FantLab ru

Фольклорное произведение «Колобок»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Голосов:
270
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 66
Аннотация:

Та самая знакомая всем и каждому сказка о колобке, который и от дедушки ушёл, и от бабушки ушёл...

Входит в:

— антологию «Волк и семеро козлят», 2002 г.

— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.

— антологию «Хрестоматия по детской литературе», 1975 г.

— антологию «Русские народные сказки», 1955 г.

— антологию «Колобок», 2011 г.

— антологию «Терем–теремок», 1972 г.

— антологию «Сказки с крупными буквами», 2015 г.

— антологию «Полная хрестоматия для дошкольников», 2011 г.

— антологию «Русские народные сказки», 2009 г.

— антологию «Колобок и другие сказки», 2007 г.

— антологию «Любимое чтение от двух до пяти», 2007 г.

— антологию «Чудо-книга для малышей», 2009 г.

— антологию «Еду, еду к бабе, к деду…», 1992 г.


Экранизации:

«Колобок» 1936, СССР, реж: Леонид Амальрик, Владимир Сутеев



Похожие произведения:

 

 


Колобок
1918 г.
Колобок
1919 г.
Русские народные сказки
1955 г.
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том 1
1957 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 8
1960 г.
Терем–теремок
1972 г.
Русские сказки
1974 г.
Хрестоматия по детской литературе
1975 г.
Как лиса училась летать
1976 г.
Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести
1979 г.
Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева
1979 г.
Народные русские сказки
1982 г.
Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева
1982 г.
Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. Том I
1984 г.
Русские народные сказки
1985 г.
Былины. Русские народные сказки
1987 г.
Русские народные сказки
1987 г.
Русские народные сказки. Том 2
1987 г.
Птичка - железный нос, деревянный хвост
1991 г.
Колобок
1991 г.
Русские сказки про зверей
1991 г.
Еду, еду к бабе, к деду
1992 г.
Русские народные сказки
1992 г.
Хрестоматия по русской литературе
1999 г.
303 программных произведения для чтения в начальной школе
2000 г.
Колобок
2000 г.
Чудо-книга для малышей
2000 г.
250 золотых страниц
2002 г.
Волк и семеро козлят
2002 г.
Русские народные сказки
2002 г.
Любимое чтение в детском саду
2003 г.
Мои первые сказки
2003 г.
Русские сказки
2004 г.
Карнавал сказок
2006 г.
Мои первые русские сказки
2006 г.
Русские народные сказки для самых маленьких
2006 г.
100 любимых маленьких сказок
2007 г.
Колобок и другие сказки
2007 г.
Любимое чтение от двух до пяти
2007 г.
Добрые сказки для самых маленьких
2007 г.
Лучшее - малышам!
2007 г.
Русские народные сказки
2007 г.
Читаем малышам
2007 г.
Народные русские сказки
2008 г.
Расскажи сказку!
2008 г.
Чудо-книга для малышей
2009 г.
Русские народные сказки
2009 г.
Русские сказки
2009 г.
200 любимых маленьких сказок
2010 г.
Народные русские сказки
2010 г.
Колобок
2011 г.
Полная хрестоматия для дошкольников. Книга 1
2011 г.
Большая хрестоматия любимых русских сказок
2011 г.
Колобок
2012 г.
Золотая книга сказок для малышей
2014 г.
Сказки с крупными буквами
2015 г.
Большая книга русских сказок
2015 г.
Русские народные сказки в стихах
2016 г.

Аудиокниги:

Сказки
2004 г.
Маша и Медведь
2008 г.
Сборник русских сказок. Часть 1
2008 г.
Для самых маленьких
2009 г.
Мои первые сказки
2009 г.
Хрестоматия по литературе. 1 класс
2009 г.
Классное чтение. Дошкольникам
2010 г.
Русские народные сказки
2010 г.
Сказки. Потешки
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Українські народні казки
1988 г.
(украинский)
Українські народні казки
1990 г.
(украинский)
Коза-дереза
1996 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Дед попросил бабку испечь колобок. А колобок — это пирог такой с яйцом внутри. Это еда! Бабка поставила его на окошко остудить. Зачем? Ясно, зачем, чтобы с'есть. Для многих это не очевидно.

Далее, если б он не ушел от бабушки и дедушки, то они бы его съели, как только он остыл бы, и сказки бы не было, потому — не о чем было б и говорить.

Но он ушел! И катился по дорожке, видел мир, общался с живыми существами, которые, кстати, тоже все хотели его съесть. Но он оказался хитрее и проворнее их. Пока не встретил лису... А почему лиса его съела? Из-за хитрости. Но сказка называется «Колобок», а не «Лиса».

Поэтому нужно понимать, что колобок — человек.

Если бы сказка была о послушании, как все говорят, то мы на месте колобка увидели бы ребенка — сына или внука, а не кусок теста с яйцом внутри.

И мораль была бы такая: послушен — вознагражден, не послушался — наказан. Но этого мы не видим.

Он появился на свет, чтоб его съели. Как и любой человек рождается, чтобы умереть. И понятно, что все рожденные умрут. Но все дело в том, что с ними будет между рождением и смертью. А также и то, что их погубит.

Начнем с дома. Если вы сидите возле деда с бабкой, то и умрете возле них, не увидев ничего, кроме их маразма и жадного желания клевать его мозг. И жизнь будет потрачена на то, чтобы слушать их нытье и прочую дрянь.

Но он ушел. И катался по лесу, получал впечатления и общался с кем хотел.

Теперь финал — лиса. Чем она его взяла? Она нащупала амбиции, тщеславие! Уверила его, что он не еда, а певец!

Он поверил, что ей нужно не то, что другим. Тут он и пропал.

Таким образом, притча разделяется на три эпизода: 1. Дома; 2. Свобода и путешествие; 3. Гибель от собственного тщеславия.

Выводы. Первое — это то, что человек смертен. И не должен забывать об этом. Второе — то, что человек в определенный момент должен начинать жить своим умом, чтобы приобрести опыт и впечатления жизни. А третье — то, что необоснованные амбиции, тщеславие и глупость сокращают человеческую жизнь. И он становится добычей тех, кто хитрее его.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, что и Булатов, и Алексей Толстой повторяют чуть не слово в слово текст сказки в обработке Ушинского, увидевший свет в 1864 году. Сам Ушинский в сборнике «Родное слово» сообщает, что «Колобок» народная сказка, а автору хрестоматии принадлежит лишь обработка. Причём в сказке и следа нет модных ныне толерантности или гуманизма. Колобок испечён для того, чтобы его съели, и он будет съеден. Интрига состоит лишь в том, кто именно съест колобка. Воистину, народная сказка.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этом гениальном и провидческом произведении этнокиберпанка с поразительной проницательностью на языке roman à clef отражена судьба молодой и перспективной операционной системы Firefox Mobile, рискнувшей в пору стагнации рынка коммуникаторов бросить вызов дуополии «дедушки» и «бабушки»: Android и iOS. Интересно заметить, что роли по сравнению с реальностью смещены, поскольку Firefox Mobile скорее воплощена именно в искусственном интеллекте Колобка, а не в Лисе, что априори представлялось бы более очевидным. Стоит предположить, что на этот дополнительный эзопов ход неизвестного автора сподвигли опасения проследовать печальною тропой Эвана Бласса (@evleaks) и Эдварда Сноудена, которые пришли слишком рано, возгорелись слишком ярко, как пламя в очаге хлебопека, и вынуждены были в дальнейшем влачить жалкое существование, заключив сделки со следствием, мегакорпорациями или же властями государств, согласившихся приютить поборника свободы информации. По странному стечению обстоятельств, примерно к сто пятидесятой годовщине первой професcиональной публикации этой психоделической притчи на русском в отзывах пользователей b2gdroid читаем: «...это экспериментальный порт гайи на андроид, он не предназначен для обычных пользователей и именно поэтому в google play его нет». Нет ли здесь намека на проявление образа Великой Богини (Гайи) в обличье Лисы — в том смысле, как понимает его Артур де Фриз в комментарии к «Elsevier's Dictionary of Symbols and Imagery» — или же градиенты света и тени Радианта Селдона в азимовской вселенной, где Вторая Империя психоисториков Академии конкурирует с Гайей/Галаксией волею автономного робота Дэниела Оливо, «поднявшего себя за шнурки» из блогофорумного болота к недоступной прежде вершине Нулевого закона?

Тем более судьба Колобка при контакте с Лисой выставляет ее в подозрительно ксенофобском свете, словно бы отпугивая энтузиастов, склонных последовать его путем в изучении тайн природы и секретных механизмов рынка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Разве не логичнее было бы предположить, что Колобок, используя склонность Лисы к чрезмерному потреблению вычислительных ресурсов, просто прыгнул к ней в пасть и съелся как раз посреди крика: «Я не ем хлеба!», воплотив таким образом себя в виртуальной машине предковой вневременной симуляции?

Оценка: 10
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Социальная драмма неизвестного автора, написанная в фольклерном стиле, которая, как фурункул, вскрывает ряд экономических проблем общества, скорее всего в эпоху феодализма, намекает на социальную беззащитность людей преклонного возраста при условии, что по тем или иным причинам они не смогли продолжить свой род, а социальными гарантиями государство не обременено. Уровень герантологии также не позволяет внести достаточные коррективы в психо-эмоциональное состояние пожилой пары, вывести ее из пограничного состояния, поэтому у слушателя (читателя) возникает интенсивный контрперенос как реакция на примитивные защитные механизмы главных героев. Попытка изготовить из остатков муки хлебобулочное изделие, которое поможет компенсировать отсутствие потомков, положительно повлиять на эмоциональную сферу их жизни , говорит не столько о глубине и необратимости возрастных изменений пожилой пары, сколько о неиссякаемом оптимизме простого народа, о том, что материальное они ставят на второй план в сравнии с духовным. Впрочем, дальнейшее развитие сюжета наглядно демонстрирует жестокую иронию — то ли самоотверженная трата муки оказалась напрасной, то ли возрастные изменения оказались столь глубокими, что дальнейшая связь с реальностью теряется полностью. Хлебобулочное изделие по сюжету обретает свойства живого организма, и совершает побег из дома главных героев, обрекая их на голодное одиночество. Попытки выпечки одержать верх в борьбе за выживание с использованием вербальных методов манипуляции, после ряда положительных результатов, в самом финале терпят крах. Цинизм и обреченность звучащие в последних аккордах драммы наглядно демонстрируют как безвольность в борьбе за социальную защищенность людей в пожилом возрасте, так и осознание тщетности что либо изменить в устоявшемся порядке вещей.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх