и навсегда запрограмированный робот. «Я Человек Чести!» — может воскликнуть про себя Эпинэ и больше ему будет нечего добавить. Пришла нежданная любовь? Побоку, я Человек Чести! Помогаешь разорять родину? Побоку, я Человек Чести! Совесть заела? Помру как Человек Чести! Я не говорю, что подобных персонажей не бывает, но они примитивны и читать про них не интересно. Рокэ Алва. Лучший из главных персонажей, в смысле выпуклости. Что неудивительно, поскольку негодяев описывать всегда легче, чем положительных героев. Но, отбрасывая моральные качества, у Камши Алва настолько идеален, что смахивает на выходца из инкубатора, которого усиленно всю жизнь «дрессировали» на суперменство. Единственное оправдание для Алвы, которое я надеюсь найти в последующих книгах, — он пришелец из далекого будущего, посланный в Талигу для наведения какого-никакого порядка. Тогда да, тоггда я готов воспринимать его живым человеком. Теперь о морали. Понятно, что Камша ведет эпопею к тому, что Добро порой бывает хуже Зла. Но конкретно Алва каким здесь боком? Его мотивация совершенно не показана. Скучающий аристократ? Эдакий принц Флоризель? Нет, для такого образа часть его поступков просто мелка. Напр., Камша говорит, что Алва презирает окружающих и вообще плевать хотел на их мнение. Тогда откуда эта тяга напакостить по-мелкому? Кардиналу кукиш с Окделлом, столичному коменданту — кукиш с любовницей. Нет, цельный образ здесь не выстраивается. Правда — мелькнула мысль — может быть Алва страдает шизофренией? На этот момент можно было бы многое списать.

И последнее. Несмотря на классификатор и имеющиеся признаки, полноценным эпическим фэнтези «КНК» признать не получается. Основное повествование «идет» от двух лиц — Дикон Окделл и Робин Эпинэ. Вроде бы множественность героев присутствует, но герои-то эти не полярны. Они, скорее, напоминают старшего и младшего брата, их взгляды и суждения схожи, жизненные принципы — и вовсе идентичны (с поправкой на опыт или его отсутствие). Все эти заморочки о «Людях Чести» сильно суживают зрение героев, а значит, не позволяют Окделлу с Эпинэ показать нам мир с разных точек зрения. Да, изредко в повествование вмешиваются кардинал или Мэллит, но эти вставки так редки, что на полноценный «посторонний» взгляд не тянут. Может быть, последующие книги все исправят.

ВЫВОД: очень неплохая попытка создать отечественный эпик, ознакомиться с которой будет и полезно, и приятно.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх