FantLab ru

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
1022
Моя оценка:
-

подробнее

Первому игроку приготовиться

Ready Player One

Роман, год; цикл «Ready Player»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Роман-квест, роман — любовная история, роман — виртуальная космоопера, действие которой происходит во вселенной, где волшебники сражаются с гигантскими японскими роботами, целые планеты созданы по образцу «Человека, бегущего по лезвию бритвы», а «Делорианы» летают со скоростью света.

2044 год. Реальность неприглядна. Как и почти все человечество, Уэйд Уоттс бежит от ужасных будней в разрастающуюся виртуальную утопию ОАЗИС, где можно быть кем угодно и жить, играть и любить на любой из десятков тысяч планет. Как и прочее человечество, Уэйд мечтат отыскать лучший в мире лотерейный билет: где-то в ОАЗИСе его создатель Джеймс Холлидэй скрыл несколько дьявольски сложных загадок, и тот, кто их разгадает, обретет целое состояние, а также власть над виртуальным миром. Годами миллионы тщетно пытаются найти загадки Холлидэя, о которых известно лишь, что они базируются на его любимой поп-культуре конца ХХ века. Миллионы маниакально изучают эту культуру, и Уэйд — не исключение: он страстно обсуждает с друзьями киношедевры Джона Хьюза, режется в Pac-Man и цитирует песни группы Devo.

В один прекрасный день Уэйд натыкается на загадку. Его имя становится известно всему миру, и тысячи конкурентов срываются с мест, чтобы побороться с героем за разгадку и лишить его приза даже ценой реального убийства. Для того, чтобы победить, Уэйд вынужден оставить комфортное виртуальное существованиее и выйти в реальный мир, где его ждут настоящая жизнь и настоящая любовь.

© Перевод аннотации angels_chinese

Входит в:

— цикл «Ready Player»


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2012 // Лучший роман

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2012

лауреат
Premi Ictineu, 2017 (IX) // Роман, переведённый на каталанский (США)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2011 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 7-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2011 // Научная фантастика (3 402 голоса)

номинант
Локус / Locus Award, 2012 // Дебютный роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2012 // Лучший НФ-роман

номинант
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2013 // Научно-фантастическая книга (США)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2018 // Переводной роман. 3-е место (США)

Экранизации:

«Первому игроку приготовиться» / «Ready Player One» 2018, США, реж: Стивен Спилберг



Похожие произведения:

 

 


Первому игроку приготовиться
2013 г.
Первому игроку приготовиться
2016 г.
Первому игроку приготовиться
2017 г.
Первому игроку приготовиться
2018 г.
Первому игроку приготовиться
2018 г.

Аудиокниги:

Первому игроку приготовиться
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Ready Player One
2011 г.
(английский)
Ready Player One
2011 г.
(английский)
Ready Player One
2012 г.
(английский)
Ready Player One
2016 г.
(английский)
Ready Player One
2017 г.
(немецкий)
Першому гравцеві приготуватися
2017 г.
(украинский)
Ready Player One
2018 г.
(немецкий)
Першому гравцеві приготуватися
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  39  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2014 г.

На самом деле роман называется «Штампованному штампу приштамповится» а я в очередной раз натыкаюсь на нереально переоцененную книгу. Поражен неприятно и сразу несколько раз. Если бы не знал, что Автор из-за рубежа, решил бы, что роман написан отечественным МТА, настолько примитивен язык, бедны описания, фанернокартонны герои, невнятны боевые сцены. Очень точно, ПМСМ, стиль отразит фраза по мотивам: «я вскочил в звездолет, перелетел в соседний сектор и уничтожил две планеты, за эти два часа в реале мои акции выросли примерно на 3000%». Сказать, что путь ГГ усеян роялями, не сказать ничего. Просто действие происходит на рояльной фабрике, через склады которой ГГ и продвигаются. Но это еще пол беды, потому что есть и любопытные повороты сюжета (их увы ничтожно мало, в основном сюжет прямой и обидно предсказуемый ). Потому что главной бедой романа является плохое написание. Диалоги никакущие, они просто смертельный ужас, эмоции героев неправдоподобны и искуственны. Герои ведут себя не как 19-20-летние молодые люди, а как 10-летние подростки, причем совсем не блещущие интеллектом. Концовка слащавая до дрожи, дочитывал с гримасой. В какой-то момент я вообще подумал, что книгу написали лет двадцать назад, на заре девяностых, и поразился, увидев 2011. Да, в романе немало экскурсов к индустрии КИ и электроники в целом, играм и фильмам. Это любопытно, но не дает почти ничего нового, если хоть немножко следил за индустрией. А вот забивать кусок текста точным воспроизведением сценария и диалогов сразу нескольких фильмов? И после этого российских МТА обвиняют что они гонят пустой объем? Правда? А еще Автор совершенно не разбирается в ММОРПГ и околожанровых играх. Вообще. Может быть, видел как играют его дети. Может быть получил пару консультаций от гиков на КомикКоне или еще где. Но то, что он «плавает» в вопросе, увидит любой игрок в «Еву» или «ВоВ». Бедно, скучно, недостоверно, нереально, устарело по меркам описываемых лет и якобы будущих способностей железа. Немало противоречий и в сюжете и в описанном мире. Также не очень ясно, на какой возраст читателя рассчитана книга. Стиль, несерьезность убийств и инфантильность героев вроде как намекают на подростков и даже детей. Но когда дело доходит до описания мастурбации, я засомневался. Лесбиянство мои опасения усугубило. Так и остался в неведении... Вот такая получилась лубок-киберпанк книга, которую я дочитывал из принципа. В итоге я увидел следующее — Автор придумал не самый плохой сюжет, но совершенно не умеет писать (хотя в послесловии его гонора изрядно много). На этом знакомство с ним завершаю. Еще в послесловии речь про экранизацию. Но у меня есть сильные сомнения, что все правообладатели, указанные в тексте со своими играми, фильмами и песнями, с радостью отдадут их в кино. Если же попросят денег, то с таким количеством отсылок картина станет просто платиновой по производству.

Оценка: 4
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 марта 2017 г.

Кхм. Кхе-кхе.

Простите меня все, кому книга понравилась. Но по мне, это, черт побери, «киберпанк для самых маленьких». Нет никакого роста героев, нет нормального развития их отношений. Даже сюжетообразующей любовной линии уделено пару страниц, и это просто отврат. Соблюдены основные каноны жанра: виртуальная реальность, ужасная обстановка в реальном мире, злые корпорации, но помещено это в такую розово-сопливую атмосферу, что сделать с этим решительно ничего нельзя.

С одной стороны, чего ж я хотел, это подростковая фантастика. Но с другой, есть ведь и хорошая фантастика для детей, скажем тот же, Патрик Несс, который не боится поднимать вполне взрослые вопросы. В общем, это что-то на уровне нашей отечественной литрпг или просмотра порнухи с бобрами. Вроде и интересно, а все-таки как-то стыдно и незачем.

кстати, по поводу самого животрепещущего вопроса современности

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
главный герой — белый мальчик-натурал. Хм. Его друг — белый мальчик-натурал. Его подружка — белая девочка-натурал. Как так, думаю я, где же толерантность?! Потом появилось два азиата, но особой погоды они не сделали, поэтому я все гадал, где же геи, где негры?! И вуаля, в конце книги мы узнаем, что друг гг, тот самый, который в сети белый мальчик-натурал, оказался черной девочкой-лесбиянкой! К-к-к-комбо!

Оценка: 5
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 апреля 2016 г.

Чувствую себя немного глупо, ибо выступаю в роли того парня, который в кучу хвалебных отзывов лезет со своим «а мне не понравилось».

Но что поделать, если мне реально не понравилось?

Сюжет — да в общем-то никакой. Внутри игры-виртуальной реальности спрятан многоэтапный ключ к управлению этой игрой, за этот ключ сражаются обычные (хоть и не совсем) подростки с Очень Злой Корпорацией. О финале можно даже не говорить.

Персонажи — да в общем-то никакие. Они не раздражают, но и привлекательного лично я ничего не нашёл.

Реальный мир вне игры... Нет, то, что показано лишь происходящее в Америке и немного в Японии, понятно. Но как-то неубедительно обрисовано, а то и вообще не показано, как люди вообще дошли до такой жизни, когда власть в реальном мире стала практически бессмысленной и всё пришло к такому упадку.

Что же до самой игры... Практически всё хоть что-то уникальное остаётся за кадром. При множестве уникальных и красивых локаций, и даже целых мирах в игре вроде Азерота максимум, что мы увидим — гробницу нежити и средневековый замок. Да и те описаны в духе «Это гробница и замок, проходим, не задерживаемся». Что-то необычное, уникальное, или даже сюрреалистичное? Да ну, кому это надо. Также за кадром остаётся и практически вся прокачка персонажа, сопровождаясь лишь комментариями в духе «и за это время я поднялся до максимального уровня». Да и вообще ни процесс, ни социализация в игре как следует не раскрыта, так что даже остаётся недоумение — что же в ней такого прекрасного, что миллионы ради этого забывают о реальности?

И, наконец, главное — гики. Вот тут автор поработал лучше всего, пытаясь как можно подробнее расписать, кто это такие, как и почему так живут, чем увлекаются и в чём же их соль. И у него получилось... но опять-таки не полностью. Более того, при определённом ракурсе никакой симпатии и понимания к гикам может и не возникнуть, даже наоборот — потому как автор добросовестно перечисляет все штампы о гиках (толстые, не общаются с миром, сидят в компьютерах и увлекаются всякими вещами вроде «Звёздный путь» или оригинальные «Трансформеры») и, более того, оправдывает их, стараясь показать, почему именно они так делают... но далее этих штампов и не уходит. То, что среди гиков много людей, специализирующихся в какой-то области науки (и наоборот), практически не упоминается и периодически просто выскакивает по типу «я гик и я могу в одиночку хакнуть корпорацию». О том, что среди них немало творческих, в хорошем смысле, людей, не упомянуто вообще. Также не упомянуто такое явление, как косплей, а удивление при виде того, что среди задротов может оказаться красивая девушка, сейчас уже выглядит просто смешно. Ну и, наконец, практически все явления искусства, упомянутые в книге как предмет любви гиков, таковыми и являются — но выбраны почему-то самые старые примеры, вроде компьютерных игр с игровых автоматов, всё современное просто игнорируется. И самое-самое главное — нигде не объясняется, почему и за что эти игры, кино и книги так любимы! Только сам факт да то, что их рекомендует авторитет в мире гиков, что просто-напросто чепуха.

Итог: легко понять, почему книга стала околокультовой — я до сих пор не читал произведения, которое пытается объяснить суть гиков и пытается их понять. Но назвать её хорошей даже в этом плане у меня просто не поворачивается язык.

P.S. В каждой игре находится достаточно много людей, считающих чуть ли не своим долгом обойти все локации, раскрыть все секреты и засунуть нос в каждую дыру. Почему в этой игре они так долго не могли найти ключ раньше главгероя?

Оценка: 5
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2015 г.

Итак, перед нами произведение, обласканное хвалебными отзывами, высокими оценками и восторженными комментариями. Достойно ли оно их?

А вот них...ра подобного.

Я не знаю, для кого предназначена эта книга. Для взрослых? Нет — произведение написано настолько простым языком и настолько бесхитростно, что иногда кажется, будто автор держит нас за кретинов. Для детей? Опять не туда — некоторые темы в книге детям знать рановато. Для гиков? Извините, но описанные в опусе фильмы, книги и игры среди любителей подобного считаются чуть-ли не «баяном», извините за интернетизм — автор даже не пытается найти среди этих вещей что-то, что современным читателям будет интересно узнать о старых франшизах.

Это не роман. Это сублимированная в текст мастурбация на фильмы и сериалы 60-х — 90-х годов, видеоигры той эпохи и, в частности, ролевую систему «Подземелья и Драконы». Виртуальный мир совершенно не то, что не уникален — автор даже не пытается сделать его хоть чуточку интересным. Он просто взял и склеил между собой все то, что сам считал крутым в надежде, что получится что-то еще более крутое. В результате — киборг-зомби-пират-Иисус.

Ах да...Идея книги. Да, здесь есть идея! Представьте! ЗДЕСЬ! И какая же она? «Живи в реальном мире, а не в виртуальном!» Мысль то правильная, только я почему то не очень верю автору. По одной простой причине — автор так расписывает красоты ОАЗИСа, так радуется винтажным игрушкам, реализованным в виртуальной реальности, что в конце книги увещевания автора по этому поводу выглядят так же правдоподобно, как пчелы, протестующие против меда.

Честно, в какой-то момент я правда поверил в книгу — в периоды повествования, происходящих в реальном мире. Мне и правда было интересно читать о злоключениях главного героя в мегаполисах будущего — но их тут же прерывали демонстрацией скучной, уродливой химеры под названием «ОАЗИС» .

Не поймите неправильно — я обожаю и «Звездные войны», и «Бегущего по лезвию», и даже в «ДнД» я играл. Проблема в том, что автор просто набрал в котел все, что ему нравилось, совершенно не заботясь, понравится ли зелье всем остальным.

Как я уже сказал — это не книга. Это онанизм. Вам интересно наблюдать за онанизмом? Мне — нет.

Оценка: 5
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2016 г.

С первым персональным компьютером я познакомилась в 1988 году, и это было настоящим потрясением, которое, к слову, определило всю мою дальнейшую жизнь. От ощущения чуда, необычных возможностей, которые дает этот инструмент для получения новых знаний и решения моих конкретных профессиональных проблем, просто дух захватывало.

Открытие того, что персональный компьютер можно использовать еще и для развлечения, состоялось несколько позже, и уже не было чем-то новым на том фоне восторга и благоговения, которое оставило первое знакомство с ним, как с рабочим инструментом. Потому и воспринимались игры, как приятное, да, но не основное качество сначала просто ПК, а потом и сети.

Конечно, избежать увлечения первыми играми не удалось. Побегала, постреляла, поискала артефактов и поумирала на полях всяких условно кровавых сражений в полной мере, но без какого-то фанатизма. Тут стоит учесть еще один фактор: в это же время на нас свалилось много чего интересного: книги, картины, музыка — все, о чем ранее только слышали, вдруг стало доступно. И надо было срочно наверстывать упущенное.

Счастливое было время. Не из-за того, что «трава зеленее и небо голубее», а из-за новизны впечатлений и не проходящего ощущения, что попал в пещеру Али-бабы с неисчерпаемыми сокровищами. Но ностальгировать по этим временам глупо, ведь сокровищница теперь регулярно пополняется, а на смену наивному восторгу пришла спокойная оценка достоинств и недостатков текущих бурным потоком новинок.

Но все же, в силу изложенных выше обстоятельств, пройти мимо романа, в основу которого положен весь пласт массовой культуры 80-х, оказалось просто невозможно. Итак, 2044 год. Ожидаемо, все плохо в реальности, от чего население предпочитает жить в виртуале — огромной Вселенной, придуманной неким мультимиллиардером и спрятавшим в ней некий артефакт. Отсюда просто-таки захватывающая дух Игра: кто первый найдет его, расшифровав загадки и отыскав ключи, тот и получит в награду все наследство Создателя Вселенной — огромные деньги и власть, как виртуале, так и реальности. Ну, и далее — история смышленых подростков, которые являются никем в реальности, но могут стать всемогущими в виртуальном мире. Только, начавшись как обычный квест, эта Игра постепенно становится проверкой обычных человеческих качеств — верности, преданности, способности дружить и любить.

В этом плане это обычный подростковый роман, рассказывающих об обычных подростковых проблемах, сводящихся к вечным вопросам «кто я?» и «какое мое место в этом мире?», с обязательными заморочками в виде первой любви, сложных отношений со сверстниками, проблемами самоидентификации и выбора жизненной позиции. Только происходит все эти обычные подростковые трансформации в основном в виртуальной реальности, во время захватывающей погони за Самым Главным Призом.

Вот только есть замечание по поводу «захватывающей погони». А люблю 80-е. Милые, немного наивные фильмы, без хлещущей с экранов кровищи, когда еще было важнее содержание, чем яркая картинка. Игры, когда надо было работать не только пальцами, но и головой. Музыка... О-о-о.. музыка 80-х! Отдельная тема. Шедевры, ставшие классикой. Было занятно встретить многих из знакомых и незнакомых выходцев из этого времени на страницах.

Точнее, было занятно первую половину книги. Потом все эти многочисленные перечисления фильмов, книг, игр, песен, фирм, групп, игральных автоматов, мелкие, не трогающие моей души или прочно забытые, не ставшие частью моей собственной жизни, детали, сюжеты, фразы стали просто надоедать. Мне, выходцу из 80-х, для которого все эти многочисленные названия и цитаты были, по большей части, знакомы, стало откровенно скучно и захотелось сразу перейти к более современному финалу. А что говорить о подростках, для которых, в сущности, и написана эта книга? Что для них эти простенькие игры, наивные фильмы и старые песни? Воспоминания родителей, повторяющих: «А вот в наше время»? Мне просто невозможно представить себе хотя бы одного подростка, который фанатеет от этих, для него древних, как динозавры, артефактов, а уж тем более множество, составляющее аудиторию этого романа.

Единственно, что, пожалуй, понравилось в этой Вселенной, так это идея виртуального и анонимного школьного образования, где реальный социальный статус ничего не значит, в том числе и для получения оценок, невозможны конфликты среди одноклассников, а самых надоедливых из них можно легко и просто игнорировать. Жаль, что эти идеи, как и использование виртуальной Вселенной не только для развлечений, но и реальной профессиональной деятельности, автор пропустил. О реальности — лишь скупые строки, и не совсем понятно, чем же так он хорош — настоящий мир, чтобы ради него отказаться от красочного и интересного виртуала. Кроме живых, теплых и мягких девушек, конечно. Но и тут можно поспорить.

Оценка: 6
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2017 г.

Знаете, вся эта мода на ностальгию напоминает мне старый анекдот про революционера, который в старости говорил, что при царе было лучше, потому что тогда он еще мог «пить, гулять да по бабам ходить». Лично я этим чувством особо не страдаю и на нескольких печальных примерах убедился, что некоторым воспоминаниям детства лучше в нем и оставаться. Так что меня всякими отсылочками и пасхалочками не проймешь. Тем паче когда ими тычут в нос, а уж если их начинаю вывалить целые ведра, то это вызывает раздражение. А без них в данной книге остается лишь куцый заштампованный сюжет с банальным посылом да картонные герои. В общем, ориентацию на целевую аудиторию можно понять. Смотрите, дорогие просиживатели штанов за монитором, ваши бесполезные навыки и знания могут помочь вам стать королем мира. Жаль только, что в реальности это не особо работает…

А знаете, в чем еще проблема книги? В том, что нечто подобное уже было, и реализованное на порядок лучше. Знаете где? В «Иноземье» Уильямса (которое тоже не идеально и с кучей проблем, но сегодня не о нем). Есть, так сказать, с чем сравнить. Там тоже виртуальность, тоже поиски, тоже злая корпорация (интересно, а хотя бы нейтральные корпорации в фантастике бывают?), тоже куча отсылок. Но отсылки эти органичные и неприметные, да к тому же самые разнообразные. Вот сидит Страшила в рушащемся Изумрудном Городе, да и давай цитировать «Бегущего по лезвию». А вон злодей, зацикленный на египетской мифологии, и его мир населяет множество египетских божков, как известных, так и весьма неприметных. А тут у нас вообще мирок, собранный из старой телевизионной рекламы. В общем, разброс тем весьма широк, благодаря широкому кругозору автора. А что же в «Игроке»? Только старые игры да фильмы, и все грубо, все в лоб, а то вдруг читатели бедненькие не поймут, не докумекают, что автор имел в виду. Сплошной примитив. А ведь понимаешь, что все можно было сделать тоньше и изящней, прояви автор такое же усердие, как и тот же Уильямс. Но нет, он решил ограничиться просто каким-то рваным клиповым сценарием с отсылками ради отсылок.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2018 г.

«Дали дуракам» виртуальность, а они ее «разбили и руки порезали».

Зачем пахать поля, строить фермы и дома? У нас тут голод, разруха и грязь кругом — смотреть не хочется, пошли лучше в доту гонять! Нет чтоб под собственной Ж убрать...

Ну что за унылый мир автор напридумывал в этой книге? Планета погружается в кризис за кризисом, а население занимается чем? Сидит по шею в виртуальности, и ладно бы там было что-нибудь действительно интересное, а то ведь они тупо играют не просто в старые игры, а прям вот в очень СТАРЫЕ, где даже полигонов и пикселей еще нет, лишь псевдографика. Ну и кончено, засматривают СТАРЫЕ сериалы по 30 раз, заучивая все фразы наизусть. Словно насекомые они повторяют одни и те же бесполезные действия раз за разом. Неудивительно, что планете пришел кирдык с этими персонажами Идиократии, с таким тупым населением какой еще мог быть вариант развития???

Я играю с 1997 года, но в тот застойный момент приходилось следить не за трендами, а как раз за предыдущим игровым поколением: Денди, Сеги, первые ПС игры, но в книге ничего не узнал! Что это тогда за «книга о/про компьютерные игры», я вас спрашиваю? Где все самые известные медиа-герои последних лет? Какая к черту «галага» и «адвенчурес»? Их уже должны были выкинуть лет 30 назад на помойку! Где Варкрафт, где Ведьмак, где Терминатор, где Дюк Нюкем, где Марио, где СоникиСуперЕжики, где Робокоп, Контра, Чужие, где СабЗеро и прочие персонажи, от которых мы по-настоящему тащились в 80-90-2000x? А где Doom, перевернувший мир? Игроки будущего ничего не знает о них! Автор, что с тобой не так?

Думается мне, что автор вообще ничего не смыслит в компьютерных играх, так у него все тут тупо и примитивно получилось. Никто бы никогда не играл в подобную скукотищу! Написано в 2011 году? Да он словно последние 20 лет только Word запускал! Очень обидно за слитую виртуальность! У вас инструмент беспредельной креативности — делайте что хотите, создавайте миры, моды, скины. А они? Сидят в скопированных однотипных комнатах, листают комиксы, бесконечно режутся в игры 80-х и смотрят заплесневелые сериалы по кругу! Да кто вообще в нормальном состоянии будет выбирать между XCOM, Скайримом, Фалаутом и Пакманом?? Даже мобильный гейминг уже перерос подобное.

Я вообще сомневаюсь в возможности существовании такого аутиста, как создатель Оазиса. Человек, работа которого заключается в создании «крутых» игр, совершенно не следил, что вокруг него в этой области происходит? Или других разработчиков в однобоком мирке этой книженки не существовало? Да такой специалист до сих пор бы в гараже у мамочки на ассемблере 5 уровень писал на 286. Но уж если он смог написать уникальную продвинутую программу виртуальности, то и разбираться в современных технологиях он должен был лучше чем многие, а не застрять на уровне развития 10-летнего ребенка.

Вся эта повернутость на культуре 80-х выглядит здесь искусственно... даже сейчас она никому не нужна, кроме нескольких процентов ностальгирующих людей. И то только потому, что у них оно БЫЛО, и им есть, что вспомнить. А зачем это поколению 2030 года (или какой там год в книге, совершенно пофигу)? В современном мире ретро-пиксели не всем заходят, притом, что они уже на OpenGL считаются с кучей спецэффектов, что уж говорить о выкопанной из могилы Adventure с ее псевдографикой и двумя цветам. Прям так и вижу: сидят подростки и выбирают — вот эпичные бои с армией чужих с полным погружением, а вот симуляция в симуляции аналогового черно-белого Понга... Хм... Что же они выберут?

Да и герои скучные, унылые, переживать за них? Да че с ними станется, это же виртуальность, ничего им не угрожает, че мне волноваться. Из их действий нам только и описывают, как они туда пошли и стали там чего то читать, смотреть, изучать, играть в старую фигню. Оказывается, охота за пасхалками в играх не так интересна, как это может показаться на первый взгляд. Особенно, если следить за ней из первых рядов. Тут подумал, там посидел, позадротил.

Да я лучше сам поиграю.

ПС

Да и фильм тоже фигня, натолкали в него знакомых картинок кучу по пол секунды, вот и все пасхальство. В остальном типичнейшая голливудская муть о тупом злодее, любви и подростках, спасающих мир.

Оценка: 5
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июля 2016 г.

Одна из главных книг гик-культуры оказалась совсем не таким шедевром, какого я ожидал. Нет, роман очень хорош — помимо пресловутых отсылок к поп-культуре восьмидесятых, сделавших его культовым, в нём есть отличный сюжет, множество динамичных сцен, оригинальные идеи и потрясающий виртуальный мир — ждём экранизацию с нетерпением. Но на каждый плюс найдётся минус. Тут и совершенно никакие персонажи — более-менее яркие образы только у создателей OASIS и главного злодея (и то про него можно сказать лишь то, что он карикатурный главный злодей). Реальный мир совершенно неправдоподобен и противоречив — такой анекдотический киберпанк про «бомжей с ноутбуками»: вроде бы мировая экономика рухнула, но людей интересует не добыча еды, а эскапизм в виртуальность. Вроде бы все нищие и безработные, но в мире существуют богатые корпорации с кучей сотрудников. Сюжет в целом банален и предсказуем, к тому же полон «роялей в кустах». Впрочем, всё это скорее фича — именно такими были многие культовые произведения 1980–1990-х, которым автор отдаёт дань в книге. Что же до отсылок — к сожалению, нашему читателю трудно понять, насколько важны многие названия, упоминаемые в тексте, так как в бывшем СССР место настольных ролевых игр и аркад заняли фэнтезийные полёвки и Сергей Супонев с Dendy. Но Клайн искренне любит то, о чём пишет, поэтому книга реально завлекает, вызывает желание исследовать всё то богатое культурное наследие, о котором рассказывает автор. И это её главная удача.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 января 2016 г.

В 2040-х годах мир стал еще более нищим и грязным. Безработица, мародерства, убийства, аскетичный образ жизни, разложение общества. Люди прячутся как тараканы по маленьким вагончикам и халупам, ненавидят окружающий мир и находят утешение в онлайновой игре под названием OASIS.

OASIS — это отдушина человечества. Там есть все — и привычный геймерам кач с убийством монстров и нахождением лучта, и огромные библиотеки и архивы, где можно найти любой музыку, фильм или книгу, и получение наслаждения от созерцания нарисованного программистами заката, и даже посещение церкви по воскресным утрам. Обычная жизнь обычного человека, живущего в 2044 году, почти полностью перешла в онлайн.

Но тут внезапно скончался главный разработчик OASIS'а, который оставил после себя загадку, спрятанную в игре. Кто ее найдет, тот получит огромную сумму денег и забудет о нищете. У загадки есть несколько подуровней, поэтому начинать нужно с первой подсказки, за которой кроется путь к вратам, прячущим новый уровень пути по поиску «пасхального яйца».

Главный герой, парень 18-и лет, после нескольких лет безуспешных поисков все-таки находит ключ к первым вратам, с чего и начинается основной сюжет.

Уэйд, ГГ, понимает, что дальше будет только сложнее (за ним будут охотится, его захотят рассекретить, его будут упрашивать подсказать, где искать ключ), но включается в борьбу за поиски «пасхалки», обретая друзей и врагов.

Практически все повествование происходит в онлайновой игре. Реального мира в книге очень мало. Поэтому мы следим за компьютерными аватарами, за общением в чате и за погонями по игровым секторам. Особенная фишка книги — это культ 80-х вместе с музыкой, фильмами, играми и гиковскими штучками. Тот самый главный разработчик игры был помешан на эпохе 80-х, поэтому все загадки связаны с музыкой, фильмами и компьютерными играми той эпохи. Очень странно, что из-за гонки за деньгами этой эпохой прониклись все, от мала до велика. В 2044-ом году вспоминает древние забытые пиксельные игрушки, сдувают пыль с первых настольных ролевых игр и слушают первые альбома RUSH.

Честно признаюсь, не могу в это поверить. Молодое поколение будущего способно истязать себя многочасовыми тренировками в TOUST, чтобы проходить игру без единой потери жизни. В 18 лет юноша просмотрел 180+ раз «Монти Пайтон и Священный Грааль», выучив наизусть все диалоги. Он знает всю дискографию RUSH, знает, на каких лэйблах выходили альбомы, в каком году издавались и какая фраза мелькала в клипе этой группы. «Как же я мог забыть, — бьет себя по лбу ГГ, — что на очень обложке очень старой ролевки сзади изображен старый особняк!». Боже мой, да и сейчас про эту игру мало кто помнит, а ГГ знает ее наизусть. В 18 лет он уже превратился в ходячую энциклопедию. Более того, он не один такой в книге. Такие все.

Если добавить еще сюда ну очень примитивные диалоги («Эй, баклан, ну че, заценил ты тот фильмец?» — «Заценил, тупая фигня для малолеток» — «Сам ты малолетка» — «Иди нахрен, ушлепок»), то вывод я сделал такой — чтиво сугубо для подростков. Типичный YA и фильм по книге снимут скорее всего модный и успешный.

Прочиталась книга влет за пару вечеров. Простейший язык, банальный сюжет, много (очень много) отсылок к старым играм и фильмам, что может порадовать олдфагов («О нас помнят!»). Но особой ценности в книге нет никакой.

Из интересного могу отметить только ожидание от встречи аватаров в реальности. Думаю, каждый испытывал такие чувства, когда идешь на встречу с человека, которого знаешь только как никнейм на форуме. Вдруг он девушка, а не парень? Или негр? Или даже негр-лесбиянка?

Перечисление гиковских сленгов и «икон» не делает автора гиком. А в OASIS совсем не верится. Может ли существовать мир, в котором дети учатся в виртуальной школе и на переменках ходят с мечом по улице и бьют монстров?

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2018 г.

Просто преступление против Литературы, халтура, поделка на коленке, шутка понятная в узком кругу, еле дочитал, ближе к концу возникло спасительное ощущение что автор умнее чем кажется, и сила книги в ее слабости, в нелогичности, непродуманности, в неизобретательности, что все это было просто необходимо для достижения умным автором своей интересной и смелой цели- написать памфлет на окружающую действительность, гипертрофировав наше сегодняшнее увлечение культурой прошлых десятилетий, в общество где хитрый и циничный миллиардер заставил поколение людей, в жажде наживы жить тем чем жил он. Никакого прогресса, никакой личной жизни гикократия, культ прошлого в самых посредственных его проявлениях. И написать все это в жанре подростковой антиутопии! О, это было бы круто!....но нет, автор, видимо, не самый сообразительный человек... зато искренний.

Оценка: 2
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2018 г.

Реминисценция на поп-культуру конца XX века

***

«Первому игроку приготовиться» — роман достаточно интересный, чтобы привлечь внимание современного читателя. Экранизация самим дядей Спилбергом, уже четвертое переиздание книги на русском языке (это за неполные пять лет!). Наконец, сама тематика – поп-культура 80ых годов – время 8bit и игровых автоматов. Возможно, выглядит всё это как чисто американское произведение, поскольку те же 8бит в России (как и игровые автоматы) были не столь популярны. А уж многие игры и вовсе не появлялись ан территории РФ (ну тогда – еще СССР). Чего уж и говорить про «текстовые игры» — кто слышал о таком звере? Однако это лишь поверхностный взгляд на роман Эрнеста Клайна.

Книга повествует о юноше Уэйде Уоттсе. Мальчик-гик, который 90% своей жизни проводить в виртуальном мире под названием Oasis. Создатель Oasis отошел в мир иной, но оставил завещание, согласно которому оставленное им пасхальное яйцо принесет нашедшему нереально огромную сумму. За окном дома Уэйда – антиутопичный мир, хаос и разруха, так что триллионы ему не помешают. Здесь кроется не только завязка сюжет, но и весь сюжет в целом. Это чистый квест – поиск пасхалки. Никаких подводных камней, ответвлений, параллельных сюжетов. Сольный квест. Временами Клайн подкидывает необычные сюжетные ходы, но Мартиновский трансформаций персонажей (Джейме и Серсея в 1 томе и 3 томе «ПЛиО», например) или Мартиновских же убийств (тут список излишен) ждать не приходится.

Мир, который создал автор, совершенно не отвечает клишированному жанру «янг эдалт». Не верьте всем, кто захочет загнать «Первому игроку приготовиться» в рамки «янг эдалт». Мир выписан очень, очень хорошо, учитывая объём романа (он невелик). Во-первых, Клайн неплохо рассказал о будущем, которое вполне возможно, если держать в уме постоянно растущие цены и увлеченность подростков миров ВР (виртуальной реальности) и гаджетами в целом. Не зря же создают шлемы ВР и так далее. Но куда более тщательно выписан мир Oasis’а. он достаточно логичен, динамичен. О многогранности только упомяну. Слишком много субмиров в этот Oasis’е.

Язык повествования достаточно простой, но не примитивный. Переводчик и редактор постарались на славу. В упрек поставлю только Толкиена (лихие 80ые, это вы?!) вместо Толкина. В остальном же нареканий нет. За пять сотен страниц нашел одну опечатку (может быть их больше, но увидел лишь одну).

Отдельным абзацем пойдет уровень реминисценций. С одной стороны, я боялся, что их будет слишком много. С другой стороны, в чём-то я даже остался неудовлетворен. Да, Клайн действительно много дает аллюзий на игры, музыку, фильмы и культурные феномены 80ых годов. Помимо попсовых вещей упоминаются и менее знакомые элементы. Например, сериал «Светлячок» (практически прослезился, поскольку это мой любимый сериал). Однако есть много всего того, о чём я не слышал, не видел, не играл, не читал. Тут и музыка, и игры на приставках… Не всегда приятно читать о том, о чём вообще не в курсе. Другое дело, что иные авторы (Энди Вейер в «Марсианине») может так вкусно написать то, о чём читатель ни в зуб ногой, что оный читатель чувствует себя в своей тарелке. Клайну это не удалось, по крайней мере, в отношении меня.

Заключение: роман «Первому игроку приготовиться» определенно займет свою нишу. Он – «Криптономикон» для гиков, он – «Марсианин» для гиков. Дело в том, что он символизирует определенный культурный срез, как его символизируют вышеназванные произведения. И Клайн действительно написал хорошую книгу. Отнюдь не замечательную, где-то простоватую и наивную, но драйвовую и интересную. Экранизация лишь подтверждает статус произведения. Осталось дождаться её.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2017 г.

Никогда просто не читайте плохие отзывы на эту книгу.

Это как впервые прочитать «Хроники Нарнии» в 5-6 лет, или «Властелин Колец» в 8-10. «Ещё страничку, и спать, ещё одну, до конца главы и точно лягу», — и так пока за окном не посветлеет горизонт.

Одна из лучших книг из прочитанных мною. Черт, да я тут зарегился только чтоб оставить под ней отзыв!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 апреля 2016 г.

Книгу решил прочесть, когда искал себе что-нибудь в дорогу. 16 часов в поезде определенно стоило разбавить какой-нибудь незамысловатой, но увлекательной историей. Выбор на «Первому игроку приготовиться» пал благодаря ее аннотации, и я, в общем-то, об этом выборе не пожалел.

На дворе середина ХХI века и у людей все плохо (ну как обычно). Всякие кризисы, безработица, в общем, люди страдают. Но есть выход из ситуации: виртуальная игра «OASIS». Где-то в ней спрятана пасхалка, способная принести самому упорному и сообразительному геймеру многомиллиардное состояние. Естественно, за подобный приз в игре решают побороться не только рядовые игроки, но и зловещая Корпорация…

Книга – ода гикам 80-х годов, как «Скотт Пилигрим» своего рода ода гикам нулевых. В романе целая тонна отсылок к играм, фильмам, книгам и музыке 80-х. Часто создается впечатление, что сам сюжет уже глубоко погребен под всевозможными цитатами, аллюзиями и пересказами сюжетов кино или историй создания каких-нибудь видео-игр. И это первый недостаток книги: избыточность. Все эти гиковские плюшки играют на атмосферу, но быстро начинают утомлять.

Второй недостаток книги – ее шаблонность и предсказуемость. Да, роману нечего предложить читателю в плане интриги, и предугадать концовку можно спустя сотню страниц после начала книги. Это несколько печалит.

Плюсов книги я насчитал тоже два. Во-первых, это захватывающая история, которая прочитывается легко и быстро и, самое главное, развлекает в процессе, не требуя сложных умозаключений. Я прочитал всю книгу за одну поездку и что хотел от книги, то и получил. Во-вторых, эти самые отсылки. Не все фильмы я смотрел, не говоря уже про музыку и игры, так что роман сподвиг меня заполнять пробелы в этой области.

В целом, книгу к прочтению я рекомендую, но не будьте к ней слишком строги. Помните, что это лишь развлекательное чтиво, дабы скоротать вечерок-другой, и не более.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2018 г.

Если ободрать гиковскую шелуху — незамысловатый подростковый роман: нищий парнишка, каких миллионы, но при этом самый задротный задрот из всех оказывается умнее «профессиональных» злодеев, факает систему, побеждает злобную мегакорпорацию, спасает мир (виртуальный), становится повелителем вселенной (виртуальной), миллиардером (реальным) и строит свою любовь (совмещает). Это даже не спойлер, а классика штампов такого рода произведений.

Думаю, вся шумиха и восторженные отзывы вызваны ностальгией по 80-м, не более. Без ностальгического флёра книга очень средняя по сюжету, посылу, идее, языку.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2018 г.

Начнем с того, что я геймер, хотя и далеко не такой старый, как автор. Мне чуждо задротство и пиксельхантинг той поры, когда игры были небольшие, но сложные, чтоб хватило наподольше. Однако, как минимум половина названий из книги всё-таки вынимали из недр памяти какие-то смутные образы. Когда я начала читать книгу, то не думала, что она ВСЯ будет напичкана идолами 80-м годам. Первые страницы читала с живым интересом: прекрасный сеттинг — предапокалиптический мир, виртуальная реальность, бодренькое интригующее начало. Я вся приготовилась к чему-то остросюжетному, с интригами и поворотами. Но тут появился первый диалог мальчика с девочкой и книга моментально превратилась в часодеев: ключи, школьники, детские диалоги, детские соревнования, детские разборки, детская любовь, прямолинейный примитивный сюжет, примитивные «злодеи» и с примитивными «кознями». Довольно странно вообще писать оду ушедшему веку в формате подростковой книжки, ведь помнить всё это должны уже совсем взрослые люди.

Книга неимоверно скучная, линейная, однообразная, плоская. Искренне не понимаю волны восторга вокруг «Первому игроку приготовиться».

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх