FantLab ru

Стивен Кинг «Бегущий человек»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
2595
Моя оценка:
-

подробнее

Бегущий человек

The Running Man

Другие названия: Бегущий

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 152
Аннотация:

Вам нужны деньги? Много денег? Вы из тех, кто всегда был опасен для «нашего прекрасного общества»? Мы будем рады избавиться от вас в нашей самой захватывающей телеигре «Бегущий человек!». Скоро! На всех телеэкранах страны! Не переключайте!

Входит в:

— условный цикл «Дерри»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга

— антологию «Телохранитель», 1993 г.

— сборник «The Bachman Books», 1985 г.


Экранизации:

«Бегущий человек» / «The Running Man» 1987, США, реж: Пол Майкл Глейзер



Похожие произведения:

 

 


Телохранитель
1993 г.
Бегущий
1993 г.
Бегущий человек
1993 г.
Кэрри. Бегущий человек
1996 г.
Бегущий человек
1998 г.
Бегущий человек
2000 г.
Бегущий человек
2000 г.
Бегущий человек
2003 г.
Ярость. Бегущий человек. Худеющий
2004 г.
Бегущий человек. Худеющий
2010 г.
Бегущий человек
2013 г.
Бегущий человек. Худеющий
2014 г.
Бегущий человек
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги Бахмана
2017 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 мая 2009 г.

Очень мощный роман! И по духу и по сюжету. А эмоционально просто верх динамики и напряжения.

Не могу сказать, что роман «Бегущий человек» самое моё любимое произведение Кинга из написанных под псевдонимом. И не сказать, что самое частоперечитываемое. Много выше этой книги стоят «Ярость» и «Долгая прогулка». Но именно из таких книг, как «Бегущий человек», «Кладбище домашних животных», «Оно», «Куджо», «Талисман» когда-то давно складывалось моё представление о всех гранях таланта великого мастера. И после этого преданность его творчеству я несу через годы и события. Как великолепно и захватывающе написан этот роман! Одно из тех произведений писателя, которое острым лезвием ножа проходит через мозг, как через масло, начинает блуждать в организме и застревает в сердце пульсирующим осколком. Именно такое целостностное ощущение вызывает история Бена Ричардса, обычного человека, поставленного перед страшным выбором, а в итоге право выбора потерявшем. А по экспоненте эмоции менялись от чувства жалости, от крепко сжатых кулаков, когда происходила реакция сознания на сытые лица Организаторов и контраст с личностью главного героя, до охватившей настоящей ярости, от того, какие люди могут быть в большинстве своем. И от чувства узнавания.

Финал поразил до глубины души. Помнится, когда читал в первый раз, то подумал, что такая трагическая концовка очень не в духе Короля. Несмотря на то, что книги его зачастую наполнены весьма мрачными событиями, финал их редко случается несчастливым, заканчивающимся смертью главного героя. А потом, после того, как последняя страница была перевернута, я подумал, что именно такое окончание единственно верное. Было бы обманом по отношению к читателю, если бы Ричардс принял предложение Организатора войти в ряды Охотников и оставить открытый финал с иллюзорной надеждой, что главный герой начнет разрушать структуру изнутри, или ещё что-нибудь в этом роде. Поэтому всё так, как должно было быть. Главный герой с самых первых страниц вызывает уважение. А по окончании просто восхищение стойкостью, мужеством.

Просто великолепно. Высшая оценка. За то, что книга стопроцентно выполняет задуманное автором и никого не оставляет равнодушным. Браво.

P.S.-Вот сейчас перечитал и вспомнились сюжеты тех первых фантастических фильмов, от которых невозможно было оторваться: «Бегущий по лезвию бритвы», «Газонокосильщик», «Судья Дредд», «Бегущий человек», «Джонни-мнемоник» и т.д. Все они датированы концом восьмидесятых и все они тогда смотрелись не по одному десятку раз. Потому что их было мало и потому что видеокассеты стоили совсем недешево. А сейчас фантастических фильмов всё больше и больше, в том числе и хороших, и просто великолепных, тем более они в свободном доступе, но с теми первыми по эмоциям они наверное не сравнятся :)

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 апреля 2014 г.

Одна из самых крутых книг Стивена Кинга. Я бы даже поставил её на одну ступень с «Худеющим», не будь он как-то роднее. По жанру «Бегущий» похож на боевик (будут экшен, стрельба, беготня, неслабые взрывы), но хочется приписать ему другой жанр — «книга-саспенс». Это когда при чтении максимально боишься и переживаешь за героев, и каждый опрометчивый поступок с их стороны вызывает отчаянную мысль «чем это для них обернется?!».

Недалекое будущее. Америка превратилась в настоящий ад. Нет, богачи живут ещё круче, чем раньше. А вот бедняки... Они умирают тысячами — от голода и смертельных заболеваний. Единственный способ заработать массу деньжат — это поучаствовать в одной из многочисленных садистских телеигр, среди которых выделяется шоу «Бегущий». Участник «Бегущего» в течение целого месяца должен скрываться от толп охотников, перевоплотиться из человека в загнанное животное. Если продержится 30 дней — ему отвалят массу денег, и он, и вся его семья получат возможность счастливого существования. Если же попадется охотникам — ему верная смерть. И вот главный герой книги, Бен Ричардс, вынужден пойти в «бегущие». Лишь так он достанет лекарства для своего умирающего ребенка. Бег со смертью начинается!

В этом замечательном романе имеются:

- нарастающий накал. Книга разбита ровно на 101 главу, и с каждой главой обстановка всё сильнее накаляется. К финалу история разгонится так, что некогда перевести дыхание.

- яростное напряжение. «Охотник и жертва» — наверное. самый захватывающий сюжет. И Кинг довел его до полного апофеоза. А зная «доброту» короля ужасов, читатель никогда не угадает, в безопасности ли сейчас герой, или глава закончится его поимкой.

- харизматичный главгерой. Бен Ричардс невежественный работяга (Кинг любит таких персонажей), который наивно считает, что ударника группы «Битлз» звали Мик Маккартни (ха-ха!). Умом он не блещет. Но по ходу ужасной игры в Бене найдутся и ум, и сила, и несгибаемая стойкость. И в нем этих качеств окажется куда больше, чем в преследователях, и они будут куда сильнее. Бен восхищает, заставляет сжимать кулаки и молиться за свой успех.

- столь любимый мной социальный подтекст. Кинг его и не маскирует. Верхи — это зло, верхи нагло лгут. Храбрых людей они заплевывают, объявляют их «врагами народа», а этот самый народ зомбируют при помощи садистских телешоу. Вполне злободневно — далеко ли ушел выдуманный Кингом «Бегущий» от печально знаменитого «Дом 2»? В одном шоу убийства, в другом разврат — но по сути передачи одной поганой крови. Бен Ричардс предстает не только как сильная жертва, способная доставить неприятности охотникам. Он ещё и революционер, пытающийся свергнуть гнилые порядки. Возможно, как раз из-за своей открытости антиправительственная мораль книги вызывает не смешок, а настоящую поддержку.

Сюжет с игрой на выживание для Кинга не нов — был ещё и «Длинный путь». Но здесь тот случай, когда сын превзошел отца, новая вариация сюжета переплюнула старую.

Браво, Стивен! Ты создал книгу, выматывающую нервы, заставляющую бояться, но без монстров, зомби и призраков.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2013 г.

В детстве я посмотрел фильм «Бегущий человек», и он мне понравился. Мне вообще нравились и нравятся фильмы со Шварценеггером, а это кино пусть и не является типичным представителем жанра «боевик», но очень много от этого жанра взяло. Однако пересматривать фильм мне долгое время не хотелось, и вспомнил я о нем уже будучи студентом. Пересмотрел. Первое впечатление: «ух ты, это сняли по роману Кинга, надо бы ознакомиться с первоисточником». Об основных впечатлениях о книге читайте в следующем абзаце, а тут я хочу выразить свое сожаление, что Кинг со Шварценеггером оказались ну очень далеки друг от друга (я их сравниваю как культурные феномены). Вряд ли Кинг создаст когда-нибудь типаж, подходящий для «железного Арни». Не потому что не сможет, а потому что ему такое не особо интересно. Хотя возможно я ошибаюсь, и где-то есть произведение с героем – здоровенным непобедимым качком. В таком случае, надеюсь, что мне выдастся возможность это прочитать. Ну и хватит уже затягивать, перейдем к книге.

Социальная антиутопия. Кинг уже обращался к подобному антуражу в «Долгой прогулке», в которой было мало известно о мире и присутствовало много нелогичностей. В «Бегущем человеке» об окружающем мире известно уже много чего, а нелогичностей пусть и стало меньше, но все равно многовато. Америка докатилась до крайнего социального расслоения, и богатые развлекаются, наблюдая за кровавыми играми, в которых вынуждены участвовать бедняки. Это если вкратце и упрощенно. Главному герою, как раз бедняку Бену Ричардсу, приходится принять участие в подобном шоу ради своей семьи. Правила просты: месяц Бен выживает, любыми способами скрываясь от убийц и не давая себя убить, не забывая при этом дважды в сутки оповещать организаторов шоу о себе посредством видеозаписей. Если он продержится месяц – получит суперприз.

Идея подобных игрищ очень популярна: «Королевская битва», «Голодные игры» и т.д. Можно припомнить еще рассказ Шекли «Премия за риск» и романы Стовера про Кейна. Можно увидеть частицу этого в «Доме 2» и некоторых шоу на ютьюбе. Все повелось еще с Древнего Рима и тамошнего принципа удовлетворять нужды народа «хлебом и зрелищами». Роман Кинга на фоне всего этого не выглядит открытием жанра, даже, пожалуй, уступая «Долгой прогулке», однако он достаточно хорошо написан, чтоб через некоторое время его перечитать. Главному герою сопереживаешь, действие достаточно напряженное, концовка оставляет в несколько ошарашенном состоянии... Все в лучших традициях Стивена Кинга.

Мне понравилась эта книга, и я рекомендую ее к прочтению. Мне также понравился и фильм снятый по мотивам этой книги, и я рекомендую его к просмотру. Только воспринимайте происходящее как весьма вольную интерпретацию либо вовсе как самостоятельный проект, который стоит посмотреть просто ради Шварценеггера и того, как убедительно он говорит «пожалуйста».

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 мая 2016 г.

Это прообраз будущих «Голодных игр» и прочих романов, в которых человек пытается поломать тоталитарную систему. Также данное произведение можно отнести к поздним антиутопиям, которые более жестко разделяют человечество по разным классам.

На мой взгляд, Стивен Кинг написал книгу, в которой каждый найдет для себя что-то полезное. Это и психологический роман, одновременно цепляющий сторону жертвы и «охотника», и жесткий боевик, и книга-размышление. Четко определить жанр, наверное, не получится, это история об очень многом. Автора не зря называют «мастером» описания психологического состояния человека, именно этим можно объяснить невероятную привлекательность его книг для читателей.

Никогда бы не поверил, что подобную историю можно написать всего лишь за 10 дней, но Кингу многое по плечу, в том числе и подобные сверхскоростные написания книг. Это никак не сказалось на качестве текста.

Сегодняшняя жизнь, во многом похожа с этой книгой. Чудовищная ложь с экранов телевизора, рассчитанная на самые низменные чувства людского стада, которое пичкают ненавистью и псевдопатриотизмом. Каждый вечер одурманенные люди садятся перед экранами, чтобы получить очередную порцию лжи. Главная цель всего этого, отвлечь внимание от реальности, от настоящих проблем, от социальной несправедливости. Как получилось, что образованные люди превращаются в планктон, поглощающий любую чушь?

Не стоит забывать, что книга написана Стивеном Кингом, поэтому не стоит рассчитывать на счастливый конец, его не может быть ни при каких обстоятельствах. Стоит отметить, как автору удалось предугадать события ближайшего будущего, которое пока еще не наступило в полной мере, но вполне вероятно, особенно в отдельно взятых государствах. Жестокое повествование, в котором нет места ни надежде, ни доброте, ни вере.

Этим произведением Стивен Кинг в очередной раз доказывает свою разноплановость, как писателя. Разнообразие тем, которые он выбирает для своих книг, вызывает неподдельное восхищение его талантом.

Это еще один шедевр в литературном наследии Стивена Кинга. Книга, обязательная к прочтению не только поклонникам автора, но и всем думающим людям, которые не хотят жить под диктовку телевизора.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 января 2015 г.

«Бегущий человек» — один из лучших романов Кинга. Это произведение во многом уникально в творчестве автора. Отличительной чертой «Бегущего человека» является особый «лёгкий», динамичный стиль, лишённый излишеств и затянутых эпизодов. Подобный уровень Кинг показывает редко, что уже делает «Бегущего человека» особым романов в творчестве автора. Кроме того, данному произведению удаётся постоять сохранять напряжение, нагнетать, увлекать читателя. От некоторых эпизодов книги трудно оторваться — она вовлекает, пробуждая желания читать книгу всё дальше и дальше. Ещё одним плюсом является находка автора с кассетами: помимо обычного для триллеров сюжета преследования, здесь присутствует интересный ход, заключающийся в том, что герой вынужден сам себя подставлять, регулярно сообщая своё местонахождения преследователям. Так же следует отметить и то, что в «Бегущем человеке» практически нет «ружей, которые не выстрели» — возможности книги раскрыты в полной мере, что так же является уникальным явлением в творчестве Кинга, которое встречается не более чем в десятке крупных произведений из всего творчества автора. Последним существенным плюсом книги следует упомянуть постоянные сюжетные находки, этакие козыри в рукавах у главного героя и его преследователей, что говорит о хорошей проработке данной истории, не смотря на то, что Кинг, по его словам, затратил на написание «Бегущего человека» кратчайшие сроки. Столь продуманные и неожиданные сюжетные ходы не встречаются более в творчестве Кинга нигде, но их аналоги, при желании можно найти в приключенческой литературе — подобный приём, широко представлен, например, в «Одиссее капитана Блада» Сабатини. Из недостатков «Бегущего человека» можно перечислить два очевидный. Первый — ребёнок, с которым встречается главный герой. Этот семилетний мальчуган выражается то как настоящий имбицил, то как взрослый рассудительный мужчина. И дело не в том, что у него какой-то особый менталитет будущего. Дело лишь в том, что Кинг пытается при помощи мальчика пошутить, начисто убивая достоверность данного персонажа, произнося его устами фразы чудовищной глупости, не сочетающиеся с дальнейшим образом смышлёного ребёнка. Второй недостаток: некая наивность, сквозящая в некоторых эпизодах книги: люди, вызывающиеся помогать главному герою, косорукость полицейских, немотивированное рвение и знания, присущие юнцу, помогающему протагонисту, а так же магическая формула, оказывающая гипнотическое воздействие на изначально озлобленных персонажей: «У меня больная дочь», после которой все проникаются к герою, вызываясь ему помочь.

Резюмирую: «Бегущий человек» — одно из лучших произведений Кинга, увлекательное, динамичное, цепляющее и не имеющее провисающих эпизодов. Оно содержит ряд устаревших представлений о будущем, а так же некоторую наивность в сюжете, что, в целом, не лишает книгу её очарования, делая не только сильной работой по отношению исключительно к творчеству Кинга, но и сильным романом в принципе.

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2012 г.

Довольно традиционный, с привычными читателю фантастики темами, но как-то Кингу удалось написать неброско и сильно. Как-то он выделил и суховатого главного героя и людей, которые его окружают. Вот умеет он подмечать маленькие черточки характера и не только главного героя, но и окружающих персонажей.

Позади Ричардса его измученная жена и больной ребенок. Впереди только бег, этот бег на радость невзыскательной публики для которых бег Ричардса просто шоу под попкорн. А вокруг Ричардса привычный антиутопичный мир: полицейское государство, загрязнение окружающей среды и телевизор почти как объект поклонения. Чужие страдания превращенные в шоу, налет циничности по отношению ко всему, кроме денег. Есть ведь что-то знакомое...

Оценка: нет
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2012 г.

По разительная книга!

Я даже сделала небольшой любительский ролик на него.

Предлагаю вашему вниманию. Не судите строго))

http://youtu.be/CdBiwknVxj0

---------------------------------

Уродливость граничит с помешательством...

Считаю неблагодарным делом читать книги после просмотра фильма. Тем более если этот фильм был увиден несколько раз. Но лазая во внутренностях своей электронной читалки, наткнулась на Бегущего человека и просто не смогла устоять и пройти мимо.

Сразу хочу сказать что не нужно сравнивать фильм и книгу, они абсолютно разные. У меня вообще возник вопрос: люди которые создавали фильм, вообще книгу то хоть в руки брали? В фильме главный герой военный, оказывается в тюрьме из-за неподчинения приказу убить кучку невооруженных людей, в том числе женщин и детей, после этого он попадает в тюрьму и потом на игру. В книге главный герой попадает на игру добровольно, чтобы заработать денег для семьи и тяжело больной дочери. Хотя стоит отметить на мой взгляд и фильм и книга очень насыщенные и яркие. Но книга вне всяких сомнений лучше! Сегодня фильм смотрится очень наивно, в то время как книга читается на одном дыхании. Но все-таки если снимать фильм сегодня с помощью новых технологий и близко к кинговскому сюжету, думаю, получилось бы шикарное кино.

Я даже и не могла ожидать что книга так меня поглотит! Не думала и не гадала я что книга совершенно не похожа на фильм по своей атмосфере, она выглядит гораздо более тяжелее и жестче. Чувство безысходности повсюду.

Бывает когда книга не слишком увлекательна, периодически хочешь от нее отдохнуть, развеяться попив чаю или посмотрев очередную серию какого-нибудь сериала. Но в данном случае мне не на минуту не хотелось отвлекаться от этой жуткой истории. По крайней мере мне она показалась жуткой, как впрочем вся антиутопия, что мне приходилось читать. Мой любимый поджанр как ни как… Первая половина, по впечатлениям даже немного напомнила 451 градус по Фаренгейту Рэя Бредбери. Такая же мрачная и тяжелая. И не могла я не припомнить Голодные игры Коллинз. Чудовищно устраивать подобные кровопролитные вещи для того чтобы развлечь публику или ради каких других целей, неважно. Но каким извергом нужно быть, чтобы до такого додуматься. Хотя мы люди сами виноваты. Спрос порождает предложение.

Нам открывается мир полный атмосферных загрязнений, мир в котором бедным дорога к смерти через раковые заболевания, от маленьких детей до стариков, мир в котором тяжело дышать без специальных носовых фильтров, которые стоят столько, что их себе могут позволить лишь богатые, живущие в центре города в своих красивых домах, а не простые люди в трущобах. Сюжет очень занимателен и одновременно жесток, так как главному герою пришлось добровольно пойти «поиграть» дабы спасти от грядущей гибели свою полугодовалую дочку. Страшно. Но на что только человек не пойдет ради спасения своих родных и любимых…

Были моменты от которых у меня по телу бегали мурашки, а такое, хочу заметить, со мной бывает очень редко при прочтении книги. Особенно момент, когда Киллиэн рассказывал Ричардсу правила игры «Бегущий человек» и дальнейший их разговор… Этот смех… Бррр…

Удивительно как Кинг умеет прописать героя, что сопереживаешь ему как будто ты не книгу читаешь, и не вымышленный персонаж перед тобой, а самый что не на есть настоящий живой, существующий человек которого ты знаешь очень хорошо и давно. Это иногда даже сбивает с толку, как автору это удается…? Тоже самое я чувствовала, например, к Эдди из Извлечения троих.

Очень яркие картинки рисовались мне при прочтении. Когда наш герой лез по узким склизким трубам, у меня начался приступ клаустрофобии, когда речь зашла о фильтрах против загрязнения воздуха у меня сперло дыхание.

Преступность, детская наркомания, воровство, убийства, загрязнение воздуха, гнусное манипулирование толпой, ненависть, страх, нищета, политические и корпоративные заговоры, радиация, — все это и не только вы найдете в этой не большой но очень жестокой книге.

Безнадега и отчаянье царит в каждом следующем отсчете. …Минус 043. Счет продолжается… …Минус 042. Счет продолжается…

И дай вам Бог спокойно пережить страшные минуты на отметки …000… Лично у меня чуть истерика не началась.

…Удачного прочтения…

…Минус 100. Счет открыт…

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июня 2015 г.

«Наперегонки со смертью»

Добро пожаловать в антиутопию от Стивена Кинга во всей ее мрачной красоте: серую, холодную, жестокую, наполненную безнадежностью, отчаянием, равнодушием и пустотой. Добро пожаловать в Систему — мир, где все роли уже распределены и ни у кого нет ни единого шанса изменить свою жизнь в лучшую сторону. Но герой этой истории все же решает пойти на невероятный риск и принять участие в самой жестокой игре на выживание, чтобы иметь возможность спасти свою маленькую умирающую дочь. Что же толкнуло его на этот поступок? Отчаяние, усталость от жизни или уверенность в том, что он выйдет победителем из этой игры?

В самом начале повествования тебе начинает казаться, что дело в уверенности героя в своих силах. Признаюсь, никогда еще мне не доводилось встречать такого сильного и умного героя в книгах Кинга, да и не только в них. Наблюдать за ним, за его сообразительностью, дерзостью и уверенностью в том, что он делает, одно удовольствие. Бен Ричардс — настоящий бунтарь и борец против системы, который мог бы добиться успеха во всем чем угодно, если бы только у него был такой шанс. Ведь он обладает на самом деле поразительными личностными качествами и не зря был выбран Империей игр. Ведь, помимо развлечения телезрителей, именно «обезвреживание» таких людей является их целью.

Сначала эта история развивается как остросюжетный боевик, от которого захватывает дух, потом перерастает в остросоциальную драму, которая раскрывает перед читателем смысл того, что на самом деле значит быть человеком и открывает еще больше темных сторон мира, построенного автором. И ты понимаешь, что это история о мире, где все построено на лжи и является далеко не таким, каким кажется. Мире, где добро и правду очерняют и оскверняют грязной ложью, а личину зла прячут под маской добродетели; где состоятельные и порядочные люди оказываются лицемерами с прогнившей насквозь душой, а жители бедных кварталов, «отбросы» общества, воры и бандиты — людьми с чистым сердцем и глубоким пониманием сути вещей, людьми, которые все еще хранят хоть какие-то ценности в этой жизни. Все, что мы видим в этом мире, — поверхностно, а истина скрывается глубоко внутри. И ты надеешься, что наконец-то появился герой, способный изменить положение вещей в этом мире.

И пока ты читаешь эту захватывающую историю, внутри у тебя разгорается пламя жажды справедливости, эти же чувства поглощают и нашего героя, и теперь перед нами не просто человек, который борется за выживание собственной семьи, а герой, который борется за всех и каждого, кто обречен жить под гнетом лжи и предубеждений, за всех и каждого, кто дышит с ним одним воздухом.

Мне кажется, что автор тоже всеми силами болел за героя книги, ведь, если честно, он вытягивал его из таких передряг, из которых, в принципе, никто бы не смог выбраться живым, а Ричардсу очень часто сопутствовала удача. Но не подведет ли она его в самый ключевой момент?

В целом, это невероятно захватывающая, интересная и глубокая история. Хотя ее концовка, увы, немного разбавляет эмоции от ее прочтения. Ведь в этой истории был герой, который имел все силы и шансы сломать Систему, а у автора был роман, который мог внести больше разнообразия в созданные им литературные каноны, но, увы, произошло событие, которое все-же сломало его, и все, что у него осталось — это отчаяние, ненависть и остаток сил, которых все же хватило, чтобы совершить возмездие. Поэтому я очень долго не могла написать концовку к этому отзыву, потому что, в любом случае, как бы мне этого не хотелось, но она будет составлять огромный контраст ко всему тому, что было сказано ранее.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2012 г.

Книгу просто взял в библиотеке, из любопытства, одновременно с «Долгой прогулкой», но прочитать получилось несколько позднее.

Собственно, рецензию мою я бы озаглавил «Пять ошибок Стивена Кинга»…

1. Ошибка первая. Есть затасканная истина – в одну реку нельзя войти дважды. Идея романа – смертельное шоу в тоталитарном обществе будущего – уже нашла воплощение в раннем романе «Долгая прогулка», изданном, кстати, тоже под псевдонимом «Ричард Бахман». Причем «Долгая прогулка» — однозначный шедевр, одна из лучших вещей, что я читал у Кинга (сильнее только «Зеленая миля»). Это изначально поставило высокую планку – второй роман на эту тему должен быть, по крайней мере, не хуже. Взять эту высоту у автора, имхо, не получилось.

2. Ошибка вторая. Потрясающе затянутая экспозиция. Очень долго и обстоятельно описывается путь героя к Федерации Игр и участию в чудовищном шоу. Еще где-то треть романа – метания и паранойя Ричардса, пытающегося как следует спрятаться. И экшн начинается только далеко за середину книги. Есть ощущение, что с жанром книги автор определялся по ходу написания – сначала писал патетическую антиутопию, потом – психологический триллер, а в конце концов решил, что это должен быть кровавый боевик с элементами ужасов. В результате получилась не органичная смесь вышеперечисленного

3. Ошибка третья. Кинг сильно перестарался с эколого-коммунистическим пафосом. Мне близки его убеждения и мысли, но в тексте романа все эти протесты против капиталистов и загрязнителей окружающей среды выражены весьма топорно, что превращает его примитивную агитку. Троллить надо тоньше.

4. Ошибка четвертая. Ретрофутуризм такой ретрофутуризм. На дворе 2012 год, а ничего похожего на описанные в книге события, к счастью, не наблюдается, и к 2032 ситуация вряд ли изменится. Учитывая год написания, для большей убедительности надо было бы отодвинуть время действия подальше. Или тщательнее продумывать «прогнозы». Например, опасное засилие «мирного атома» после Фукусимы миру точно не грозит. Вообще – надо было поменьше конкретики – как в той же «Долгой Прогулке».

5. Ошибка пятая. Логика. У многих персонажей она очень странная, на грани полного отсутствия. Например, этот Парркис.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Человек тайно сотрудничает с повстанцами, добывает информацию – то есть уже давно занимается подпольной деятельностью. И при этом у него хватает наивности привести домой Ричардса, зная, что дома – сумасшедшая мать, страдающая паранойей и до ужаса боящаяся властей. Конец немного предсказуем…
Неудивительно, что с такими «агентами» повстанцы ничего не добились.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Или театральный жест Киллиана, приглашающего Ричардса на него работать, после того, как люди Киллиана убили его родственников, покалечили и чуть не убили его самого. На что он надеялся? Ведь он знает, что Ричардс далеко не идиот, но все равно поступает как суперзлодей из второсортного комикса.

Вот как-то так. Может быть, книга испорчена переводом – читал в издании 1992 года, а тогда переводы сильно варьировались по качеству. Но некоторые моменты от перевода не зависят явно.

Достоинства книги:

общая идейная направленность.

Недостатки:

неудачная композиция;

слишком прямо выраженная идеология;

морально устаревший «мир будущего»;

нелогичное поведение персонажей.

Итог: роман получился весьма посредственным. 5 баллов по десятибалльной шкале, плюс 1 за ненависть к обществу потребления и еще плюс 1 – скидка на перевод. Итого – 7, но все равно, самый слабый из прочитанных мною романов Кинга.

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2016 г.

Для того чтобы приготовить «Бегущего человека», вам понадобятся:

- формочки рассказа Роберта Шекли «Премия за риск»;

- 250г бахмановского напряжения, динамизма и жестокости;

- 100г оруэлловской структуры общества и чувства обреченности;

- 100г брэдбериеского тотального отупления и беззаботного потребления;

- добавить щепотку взрывов, стрельб и погонь.

Оставить смесь со Стивеном Кингом на 72 часа, разрешая ему прерываться на пищу и сон.

А если серьезно, перед нами напряженный, сильный и острый роман. Помню, два года назад, когда я только собирался знакомиться с творчеством автора, я открыл для интереса первую страницу «Бегущего человека». На первой странице Бен Ричардс сидел перед зомбоящиком, с гнетущей решимостью смотрел игры на выживание, а на заднем фоне кашляла и температурила его полуторагодовалая дочь. Даже сейчас эта картина ужасает, а тогда она просто раз и навсегда определила «тяжелость» книг Стивена Кинга. Ведь отталкивать автор может в двух случаях: 1) по незнанию — «это король ужасов, а ужастики низкопробны, я не люблю эти глупые ужастики со всякими монстрами и чудовищами, это неинтересно»; 2) и по знанию — «это для меня слишком тяжелый автор. мне плохо, когда я его читаю». Первых пруд пруди, но и вторые тоже встречаются, я таких видел. И отчасти их можно понять.

Хотелось бы остановиться на особенностях письма Ричарда Бахмана. Он односложен, стремителен. Предложения коротки, а развитие сюжета летит с превышением разрешенной скорости, что свидетельствует о социальном уклоне его книг. Мир Бахмана пропитан жестокостью мира, в таком мире побеждает лишь сила. Приятных персонажей минимум. Стрельба. Взрывы. Опасность. Смерть. Если у того же Стивена Кинга и встречаются положительные и приятные образы практически в каждой книге, у Ричарда Бахмана их не найдешь. Ричард Бахман — тот самый Джордж Старк из «Темной половины». Сходство очень заметно, что добавляет «Темной половине» очередные бонусы.

В каком мире живет Бен Ричардс? Это мир максимального социального неравенства. Мир умирающих бедных и беззаботных богатых. Мир, где из литературы в ходу только порножурналы, где дети бедняков заболевают раком от загрязненной атмосферы, где ругательствами выражают свои мысли, а выходить вечерами одному на улицу очень опасно. Мир отбросов. И в то же время мир богачей на дорогих автомобилях, где носовые фильтры защищают от бед экологии, где гламурные кисы выставляют напоказ свои прелести и где их красота стандартизирована и следует общему шаблону идеала. И ребром между двумя сторонами жизни проходит фри-ви — телевизионная сеть бесплатных развлечений для бедных и богатых. Бедные с затаенной ненавистью следят за тем, что им толдычит цветной экран, и, смотря игры на выживание, надеются тоже когда-нибудь решиться и разбогатеть. А богатые смотрят на всё это с нескрываемым пренебрежением к отбросам общества и получают удовольствие, когда «охотники» ловят очередную грязную букашку.

Сюжет сменяет кадры калейдоскопом, события перетекают очень быстро, чувство погони передается грамотно. Было много интересных эпизодов, таких как: побег через подвал и взрыв здания, просмотр передачи «Бегущий человек», где нагло возбуждалась ненависть людей к Ричардсу, путешествие с заложницей, блеф «тузом пик», и другие. Концовка для меня была ожидаема примерно после прочтения процентов 20-30 от книги, там же как раз об этом и намекается. Такой финал и был нужен этой книге. А вот несколько промежуточных сюжетных поворотов были для меня неожиданными, например, деловое предложение или судьба жены и дочери. Всё время при прочтении я боялся, что сюжет скатится в какую-нибудь сторону, перекосится, этим грешит, кстати, «О дивный новый мир». В одно время я опасался, что повествование скатится до беготни, в другой момент — углубится в заговорщичество. Но этого не произошло, во всех случаях события менялись, и начиналось что-то новое. Есть еще один сочный аспект сюжета, о котором нужно упомянуть... Ричардс бежит от охотников, но на протяжении книги они ему встречаются очень редко. Он может лишь гадать, на каком этапе (чекпоинте) они его засекли и до какого момента на него вышли. А значит он бежит по сути сам от себя: насколько он будет уверен или не уверен в надежности скрытия следов, настолько и понадобится бежать дальше. Словно он бежит от своей тени.

Главный герой — Бен Ричардс, представитель бедного класса, живущего за Каналом, согласившийся принять участие в играх на выживание, чтобы получить деньги на лечение своей маленькой дочери. Он груб, хамоват, целеустремлен, хладнокровен, за словом в карман не полезет. Меня каждый раз радовало, когда он проводил в голове какой-то ассоциативный ряд, глядя на собеседника, и потом задавал ему непонятный вопрос, к примеру: «Избивал гомиков, приятель?» И в ответ на недоумение оппонента лишь говорил: «Неважно». Ричардс не святой. Он ненавидит богатых и их жизнь, незаслуженно отличающуюся. Он не против почитать книги, но и не против из-за стресса напиться вдрызг, в последний раз. Герой вызывает сочувствие не всегда, но уважение — постоянно. Недаром один из персонажей говорит, что он не видел парня с такими крепкими нервами.

О волнующих автора вещах главный герой говорит прямо. Приведу один отрывок, который меня очень тронул:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Ты – враг Сети. Так говорят по фри-ви. Я видела последствия некоторых твоих отвратительных поступков.

– Знаешь, что отвратительно? – Ричардс взял сигарету из пачки, лежащей на приборном щитке, закурил. – Я тебе скажу. Отвратительно, когда тебя заносят в черный список, потому что ты не хочешь делать в «Джи-Эй» работу, которая лишает тебя возможности иметь детей. Отвратительно сидеть дома и наблюдать, как твоя жена зарабатывает на пропитание, лежа на спине. Отвратительно знать, что Сеть каждый год убивает миллионы людей, загрязняя воздух, хотя могла бы производить носовые фильтры. Себестоимость их – шесть баксов на ноздрю.

– Ты лжешь. – Костяшки ее пальцев побелели.

– Когда все закончится, ты сможешь вернуться в свою уютную двухуровневую квартиру, раскурить «косячок», расслабиться и наблюдать, как играет свет на столовом серебре. Тебе не придется гонять крыс шваброй или справлять нужду с заднего крыльца, потому что не работает канализация. Я встретил пятилетнюю девочку, у которой рак легких. Это не отвратительно? Так…

– Хватит! – закричала она. – Ты еще и ругаешься!

– Тут ты права. – Он смотрел на пролетающие мимо леса. Безнадежность окатила его, как ушат холодной воды. Общего языка с избранными ему не найти. Они пребывают там, где воздух чист. Вновь его охватило желание заставить эту женщину заплатить за все: сорвать с нее очки, бросить в грязь, заставить жрать камни, изнасиловать, избить в кровь, вышибить зубы, а потом спросить, понятно ли ей, что происходит вокруг, или жизнь она воспринимает такой, какой ее двадцать четыре часа в сутки показывают по экрану фри-ви?

– Совершенно верно, – пробормотал он. – Ругательства – моя слабость.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2011 г.

После прочтения у меня был шок. Я не могла принять и понять такой развязки. Мне казалось это нелогичным, несправедливым, бессмысленным. Спустя некоторое время пришло другое слово — безысходность.

Герой не мог поступить иначе, ему нужно было пойти на этот шаг. И то, как отчаянно он сражался, показывало его жажду на нормальную жизнь, показывало, сколько в нем силы, жизненной энергии, желания счастливо существовать. Кроме того, мы увидели, что в мире еще остались добрые люди — люди, которые не забыли, что такое помощь, участие, борьба против системы. Благодаря помощи и своей воле он сделал невозможное — он выиграл!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но что ждало его в конце, какова награда за его победу? Смерть. Я до сих пор не могу представить себе его чувств, реакции... Я просто не могу вообразить себе такую ситуацию!

Но что пугает еще больше, так это осознание того, что история, рассказанная Кингом, не такая уж и надуманная. Выдумав место действия и персонажей, автор не выдумал реалии нашей с вами жизни. Ведь эта книга — ее отражение. Нам ежедневно приходится бороться за себя и свою семью — на работе, в банках, у врачей.. Да все не перечислить, потому что боремся мы везде и всегда. Бывает, нам попадаются люди, которые нам помогают, но зачастую мы долбимся в глухую стену, никто никому не протянет руку помощи, мы уже забыли, что это такое — помогать и сочувствовать. А что происходит, если нам в конце концов удается пробиться? С нами происходит то же, что произошло с героем романа. Наша жизнь — замкнутый круг, вечная борьба за себя, из которой мы никогда не выйдем победителями.

п.с. Я прочитала эту книгу очень давно, лет в 14. Помню, как глубоко она запала в душу (я до сих пор считаю этот роман одним из гениальнейших кинговских произведений). И когда лет через 6 я увидела фильм, я плевалась как никогда... Как можно было позволить из гениального произведения сделать такую ужасную пародию? Простите, но это одна из худших экранизаций по Стивену Кингу.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2008 г.

Неверотяно... Завораживает и пугает, и такое количество параллелей и ассоциаций с современностью, что, как это часто бывает, становится страшно за нашу жизнь.

Разве сейчас не тоже самое происходит с нашим телевидением, где одно сплошное зрелище, и появляются игры, одна тупей другой. Разве обитатели мегаполисов сейчас не вдыхают неизвестно что. И мы не можем остановиться в своей жажде потребления, остановиться, чтобы трезво взглянуть на то, во что мы превратили Землю — сплошной сгусток боли и страха. А она дремлет лишь до поры...

Ричардс — персонаж крайне последовательный, несмотря на кажущуюся хаотичность его передивижения по пространству. Он поставил себе цель — уничтожить Игры, как класс, и он добился этого, он обхитрил систему, вытащил свой самый главный козырь и победил.

И вновь для меня открытие автора, к которому испытывала некоторое отвращение из-за неправильного выбора первых книг.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2008 г.

Обычно я стараюсь не сравнивать книги и их экранизации, как-никак — это разные творения. Но когда пишешь отзыв на книгу Кинга, избежать разговора о кино почти невозможно. Слишком много и (частенько странно) экранизируют этого автора. Вот рассматриваю официальный постер фильма:«основан на произведении Ричарда Бахмана» (сиречь Кинга). В том-то и дело, что только «основан». У Кинга — это в первую очередь серьёзное социальное произведение, со сложными характерам, психологией. Герой — обычный человек, идёт практически на смерть, ради своей семьи, а супермен Шварценеггера несёт миру эфемерные голливудские идеалы «американской свободы».

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2017 г.

И жутко, и страшно, и наивно одновременно. Жутко и страшно, потому что не только жизнь неспроведлива и беспросветна, но всё общество жестоко, гадко, трусливо, запугано, пропитано и закормлено не хлебом единым, а зрелищем. Кому–то доступно всё, а кому не то, что хлеба – дышать нечем. И нет возможности жить, как хочется… Только подчиниться, быть, как все, а если есть ум, понимание происходящего, неприятие системы, то такому нет места в ,,обществе''. И ради семьи, ради её спаения есть только один выход – принять участие в шоу. А вот Бена Ричардса сочли ,,достойным'' самого рейтиногового проекта – в гонке за жизнь, она очень щедро оплачивается. И эта жертва напрасна и наивна – это понятно с самого начала. Невозможно выиграть в обществе, где подавляющее большинство за происходящее и против тебя. А у главного героя в наличии только совесть, его ум, сила воли и мысль – это единственный выход. Это само общество нужно менять. И отрадно было видеть, что существуют те, кто противостоит и что–то да делает для того, чтобы показать, что этой системе можно и нужно мешать.

Но очень важно было то, что происходит с героем в этой гонке, как он выдерживает этот стремительный бег, затравленный, обложенный со всех сторон, один против всех. Здесь очень важны переживания и эмоции. И они на высоте. Автор, своими короткими, но невероятно содержательными и ёмкими главами рисует страшную картину. И заставит прочесть роман за раз, не откладывая. Это бодрая и захватывающая смесь антиутопии и триллера, с элементами игры. Главному герою сопереживаешь с первых же строк и случайных людей, встречающихся у него на пути, начинаешь оценивать с точки зрения их надежности... А мощный и мрачный финал, как итог всей этой безумной гонки. После него осталось ощущение тщетности, но ведь ещё не известно, чем в ближайшем будущем обернётся для всего общества эта последняя гонка на выживание Хорошего Парня Бена Ричардса.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2016 г.

Бегущий человек.

Первое, о чем следует упомянуть, что это роман именно Ричарда Бахмана, альтер эго Стивена Кинга. И нет в нём ни копания в характерах персонажей (за исключением может общих штрихов по особенностям главного героя), выворачивания наизнанку их психологии, в поисках душевных травм и разномастных фобий. В нём есть герой и есть проблема, которую тот должен решить любым способом. Как выразился сам Кинг — всё, что не требовалось для раскрытия сюжета, упразднялось (как-то так сказал, точные слова не помню). Он (роман) может быть чем угодно для каждого конкретного читателя. Жесткая социальная драма, пугающая своей правдоподобностью антиутопия, динамичный боевик и так далее. Но чем бы он ни был, он определённо хорош, даже прекрасен. Он захватывает в первых страниц, с самых первых строчек и держит до конца, не отпуская, не разрешая оставить гг одного. Немного скупой язык только прибавляет стремительности. Концовка, пусть и вполне ожидаемая, не теряет от этого своей силы и является апофеозом той ненависти, которую Ричардс испытыват по отношению к своим преследователям.

Немного непонятна реакция читателей на так называемый «социальный подтекст». Дескать пытался Кинг сотворить драму про несчастных и угнетённых, да вот только вышло у него так себе. Это не подтекст, всё раскрыто и вывалено, как грузовик тухлой рыбы перед окном. Закрывать глаза можно сколько угодно, но запашок всё равно пробьётся. Не в тоталитарном правительстве тут дело, не в вездесущей и всеобъемлющей сети. Именно население здесь и есть то зло, которое погребает под собой все попытки справится с действующим порядком. И даже ненавидимая всеми Сеть является всего лишь верхушкой той горы дерьма, которая шляется по улицам. Всё это прекрасно раскрывается в двух предложениях почти в начале книги. В первом автор сообщает, что хотя фри-ви установили в каждом доме, выключать его не запрещается, а во втором, устами Киллиана говорит, что никому не уберечься от населения целой страны. Бедные, богатые, все ненавидят всех, а полицейское государство лишь убирает ненужные признаки цивилизованности и следит за тем, чтобы так оно и продолжалось. Одни роются в собственных отходах, другие в собственных грехах, отвлекаясь лишь на просмотр безнравственных шоу-программ и очень даже легальной порнографии.

В целом мне близки по духу представления о будущем того времени (я про 80-е), мрачные картины, футуристические ретро технологии, видеоплёнка... Но ведь здесь дело не только в в будущем, которое наступило для гг. Всё это не только фантастика, но человеческая суть, с приспущенным поводком возведённая на пьедестал порока, посреди клетки железных законов. Для меня этот роман не устареет никогда, ведь он частично отражает в себе тёмную сторону нашего с вами общества. И пусть это не литературный шедевр, заслуживающий премий и дифирамбов в его честь (жаль нет времени за самое яркое разочарование в человечестве), но тем не менее от себя я ставлю высший балл.

Пара слов про фильм по мотивам. Он хорош. Хорош, как отдельное произведение, несущее в себе великолепный дух крепкого боевика 80-х годов. Не более того. Связывать его с книжным «первоисточником» лично у меня язык не поворачивается, так как я очень не хочу этот фильм критиковать. С детства люблю фильма Шварценеггера (думал вырасту — перестану, а нет, не перестал). Но всё-таки понятно почему Кинг остался не доволен. Останешься тут, когда твоего героя из загнанного , доведённого до крайности человека, превращают в хладнокровного суперчеловека, облаченного в перекачанный экзоскелет. Вряд ли бы он с такой бицухой пролез в ту трубу под гостиницей:)

Отсчет идёт.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх