fantlab ru

Курт Воннегут «Виток эволюции»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.53
Оценок:
327
Моя оценка:
-

подробнее

Виток эволюции

Unready to Wear

Другие названия: Люди без тел; Не готово к носке; Налегке

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 72
Аннотация:

Настало чудесное время — каждый может взять из хранилища тело напрокат. Выбирай, кем будешь, выбирай себя! Ведь «в человеке только один ум чего-то стоит»... Но так ли это?

© v_by

Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, April 1953», 1953 г.

— антологию «Second Galaxy Reader of Science Fiction», 1954 г.

— сборник «Canary in a Cat House», 1961 г.

— сборник «Добро пожаловать в обезьянник», 1968 г.

— антологию «Galaxy 14», 1970 г.

— газету «Литературная Россия № 13 1976», 1976 г.

— антологию «The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction», 1980 г.

— антологию «Невероятный мир», 1989 г.

— антологию «Metamorphoses», 1994 г.

— журнал «Супер Триллер №8 (131)», 2007 г.

— сборник «Novels & Stories 1950-1962», 2012 г.

— сборник «Полное собрание рассказов», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 


Колыбель для кошки
1981 г.
Сирены Титана. Колыбель для кошки. Рассказы
1988 г.
Невероятный мир
1989 г.
Невероятный мир
1991 г.
Невероятный мир
1992 г.
Курт Воннегут. Том 1
1992 г.
Metamorphoses
1994 г.
Долгая прогулка - навсегда
2001 г.
Курт Воннегут. Новеллы
2001 г.
Хроники Тральфамадора
2001 г.
Хроники Тральфамадора
2001 г.
Добро пожаловать в обезьянник
2013 г.
Добро пожаловать в обезьянник
2020 г.
Полное собрание рассказов
2021 г.
Бойня номер пять. Добро пожаловать в обезьянник
2021 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, April 1953
1953 г.
(английский)
Литературная Россия № 13, 26 марта 1976 г.
1976 г.
«Супер Триллер» №8 (131), 2007
2007 г.

Самиздат и фэнзины:

Виток эволюции
2018 г.

Аудиокниги:

Виток эволюции
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Second Galaxy Reader of Science Fiction
1954 г.
(английский)
Canary in a Cat House
1961 г.
(английский)
Galaxy 14
1970 г.
(немецкий)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
The Arbor House Treasury of Modern Science Fiction
1980 г.
(английский)
Great Science Fiction of the 20th Century
1987 г.
(английский)
Novels & Stories 1950-1962
2012 г.
(английский)
Complete Stories
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея амфибий — идея души, символ Свободы. Свободы, как духовной (романтики, авантюристы, уставшие от страха, несвободы, покинули свои тела), так и социальной (винтики огромной железной Системы обрели свой собственный путь и выпали из Ее механизма). Тело стало оплотом зла, непониманий, НЕРАВЕНСТВА. Стало рычагом для управления и подчинения граждан. Без него ведь всем лучше, правда? Всем, только не злобным, властным людям, политикам. «Вернитесь в свои тела, станьте снова быдлом!» Рассказ на все времена с политическим подтекстом.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В рассказах Курта Воннегута не встретить фант допущения ради себя самого. Всегда это олицетворение фантазий людей, ставящее поведение человека под увеличительное стекло. Взять хоть «Эффект Барнхауза», хоть «Эйфью».

Отличная идея, и реализована на высший балл. Если подумать, вполне можно согласиться, что все склоки человечества от того, что мы не можем отодвинуть всё биологическое и физиологическое, что есть в нас. Кто сказал, что это неуклюжее тело делает нас людьми? В мире Воннегута тело — то же самое, что и машина или... обувь. Захотел — снял/надел, захотел — поменял. И последний виток эволюции, виток призрачного, бестелесного существования восхваляется его «пользователями» и отвергается традиционалистами.

Задумка очень интересная. И вот, буквально сейчас я почувствовал, что при рассмаотрении фантастических идей в рассказах отхожу уже от простых категорий «хорошо-плохо». Ибо на примере этого рассказа дать однозначный ответ трудно, да и не нужно. А пофантазировать — приятно.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле очень острая сатира на политиков, не думающих об общем будущем, а живущих лишь для себя...

Жаль, что политики таких книг не читают...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная вещь, лучший из рассказов! Мечта человека и полная свобода!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто вовремя успел научиться выходить из тела, тот живет в свое удовольствие. Кто в свое время побоялся, теперь не может этого сделать — кучка политиков уничтожила все документы и фильмы, объясняющие способ ухода. Очень жаль людей, которые оказались в этой ситуации — знать, что свобода очень близко, но из — за дурости других не быть в состоянии воспользоваться ею.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как было бы здорово оставить телесную оболочку и существовать свободным духом. Больше не нужно волноваться за свое здоровье и благосостояние. Нет болезней, не нужно спать и есть, впереди только чистый поток познания и свобода. Ну а если соскучишься по телесным ощущениям, то всегда можно ненадолго вернуться в привлекательное тело и освежить впечатления от материального мира.

Короткий рассказ, который содержит в себе идею следующего витка эволюции: освобождения сознания. Помимо интересной идейной составляющей, в нем есть и политическая сатира, и ирония по отношению к современным женщинам, и печальный взгляд на современное общество.

Великолепная история.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир уже никогда не будет прежним. Часть человечества научилась отделять свою душу от тела и существовать не заботясь о насущных материальных проблемах. Но оставшаяся часть озлобилась на выскочек и общество разделилось на тех, кто принял новые правила очередного витка эволюции и на тех, кто считает кощунством тело без души. Над планетой нависла угроза новой Мировой войны...

Рассказ Курта Воннегута — это попытка в ироничной форме показать, как человечество переживает очередную мировоззренческую революцию, меняющую до неузнаваемости жизнь отдельно взятого индивидуума. Ещё бы — менять тела по своему желанию или же вообще жить без привязки к телу — это фундаментальнок потрясение самой основы биологического существования хомо сапиенса. Автор всего лишь показал реально существующее понятие — инертность мышления. Достаточно вспомнить начало индустриальной революции, когда луддиты, боясь того, что человека из производства полностью вытеснят машины, громили оборудование, облегчающее ручной труд. Как мы помним, на самом деле, постепенно жизнь людей вошла в своё русло и люди смогли сполна ощутить прелести технологичного производства. Но пройти стадию конфликта в мышлении человечеству всё же пришлось.

Но в рассказе от автора досталось не только противникам нового уклада жизни. Воннегут с сарказмом показал, что даже находясь в состоянии полной свободы человек стремится вернуться в рамки бренного материального тела. Забавно выглядит идея «телохранилища», где душа может выбрать любую форму для своего земного существования. Попытки женской половины человечества менять тела по каким-то надуманным предлогам, как если бы женщины просто выбирали шляпку или туфли тоже поневоле вызывают улыбку.

Но всё же самой важной в рассказе выглядит идея о том, что главной причиной конфликтов во время глобальных изменений в жизни общества является страх. Именно в этом чувстве обвиняют инертную часть человечества главные герои. В конце концов, эволюцию не остановить. Можно лишь застать ту стадию, когда человечество находится в двух состояниях — до и после и свободно себя чувствовать в обоих мирах. То есть, стать своего рода амфибией — жить в воде и на суше. Именно эту стадию Воннегут мастерски обыграл в своём остроумном рассказе.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Воннегут прекрасен. Его юмор и чувство уместности абсурда в тексте неподражаемы. Рассказ повествует о том, что произойдет, если люди научатся обходиться без тел. Мир разделился на два враждующих лагеря: собственно, люди и люди без тел. Последние называются в тексте амфибиями. Не знаю, но этот термин мне не нравится. Может, переводчик не сработал? Люди хотят победить амфибий, считают их дезертирами, так как они покинули поле битвы за жизнь. Ведь амфибии не нуждаются ни в пище, ни в одежде, ни в лекарствах. Их нельзя победить.

Финал тоже прекрасен.

В общем, рекомендую.

Оценка 8

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная, свежая идея, описанная в традиционной для Воннегута гротескной постановке. Поставил бы все 10, если не ощущение, что такой рассказ обязан был бы стать романом, но, увы, не вырос. А жаль.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ понравился необычайно. читал его с большим удовольствием и интересом. И дело даже не в каких-то особых литературных качествах, так как своё отношение к текстам Курта Воннегута я давно для себя выяснил и привык читать его произведения вдумчиво и с лёгкой иронией, которую он сам же и задаёт. Иронией не по поводу написанного, а ироничный стиль поддерживает настроение читателя в особом тонусе и даже о вещах серьёзных, фатальных и трагических автор пишет в совершенно неповторимой, ему одному присущей манере. И это хорошо.

Не случайно во время чтения вспомнились мне так называемые первопроходцы фантастического жанра, описывающего эру технологической сингулярности. То, как люди будут независимы от собственных бренных тел, как они будут независимы от пространства-времени, как с помощью изменения атомарного строения пространства в целом, будет свободно меняться его метрика и даже сами фундаментальные физические законы, на которых базируется всё, и даже строение нашей Вселенной, будут подвержены любым изменениям. Хорошо это, или плохо, счастье это, или беда, нужно ли это всему человечеству, или достоин этого «золотой миллиард», об этом утописты спорят не первое десятилетие. А вот Курт Воннегут в тот год, когда был написан этот рассказ вряд ли задумывался о вещах настолько глобальных и зону действия и фантастическое допущение поэтому он сделал вполне локальными. Планета Земля. Умение людей в любую минуту покидать собственные тела и становиться независимыми от них.

Я вполне уверен, что если бы рассказ этот перерос в произведение более крупной формы, хотя бы в повесть, то автор постарался бы на славу и подвёл бы под всё это настоящую научную базу. Есть у автора такое умение и этого не отнять. Но и в данном случае, когда читаешь о том, как тело порой мешает человеку мыслящему, человеку дорожащему своим свободным временем, человеку, который порой на долгое время забывает совершенно обо всём, занятый своими мыслями, какими-то расчётами, чем-то очень важным и спохватывается только тогда, когда тело подаёт чувствительный сигнал и в самый неподходящий момент напоминает о себе, вот тогда действительно веришь, что тело-то по сути, это всего лишь такая уютная защита от всего окружающего того важного и эфемерного, непознанного, но вполне ощутимого, того, что находится внутри нас и является самой сущностью. Да и защита-то эта мягко говоря совсем не качественная, так как слишком уж тело само нуждается в защите, нуждается в том, чтобы его оберегали, заботились о нём, лечили, кормили, насыщали ультрафиолетом, кислородом, поддерживали в форме. И главное достоинство человека отнюдь не внешняя красота. А нечто спрятанное гораздо, гораздо глубже.

Да, идея не нова. Да и сам Курт Воннегут не претендует в этом рассказе на новизну. Зато он рассматривает в своём произведении и даёт пищу к размышлениям о чем-то более важном, нежели о том, как прекрасно жить, когда покидаешь собственное тело и забываешь про него. И даже о том, что хорошим подспорьем к интересному существованию может являться всё новая и новая смена тел, наподобие новой модной одежды, даже об этом автор упоминает несколько вскользь и вполне иронично.

А вот основные акценты он делает на то, как тяжело находиться порой в теле, в этом осточертевшем теле, которое человек с самого детства прочно привязал к определённой прослойке общества, к определённым чертам характера, к каким-то уже издавна и без него сложившимся правилам, законам, догматам, менталитету. А также, приведя пример человека, находящегося в толпе, человека решающего крупный спор, человека, ищущего выход из любой ситуации с помощью совсем не мирного урегулирования, автор даёт понять, что эти, а также многие и многие другие проблемы создаёт нам необходимость находиться привязанными к собственным туловищам до самой смерти. Но вопрос этот о двух сторонах, как и всё у классика. Ведь перечисляются в рассказе не пороки человека, который сразу бы всё отринул, если бы появилась возможность избавиться от тела за ненадобностью. А перечислены пороки человечества и это делает рассказ уже не просто фантастическим.

Одно крохотное замечание, но замечание к переводу. То, что выходит из тела и продолжает жить собственной жизнью и дальше, называется в рассказе душа. Ну почему сразу душа? Неужели нет сходных синонимов к тому, что является человеческой сущностью? А слово душа мы всё-таки привыкли слышать и употреблять в несколько другом значении.

А ещё понравилось ощущение новизны после прочтения. Хороший рассказ, хороший стиль.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея придуманная автором просто великолепна, но это если смотреть с точки зрения классической фантастики. А вот с точки зрения философии, мне кажется, автор написал ироничный рассказ, на то, как человечество найдет любой путь уйти от реальности и забот сегодняшнего дня, это так похоже на бегство от самого себя, от самой сущности человека, это как рай в религии.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычная идея. Но не могу сказать что рассказ очень сильно впечатлил. Полностью согласен с мнением Yazewa.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея забавная, а ее реализация не показалась мне слишком удачной. Можно было бы использовать ее гораздо интереснее и в философском, и в социальном, да в иронически-юмористическом плане.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это первое произведение прочитанное мной у Воннегута. И, если честно, пока не очень-то хочу читать остальные. Пока…

Рассказ показался слабым. Каким-то бессильно-наивным. Читал я два раз, и оба раза это ощущение всё никак не хотело меня покидать. Я даже нарочно старался искать плюсы. И, мало того, они были – был юмор… но он казался мне совершенно простым. Идея (фант. допущение) – эти амфибии – ну слишком уж наивно (если не сказать несуразно) чтобы быть основным смыслом рассказа. Психология – она тут (ИМХО) слабо прорисована у героев. Были неплохие мысли о том, что, как жизнь выбралась из моря, человеческий разум должен шагнуть дальше – выбраться из дряхлой оболочке своего тела; и то, что многое на земле держится на страхе перед угрозой боли, угрозой связанной с телом – без оного человек свободен. Но для меня лично это не было чем-то новым (такой философский посыл), да и сказано это было по топорному прямо – как-то не тронуло меня. Вот именно не тронуло. Казалось даже едва ли не глуповатым. Одним словом, казалось, что рассказ-то мог быть и получше. Может, будь он более прорисован, расширен (интересно было бы, например, взаимоотношение с «врагом» – «людьми в телах»), будь этот философский смысл (уж слишком философский, по-моему, оторванный напрочь от земли) преподнесен, как-то по-другому… и вышло бы очень даже неплохо. Однако, от того, что есть, ощущение у меня осталось совершенно простенькое и бездыханное.

Нет, рассказ не стёрся из памяти после прочтения. Но запомнился какой-то своей слабостью. Может быть, она и была нарочитой, эта слабость, но меня она разочаровала. Было не очень интересно. ИМХО.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многообещающая идея реализована очень слабо, много несуразностей. И это при том, что я очень люблю романы Воннегута! Увы, тут идея как раз на роман, потому в рассказ и не вместилась.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх