FantLab ru

Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия»

Дело Джен, или Эйра немилосердия

The Eyre Affair

Роман, год; цикл «Четверг Нонетот»

Перевод на русский: Н. Некрасова, И. Андронати (Дело Джен, или Эйра немилосердия), 2005 — 3 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 129

 Рейтинг
Средняя оценка:8.01
Голосов:1118
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В мире, где живет главная героиня «Эйры немилосердия», по-прежнему существует Российская империя, зато Великая Британия развалилась и вот уже более чем сто лет продолжается Крымская война. В этом мире возможны путешествия во времени и практикуется клонирование вымерших в процессе эволюции животных. А еще здесь существует таинственная Сеть правительственных агентств, занимающихся чем угодно — от разборок между соседями до вампиров и инопланетных монстров. И надо же такому случиться, что наша главная героиня оказывается в центре интриги, сплетенной двумя злодеями мирового уровня. Причем преступники посягнули на самое святое, что существует в этом безумном мире, — на Джен Эйр, любимейшую народом литературную героиню.

Входит в:

— условный цикл «Nextian Universe»  >  цикл «Четверг Нонетот»


Награды и премии:


лауреат
Премия им. Уильяма Кроуфорда / Crawford Award, 2002

лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2004 // Переводная книга НФ (Великобритания)

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2005 // Переводной роман

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l`Imaginaire, 2005 // Роман, переведённый на французский / Roman étranger

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшая зарубежная фантастика

Похожие произведения:

 

 


Дело Джен, или Эйра немилосердия
2005 г.
Дело Джен, или Эйра немилосердия
2007 г.
Дело Джен, или Эйра немилосердия
2010 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2007 г.

Чем меня купил автор сходу так это миром, который он создал. Я не имею достаточных познаний в истории, чтобы искать ошибки в альтернативном мире, который создал автор. Точка бифуркации пришлась на 1856 год, Крымская война так и не была закончена, более того она продолжается до сих пор, не одна из сторон не собирается уступать. Непрекращание войны повлекло за собой ряд изменений в истории, так по видимому Великобритания прекратило свое существование как супердержава несколько раньше первой мировой войны, да изменения коснулись даже Уэльса, ныне социалистической республики, живущей теперь отдельно. Россия тоже не избежала некоторых отличий, сейчас Российской Империей управляет император Александр IV! Вообщем мир сильно изменился, но если бы дело было только в его исторической альтернативности, неверное это роман бы стал одним из многих произведений в таком жанре, но Ффорде вносит еще и очень больший элемент литературной игры, в его мире искусства играют но очень значительную роль в жизни общества. Книги в мире Четверг (главная героиня серии) объект почитание и даже поклонения, здесь можно встретить целые секты, которые верят в то, что трагедии Шекспира написал Бэкон или кто нибудь иной, на улица происходят столкновения сторонников абстрактного и классического искусства, в доме, где хранится оригинал «Джен Эйр», собираются сотни туристов, чтобы прочитать 2 новые страницы оригинала, трагедии Шекспира ставят в театрах, где роль может исполнить любой из присутствующих, и т.д.. Соответственно приходится формировать целые специальные подразделения, которые занимаются преступлениями на литературной почве. Эти спецподразделения входят в большую структуру — ТИПА сеть, которое помимо литературных преступлений занимается еще ловлей вампиров и оборотней, охраной времени, поимкой самых разыскиваемых преступников и наконец специальный отдел, который ловит отца главный героини — бывшего сотрудника хроностражи, выбравшего свободу ;-).

Главная героиня, носительница говорящего имени Четверг Нонетот, работает как раз в отделе литературных детективов. Семейка у нее как на подбор — про отца я уже писал, а дядя слегка сумашедший изобретатель, нашедший способ погружаться в мир книг. Aх да еще у Четверг есть дронт :-). Хотя это не такое уж и редкое явление)) в ее мире, они были воссозданы учеными. Возвращаясь к сюжету книги, в один прекрасный день оказывается похищенным оригинал романа Диккенса «Чезлвита», предполагается что за преступлением стоит Ахерон Аид — третий в списке самых разыскиваемых злодеев в мире. Он обладает рядом впечатляющих особеностей — слышит когда произносят его имя в радиусе несколько сот метров, не чувствителен к выстрелам, обладает даром внушения и т.д. Вообщем человек совершенно явно необычный, и вот с таким вот преступником и придется бороться Четверг Нонетот. А он задумал воистину преступление века, похитив изобретение дядюшки Четверг и оригинал «Джен Эйр». он планирует шантажировать правительство Великобритании тем, что может несколько изменить сюжет романа, убив главную героиню, а т.к. это будет сделано в оригинале, то изменения коснуться всех существующих копий. Но Четверг конечно же справится с задачей по его нейтрализации, попутно решив свои семейные проблемы и проблемы Джен Эйр ;-).

Лихо закрученный детективный сюжет щедро разбавлен настоящим английским юмором и множеством отсылок к классическим произведениям (я бы даже сказал что их количество вполне сопоставимо с «Серебрянным Вихром») и историческим событиям. И главное, только прочитав эту книгу, можно узнать кто же на самом деле автор пьес Шекспира:wink:.

Итог 9/10, балл снял за легкую логическую ошибку, вроде бы для того чтобы попасть в мир книги необходимо ее уничтожить, т.е. оригиналы Диккенса и Бронте непоправимо пострадали бы.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 декабря 2013 г.

В недалеком прошлом когда у читателей заходил разговор об иронической фантастической литературе в памяти сразу же всплывали две знаковые фамилии, два столпа этого жанра Терри Пратчетт и Роберт Асприн. Можно сюда приплести и Глена Кука, но я думаю он проигрывает этим двоим. Терри Пратчетт своим творчеством вызывает у меня уважение (но не восхищение).У него очень тонкий и умный юмор, но в его мире не хватает динамики и интриг. У Роберта Асприна очень легкий язык повествования и его мир мне больше по душе. Но совсем недавно появился на горизонте еще один автор, которого я ставлю выше этих двоих. Встречайте, возмутитель спокойствия последнего времени и по совместительству мой любимец- Джпаспер Ффорде. Долго я искал автора юмористического фэнтези, который бы мне подошел в идеале. Но как-то не срасталось. У одного автора мне не нравился наивный мир, где все сквозило наигранностью, у второго были слишком плоские шутки, которые я просто не мог понять, у третьего насквозь веяло вторичностью и копированием более знаменитых предшественников. И вот она удача! Открывая роман «Дело Джен, или Эйра немилосердия» я даже не предполагал, что попал на золотоносную жилу. Попробую объяснить по порядку чем же меня зацепил Джаспер Ффорде.

Сюжет просто сногсшибательный, других слов и не подберешь. Представьте себе мир похожий и в тоже время непохожий на наш. В ффордеровском мире до сих пор существует Российская империя, возможны перемещения во времени, которые захватывают дух. А еще здесь (в этом мире) живет очень смелая и красивая женщина с прекрасным именем Четверг Нонетот, отставной солдат Крымской войны, а сейчас оперативный агент Типа-Сети (Сеть тективно-интрузивных правительственных агентств). История этого романа начинается с того момента когда к Четверг обращаются за помощью ее коллеги с другого отдела с просьбой помочь в поимке одного из самых опасных преступников в мире, неуловимого Ахерона Аида. Но чем же может помочь в этом деле Четверг? Ведь она самая обычная женщина, пусть и неплохой работник. Оказывается, Ахерон Аид-это бывший преподаватель Четверг по университету в свое время очень симпатизировавший ей. Гениальный ученый и отличный преподаватель Ахерон имел все о чем только может мечтать обычный человек. Деньги, авторитет у коллег-всего этого у него было в избытке. Но он захотел власти и всемирной славы. Теперь это монстр, которого боятся все без исключения в мире. А еще, по каким-то загадочным обстоятельствам его никто не помнит в лицо, кроме нашей главной героини. Четверг является единственным человеком, которая имеет внутренний иммунитет и не поддается психологическому воздействию и гипнозу Ахерона Аида. И вот так получается, что первый раунд борьбы с этим сумасшедшим гением Четверг проигрывает. Во время задержания Ахерона погибают все ее коллеги, а наша героиня чудом остается в живых и почти на полгода будет прикована к больничной койке. Выздоровев она по непонятным ее сотрудникам причинам отправляется работать там где прошло ее детство, в родной городок. Ведь именно там по ее убеждению должны произойти главные события этой истории и именно там ее будет поджидать Ахерон Аид для того чтобы сразиться снова. Но новое противостояние будет уже не в нашем мире, а на страницах всемирно известного произведения Шарлотты Бронте «Джейн Эйр» куда Ахерон потянул свои руки. Поверьте, это противостояние будет не на жизнь, а на смерть и полностью изменит сюжет великого произведения. Динамика и боевые сцены не дадут нам скучать ни секунды. Тем более, что в литературном мире будет огромное количество как положительных так и отрицательных персонажей.

В заключении хочу сказать, что роман Ффорде сложно назвать юмористическим или ироническим произведением. Это приключенческое произведение, с очень хорошо продуманным сюжетом и бешеной динамикой.

По моей шкале роман «Дело Джен, или Эйра немилосердия» заслуживает оценки близкой к десятке. Пока ставлю девять и хочу, что бы своим следующим романом Джаспер Ффорде не дал мне усомниться в своем мастерстве. Вот там и будет если что заслуженная десятка!

Рекомендация: высокая!

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2007 г.

Вот и прочитана последняя страница этой замечательной книги, и теперь я могу изложить историю своего знакомства с приключениями литтектива Четверг Нонетот. Для тех, кому это интересно, естественно.

Итак, с чего же все началось... А началось все с упоминания книги Джаспера Ффорде, попавшегося мне на глаза. Что это было за упоминание, я уже не помню, но его хватило, чтобы заинтересовать меня и прочитать отзывы на книгу. И здесь я совершил свою первую, но не последнюю ошибку, составив в уме некое представление о данном произведении. Почему-то, не знаю почему, ведь у всех восприятие также не похоже друг на друга, как и облака в небе, мне показалось, что книги Ффорде очень похожи на книги Праттчета, восторженным поклонником творчества которого я и являюсь. Как жестоко я ошибался...

Я понял это сразу, с первых страниц. Мое разочарование было таким огромным, и это была моя вторая ошибка, что я с трудом заставил себя продолжить чтение. Передо мной открылся таинственный мир, где Англия ведет войну за Крым с Российской империей, где наряду с полицией существует такой правоохранительный орган, как ТИПА-агенства, при чем ТИПА произносится с ударением на И. Мир, где существует Хроностража и литературные детективы, да-да, именно литературные, ведь этот мир просто помешан на литературе.

Но это, так сказать эмоции, хотя, на мой взгляд, книга их заслужила, а в сухом остатке имеем. Сложный, хорошо прописанный невероятный мир, полученный из смешения альтернативной истории и английской литературы, причем последняя играет главную роль. Здесь еще стоит заметить, что знаток и ценитель английской литературы наверняка получит от этой книги на порядок больше удовольствия, чем досталось на мою долю... Да, каюсь, многие имена и названия, запрятанные автором в книге мне ни о чем не сказали, что абсолютно не испортило мне чтения. Но и того, что я нашел и узнал хватило с лихвой. В общем, об этом замечательно сказано в редакторском послесловии. Персонажи у автора тоже не подкачали. Герои книги прекрасно выписаны, они действительно оживают. Не смотря на то, что многие персонажи абсурдны — они абсурдны настолько, что в них начинаешь верить.

И в заключение хочу сказать, что прочитав эту книгу, я узнал про английскую литературу больше, чем за всю свою жизнь. Наконец-то для меня не существует тайны авторства пьес Шекспира и я знаю, каким должно быть окончание «Джен Эйр».

И еще, теперь я иногда опасаюсь услышать в каком-нибудь неожиданном месте слова: «Мы из Осаки»

Оценка: 9
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 октября 2007 г.

Многие писатели занимались придумыванием «альтернативной Земли», т.е. нашего, в общем-то, мира, однако развивавшегося по какому-то иному пути. И речь не только об альтернативной истории. Впрочем, элементы АИ в таких мирах, конечно, не могут не встречаться, другое дело — насколько обоснованными они выглядят. К сожалению, именно в этой книге данные элементы получились какими-то чужеродными и искусственными, и это при том, что сам по себе альтернативный мир, созданный Ффорде, необычен, симпатичен и интересен. Но обо всём по порядку.

Действие книги происходит в Англии в 1985 году, но в Англии, не слишком похожей на ту, что известна нам. Мир, придуманный автором, построен во многом по канонам паропанка, хотя и не застывшего на уровне развития викторианской эпохи, антураж которой чаще всего и используется для этого жанра. Самолёты здесь, скажем, благополучно делят небо с дирижаблями, а вот автомобили, если не ошибаюсь, уже ушли от паровых двигателей. Впрочем, это детали, которым автор особого внимания не уделяет. Главное отличие его мира от нашего — это роль литературы в нём. Этот вид искусства, похоже, давно затмил все прочие и до сих пор остаётся главным развлечением англичан, а для многих определяет и образ жизни в целом. Главными национальными сокровищами здесь являются оригиналы классических произведений, вместо музыкальных автоматов стоят «Говорящие Уиллы», декламирующие отрывки из пьес Шекспира, на улицах то и дело сражаются между собой приверженцы неосюрреалистов и сторонников литературы Возрождения, по домам ходят проповедники-бэконианцы, утверждающие, что авторство шекспировских произведений на самом деле принадлежит их кумиру Фрэнсису Бэкону, в подворотнях из-под полы торгуют якобы неизвестными стихотворениями Китса или Мильтона, и так далее, и тому подобное... Конечно, в любой сфере человеческих отношений находится какое-то число людей, желающих добиться успеха преступными методами, и литература, особенно при её здешней популярности, не исключение. А если есть преступники, то есть и те, кто их ловит. В данном случае этим занимается организация под названием ТИПА-27 (27 — это просто порядковый номер, различных видов ТИПА, занимающихся борьбой со всевозможными разновидностями правонарушений, существует несколько десятков), в которой и служит главная героиня книги, литтектив по имени Четверг Нонетот. Именно ей и выпала судьба сыграть главную роль в борьбе с одним из самых разыскиваемых преступников мира, Ахероном Аидом.

Чаще всего ТИПА-27 имеет дело с рутинными, в общем-то, преступлениями — подделками под творчество классиков, незаконными копиями оригиналов, нарушениями авторских прав, и т.п. — но Ахерон Аид пошёл куда дальше. Этот гениальный преступник, крупнейший теоретик (и практик, конечно) всевозможных злодейств, решил шантажировать Англию, угрожая убийством знаменитых литературных героев. Дело в том, что дядя Четверг, Майкрофт Нонетот, изобрёл машину, способную перемещать человека из реального мира в мир книг и наоборот, и не только перемещать, но и напрямую воздействовать на книгу и её персонажей. В качестве пробы Ахерон убил мистера Кэверли, эпизодического героя из романа Диккенса «Мартин Чезлвит», а поскольку сделано это было не в какой-то отдельной книге, а в самой оригинальной рукописи, то Кэверли исчез и из всех её копий. Главных героев, правда, удалось спасти, пусть и пожертвовав самой рукописью, но Аид на этом не остановился, выбрав для следующего удара едва ли не самую популярную среди англичан героиню — Джен Эйр. Кстати, важный момент. Тех, кто знает «Джен Эйр», наверняка удивит её финал, описанный в этой книге: знаменитый роман завершается тем, что Джен принимает предложение Сент-Джона Риверса о браке и уезжает с ним в Индию. Именно такую книгу и читают и любят герои Ффорде, хотя и негодуют по поводу того, что финал выглядит совершенно неправдоподобным и вообще неудачен ;) В общем, со всеми этими проблемами и предстоит разобраться Четверг.

Когда автор пытается угодить «и нашим, и вашим», чаще всего у него получается нечто невразумительное и слабочитаемое. Однако книга Ффорде этой судьбы избежала — её с удовольствием будут читать как въедливые «книжные черви», так и те, кто просто желает отдохнуть и провести время. Первым наградой будут многочисленные аллюзии на другие книги, скрытые цитаты, литературные загадки и т.п.; вторых же наверняка порадует динамичный и увлекательный сюжет, ненавязчивые, но от того ещё более удачные шутки, симпатичные декорации, интересные герои, колоритный главзлодей и вообще всё, что нужно для хорошей остросюжетной книги.

Да, чуть не забыл сказать пару слов о слегка разочаровавших меня альтернативно-исторических элементах. Таковых тут, по сути, три: во-первых, до сих пор существует Российская империя; во-вторых, Англия и Россия до сих пор (уже четырнадцатое десятилетие!) ведут Крымскую войну, в результате которой на полуострове уже, кажется, не осталось ни клочка земли, не перепаханного пулями и снарядами; и в-третьих, Уэльс от Великобритании отделился ещё в середине XIX века, а в начале века двадцатого там произошла социалистическая революция под руководством бродира Ульянова, в результате которой на карте мира появилась Народная Республика Уэльс, чьи отношения с Англией всё ещё остаются довольно напряжёнными. А разочаровали меня эти элементы вот почему: они совершенно не обоснованы. Ну просто никак. Что там можно делить в Крыму полтора века? Что Ленин забыл в Уэльсе? Нет ответа. И из альтернативности описанного мира это тоже никак не вытекает. В общем, типичный пример авторского произвола: захотелось и сделал. Мелочь, в общем-то, но как-то царапнуло неприятно.

Итог: книга действительно хороша, правда, назвать её великолепной не даёт некоторая сумбурность изложения и недоработанность основных персонажей. Ну и искусственность вышеупомянутых АИ-элементов при отличной проработке мира в целом. Но это, в общем-то, придирки, а в целом книга заслуживает и чтения, и перечитывания. Правда, перечитывать я её стану, наверное, после того, как несколько расширю свои познания в английской классике. Но всё же стану обязательно.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2015 г.

Где-то к концу первой трети текста я сформулировала для себя, что есть эта книга. Это Бриджит Джонс в романе Филиппа Дика.

Собственно, можно дальше уже ничего не говорить, но все-таки разовью мысль: Ффорде не настолько смешон, как Бриджит Джонс, и не настолько безумен, как Филипп Дик. И уже тем более не настолько привлекателен. Я надеялась на нечто вроде лучших вещей ПТерри, но ничего подобного не обнаружилось — все очень вторично.

Во-первых, это стандартный детектив, поимки таинственного злодея. Во-вторых, героиня — худший образчик героинь женских романов, и если Бриджит Джонс читать было действительно смешно, то все потуги изобразить из подобного персонажа что-то еще выглядят весьма сомнительна. Немолодая и не интересная девица лет за тридцать, одинокая, занимающаяся какими-то несуразными глупостями на работе. Есть такие герои и сюжеты, которые выстреливают только один раз, а дальнейшее их переписывание совершенно безнадежно — это тот случай.

Мир Четверг Нонетот — некая параллельная реальность. Аннотация обещает множество интересного: там есть и путешествия во времени, и хроностража, и до сих пор идет Крымская война, и можно проникнуть в любое литературное произведение. Но на практике картины мира как такового не складывается: мы наблюдаем его глазами довольно недалекой, хоть и буйной, героини, и из-за этого другая реальность сильно теряет в блеске, поскольку воспринимают ее как нечто обыденное и занудное, и так и представляют читателям.

Потуги на «литературность» романа в основном выражаются в отсылках к самым известным авторам английской литературы, а также в том, что героев называют их именами.

В остальном же — это все тот же самый осточертевший «иронический детектив», которые читают у нас в метро в мягких обложках, только с небольшой примесью несуразной фантастики и парой фраз из Шекспира. Читать можно, но скучновато, и в итоге — ни уму, ни сердцу.

Оценка: 3
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 марта 2014 г.

Нет, я, конечно, не стану фанатом Джаспера Ффорде.

Для начала, я не люблю постмодернизма и всяких окололитературных игр. Ну, просто по необразованности в британской литературе.

Второе. Разумеется, всякий литературный мир альтернативен. Уже хотя бы потому, что иначе это была бы не литература, а обычная журналистика. Или историография. Мир этого романа альтернативен весьма, особенно в современных обстоятельствах. И эта альтернативность затейливо переплетается с постмодернистскими мотивами.

Совершенно незачем становиться фанатом Джаспера Ффорде.

И в третьих... Я скептически отношусь к Утопиям. Утопии, по общему мнению, невыносимо скучны. Как скучен любой устроенный мир, мир, придуманный для праведников, мир, в который нет хода Злу — в любых его ипостасях.

При чём тут Утопия, — скажет невнимательный читатель? При том, что мир романа невероятно утопичен. Ну где, как не в благоустроенной, счастливой утопии найдётся столько людей, которым не безразлично, кто на самом деле написал трагедии Шекспира? Мне — без разницы, они давно живут своей отдельной жизнью. А вам? Да и Зло тут такое... странное. Его не назвать игрушечным, нет, но уж больно удивительны его мотивы и точки приложения усилий!

Да, мне не стать фанатом Джаспера Ффорде... К этому нет никаких предпосылок.

Но не могу не признать, что, несмотря на перечисленные ужасные преступления, роман весёлый и интересный. В нём есть герои, а у героев есть проблемы — и они их решают.

За всеми этими пертурбациями оказалось чертовски забавно наблюдать!

Не став фанатом, я не исключаю, что ещё примусь за чтение этого автора. Не из фанатизма. Просто, как ни странно, интересно!

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 февраля 2014 г.

Вот оказывается кого должны благодарить поклонники ,,Джен Эйр'' во всём мире за столь трогательное и желаемое окончание знаменитой и любимой истории, что он стал именно таким, а не как в ,,той'' книге – Четверг Нонетот литтектива всевозможных ТИПА. А то ведь ещё и неизвестно было бы у этой книги столько почитателей, если бы ни эта отважная дама, не устрашащаяся грозного Аида и не дрогнувшая перед этим грозным Дэррмо.

И вновь Автор с головой меня погрузил в созданный им мир. И хоть с юмором у меня не очень хорошо (я всё принимаю всерьёз), но книги Джаспера Ффорде воспринимаются с удовольствием, легко улавливаются нотки юмора и иронии, персонажи радуют своей оригинальностью, а в его мире находиться довольно уютно: замечательный маленький дронт какой—нибудь очередной модели в качестве домашнего любимца, прогулки по тихим улочкам с возможностью остановится возле аппарата–манекена и прослушать какую—нибудь декламацию произведения известного автора, поучавствовать в спетакле по пьесе Шекспира (да и Шекспира ли – вот в чём вопрос, который до сих пор не разрешился) и т.д.

На фоне абсолютного почетания литературных героев, писателей, поэтов, где существует множество фэнклубов и организаций строго следящих за всем происходящим в книгах, как раз на полную мощность идёт спекуляция, подделка, незаконный оборот книгами. Более того, любой из героев может быть похищен из привычной среды и даже может погибнуть, исчезнуть, если в руках злоумышленника окажется сложнейшее избретение мистера Майкрофта. А если это коварный и беспощадный Аид – третий по степени опасности преступник в мире (кто первых два даже не разглашается) – то пиши пропало... А если в погоню за аппаратом включится алчная и жестокая корпорация ,,Голиаф''... А если ещё до сих пор, уже более ста лет идёт война за Крым между Англией и Российской Империей... В общем со всем этим ,,если'' разбирается организация ТИПА–Сеть, где столь много подразделений и все то они засекречены – никто не знает чем конкретно занимается каждое из них. Но в основном то всю работу проделывет отважная и решительная литературный детектив Четверг со своим напарником Безотказэном. А тут ещё папочка появляющийся вовремя и не вовремя откуда–то из времени, да охотящаяся за ним Хроностража. А ведь Четверг ещё нужно решить главный вопрос жизни – разобраться с сердечными делами.

В общем в истории много чего перемешалось: реальность и литература, война и чувства, погони и перестрелки, похищения и шантаж, жажда наживы и жажда справедливости, литературные персонажи и герои альтернативного мира, Шекспир и Эдгар По, Льюис Кэрролл и Шарлотта Бронте, Джон Мильтон (а вернее их 496) и т.д. — этакое Зазеркалье, в котором многое наоборот, но не то. Конечно ни все вещи, имена, отсылки узнаваемы – над чем то пришлось покопаться в интеренте – но то, что узнаётся сразу предстает в оригинальном свете, изящно, легко, тонко, как–будто так и должно быть. К тому—же в книге довольно много намёков на то, что получит развите в других романах цикла (мне даже интресно все ли отсылки на будущее я углядела – наверняка нет).

В общем роман читается легко и, можно сказать, влёт – особенно когда накануне прочёл что–то очень серьёзное, сложное, драматичное. Такой роман отлично поднимает настроение и перестраивает на лёгкое восприятие окружающего, несмотря на то, что здесь есть и потери, и тяжёлые воспоминния, и напряжённые моменты. Всё же этот роман очень позитивен.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2013 г.

Мир, в котором разворачиваются события «Дела Джен», представляет собой альтернативную версию нашей вселенной. Уэльс, превратившийся в социалистическую республику, здесь отделился от Британии, а та лишь недавно завершила войну с Российской империей, никогда не знавшей революции. В небе над Англией летают дирижабли, наука умеет клонировать исчезнувших животных, а вампиры и вервольфы – далеко не выдуманные персонажи романов ужасов.

Однако главная особенность этого мира состоит в том, что он просто помешан на литературе. Где еще книжные герои могут соперничать в популярности с кинозвездами? Где детей называют в честь знаменитых писателей, а затем нумеруют во избежание путаницы, так что на улице вполне можно встретить Джона Мильтона № 496? Где коммивояжеры пытаются продать вам не залежалый товар, а очередную теорию об авторстве пьес Шекспира? Где мафия занимается подделкой книг, а транснациональные корпорации проникают в романы, чтобы открыть туристический маршрут?

Главное действующее лицо романа – литтектив по имени Четверг Нонетот, иначе – агент отдела литературных детективов, чье новое дело начинается с похищения рукописи одного из самых известных романов Диккенса. Звучит не слишком интригующе? А если за этим стоит главный преступный ум современности – архизлодей и маньяк Ахерон Аид, обладающий сверхчеловеческими способностями? Что, если дерзкая кража рукописи – лишь первый шаг, за которым следуют гораздо более зловещие события? Что, если под угрозу поставлено само существование литературы? Четверг понимает, что именно от нее зависит благополучие установленного порядка, когда под ударом оказывается любимое произведение английских читателей – «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте. Чтобы спасти Джейн, Четверг придется совершить невозможное – проникнуть внутрь книги и там бросить вызов хитроумному и безжалостному Ахерону Аиду.

Джаспер Ффорде, создавая свой мир, опирается на многовековую литературную традицию, однако делает это легко и непринужденно. При том, что в цикле множество явных или скрытых цитат, шуток и намеков на самых разных авторов – от Шекспира и Кэрролла до Брэма Стокера и Дж. К. Роулинг, – читателю вовсе не обязательно быть книговедом, чтобы получить удовольствие от литературной игры. По умению сочетать искрометный сюжет и оригинальный юмор Ффорде может соперничать с самим Терри Пратчеттом; так же, как и последний, он отличается умением тонко шутить над злободневными вещами, будь–то реалити–шоу, электронные издания или политическая демагогия.

Итог: обязательно к прочтению всеми любителями хорошей литературы. Джаспер Ффорде именно тот автор, который может возродить любовь к чтению во времена гегемонии Интернета. Впрочем, это не главная причина его популярности: закрученный сюжет, яркие персонажи, чувство юмора, человечность и умение видеть лес за деревьями убедительно свидетельствуют о том, что перед тобой «настоящая» книга, а не очередная модная подделка.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2011 г.

Достаточно любопытная книга, к сожалению не лишенная явных минусов. Но об этом позднее

Фактически это безумный гибрид стимпанка, постмодерна, фэнтези и приключенского романа. Придуманная Ффорде параллельная вселенная очень хороша в деталях, коими автор не постеснялся буквально засыпать читателя с первых страниц. Этот причудливый мир пока еще достаточно реалистичен и не поехал крышей (чем дальше в цикле, тем абсурдней он становится). Центровая линия «Дела Джен» написала весьма любопытно, каждый эпизод стилистически подогнан к предыдущему. На мой вкус переводчики далеко не везде удачно подобрали русскоязычные аналоги (в последующих романах им это встало боком, «Нонетот» например просто не передает отсылки в «First Among Sequels), но читается ровно, без неясностей. Во многом благодаря ярким и забавным героям, причем забавность их в узнаваемых деталях, где-то реалистичных, а где-то навеянных литературными персонажами классических романов. Перечислять намеки, отсылки, аллюзии нет смысла — во-первых потому что они имеются на каждой странице романа, а во-вторых потому что послесловие от переводчика и так поясняет достаточно. Опять же спасибо ему, кое-какие моменты для меня прояснились

Теперь же о минусах: первая книга о Четверг все-таки достаточно неровная. По-моему мнению Ффорде всегда очень долго запрягает, а сюжет весьма неспешно разгоняется. Когда я читал «Дело», думал что это проблема первой книги. Оказалось что нет — так во всех. Именно здесь сильнее чем в остальных, потому что автору требовалось на первых 100-150 страницах погрузить читателя в мир где живет Четверг Нонетот, экстерном разъяснить бездну деталей этого мира. Иначе интрига с Ахероном Аидом просто не могла бы нормально восприниматься. С ней тоже не все гладко — фактически линия Джен, ради которой по идее создана вся книга, приходится на вторую половину, чуть ли не за сотню страниц до финала. Похожая проблема бывает изредка у Пратчетта — центр повествования смещен, образно говоря, вправо и в результате остается ощущение несбалансированности романа. Конечно читать все что происходит до столкновения с произведением Бронте интересно, однако на общем впечатлении сказывается.

Маленькая, но важная деталь — из-за того что книги Ффорде издаются в том же оформлении что и романы Терри Пратчетта возникает неизбежное стремление приравнять их (или по крайней мере сравнить). Так вот Ффорде все же не Пратчетт. Читать его романы любопытно, приятно подмечать бесконечные отсылки и намеки — но все же его необычный мир... бледнее что ли. Конечно и жанры совершенно разные, но по завершению каждой книги Пратчетта мне сразу хочется перечитать еще раз — а с Ффорде даже на следующую книгу цикла приходится подождать подходящего настроения. Залпом не выходит, в первую очередь из-за неторопливого начала каждого следующего романа.

Подводя итог можно сказать следующее: как самостоятельное произведение, «Дело Джен» неидеально. Может быть Джаспер Ффорде еще не вошел во вкус, или не до конца определился с манерой повествования. Это не значит что удовольствия от прочтения ждать не стоит — будет, и еще как. Если же рассматривать этот роман в контексте всего цикла — очень хорошо что автор сумел разъяснить читателю все необходимое именно в первой книге, благодаря чему последующие романы лучше сбалансированы, сама интрига в них захватывает быстрее. Так что ознакомиться с первой частью приключений Четверг Нонетот вполне можно. Но перечитывать скорее всего потянет какой-нибудь последующий роман. Благо что приключений отважного литтектива будет еще много :wink:

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 октября 2009 г.

Нет, это не отзыв... Это признание в любви. Любви, с первого взгляда. Любви с первой страницы, с первого абзаца, с первой строки.

Я влюбился в эту книгу сразу и безоговорочно. Влюбился именно так, как и надо влюбляться — видя в объекте своей любви только достоинства. Видя только то, что хочешь увидеть.

И неважно, что герои не отличаются какой то сверхпроработкой, и не отличаются какой то сверххаризмой (куда им, например, до того же Чаня из «Стеклянных книг...» Далквиста.)

И неважно, что сюжет, по большому счёту, не блещет сверхоригинальностью.

Но мир... Мир, который влюбил в себя сразу. Мир, в котором действительно хочется жить.

Мир, в котором книга — не просто набор бумажных листочков с буковками. Мир, где поэт больше чем поэт не только в России))

Книга, несмотря на простоту и лёгкость стиля, просто переполнена всякими аллюзиями и намёками, разными интересностями и вкусностями. Неоднократно я ловил себя на мысли, что очень многие моменты напоминали мне «Город мечтающих книг» Моэрза, но всё таки они разные, эти книги. Разные, несморя на общую, светлую и позитивную атмосферу.

Путешествия из книги и в книгу — блеск, и не иначе. Да и возможность влияния на содержание и сюжет, впрочем как и влияние персонажей нга жизнь реальных людей понравилась до восторга.

Поклонники классической британской литературы, несомненно будут в восторге от книги. Ну а особенно поклонники «Джен Эйр». И действительно — все эти отсылки к классикам — очень украшают книгу и просто безумно интересны.

Сложно дать объективный анализ объекту любви. Говорить о нём возможно только на эмоциях. Посему, на этом закончу, в заключение сказав только одно — читайте, обязательно читайте.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2014 г.

Ироничная альтернативная история с элементами боевика и привкусом темпоральной фантастики. И никакого фэнтези.

Ироничная потому, что стиль и манера Джаспера Ффорде и ироничны, и не лишены здорового юмора. А любимый отче ГГ по имени... — да знаете вы, как её зовут, чего уж там, даже я знал ещё далеко до чтения книги — так вот, отец нашей Четвергини Майкрософт... ой, Майкрофт, перемещался по Пространству-Времени как хотел, когда хотел и куда хотел — потому и с темпоральным вкусом.

Довольно занятная фабула — попытки проникновения из реала и вмешательства, вплоть до полной их перекройки, в сюжеты всемирно известных и знаменитых литературных произведений. Подобные внутрикнижные литпутешествия расписывали ещё братья Стругацкие (помните путешествия Саши Привалова на машине времени?). Единственное, что мне здесь показалось слегка притянутым за уши — это то, что Главзлодей совершает все свои ахеронства и аидства из чистой любви к искусству злодеяния. Как-то оно не того... не вкуривает и не вторкивает. Другое дело, если бы он хотел изломать сюжеты книг-гигантов, скажем, из стремления разрушить человеческую цивилизацию (согласитесь, что есть такие книги, на которых человечество буквально выросло и повзрослело, которые впитало с молоком матери и с голосом бабушки, читающей такие книги вслух — и это вовсе не обязательно исключительно Библия, Тора или Коран, а просто та же самая «Джен Эйр», как справедливо предположил Джаспер). На примерах таких книг выросла многомиллионная армия читателей, и идеи и ценности, содержащиеся в таких книгах, буквально пропитали фундамент, сами основы и суть человечества — книги Достоевского, Толстого... Вот и представьте, что этих книг не стало, и что Раскольников превратился в, допустим, простого вампира и просто выпил/высосал старуху-процентщицу, а князь Андрей (Болконский) вместе с корешом Пьером дезертировали из армии и стали упоротыми самогонщиками... Конечно само развитие цивилизации пошло бы по другому пути, не будь многих великих книг — такова сила их воздействия... Но Ффорде решил, что нашему Аиду Ахерону достаточно стремления быть Злом в чистом виде просто так, из развлечения и протчего... И как-то от этого второй смысловой план помельчал, что ли. Помельчал и слегка выцвел...

Ну, вот, собственно, и все претензии к книге. А так — неплохая идея, симпатичные персонажи, лихие и удачливые рубаки и стреляки, лёгкий язык, запойное чтение...

Выходные, в общем, удались!

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2009 г.

Это фантастика куража.

Это фантастика добрых и стремительно попадающих в цель насмешек.

При этом роман не юмористический «эпос», отнюдь. Может, здесь и достаточно интересных и смешных моментов, но в целом сюжетная подоплёка куда серьёзнее. Правда, такое не скажешь об идее куража, но это не сильно смазывает впечатление.

Автор веселится в духе Кэролла и в прямом, и в переносном смыслах. Стоит только приглядеться не сколько в самих героев и кричащие имена да названия, а сколько в те ситуации, в которые Али... простите, Четверг попадает с высокой долью вероятности. И попадает в сугубо безвыходные ситуации. Почему «сугубо»? Потому что как раз из «сугубо» умудряются и выползти на своих двоих, а то и четверых конечностях почти (почти!) все, кто окажется рядом с героиней. И антураж альтернативной Земли с её крымской Войной и маниакальным пристрастием сильно тому способствует. Этакое Зазеркалье, в котором очень многое наоборот, но не то. Совсем не то.

Что особо хочется отметить, так то, как автор помимо всего прочего играет с читателем. Этим произведение граничит в фантастичности с так называемым new weird и напоминает Мьёвилля с его «Вокзалом Потерянных снов». И опять же проскакивает аналогия с Моэрсом и его «Городом Мечтающих книг». Автор полюбовно разбрасывает, как эти авторы, игровые ребусы, которые поймает и раскрое лишь самый дотошный и эрудированно-дотошный читатель (особенно порадывали разборки с Шекспиром). Стоит ли говорить, что здесь во главе угла уже даже не стоит, а валяется знание английской литературы? А уж если Вы и краем глаза не видели «Джен Эйр» Бронте, то стоит живо перед прочтением отыскать и снять пыль с томика и прочитать. Ибо автор весьма недвусмысленно намекает каждым эпиграфом к главам о необходимости хотя бы пролистать эту книгу. Иначе будет сложно — можео, конечно, но сложно — понять, а что, собственно, происходит? И причём тут какая-то Джен? Лично я запамятовал произведение, пришлось копаться в памяти и вытаскивать на свет ту или иную деталь.

Единственное, что не очень привлекло, так это сам факт столькилетней войны между Англией и Россией. Что хотел сказать этим автор? Непонятно. Нужен ли был этот ход? Скорее всего, станет ясно в следующих романаз. Но это скорее не минус, а так, легкое возмущение единичного читателя.

В целом можно прийти к итогу, что стоит и стоит читать этот роман тем, кто любит Моэрса, Мьевилля и, конечно, «Джен Эйр», ибо столько куража на страницу романа ещё стоит где поискать.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2008 г.

«Дело Джен» стало для меня характерным примером поговорки «За деревьями леса не видать». Автор придумал интересный мир, за что ему, само собой, грандиозный респект и поклон. Однако выдержать чувство меры ему, по-моему, не удалось. В итоге сюжет утонул в обилии деталей, подробностей и смакований мира, в котором на трон возведено искусство. Отличная, оригинальная и жизнеспособная идея превратился в банальный китч. Да и все перипетии, связанные с крымской войной смотрятся тяжеловато и искусственно пришито для того, чтобы полепить умное и серьезное лицо.

В общем, ряд действительно интересных и забавных сцен утонул в целом море китча и пародии. Если бы просто случайно открыл книгу, может, оценка была бы выше, но от рекомендации ФантЛаба ждал определенно большего...

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2013 г.

Красота! Удержаться от восторга не могу! Мой автор! Я совершенно не читаю юмористическое фэнтези. До сей поры. Ну, вот как- то не признаю. Для меня фэнтези отдельно — и лучшее темное и серьезное, а юмор отдельно- и лучше Джером Клапка Джером или Вудхауз. Но ФФорде покорил меня! Какие фантастические приключения, какой добрый искрометный юмор.

Содержание рассказывать не буду, много уже написано об этой книге. Скажу только — здесь есть все. Книги, много книг, литературные детективы , Система , подлинные рукописи, стопроцентный злодей, путешествия во времени, Хроностражи, путешествия на страницы книг и путешествия книжных персонажей в реальный мир, и 130- летняя Крымская война ( показана только фоном), есть любовь, бракосочетания, погони, интриги, книжные черви — настоящие черви, которые питаются энциклопедиями и прочими книгами. Говорящие имена и фамилии. Это многослойный фантастический торт. А вообще книга учит бороться за свое счастье вопреки обстоятельствам, предрассудкам и всяким там помехам.

Книга для любителей жанра, вообще фантастической приключенческой литературы. Для тех, кому хотя бы в детстве нравился Льюис Кэрролл ( Ффорде его поклонник , и Кэрролл оказал большое влияние на его творчество) . В книге есть и кафе « Чеширский кот» и эпизодически даже Шляпник. И если вы любите книгу Харуки Мураками « Страна чудес без тормозов или Конец Света» , значит и эта книга вам должна понравиться.

Первая книга серии « Четверг Нонетот» ( кстати это имя главной героини романа, в книге много Не тех) .

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2013 г.

Увы и ах. Не знаю, кто тому виной — автор, переводчик или я сам, но книжка оказалась скучной. А какие были ожидания, как я предвкушал знакомство с ней! На нее есть масса хороших убедительных отзывов; от деталей, упомянутых в них и в аннотации, у меня буквально слюнки текли; да и не буду отрицать, у автора действительно много остроумных находок. Тут тебе и необычная версия альтернативной истории, и папаша героини, то и дело невпопад заскакивающий на пару минут из другого времени, и смешной стёб на тему общества, где место поп-культуры занимает классика, и многое другое, всего не перечислишь. Как же я огорчился, когда после многообещающего начала предвкушение сменилось недоумением, а потом и разочарованием. Оказалось, что из всего этого богатства вылеплена довольно-таки занудная история с хилым сюжетом и невнятными персонажами. После первой трети пришлось прямо-таки заставлять себя дочитать книгу до конца. Правда, Ффорде несколько облегчил мои мучения тем, что время от времени подбрасывал какую-нибудь удачную шутку. Но все-таки расхождение между ожиданиями, больше того, ясно видным потенциалом автора и созданного им мира и тем, что в итоге из этого получилось, стало одним из самых крупных за последнее время.

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх