FantLab ru

Стивен Кинг «Тёмная половина»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Голосов:
1304
Моя оценка:
-

подробнее

Тёмная половина

The Dark Half

Другие названия: Второй

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 84
Аннотация:

Двенадцатилетний Тадеуш Бомонд начинает страдать сильными головными болями и переживать эпилептические приступы. Врачи подозревают опухоль мозга, но во время операции врач обнаруживает, что во время внутриутробного развития Тадеуш поглотил близнеца. Хирургическое вмешательство оказывается успешным, и много лет Тадеушу о произошедшем напоминает только шрам на лбу. Тадеуш становится писателем. Он известен не столько произведениями, выпущенными под своим именем, сколько благодаря мрачным детективам, которые публикует под именем Джордж Старк. В какой-то момент тайна псевдонима выходит наружу, и чтобы не дать себя шантажировать Тадеуш сам раскрывает своё альтер-эго. Совершив символические похороны литературного двойника, писатель не может и предположить, что Джордж Старк может покинуть могилу и отправиться мстить...

Входит в:

— условный цикл «Гейтс Фоллз»

— условный цикл «Касл-Рок»


Экранизации:

«Темная половина» / «The Dark Half» 1993, США, реж: Джордж А. Ромеро



Похожие произведения:

 

 


Тёмная половина
1993 г.
Тёмная половина
1993 г.
Темная половина
1994 г.
Ночная смена
1995 г.
Темная половина
1996 г.
Темная половина. Книга 1
1996 г.
Темная половина. Книга 2
1996 г.
Бешенство
1997 г.
Темная половина
1997 г.
Темная половина
2001 г.
Темная половина. Том 1
2001 г.
Темная половина. Том 2
2001 г.
Темная половина
2006 г.
Темная половина
2011 г.
Тёмная половина
2015 г.
Тёмная половина
2016 г.
Книги Бахмана
2017 г.
Темная половина
2017 г.
Ярость
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Dark Half
2011 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 ноября 2013 г.

Для меня роман «Темная половина» полностью оправдывает свое название. Дело в том, что данное произведение относится к своего рода темной половине творчества Кинга. Именно сюда я определил для себя все те книги автора, которые меня не зацепили или пришлись мне не по душе. И я не говорю, что это плохие книги или откровенные провалы, просто все обусловлено личным восприятием. Что же не так с «Темной половиной»? Давайте взглянем поближе.

Главный герой этой истории Тэд Бомонд – автор не особо популярной интеллектуальной прозы. Чтоб сводить концы с концами Тэд пишет еще и жесткие криминальные романы, пользующиеся спросом у широкой публики, под псевдонимом Джордж Старк. В какой-то момент писать попсу Тэду надоедает, да и выискался шантажист, угрожающий раскрыть истинную личность Старка всем читателям. В общем, наш главный герой сам во всем признается и ставит фальшивое надгробие с эпитафией для своего писательского альтер-эго. Однако через несколько дней обнаруживается, что из могилы Старка кто-то или что-то вылезло… С этого начинается кровавый кошмар для бедняги Тэда.

И первая моя претензия – персонажи. Почти все серые и картонные. Выделяются только Тэд и местный шериф Алан Пэнгборн, но и с ними не все так просто. Тэд – типичный образ писателя, в творчестве Кинга такие появляются часто, и списаны они с самого автора. Если честно, из такого рода персонажей мне понравился только Джек Торранс из «Сияния», остальные смотрятся бледнее и менее выразительно (видимо, дело в том, что «Сияние» я прочитал раньше всех прочих, и оно повлияло на мои вкусовые предпочтения). Ну а Алан Пэнгборн вообще персонаж «Нужных вещей» и тут появляется как бы между делом.

Вторая претензия – Касл-Рок в штате Мэн. Я знаю, многим нравится эта фишка с одной вселенной, единым местом действия, пасхалками для Постоянного читателя и прочим. Но мне это уже слегка приелось. Почему было не разбавить декорации? Теперь штат Мэн в книжной вселенной Кинга выглядит как настоящий Ад. Связи романа с другими произведениями писателя не вызывают особых чувств, да и связей-то этих здесь не особо много. Могу припомнить отсылки к «Куджо», «Нужным вещам», «Мертвой зоне», «Солнечному псу» и «Кладбищу домашних животных». Их наверняка больше, но все выискивать я не посчитал важным.

И третья претензия – масштаб. Да, я знал, что передо мной не эпичное противостояние добра со злом, а просто конфликт писателя с его темной личностью, эдакая вариация Джекилла и Хайда по версии Стивена Кинга. Но локальный конфликт в «Мизери» смотрится гораздо внушительнее, а ведь там полностью ситуационный роман: два человека в одном доме.

По сути, все мои претензии имеют один корень: я сравниваю «Темную половину» с другими романами автора. Попробую абстрагироваться. Перед нами достаточно крепкий мистический триллер, которому не очень повезло с переводом. В нем есть несколько достаточно жутких моментов, присутствует напряжение, но вместе с тем есть и затянутость, и провисания сюжета. Прочитывается достаточно быстро, но на повторное прочтение меня, увы, не тянет.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2012 г.

Поскольку из всех произведений Стивена Кинга самым выдающимся я считаю «Оно», то позвольте уж «Темную половину» трактовать как вещь второстепенную и предназначенную для того, чтобы не перечитывать ее многократно, а отведать разок любопытства ради и на полочку, на полочку пылиться...

И не потому, что, как некоторые пишут, автор переборщил с жестокостью, а сюжет им выдуман бредовый. В любом книжном магазине можно найти вещи, рядом с которыми похождения мистера Старка произведут не такое уж и гнетущее впечатление. Да и сюжет вовсе не такой уж и бредовый: да, чем-то похоже на историю Джекила и Хайда применительно к писательским маскам-псевдонимам; и, действительно, часто возникает впечатление, что мистер Имярек как человек и мистер Имярек как творец — это разные люди (жуткие мизантропы пишут милые сказки, завзятые филистеры устраивают на бумаге революцию, а романтические поэты грызут прислугу за перерасход свечей). И то, что отринутый псевдоним вылезает из своей символической могилы во плоти, чтобы наказать обидчика и занять его место — это очень неплохая задумка (хотя и провоцирует на выдумывание шуточек про то, как циник и богохульник Марк Твен однажды таки подсыпал яду в овсянку миляге Сэму Клеменсу, ну и дальше в том же духе)...

Но, ешкин кот, не хватает вот той самой фирменной кинговской атмосферы. Всяких вот этих вроде бы мелких, но неожиданно важных деталей, разных флэшбэков и потока сознания, ернических проделок в духе покойного клоуна Пенниуайза. Короче говоря, того что заставляет поверить хоть в томминокеров, хоть в низких людей в желтых плащах, хоть в мышей-долгожительниц... Кстати, некоторые то и рады, что роман вышел сравнительно не очень толстым, как бы динамичным и вроде бы и не Кинг это...

И ведь точно, не Кинг (которого я люблю читать и перечитывать)...

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2012 г.

Мое первое знакомство с романом «Тёмная половина» состоялось еще в 2003-м году, но тогда, возможно в силу возраста, а, скорее всего, в силу «корявого» перевода В. Сухорукова, я так и не осилил его до конца.

Причем, от самого произведения у меня остались не очень приятные ощущения и до сегодняшнего момента я всё никак не решался взяться за него вновь.

Но даже сейчас, когда я наконец-таки восполнил сей пробел, «Тёмная половина» не вызвала у меня большого восторга...

Да, здесь чувствуется фирменный стиль Кинга в создании «объемных» персонажей. Однако, только характеры Тэда Бюмонта и шерифа Пэнгборна получили должное раскрытие. Все остальные герои выглядели необычно «серо» на их фоне.

Да, в романе полно ярких кровавых подробностей. Но, стоит заметить, достаточно однообразных... Один взмах бритвой, другой взмах бритвой — и нет человека...

Да, в конце концов, произведение получилось весьма динамичным и не дающим заскучать читателю... Но за всей динамикой потерялась атмосфера гнетущего ожидания чего-то плохого, выстраиванием которой так славится Мастер... События романа развиваются слишком скоротечно, отчего не успеваешь проникнуться всей тяжестью ситуации в которую попали главные герои...

Как мне кажется, «Тёмная половина» была создана на стыке двух литературных стилей — Кинга и его альтер эго Ричарда Бахмана, признательность которому Стивен выразил в начале книги.

В результате этого слияния на свет появилось произведение в равной степени сочетающее в себе манеры повествования обоих писателей, но в тоже время, не принадлежащее ни одному из них...

Возможно, это был своего рода эксперимент-попытка Кинга «подавить» голос своего литературного двойника, время от времени звучащий в его голове, аналогично тому как Тэд Бюмонт хотел подавить (избавится от) Джорджа Старка.

А возможно, Мастер в тот момент просто хотел отдохнуть от «больших» и насыщенных произведений, ведь немногим ранее из под его пера вышли сразу два «тяжеловесных» романа — «Оно» и «Томминокеры»...

Как бы там ни было, «Тёмная половина» остается весьма качественным и не лишенным интриги произведением.

Пусть даже в моем случае все эти воробьи и пролетели мимо меня...

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2013 г.

Ну и сюжетец!

У писателя в детстве вырезают какую-то фигню из мозга. Это его брат, темная половина. И эта темная половина всем еще покажет как ее, такую крутую, вырезать! Неудивительно, что в «Симпсонах» высмеивали такие подходы Стивена Кинга.

А у меня все равно есть большое и жирное «НО» — читается хорошо и интересно. Кингу удается поддерживать напряжение (хотя концовка получилась не очень яркая), это качественный триллер с мистикой. Отлично прописаны характеры героев, их взаимоотношения, им сопереживаешь, интересно, что с ними будет дальше и как они будут реагировать. Даже в таком сюжете.

Конечно это проходной роман для Кинга, но в качестве триллера разового прочтения довольно интересно.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 января 2015 г.

«Тёмная половина» — произведение из числа романов о писателях, занимающих предостаточно места в творчестве Кинга. Среди прочих работ того же типа: «Мешок с костями», «Секретное окно, секретный сад», отчасти «Жребий» и «Сияние», а так же, с сохранением мотива произведения о творческой личности, «Дьюма-Ки». Следует признать, что из наиболее близких идейных романов «Мешка…» и «Секретного окна…» Тёмная половина выгодно выделяется. Это наиболее мрачный, атмосферный роман, наполненный сценами, способными нагнать страху на впечатлительного читателя. Оригинальность идеи несопоставима с конвейерными произведениями, выходящими в рамках жанра ужасов. Здесь нет типичных вампиров и оборотней: антагонист является совершенно иным по происхождению персонажем.

Завязка интригует и подкупает. Однако в связи с этим, шок момента, где главные герои раскрывают подробности рождения Тэда, слит — читатель и так всё это знает, а следить за удивлением второстепенных героев, не интересно, ведь речь о факте, известном с первых страниц романа.

Герои типичны для Кинга: шаблонный писатель, кочующий из романа в роман, столь же привычная любимая жена, всплывающая во множестве произведений. Стандартный маньяк, интригующий лишь в начале своим невероятным происхождением.

Вместе с тем, все клише с лихвой окупаются благодаря мастерскому противопоставлению личностей протагониста и антагониста — насколько они разные, и в то же время похожие, как зависят друг от друга, и в то же время жаждут разрушить жизнь друг другу, как ненавидят врага, но в то же время, внезапно проникаются друг к другу — непревзойдённые взаимоотношения противоборствующих сторон для творчества Кинга.

Концовка романа спорна. С одной стороны, это очередной «Бог из машины», вроде жвачки в «Библиотечном полицейском» или финала «Под Куполом». С другой, в данном эпизоде можно увидеть отсылку к мифологическому сюжету о психопомпах, а точнее, психофорах, таких, как славянские гуси-лебеди в их исконном значении. Параллель с греческими воробьями, уносящими души, очевидна. Данная интерпретация, напротив, позиционирует «Тёмную половину» как один из наиболее глубоких романов Кинга.

Отдельно стоит отметить, что герои данного произведения очень реалистичны, и ведут себя как настоящие люди могли бы действовать, встретив сверхъестественное — это очередной плюс книги.

Резюмирую: «Тёмная половина» — атмосферное, интригующее произведение, использующее типичные для Кинга ходы и мотивы, однако, доводящее их до высокого уровня, несопоставимого с рядом аналогичных работ. К минусам книги следует отнести разве что клишированных героев.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 декабря 2015 г.

«Тёмная половина» — очень, очень будоражащая история. Во-первых, Кинг вывел убедительнейший образ хладнокровного, хоть и немного гротескного маньяка, что по своей харизме и изобретательности вполне достоин встать в один ряд с Фредди Крюгером, Ганнибалом Лектором и Джейсоном Вурхизом. Он настолько невероятно удачлив, не по-человечески сообразителен, жесток и по-рояльному гениален, что Джорджа Старка воспринимаешь больше как стихийное бедствие. Некое кармическое возмездие за творческий талант.

Во-вторых, Кинг здесь крайне подробно рассматривает ответственность автора за порождение своего таланта. Бомонд написал, создал Джорджа Старка, и теперь вынужден с этим как-то жить, бороться за право своей семьи на существование.

В-третьих, эпизоды убийства «причастных к раскрытию личности Старка» — восхитительны. Кинг создал воистину жуткую и пугающую картину неотвратимой смерти ни в чём не повинных людей.

Это самое интересное и лучшее, что мне запомнилось в книге. Всё остальное, в совокупности с прекрасным языком повествования, диалогами, сюжетом и прочим, создаёт подлинную жемчужину жанра триллера.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 декабря 2011 г.

Один из любимейших романов мастера.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тэд Бомонт, прославившийся как писатель интеллектуальной прозы, раньше прибегал к написанию криминальных триллеров,в которых кровь лилась рекой,а крутые плохие парни стреляли друг в друга из пушек большого калибра.Предусмотрительно,писались эти«шедевры» под псевдонимом.Но не пристало интеллектуалу писать такие книги, и вскоре Тад замыслил убийство.Конечно не настоящее.Или все-таки нет?

Похоронить часть себя.Расстаться с прошлым и увековечить это фальшивым надгробным камнем:

ДЖОРДЖ СТАРК

1975-1988

Не самый приятный парень

Да вот только не подумал, что нельзя похоронить того, кто никогда не существовал.

В материальном мире.Потому что, ему это может не понравиться.

И вот,Джордж решает восстановить справедливость и наказать всех виновных.Как главный герой его романов Алексис Мэшин:

«Я скажу тебе кое-что еще по этому поводу, Джек:только герои и трусы ходят по земле.Никто больше.И я не трус.»

Вскоре, после «похорон» в славном, маленьком городке Касл-Рок, начинают происходить ужасные вещи.

Воробьи летают снова.

А Джордж разяснит вам,что такое дурацкая фаршировка:gigi:

Как всегда,у Кинга реальность граничит с вымыслом,и грань эта порою настолько тонка,что просто перестает существовать.

Сюжет динамичный, в какой то момент понимаешь ,что тебя уже мчит по скоростному шоссе со скоростью двухсот км/ч черный «Торнадо», а на заднем бампере блестит аляповая наклейка: «МОДНЫЙ СУКИН СЫН».

Желаю удачной поездки !!! :gigi:

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 апреля 2009 г.

Весьма своеобразное произведение. Шизофренический бред, рассказанный весьма мастерски. А потом, закрыв книгу, понимаешь, что никакой это не бред и никакой не шизофренический. Обычная страшилка, рассказанная под необычным углом. Но каков же этот угол необычный! Пожалуй, следует читать в тандеме с «Секретным окном, секретным садом», там много перекликающихся идей.

Сюжет таков: писатель(в котором явственно угадывается сам сэй Кинг) решил отказаться от своего псевдонима, под которым он писал всякие боевики с нацистскими и садистскими идеями( народу эти идеи нравились). Вот только самому псевдониму (Бахман, господа, это Бахман) это не понравилось. Он проник в наш мир и стал резать всех в соответствии с теми идеями, которые он излагал в своих книгах. и лишь писатель способен остановить взбесившееся чудовище из иного мира — свою Темную Половину...

Кстати, Брет Истон Эллис написал роман под названием «Лунный парк» — дань уважения «Темной половине». Только там главного героя так и зовут — Брет Истон Эллис, и борется он со своей собственной Темной Половиной — Патриком Бэйтменом, ГГ эллисовской книги «Американский психопат»

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 августа 2008 г.

Вроде бы должно быть страшно — ожившее «альтер-эго» писателя, захватывающее власть над его жизнью (это, наверное, к вопросу о силе писательского таланта и о границе между воображаемым и реальным); мелкие подробности, которые затем играют важную роль; раскопанная могила, убийства... А все равно не страшно. Даже воробьев, кажется, задействовали только из-за того, что вороны уже приелись.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2016 г.

Отличный мистический детективный триллер. Противостояние писателя Теда Бомонда с его материализовавшимся вторым «Я»- писателем и убийцей Джорджем Старком. Плюс расследование полицейского шерифа, составляющее третью сторону этой истории. Поначалу, никто не верит в возможность «воскрешения» несуществующего человека, затем, героям приходится с ним бороться, и это уже реальность. Льётся кровь, гибнут люди. И чтобы победить в этой схватке, Тэд Бомонд должен принять условия своего двойника, и понять, что и он несёт ответственность за его деяния.

Очень мрачный, кровавый и психологически сложный роман. Он очень динамичен, кинемотографичен и вместе с тем морально тяжёлый. Сложно определить чётко, кто из героев положительный, а кто отрицательный. Начинаешь сопереживать Теду, а к концу романа понимаешь, что он виноват во всем этом кровавом ужасе. Начинаешь рассматривать Джорджа Старка как бесчувственного убийцу- а в финале становится его немного жалко, ведь другого выбора у него небывало, таким создал его Тэд Бомонд...

Интересный и яркий роман. Один из лучших у Кинга.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2015 г.

Продолжая без передышки читать книги Стивена Кинга, одну за другой, могу охарактеризовать «Тёмную половину» как книгу ПРИЯТНУЮ. Почему-то именно так. Её легко и приятно читать.

Центральная задумка о двойственности человеческой личности, желании реализовать скрытые желания, стать тем, кем в реальной жизни стать не можешь, опасность материализации выдуманного — всё это очень интересные и глубокие аспекты произведения. Но главное для меня в этой книге всё-таки нечто иное.

Тёмную половину можно полюбить, правда. Повествование лёгкое, плавно текущее. И всё-таки есть 2 момента, которые невероятно подкупают и заставляют любить это произведение именно за них: 1) Джордж Старк; 2) близняшки Уильям и Уэнди.

Джордж Старк (по образу он же Алексис Машина) интересен своим характером, настроением, методами, даже хитростью. А ряд его фраз я записываю в разряд крылатых. «Ты растерял все счастливые мысли? Ты знаешь, как опасно растерять все счастливые мысли?» — теперь иногда так говорю своей девушке, когда грустит:) «Фарш из дураков» — вроде ничего особенно, но здесь такой трешовый шарм, просто класс.

А теперь малютки. Сколько же раз я умилялся и улыбался любому их движению. Они меня просто покорили. Как они в начале книги махали Тэду ручками (сжимали и разжимали пальчики). Как они в манеже спали по очереди, словно несли вахту. Как они смеялись на руках у Старка. Как держались друг за дружку в финальной сцене. Удивлён, что никто в отзывах не вспомнил об этих близнецах. Они очень классные:)

Автор использует много красивых образов, сравнений, отвлечений, так сказать. Конечно же, ничего сейчас не вспомню, вот только нашёл цитату:

«Сколько нужно воробьев, чтобы ввернуть лампочку?» — завертелся вдруг у него в мозгу безумный вопрос. Трое, чтобы ее держать, и три миллиарда, чтобы вертеть дом!

И последнее — яркая концовка. В стиле преобладающего числа произведений Кинга. Эффектная и запоминающаяся.

Поставил бы 9, но Старк и близняшки заставили поднять оценку до 10.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2015 г.

Роман хорош, потому что Кинг пишет о себе. и это чувствуется. Есть в его романе какая-то магия о творчестве, написании текстов, что-то на уровне низких вибраций живота. Ему хорошо удается удивлять простыми вещами — воробьями, мертвецами и всякими навязчивыми, словно мухи, мыслями. А самое главное его книги нужно читать несколько раз: в пятнадцать, тридцать, а потом в сорок пять лет. И вы знаете — это абсолютно разное восприятие хорошего, волнительного текста. До встречи ТАМ. за гранью...

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2015 г.

Долго я собиралась прочитать это произведение, но отпугивал ругаемый многими перевод. Потом в один прекрасный день, я стала обладательницей перевода от Фантлабовца Гришки, но даже с этого момента прошло уже почти 2 года, и вот наконец-то… Первое, про перевод: осталась очень довольна, видно, что переведено старательно и с любовью. Читается легко, повествование плавное и грамотное, хочу сказать большое спасибо за возможность оценить роман в хорошем переводе.

Второе: про сам роман. Произведение оставляет двоякое впечатление, вроде бы что-то подобное у Кинга я уже читала, но всё равно интересно. Парадокс. Сюжет вполне динамичный, без провисаний. Главный герой, антигерой, второстепенные персонажи- все на местах. В этом романе есть и мистика и детективная линия. Необычной оказалась материализация антигероя и вообще суть его появления. Не могу записать этот роман в разряд самых любимых, но в разряд достойных могу отнести смело. Если оценивать по пятибалльной системе, то твердая четверка, ну а по нашим фантлабовским меркам ставлю 8 баллов.

P.S. В этот раз до пересмотра экранизации не добралась, может позже...

Помню, что она особо впечатления на меня не произвела в первый раз, а после прочтения думаю будет еще хуже.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2010 г.

Эта вещь является одной из лучших — напряжённый сюжет, много по сравнению с остальными вещами философии, символов и аллегорий!!

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 января 2018 г.

Роман о близнеце-паразите, известном писателе и его гниющем альтер-эго.

Не самая яркая книга у Кинга, но однозначно ей стоит уделить время. Хотя бы потому, что написана она в золотой период писателя, когда он злоупотреблял всем подряд, был чрезвычайно плодовит на крутые истории. Роман может показаться немного нудноватым из-за раздвоение главного героя, но ничего, вы справитесь.

Писатель Тед Бомонд пишет мрачные детективы под псевдонимом Джордж Старк. Когда его пытаются шантажировать раскрытием имени (???), он сам демонстративно хоронит «Джорджа Старка» в настоящей могиле с плитой и именем на ней. Угадайте кто восстает и пытается навешать люлей главному герою? Ну вот, а я о чем — хорошая книга.

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх