FantLab ru

Майкл Муркок «Феникс в обсидиане»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.52
Голосов:
444
Моя оценка:
-

подробнее

Феникс в обсидиане

Phoenix in Obsidian

Другие названия: The Silver Warriors; Феникс в обсидиановой стране

Роман, год; цикл «Хроники Эрикёзе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 45
Аннотация:

После уничтожения людской расы в мире элдренов, Эрекозе наслаждается счастьем и покоем со своей Эрмижад. Но вот его опять начинают призывать потусторонние голоса... Попав в другой мир — мир умирающего солнца и вечных льдов — Эрекозе (он же Урлик Скарсол) узнаёт о своём извечном проклятии: нести Чёрный Меч. Жертвами Меча становятся люди, которых сам Скарсол любит и не хочет, чтобы они гибли... А тут ещё нашествие Серебряных воинов, с которым нужно покончить, и чем скорее, тем лучше.

Коварный епископ Белфиг плетет свои интриги; честный Шаносфейн, зная все, не вмешивается. Чью же сторону примет в итоге Скарсол?..

Примечание:

В 1973 г. роман был издан под названием «The Silver Warriors».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Англо-американская фантастика. Том 1
1991 г.
Феникс в обсидиане
1992 г.
Вечный Герой
1993 г.
Хроники Эрекозе. Феникс в обсидиане
2001 г.
Вечный воитель
2015 г.

Самиздат и фэнзины:

Вечный Герой
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Phoenix in Obsidian
1970 г.
(английский)
The Silver Warriors
1973 г.
(английский)
The Eternal Champion
1992 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман об Эрикёзе невелик по объёму, однако столь же выразителен и индивидуален, как и большинство из вещей Муркока — старик может похвастаться богатой фантазией и умением обращаться со стилем и образами, выстраивая картинки, на долгие годы врезающиеся в память...

Эрикёзе, как квинтэссенция Воителя, вновь призван на славный бой во имя жизни на Земле. На этот раз ему придётся вновь стать владыкой Южных Льдов, графом Урликом Скарсолом. Такая уж у него судьба — становится Deus ex Machina в разных мирах и временах. На этот раз перед нами Земля далёкого будущего, напомнившая сочинения Уэллса, К. Э. Смита и Вэнса. Умирающее Солнце, вечный полумрак, льды, солёные моря, Луна, врезавшаяся в поверхность планеты... В отличие от мира элдренов, Льды прописаны значительно мощнее и сочнее, здесь много мелких деталей, показывающих умирающее человечество на постепенно остывающей поверхности Земли. Существенно динамичнее стал и сюжет — если в первом романе основное внимание уделялось внутренним монологам Эрикёзе, то теперь они разбавляются весьма существенным «экшном». Урлика Скарсола — Эрикёзе видно теперь значительно лучше, мы лучше воспринимаем его как личность, всё таки в «Вечном воителе» он был излишне смазан.

Ну а в целом — вполне классически крепко сделанный короткий роман Муркока, построенный по классической мифологии Вечного Воителя. Одно из его воплощений, проклятый Чёрный меч, мироспасительная миссия и неоднозначность поступков, ведущих к победе... Однако он, так же как и большинство вещей автора, не является ни проходным, ни пустым. Ещё одна бусинка в цепочке странствий того, кто никогда не найдёт себе покоя.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал текст в сборнике «англо-американской фантастики» Тогда текст был очень созвучен моему настроению, вообще ощущением от жизни.

Я не очень люблю героическую фэнтези, с её воителями, властелинами, мечами и т.п. — однако эту вещь запомнил крепко. Здесь не просто очень яркие, болезненно-изысканные декорации, но настоящим выглядит главный герой. Злодеи, союзники, жертвы героя, даже силы, обеспечившие его на появление в этом мире — они лишь антураж к его страданиям и к его тайне.

И одновременно этот роман — идеальный пример «вещи из большого цикла». Есть отсылки к прошлому и будущему, но они не мешают частной, отдельной интриге этого мира. Умирающая планета, повальная депрессия и упадок. Жизненную силу сохраняют фактически пираты, отдельные, наиболее злобствующие негодяи, и люди. служащие неким высшим силам.

Есть ли цикл — нет ли цикла, я и не стремлюсь узнать. Не интересно. Одна бусинка из ожерелья — вот каков этот роман. И если я наперед знаю, что ожерелье мне покажется грубовато-простоватым, то уж лучше любоваться единственной, зато почти совершенной вещью...

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошее произведение, на мой взгляд, самое сильное в трилогии.

Мир, нарисованный Мурроком, испытал влияние Уэлса и его «Машины времени» — там, если помните, тоже всё заканчивается мрачной гибелью всего живого. Но у Муррока всё брутальнее и красочней.

Я бы пометил это произведение меткой «Чёрное фэнтези» с большим основанием, чем некоторую муть, кот. щас под этим знаком издают.

Соглашусь с теми, кто отмечает брутальные сцены, абсолютную атмосферность действия, качественный экшен. Присутствуют тайны, загадки, пороки, предательство, монстры, легендарные артефакты зла. Но над всем этим господствует квест.

Не люблю попаданцев, но Муррок смог выстроить этот сюжет, избегнув обычных для попаданцев шаблонов и так, что читатель верит в происходящее.

Впечатление произвело (прежде всего атмосферностью). Перечитывать — буду!

Минусу за один момент: если ГГ так стремился спасти серебряную королеву, и, типа, из-за этого остановилось нашествие, тогда, судя по тому, как всё закончилось, её подданные обязаны были снова напасть на людей? Отчего же это не произошло?

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня не вполне очевидно, что именно обеспечивает после прочтения романов Муркока ощущение, что содержательно они богаче, чем это есть на самом деле. Мрачный антураж? Категорическое неприятие хэппи-энда? Бесконечные стенания героя о своей тяжкой судьбине (не такой уж тяжкой, на самом-то деле, как мне представляется, но как страдает, как страдает)? Или может быть, всё это взятое вместе? Или просто то, что Муркок — поэт деградации, и умеет описывать ее без тошнотворных подробностей (вообще без подробностей, на самом деле, такова уж авторская метода), но ярко и убедительно?

Второй — и самый короткий в трилогии, роман «Хроник Эрикёзе», в основном, воспроизводит сюжетную коллизию предыдущей книги. Снова призывавшие легендарного героя на помощь получат не совсем то, на что рассчитывали, хотя масштабы тут поскромнее. В «Вечном воителе» жизни лишилось целое человечество, здесь речь идет всего лишь о нескольких человеческих существах, но принцип тот же. «В сюрпризном мёде больше сюрприза, чем мёда», — как говорил персонаж одного диснеевского мультфильма. В остальном, роман выглядит сделанным более тщательно. Перед нами открывается довольно впечатляющая картина тусклого мира под тусклым солнцем, и выглядит она, в целом, хорошо и необычно. Главный герой всё так же влеком судьбою сам не ведая куда, но теперь демонстрирует несколько большую степень вовлеченности. Он пытается как-то разобраться в происходящем вокруг, пусть и не особо удачно. Логика повествования по-прежнему хромает на обе ноги. Неужели в самом деле для постройки межпланетного корабля нужно было предварительно завоевывать и геноцидить целый мир? Да и природа странной привязанности некоторых к некоей королевской особе не вполне понятна... Я уж не говорю про то, что ничего не мешало злоумышленникам плеснуть в алкоголь герою какого-нибудь яду вместо того, чтобы пытаться избавляться он него всякими хитровыдуманными способами. Но этим тоже вполне традиционным для Муркока недостатком вполне можно пренебречь. Загадошные (и бессмысленные) видения всю дорогу преследуют героя, не мешая и не помогая ничему, но создавая колорит и нагоняя объем, впрочем, не внаглую. В общем, наслаждайтесь стилем, господа.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великие прасимволы : Чаша и Меч отсылают к легендам о Граале, Смерть, лежащая в основе новой Жизни, как и Жизнь, венчаемая Смертью, убеждают в том, что постмодернист Муркок играет на самых разных регистрах восприятия и интерпретации. Чтение доставило море удовольствия :) В очередной раз убеждаюсь, что Муркок великолепный художник, гуманист и мудрец.

Вторая часть хроник Эрекозе — по сравнению с первой — меня впечатлила более, она значительно прибавила напряжения, экшн'a и, в то же время, более богата на детали, на концепции декаданса и варианты ЗЛА ... Не исключаю, что АВТОР, этим контрастированием с первой частью, передает идею того, что Герой наконец вживается все более и более в свою конкретную инкарнацию (Эрекозе).... Получит ли эта линия продолжение в последующих частях? :glasses:

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну просто удивительно как в 100 страниц романа Муркок умудрился вместить столько действия!

И вновь ДЖон Дейкер под влиянием неподвластных ему сил оказывается в ином пространстве и времени под именем Урлик Скарсол!

Человечество на грани упадка и только Урлик сможет защитить людей от полного вымирания! Но не один.. Его союзником будет зловещий Черный Меч!

Муркок изумительно описывает страдания Эрекозе, его мучительно болезненную память всех своих инкарнаций и стремление найти и вернуть свою любовь и покой — прекрасную Эрмижад.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Второй роман еще меньше чем первый, но тем не менее не беднеет на действия. Новый мир, новое имя, новая судьба. Мир, в который переносится герой холоден, мрачен и сер, но уже вызывает интерес. Снова герой не знает где он и за кого он сражается. Его метания между разными сторонами баррикад вызывают не сострадание к его переживаниям, а сомнения в его уверенности и сообразительности. Кстати, страдания героя могли показаться уместными, если бы их не было так много. Это можно отнести к недостатку романа. При небольшом объеме описание душевных терзаний главного героя съедают львиную долю истории и нагоняют скуку.

Итог: общая сюжетная линия со скрипом начинает двигаться вперед, появляются какие-то загадки, артефакты и таинственные помощники, но этого не достаточно, чтобы поднять произведение на планку выше чем предыдущий роман.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Самая, по-моему, «вкусная» и насыщенная из всех извращенно-героических фантазий Муркока. Тут тебе и умирающая Земля во льдах, и великий герой, замученный амнезией, депрессняком, а также просто ощущением собственной бесполезности (оно-то понятно, что в конце его все равно заставят, и он всех спасет -- но интересно следить, как его мучения перерастают в навязчивый бред о тщете всего сущего, и он постепенно убеждается, что единственный смысл жизни -- сидеть и слушать голоса в голове. ЧСХ, никто не сказал, что он неправ ;))) Словом, эпичное повествование о колоритном, в меру благородном (и в меру интересном) персе, который на колеснице вечно едет по мерзлой пустоши. Из ниоткуда в никуда. Попытка найти хоть какой-то баланс в гнилом, безблагодатном бытии будет — но уже сильно потом.

Ну, а пока -- будут битвы, брутальные сексуальные сцены, такой же брутальный вождь северян и его противник, жирный техно... простите, теократ с накрашенной рожей.

Кроме того, именно в этом романе объясняется, что же такое Танелорн (город, который наш Воитель всю свою жизнь зачем-то ищет). «Его можно назвать городом ветеранов», как сказал кривой Джермис; когда-то даже легендарным героям следует уходить на покой. Вполне логично предположить, что в Мультивселенной для них есть специальная богадельня. (Это грустно, но это — жизнь. Пан Сапек бы постебался на полную; Муркок просто констатирует факт).

+ всякие прочие мелочи (сказать бы — положенные по канонам жанра банальности и штампы, например, Священный Сосуд (внимательный читатель без труда распознает в нем чашу Грааль; да и невнимательный, в общем, тоже ;)) Безликий черно-желтый рыцарь, символизирующий самое войну. Черный Меч, который уже раньше появлялся в книгах Майкла — но только тут будет по-настоящему объяснено, чтО он такое. Плюс много-много пикантных описаний (и живописных. Ведь Дейкер-то художник!)

«Золотое солнце, громадное и горячее, застыло в бледно-голубом небе. Лучи его падали на нежные цветы самых разных оттенков, на виноградные лозы и деревья, на белые стены, ограждающие сад. Нет, я не мог отказаться от этой красоты и вернуться в шум и грязь мира, который когда-то покинул». Как я уже сказал, потом Эрикезе поймет, что был неправ. Раскается -- и всем сердцем примет неброский, некрасивый мир XX в. Но до этого и ему, и читателю еще дожить надо -- а пока имеем отличную стилизацию под Говарда. Если вы неравнодушны к качественной героической фэнтези, книга доставит вам много удовольствия.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/787615.html

Вторая книга Эрикозе мне показалась малоинтересной. В ней Муркок с присущим ему китчевым мастерством создал монументальные декорации и реквизит: черная каменная пустыня, занесенная снегом и омываемая холодцеообразным океаном, лунатики в доспехе из серебра, громадные сани, которые по пустыне тянет четверка белых медведей-мутантов. Сюжет же повести, как это нередко бывает у Муркока, дан весьма простой: Вечный попаданец Эрикозе опять уносится в новый мир и пытается понять, зачем он оказался здесь, на Земле, умирающей в лучах гаснущего Солнца. Ключевых же элементов в повести ИМХО два. Во-первых, «больно будет только в первый раз» — главный герой настолько сроднился с миром первого романа, что тоска о нем, постоянно разрывает ему душу. Эрикозе не может принять то, что он обязан вечно перемещаться между мирами, теряя то, что ему дорого. Во-вторых, достаточно неплохо обыграно понятие «призвание» — то, что у человека получается лучше всего, может не вызывать у него никакой радости. Вечный воитель вынужден биться, хотя и бежит от этого, но его призывают страдающие, тем самым загоняя раз за разом в рамки картонного амплуа.

При этом несмотря на небольшой сгусток философии, я так и не мог отделаться от того, что в этот раз Муркок слишком хотел легко заработать. Ведь эстетика Вечной зимы уже прорабатывалась им в «Ледовой шхуне». Радует одно — другие образы, найденные в повести, он применил потом в «Танцорах на Краю времени», и там они смотрелись куда ярче.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Снова главного героя вызывают в новый мир, снова он ничего не знает об этом мире, и снова ему приходится сражаться за людей, которых он не знает, и за дело, которого он не сочувствует.

У героя нет никакого упоения от боя, а только усталость и желание, чтобы все это кончилось.

В общем, книга как героика достаточно специфическая, и не знаю, насколько она пойдет сейчас. В рамках цикла книга находится на своем месте

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх