FantLab ru

Джин Вулф «Пыточных дел мастер»

Пыточных дел мастер

The Shadow of the Torturer

Роман, год; цикл «Брия»

Перевод на русский: Д. Старков (Пыточных дел мастер), 2000 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 64

 Рейтинг
Средняя оценка:7.76
Голосов:421
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Юный Северьян, вначале ученик, а затем подмастерье Ордена Взыскующих Истины и Покаяния, или проще говоря, Гильдии палачей, совершает тяжелый проступок, который по обычаю гильдии карается смертью. Но мастера рассудили иначе, и теперь подмастерью предстоит долгая дорога в отдаленный город Тракс на должность местного палача.

© Nog

Входит в:

— цикл «Брия»  >  роман-эпопею «Книга Нового Солнца»


Награды и премии:


лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1981 // Роман

лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1982 // Роман

лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1990 // Научная фантастика - Роман (США)

лауреат
Финская премия "Блуждающая звезда" / Tähtivaeltaja-palkinto, 2013 // Научно-фантастическая книга (США)

Номинации на премии:


номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1981 // Лучший НФ-роман. 3-е место

номинант
Небьюла / Nebula Award, 1980 // Роман

номинант
Балрог / Balrog Awards, 1981 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Зарубежная книга (США)

номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2013 // Книга фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Пыточных дел мастер
2000 г.

Издания на иностранных языках:

The Shadow of the Torturer
1986 г.
(английский)
The Book of the New Sun, Volume 1: Shadow and Claw
2000 г.
(английский)
The Book of the New Sun: Shadow and Claw
2011 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 ноября 2012 г.

Джин Вулф — один из редких писателей, которые изначально предполагают, что читатель — существо разумное, а потому, нечего ему разжевывать — все поймет сам по ходу действия. Поэтому, как правило, кидает он нас в самую гущу событий, заставляя поработать головой, выискивать разбросанные по тексту намеки, обмолвки и мелкие кусочки мозаики. И этот роман — не исключение из этого «вулфовского» правила.

В этот раз отправляет нас Вулф в очень далекое будущее, когда расцвет Земли — нет, теперь Урса — уже миновал. Странный и противоречивый мир: здесь обветшание и распад, невежество и падение нравов — в порядке вещей, а общество расколото на классы и подклассы, существующие по строгим правилам. Здесь продолжают работать самые передовые технологии, смысл и назначение которых уже прочно забыты, бродят устрашающего вида неизвестные создания, а правящая элита так далека от простого народа, что стала почти легендой. И это — мрачный, жестокий и обманный мир, где читателю очень легко потеряться или попасть в ловушку неверно истолкованных героями понятий и фактов.

В этом мире живет наш главный герой — молодой Северьян, сначала — ученик, а затем — подмастерье Ордена Взыскующих Истины и Покаяния, пыточных дел мастер, палач, преданный своему жестокому ремеслу всей душой. Роман — его рассказ, уже многоопытного человека о днях молодости. И это — вторая ловушка для читателя: ведь ты никогда не знаешь, правду ли сообщает рассказчик, верно ли его восприятие действительности, или мы получаем лишь осколки фактов и отголоски чувств, искаженных прошедшими годами.

Понравился ли мне этот странный и пугающий мир? Очень. Хотя, иногда, было достаточно тяжело не потеряться среди деталей и пространственных описаний. Но это — не первая моя книга Вулфа, и по опыту я знаю, что именно среди этих строк может быть спрятано необходимое для понимания всего действия — слово, идея, намек.

Но есть в романе несколько вещей, которые искупают все проведенные за чтением описаний и слежением за неспешно развивающимся сюжетом часы. Первое — притягательная личность самого Северьяна, который при всей его преданности страшному своему ремеслу, обладает извращенными, но все же, милосердием и человечностью. И второе — несколько потрясающих по эмоциональному накалу сцен. Хотя бы та, когда Северьян исполняет первую в своей жизни самостоятельную казнь, и толпа жадно тянется к нему, страстно желая впитать последние мгновения страха и боль жертвы, смакуя кровавые подробности. Жутко, отвратительно и правдиво...

Роман обрывается, не ответив ни на один вопрос, побуждая и завлекая отправиться с Северьяном в долгий путь, оставить пыльный, полуразрушенный город с его безумной и жадной до крови толпой, тайнами и интригами, пуститься вдогонку за загадкой Когтя Миротворца.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2009 г.

Совершенно необычный роман. Я пытался смотреть на него под разными углами, раз за разом отбрасывая шелуху. Не одна попытка понадобилась мне для того, чтобы понять, на что следует обращать внимание, что на самом деле следует искать. Я спотыкался на каждом шагу, ломая стереотипы своих ожиданий, освобождаясь от рамок, в которые сам себя когда-то заковал. Озарение пришло не сразу.

Ценность романа не в сюжете, который не блещет динамикой, разветвленностью сюжетных линий, неожиданностью сюжетных поворотов. Не в психологизме событий, не в эмоциональном вовлечении читателя в происходящие события, которое, признаюсь, полностью отсутствует. На мой взгляд, это единственный существенный, хотя и субъективно определяемый недостаток произведения, мешающий поставить роману высшую оценку. Черт возьми, ценность романа даже не в самих по себе описаниях мира, нам непривычного и столь от нас удаленного. Ожидание описаний ради самих описаний, ожидание многообразия красок было последней и, наверно, наиболее тонкой ловушкой среди тех, в которые мне довелось угодить. Вулф выписывает декорации мира спокойно, со всей возможной тщательностью. Но чтобы эту скрупулезность оценить, нужно либо немалое терпение, либо умение сходу прочувствовать авторский ритм. Последнее не каждому дано.

Много времени прошло с той поры, как я в первый раз открыл книгу Нового Солнца. И совсем мало – с того момента, как я открыл ее для себя. Главное достоинство романа, в моем понимании – это особенности изложения, благодаря которым написанное действительно воспринимается как летопись, как повесть о реальных событиях далекого будущего, неведомо как попавшая в наше время. Не декорации мира творит Вулф, но сам мир, столь же реальный, как и тот, что окружает любого из нас, столь же обыденный и столь же чудесный. Потому естественна и не скучна линия жизни Северьяна, потому и классифицировать книгу так же сложно, как жизнь. Первый роман цикла четко дает понять: Книга Нового Солнца – это та грань вымысла, за которой находится реальность.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 января 2016 г.

Хочется уже в рамках своей собственной классификации авторов и произведений учредить новую категорию. Названную допустим так: нечитанный шедевр неведомого мастера. Шедевр именно до тех пор, пока еще не прочитан, а под личиной мастера не обнаружен некто, весьма сильно смахивающий то ли на графомана, то ли на шарлатана...

Возможно, то, что сказано чуть выше, является откровенно предвзятым и лишенным всяческой объективности суждением. Но ежели бы я хотел быть объективным, то устроился бы на работу в институт цитологии и генетики, а ежели читаешь книжки ради получения эмоций, а не ради добычи тонн руды полезной информации и выработки из нее слитков знания, то всяческую объективность здесь к делу не пристегнешь...

Складывается впечатление, что этот роман и следующий за ним «Коготь Миротворца», являющийся близнецом сего творения, сочинялись без руля и ветрил. Герои куда-то там идут, что-то с ними происходит, на читателя падают никак не связанные друг с другом сведения о некоем мире, принципы устройства которого похожи на комнату эпохи барокко. В смысле, множество всяких завитушек и финтифлюшек, всяких мифологических статуэток, различное украшательство и изобилие навязчивой вычурности. Очень красиво, но сам жилец такой комнаты ощущает себя человеком, пришедшим сюда на экскурсию. А жить здесь не очень уютно...

Очень хочется вырваться за пределы этого неуютного, душного, оранжерейного мира. Но не судьба. Весь первый роман посвящен тому, как главный герой шел из центра города к его стенам. Второй роман тоже не очень как-то продвинет действие к чему-то стоящему внимания...

Возможно потому, что мистер Вулф все время сбивается на описание постельных утех главного героя. Каковые резко противоречат основному посылу романа. Так много рассуждений о том, что палачей и казнедеев все презирают неимоверно и жутко, но тут же роковые красавицы и благородные аристократки вкупе с целомудренными доселе девицами с превеликой охотой выпрыгивают из платьев и юбок ради того, кто является по общему мнению гнусным субъектом и мерзостью несказанной...

Такие логические прорехи у Вулфа кишат. То юный палач неимоверно коварен, то весьма наивен. То практически непобедим, то беспомощнее котенка. И так далее, и тому подобное...

Однако, все это увенчано обилием литературных премий. То ли и впрямь фантастике с фэнтези тяжко приходилось в годы рейганомики, то ли я чего то не понимаю. Вот что я точно не понимаю, как компенсировать время, потраченное на книгу ни о чем...

Оценка: 6
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 июня 2008 г.

Как необычен главный герой, так необычны и декорации, в которых ему приходится действовать. Возможно, декорации даже важнее. Урс явно клонится к гибели под гаснущим солнцем. Впрочем, люди, живущие тут, мало задумываются о грядущем – их и настоящее-то волнует лишь настолько, насколько проникает в их повседневную жизнь. Вот так вот живут они в разрозненных кусочках этого самого мира, решая свои мелкие проблемы и не имея никакого представления о происходящем вокруг. Ну, то есть, вроде как всем известно, что есть где-то там Автарх, правящий Урсом, и есть аристократ Водалус, выступающий против него, но дела никому до этого нет. Странный мир этот Урс, таинственный и непонятный – здесь воспоминания о космических перелетах соседствуют с практически феодальной реальностью, зверолюди и великаны сменяются роботами и инопланетянами, и при этом это многообразие вовсе не выглядит чем-то неестественным, любой элемент занимает положенное ему место.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2008 г.

Еще один авантюрный роман в декорациях столь любимого, как авторами, так и читателями средневековья. На сей раз средневековья на закате цивилизации, без всякого там волшебства и магии... И хотя фантазия автора достаточно изощренна и местами вещь читается совсем неплохо, в целом повествование выглядит достаточно скучным. Да, мир прописан с тщательностью и выглядит вполне живым, но что из того, если за этим ничего больше нет: ни проблем, ни идей, ни ярких героев... — один голый сюжет.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 августа 2015 г.

На «Ученика палача» я возлагал большие надежды. Как известно, книги, действие в которых происходит в очень отдаленном будущем — товар практически штучный. Кроме «Ученика палача» на ум приходят разве что только «Ночная земля» да «Город в конце времен». Работа с темой далекого будущего — дело ответственное, кому попало ее не поручают. Но и Джин Вулф — не какое-то там юное дарование, а матерый фантастище, закаленный мифами Ктулху и популярным в прошлом веке попаданством. А тут товарищ Вулф еще делает ход конем и дерзко заявляет, что его книга, ни много ни мало — «воспоминания о будущем», своего рода пророчество, то бишь через энное количество лет, все, что в ней описано, произойдет на самом деле. Такие громкие заявления требовали немедленной и тщательной проверки, поэтому я не мешкая приступил к чтению.

Увы, вердикт неутешителен — даже такой подготовленный гражданин, как тов. Вулф с задачей не справился. Главный недостаток — книга растянута просто неимоверно. После руления по аэродрому — нудного вступления и завязки, занимающих, хм... что-то около трети романа, сюжет, наконец, выезжает на взлетную полосу: наш герой получает назначение в некий Град-без-окон и отправляется в путешествие! Ура! — думам мы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кстати, выгнали нашего героя из Гильдии потому как в нужный момент он не смог удержать, скажем так, свой меч в ножнах.

Наконец-то закончатся нудные философствования и мы отправимся вместе с Северьяном в дальний путь, полный приключений, загадок и невероятных картин чужого мира! Несколько настораживало, правда, то, что с таким темпом повествования до конца книги Северьян не то что в Град-без-окон (который располагается где-то у черта на рогах), до городских ворот не доберется.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ха-ха, самое смешное, что ровно до них он и успевает добраться к концу первой части.

Но на самом деле все еще хуже. Автор как будто забывает про сюжет как таковой и начинает изливать на нас какой-то мутный поток сознания. При этом направо и налево попирая жалкую логику никчемных людишек.

Северьян то играючи отвешивает тумаков подготовленному сотруднику правоохранительных органов, то не может справиться с каким-то дохлым лавочником. Он то разочаровывается в женщинах, то очаровывается первой встречной юбкой, то ловко раскрывает мотивы собеседников, то ведется на простейший развод как школьник.

Короче говоря, герой не живет своей жизнью, а идет на поводу у авторской фантазии. Это было бы еще ничего, если бы у автора был какой-то замысел. Но его — см. выше толком нет. В итоге получается, что покинув гильдию, Северьян творит совершенно алогичную, немотивированную, лютую ахинею. Весьма подробно и детально описываемую автором.

Очень сильно раздражает, что герой для мыслительного процесса вместо головного мозга использует гениталии. ВСЕ проблемы, которые у него возникают, появляются именно от того, что опять-таки меч не вовремя покинул ножны. Герой может быть мерзавцем, но он не может быть дебилом. Это напрочь убивает желание следить за его судьбой.

Единственное, что хоть как-то оправдывает тов.Вулфа в глазах общественности — это детали и второстепенные персонажи. Мир Северьяна описан хоть и очень фрагментарно, зато богато. Смесь высоких технологий и средневекового уклада жизни выглядит яркой и достоверной. Некоторые фразы можно смело отливать в граните и высекать в бронзе. Например: «Мастер Гурло был сложным человеком, но казался простым. Точнее он вел себя так, как должен вести себя простой человек по мнению человека сложного.»

Но, как ни печально, даже это не спасает. «Ученик палача» — аморфное, бессвязное и ужасно затянутое повествование с несимпатичным героем. Стоит ли терпеть все это ради некоторых плюсов, пускай даже и довольно весомых, — решайте сами.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2016 г.

Бред, бред, бред, лютый, беспощадный бред!

Редко какая книга вызывает такую смесь разочарования и непонимания, из серии «на кой черт я все это сейчас читаю??!!»

Такое ощущение, что за жонглированием словесными образами и сюжетными событиями скрылся фасад сумасшедшего дома, а все герои, начиная от совершенно деревянного Северьяна и заканчивая цирком уродов «театральной труппой доктора Талоса» — пациенты этого богоугодного заведения.

Сюжет, стартующий рваной и нелепой сценой на кладбище, опять же ученик гильдии Палачей, Северьян, бредущий неведомо куда и, вероятно, толком не осознавая за чем, как робот.

Даже все происходящее, нелепый вызов на дуэль, блуждание по гротескным Ботаническим садам в поисках цветка-оружия, воспринимается им с покорностью автомата, без каких-либо эмоций.

В добавок все это подается под обильным соусом истерично-бредовых словоизлияний второстепенных персонажей, Талос, Иоланта, старый библиотекарь, запамятовал его имя,Дорокас, Гофур (от этого буйнопомешанного даже сам Северьян старается отделаться и вечно теряет непрошеного раба).

Читать главы посвященные театральным постановкам было для меня сущей пыткой, что в первой книге, что в Когте Миротворца, так как это абсолютно бессмысленный поток сознания занимающий целые главы и никак не связанный ни с сюжетом (который в книге условен, пойди из точки А в пункт Б, искупи свою«вину»), ни с реальными героями...

И все это происходит в казалось бы интереснейшем мире далекого будущего, на умирающей, погруженной в декаданс Земле, где руины древних городов сопоставимы с небольшими королевствами, а башни и дворцы являют собой остовы космических кораблей.

Но ударная доза умопомешательства и сюра не дает возможности насладиться такой концепцией мира, прискорбно.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2013 г.

Сложный, как будто потусторонний роман.

Автор пишет на том уровне, когда уже может себе позволить быть непонятым или, по крайней мере, быть понятым не так и не до конца.

Но он и не ставит себе такой цели.

В романе больше внимания уделяется особенностям психологии и восприятия жителей Урса, нежели развитию сюжета и персонажей самих.

Автор не автор, а переводчик, цель которого оставить всё как есть, но лишь сделать текст доступным землянам.

В общем стоит читать лишь тем, кто уже достаточно повидал в литературном широком поле.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2011 г.

Удивительный роман. Богатый мир, и очень вязкое повествование. Северьян путешествует по миру своих воспоминаний, в данном случае вспоминает о начале своего пути, о том, как он, молодой подмастерье гильдии палачей (где еще вы встретите такого героя?), путешествует по умирающему Урсу, и встречается с удивительным... Честно говоря, первую половину романа читать было скучновато, но зато примерно последняя треть его оказалась очень интересной. Но главное — после прочтения романа действительно хочется узнать, что было дальше...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2014 г.

По-видимому, следует читать дальше, но такое желание исходит скорее от ума, чем от сердца. Действие пока не увлекло, а описанный мир мутен и непонятен. Нельзя сказать, что дело именно в этом, потому что как раз непонятность и увлекает, тем более — все эти намеки на развитую цивилизацию. Скорее, не понравился мне стиль повествования: тяжелый и однообразный. Можно сказать, что вот, мол, такова манера ГГ... но читать всё же хочется с удовольствием.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2017 г.

Подкупило название. Первую книгу думал даже бросить — стиль нестандартный, много информации, ничего не понятно) Но потом... Это волшебство, восхищение! Да, это не обычная фэнтези книга и на фантастику не очень тянет, но от этого она только выигрывает. Неспешное повествование как хороший апперетив — томно подводит к лучшему блюду. Все кто тут поставил ниже 9-ти так ничего и не поняли, надеюсь не на всегда) В общем не смотрите на плохие отзывы и не бросайте первую книгу и будет вам счастье!

Мы есть твой Автарх!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 ноября 2016 г.

Довольно унылое и затянутое произведение с обилием «воды». Думаю, треть объема, а то и больше, можно смело выкинуть. Сюжет сам по себе не плох, и развивайся события побыстрее, может быть я бы и не заскучал при чтении. Сам мир получился довольно колоритным, однако ни в какое сравнение не идущим с «Глазами чужого мира» Джека Вэнса. Там нет эстетики умирающей Земли, тоскливого очарования упадка, как, в той же Саге о Кугеле и некоторых рассказов Вэнса из той же вселенной.

Мы видим довольно стандартное средневековье, какие-то интриги, почти детективный сюжет, но все это слишком невнятно, слишком разбавлено пространными рассуждениями и долгими разговорами. В общем, не ждите многого от прочтения этого романа. Если вам хочется по-настоящему окунуться в мир далекого будущего, который приближается к своей гибели, читайте Сагу о Кугеле (она же «Глаза чужого мира) «Темное солнце» Ф.Фармера или «Теплицу» Б.Олдисса.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 июля 2015 г.

Никак не могу согласиться с теми отзывами, где уверяется, будто в книге — один сюжет. Правда, надо признать, что русские переводы не очень-то хороши, а иллюстрации к русским изданиям просто ужасны (я читал по-русски и по-английски). Наоборот, там очень тонкая психологическая игра персонажей, и очень много значит ощущение прогресса «ушедшего в песок», который ни к чему не привел — ни к настоящему выходу к звездам, ни возникновению «нового человека». Как же человеку выйти из этой ловушки? Что об этом говорит автор, раскрывать не буду. Но вот несколько примеров замечательных писательских находок автора. Старик, реставратор в музее, которого встречает герой, посланный с письмом в библиотеку за книгами для аристократки-заключенной, чистит картину, в которой мы ( но не люди будущего) еще можем узнать известную фотографию американского космонавта на Луне (с диском Земли на заднем фоне). Герой встречает странную пару — гиганта Бальдандерса и его спутника доктора Талоса. Они-то как раз, с точки зрения людей будущего, причастны первоклассной магии, хотя на самом деле Бальдандерс это своего рода доктор Фауст (стремясь к бессмертию, он сумел только добиться того, что растет неограниченно), он разыскивает и использует забытые знания предков, торгует с инопланетянами — а доктор Талос это созданный им себе в помощь гомункулус. Автор очень тонко умеет сочетать психологию и элементы романа ужасов — например, есть хищник, завезенный с другой планеты, который на время может усвоить личность съеденного, чтобы лучше охотиться за новыми жертвами. Его ферментами пользуются повстанцы, пытаясь усвоит знания своих противников. В океанах завелись инопланетные чудовища, напоминающие чудищ древних мифов — Эребус, Абайа, Сцилла. Они не могу выйти на сущу, но пытаются подчинить сухопутные народы... Наоборот, на мой взгляд, прекрасный роман, который понравится всем тем, кто любит не только быстрый сюжет, драки и стрелялки

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2014 г.

Да простят меня любители всевозможных Летописей и Хроник, но здесь мы имеем дело с самыми настоящими Мемуарами. Тем более что сам Вулф признаётся что является всего лишь переводчиком и адаптатором текста, который неведомо как попал к нему из далёкого-придалёкого будущего. В данном случае термин «далёкого-придалёкого будущего» не подразумевает наличие нано-и-прочих-иже-с-ними-технологий, всеми нами любимых роботов, космических кораблей и искусственного разума. Точнее, человечество настолько зажралось, что успело всё это в назидание потомкам... кхм... утерять. И теперь Мир Урса напоминает больше древнюю Англию, с некоторыми оговорками. В память о былом величии остались лишь многочисленные артефакты, да корпуса космических ракет-башен. Повсюду царит атмосфера всеобщего запустения и разрухи. Теперь вас не должно удивить то, что на фоне всего этого безобразия, рассказ поведёт адепт некогда великого и процветающего Ордена Взыскующих Истины и Покаяния, а в простонародье попросту Гильдии Палачей — молодой Северьян. Общая мрачная атмосфера, вкупе с манерой изложения и профессией главного героя (я не психолог — но лёгкая степень аутизма здесь налицо) делают текст трудно-перевариваемым и неопытного читателя могут вогнать в депрессию. Простенький рваный сюжетец клееный фантасмогоричными видениями, воспоминаниями и мыслями (с претензией) главного героя обо всём. В общем, сюжет здесь не главный, если вы поняли о чём я.

Рекомендовал бы любителям чего нибудь «эдакого». Мрачный, оч-чень атмосферный, непонятный роман.

Отзыв получился малость веселей чем я рассчитывал — просто настроение сегодня хорошее.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2016 г.

Очень напомнило Чайну Мьювелля (понятно, что на самом деле в обратном порядке по времени, но я прочитал в таком) — очень тягучий и мутный текст. Только тут ещё за всю книгу почти ничего, считай, и не успевает произойти. Бессмысленно читать её без последующих — теоретически интересный мир, сочетающий в себе черты фэнтези и научной фантастики, не раскрывает ни одного своего секрета, и главный герой находится лишь в самом начале своего путешествия, которое совершенно не понятно, чем закончится.

Проблема в том, что тут же хвататься за вторую книгу серии — совсем не тянет. Как уже написал кто-то ниже — это из раздела «может вернусь как-нибудь потом».

Оценка: 7


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу