fantlab ru

Джек Финней «О пропавших без вести»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.24
Оценок:
685
Моя оценка:
-

подробнее

О пропавших без вести

Of Missing Persons

Другие названия: Хочу исчезнуть

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 133
Аннотация:

В Нью-Йорке, на 42 улице, в двухсотом квартале находится обычное туристическое бюро «Акме». И клиентам там предлагают такие же заурядные путешествия: на Багамы, в Мэн или Буэнос-Айрес. Есть лишь одно отличие: здесь вам могут предложить навсегда уйти из этого мира на романтическую Верну, «где жизнь такова, какой она должна бы быть»

© Ank

Входит в:

— сборник «Третий уровень», 1957 г.

— антологию «Alfred Hitchcock Presents: My Favorites in Suspense», 1959 г.

— антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 2», 1965 г.

— антологию «Histoires d'extraterrestres», 1974 г.

— антологию «Фантастика, 83», 1983 г.

— сборник «About Time», 1986 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Ключи к декабрю», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.

— журнал «Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1», 1991 г.

— антологию «Бесконечная игра», 1992 г.

— антологию «Коллекция Альфреда Хичкока в 4 томах», 1993 г.

— антологию «Истории для любопытных», 2004 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «Созвездие Льва-4», 2019 г.


Экранизации:

«Спасение в Верне» / «Escape to Verna» 2008, США, реж: Джо Коллесано, Дж.Д. Марлоу



Похожие произведения:

 

 


Альманах научной фантастики. Выпуск  2
1965 г.
Фантастика 83
1983 г.
Продается планета
1986 г.
Продается планета
1988 г.
Ключи к декабрю
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Избранное
1990 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Бесконечная игра
1992 г.
Коллекция Альфреда Хичкока в 4 т. Том 1. Мои любимые убийства
1993 г.
Истории для любопытных. Из коллекции Альфреда Хичкока
2004 г.
Третий уровень
2020 г.

Периодика:

Мираж: Детектив, приключения, фантастика 1991 № 1
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Меж двух времен
2016 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.
Созвездие Льва-4
2019 г.

Издания на иностранных языках:

The Third Level
1957 г.
(английский)
Histoires d'extraterrestres
1974 г.
(французский)
Histoires d'extraterrestres
1984 г.
(французский)
About Time
1986 г.
(английский)
About Time
1998 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд, по современным меркам ничего удивительного в рассказе нет. Но лучшее в нём – это как раз таки его классическая мягкость 50-х годов. С момента появления собственно проспекта всё последующее кажется довольно прозрачным. Подвохов или крутых поворотов нет, хотя есть некоторая тревога, что эти подвохи и обманки могут быть. И, возможно, были бы, будь он написан сейчас, и будь его цель – удивить. Но нет, это всего лишь лирический, чуть грустный рассказ об одиночестве в большом безразличном мире, незаинтересованном в счастье человека, и о мечте, упущенной в последний момент. «Всего лишь». Чем-то это напоминает рассказы Брэдбери, в которых часто сюжет «всего лишь», но есть своё очарование и трогательная проникновенность ощущений.

А ещё интересно: был ли этот сюжет (экранизация этого рассказа) в «Сумеречной зоне» тех лет – той самой, черно-белой, дешево скроенной, но душевной? Что-то похожее в нём есть.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто не мечтал в детстве попасть в сказочную страну, где мимо кисельных берегов текут молочные реки! Мы видели ее в своих снах и пытались найти на карте... Даже в зрелые годы человек не теряет надежды посетить земли своей мечты то ли с помощью добрых духов, то ли могущественных волшебников. А вот Чарли Юэллу помогли инопланетяне. Он попал в число тех немногих избранных, которым было предложено переселиться на мирную планету по имени Верна. Люди живут там без страха и забот, занимаясь только теми делами, которые им нравятся. Никто никого не принуждает и не эксплуатирует. Ну разве это не рай? Требование одно — верить в идею до конца. Так мало — и так много одновременно. В детстве мы верим практически во все: в Деда Мороза, добрую фею, говорящих животных, счастливое будущее. Но со временем, под натиском безжалостных будней, эта вера постепенно таяла, а детские сны о волшебной стране вдруг теряли свой цвет. Во всем виноват жизненный опыт, который ежедневно твердил нам, что бесплатных чудес не бывает и за всякую услугу нужно уметь расплачиваться. Тот же Дед Мороз возьмет не менее 5000 номинированных рублей, чтобы в течение получаса радовать вашего ребенка. А чтобы погостить в «банановом рае», придется выложить уже в 10 раз больше. Не удивительно, что люди перестают верить не только в чудо, но и в справедливость, доброту и благой помысел. Если б вам вдруг позвонили и сказали, что какой-то добрый самаритянин дарит вам миллион рублей, вы бы поверили в это? Поэтому не торопитесь винить главного героя рассказа в том, что ему не хватило веры. У вас бы тоже не вышло лучше. Это наша общая беда...

В детстве у меня тоже была своя волшебная страна. Я назвал ее Флорэйгией — краем цветущих островов. Даже выбрал для нее место на карте (Тихий океан) и разработал специфический язык ее жителей — латимус (помесь греческого и латинского языков). Не ленясь, вручную рисовал карты семи крупнейших островов и выпускал местные газеты,расходуя на них целые кипы листов формата А4. Пытался даже писать книги на латимусе... Сейчас смотрю на всё это «богатство» с улыбкой и удивляюсь, какой же я был дурак! Наивно верить в то, что все твои мечты осуществятся, и вода потечет под лежачий камень. Но, всё же, не верить нельзя. Пусть не в добрую волшебницу с крылышками стрекозы, а хотя бы в добро и справедливость...

------------

ИТОГ: притча о вере в невозможное и невероятное. Никогда не переставайте верить в свою сказочную страну, ибо только такая вера может спасти вас от всех мерзостей жизни!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Боже Правый, как же это невероятно правдоподобно. Магия Фантастики в её первородном естестве. Шикарное чтиво. Эскапизм как предчувствие. Сказка для взрослых, не переставших быть детьми.

«…- Мы не можем взять вас всех, не можем взять даже многих. Поэтому мы выбираем некоторых…»

«…Будьте уверены в себе. Нам не нужен там человек, который не будет счастлив, и если у вас есть хоть какое-то малейшее сомнение, вы бы лучше...».

И — концовка… Жуткая, лютая, кошмарная издевательская эпитафия.

Весьма и весьма рекомендую, уважаемый потенциальный читатель. Это вполне стОит потраченного времени. Более чем

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не очень НФ, а скорее философия и отнюдь не «грёза об идеальном государстве». Это — критика западного индивидуализма, разоблачение его эксцессов. А заодно напоминание о том, что проблемы наши содержатся в нас самих, а не в окружающем мире. Утверждение, что для великих свершений лишь техническо-практической стороны мало, а нужна ещё и вера.

Впечатление сильнейшее — читал полжизни назад, но теперь не поленился специально разыскать забытые названия и фамилию автора.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, это единственный рассказ, который читать и слушать было по-настоящему больно, и несмотря на то, что я возвращался к нему уже раз пятнадцать за последний год, ощущения с каждым прочтением нисколько не утрачивают свою силу. В первый раз я его прослушал в сборнике «Просто фантастика» на работе, и по счастливой случайности был тогда один — если бы кто-то зашел, то увидел бы, как я практически безуспешно пытаюсь сдержать слезы. Да и сейчас, когда я пишу этот отзыв и попутно слушаю «О пропавших без вести», впечатления и эмоции снова захлестывают меня. Как можно было написать вещь настолько про меня? Про МЕНЯ! И как же трудно мне было настолько отождествляя себя с главным героем переживать происходящее. Идея не нова, сюжет прост, но написано... Даже слова подобрать не могу — сказать великолепно, значит не сказать ничего, но то, что мне было трудно дышать, это точно. Поначалу во мне жила надежда, что все закончится хорошо, и герой, а я вместе с ним, отправится на Верну, избавится наконец от всей этой грязи и суеты, от нужды постоянно пытаться уйти от действительности, но атмосфера рассказа сразу же заставляет спустится обратно на землю, намекая, что хорошо все закончится просто не может. Наверное это и правильно, для рассказа — иначе не прочувствуешь. Но прочувствовать это было очень тяжело, особенно из-за того, что все катится в тартарары по причине какого-то секундного сомнения, единственной глупой мысли забравшейся в голову в самый неподходящий для этого момент. Образ мышления, навеянный этим прогнившим обществом, вот что всему виной. Нас с детства учат — либо ты, либо тебя . И вот я уже стою за порогом сарая, глядя на закрывающиеся ворота, вдыхая в первый и последний раз ароматный воздух самой желанной мечты уходящей прямо из под носа, и не хочется больше жить. Это рассказ из разряда тех, перечитывая которые все еще надеешься, что на этот раз все закончится по-другому, снова и снова пропуская все через себя. Долго ли прожил главный герой после этого? Не думаю. Я бы не прожил.

»...Войдите туда, как будто это действительно обычное туристское бюро, — каким оно и кажется, — вы можете найти его в каком угодно городе. Задайте несколько обычных вопросов, говорите о задуманной вами поездке, об отпуске, о чем угодно. Потом слегка намекните на проспект, но не говорите о нем прямо. Дайте ему возможность оценить вас и предложить его самому. И если он предложит, если вы годитесь, ЕСЛИ ВЫ СПОСОБНЫ ВЕРИТЬ, — тогда решайтесь и стойте на своем! Потому что второго такого случая у вас никогда не будет. Я знаю это, потому что пробовал. Снова. И снова. И снова.»

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Психологический рассказ с примесью фантастики. Главная мысль сюжета -мечтай, фантазируй, но и добивайся воплощения своих грёз в реальность.Герой очень долго раздумывал -такой вот Фома неверующий, и в результате потерял мечту -чужую прекрасную планету.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эх, куда же делся джеклондоновский герой из рассказа «Любовь к жизни» (1903) ?! Тот, который нёс свою мечту о счастье в мешочке из оленьей кожи, и был вынужден бросить этот груз — фокус всех его чаяний — когда понял, что только Жизнь сама по себе является билетом в мечту. Неужели герой Финнея забыл об этом в 1955? Странный человек и отношение автора к нему не совсем ясно для меня. Он молод, здоров, свободен. Что же мешает уже сейчас жить так, как хочется? Его ничто не удерживает от перемен — ни семья, ни работа, ни долг перед близкими. Сядь на поезд в один конец, завербуйся в армию, устройся лесником или пожарным. Перед тобой открыты все дороги, а ты ищешь счастья за стойкой бара! Лежачий камень.

Мне всегда будет ближе тот рисковый малый, выдуманный Шекли («Особый старательский», 1959), — да, сто раз буржуй, мещанин и жадина, но бьющийся за свою мечту до последнего! Он не знает, хватит ли сил пойти до конца и будет ли в конце награда, но он готов пойти, а герой Финнея — нет. И как страшно был обманут персонаж Грина («Сердце пустыни», 1923), но не дрогнул, смог устремиться дальше, став выше горестей мира, построил мечту собственными руками. Для подобных людей на пути к мечте нет поражения, ибо они веруют не отрекаясь, работают без отдыха. Даже смерть оказалась не властна над персонажем из рассказа «Мираж» Саймака (1950). Он дошёл.

Нужно не ждать и просить — нужно отправляться в путь и добиваться своего. Кто ничего не делает — получает ничто.

И так ли благородны цели раздающих халяву? Стоит ли та вера доверия? Старый сарай сразу напомнил никуда не летящий барак из повести Шоу «Стой, кто идёт?» (1977) и подлый обман вербовки дураков в армию из «Билл — герой Галактики» Гаррисона (1965). Идею произведения Финнея в этом отношении совершенно нокаутирует рассказ Варшавского «Побег» (1968). Здесь герой тоже рвётся к мечте. Трудности и проблемы жизни персонажей вообще не сопоставимы; прикосновение к мечте, на первый взгляд, на самом деле достойно усилий; финал, в контрасте с мечтательностью «Пропавших», страшен приземлённым реализмом.

Поэтому я разочарован в рассказе. Эта вещь Финнея подкупает лишь хорошо взятым тоном и правдивой подробностью событий, так удачно прописанных автором. Но в смысловом плане рассказанная история сильно не дотянула до классической «Двери в стене» Уэллса (1906) и подобных произведений, упомянутых выше.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепный рассказ, можно сказать — идеальный. Чем-то схож с Брэдбери или Саймаком, однако на самом деле — совершенно самобытен. У Саймака, кстати, всё закончилось бы хорошо, а вот Брэдбери... Впрочем, чего уж тут гадать. Моё первое знакомство с Финнеем — и вероятно, очень удачное.

Если ты во что-то веришь или на что-то искренне надеешься, не оглядывайся. Не оглядывайся на горящий мост, особенно если ты сам же его и поджёг.

Герой прописан идеально — достаточно и без излишеств. Обстановка безысходности передана во всей своей серости и дождливости. Тоска, владеющая героем, его бесконечные попытки обрести так и не испробованный, но вожделенный рай — сполна передаётся читателю.

Отличный рассказ! Однако не стоит читать, если у вас плохое настроение — станет ещё хуже.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Короткий рассказ, в котором воплощено многое. И усталость от мира, движущегося не в том направлении, желание измениться или изменить его; антиутопия и утопия; тайна и ответ, вера и неверие. И шанс, который выпадает каждому хотя бы один раз в жизни.

Чем-то рассказ мне напомнил стиль Саймака.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бесподобная вещь, впервые прочитанная более 30 лет назад... Более 30-ти.... Ачуметь, как бежит время! Сегодня вновь вернулся в свою молодость и вновь испытал те же ощущения. Как будто это я выбежал из того сарая и навсегда упустил свой шанс. К сожалению, немного вещей оставляют такую память о себе, память навсегда. Надеюсь, дети мои свой шанс не проморгают...

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с автором, которое обязывает познакомиться с его творчеством поглубже! рассказ понравился от души! Думаю автор хотел передать две идеи: 1. человек считающий себя заурядностью, не верящий в свои силы и способности — ни счастья на Земле не найдет, ни в Рай не попадет; 2. человеческий Эгоизм, гордость является самым большим препятствием на пути к Раю (на Земле или вне ее).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь Чарли не свои 10 баксов пожалел (как считает sanchezz) a почувствовал себя фраeрски облапошенным, что задело его самолюбие и эгоизм так, что он даже пару минут не смог подождать чтобы в Рай попасть!

Мораль в том, что человек должен верить в себя но не быть гордецом. Недостаток веры в себя не дал ему реализовать себя на Земле, а самолюбие помешало попасть Рай.

Kонцовка автора кажется пессимистичной. Обнадеживает то, что в этой жизни человеку даются много возможностей учится на своих ошибках, реализовать себя как человека и долететь до Верны.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На Джека Финнея многие критики будировали ввиду его слабой мыслительной части повествования, однако сильной и оригинальной стилистики. Прочитав данный рассказ, становится понятно, почему именно таковыми были претензии...

Цель данного творения не понятна: автор отображает нам однозначно знакомого всем героя, обыкновенного клерка, как такового бесцветного планктона, тем самым крайне сильно укрепляя как таковую иллюзорную связь между главным лицом рассказа и читателем. И вот говоря о таком персонаже, Джек в конечном итоге просто топит его на пороге чего-то необыкновенного и необузданного в вечной рутине и понимании неизменности монохромного бытия... Это, буквально, больно. Не то что пессимистический настрой плох — нет. Просто автор повествует нам историю, лишённую надежды. Он нам просто говорит о том, что словно невозможно изменить жизнь. Но и в жизни этой радости нет, понимаете. То есть: была бы иная мораль, коль герой в конечном итоге и в обыденных буднях нашёл нечто приятное, притягательное и красочное. Но нет: жизнь здесь — сплошное разочарование.

Коль обозревать произведение со стороны людского нетерпения, как такового порока, то да — есть смысл и сентенциозная мысль. Однако она слабая, ибо понимаешь, что подобное нетерпение, которое отображается тут чувством обмана — это не всегда плохо... И поэтому, после прочтения столь крепкого, стилистически наполненного, с проработанными героями рассказа, из-за его концовки остаётся внутри некоторая пустота, однозначно требующая продолжения, которого нет — и в этом беда.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Какая бы ни была мечта, пусть даже маленькая, пусть приземленная, пусть некрасивая... Но это мечта, которой хочется достичь любым способом. И там, где человек начинает перебирать, раздумывать, оценивать, выбирать... Это уже не мечта, это просто способ убить время... И мне их трудно понять, вернее не трудно, ибо сам имею мечту, вернее много мечт, но ничего не делаю, чтобы их достичь, мне так приятно, что они у меня есть. Ведь, когда они исполнятся, на их месте может появится сквозняк оттого, что это место свободно. А так спокойнее. А рассказ написан очень талантливо, читается с придыханием. Автор все же владеет словом, заставляющим читать.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ вовсе не пессимистичный, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, вполне оптимистичный. Если ты веришь в чудо и стремишься к нему- оно обязательно будет. Герой отказался от своей мечты и вот к чему это привело. Не надо опускать руки, что и показывает автор в завуалированной форме. Настоящий оптимизм проявляется не тогда, когда всё хорошо, а ты себе говоришь «вот сейчас всё отлично, а потом будет лучше», а когда всё отвратительно, а ты не отступаешься от мечтаний и веришь в лучшее.

Спасибо автору за столь бодрящую вещь! Встряхивает и направляет мысли в положительное русло.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первый раз прочла 15 лет назад . Тогда просто приняла за качественную фантастику . На днях перечитала и была просто ошеломлена этой безнадежностью. Абсолютный слепок с нашего сегодня.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх