fantlab ru

Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и Тайная Комната»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.48
Оценок:
8575
Моя оценка:
-

подробнее

Гарри Поттер и Тайная Комната

Harry Potter and the Chamber of Secrets

Другие названия: Гарри Поттер и комната секретов

Роман, год; цикл «Гарри Поттер»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 304
Аннотация:

На втором году обучения в школе волшебников Гарри Поттер откроет в себе связь с Тёмным Лордом, проникнет вместе с друзьями в скрытые доселе места Хогвартса, а также узнает, почему читать чужие дневники может быть опасно.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 1999 // Детская книга года

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия Коста / Costa Book Awards, 1998 // Уитбредовская премия за Книгу для детей

номинант
Премия Гардиан / Guardian Award, 1999 // Лучшая детская книга

номинант
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2000 // Переводная книга фэнтези (Великобритания)

номинант
Мраморный фавн, 2001 // Переводная книга

Экранизации:

«Гарри Поттер и тайная комната» / «Harry Potter and the Chamber of Secrets» 2002, Германия, США, Великобритания, реж: Крис Коламбус



Похожие произведения:

 

 


Гарри Поттер и Тайная комната
2001 г.
Гарри Поттер и Тайная комната
2003 г.
Гарри Поттер и Тайная комната
2004 г.
Гарри Поттер и Тайная комната
2008 г.
Гарри Поттер и Тайная комната
2014 г.
Гарри Поттер и Тайная Комната
2016 г.
Гарри Поттер и Тайная Комната
2018 г.
Гарри Поттер и Тайная Комната
2018 г.
Гарри Поттер и Тайная Комната
2018 г.
Гарри Поттер и Тайная Комната
2018 г.

Самиздат и фэнзины:

Гарри Поттер. Том 1
2015 г.
Гарри Поттер и Тайная Комната
2016 г.

Аудиокниги:

Гарри Поттер и Тайная Комната
2006 г.
Гарри Поттер и тайная комната
2008 г.
Harry Potter and the Chamber of Secrets (аудиокнига на 8 CD)
2014 г.
(английский)

Электронные издания:

Harry Potter and the Chamber of Secrets
1998 г.
(английский)
Гарри Поттер и тайная комната
1998 г.

Издания на иностранных языках:

Harry Potter and the Chamber of Secrets
1999 г.
(английский)
Harry Potter und die Kammer des Schreckens
2000 г.
(немецкий)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2002 г.
(английский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2002 г.
(английский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2004 г.
(английский)
Harry Potter and the Sorcerer's Stone
2008 г.
(английский)
هاري بوتر وحجرة الأسرار
2008 г.
(арабский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2010 г.
(английский)
Harry Potter: Y La Camara Secreta
2010 г.
(испанский)
Гаррі Поттер і таємна кімната
2011 г.
(украинский)
Harry Potter ja salaisuuksien kammio
2012 г.
(финский)
Harry Potter & the Chamber of Secrets
2013 г.
(английский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2014 г.
(английский)
Harry Potter y la Camara Secreta
2014 г.
(испанский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2014 г.
(английский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2015 г.
(английский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2016 г.
(английский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2016 г.
(английский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2016 г.
(английский)
Гаррі Поттер і таємна кімната
2016 г.
(украинский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2018 г.
(английский)
Гары Потэр і Таемная зала
2020 г.
(белорусский)
Harry Potter and the Chamber of Secrets
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Хочешь добиться славы — готовься к долгой, упорной работе»

Вторая книга цикла «Гарри Поттер» написанная в 1998 году Дж. К. Роулинг и ставшая мировым хитом.

Гарри Поттер снова отправляется в школу волшебства и чародейства «Хогвартс», где ему предстоит столкнуться с древним ужасом, обитающим в Тайной комнате.

Лично мне вторая книга цикла нравиться чуть меньше всех остальных. Не знаю с чем это связанно. Скорее всего, с персонажем Златопустом Локонсом. Чтобы не было спойлеров (кто-то, скорее всего еще не читал книгу) скажу, что он как Александр Невский в мире волшебства. Это не минус книги, просто мое личное мнение. Все остальное на высоте. Персонажей становиться больше, все они со своим характером и мотивацией. Мир раскрывается подробнее (нам рассказали про домовых эльфов и упомянули Азкабан). Книга стала немного мрачнее, по сравнению с первой частью. Процесс чтения так же доставляет огромное удовольствие, даже зная книгу практически наизусть.

Рекомендую ознакомиться всем. Своим детям уже читаю, им ужасно нравиться. Я уверен, что когда подрастут, сами будут перечитывать.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тайны Хогварста

***

Вторая книга цикла, как это часто случается, бывает слабее первой. Так называемый «синдром второго сезона», если говорить футбольными терминами. Почему? Да причин много. Первые романы часто удивляют, часто они многое дают о мире, оставляя мало пространства для мироустройства вторых и третий книг. Писатели по-разному справляются с этим. Кто добавляет ПОВов, кто меняет вектор произведения. Учитывая, что у Роулинг только 1 протагонист – Гарри Поттер, учитывая, что вектор менять ей ни к чему (второй год обучения всего лишь!), становится еще интереснее, как автор преодолеет эту гипотетическую проблему. Не стоит тянуть – преодолела. Достойно преодолела.

Итак, Гарри повзрослел на год. После первого года обучения Хогварста, который прошел очень интересно, объёмно и захватывающе, впереди у Поттера новый вызов. Но сперва нужно попасть в школу. А как это сделать, когда тебе мешают? Да еще и самым магическим способом! И ведь Гарри сам-то не может пользоваться заклинаниями. Позже выясняется, что мало просто попасть в школу. Нужно еще и удержаться. А тут, если верить слухам, кто-то открыл легендарную Тайную комнату. Что это за комната? И почему ее так боятся все, кроме слизеринцев? И кто был свидетелем прошлого открытия, имевшего место быть полвека тому?

Опять же, концентрироваться на сюжете нет смысла. Нужно читать. Да и мало кто не читал, не смотрел или не слышал о «Гарри Поттере и Тайной комнате». Зато стоить отметить несколько моментов. Во-первых, второй роман о мальчике, который выжил, чуть меньше первого. Это тоже весьма необычно. Роулинг писала книги о ГП раньше, чем начался мартинизм, ротфуссизм и сандерсонизм (уж простите за каламбур!). Во-вторых, Роулинг значительно прибавила по части художественности и логичности. «Философский камень», если перечитывать книгу и если придираться умеренно, содержал ряд ошибок или неточностей. Да далеко ходить не надо. В самом начале МакГонагалл удивляется, что Дамблдор узнал ее в обличие кошки. То есть ничего, что они вместе работают в школе уже с полвека? Да и то, что Минерва – анимаг, знают даже школьники. В общем, во второй книге таких ошибок намного меньше. Самая явная – это волшебство Добби. Слишком нереально, чтобы Министерство магии не смогло отличить волшебство домовика от волшебства юного мага.

По части персонажей Роулинг не стала хуже. Прошлые герои продолжают обрастать деталями и становится всё реальнее. Много внимания уделяется Джинни, которая поступила на первый курс в Хогварсте. Хотя при первом чтении это можно не заметить. Снегг, МакГонагалл, Хагрид….все они тоже все более объемнее. Но самый главный плюс среди героев – это Златопуст Локонс. Вы только вслушайтесь – Злато пуст. Пустое золото. Локонс – локоны. Пустое вьющееся золото. Имя не то, что говорящее, а даже кричащее. В общем, Златопуст – шикарный персонаж. Его можно не любить, но его нельзя игнорировать. Он будет вызывать массу эмоций – злость, раздражение, смех. Роулинг однозначно угадала с таким героем. Да и сами повспоминайте – у всех, наверное, в детстве был друг (подруга), который любил хвастаться. Неважно чем, неважно с кем. Если вдруг даже не он (она) умел\обладал\получил, то его (ее) брат (сестра) умел, обладал, получил.

Что касается мироустройства, то здесь не особо Роулинг разгулялась. Да, кое-что добавлено по части истории Хогварста, мы видим Нору Уизли, узнаем о Плакучей Иве. Зато Роулинг вновь вкладывается в смысловую нагрузку. Помимо уже привычной темы дружбы и справедливости, читатель включается в вопросы цены и целеустремленности, в вопросы фашизма (а как еще назвать нездоровее стремление Малфоя к чистокровным волшебникам?!). Автор так же уделяет внимание самопожертвованию (Добби). В общем, кругозор тем и вопросов у Роулинг тоже расширяется.

Заключение: отличное продолжение знаменитого цикла. Читается легко, картинка перед глазами сочная и объёмная. Роулинг удалось чуть приподнять планку. Это прекрасный пример речитабельной книги.

10 Поттеров из 10.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Страх перед именем только усиливает страх перед тем, кто его носит». Жаль, что Путин не смотрел «Гарри Поттера» 🙂 В книге этой фразы нет, но роман, тем не менее, великолепен. Такую филигранность я встречал, пожалуй, только в «Заговоре остолопов» Тула. Играет каждая деталь, не забыто ничего. При этом вторая книга сюжетно увязана с первой, что тоже дорогого стоит. А уж параллелизм между добром и злом... Ну да, мы это видели хотя бы в «Звездных войнах», но здесь-то это куда тоньше! Как-то даже не верится, что «Тайную комнату» написала авторша «Философского камня». Небо и земля! Даже не вспомню другого такого случая, когда продолжение романа было настолько лучше первой части. В кинематографе такое случается («Безумный Макс-1» и «2»). Но в литературе вижу это в первый раз.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

До 4-5 книги цикл является полностью детским и читатель, приступая к чтению должен это понимать и принимать, чтоб не было фраз «непонятно почему столько восторгов». Великолепная, талантливо написанная, с пониманием детский мозгов, ценностей и приоритетов книга. Более высокую оценку не поставил не потому, что книга это не заслуживает, а потому, что в оценке мы же выражаем свои собственные эмоции и впечатления от романа, а я хотя и понимаю детские переживания, но в свои 47 лет не переживаю описываемые события с той же глубиной и остротой, как это бы сделал 10-летний ребенок, для которого книга и писалась.

Детям рекомендую к прочтению как один из самых ярких и эмоциональных циклов для детей.

Взрослым ожидающим глубины, юмора и сюжетных крючков «своего размера» не сказать, что не рекомендую — попробуйте, но будьте готовы, что не впечатлитесь, если не станете ребенком на время чтения.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга про приключения Гарри Поттера и его друзей. В этой книге Роулинг начинает открывать историю своего магического мира. Мы немножко узнаем прошлое Волдеморта и Хагрида. За счет этого мир обретает глубину.

Снова здесь есть тайна, которая разгадывается только совместными усилиями друзей, и снова основные качества Гарри, которые помогают ему — находчивость, храбрость, отвага и удача. И вместе с тем книга находится еще в детском сегменте —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все заканчивается хорошо, все живы, все здоровы, все в Париже, то есть в Лондоне

Оценка: 8
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Продолжение несколько раскрывает персонажей и историю Хогвартса, но кажется немного повторением первой части.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень здорово идет, несмотря на то, что в далеком 2007 уже читал роман. Одна из самых любимых частей. К прочтению обязательно! Книга ни разу не детская, абсолютно для любого возраста. Прочитал буквально за пару вечеров)

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

У книги много достоинств — иначе она не пользовалась бы такой популярностью среди читателей всего мира. Думается, к основным из них можно отнести следующие: во-первых, это, конечно, увлекательность. Причём не обыкновенная увлекательность на одно прочтение — таких книг немало. А вот то, что роман прекрасно читается и во второй раз, да ещё и после неоднократного просмотра фильма — это уже говорит о многом. При этом книга у Роулинг написана просто, даже очень просто, так, чтобы понравилась и детям, но при этом написана так, что её ХОЧЕТСЯ читать.

Во-вторых, это образы главных героев, троицы неразлучных друзей. Они не то, чтобы яркие, но какие-то очень правдоподобные и живые. И у Гарри, и у Рона, и у Гермионы свои достоинства и недостатки, но всех их объединяют доброта, честность, мужество в критические моменты, уважительное отношение к другим людям. То есть они выписаны автором так, что им просто невозможно не симпатизировать.

В-третьих, это позитив, которым так и веет со страниц произведения. Да, в нём масса отрицательных персонажей, множество неприятных событий, но при этом читатель ни на секунду не сомневается, что добро в конце концов возобладает и всё закончится хорошо. Ну, и наконец, это юмор. Его в романе не так уж и много (а в фильме, кажется, и вообще нет), но тот, который встречается, непременно заставит читателя улыбнуться.

И чуть-чуть о том, что при чтении особенно в глаза не бросается, но недоумение всё-таки вызывает: при общей логичности и складности повествования остаётся совершенно непонятным, как Джинни, не зная «змеиного языка», открывала Тайную комнату, вызывала чудовище, заставляла его нападать на людей, а затем возвращала назад, в Тайную комнату....

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга поттерианы. Что в творчестве Роулинг прекрасно, так это динамичность: книги становятся немного сложнее, увлекательнее, атмосфернее, расширяются границы мира, но всё строго дозировано, без усложнений там, где это не нужно.

Сюжет идёт по рельсам, знакомым с первой части: день рождения Гарри и сопутствующие этому события, путь в Хогвартс, загадка, над которой трое друзей бьются целый год, и финал. Когда-то «Тайная комната» была моей любимой частью, но спустя годы, конечно, количество ляпов, нестыковок и откровенных глупостей сместили её с пьедестала. И всё же её есть, за что любить. Например, именно здесь впервые появляется Люциус Малфой — отвратительный, как человек, но интересный, как персонаж. Здесь об основателях Хогвартса рассказывают, как об исторических личностях. Здесь же начинает развиваться история Волдеморта, и если в первой книге он был просто типичным шаблонным супер-пупер-злодеем без мотивов и характера, то во второй из плоской картонки он становится более объёмным и интересным. Впервые упоминается и Азкабан, о котором мы не раз услышим в последующих частях.

«Тайная комната» по-прежнему сказка, но уже окрасившаяся более мрачными тонами. История движется, будто по спирали, от отправной точки, «Философского камня», к «Тайной комнате», где рамки расширяются, и читателям предстаёт мир волшебников: всё ещё загадочный и плохо освещённый, но уже очерченный первыми штрихами. Общество волшебников живёт по своим законам и со своими проблемами. Например, поднимается тема чистокровия и доминантности одной расы над другой (где-то мы это уже видели), а также рабства. Для всех волшебников нормально иметь раба-эльфа. Это не считается злом, даже Рон, а его родственники не раз преподносились нам как добряки (впрочем, как бы автор их ни обеляла, мистер и миссис Уизли неприятные люди и кошмарные родители), говорит, мол, его мама жалеет, что у них нет домового эльфа. Это просто норма, как нормой были в той же России крепостные.

Что действительно разочаровывает, так это финальная битва и концовка книги. В «Философском камне» это прощалось, так как первая книга же, сказка, чего ещё ждать, как не победы по всем фронтам и награды с лихвой? Но вторая задаёт чуть более высокую планку, а рояли лезут просто изо всех щелей. Хотелось бы более сильных и вдумчивых сцен, а не стандартного: «Гарри СНОВА очень-очень-преочень повезло, он всех победил, заработал кучу очков для своего факультета, и Гриффиндор ушёл в отрыв».

Не обошлось и без сцен, которые вызывают массу вопросов. Например, ни за что не поверю, что добрая тысяча (плюс-минус) учеников вместе с родителями проходят на платформу 9 3/4 только в одном месте. Это просто нереально. Или почему мистер и миссис Уизли даже не почесались, обнаружив, что младшего сына и его друга нет? Они могли банально трансгрессировать куда-нибудь в туалет (если проход почему-то всё-таки один, и он закрыт), да проверить, куда дети делись. А как все остальные родители обратно возвращались? А палочка Рона? Рон боится попросить у матери новую, и что делает его лучший друг Гарри, у которого в сейфе гора золота? Да ничего. А мог бы хоть на Рождество подарить, уж не обеднел бы. Но отношения Гарри с деньгами во всей серии странные. Он старательно тратит золото на всякую фигню, но когда друзьям нужна финансовая помощь, резко о своём богатстве забывает и делает вид, что его хата с краю.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ну а финальная сцена с Добби? Такое ощущение, будто Люциус никогда в жизни не переодевался и не бросал никуда вещи. Так и вижу Нарциссу, которая самостоятельно стирает, гладит и убирает за своими мужчинами носки. Что мешало Добби подкараулить, выждав момент, поймать положенную/брошенную вещь и заявить, дескать, он свободен? Почему именно сейчас ему вздумалось поймать этот несчастный носок? А тайная комната? Бьюсь об заклад, что тысячу лет назад не было раковин и труб, так почему именно раковина ведёт в тайную комнату?
Неужели те, кто достраивал Хогвартс на протяжении веков ничего не заметили, оборудуя туалеты? Задним числом на интервью Роулинг объяснила это тем, что когда замок реконструировали, одним из преподавателей был потомок Слизерина и он позаботился о том, чтобы вход не нашли. Роулинг любит латать дыры своих книг, сочиняя оправдания на ходу.

Но в любом случае: как наследник Слизерина должен назад выбираться, если в комнату ведёт единственный проход — труба?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как Джинни вылезала оттуда? Превращалась в Человека-Паука? Не могла же она, стоя в туалете, просто позвать василиска. Там громадная пещера и ещё одна дверь, которую змея сама не откроет.

За такое обилие сюжетных дыр книга заслуживает низкой оценки, но это же «Гарри Поттер» с его бесценной атмосферой. Поэтому пусть будет восемь восставших фордиков из десяти. Объективности никто и не обещал.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга о Гарри, который повзрослел на один год и еще один год в Школе чародейства и волшебства «Хогвардтс». В конце первой книги герои столкнулись с настоящим злом, о котором только слышали раньше и поняли, что зло никуда не исчезло, оно затаилось и ищет как бы возродиться и вернуть былую мощь и даже приумножить ее. Поэтому для Гарри и его друзей стало делом чести найти это зло раньше и не дать ему вернуться, только вот враг скрытен и найти его трудно, а он в это время совершает доступные ему темные дела. В этой книге обстановка стала немного мрачнее, смерть витает рядом, только чудом пока никто не погиб, но надо помочь пострадавшим, а также найти источник опасности, а также обелить имя своего друга, да и над репутацией Гарри сгущаются тучи. И, конечно, когда лучший друг попал в беду, медлить было нельзя и Гарри бросается в логово врага, чтобы спасти и сестру друга, и своих других товарищей по школе. И пусть силы не равны, но сила духа, и храбрость позволили Гарри победить. Он был там совсем один, но не бежал, хотя и не был уверен, что не погибнет. В этой книге, как возможно, в ни какой другой проявилась храбрость Гарри. Конечно, все закончилось хорошо, но мы все заметили, что Гарри и его друзья повзрослели, вот он первый шаг в взрослую жизнь.

Отличная, как и предыдущая книга автора, эта книга все еще веет детскостью, но Гарри и его друзья быстро взрослеют и уже здесь нет детской наивности первой книги.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Основы магии, курс второй: шиваизм

В детстве я сильно подсела на серию о Гарри Поттере. Сказывалось то, что я точно была колдуньей в нескольких поколениях, как минимум со времён бабушки, собиравшей коллекции эзотерической литературы в сочетании с рецептами и календарями, посвящёнными самолечению, колдовским приметам и рецептам. Ее дочь больше практиковала психическую магию разрушительного действия. Мне в дар достался особый ум и провидение, навозившиеся на два предыдущих магических круга, завязанных на нестарении и манипуляции психическими иллюзиями. И всё шло как по маслу, пока однажды не дало сильнейший сбой, приведший к суицидальному культизму. В общем, интерес к магии — довольно деструктивная вещь, и самое плохое в этом то, что за счёт фэнтезийной литературы люди пользуются магией неосознанно, как в первой книге о Гарри Поттере, считая, что не получив письма из Хогвартса, им до магии далеко, и вообще вся эта история — детская сказка. Но факт в том, что помимо вымышленного, Роулинг воспользовалась для сочинения историй о Гарри Поттере реальной информацией, обычной для британского кругозора, знакомого с культурой колоний бывшей империи. Для обычных людей сложно определить границы вымысла и реальности, и это делает книгу довольно привлекательной даже для тех, кто вообще не любит подобные волшебные истории.

Но у меня есть несколько историй на грани конспирологии, которые проникают в литературную реальность волшебной действительности и которые выходят из неё. Возможно, Роулинг отличалась тем, что писала книгу по вдохновению, руководствуясь фактографической информацией, и это косвенно позволило сильно углубить вселенную, и, что ещё интересней, углубить ее как раз в сторону подлинного мира. Сказочно-фэнтезийная история о Мальчике, который выжил, в этом плане почти что хоррор, демонстрирующий ужасы колдовской реальности как желанный мир, наполненный героями. Все с точностью наоборот.

1. Усиленный пиар стен Хогвартса и поклонение ему, как началу и источнику колдовства

Начало «Тайной комнаты» почти что в точности напоминает начало «Философского камня»: Гарри Поттеру вновь предстоит повысить значимость не только школы волшебства, но и свою собственную. Домовой эльф Добби вызывает чувство противоречия, заявляя, что Гарри Поттер настолько важен для всего колдовского мира, что ему никак нельзя нарываться на откровенные опасности при встрече с Воландемортом. По сути, Гарри — его двойник. Воландеморт, когда был студентом Хогвартса, очень не хотел покидать его стены, так как ему предстояло возвращаться в приют. Само письмо из школы магии делало его избранным, а на пару и наследственность Слизерина. О последнем он не знал, но позже проникся идеей избранности, когда понял, что является Наследником Слизерина, а значит, человеком, который может исполнить миссию своего предка. Ему буквально навязывается его особенное положение, как и Гарри.

Далее начинается история крестражей. Воландеморт собирает реликвии, связанные с историей школы и его собственной связью с Салазаром Слизерином. О создании крестражей Роулинг ещё не говорит, но их особенность связана с магическим поклонением идолу-божеству. И он — сам Хогвартс.

2. Ребрендинг Гриффиндора

С тех пор, как Гарри Поттер стал учеником Хогвартса, Гриффиндор начинает выигрывать кубок факультетов из-за участия команды Поттера в приключениях, основанных на нарушении школьных правил просто ради противоречия и тяги к аферам. По сути, особенность факультета Гриффиндора — вовсе не храбрость и честность, а именно хулиганство и чувство противоречия. Практически каждого гриффиндорца можно было отправить в Слизерин, но Гриффиндор раскрывал свои двери тем, кто заявлял о своём своеволии. Уизли-чистокровки не хотели в Слизерин из принципа, Невилл — явно по причине учебы убийц его семьи на Слизерина, сам Гарри предпочёл Гриффиндор из-за друзей и неприязни к Малфою. На Слизерина учился сам Мерлин, а его двойник Дамблдор оказался на Гриффиндоре лишь бы похулиганить, хулиганами можно назвать четвёртку Мародеров и близнецов Уизли. Хагрид попал на Гриффиндор, будучи двойником самого Тома Реддла — изгоя, растившего страшную зверушку-питомца, Василиск против Арагога. Думаю, Дамблдор специально давал баллы Гриффиндору6 как прикольчик над Слизерином. Геройство? Может честность? Неа.

Второй эпизод «Тайной комнаты» — глупость о полёте на машине в школу, когда родители Уизли почему-то даже не обратили внимания на то, что двое мальчишек не попали на платформу, а те в свою очередь своевольно угоняют автомобиль — поступают вне любых других вариантов, которые могли быть оказаться более честными. Но дело не в смелости вовсе, а в своевольничали и невоспитанности. К тому же герои-гриффиндорцы очень честно врут.

3. Чистокровные волшебники

Одной из главных тем второй книги становится проблема чистокровности волшебников. Салазар Слизерин хотел, чтобы в школе учились именно такие, поэтому создаёт Тайную комнату с чудовищем, которое бы уничтожало грязнокровок.

Ирония ситуации состоит в том, что чистокровность имеет те же границы, что и в настоящем мире. Существует магия изобарных и магия народная, магия тайных обществ и магия житейская. Вторая-то как раз и распространена среди обыкновенных людей, а первой нужно учиться. Не об этом ли заботился Салазар Слизерин и не за это ли ценится его факультет? Не исключено, что сама школа магии для того и создавалась, и потому все четыре факультета преследовали цель создания тайного общества — тайного мира магии. И те же маглолюбивые Уизли ничем не лучше завзятых аристократов мира магии, потому что отделены от здорового мира и занимаются самой жуткой чёрной магией, но своим гриффиндорским придурством портят замкнутость и избранность, углубляющий те пороки человека, которые и делают его магом, а без крайней порочности магом не стать в принципе. К слову, Уизли говорит о том, что вещь, обладающая сознанием — предмет чёрной магии. Его автомобиль, созданный из магловского фордика, ведёт себя как зверушка с присущими живому созданию чувствами. В этой же книге описаны растения с сознанием. Да, в жизни такого не встретишь, но существует подселение темных сил куда бы то ни было и их давление на сознание через созданное, а в самой вселенной Гарри Поттера все эти вещи входят в компетенции именно темной стороны волшебного мира.

4. Неприятие посмертия

Особенность магии и волшебного восприятия состоит не только в чувстве собственной избранности, но также в неприятии смерти. Поэтому книги Роулинг проникнуты этими мотивами. Не только Гарри, но и, например, Невилл поклоняются умершим родственникам, как героям, давшим им жизнь. Родовой культ идёт нога в ногу с культом Хогвартса. Но помимо этого существует мир привидений — существ, которым в «Тайной комнате» уделено особое внимание. Эти люди попросту не принимают наличие смерти ради содействия собственным страстям. Для Миртл,например, это было желание мести обидчикам, а Почти Безголовый Ник, как и любой колдун принимал обстоятельства за особое избранничество, и невозможность казни обратил в невозможность смерти. Наверняка клуб Безголовых привидений собрал компанию смертников, убитых в особом ключе отношения к смерти, то есть в ее отрицании.

В первой книге тема бессмертия связывалась с Философским камнем, как особой волшебной ценности, к которой стремились маги и в реальной истории. Здесь же возникает первое упоминание о способе сохранить себя в дневнике — почти что сочетание культа себя самого с культом родственности создателю замка (так как дневник замыкался на истории Тайной комнаты) вместе с чисто магическим неприятием смерти.

5. Ещё немножко о крестражах

Дальше читатели узнают, что дневник был одним из крестражей наравне с самим Гарри Поттером. Возможно, Роулинг придумала эту концепцию чуть позже, потому что сейчас эта история выглядит мутно. Я уже сказала, что крестраж должен быть объектом поклонения, а маги — это люди, зачастую поклоняющиеся самим себе, так что Златопуст Локонс оказывается на страницах книги очень в тему. Не в тему оказывается история превращения самого Гарри в крестраж. В контексте истории Роулинг и внутреннего литературного мира произошёл казус. Мать Гарри приносит себя в жертву, заключив магическую сделку. И так как Воландеморт ее нарушает, убив вместе с Лили Поттер и ее сына, заклинание срабатывает не так как нужно, что расщепляет душу Темного Лорда, а Гарри делает носителем части души темного волшебника. На самом же деле история выглядела так, что за мальчиком Воландеморт стал охотиться после предсказания, в котором упоминалось, что возможно именно он погубит его, и вся история с бессмертием, так тяжело давшемся Воландеморту, накроется медным тазом. Когда Тёмный Лорд проникает в убежище Поттеров, дверь в детскую была забаррикадирована. За ней оказывается Лили, усиленно предлагающая убить именно ее вместо Гарри. Скорей всего она прекрасно знала, что Воландеморт убьёт и сына, но ей, как гриффиндорке, нужен был прикольчик. И прикольчик этот оказался на уровне самой чёрной из всех темных искусств — скорей всего за закрытой дверью она провела ритуал создания крестража, обьектом поклонения был ее сын, для завершения требовалась жертва. По законам вселенной Гарри Поттера крестраж случайно быть создан не может — это дело сложного темного ритуала, что делает Лили Поттер довольно сильной темной волшебницей. О любви тут речь не идёт — любовь не предполагает разрушение чужой души да и особое почитание ребёнка. Спасения не происходит — происходит создание нового поколения магов — магов родового культа и магов, вдохновленных силой глубинной магической мощи.

В реальности создание «крестражей» действительно имеет свои практики в шиваистский культе как создание идолов проявленного божества в виде танцующего божка, либо в виде лингама. Кстати, Шива — заклинатель змей. На уровне популярной магии как процесса расщепления души с неосознанным идолопоклонством (именно это отличает профанную магию от магии настоящей и древней) такая практика, конечно же, основана на неадекватном сексуальном и семейном взаимодействии. В обоих случаях происходит убийство и самоубийство людей, как на физиологическом уровне, так и на психическом. Так поступает и Лили Поттер, убив себя, уничтожив вместе с собой сына и своего убийцу.

6. Где же светлая сторона?

На самом деле в книгах о Гарри Поттере нет добра. Потому что белой магии не существует. Если проследить, преподаватели защиты от темных искусств являются злодеями. Само магическое сознание отрицает добро как таковое. Добро может существовать только вне магического мира, и даже чудной Локонс обретает адекватность и добрый нрав в забытье себя, заявлявшем «Я — волшебник”.

Книга о Поттере неплоха только в этом контексте — когда понимаешь реальную сторону, а не наивно принимаешь игру в хороших и плохих лицемерных злодеев. Я бы считала перевод Спивак более приемлемым из-за шуточности некоторых названий, не позволяющих полностью проникнуться чувствами персонажей в нежелании причастности к шуточкам. Но быть гриффиндорцем-приколистом трендовей, чем аристократически избранным слизеринцем, чем стремящимся за суетным любителем пустых секретов и тайн когтевранцем или чем приземлённым любителем волшебного огорода и кухни хаффльпафцем. Нужно понимать, что все это — лишь зло под ничего не значащими формулировками. А в целом, я бы сказала, что вторая книга в плане создания волшебного мира более цельна, чем в плане сюжета, практически полностью повторяющего пути первой истории: реклама волшебства — навевание ужаса в нескольких актах — провокация напороться на неприятности — подстава профессора защиты от темных искусств — лживое морализаторство Дамблдора с раздачей очков. С точки зрения адекватного поведения — много несуразностей и случайностей, для магического мира же такая постановка вопроса — игра в импровизацию, впитывающая подтасовку как подлинную историю и заявляющая, что случайность — целенаправленное действие воли и исполнения ритуала.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга про всемирного известного мальчика — волшебника. Поширше раскрывается мир волшебников, присутствуют живописные картинки путешествий через камины с помощью волшебного пороха, не говоря об эпическом полете на стареньком форде из Лондона в Хогвартс.

Сам главный герой — все та же смесь несчастного Золушка в мире маглов и юного супермена в волшебном мире. Интриг в книге несколько, страх и ужас, и Тот-кого-нельзя-называть, Малфои лютуют, полукровки трепещат, а Гарри с верным корешем Роном, спасшим чудо-ребенка из-под домашнего ареста, в очередной раз совершают подвиги.

Все интересно, но странно, что колдуны чтят одновременно Хэллоуин и Рождество, а также Пасху, что нелогично. И конечно, характерная тупость педсостава в Хогвартсе. А ежели бы не было второкурсника Поттера, им всем в разгон, а альму-матер на замок?

В общем, рекомендовать шедевр нет необходимости, а в вопросах выбора перевода, также считаю лучшим Росмэновский с корректировкой Шеина.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
'Exactly,' said Dumbledore, beaming once more. 'Which makes you very different from Tom Riddle. It is our choices, Harry, that show what we truly are, far more than our abilities.'

Раньше говорили, что это одна из самых мрачных частей о Гарри Поттере (пока не вышли пятая и седьмая книги). Но, как бы то ни было, приключения известной троицы школьников-волшебников продолжаются. В основном ещё детские и наивные, но местами уже начинают приобретать более суровый характер. Если в первой части мы лишь слегка знакомимся с классовым неравенством этого волшебного мира, и только отчасти, со слов Malfoy junior, понимаем, что родители-не-волшебники это не совсем есть хорошо. И вот, во второй части мы встречаем одно из самых ругательных слов 'mudblood'. В мире волшебников, стремящихся к чистоте крови без примеси от обыкновенных людей, те ученики, у кого родители не имеют никакого отношения к миру волшебства, считаются mudblood (грязнокровками, если обратиться к переводу РОСМЭН). Казалось бы, как только школьники не обзываются, чтобы посильнее обидеть сверстников. Но это поощряется (или не запрещается) самими преподавателями. Не всеми, конечно. Draco Malfoy в присутствии, — не будем показывать пальцем кого, professor Snape, — сожалел, что одну из грязнокровок уже не смогут убить, ведь она уже пострадала и не попадётся. А профессор? Он просто игнорирует этот комментарий, словно не расслышав его. Означает ли это, что Snape согласен со своим учеником, или он всего лишь придерживается принципа «чем меньше грязнокровок, тем лучше», тем самым поощряя подобное поведение студентов. На этот вопрос всё сложнее становится дать ответ, когда ты знаешь всю историю professor Snape.

Ещё одно немало важное новшество (опять же, «спасибо» чистокровным волшебникам) это house elves. Угнетённые рабством и жестоким обращением, эти магические существа хранят верность своим хозяевам. За непослушание hous rlves могут получить наказание от хозяев (хотя, не обязательно только за непослушание, ведь беззащитное существо можно и просто так пнуть), но в первую очередь они наказывают сами себя (например, побить себя самому).

Всё это позволяет нам ближе познакомиться с миром волшебников, а также узнать его с совершенно другой стороны. И после этого стоит задуматься: так ли хороша и сама магия? Да, мы ещё не знаем о существовании horcrux. Но сам факт того, что есть некие магические предметы, которые могут завладеть волей или вытянуть жизнь, заставляет задуматься о главном. Магия хороша до тех пор, пока находится в добрых руках и разумно используется. Сколь велики не были бы открытия, они не должны базироваться лишь на личных благах. А как мы можем наблюдать не только в этой книге, но и в следующих, Voldemort использует чужие жизни как расходный материал.

Но не смотря на все эти недостатки (или правильнее будет сказать, недостатки поведения человека) мир магии прекрасен. Он полон необычных, порой опасных существ (Aragog не виноват в том, что хищник), полезных растений (пресловутая Mandragora), знаний, ужасных, но великих.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что отличает усердного автора от обычного? Постоянная работа над ошибками. Как правило, такие писатели даже после удачного дебюта учтут ошибки своей первой работы и вторая их книга будет лишена многих недостатков предыдущей.

К таким авторам относится и Джоан Роулинг, которая в «Тайной комнате» учла многие ошибки «Философского камня». Проработала над атмосферой, расширила мир книги и добавила несколько интересных персонажей. Можно только восхищаться, что попав под денежный дождь, Роулинг продолжила работать над собой.

Как и первый роман о Гарри Поттере, «Тайная Комната» начинает свой путь по дебрям сюжета в доме Дурслей, где юный волшебник со шрамом в виде молнии на лбу уже обзавелся собственной комнатой и покинул чулан под лестницей из предыдущей книги. К успеху паренек идет.

Но на самом деле не все так радужно. Семья его тетушки до сих пор его гнобит и бедный Поттер не знает, как ему с ними жить. А тут еще какой-то сумасшедший эльф Добби появляется из ниоткуда в спальне Гарри и говорит маленькому волшебнику, что в Хогвартс ему нельзя, ибо там его ждет беда.

Но хмурое течение будней Поттера нарушает рыжие головы братьев Уизли, которые буквально вырывают Гарри из Дурслей и забирают к себе. Ну а потом стандартный поиск учебников для второго года обучения и нестандартный полет до Хогвартса.

В общем, начало слишком затянуто. Да первые месяцы пробывания Гарри, Гермионы и Рона в Хогвартсе, тоже довольно будничны. Но все меняется ближе к середине книги. В школе кто-то превращает учеников в парализованных болванчиков, а на стенах появляется надписи о том, что наследник Слизерина вернулся и он разберется со всеми немагорожденными.

Тут мы получаем и поиски наследника, и загадочную тайну из прошлого, предположения о том, с помощью чего жертв парализуют. Гарри и его друзьям пришлось попотеть, чтобы во всем разобраться. Ну а юному читателю попотеть вместе с ними, потому что во всем разобраться сразу не получится. А благодаря загадочной и по-британски мрачной атмосфере сюжет становится увлекательным. Жалко, что первая половина романа не так захватывает.

Герои “Тайной комнаты» почти не изменились с первой книги. Гарри каким был, таким и остался. Рон продолжает сыпать мрачными комментариями, в общем, по-прежнему развлекает маленьких читателей. Также мы намного ближе знакомимся с семьей Уизли, что больше помогает понять этих рыжих весельчаков.

Из героической тройки более всех изменилась Гермиона, точнее не изменилась, а показала черты своего, как оказывается, многогранного характера. Так как она родилась в обычной семье дело наследника Слизерина напрямую касается ее и она вопреки своему обыкновению нарушает многие правила школы и подталкивает мальчишек на такие же преступления. Все ради благой цели, разумеется.

Ну и в отличии от «Философского камня» во втором романе о Гарри персонажи второго и третьего плана оставляют заметный след в сюжете. Больше всего заметен Гилдерой Локхарт, который выглядит как Басков, и является автором множества книг о своих магических похождениях. Теперь он преподает в Хогвартсе Защиту от Темных Сил. Разумеется, он самовлюбленный болван, который завидует славе Поттера и нее забывает упомянуть о том, что его улыбка признавалась лучшей в чародейском мире 5 лет подряд.

Со стилем Роулинг проблем почти никаких нет. Разве что затянутое начало немного портит впечатление о книге. А так сюжет очень хорошо выстроен и его развязка кажется логичной. Ну распихивать секреты по ходу истории Роулинг научилась еще и в предыдущей книге.

Диалоги все также наполнены юмором, где-то даже тонким. А атмосфера стала еще мрачней, но чтобы не отпугнуть детей Роулинг ввела несколько забавных персонажей, вроде Локхарта, чтобы они контрастировали с атмосферой.

Заплатив провисанием сюжета в начале, Роулинг занялась описанием будней Хогвартса, устройства мира магии и многих других вещей, которых не хватало в предыдущей книги. Это помогла как раз создать подходящую атмосферу и ответить на вопросы о мире Поттера из первой книги.

Работа над ошибками удалась, одним словом. Мир окончательно обрел целостность, свой антураж и атмосферу. Совместить все это без ущерба для сюжета не получилось, но не все сразу.

***

Вторая книга о Поттере сильней предыдущей. Сюжет изобилует тайнами и загадками, атмосфера накрывает с головой, а новые персонажи веселят пуще прежних. Шероховатости в тексте и сюжете остались, но работа над ошибками у Роулинг видна.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну вот огонь цыкл про Гарри продолжается вторая книга прочитана.Очередной учебный год пройден все немного подросли узнали больше о магии посетили новые места и раскрыли очередную тайну.Книга оказалась не менее интересной чем первая часть невозможно было оторватся как будто прожил с героями ее там.Держит до конца в напряжении не хуже первой может даже лутше герои ведь уже сплотились сильнее на втором курсе обучения и вместе с ними как то чуствуеш прямо ето колективное тепло.Так же есть небольшие разбежности с кино но так всегда.Книга понравилась больше фильма в фильме каа то не цыпляет так как читаеш книгу и переживаеш все с героями прямо там.Всем рекомендую данный шедевр в виде второй части и всем добра.Перехожу на следуйщий курс всем до встреч в новом году обучения;)

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх