fantlab ru

Джеймс Уайт «Смертоносный мусор»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.24
Оценок:
236
Моя оценка:
-

подробнее

Смертоносный мусор

Deadly Litter

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 56
Аннотация:

Одиннадцать лет назад команда «Подсолнечника», пытаясь спасти корабль после удара метеорита, выбросила столько мусора в космос, что в этом потоке погиб пассажирский корабль «Санта Изабелла». И теперь только механик Колфилд, единственный оставшийся в живых член команды «Подсолнечника», может помочь в определении координат смертоносного мусора. Однако капитан Грегори, арестовавший бывшего механика, подозревает, что тот сообщает не все известные ему сведения.

© elfy
С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «Deadly Litter», 1964 г.

— антологию «Солнце на продажу», 1983 г.

— антологию «Обнажённое солнце», 1990 г.

— антологию «Ордер на убийство», 1990 г.

— антологию «Переводы II: Сборник произведений зарубежных авторов», 2017 г.

— антологию «Сломанная линейка», 2021 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Солнце на продажу
1983 г.
Солнце на продажу
1983 г.
Обнаженное солнце
1990 г.
Ордер на убийство
1990 г.

Самиздат и фэнзины:

Переводы II: Сборник произведений зарубежных писателей
2016 г.
Сломанная линейка
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно скажу, что объем данной повести явно не соответствует ее сюжету. Автор попытался совместить сразу две разнородные составляющие — приключенческую (производственную), посвященную проблеме очистки космического пространства от техногенного мусора, и детективную, раскрывающую истинную суть аварии, произошедшей 11 лет назад. Первая совсем не увлекательна, т.к. полностью лишена интриги и изобилует целой кучей технических терминов, непонятных среднему обывателю. Вся ценность произведения содержится во второй составляющей. Тут можно было так закрутить сюжет, что даже сам Шерлок Холмс сгорел бы от зависти. Но... Автор реализовал весьма простой (и потому банальный) вариант, который напрашивался уже после первого упоминания про «нестыковку» с женитьбой. Как говорится, имеющий мозги — да поймет. Я надеялся, что в сюжете будет и вторая загадка, посвященная самому аварийному кораблю или его мусору, которая поможет иначе взглянуть на произошедшее. Но мои ожидания оказались напрасными: кроме неинформативных диалогов и утомительно-скучного описания технологии отслеживания орбит выброшенных из корабля предметов, в произведении больше нет ничего стоящего. В этом смысле хочу привести пример того, как нужно было реализовать подобный проект — смотри роман Кларка «Лунная пыль». Из похожей аварии (правда, на поверхности нашего естественного спутника) британский фантаст выжал максимум возможностей, превратив тривиальную историю в маленький триллер.

---------------

РЕЗЮМЕ: производственный рассказ о космических чистильщиках, приправленный для остроты небольшой детективной историей. Как мне кажется, корейский фильм 2021 года Space sweepers будет всё же поинтереснее (хотя он и немного туповат).

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, на что я обратил внимание, когда начал читать эту повесть — год написания, 1960-ый, т.е. за год до полета Ю. Гагарина. Это было время расцвета космической романтики, ожидания, что вот сейчас человек выйдет в космос, отправится к иным мирам. Казалось бы, кто в те времена задумывался об опасности загрязнения, какая там проблема космического мусора — всё потом, решим как-нибудь. А вот Дж. Уайт задумывался, опережая естественный ход событий на десятки лет, это сейчас на земной орбите уже не протолкнуться от обломков искусственных спутников, прочего хлама, и ученые начинают чесать репы — пора, мол, с этим что-то делать, но думать надо было раньше. Небольшая по объему повесть получилась разноплановой — в первую очередь это космическая экофантастика, затем уже детектив, а в качестве скрепы выступает психологизм.

На пути поэтапного развития полётов в космосе человечество прошло путь от полного безразличия к проблеме космического мусора, до строгого запрета на любые сбросы, приравняв их к особо тяжким преступлениям, которые нельзя полностью оправдать даже состоянием крайней необходимости. Расследование трагедии пассажирского корабля, уничтоженного в результате столкновения с метеоритным потоком космического мусора, заставляет капитана Грегори найти и арестовать бывшего механика с корабля «Подсолнечник», который 11 лет тому назад совершил вынужденный сброс бытовых отходов и радиодеталей для спасения экипажа. Теперь капитану Грегори предстоит получить от Джеймса Эндрю Колфилда данные о составе и местоположении мусора и внести эту угрозу на космические карты. Колфилд дает подробные показания, но насколько он честен с капитаном, есть ли ему смысл что-то скрывать и почему он наотрез отказывается от допроса с применением психотропных препаратов?

Что касается описательных деталей, то здесь повести удивить нас почти нечем — большая часть сюжета проходит в открытом космосе на борту полицейского корабля «Декарт». Почти — потому что одна интересная деталь всё-таки имеется. Речь идёт об идее размещать искусственные пластиковые сады на внешней (!) обшивке кораблей, которые не предназначены для посадки на поверхность планет — почему так, понятно — при посадке весь пластик сгорит в атмосфере. Задумка уникальная, ничего похожего я припомнить не могу, но целесообразность такого решения вызывает вопросы — во-первых, ухудшение аэродинамики, во-вторых, как бы крепко ни были встроены зеленые насаждения в корпус, на космических скоростях их просто вырвет с корнем и получится очередной поток столь нежеланного в безвоздушном пространстве мусора. Почему бы не разместить небольшой садик внутри — нехватка места? Здесь вспоминается «Спасательный корабль» Г. Гаррисона, где основу жизнеобеспечения небольшой шлюпки составляли плющевидные растения, опутывавшие внутренние помещения корабля, благодаря чему экипаж обеспечивался кислородом и фруктовой пищей, а лишнего места не тратилось.

Персонажей в повести довольно мало, интерес представляют только фигуры капитана Грегори и механика Колфилда. Здесь автор неплохо поработал над психологическими мотивациями своих героев, причем во многом на этом строится и сам сюжет. Грегори — это персонаж сугубо положительный, он строго следует букве закона, не допускает нарушения прав арестованного, даже если это может поставить под угрозу жизни членов экипажа «Декарта». С одной стороны, он мечтает о блестящей карьере, но не готов ради личного продвижения подниматься за счет других. Механик Колфилд также фигура довольно интересная, на нём держится основная интрига повести. Автор довольно чётко прописал мотивацию Колфилда, поэтому раскрытие этого персонажа по ходу сюжета вопросов не вызывает, всё логично и обоснованно.

Динамика находится на среднем уровне, поначалу кое-где повествование может показаться скучноватым, но ближе к кульминации напряжение возрастает, чему способствуют неожиданные повороты сюжета, внезапные откровения, прозрения и находки. Герои вызывают сопереживание и сочувствие, отрицательных персонажей здесь попросту нет, даже хороший человек может иногда оступиться, не просчитать все возможные последствия своих поступков — ведь от ошибок не застрахован никто. Развязка получилась достойной, финал ощущения смазанности, недосказанности не вызывает. Повесть можно смело рекомендовать всем любителям космической фантастики, особенно тем, кто неравнодушен к вопросам защиты окружающей среды, квестовая составляющая, наличие загадки тоже добавляет дополнительного интереса чтению.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вопреки восторженным отзывам и отнюдь не низкому рейтингу, хорошего сказать могу очень немного. Поэтому с него и начну.

Хорошее: Идея опасности космического мусора для полетов — ну очень серьезное предвидение, как мне кажется. Рассказ-то 1960-го года.

Нехорошее. Его много. На мой взгляд, во всяком случае.

Сюжет чрезвычайно прост, развивается крайне медленно, читать не интересно совсем. Персонажи... штампованные они какие-то, безликие. Оба этих минуса можно простить временем написания рассказа. А можно и не прощать. Я не стал. По моему, если не увидел достоинств, замечаешь недостатки. И, как читателю, мне не интересны подобные эффекты.

Технические ляпы. Конечно, писатель не обязан знать всего. Но!... Ляпов очень много и, главное, сделаны они на уровне незнания школьных физики и астрономии. И скидки на 1960-й здесь не помогут, Ньютонова механика-то, была известна еще, извините, при Ньютоне. Вот, например, запомнилось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Два метеоритных потока движутся по ОДНОЙ орбите, но с РАЗНЫМИ скоростями.
Одну такую ошибку простить можно — случайность. Но их в рассказе множество.

Претензий по языку тоже много. Можно, конечно, списать на переводчика, но не привести свое мнение не могу.

Постоянные повторы одних и тех же слов. Вот пример:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На КОРАБЛЯХ мало свободного места, и это всегда ведет к клаустрофобии и неврозам. Если вспышка невроза выйдет из-под контроля, это не менее опасно для КОРАБЛЯ, чем взрыв реактора. В то же время вокруг КОРАБЛЯ избыток простора...
Чуть-чуть дальше, в том же абзаце КОРАБЛЬ поминается еще раз. И опять же — такие «корабли» в тексте чуть ли ни повсеместно.

Во множестве абзацев отсутствует логика. Например, в одном месте ведущий расследование персонаж желает показать подследственному, что на мягкость закона рассчитывать не приходится. Но прописано это вот такой примерно фразой, заставляющей споткнуться и задуматься «а о том ли я читаю?»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ему хотелось, чтобы у Колфилда не оставалось заблуждений относительно того, что законы против мусора в космосе остались такими же либеральными, как в давние дни.
Опять же, столько корявая фраза отнюдь не одинока.

В общем, с моей точки зрения, одни минусы. Не рекомендую.

Оценка: 2
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть оставляет двоякое впечатление.Нет читается она на ура.Очень интересно и захватывающе.Но по ходу прочтения возникают интересные мысли.

Первое.Мне вот совершенно не понятна неприязнь космонавтов к главному герою.Да космический мусор принес много бед.Но ведь он (главный герой)спасал людей.Он вместе с командой жертвовал своей жизнь,своим здоровьем что бы пассажиры вернулись домой.А это важнее чем чистота космоса.

Второе.После того как узнали об аварии,почему сразу не вычислили величину мусорного потока,его скорость и орбиту перемещения.А решили это сделать через много лет, после того как случилась катастрофа с другим кораблем.

Третье.Что это за такие специалисты,которые знали куда летели.Наблюдали за этим потоком и всё равно чуть не погибли.

Но как говорится если возникают вопросы при прочтении книги,значит она интересна.Особых минусов я не увидел.То что главный герой это капитан,по моему каждый кто читал догадался сразу.Мне показалось предсказуемым что они наткнутся именно на нужный труп.Да и концовка то же банально предсказуема(но читается с интересом).Главный герой спасает всех,сам погибает и естественно он оправдан.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь Джеймс Уайт оказался прав. Ещё в далёком 1960, когда в космос запускали первые аппараты, он предсказал появление космического мусора. В те годы этот вопрос не рассматривался даже теоретически. А сейчас? Помнится, пару лет назад отработавший своё русский спутник столкнулся с американским. Это событие даже назвали «первой космической автокатастрофой». Или ещё один пример, как случайно обронённая отвёртка едва не пробила обшивку МКС. А всё потому, что долгие годы никто не задумывался над тем, что нельзя бесконечно засорять не только атмосферу, океаны, почву, но и космос. Рано или поздно на высоких орбитах просто не останется безопасного места для новых спутников. Если человечество и дальше планирует осваивать околоземное пространство, с этим мусором нужно что-то делать.

Рассказ стоит почитать не только из-за остроактуальной темы. Интересна та этическая коллизия, в которую попадают герои.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Капитан и механик корабля нарушают главный закон своего времени: ничего не выбрасывать в космос! Но делают они это ради самой благой цели – спасения пассажиров. Рискуют и жертвуют жизнью. И вот, спустя десятилетия другой пассажирский лайнер напарывается на эти злополучные свинцовые кирпичи. Ну и скажите мне, кто здесь прав, а кто – виноват? Тем более, что в конце сюжет закольцовывается: теперь капитан Грегори повторяет невольное преступление лже-Колфилда.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень даже неплохое произведение. Сюжет довольно непритязательный, немного детективный, но в достаточной мере напряжённый и загадочный, при этом Дж. Уайт поднял довольно серьёзную экологическую проблему загрязнения космоса, которое впоследствии может обернуться большими казусами в виде потерянных кораблей и загубленных человеческих жизней. Пусть на большую научность рассказ не претендовал, да и характеры прописаны несколько невнятно (лишь капитан Грегори и следовал своему образу на протяжении всего повествования, остальные же были словно восковые, немного неадекватные к ситуации), но всё же читать было интересно, да и концовка притягивала.

Были и смешные моменты, в том смысле, что такие до неприличия наивные, что я не знал что делать: смеяться или снять балл за эти глупости. Взять хотя бы опутанные «искусственными садами» корпуса кораблей (внимание, опутанные снаружи!), якобы для борьбы с клаустрофобией членов экипажа и пассажиров, которым порой становилось невыносимо сидеть в замкнутых помещениях корабля, и они выходили в открытый космос, чтобы побыть наедине со звёздами и зелёными садами :-). Да и техническая оснастка кораблей была как из каменного века.

Но упор-то, я так понимаю, Джеймс Уайт сделал не на тактико-технические показатели и следование веяниям науки, а на психологизм истории, эмоциональную составляющую. Вина человека, её искупление, раскаяние, ответственность за других, долг службе и своей совести, — насколько эти принципы и понятия различны у разных людей, у кого ближе к горлу самопожертвование во имя спасения других, а у кого ложь и трусость.

Два главных героя рассказа свой выбор сделали, — выбор мужественный, верный, но на то они и герои!

P.S.: Мне показалось, что из этого сюжета можно было бы соорудить малобюджетный фильмец, и он был бы вполне смотрибельным. Я так и вижу перед глазами сведённые вместе, нахмуренные брови размышляющего над чем-то капитана Грегори и тут же — затемнение кадра, как в старом добром «СтарТреке». Вышло бы прикольно.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх