fantlab ru

Ярослав Гжендович «Владыка Ледяного Сада»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.86
Оценок:
830
Моя оценка:
-

подробнее

Владыка Ледяного Сада

Pan Lodowego Ogrodu

Роман-эпопея, год

Аннотация:

Экспедиция с Земли на планету Мидгард уже два года не отвечает. На поиски пропавшей экспедиции отправляется Вуко Драккайнен, специально обученный и прошедший спецподготовку. Он должен эвакуировать членов экспедиции, если их найдёт. Но по прибытию он сталкивается с порождениями урочищ, войной Богов и с некоторыми погибшими членами экспедиции. Выжившие члены экспедиции превратились в Богов с неимоверным могуществом, подчинивши целые народы и государства. И за всем этим наблюдает вроде сторонний представитель исчезнувшей цивилизации планеты Мидгард.

Примечание:

Карту Мидгаарда из польского коллекционного издания можно посмотреть здесь.



Содержание цикла:


7.81 (1483)
-
60 отз.
7.63 (1078)
-
25 отз.
7.76 (890)
-
17 отз.
7.70 (793)
-
18 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Владыка Ледяного Сада: Ночной Странник
2017 г.
Владыка Ледяного Сада. Ночной странник
2018 г.
Владыка Ледяного Сада: Носитель судьбы
2018 г.
Владыка Ледяного Сада: В сердце тьмы
2018 г.
Владыка Ледяного Сада: В сердце тьмы
2019 г.
Владыка Ледяного Сада: Конец пути
2019 г.
Владыка Ледяного Сада. Ночной Странник
2021 г.
Владыка Ледяного Сада. В сердце тьмы
2021 г.
Владыка Ледяного Сада. Носитель судьбы
2021 г.
Владыка ледяного сада. Конец пути
2022 г.

Аудиокниги:

Владыка ледяного сада. Носитель судьбы
2018 г.
Владыка Ледяного Сада: В сердце тьмы
2018 г.
Владыка Ледяного Сада: Ночной Странник
2018 г.
Владыка Ледяного Сада: Конец пути
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Pan Lodowego Ogrodu. Tom 1
2005 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2006
2006 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom 2
2007 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2008
2008 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom 1
2009 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom 3
2009 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom 1
2011 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom 4
2012 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom II
2012 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom III
2012 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Tom 4
2012 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013
2013 г.
(польский)
Гаспадар Ледзянога Саду. Том I
2019 г.
(белорусский)
Господар крижаного саду. Нічний подорожній
2019 г.
(украинский)
Гаспадар Ледзянога Саду. Том II
2020 г.
(белорусский)
Pan Lodowego Ogrodu.  Księga 3
2021 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Księga 1
2021 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Księga II
2021 г.
(польский)
Pan Lodowego Ogrodu. Księga IV
2021 г.
(польский)
Господар крижаного саду. Аж у серце пітьми
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эти 4 романа оказались Шедевром.

Научная фантастика, Сверхразум, фэнтэзи, специально созданное этим же СверхРазумом, мистика и ужасы, порождённые техноцивилизацией СверхРазума. И на этой идее , заложенной , кстати, 7 лет назад во время написания первого романа и основываются все события, герои, персонажи. Задумка сильна и претворена в жизнь автором блестяще до самого финала всё выстроено логически и последовательно, хотя по ходу чтения возникало много недоразумений к автору- (ну зачем это, зачем то). Многогранно описание человеческих слабостей и сильных характеров. Первое, это когда соблазн безразмерной власти оказывается непреодолим, когда идеология справедливости принимает самые ужасные и уродливые формы. Второе, это когда человек в среде полностью отторгаемой его умом находит силы выжить и довести свою миссию до конца. Эпилоги 1 и 2 вообще сильны, особенно финальное предложение, которое напоминает финал фильма Тарковского «Сталкер». Интриги полно — самая главная интрига необычна- никак не ожидается по ходу действия, но она придумана автором классно и вызывает феерическое наслаждение.

Самые хорошие слова — после чтения , давно такого не читал.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень интересная, особенно в исполнении великолепного Игоря Князева.

Хотя, конечно, во многом вторична.

Прямо пронизана литературными и кинематографическими заимствованиями.

Однако упакована и подана история как абсолютно свежий, нисколько не прокисший продукт. Зачастую за счет здоровой самоиронии.

Имеет не только все признаки боевой фантастики, но и философский подтекст. Иногда вся эта социопсихология наивна, а порой актуальна до дрожи. Дрожь — оттого, что наш мир не столь отдалённого будущего, в который мы летим на всех парах и откуда главный герой родом, при всем благополучии в сравнении с глухим средневековьем мира вымышленного, таков, что никому из «прогрессоров» не хочется возвращаться домой. А каких индивидуумов со скрытими искривлениями психики он способен породить! Скрытыми до тех пор, пока не вкусят «фактора всесилия «М». Похоже, у автора это из наболевшего личного.

Противоречивая получилась книга, отсюда и такие разные оценки.

Но вот мне, к примеру, понравилась.

За исключением второй части, наполовину состоящей из описаний пророческих снов, кошмаров и прочих видений.

Сравню с авторским голосом за кадром кинофильма. Кому-то это такой оригинальный художественный ход, а для кого-то — свидетельство беспомощности режиссера.

Приходилось включать методику «по диагонали». Но дальше — снова странствия и приключения.

Действие разворачивается по всем канонам, радует подробностями из разных областей знания- биохимии, фармакологии, анатомии, а еще боевых искусств и всяким таким интересненьким и современненьким. Смена фокуса на героях и повествование попеременно от первого и от третьего лица — отличный приемчик. Цитаты от Роллингов до Уллиса. Встречаются удачные шутки.

Также Ярослав неслабо обогатил мой матерный лексикон. Можно смело пересекать границу с соседями (ну, при случае).

Польская школа фантастики подтверждает высокий уровень.

P.S. Или финно-хорватская?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бушковский «Сварог» здорового человека, если кто помнит такую старую серию, что хорошо начиналась и до сих пор ужасно длится (или уже всё?..)

Если в общем — очень хорошо. Атмосферно! Интересная идея, первая книга могла бы держать внимание одним только ощущением тайны. Автор умный, начитанный, могёт в психологию. Хорошая первая сюжетка, отличная вторая.

НО! Видел залайканные наезды на серию с оценками на уровне плинтуса от толковых рецензентов. И вроде претензии в основном по делу, но с большими перегибами, на мой взгляд.

Неровный ТЕМП. Это точно, есть провисания в темпе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Самое ужасное из них — первая половина второй книги, где Вуко — дерево. Мой друг говорил: «Не хочу читать про *баное дерево!» И я его поддерживаю.

Неровный темп повествования — это, как я вижу, оборотная сторона более сильного, чем привычно, разграничения эпизодов. Многие из глав прекрасно смотрелись бы в качестве отдельных повестей со вполне законченным внутренним сюжетом. Историю про быстреек из первой книги, опуская некоторые абзацы, относящиеся к большой истории, и заменяя «тохимонов» и «деющих» на «царевичей» и «колдунов», читал детям — очень зашло! Младший слезу пустил, врубившись в причину смерти одного из персонажей в конце.

И отдельные эпизоды часто с очень разным настроем, чуть ли не в разных жанрах: тут хоррор, там зубодробителоное рубилово с шутками-прибаутками, здесь притча, следом шпионская история... Да, неровный темп. Приняв его, я получал большое удовольствие.

ГГ: Филар — замечательный персонаж во всём, кроме не самой фееричной концовки (но всё равно достойной). Линия Филара — полноценное развитие героя.

Вуко — сформированный боец с железной психикой. В таком амплуа прекрасно выступает, от непростой отправной точки получает какое-никакое личное развитие. Коллеги-рецензенты сетовали на однобокость суперменства Вуко. Как так?! Одно из лучших описаний модификации тела и применения боевых сверхспособностей, что я читал! Способности ещё и меняются от книги к ниге. Остываю. Возможно, я недостаточно начитан, чтобы понять, как всё ужасно.

Ожидаемая, но самая странная претензия рецензентов: почему ГГ позволяет себе ругаться? В некоторых ситуациях было бы странно увидеть Вуко вопрошающим небеса о причинах несправедливости. От меня спасибо Ярославу Гжендовичу, что не пришлось читать «Драккайнен, ощутив резкую боль, грязно выругался» вместо какого-нибудь из его «перкеле саатани витту».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ещё и магию на матершину завязал — почти ребячество, но в тексте вполне обосновано и глаз не режет, скорее, веселит.

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ персонажи: у Филара — очень хороши; у Вуко — в основном функции, но более-менее прописанные.

РОЯЛИ. Не согласен. «Роялей» здесь кот наплакал, а вот «ружей» — в достойном количестве. Видно, что основная линия и повороты продуманы заранее.

ЗЛОДЕИ. Злодеи злобные. Грохнуть хочется каждого. Только проработать бы их получше, особенно Нагель Ифрию.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вообще, учитывая, как быстро (и как далеко!) учёные съехали с катушек, есть большие вопросы к подбору кадров на экспедицию.

Читайте с удовольствием! И помните для этого, что Гжендович любит менять настрой и играть с темпом.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Затянуто? Безумно затянуто. Но если вырезать кусок из любого места и сделать из него законченное произведение — например, рассказ или небольшую повесть, то там будут и красивые образы, и яркие чувства, и интересные идеи. Мне даже жаль, что к концу второй части (а это именно часть, не отдельная книга, присоединюсь к остальным рецензентам) роман мне настолько надоел, что я уже пробегала по вертикали все эти хорошо сделанные куски, фиксируя исключительно фактологию: пошел, успел, убил и т.д.

7 лет, говорите, автор его писал? Ну да, сроднился, погрузился, не мог остановиться, так хотелось выдать все, что чувствовалось в отношении этого мира и этих героев. Это не вода, это вполне продуманный и в определенном смысле ценный текст, но боже, как же его много...

Писатели, не делайте так!)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данное произведение было прочтено от информационного голода, поскольку, ничего другого в тот момент не было. В целом неплохо — нет особенных роялей по кустам, герою в целом веришь, но куда же без ложек с дёгтем:

1. Задолбала матершина, через страницу уже к концу

2. Я про имплант не понимаю — так есть чувство страха или нет?

3. Про землю и и про любовное разочарование героя непонятно — что там, как. где?

Про почитать решайте сами, но мне «Чародей по неволе» Сташеффа — с похожей концепцией нравится гораздо больше.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастически пустые, забитые философскими филлерами книги. Если первая по началу захватывает выбранной сюжетной линией и насыщенностью событий, то продолжения становятся просто невыносимыми. Добавляется новый, невероятно занудный персонаж, темп повествования падает в разы, но зато можно вдоволь искупаться в философских реках и смотреть на риторические берега.

Четыре книги, которые если по совести, должны были быть написаны в одной, двух.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий пример цикла который должен быть одной книгой.

Начало яркое и захватывающее. Таинственно исчезнувшая экспедиция, холодный туман с жуткими тварями из него выходящими. Мрачная атмосфера надвигающегося конца света. Это великолепие продолжается половину первой книги, а дальше автора как подменили.

Холодный туман куда-то исчезает, и проявляется только невнятными упоминаниями. Из врагов остаются только люди и бронированные крабы. Герой превращается в неубиваемого супермена, который раскидывает любые орды противника одной левой. Очень быстро прекращаешь верить во все эти подвиги и понимаешь, что ничего с ним не случится. Да, весь сюжет превращается в походы по надуманным делам и драки чтобы занять время. Пошел — попал в засаду — подрался — пошел дальше.

Вторая сюжетная линия — с местным принцем — просто никчемная. Я сразу ее возненавидел и читал через силу, предполагая, что это понадобится в дальнейшем. Но нет — всю часть про принца можно было пропускать. Венценосный абориген убегает от захватчиков, потом убегает из плена, потом оказывается в рабстве, потом убегает еще от кого-то, и смысла у всего этого чуть менее чем никакого.

Очень странное построение повествования — прием, когда рассказ прерывается на самом интересном, чтобы аудитория ждала продолжения, здесь используется для разбиения между главными героями. В итоге начинаешь испытывать негатив к одному из них, потому что из-за него ты не можешь узнать чем закончилось самое интересное. Зачем автор так обошелся со своим творением неясно.

И самое печальное — все загадки оказываются раскрыты в конце первой книги. Здесь по идее и должен был закончиться цикл. Но автора понесло и еще 3 книги он размазывает по бумаге однообразные походы и скучные драки. И накал страстей падает с каждой книгой. Фантазия у автора закончилась, и каждое последующее «приключение» скучнее предыдущего. Я так и не смог это дочитать — бросил на середине 4й книги.

Герои никакущие. Есть «Крутой Уокер» Драйканен и «унылая размазня» принц. Все остальные просто статисты, без каких-либо человеческих качеств. Ах да, глав-злодей, в него я не верю ни капли.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Почему образованный и интеллигентный ученый вдруг обретя могущество начал убивать направо и налево, чего ради — совершенно не ясно

Еще очень раздражает манера героя ругаться на финском, кажется. Язык имеет сходство с русским и читать все эти «пизьки матери» через слово ой как неприятно.

Ни перечитывать, ни даже дочитывать до конца желания нет. Очередное разочарование и понапрасну потраченное время.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень противоречивые впечатления от прочтения. И по здравому размышлению пожалуй виноваты в этом мои завышенные ожидания финала. Согласен с комментом, что это единая книга, разбитая на четыре тома в силу объема. Читать было очень интересно, и тянуло практически на высший балл, но финал лично меня сильно разочаровал. Я видел отзывы, где пишут что автор откровенно слил финальную развязку. Я готов с этим согласиться. Мои ожидания не оправдались совершенно и как бы интересно не читалась вся квадрология — оценка шесть. Только из за финального разочарования. Если б не финал — поставил бы скорее всего девятку. На все четыре тома. Но всё же книгу таки стоит прочитать, как я уже сказал — это было круто и интересно. Я не жалею что прочитал, но перечитывать точно не буду))

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько открытый финал второго эпилога вызвал у меня надежду, что будет новый цикл продолжение, но надежды тут же развеялись когда я взглянул на дату написания: 2012 год. За столько времени если бы хотел, то хотя бы первый том написал. Возможно были планы, но накрылись.

И ещё, у меня сложилось впечатление, что одноглазый (видимо друг людей) в своих финальных объяснениях дал герою дезу или по крайней мере не сказал всей правды. Есть слабые противоречия с некоторыми моментами с предыдущими текстами. Возможно это тоже был задел на продолжение, а возможно просто авторский недосмотр. Чего я не понял, так зачем местным богам понадобилась эта странное сражение на острове в финале. Или просто новых зрелищ захотелось?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток: цикл представляет собой вариации на темы «Янки при дворе короля Артура» и «Чародея поневоле», под соусом из «Heroes of Might and Magic» и «Total War». Читать можно, но шедевром назвать этот цикл не могу.

Оценка: 7
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все хорошо, да только у «одного из ярчайших представителей польской фантастики «поколения 80-х» литературный дар на уровне русских авторов, клепающих бесконечные саги о попаданцах с вот таким мечом, говорящим конем, гаремом смазливых баб и запредельной крутью. В книге нет композиции. Автор просто пишет, и пишет, и пишет. Что в голову придет. Получается монотонно, невыразительно и уныло.

Описание персонажей — никакое.

Второстепенные персонажи — картон.

Повторяющиеся ситуации — присутствуют (см финал тома №1 и тома №2). А это уже свидетельствует о плохом вкусе автора.

Атмосфера — 50 первых страниц первого романа.

Главгад — есть, и это все, что о нем может сказать читатель.

Сверхспособности — 2 комплекта, и это спустя 150 страниц второго тома!

Юмор... Ну... Не Жваневский, не Райкин. Так, вульгарненько и примитивно.

Маты — ну, тут главный герой полиглот! Сразу на 3-х языках!

Драматизм — автор о таком слове не догадывается.

У книги просто замечательная задумка. Но неинтересный, непрописаный, никакой главный герой и сползание сюжета в банальное попадалово ставят на этой самой задумке жирный крест.

Здесь есть интересные моменты, но они настолько редки, что я бросила цикл после 2-й книги.

Разочарована.

Оценка: нет
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с теми читателями, которые утверждают что «Владыка ледяного сада» — это один роман. Абсолютно правильно вверху этой страницы написано роман-эпопея. Но это роман, в котором содержание воды больше, чем в теле человека по утверждению ученых.

Первая книга «Ночной странник» абсолютно ни о чем. Это просто пролог. Ее содержание можно передать несколькими предложениями. Некто Ночной странник прилетает на другую планету на поиск своих собратьев-ученых, но не находит их в лаборатории (точнее находит не все трупы) и идет искать их в ближайший город. Так как поиски ни к чему не приводят, он уходит из города искать их дальше. В это же время некто Носитель Судьбы, принц погибшего государства, от единственного оставшегося в живых слуги узнает, что он должен идти искать судьбу, чем он и начинает заниматься. Все на этом, остается только добавить, что автор для разнообразия в конце первой книги превратит Ночного Странника в дерево, а вначале второй книги мы являемся свидетелями нравственных страданий то ли Ночного Странника, то ли дерева. Во всех последующих книгах Ночной Странник убивает врагов и недругов, но потом испытывает такие нравственные мучения, что их описания вполне можно публиковать в разделе мелодрамы. Зачем убивать, иди (лети) домой. Но нет, нельзя. Надо дальше мучиться, а то на четыре тома не хватит.

Повествование о Ночном Страннике ведется то от первого лица, то от третьего. А так как весь рассказ ведется попеременно о Ночном Страннике и Носителе Судьбы, то в самом начале романа можно легко запутаться.

Подвижки сюжета постоянно чередуются с полными остановками, с забрасыванием якоря и рывком стоп-крана. Ближе к четвертой книге количество роялей в кустах достигает таких значений, что иногда сам автор их пугается. «Мы все видим и знаем. Всех спасаем. Объяснять не надо».

Особенно понравилось. Герои попали в плен (даже в рабство): «Все дни были одинаковы, много рассказывать нечего». Поэтому описание этих одинаковых дней длится порядка ста страниц текста.

Автор использует интересные термины — бинлик, бинхов, хон, но их значение можно узнать только во второй половине четвертой книги.

На мой взгляд, концовка перечеркивает всю книгу, хотя действительно сама история очень интересная. Отлить воды, не выплеснуть ребенка и получится просто отличная вещь. Поэтому история — 10, а роман-эпопея — 6.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В целом серия не разочаровала. Но наиболее интересны только первые 2 книги. Завязка сюжетных линий, раскрытие персонажей. Далее следует практически пустое асфальтированное шоссе, ведущее к скучному финалу. Последний том мог бы свободно обойтись без нескольких глав. Для ознакомления с творчеством автора годится.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Владыка Ледяного Сада» — это одна целая книга, единое непрерывное повествование, разбитое на четыре части в силу объёма.

Действие происходит в относительно далёком будущем: более развиты искусственный интеллект и нанотехнологии, появилась возможность дальних космических полётов и открыта по меньшей мере одна обитаемая планета с разумной жизнью, названная землянами Мидгаард. Гуманоиды на планете мало отличаются от людей: иная форма глаз и зубов, да больше развит волосяной покров — вот и всё, почти. Уровень развития общества — раннее средневековье, где приморские северяне живут как викинги, а южные пустынники и степняки, соответственно, объединены в некую империю с весьма своеобразной религией. Отчего так похоже на историческую Землю — раскрывается в повествовании, я же не стану здесь спойлерить.

На планете есть одна важная особенность — там действует магия, которой земляне дали определение «фактор М». Изучать его на Мидгаард отправилась экспедиция Европейского Космического Агентства из восьми человек. Когда экспедиция перестала выходить на связь, на их спасение был отправлен ещё один землянин — гражданин Хорватии польско-финнского происхождения по имени Вуко Драккайнен, наёмник, авантюрист и мастер по выживанию в экстремальных условиях. Он-то и становится главным героем романа.

Пока Вуко, прозванный местным населением Ночной Странник, выживает в новом мире и пытается найти уцелевших членов экспедиции, история переключается на юного наследника южной империи и рассказывает о его судьбе. Филар, сын Копейщика, прозванный Носителем Судьбы — это второй главный герой романа. Через него мы видим происходящие события глазами местного обитателя.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не стану пересказывать весь сюжет,скажу лишь, что спасательная операция оборачивается магической войной планетарного масштаба, а героям суждено встретиться и совместно противостоять очень сильным и непредсказуемым противникам, предотвращая надвигающуюся катастрофу. Финал же не назвать «хэппи-эндом», скорее уж закономерным сладко-горьким итогом цепочки событий.

«Владыка Ледяного Сада» — это книга о попаданце, но совсем не та, какие привыкли видеть и обходить стороной разумные читатели. Эта книга имеет много подтекстов и отсылок: чуть ли не прямо в лоб в ней возникают темы и образы, например, из «Беовульфа», или «Трудно быть богом» Стругацких, или из Шекспировских трагедий, или вовсе сошедшие с картины «Сад Земных Наслаждений» Босха. И всё это плотно завязано на внутренний мир персонажей и философский авторский замысел. Всё это рисует новый, сложный и при этом узнаваемый мир. Вот так надо писать современное фэнтези на стыке с НФ, а не эти ваши «литрпг» (sic!).

Из минусов назвал бы, разве что, некоторую затянутость и модную «тёмную» фэнтезийность в отдельных главах (особенно в главах Носителя Судьбы). Однако общий замысел и его реализация перекрывают недостатки книги с лихвой. А как дополнительный бонус, интересно угадывать значение непереведённых в издании финских, сербско-хорватских и польских ругательств, которыми частенько сыпет Драккайнен ;-)

В общем, рекомендую к прочтению.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно необычный роман — смесь научной фантастики, магии и приключений со шпагой. Идея интересная, конец не разочаровал. Единственный минус то, что местами автор уж очень подробно описывает все схватки и походы, да еще и за двух разных персонажей. Из-за этого вторая и третья книга провисают и читать их скучнее, вполне можно было бы сократить серию до трех, а то и до двух книг без потери качества. Еще не понял зачем он про главного героя повествует то от первого лица, то от третьего, только сбивает с толку.

В остальном все отлично — герои хорошо раскрыты, действуют согласно своему характеру, мир интересный и насыщенный. Много действия, но есть над чем и поразмыслить. Рекомендую к прочтению!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх