FantLab ru

Владислав Крапивин «Прохождение Венеры по диску солнца»

Прохождение Венеры по диску солнца

Роман, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 10

 Рейтинг
Средняя оценка:8.18
Голосов:108
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В моменты, когда жизнь, стремительно набирая скорость, несется под откос, остается только надеяться на чудо. И чудо приходит — в лице ангела-хранителя по имени Вовка. Как и положено ангелу, он быстро решит все проблемы. Добудет из воздуха необходимые деньги, разбудит совесть в местном олигархе, вернет из небытия сгоряча уничтоженную фантастическую повесть о прохождении Венеры через диск Солнца, защитит от шальной пули… Но кто защитит самого Вовку?

Примечание:


В качестве эпилога к роману, автор использовал свое стихотворение «Заросшая узкоколейка...», написанное в 1972 году.

Первая публикация в журнале «Уральский следопыт»: №5, — с. 30-52; №6, — 9-29; №7, — 25-51 за 2005. С иллюстрациями Евгении Стерлиговой.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 153

Активный словарный запас: низкий (2643 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2006 // Роман. 3 место ("Бронзовый РОСКОН")

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 2006 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2006 // Крупная форма (роман)


Издания: ВСЕ (5)

Прохождение Венеры по диску Солнца
2005 г.
Топот шахматных лошадок
2006 г.

Периодика:

Уральский следопыт № 5, 2005
2005 г.
Уральский следопыт № 6, 2005
2005 г.
Уральский следопыт № 7, 2005
2005 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2009 г.

«Прохождение Венеры по диску Солнца» — произведение на стыке жанров. С одной стороны, это рассказ о жизни не очень устроенного в мире взрослого, которому легче найти общий язык с другом-мальчишкой, чем с серьезными и «деловыми» людьми. Общественная позиция Крапивина находит тут свое яркое выражение – немного инфантильная обида на мир за царящие в нем черствость и цинизм.

Герой Крапивина – всегда чем-то маргинален, это идеалист, понимающий все механизмы общественной жизни, но сердцем их никак не могущий ни принять, ни тем более одобрить. И поэтому все проблемы решаются только благодаря «богу из машины», то есть какому-то чудесному, фантастическому случаю.

С другой стороны, повесть имеет второй пласт – это мир крапивинской космологии, где причинно-следственные связи носят почти магический характер. Есть такое понятие «всеобщей симпатии вещей», которое описывает мир как сочетание вещей, находящихся в символической связи друг с другом.

Это когда, например, секстант, принадлежавший старому капитану, и попавший в руки мальчишке, увлеченному морем и звездами, становится не просто мертвым механизмом, а живой вещью, отсылающей ко многим иным вещам этого мира, и становится фокусом сложного переплетения судеб и людских историй. И в этой повести за гранью обыденного мира герой открывает мир чудесного, мир символических отражений.

И есть еще один, совсем особый смысловой слой в романе. Его можно назвать едва ли не мистериальным. Это когда в мир приходят Ангелы, «в одежде, мерцающей и размытой», чьи лица – «были неразличимы, а в волосах поблескивали лунные искры», чьи голоса – «не тихие, и не громкие», словно и не звучат, а раздаются прямо в сознании.

Эти ангелы могут одним щелчком пальцев выключить Луну, словно ненужный, мешающий фонарь, они – персонификации высших слоев вселенной по Крапивину. И в момент разговора героя с Ангелами, в этой мистериальной атмосфере, совершенно нереальной и зыбкой, только яснее видны основные понятия, волнующие писателя – не просто проблемы социальной справедливости, но справедливости, как таковой, смысла и цели жизни.

Религиозный элемент в творчестве писателя – особый предмет разбирательства. Я не хочу его касаться. Но, эта повесть, словно маленькое примечание к теологическим и моральным проблемам, волнующим каждого, рано или поздно. Маленькое примечание, но не бесполезное. И даже выстраданное примечание.

Повесть порой настолько пронзительна, что не под силу ее спокойно читать. Это не просто роман, написанный для развлечения. Это – боль и мучения писателя, размышляющего на самых простых, каждодневных примерах, о величайших вопросах бытия. И фантастика здесь – не просто стилистическое украшение, но и способ перевода разговора в символическую, философскую плоскость.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2010 г.

Прочитала. Понравилось. Ведь это же все-таки Крапивин))

Хотя, на мой взгляд, это не самое лучшее его произведение.

«Рассказ про рассказ в рассказе» утомляет и особой смысловой нагрузки не несет. В конце концов, практически не каких ключевых моментов он в основном повествовании не играет.

Концовка какая-то смазанная, да и вообще не логичная. Зато хеппи энд для тех, кто это дело любит.

Мну рыдать на фразе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он резко повернулся, уткнулся лицом в мой живот. Нет, не всхлипнул, просто лежал так и молчал. Я гладил его мокрые пряди на затылке.

В этом весь Крапивин, разное у нас с ним представление о «крепкой мужской дружбе».

Однако это не изменяет того, что Владислав Петрович мой самый любимый автор подростковой литературы.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2010 г.

Прохождение Венеры по диску Солнца – не совсем ординарное в космическом масштабе событие. Одноименный роман – не совсем типичная крапивинская проза, но от этого он ничуть не проигрывает. Быть разным – в этом тоже талант Мастера.

Ангел-хранитель, появившийся так неожиданно и так вовремя. Такой настоящий! Удивительная способность ребенка не раздумывая броситься спасать, готовность взять на себя ответственность за нас, бестолковых взрослых, практичных и рациональных, становящихся, вырастая, заклятыми друзьями, не верящих в возможность чуда. Только юные существа с крылышками способны, не жалея сил, сделать нас лучше. Наши ангелы-хранители, появляющиеся по первому зову или просто с рождения находящиеся рядом. Есть и у меня такой персональный ангел. :smile:

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 мая 2009 г.

Вроде бы типично крапивинская вещь. Но какая-то уж очень натужная... Такое впечатление, что автор написал уже все, что мог и дальше писать ему больше уже и не о чем. Писательский дар остался, и язык, и стиль его, и отдельные эпизоды выписаны прекрасно. Но в целом — малоинтересно, а местами даже несколько и фальшиво. А самое главное, нет даже и намека на то, что трогало душу и держало в напряжении до самой последней странички в «Голубятне» и первых книгах цикла «В глубине Великого кристалла»

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2007 г.

Тем, кто устал от героических саг, научно-фантастической бредятины (да-да, еще такое попадается:)), гномов, эльфов и всевозможных «властелинов», утопий и антиутопий, миров после катаклизмов и мыслящих планет — посвящается эта книжка.

Спокойное, неторопливое, доброе (я бы даже сказал — уютное) повествование, — что еще нужно для полноценного отдохновения искушенному любителю фантастики.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу