fantlab ru

Сергей Львович Москвин «Метро 2033: Голод»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.20
Оценок:
82
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Голод

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду! Архипелаг Новая земля. Каменистые, пустынные острова, со всех сторон окруженные ледяной водой. Полярные ночи. Пронизывающий ледяной ветер. Ужасные хищники, появившиеся после Великой Катастрофы. И — голод. Самый страшный, самый беспощадный, самый непобедимый из всех врагов, с которым столкнула небольшую общину выживших новая реальность. День за днем, месяц за месяцем, год за годом люди отчаянно сражаются с ним, раз за разом заставляя на время отступать. Но они еще не знают, что таится под землей, совсем рядом с их убежищем. И что такое ИСТИННЫЙ ГОЛОД…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 319

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2646 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 70 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 17% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Голод
2012 г.

Электронные издания:

Głód
2014 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения бессмертного творения Германа Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит» я хотел почитать нечто более простое, нечто, чему подходит звание именно развлекательной литературы, и вспомнив неплохую серию постапокалиптических романов «Метро 2033» я решил взять одну из не таких давнишних книг. Ею и оказался «Голод» Сергея Москвина.

Я ждал если не глубокой морали или сюжета, то хотя бы интересных героев и крепкой атмосферы. И не буду скрывать, второе я получил сполна — антураж внешнего мира Новой Земли действительно угнетает, заставляя поверить в монохромность своих снежных прерий даже со страниц романа, что безусловно заслуживает похвалы. Однако в остальном роман крайне слаб.

Это претенциозный, наполненный лишь наполовину стакан вожделений автора, который стремится быть, и претворяется, чем-то большим, чем является на самом деле. А является он обыкновенным копипастом с романа Стивена Кинга «Безнадёга», в который внесли элементы «Странника» Сурена Цормудяна из той же вселенной «Метро 2033», а также многие прямые отсылки на романы всё того же Кинга «Сияние» да «Повелитель мух» Голдинга, только аллюзии эти оформлены так, словно и данью классике не являются, что и радует и удручает одновременно.

Герои — сплошные шаблоны, вырезанные из картона ножницами, что уже давно не отличаются остротой лезвий. Основной антагонист романа так вовсе нечто неразборчивое, что преподносится как вековое зло, которого следует не просто боятся, ему следует преклоняться без лишних вопросов. Но так лишь говорится на страницах, однако этой мощи, злобы не ощущаешь, ибо автор не удосуживается явить нам что-то невообразимое и древнее, он говорит, что Это является таковым, однако наделяет его характером и повадками закадычного, извините, гопника у подъезда или заезженного злодея боевиков класса «В» эпохи VHS. И ведь можно было сделать в разы, в разы лучше, ибо сама обложка романа говорит об этой возможности — столь аутентичным и выразительным является изображение. Однако и в книге описано столь же ярко, хватало только выразить через эту «яркость» силу да мощь существа, как Говард Лавкрафт в безмолвии и богатом слоге излагал непостижимую власть и силу Ктулху — опять же Бога... Но Сергей поступил иначе — жаль.

Также жаль и отсутствия атмосферы того, в честь чего назван роман — голод. Его нет, просто нет как постоянного спутника, гнетущего элемента, побуждающего к дальнейшим действиям не только в глобальном (что кстати один раз имело всё-таки место быть) но и в некоторых локальных планах. Он является как таковым «роялем в кустах», коих здесь, к слову, много. К нему автор прибегает лишь тогда, когда это необходимо для логичного объяснения действий «неживых» героев, заключённых лишь в рамки сюжетной линии. Также работают и воспоминания, которые то имеют место быть, то исчезают, оставляя свой пьедистал для голосов, с которыми общаются лишь избранные главные герои — это объясняется их связью с теми, кому принадлежали данные голоса. Да вот только автор сам говорит, что и иные окружающие имели довольно близкие отношения с людьми-владельцами этих голосов, однако почему те ничего не слышат, так сказать, сердцем — не понятно.

В общем роман имеет много проблем, начиная от несоответствия познаний героев своим занятиям и их неразумного поведения либо рудиментарного проявления чувств да действий, которые автор пытается объяснить неубедительными доводами, да заканчивая откровенной глупостью в моментах опасности или безопасности, где у лиц романа в голове курируют мысли одинакового содержания, в которых смешаны в сумбур и тревога, и воспоминания, и призывы помощи, и вожделения лучшей жизни, и проблемы пубертатного возраста, и, лишь изредка, проблема голода... В связке со скудным языком и слабыми диалогами можно было бы сказать, что книга — чистый провал.

Однако вновь на сцену моей оценки восходит атмосфера да связующие со всей иной вселенной ниточки, которые примечать более чем здорово. Сэттинг же небольших пространств, где всегда холодно, зябко и темно, передан на ура, что сильно повышает «Голод» в моих глазах. Однако уж точно не ставит его на полки лучших книг серии, ибо сей роман еле дотягивается до анфилады средних творений в цикле «Метро 2033».

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Омномном»

Рецензия на «Метро 2033: Голод» Сергея Москвина

Очень сложно писать рецензии на книги такого рода. Особенно когда подобных прочитано от силы четыре. Всегда считал триллеры не самым любимым жанром, однако мастерство Сергея сумело перевесить.

Весь роман завязан на противостоянии инфернального демона (существование которого почти не объясняется, хотя сам Вячеслав Бакулин говорил, что всё сверхъестественное должно худо-бедно быть объяснено!) и горстки выживших. В этом отношении задумка кажется сомнительной, несколько отторгает. Однако оторваться просто невозможно! Книга затягивает, словно чёрная дыра. Можно даже похвалить Дмитрия Глуховского за то, что он абсолютно точно охарактеризовал новое произведение Москвина. Подготовился морально, хотя и не полностью.

Однажды было отмечено, что начали выходить книги без квестовой структуры. Это и «Наследие предков», и «Право на силу», и «Изнанка мира» (если честно, до сих пор не прочитал, но название в том утверждении фигурировало)… «Голод» оказался не исключением. На этот раз это не биполярный мир, как у Сурена Цормудяна и Дениса Шабалова, а разделённые естественными полосами холода и смерти мелкие поселения, по-прежнему держащиеся за клочок земли. Новой Земли. Несмотря на упоминание Крепости, используются в основном Застава и посёлок Северный, чем-то отдалённо напоминающий пояс Щорса в «Ниже ада» Андрея Гребенщикова, Венецию в «Корнях небес» Туллио Аволедо и ещё один объект, который встретится опять же у Андрея.

А вот события, разворачивающиеся на протяжении большей половины романа, скорее похожи на один из прочитанных триллеров. А именно на череду убийств и… оживления мертвецов (!) в романе Карины Шаинян «Западня. Шельф» из другого литературного межавторского проекта — «Этногенеза». Крови на страницах книги — в переносном, разумеется, смысле! — очень много, но они не вызывают должного отвращения и желания отругать автора за чрезмерное пролитие «казённой» алой субстанции. Вроде и персонажей основных немного, в отличие от, скажем, «Отражения во мгле» Сурена Цормудяна, а сострадания не вызывает никто. Разве что оставшиеся в живых и их незримые советчики (что тоже «научно» не объясняется!). Например, Бориса и Катерину очень хотелось убить. За что злобное спасибо.

Кстати, если я уж заговорил о героях, отмечу ещё двоих: Леонида «Карпа» Карпатьева и Леонида, брата Сани. Не знаю, совпадение это или нет, но вот холодок пробегал в моменты столкновения с ними (дело в том, что я заведомо не люблю персонажей-тёзок).

Теперь немного о прямых и косвенных связках: в «Увидеть Солнце» упоминается Новая Земля, а в «Голоде» — Новосибирск. Ничего не напоминает? «И в «Ледяном плене» упоминается Кениг, а в «Наследии предков» — Пионерск». Да-да, «Голод» стал уже вторым романом, написанным автором произведения о другой локации (пускай Дмитрия говорил о «Ледяном плену», написанном Игорем Вардунасом, а не о «Страннике» Сурена, и Москва, и протагонист его дебютной книги тоже упоминаются)! Очень приятно было читать ту лёгкую, ненавязчивую отсылку (и удивительна, хотя для и меня ожидаема, встреча с одним из персонажей «Увидеть Солнце»). Ровно как и краткий реверанс в сторону «Метро 2034» и «Севера».

Москвину хотелось сделать свои метророманы непохожими друг на друга, руководствуясь опытом оригинальной дилогии. Что ж, новую книгу, если проводить параллели с творчеством Глуховского, проще сравнить с его «Сумерками». Так же загадочно, не менее страшно и жутко. Иногда приходилось «выплывать на поверхность», прочь из обеих книг, чтобы случайно не оказаться посреди мистических и ужасных событий. За весь этот вихрь впечатлений большое читательское спасибо!

И напоследок: Нга был в Италии…

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман страшно разочаровал. Мощный разбег, мастерски прописанные характеры героев, драматичная интрига взаимоотношений, атмосферность, короче, всё-всё обещало шикарное продолжение и офигительную концовку, а вместо этого текст скатился к дурацким ожившим мертвецам в малобюджетном голливудском исполнении. Поэтому книга как бы распадается на две части: яркая завязка и тусклый (на 100% предсказуемый) финал.

Огорчительно, примитивно и жалко.

Замысел, судя по всему был хорош, но реализовать его потенциал, на мой читательский взгляд, у автора по каким-то причинам не получилось.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сергей Москвин уже зарекомендовал себя как автор интересного романа «Увидеть солнце». И вот в ВМ-2033 появился второй его труд — «Голод». Лично меня это изначально настроило на нечто достаточно серьезное (безусловно, в рамках проекта).

Итак, снова действие будет происходить вне метро. Многие критикуют за это детище Дмитрия Глуховского. Да и я сам не всегда доволен местом для повествования. Однако Москвин вполне справился. Уже с первых страниц он грамотно выписывает атмосферу богом забытого места — Новой земли. Беспощадный холод, агрессивная фауна, менталитет ненцев. Особо хочу отметить пролог. Вернее вторую его часть. Было неожиданно, интригующе и жутковато.

Удачно обыгрывается и название романа. Действительно, голод — это важнейшее звено «Голода». Во многих книгах вселенной на станциях были проблемы с едой. И при этом мало кто из авторов заострял на этой теме внимание. Москвин же действительно смог изобразить голод таким, какой он есть — без купюр.

Читается книга очень легко. Нет жёсткой подвязки с переходами со станции на станцию. В принципе место действия достаточно узкое, то есть не тпостоянной беготни, которая свойственна многим романам ВМ-2033. Понравилось отсутствие главного героя как такового. Сюжет раскручивается с точек зрения разных людей — Максима, Юлии, Седого, Катерины. Образы эти разные, каждый хорош по-своему. Только напрягало, что Максим выступает эдаким супергероем. И зверобой он отличный, и в драке хорош, и девчонку в себя влюбил, и честный. Джентльменский набор, ага. Условно «Голод» можно поделить на 2 части — триллер (1) и мистика (2). Сначала герои (да и читатель) не въезжают в происходящее с ними. Ну а далее всё просто —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
демон (живой разум) пытается всячески избавиться от людей, которые попали на его территорию
. В принципе, обе части выполнены одинаково хорошо.

Есть и вопросы к Москвину. Во-первых, почему в экспедицию отправилось 7 человек, из них пятеро — это юнцы? Пусть один из них зверобой (знаток волн и прочая). Ведь получается, что как таковая боевая мощь команды почти на нуле, учитывая что оба взрослых — женщина-медик и старик-кормщик — это по большому счёту почти балласт группы. Да и подумать только — оставили своё поселение без фельдшера. Нелогично ни разу. И ещё вопрос — почему они решили снарядить экспедицию, а не просто забить ещё одно животное на воде? Ведь думать, что в найденном поселке обязательно будет «всё включено» — это очень наивно и по-детски.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действия происходят на острове, что вносит новизну и мне это нравиться. Сюжет и завязки интересны, но только в начале, небольшая атмосфера – вот все, что еще можно отнести к плюсам. Для меня книга читалась тяжело, растянуто и монотонно, периодически происходили всплески огня, которые тут же затухали. Тот страх, о котором написано в аннотации – его нет, а ведь хотелось прочувствовать Нгу…

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх