FantLab ru

Майкл Муркок «Танцоры на Краю Времени»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.87
Голосов:
263
Моя оценка:
-

подробнее

Танцоры на Краю Времени

Dancers at the End of Time

Роман-эпопея; цикл «Край Времени»

Аннотация:

Это «история Джерека Карнелиана, несведущего в тонкостях морали, и миссис Амелии Ундервуд, неукоснительно следующей ей». Рассказывать сюжет этой книги, все равно, что пытаться описать вкус прекрасного вина. Лучше попробовать... Единственно, что хочется к этому добавить — это наличие в этом мире сразу двух инкарнаций Вечного Героя. Кроме собственно Джерека Карнелиана, который является главным героем цикла, есть еще Лорд Джеггед Канарья, собственно, и являющийся настоящей инкарнацией Вечного Героя — единственный на Краю Времени человек действия.

Содержание цикла:

7.82 (247)
-
4 отз.
7.82 (217)
-
2 отз.
7.94 (210)
-
3 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Танцоры в конце времени
1993 г.
Танцоры на Краю Времени
1993 г.
Чуждый зной
1993 г.
Танцоры на Краю Времени
2002 г.

Самиздат и фэнзины:

Край Времени
2018 г.

Издания на иностранных языках:

An Alien Heat
1974 г.
(английский)
The End of All Songs
1976 г.
(английский)
The Hollow Lands
1977 г.
(английский)
The Dancers at the End of Time
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2011 г.

Открылась огромная стеклянная дверь театра и в фойе, уже заполненное людьми, прошаркала пожилая женщина. Она стряхнула снег с широких полей своей старомодной шляпы, посапывая от неудобства, стянула старенькую поеденную молью шубу и отдала верхнюю одежду в гардероб, попутно ошарашив все окружающие носы запахом застарелой «Красной Москвы». Недовольная и нахмуренная, старушка протянула билетеру свой пригласительный с надписью «Танцоры на Краю времени» и получила в ответ указания по местонахождению своей ложи. Найдя свое место, она неловко плюхнулась на стул. В ожидании третьего звонка пожилая дама разглядывала входящих в партер людей, тихонько ворча себе под нос что-то о современных декольте.Наконец, трехкратный звон возвестил о начале представления и свет погас. Занавес поднялся и шоу началось.

И с первых минут это был ошарашивающий фейрверк, возмутительный эпатаж: блуд «как так и надо», праздность «в порядке вещей». Все заскорузлое ретроградство внутри пожилой дамы негодовало. Наша старушка даже порывалась встать и уйти, но что-то ее остановило. Наверное, образ Амелии – хотелось увидеть насколько достойно и благородно та будет держаться. И действие продолжалось, времена-декорации поражали своей нетривиальной яркостью, персонажи продолжали выписывать немыслимые па диалогов. И, пожалуй, только к концу первого действия пожилая дама перестала замечать разнузданность карнавала, но разглядела праздник и гармонию в описываемом мире, увидела не постыдных грешников, но изголодавшихся по эмоциям людей. Все второстепенные персонажи, конечно, показались ей немного однобокими, из одного теста лишь с небольшими вариациями костюмов. «Но говорят, это отрывок из огромного балета, только основная сюжетная линия, может быть, в других частях раскрыто получше» — подумала дама, но по инерции все еще недовольно продолжала морщить нос. Границы между вторым и третьим действием она уже не почувствовала, завороженная вальсом влюбленных. Это была музыка движений, их чувство было похоже на чистую воду после простудного жара. Влюбленные освежили и одухотворили весь спектакль. Джерек такой незамутненный, наивный, готовый на все ради Амелии, и сама Амелия – такая благородная, запутавшаяся и сомневающаяся. Когда Джерек, поддерживая миссис Ундервуд, говорил, что живет для нее, наша старушка плакала, смахивая платком слезы вместе с морщинками. Танцоры же продолжали виртуозное буйство фантазии: платья из бабочек, виселица-машина времени, Латы в палеозое. Одна картина сменялась другой, разжигая интерес, подстегивая любопытство. Мастерство исполнения фигур вызывало восхищение. А насколько объемны диалоги: глубокий смысл словесных столкновений зашоренного стереотипами представления о должном Амелии и свободного, простого и искреннего недоумения Джерека.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда балерина, танцующая Амелию, вдруг начала убегать от счастья, подгоняемая понятиями «чести», «достоинства» наша «пожилая» зрительница в ужасе прижала ладони к вискам, но, слава Богу, все обошлось и они опять вместе,
а «старушка», не заметив сама, стряхнула с волос седину.

Последние аккорды музыки и публика взорвалась криками браво, поклоны исполнителей сопровождались неистовством зрительских хлопков, а наша зрительница все сидела тихонько в уголке своей ложи, ошарашенная и зачарованная. Вся публика уже покинула зрительный зал, а она, потерявшая пару десятков лет, все не двигалась с места. Наконец, мадмуазель поднялась и вышла в коридор, оставив в ложе аромат Kenzo. Каблучки бодро застучали в направлении выхода. «Вам понравилось?» — с улыбкой спросила гардеробщица. «Да, очень, я кажется, взглянула на все по-другому» — ответила девушка, забирая старенькую шубку, так понравившуюся на вкус бабочкам.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2011 г.

Прежде чем вести речь об этой книге, следует сказать, что Майкл Муркок пишет всю жизнь одну большую сагу, и все его миры объединены одним грандиозным миром тысячи измерений и бессмертным героем во многих воплощениях.

«Танцоры на краю времени» – это роман о богах старого мира и о людях нового. Железная Орхидея, лорд Джеггед Канари, Джерек Карнелиан и миссис Амелия Анедервуд – вот главные персонажи, вокруг которых строится интрига романа.

Подойдя вплотную к Концу времени, — концу вселенной – люди забыли, что такое смерть. Воскрешение: к их услугам, и смерть превратилась в забаву. Даже рождение для них – причуда. Лишь двое в конце времени рождены матерью, и Железная Орхидея горда своим сыном Джереком. Он моложе всех обитателей Края времени – ему всего лишь несколько сотен лет – и каждый помнит его ребенком. Ведь остальные – за исключением Вертера де Гёте – либо созданы друзьями, либо являются модифицированной копией себя же. Явившись на свет цельной личностью, они не умеют ни взрослеть, ни учиться. Хотя великолепно усваивают и преобразовывают информацию. Утонченные эстеты, повинуясь дуновениям моды, они создают грандиозные декорации для своих вечеринок – воплощения настроений, идей, эпох. Повинуясь Кольцам власти, загадочные Города-артефакты преобразовывают ресурсы вселенной, способствуя ее уничтожению, ради прихоти танцоров Края времени.

Они были бы жестоки, если бы знали значение этого слова. Их питомники полны пришельцев из космоса и путешественников во времени, которые томятся в комфортной неволе лишь потому, что их хозяева не потрудились сообщить своим узникам, что те – свободны. Скованные собственным страхом, они либо проводят всю жизнь в открытых вольерах, либо становятся полноправными – хотя и не полновластными – членами общества Края времени, незаметно присоединяются к завораживающему танцу на Краю времени.

Джерек Карнелиан увлечен «эпохой Рассвета» – концом девятнадцатого, началом двадцатого столетий. Он изучает «Добродетель». Опираясь на разрозненные источники, он отчасти воссоздает облик интересующей его эпохи: «Это было типичное строение девятнадцатого столетия, выполненное из пенопласта и соломы». Однако абстрактные понятия даются ему с трудом. Мисс Амелия Андервуд – молодая и симпатичная путешественница во времени, дочь миссионера, родом из викторианской Англии – должна помочь ему в этом. Но если создание особняка викторианской эпохи под руководством миссис Андервуд заняло едва ли день, то постижение абстрактных понятий давалось Джереку с трудом, а сам «наставник» терял почву под ногами, слушая простые и бесхитростные рассуждения «ученика».

Совместное распевание гимнов оборачивается нешуточными страстями и увлекательными приключениями. Пройдя Время от края до края, Джерек и его возлюбленная постигают истинную суть Добродетели и начинают жизнь заново в Начале времени. Им предстоит стать прародителями нового человечества, Адам и Ева покидают разрушенный мир, чтобы в Эдеме, подаренном им их отцом, положить начало новой цивилизации.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2009 г.

Не уверена, в чьем переводе читала, но, будучи сама переводчицей, скажу точно, что он во многих местах был глубоко неадекватен. Однако даже через этот хронический для современного рынка переводческий неадекват до меня добралась одна главная характеристика, которая зацепила меня за живое: естетизм. Поэтому собираюсь перечитать в оригинале в ближайшее время.

Между тем скажу следующее: у меня Муркок в этом цикле вдруг перекликнулся с... Вернором Винджем. Конечно же, не стилем: слог у него легкий, мечтательный какой-то, да и эпичность не тяжеловесная, а музыкальная, всеобъемлюще-текучая... Нет, сходство в моих глазах им придала та правдоподобность, с которой они пишут про вещи, на первый взгляд неподвластные человеческому разуму (про негуманоидные цивилизации и про людей очень далекого будущего). Некоторые из предыдущих комментаторов указывали на некоторый цинизм, а вот меня ничего не покоробило в этих книгах, ничего вместе с повсеместным инцестом и прочим промискуитетом, потому как мне казалось (чувствовалось!) абсолютно естественным, что эти люди, которые уже не совсем и люди, будут безо всякого зла глухи к нашему, еще человеческому пониманию вещей. Причем заметьте, «человеческое» я употребляю тут не как синоним правильному и хорошему, без всякого оценочного оттенка.

Словом, благодаря этому эпопея оставляет очень изысканный привкус, привкус встречи с чем-то чужим и отчаянно-прекрасным, с такой себе эссенцией всего декадентства мира, с его порочной и наивной эстетикой, с его главенством игры, с его наркотической красотой. Очень трудно высказать все это в трех абзацах. Скажу так: если вам удалось пробраться через первую главу — будьте уверены, вы получите удовольствие от прочтения. Ибо все «сведущие в тонкостях морали» отпадут после первой же сцены :biggrin:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2007 г.

Одна из моих любимейших книг. Удивительная фантасмагория, где смешались все, что только возможно: пародия на всю мировую литературу-от романтизма до фантастики (в том числе и на книги самого Муркока) и серьёзная философия ,цинизм и самые возвышенные чувства, великолепный юмор и ненавязчивые размышления на тему морали и религии. Великолепно.10 баллов-без вопросов.

P.S. Рекомендую перевод от «Тролля».

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2016 г.

Когда время исчерпало себя, на самом его краю в изящном пируэте завис мир. Последние представители рода людского растеряли страх за промелькнувшие тысячелетия и разучились умирать. Предаваясь праздности век за веком, они мановением руки возводили и разрушали города, поворотом колец власти трансформировали собственные тела. Их стоило бы назвать богами, но у богов должны быть те, кто им поклоняется. Они позабыли болезни, невзгоды, сильные чувства и страсти. Их жизнь превратилась в бесконечный ленивый досуг, разбавляемый причудливыми играми, сексом, экспериментами с внешностью и ландшафтом. Свобода обернулась скукой.

Путешественники во времени иногда попадавшие на Край немного развеивали однообразие безграничных возможностей и в редких случаях даже приводили к чему-то большему. Например, к новому писку местной моды. Так произошло, когда Джерек Карнелиан встретил Амелию Ундервуд, даму из викторианской эпохи, и влюбился в нее. Джерека увлекали реликтовые понятия морали и добродетели, изучению которых он был готов предаться с любознательностью первоклашки, а внутренний мир Амелии был сплетен из прочно укоренившихся условностей. Они подходили друг другу.

Так на фоне грядущего финала Вселенной зазвучала увертюра любви. И Джерек рыбкой нырял в 1896-й год, чтобы отыскать даму сердца, а британские полисмены браво ныряли за казненным убийцей на Край Времени. Герои беседовали с Гербертом Уэллсом, а позже пили чай на бережку где-то в девонском периоде. Инопланетяне хотели всех спасти, а робот-нянька заботился о детях, несмотря ни на что. Повествование звучало с тонкой иронией, а приключения до наивности искреннего Джерека в XIX веке были подлинно забавны. И где-то в сахарно-героиновом хаосе книги упокоилась захлебнувшаяся пеной история последней любви на Земле.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2015 г.

Вечные ггерои Муркока на поверку — площадные шуты. Серьезные книги, полные грустного (и потому — несуразного) пафоса = дурашливый стеб... О чем бы ни писал Муркок, в конце концов оказывается, что мани'т его одна и та же тема: конец вселенной, превращение грешного и не слишком-то умного (как, впрочем, и не слишком тупого) человечества в разноцветный хаос.

Жизнь = долгая-предолгая агония, не более. Армагеддон — состояние перманентное, хотим мы того или не хотим. Оказавшись на Краю Времени, люди выходят за рамки привычных условностей; как говорили на каком-то форуме, весь этот большой театр масок — просто интернет-чат, перенесенный в обычную жизнь. Можно «надеть» на себя любую внешность, можно называть себя любым именем, и вообще на правила поведения лимитов как бы нет. Любые впечатления преходящи, а жизненный опыт, так или иначе, сводится к мерцанию перед глазами прикольных 3D-глюков. Свобода во всех ее проявлениях — это свобода от культуры («духовные потребности», «материальные»... боги, какая ерунда!) А еще бывает свобода от любой морали, в т.ч. от сексуальных «табу»...

Человек, не поддающийся всем этим веяниям (как, например, Амелия и Джерек) будет заклеймен четким ярлыком: «странный». Зато пошедший на поводу у моды... Хорошо сказал по этому поводу Пелевин: он отпустил бороду не чтобы быть «таким, как все» — а чтобы обладать той же неповторимой индивидуальностью, которой все они обладали.

Вот он, секрет могущества краевременцев. Их мир = мир свободы и творчества (о котором мечтали Стругацкие), здесь каждый может все... но именно потому, что это может ЛЮБОЙ — это уже и не свобода. И не творчество в полном смысле слова.

Но они не такие глупые, какими сперва кажутся... Могут, в принципе, и духовное сродство с умершим давно Уэлдрейком ощутить... могут соприкоснуться с главной тайной Шаналорма («Мы — сон бога, мы все — бог...») Так почему же эти — вполне нормальные, в общем-то — люди ведут себя как компания неформалов с гитарами из подворотни?

Ответ прост: потому, что они сознательно выбрали такую жизнь. Не стоит возмущаться на такой выбор. Не подобный ли сделали мы сами в 90-х? Тоже в известном смысле «конец света» переживали... У нас были на это причины.

Так что — сто'ит читать, разумеется. Хотя бы... чтобы постараться нас (нас-ТОГДАШНИХ!) лучше понять. Или поностальгизировать... Но не удивляйтесь, если в процессе чтения вам будет страшно.

ps: вторая трилогия мне все-таки нравится больше, потому и оценка... соответствующая 8-)

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2016 г.

Отличный роман Муркока, написанный в период расцвета «новой волны» в западной фантастике. Обилие характерных для постмодернизма и сюрреализма элементов заметно выделяет это произведение на фоне более тривиальных фэнтези-романов. Здесь уже замечали, что в своей манере повествования и описания постмодерн Муркока якобы уступает вещам Вандермеера, Т.Чана и М.Д. Рассел (от себя добавлю, что Ч. Мьевиль тоже может некоторым показаться интереснее и привлекательней), но история о «Танцорах на краю времени» (- а это именно одна история, разбитая на 3 части) увидела свет ещё в начале 70-х, задолго до всего этого. И даже в наши дни с засильем попыток различных современных МТА создавать как можно более эпатажные и нетривиальные вещи, эту книгу можно смело рекомендовать к прочтению как высококачественный образец интеллектуальной фантастики.

Суть конфликта — противопоставление двух эпох: «эпоха рассвета» Англии конца XIX в. с её тяжеловесной манерностью и этикетом, и так называемого «конца времени» — райской идилии, мира вседозволенности и всемогущества, мира наивных притворщиков, лишенных каких либо комплексов и табу. То, что лирическая составляющая играет в романе всего лишь роль инструмента, позволяющего показать общее морально-духовное состояние человеческих сущностей в эти два периода времени, — сугубо мое убеждение. Я бы не стал рассматривать эту книгу как очередное переписывание истории о Ромео и Джульетте. Скорее, это претензия на переосмысление канонических ветхозаветных текстов и, как мне представляется, апологетика человеческой природы Адама и Евы. Это также и разбор психологической эволюции их восприятия друг друга — от антипатии к согласию и взаимозависимости.

В общем, довольно необычная и интересная книга! Хотя последняя часть напрасно затянута и раздута, что несколько портит общее впечатление от прочитанного, не смотря на гениальную концепцию и красиво подобранную стихотворную канву романа. Мои оценки по частям 10/9/8. «Чуждое тепло» — однозначно, самая лаконичная и самая красивая часть.

ПС. Читал в издании «Меч и Посох» с очень хорошей вступительной статьей Ивахнова и потрясающими довольно откровенными сюр-иллюстрациями Афонина. Кмк, — лучшая книга по качеству оформления в серии. Сейчас такого уже не издают ((

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2015 г.

Прочитал довольно быстро, одним махом, так сказать.

Думаю, в этот раз ошибся в выбором произведений для прочтения. Это мое первое знакомство с Муркоком, и не сказать, что плохое...

Отлично продуманный мир далекого будущего. Человечество, циничное, лишь играющее роли в спектакле под названием «жизнь». Главный герой, особенный, среди них, который в «зверинце» одного из тех людей (а людей ли?) видит девушку конца девятнадцатого века, вырванную из своей эпохи, в которую и влюбляется со всей страстью, забытой в этом времени. С этого и начинается история битвы этого молодого человека, привыкшего лишь к постоянному сексу со всем и всеми, и английской леди-христианке, которые взаимно меняют друг друга. Разумеется, рядом возникают и новые страсти, понравившиеся человечеству Края Времени, которые приводят Землю и всю расу людей к замыканию в бессмысленной петле времени...

Нет, я не ожидал чего-то сверхвеликолепного. Не знаю, испытаю ли я когда-нибудь от НФ произведений таких же эмоций, кои я испытал во время прочтения «Конца Вечности» Азимова или «Галактической разведки» Снегова. Не знаю, но насчет Муркока могу сказать, что этот конкретный цикл мне не понравился. «Легенды» прочитал лишь не много, а продолжить не решился.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 декабря 2018 г.

Выставил наивысшие оценки за замысел и смелость написать о жизни миллион лет в будущее. Начиная читать, думал об одном, прочитав, не получил того , о чем думал...

Автор выхватил 900-й век из течения истории и сразу нам преподнёс каков он есть. Чтобы было понятно — свёл героев с жителями 19-го века. Контраст разителен! И начинается притирка двух эпох -и удачно... потомки начали перенимать обычаи наших почти современников.Все три романа чисто психологически-юмористические. Поэтому и отношение к сюжету моё — такое же. Объединяет человечество разных эпох — любовь, генетически неистребимая вещь.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2011 г.

Интересный цикл о людях, обладающих практически безграничными возможностями, и столь же безгранично стремящихся к развлечениям, имеющих все и не ценящих ничего, кроме острых ощущений, настоящей цены которым они, впрочем, тоже не знают. Замечательная вселенная Края времени, множество интересных персонажей, путешествия во времени... А одним из основных движителей сюжета, как и в саге об Эрекозе, служит стремление главного героя воссоединиться с любимой женщиной. Хотя в итоге оказывается, что здесь скорее более значительную роль играют «хитрости» Джеггеда... Различия в мировоззрении могли сказаться на итоге весьма печальным образом...Но этого не происходит, хотя несколько раз по ходу цикла мне казалось, что логичнее завершить его более мрачно (например, таки гибель мира или неудача в воссоединении, или разрыв Амелии и Джерека и т.д.)...однако Муркок предпочитает другой конец... Ну что ж... И так тоже хорошо.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2005 г.

Оригинально, необычно, хорошо написано, автор обладает великолепным, ярким воображением. Но... мне не очень понравилось. ИМХО, надо быть или большим циником или абсолютно невинным человеком, чтобы сказать про эту книгу — мое.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2010 г.

Итоги по прочитанному(все три части).

«Муркокнуться» не получилось. «Танцоры на Краю Времени» — не самое плохое из того, что мне доводилось прочесть, но перечитывать не тянет совершенно. Никаких особых «глубин мысли» по сравнению с классикой или качественным современным мэйнстримом, (или по сравнению с Тедом Чаном и Мэри Д. Рассел) не обнаружила. Мир не «зацепил», персонажи — тоже. Вандемеер пооригинальнее будет, ИМХО. А наши декаденты Серебряного века по стилю и изяществу далеко впереди.

7 (а не 6) — исключительно за стихи Уэлдрейка:wink:.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2010 г.

Для меня эта книга-первый случай того, как при раздражающих главных героях (имеются ввиду Джерек и Амелия (последняя особливо)) и неприятии философской (а скорее-религиозной) идеи книги(ну не сложилось с протестантской моралью у меня)она может быть прочитана взахлеб. Все таки Муркок — Мастер

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2008 г.

Поражает отличие тематики и стиля от других произведений в цикле о вечном воителе. Хотя, честно говоря, читал только фентезийные серии. Отношение к главному герою в процессе прочтения меняется как минимум 2-3 раза.

Такого я вообще от Муркока не ожидал.

И, вместе с тем, очень хорошо написано, оригинально задумано...

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2007 г.

А ещё, это роман для тех, кто пытается совместить циничный взгляд на мир с невинным. Да — это моё :glasses:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх