fantlab ru

Джон Скальци «Люди в красном»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
872
Моя оценка:
-

подробнее

Люди в красном

Redshirts: A Novel with Three Codas

Другие названия: Краснорубашечники

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Прапорщик Эндрю Даль был назначен на корабль “Бесстрашный”, являющийся флагманом Всеобщего Союза с 2456 года. Это престижная должность, и Эндрю рад, что ему придется работать в лаборатории ксенобиологии.

Жизнь хороша… до тех пор, пока Эндрю не начинает понимать, что, во-первых – каждая Удаленная миссия включает в себя летальное столкновение с какими-нибудь пришельцами; во вторых – капитан корабля, главный научный офицер, и смазливый лейтенант Керенский, всегда переживают эти столкновения; в-третьих – по крайней мере, один из незначительных членов экипажа погибает.

Не удивительно, что большая часть сил среди команды тратится на избежание, любыми средствами назначения на Удаленную миссию. Эндрю внезапно находит информацию, о том, чем действительно является “Бесстрашный”, что может позволить им спастись.

© Перевод аннотации geralt9999
Примечание:

В 2014 году М. Аницкая сделала сетевой любительский перевод под названием «Краснорубашечники». Перевод не слишком хорошо отредактирован — примерно с середины попадаются отдельные ошибки, описки и несогласованности.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2013 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 2013 // Роман НФ

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2016 // Переводная книга НФ (США)

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2012 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 4-е место

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2013 // Переводной роман

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第46回 (2015) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Люди в красном
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Redshirts: A Novel with Three Codas
2012 г.
(английский)
Redshirts: A Novel with Three Codas
2013 г.
(английский)
Redshirts
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю космические приключения и ожидала от книги именно их, а не стеба над современным кинематографом и слома четвертой стены. И хотя произведение тут рассматривается как посмодернисткое, идея его уже заезжена до нельзя. Поэтому ничего нового мне эта книга не принесла. Я оценила ее не высоко и честно говоря забыла практически сразу после прочтения. Может быть кому-то и зайдет, но тем, кто много и очень много читает — вряд ли.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё что было до Эпилогов — очень не плохо. Свежо, с юмором, динамично, читается на одном дыхании, местами заставляет откровенно ржать отложив книгу... Прекрасная, пародия, сатира и плюс отличная мешанина из фантастических сюжетов на квадратный сантиметр книжной страницы... В полном восторге я дочитал до точки, собрался поставить 10 за полученное откровенное удовольствие... И тут, перевернув страницу, я увидел надпись Эпилог-1... Ну, думаю, какой молодец, сейчас ещё нас повеселит, выкрутит всё наизнанку, благо вариантов 1000000! Но... не тут то было... Джон Скальце вдруг решил вложит в прекрасный сатирическо-юмористический динамичный текст некий сакрально-моральный посыл... И началось... Морализаторство. Нудота. Высосанные из пальцев философски-социально-психологические проблемы героев... Джон, ну ты ни Лев Толстой! Ни Достоевский, та ладно, даже ни Маргарет Митчелл!!! Куда ты полез?! Главное ЗАЧЕМ испортил повесть?! Больше всего удивило, что за это «чудо» он ещё и получил Хьюго и Локус?! За что простите пожалуйста?! За моральные терзания в эпилогах?! Бог ты мой... в мировой фантастике реальный кризис (!), то неясно за что вознесённое на пьедестал графоманское бумагомарание — «Ложная Слепота», то многообещающие, но в итоге, такое нудное и скучное многосерийное творение Марты Уэллс, то непонятное и дешёвое морализаторство Скальце... Вот вы мне скажите — ГДЕ хорошие писатели, которые знают, что такое литература не понаслышке, где оригинальные сюжеты, где профессионалы от литературы с фантазией, юмором и оригинальностью?!!! Почему премии нынче, в основном, получают по разнарядке, а не за талант? По моему, со времен Дэна Симмонса и его Гипериона, всё, что со отметкой «лауреат премии Хьюго», это не Знак качества, а — приговор... Приговор к скучному времяпровождению с книгой написанной бесталанным графоманом.

P/S/ Извините, Забыл про Сюзанну Кларк... последние ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение удостоенное Хьюго, а не записки прыщавых ботанов....

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно жалкая сатира на «Звездный путь» и другие телесериалы, к некоторым из которых автор и сам приложил руку. Конечно высмеивать Стартрек напрямую Скальци не решился, поэтому описывает «другой плохой сериал», чем напоминает мне рекламу моющего средства. Нет, по-своему приключения команды «Интерпида» интересны, полет в прошлое для освобождения от «Сюжета» даже неплох. Но... в целом высмеивать халтуру, будучи автором этой самой халтуры, есть в этом что-то лицемерное. Не лучше ли просто писать хорошие книги без этого посконного самоанализа? К чему весь этот клуб анонимных алкоголиков и прочие курсы биения себя в грудь? Пиши так чтобы потом не пришлось ни в чем каяться и не греши больше «сюжетами».

Нет конечно полно народу (кто смотрит телесериалы), что приняли «покаяние Скальци» за чистую монету и расплакались от восторга — «смотрите как автор режет правду-матку!» («божьи двигатели» наглядная иллюстрация процесса «резьбы» по верующим) Но по мне так уровень «Людей в красном» не сильно выше сюжетов которые должен высмеять. Плоские герои, неотличимые друг от друга, замысел основанный на чужих сюжетах и очень лайтовая насмешка над шаблонами, чтобы никого не обидеть. Такая чтоб коллеги по цеху не натыкали «сам-то чего пишешь» Ну а стеб прошел мимо — и без Скальци понятно, что «Сюжетам» которые он высмеивает место в мусорной корзине. Грешно смеяться над больными людьми (ц)

Как самостоятельное произведение (без пасхалок и отсылок) в сойдет за легкий космоквест для разгрузки мозгов. Не сказать чтоб «очень», но читать можно. А вот эпилоги... ну я даже не знаю. На мой взгляд банальный каминг-аут «творца и создателя» который вдруг понял что пишет фигню (утратил веру в себя, да, так лучше) и упал духом. То что многие и на это не способны ни разу не утешает. Честно не пойму за что там Хьюго.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Было очень интересно, пока действие разворачивалось в космосе. После того, как оно перешло... ну, в другое место, стало далеко не так хорошо (хотя концепция забавная). Эпилоги неплохи, но, имхо, они слишком уж сильно выбиваются из канвы повествования, в том числе и по стилю. И вообще, мне показалось, что эти самые эпилоги слишком уж многословны, особенно два последних. Я понимаю, романтика, переживания, но необходимость показа чувств персонажей не ознаачает, что их нужно демонстрировать так долго! Тем более если вся книга до этого — довольно весёлая фантастика.

Прочитанным в целом доволен, это очень необычное произведение, но необычность эта, на мой взгляд, несколько не такая, как хотелось бы.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Черт возьми, это гениально!

Я довольно придирчив в выборе фантастики. Дотошно ковыряю, читаю отзывы, рассматриваю другие произведения и награды автора, порой даже биографию.

Поэтому к «Людям в красном» подходил с некоей долей скепсиса. Мол, очередная «проходная» фантастика – прочитал, заметил пару интересных идей и забыл. Да и с творчеством Скальци практически не знаком, лишь пару коротких рассказов в антологиях встречал.

Естественно, начитал читать с некоторым предубеждением – мол, чё интересного тут может быть?

Оказывается, может. Первая четверть книги – очень уж примитивная приключенческая фантастика. Читаешь, почти предсказываешь сюжет. Затем этот самый сюжет делает поворот – хм, интереснее, и до последней четверти книги ты читаешь чуть более интересную хронофантастику с попытками иногда чуть пофилософствовать и потрогать второе дно. Обоснованный троллинг НФ-сериалов, абсурдности сюжета и ленивых «закулисников» особенно порадовал.

Довольно неплохо, но не более того.

А потом ты натыкаешься на эпилоги, коих целых три!

Совершенно не понимаю тех, кто ругает эти три, своего рода, концовки. В них, мне кажется, заложен основной смысл, «сок» произведения. И именно из-за этих маленьких рассказов в конце, наверное, Хьюго и Локус в копилке.

Это три совершенно разных рассказа, от трёх людей, так или иначе принимавших участие в предыдущей истории. Они написаны в разном стиле, по-своему каждый раскрывает своего персонажа. Они не просто дополняют предыдущее повествование, скорее весь остальной роман является лишь фоном, подготовленным холстом для этих трёх картин.

Автор концовками вторгается не столько в фантастику, сколько в область чувств и переживаний каждого героя рассказа, и ты уже невольно ставишь себя на место человека, помещенного в необычные условия.

В общем, класс. Читал на одном дыхании. Уже не вспомню романа, который произвёл бы такое впечатление за последние полгода.

10 из 10.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Необычно... Если вы хотите увидеть на страницах книги стандартную фантастику со всевозможными клише, то тут этого нет, хотя в начале может показаться именно так. Эта книга полностью пропитана сатирой. Сатира, драма и крупицы юмора, а фантастика лишь антураж.

Практически все повествование состоит из диалогов. Они очень умело написаны, но самих персонажей Скальци раскрыть так и не удалось, впрочем эта цель явно не преследовалась. Вся соль в идеи книги, в простой истине которую она несет, остальное лишь балласт, порой очень занимательный.

Сюжет хорош, более про него ничего не скажешь не проспойлерив. Стоит просто знать, что вас ждет «вот это поворот!» и роман превратится в совершенно другое.

Заключительные три эпилога еще больше уводят повествование от начальной концепции, но в целом они прекрасно дополняют книгу и ее основную идею.

Премию Хьюго думаю дали заслуженно. Некий новый взгляд на литературу, а история не штампованная, хотя посвящена киноштампу. Понравится далеко не всем, но если после прочтения трети книги вы окажетесь в восторге, остальное поглотится моментально и захочется добавки.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тому, кто не смотрит американские космические мыльные оперы (в частности, spin-off от Star Trek), почерпнуть будет нечего. Нечто, написанное на потребу Северной Америке и не далее.

P.S. на 6 июня 2021 года из 58 голосовавших в тематическом классификаторе лишь пятеро (9%) соизволили упомянуть о том, что действие романа начинается во вторичном литературном мире, и ещё пятеро охарактеризовали его как «параллельный мир/вселенную». Сорок восемь фантлабовцев сочли возможным вбить в БД сведения, что действие романа происходит только в нашей вселенной.

Оценка: 4
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравилось. Начало интригует и продолжение совершенно неожиданное. Читается весело и легко, иногда шуточки, правда, ну прям такие))) Довольно откровенные) Но в целом получила удовольствие)

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему решил прочитать: сборник из двух небольших вещей Скальци.

У «Людей в красном» Хьюго, Небьюла, некая премия Геффена и номинации на несколько других премий.

В итоге: столько вкусного и в таком небольшом объёме! Сначала — сатирическая деконструкция научно-фантастических стартрекоподобных сериалов как жанра, написанная смешно и со знанием дела; потом, внезапно — отношения Автора и Персонажа, тоже очень глубоко и интересно.

Космос, путешествия во времени, прорыв повествования в реальность.

Отлично! И, что немаловажно, без пустословия и затягивания.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Ложной слепоты» логично было бы прочитать «Эхопраксию», но я решил дать отдых мозгу и впервые воспользовался системой рекомендаций Фантлаба, выбрав свежую иностранную фантастику. Чуть было тут же не пожалел, когда двух офицеров безопасности «Интрепида» поглотили борговианские земляные черви. Потом этот момент, кстати, находит объяснение:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За борговианских червей я не в ответе. Я тогда провалялся две недели с птичьим гриппом. Сценарист, писавший про Борговию, обожает «Дюну». К тому времени, когда я вернулся, было уже поздно. Наследники Херберта нас чуть живьем не съели.

И вообще, представлявшееся изначально простенькой пародией действо, начинает резко усложняться, демонстрируя сюжет в сюжете, довольно сложные перемещения между реальностями этих сюжетов и не таких уж ходульных персонажей, хоть и донельзя архитипических, но я легко представлял себе и правильного занудного Даля, и склонного к не считаться с Уставом Финна, расслабленного Хэнсона (у парня просто нет причин напрягаться), неудачливого Херста, и не сильно комплексующую Дюваль. Ну а уж командный состав «Интрепида» легко представят все, кто хоть раз смотрел что-то из «Звёздного пути». Разве что придурковатый русский астронавигатор Анатолий Керенский вызывал вопросы, но в конце и он оказался славным малым.

Скальци любит телесериалы, а вот халтуру — нет. Поэтому книга смеётся не над сериалами вообще, а над подходом «и так сойдёт».

Впрочем, престижнейшие премии «Красномундирники» получили не за пародию на телеиндустрию, как мне представляется. А за те самые три эпилога, что многим, судя по отзывам, оказались не по нраву. А именно там поднимаются вопросы ответственности человека за свою жизнь, за своё дело и за своих близких.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это пародийно-ироническая фантастическая повесть с элементами сюрреализма и абсурдизма, даже скорее — стёб. Не могу сказать что очень плохо, просто очень специфично, наверное, на любителя фантастических телесериалов... Приключения героев заканчиваются аж тремя(!) эпилогами, которые, как ни странно, читать совершенно не обязательно, они как отдельные тексты, причём очень невразумительные и скучные.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

«На стыке драмы и пародии,

или Постпостмодернистская космоопера»

Порой важнее сам путь, чем его финал. Дорога, а не ее последний километр. События между началом и концом. Но если вам неизвестна главная подоплека романа Джона Скальци «Люди в красном» (которые на самом деле «Краснорубашечники»), притом спойлеры для вас страшнее призрака коммунизма, оставляйте этот отзыв и все ниже идущие. И как можно скорее закрывайте вкладку фантлаба и приступайте к самой книге, ведь она того стоит.

В некотором смысле «Люди в красном» как раз о доктрине кинематографического жанра «роад муви», но, разумеется, не только. Сразу бросаются в глаза фантастические элементы повествования и общий сюжетный фон происходящего. Дальний космос, пришельцы, исследовательские миссии, храбрые разведрейсы в неизведанные миры и огромный, бескрайний океан (или космическая туманность, что больше к месту) тех любимых нами элементов старой доброй фантастики прямиком из 80-ых и раньше. Когда зрители и сценаристы не шибко задумывались о законах физики и оставляли учебники «Вводный курс логики» пылиться где-то в пустых библиотеках колледжей и школ. Зато и те, и другие люди истово любили научную или не совсем фантастику и искренне верили, что совсем недолго, и на Марсе зацветут яблони, на Альфе Центавре появится постоянный форпост человечества и вообще звезды станут ближе, чем земной Владивосток. Что у нас такое было, что там, за бугром. Но их кино- и ТВ-произведения, как раз носившие в себе эти самые надежды и веру в красивое завтра, конечно, имели много глупостей. Именно о них, на первый взгляд, «Люди в красном». Пародия на Стартрек, на штампы в фантастическом секторе развлекательных программ, на глупости тамошних сценаристов и прочее похожее. Но концовки, которых аж три, говорят, что перед нами не просто литературная изнанка зомбифицирующего ТВ с элементом постмодернистской игры. Произведение Скальци больше стартрековского оммажа, книжного фарса или интерактивного заигрывания с читателем и послесовременным жанром.

«Люди в красном» — это пример метамодернизма, постпостмодерна, редкого пока еще явления как такового, да тем более в рамках фантастического гетто. Это попытка преодоления ироничного, безысходного, детерминистского (несмотря на культ случайности), наджанрового, экспериментального в форме постмодернизма его же инструментами и средствами. Выход из атмосферы всеобщей обреченности, надменной элитарности и снобизма, в которой возможен якобы только определенных черт юмор, пафос, но не реальные действия или хотя бы надежда на изменения мира вокруг или своей собственной судьбы. «Люди в красном» как раз иллюстрация борьбы с судьбой, предопределенностью, фатумом за свободу выбора. За выход из течения реки, в которую дважды вроде б и не вступишь, но ощущения такое, что вступил во что-то похлеще этой самой речушки. Если хотите, данное произведение — производственный роман. В том смысле, что в нем люди производят из самих себя других людей — смелых, свободных и управляющих своими жизнями сами. И заставляющий, в хорошем смысле, читателей сделать тоже самое — стать свободными и независимыми.

Разве можно как-то по-другому воспринимать борьбу с Сюжетом, с Авторами, высмеивание абсурдности управляемого не нами мира вместе с высмеиванием в тройственном эпилоге постмодернизма как такового, с его методами и сутью? Джон Скальци создал великолепный фантастический роман, в котором все на грани. Реальность, фантазия, фантастика, нарратив, Автор, творение, свобода и Фатум. В котором из ростков постмодернистского упадка проявляется метамодернистский восход, возрождение надежд. Появление смыслов вновь. Через осмеяние глупостей и нестыковок сериальной фантастики минувшего столетия пробуждается любовь к этому самому жанру и космосу вообще. Через трагедии на стыке комедий главных (по ходу сюжета или Сюжета они преображаются и в «главных», и вновь в главных, и...) героев, смелостью и решительностью которых проникаешься, дается мысль о необходимости выхода из своей, как модно говорить, зоны комфорта. О превращении себя в человека свободного, а не предопределенного кем-то иным. Системой, богом, сценаристом и т.д. В этом и во многих других планах «Люди в красном» безмерно хороши, их форма и внутреннее содержимое идеально вымерено и более чем достойно прочтения.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая книга, о второстепенных героях и статистах. Она у меня серьезнее воспринимается, чем просто как пародийно-юмористическое чтиво. Большую роль играет антураж, идет отторжение, когда для того, чтобы вызвать эмоциональный интерес с выбросом адреналина, начинают извращенно убивать. Это ни в книге, ни в фильме не привлекает.

Когда в Эпилоге 1, сценарист (Анонимный писака) из за творческого кризиса страдал, возникал вопрос, а как же Достоевский писал? а Марк Твен? а Жюль Верн, «Двадцать тысяч лье под водой»? фантастика же? Правильный ответ дала Дениз Хоган Нику Вайнштайну, что пишет он плохо, — но извиняет себя.

А вот в Эпилоге 2 (Второе лицо), все намного серьезнее, Мэтт вдруг сам оказался в роли статиста, второстепенного героя, только это уже реальная жизнь. А в реальной российской (и не только) жизни, сами знаете, как часто сбивают насмерть людей, и отделываются условным сроком, если вообще дело доходит до суда. Это очень плохо написанный сценарий, и пишет ее жизнь-судьба-божественное провидение, и как Мэтту, тут никакой Хестер не поможет.

Завершающим аккордом прозвучала повесть «Божественные двигатели»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бог открыл глаза и пристально посмотрел в глаза капитану.

– Было время, когда люди путешествовали меж звезд без нашей помощи, – при этих словах бог погремел цепью, – а посредством сил, которые ваш народ укротил самостоятельно, своими знаниями. Посредством науки, долгих и упорных разработок.

Как много в этом откровении, особенно на фоне новостей о том, что церковь все таки «уничтожила» единственный планетарий в городе Барнауле, и забрала под свои нужды здание в котором он находился. Интересно, хоть один планетарий построили церковники?

А в целом, можно сказать, что книга о том, что всё в твоих руках, сценарий своей жизни ты можешь сам написать.

И, как смешно ни звучало бы, но вспомните писателей, жалующихся на то, что их герои выходят из под контроля, и делают то, что считают нужным, а не то, что хочет сделать с ними Автор.

p.s. Не люблю сериалы смотреть, редко хватает терпения и интереса хотя бы с начала и до конца досмотреть, наверное свою роль сыграл прививочный «Богатые тоже плачут» и отечественные клоны на него, иммунитет-отторжение пошло, поэтому не могу провести параллель с сериалами типа «Звездного пути» или «Звездных врат».

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Шикарная по своей сюрности книга. Высмеивать все штампы из телекосмоопер так тонко- это значит любить эти шоу. Автор их любит. Да что уж там. Он их обожает и не устает иронизировать над ними в каждой строчке.

А слова одного из героев все писатели должны держать перед собой как напоминание

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никто из нас, кроме Дэвиса, не бесится из-за того, что умер. Все умирают. Ты тоже умрешь. Что нас бесит — так это то, что наши смерти были настолько, черт побери, бессмысленными. Когда ты выпиливал нас, Ник, это ничего не приносило сюжету. Просто легкое щекотание нервов зрителям перед первым перерывом на рекламу, о котором они забывают, едва закончится первый ролик с чипсами. И ты наградил нас действительно дрянной гибелью. Бессмысленной, дрянной гибелью, Ник.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Таки прочитал роман «Люди в красном». Вопреки опасениям он оказался ничем не хуже двигателей в этом же сборнике. Просто жанр другой, но написано все также живо и интересно. Сюжет пересказывать смысла нет, скажу лишь, если даже в прологе вам не было смешно от ситуации с местными земными червями, то дальше лучше не читать. Там примерно все на таком уровне.

В целом, весь сборник получился отличный, когда-нибудь обязательно перечитаю. Буду и дальше у этого автора читать всякие сольные романы, да повести, если они когда-нибудь выйдут.

Еще не рекомендую читать эпилоги. Все эпилоги. Они ни о чем. Лучше остановиться на последней главе.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх