Митчелл Облачный атлас

Информация о романе Дэвида Митчелла «Облачный атлас»: аннотация, издания, оценки и отзывы читателей. Подсказка book'ашки

Дэвид Митчелл «Облачный атлас»

Облачный атлас

Cloud Atlas

Роман, год

Перевод на русский:Г. Яропольский

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.10
Голосов:380
Моя оценка:
-
подробнее
Книгу можно купить
Цена 391 руб. →

Аннотация:

«Облачный атлас» заключает в себе шесть историй, главные герои которых имеют нечто общее: родимое пятно в форме кометы. В остальном  - у каждого свой путь, свои шансы умереть или выжить. Каждый последующий носитель родовой метки знает о предшественнике, например, читая дневник или увидев фильм. Цепь случайностей, связывающих жизни людей, в которых есть место предательствам и убийствам, но также и любви, преданности, подвигу. В итоге, размышления автора о добре и зле, будущем человечества, значении человеческой жизни.

© Anastasia2012


Номинации на премии:

Букеровская премия / The Booker Prize, 2004
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2004 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 4-е место
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2005 // Роман
Небьюла / Nebula Award, 2004 // Роман


Экранизации:

«Облачный атлас» / Cloud Atlas (2012, США, Германия, Гонконг, реж: Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски)


Похожие произведения:

 

 


Издания:

Облачный атлас
2007 г.
Облачный атлас
2012 г.
Облачный атлас
2013 г.
Облачный атлас
2013 г.
Облачный атлас
2014 г.
Облачный атлас
2014 г.

Издания на других языках:

Cloud Atlas
2004 г.


В магазинах:



Доступность в электронном виде:




Отзывы читателей о «Облачный атлас»:Рейтинг отзыва 

Страницы: [1] 2  3 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 18 ]  +

Шесть историй, шесть людских судеб, шесть времен… Первая — рассказывает об американском нотариусе Адаме Юинге, пересекающем Тихий океан в середине девятнадцатого столетия, который встречает на своем пути жителей местных островов, праведных миссионеров и не очень праведных моряков. Главный герой второго рассказа – начинающий композитор Фробишер, приехавший в дом уже состоявшегося и известного сочинителя в 1931 году, чтобы подзаработать деньжат, помогая ему в творчестве. Третья больше похожа на детектив-триллер, где герой-одиночка противостоит жесткой системе, в данном случае молодая журналистка Луиза Рей борется с крупной компанией, строящей атомную станцию, в проекте которой есть ошибки. Четвертый рассказ повествует о лондонском издателе по имени Тимоти Кавендиш, который оказался в плену в небольшом доме престарелых. Действие пятой, самой интересной для меня, разворачивается уже в будущем, в котором вся жизнь людей находится под властью корпораций, а всю грязную работу делают клоны, один из которых – Сонми-451 «возвысился» до обычного человека. И заключительная центральная шестая история рассказывает о жителе одного из островов уже дале-е-екого будущего, когда на Земле произошла планетарная катастрофа и человечество находится на грани вымирания.

На первый взгляд все эти рассказы не имеют между собой ничего общего, но каждый из них связан с соседними мелкими деталями. Так, например, Фробишер в доме композитора находит путевой дневник Адама Юинга, а издателю Кавендишу приходит рукопись с расследованием Луизы Рей. Стоит еще отметить, что все истории, кроме центральной, обрываются на полуслове, чтобы затем продолжится во второй части романа. Если обозначить каждую из них латинской буквой, то общий план «Облачного атласа» можно записать в следующем виде: A-B-C-D-E-F-E-D-C-B-A. Забавно.    

Так как человек, в плане литературы неискушенный, то эта странная структура романа показалась очень необычной, но, прочитав отзывы на этот роман и послушав мнение умных людей, понял, что ничего нового Митчелл не изобрел и подобные приемы, когда структура повествования является непременной частью сюжета, не так уж редки. Но стоит ли винить автора в том, как делают это некоторые рецензенты, что «Облачный атлас» ничего уникального в этом плане не представляет. На мой взгляд, не стоит. Вопрос: а почему бы и нет? Почему бы и не построить роман таким образом, пусть есть и десятки подобных «завихрений» с сюжетом? Еще говорят, что не обязательно было бы разрывать истории по середине, а пустить их последовательно. По-моему, тоже неправильно. Одна из центральных идей «Облачного атласа» в том, что история повторяется – это, например, хорошо заметно из первого и последнего рассказов «Облачного атласа». Конечно, пустить рассказы друг за дружкой было бы можно. Но. Обратный ход во времени только подчеркивает идею повторяемости и, более того, этот прием своего рода символ проносящейся перед глазами человека, находящегося при смерти (сравни с гибелью человеческой цивилизации), всей его жизни, только в обратном порядке – от смерти до рождения.

Кстати, в «Облачном атласе» есть слова, прекрасно подходящие для этого случая: «Призрак Феликса Финча воет: «Но ведь это уже делалось сотню раз!» — как будто хоть что-нибудь могло не делаться сотню тысяч раз между Аристофаном и Эндрю Ллойд-Уэббером! Как будто искусство – это Что, а не Как!» И, действительно, если подумать, так уж ли важно, что. У каждого Творца, будь он писателем, поэтом, художником или режиссером, да у каждого обычного человека свой взгляд на этот мир, свой видение, так стоит ли ограничиваться чем-то одним, возвышая одного и принижая другого, только лишь за то, что он «не сказал ничего нового». Каждый имеет право на свое слово.

О чем еще рассказывает «Облачный атлас»? О будущем и прошлом, и о связи этих двух времен… «Единая модель времени: бесконечная матрешка раскрашенных моментов, каждая «оболочка» которой (настоящее) заключает в себе гнездо «оболочек» (предыдущих настоящих), которые я называю реальным прошлым, но которые мы воспринимаем как виртуальное прошлое. Точно также матрешка «сейчас» заключает в себе гнездо настоящих, которым предстоит быть и которые я называю реальным будущим, но которые мы воспринимаем как виртуальное будущее…» О месте человека внутри этих матрешек-времен, о его роли в большом Человечестве, ну и, конечно, о самом Человеке.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 12 ]  +

Шесть историй, шесть персонажей, шесть времен, шесть способов повествования. Дневниковые записи американского нотариуса в тихоокеанском плавании в середине XIX века, обретающего своё призвание в весьма далёкой от юриспруденции сфере. Письма молодого англичанина, поступившего секретарём к тяжело больному известному композитору в бельгийском шато в 1931 г. и сочиняющего произведение своей жизни. Киносценарий детективного триллера о расследовании в области атомной энергетики, предпринятом молодой журналисткой в 1970-х в Калифорнии. Мемуары пожилого издателя, попавшего в затруднительное положение в Лондоне и ещё более затруднительное – в Шотландии в начале нашего века. Интервью, взятое архивистом не очень далёкого, но крайне дистопийного казарменно-корпоративного будущего Великой Кореи у приговорённой бунтовщицы накануне казни. И устный рассказ пастуха с постапокалиптических Гавайев, погружающихся в пучину варварства.

Истории расположены по схеме 1-2-3-4-5-6-5-4-3-2-1, значительно отличаются по стилю изложения, но связаны между собой на нескольких планах. Событийная связь заключается в том, что каждый следующий персонаж знакомится с историей персонажа предыдущего (за исключением, разумеется, американского нотариуса). Также автор активно намекает на неблизкую мне мистическую связь между персонажами, основанную на реинкарнации и материально подтверждаемую одинаковым родимым пятном в форме кометы. Идейная связь не так очевидна и в некоторых историях практически незаметна, но именно она, а не идея о переселении душ объединяет это произведение и придаёт ему внутреннюю логичность. Речь идёт о свободе. Особенно это заметно в «Тихоокеанском дневнике Адама Юинга» и «Оризоне Сонми-451», но и в иных историях идея свободы является ключевой. Свободы от рабства и принуждения, свободы творчества, свободы как осознанной необходимости, наконец. Конечно, иные идеи также важны для соединения разных историй в единое целое (гуманизм, ответственность, всеобщая взаимосвязь явлений и т.д.), но мысль о свободе наиболее ярко выделяется.

Экранизация, кстати, где-то получилась лучше книги. Возможно, из-за манеры подачи историй (иногда даже фрагментами по несколько секунд), что усиливает впечатление связности сюжета. Возможно, из-за подбора одних и тех же актеров на разные роли в различных историях, что служит той же цели. Несомненно, из-за общего оптимизма фильма — настрой книги несколько грустнее.

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 12 ]  +

Произведение того неясного жанра, который от невозможности класиифицировать называют магреализмом или постмодернизмом. Шесть историй из разных времен, от прошлого до будущего, вложенных друг в друга, как матрешки: каждая история прерывается на полуслове, герой следующей читает предыдущую, останавливаясь на месте, где та была прервана, и в конце своей истории получает возможность дочитать. Только шестая история идет одним куском.

Автор, несомненно, хулиганит с формой (герой второй истории, композитор, пишет секстет «Облачный атлас», повторяющий структуру книги), и несомненно, выпендривается виртуозным обращением с разными стилями. Приятно, что он при этом и о содержании не забывает. В содержании, с одной стороны, ничего принципиально нового, а с другой -- оно есть и затрагивает вечные темы вроде рабства, свободы и человеческого достоинства. Впрочем, я соглашусь с героем четвертой части, издателем Тимоти Кавендишем: намеки на реинкарнацию явно излишни (тоже своего рода хулиганство автора).

В общем, мне понравилось. Самое главное есть: автор любит своих героев.

Хотя цивилизация все-таки погибла.

  Оценка: 8 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Я не буду ничего писать о сюжете, раскрывать все нити книги и тому подобное. Все это вы сделаете сами, просто прочитав книгу.

А напишу я вот о чем. О своих впечатлениях. Это единственная книга, по которой в процессе чтения я делал заметки, пытаясь связать воедино все сюжетные линии. Это единственная книга, которая заинтересовала меня до такой степени, что я облазил карту мира, чтобы увидеть, в каких уголках земного шара происходили события каждой истории. И это единственная для меня книга, которая наводила на серьезные размышления. Бывало так: прочитав очередной фрагмент, я останавливался и надолго зависал, пытаясь увязать его с ранее прочитанным.

Скажу честно, интерес к книге возрастал как бы пирамидально, сообразуясь с сюжетными линиями. То есть, после очередной истории горизонты читателя все расширялись и расширялись, становилось видно все больше и больше, что можно сравнить с восхождением на гору — чем выше залез, тем больше и дальше увидел. И вот когда я уже на вершине, когда видно уже почти все, когда все ниточки у меня в руках и когда дальше только вниз, начинаешь думать — а что же дальше? И кажется, что все уже узнал, что дальше будет неинтересно... Однако, автор швыряет в нас недостающие кусочки мозаики при стремительном спуске. И все становится на свои места. Становятся понятными глубинные связи между слоями, не те, на которые автор сам нам указывает (к примеру, родимое пятно в виде кометы), а те, которые несут и раскрывают истинные мотивы и истинные смыслы всех исторических слоев книги.

А вот о реинкарнации нечего сказать не могу. Каждый увидит то, что увидит. Не более. Одно я понял — идеи о перерождении всего лишь способ передать именно то, что и хотел сказать автор.

Отдельной строкой хочу сказать о стиле повествования. Поражает талант автора надевать на себя личины, вживаться в свои персонажи, оживать в них страницами подлинных мыслей. Язык настолько красив (разумеется, отдельное спасибо переводчикам), что наслаждаешься каждой фразой. Один «Страшный суд Тимоти Кавендиша» чего стоит (кстати, по стилю он мне понравился больше всего).

И, напоследок, пару слов об экранизации. Наверно, все же стоит сначала прочитать книгу, а уже потом смотреть. Но фильм очень достойный. А книга — в особенности.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Если коротко: «длинноты» и «скучноты» на страницах ОА мне хватило, они зашкаливают и лезут из ушей. Для истории ради идеи книга не столь глубока, для истории ради истории — слишком скучно написана.

Один из героев книги говорил, что искусство – это не Что, а Как. Так вот у Митчелла нет ни того, ни другого, на мой взгляд. Часть «Что» рассказана и сотни раз до него: свобода, культура, цивилизация, личность, вечные ценности. Часть «Как» была призвана выправить огрехи, но не сложилось. Язык тяжелый, особенно это чувствуется в апострофах и ей-каньи истории Закри. Разбивка на шесть историй, причем которые еще и не последовательно даны, а «матрешкой», на первый взгляд кажется интересной задумкой, но лишь на первый взгляд. Когда история Юинга оборвалась на полуслове, я решила, что просто недопоняла чего-то; когда то же произошло с историей Фробишера, я решила, что я точно темный, ничего не смыслящий человек; когда оборвалась и третья, я решила, что ну ее эту книгу, я буду читать ее по диагонали, надоели мне эти обломы! И по-моему, я ничего не потеряла. Перевалив через середину, я с удивлением обнаружила, что истории завершаются! Ну надо же. Воодушевленная, с интересом дочитала рассказ Сонми, но на половине части Кавендиша меня вновь обволокла скука.

Интереснее всего читалось о Сонми, но сказать, что эта история понравилась мне больше остальных — нет. По-настоящему зацепил меня кусок о Роберте Фробишере; наверное, тем, что по началу я испытывала к герою антипатию, но под конец искренне сопереживала ему.

В общем, не знаю, может, я просто не была настроена на эту книгу, но мне совсем не понравилось.

  Оценка: 4 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Облачный атлас собиралась прочитать давно. Но все как-то не шло. Не могла себя заставить. Потом вышел фильм, который неожиданно мне очень понравился. Взялась, наконец, за книгу.

Не знаю… Вроде и хорошая и известная книга, такой классный фильм поставили, но еле дочитала. Если бы не смотрела до этого фильм, то, наверное, просто бы закинула не дочитав. Мне просто было скучно. Ну да, я как бы знала, чем все закончится, но все равно было интересно сравнить, чем книга отличается от фильма и насколько им пришлось коротить сюжетные линии, чтобы влезло все в фильм. Интересно было, о чем думают персонажи.

Была очень удивлена, насколько в фильме отличаются истории Сонми и Закри. У Сонми там вообще все месяцами продолжалось, тогда как в фильме все за пару дней практически случилось. Но книга длинная, надо отдать должное киношникам – всё скоротили и упростили хорошо, фильм смотрелся целостным и законченным.

Но книгу мне было читать скучно. Слишком длинная. Очень часто перелистывала. Если бы они не объяснили в фильме связь всех персонажей, то просто бы потерялась. Вышли ничем не связанные между собой истории. В кино действительно легче было уловить смысл происходящего  и не потеряться, когда одни и те же актеры играли роли. Это придало целостность. В книге просто перескакиваем между эпохами. Мне интересно было читать только про будущее. Историю про Закри прочитала полностью. В «Сонми» перелистывала, когда нудить начинали со всем этим институтом или университетом, где Сонми жила. Историю про журналистку и Тимоти Кевендиша пролистала почти полностью.  Они рассказали в фильме и ничего принципиально нового я бы там не прочитала. История про журналистку и в фильме была самая скучная. Сюжет про дом престарелых в фильме спас только отличный юмор.

Вообще сами истории скучны и затянуты. Никакого драйва, тайн, чтобы держать внимание читателя. Большой плюс Вачовски, что сумели все красиво снять под шикарную музыку в фильме.  Я в эту музыку влюбилась.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

Роман «Облачный атлас» — пример того, почему в погоне за оригинальностью не стоит слишком далеко уходить от классических канонов, проверенных веками. Экспозиция – завязка – развитие – кульминация — развязка: эта знакомая со школьной скамьи схема, выкристаллизованная трудом поколений писателей, с равным успехом работает в классической пьесе и в современном романе. И, что характерно, даже среди самых отчаянных авангардистов, безжалостно коверкающих язык и от души измывающихся над архетипическими героями и сюжетами, не так много находится авторов, готовых рискнуть кардинальным отступлением от этой композиционной основы основ. Ведь даже для самых талантливых и свободомыслящих это не просто риск, это — ход ва-банк. Ход, для Дэвида Митчелла, к сожалению, оказавшийся ошибкой.

Теоретически, ничего плохого в это «матрешечной» структуре нет. Просто каждая история обрывается на середине и уступает место следующей, чтобы затем цепочка развязок разматывалась в обратном порядке. Проблема в том, что по плотности и эмоциональному накалу новеллы куда как неравноценны. И если в первой половине книги темп повествования и вовлеченность читателя равномерно и умело наращиваются автором, то остаток волочится с громким скрипом и добивается на чистой силе воли. При том, что истории сами по себе не становятся хуже — но нарушение базового структурного принципа играет против них. Когда кульминация пройдена, книга должна завершаться. Когда кульминация пройдена в середине толстого романа и до конца еще сотни страниц… Вероятно, замысел Митчелла был в том, чтобы читатель брал медленный разгон в начале и столь же постепенно «остывал» в конце; дать таким образом человеку возможность с толком и расстановкой обдумать и переварить прочитанное. Красивый замысел. На деле же получилось несколько иначе: чем выше ты, в первой половине романа, карабкаешься по лестнице из художественных миров, мыслей и сопереживания героям – лестницы, которая, в моем понимании, и составляет суть искусства, в особенности фантастического искусства – тем глубже и больнее падаешь затем в помойную яму отвратительной убогой обыденности, заполненную грязными болячками, грязными деньгами и грязным сексом. Закончив коронующий бриллиант этой книги, – великолепную историю восставшего клона Сонми – дочитав последние слова героини и проглотив комок в горле, совершенно немыслимо возвращаться к мелкому пройдохе и пошляку Тимоти Кавендишу. Завершив его историю, во всяком случае динамичную и сдобренную изрядной порцией иронии, меньше всего хочется нырять в затхлые интриги американских корпораций 70-х. Кое-как разделавшись с ними, уже из одной спортивной злости берешься за самовлюбленных и гадких композиторов междувоенного периода. Продравшись на брюхе и через это, получаешь некоторую отдушину в виде прекрасной стилизации классического романа о мореплавателях колониальной эпохи, но она уже не спасает дело. Под конец лишь смутное воспоминание об экстазе 300-страничной давности не дает заклеймить книгу позором и считать потраченное на нее время выкинутым из своей жизни.

В абсолютно роскошной экранизации, между прочим, все эти проблемы решены весьма изящно. Вместо того, чтобы выстраиваться в матрешку, истории сплетаются в единое целое, пересекаясь на аналогиях и расходясь в специфике. Идея реинкарнации и взаимосвязи всего великолепно передана работой одних и тех же актеров в нескольких сюжетах. В итоге фильм получился гораздо более цельным и рекомендуется к ознакомлению всем.

А книга… книга – строго по желанию.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 10 ]  +

«Облачный атлас» Дэвида Митчелла — в 6 раз лучше его же «Сна №9»:-) Это тот случай, когда количество переходит в новое качество. Представьте себе Р.Л. Стивенсона, Оскара Уайльда, Сидни Шелдона, Рэя Брэдбери, Клиффорда Саймака ну и самого Митчелла, собравшихся вместе, чтобы написать шедевр — у них бы получился «Облачный атлас», книга, которая совмещает в себе голоса разных эпох и разных жанров, но не превращает их в какофонию, а упорядочивает в стройный полифонический секстет;-)

Какие же тут ещё вкусности? Во-первых, то, что меня всегда подкупает — музыка — занимает в книге немалую часть, побольше одной шестой;-) Особенно порадовал двусмысленный пассаж про шум из батарей в стиле Джона Кейджа8-) Во-вторых, сверхидея гуманизма — достойная упомянутых выше Саймака и Брэдбери. В-третьих, из тех немногих книг серии «Интеллектуальный бестселлер», которые я читал, эта — пока единственная, всерьёз претендующая на звание «интеллектуальной» (и требующей неплохой эрудиции). Единственное, что иногда эта интеллектуальность идёт в ущерб эмоциональному восприятию, первая половина читается живо и легко, а во второй уже устаёшь...

Продолжать расписывать всяческие вкусности этой книги практически бессмысленно — лучше уж её почитать, а те, кто уже прочёл «Сон №9»  должны это сделать в обязательном порядке!;-)

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 9 ]  +

Во-первых хочу отметить литературное мастерство автора, пишет Митчелл более чем хорошо, лично я его книгу просто неторопливо смаковал. Как-то трудно вот так сразу подобрать аналогии чтобы описать качество текста, пожалуй так могла бы выглядеть классическая музыка(от которой я далёк) в Слове.

Во-вторых интересно само построение романа — в нём целых 6 отдельных сюжетных линий, не связанных между собой почти ничем — эдакая странная, оригинальная зарисовка-панорама. Отдельно хочу отметить линию корейского клона Сонми-451, эту историю я не «неторопливо смаковал», а скорее жадно обглодал, хочу про этот мир отдельную, большую книгу. Ещё хотел бы сказать, что вопреки своей структуре, роман всё-таки оставляет некое впечатление целостности, все шесть частей кажутся кусками одной большой картины, ощущения сборника рассказов книга не оставляет.

Несмотря на все восторги, рекомендовать «Облачный атлас» я бы не стал — многим эта вещь может показаться не более чем скучной.

PS очередное спасибо В. Владимирскому за наводку.

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Как ни крути, а все-таки любопытно для меня складывалась история прочтения этой книги.  Вот уж не думал, что буду настолько долго ее читать. Меня все время что-то от нее отвлекало, так что процесс чтения продвигался вперед со страшным скрипом. А может, так и должно было быть, некоторые книги по определению не могут читаться быстро. Кстати, еще вспомнилось, что, например, любые варианты реальных книг, то бишь, из бумаги, я всегда читаю намного медленней, чем их электронные варианты (пытаюсь растянуть удовольствие от чтения, что ли).

Ах да. Сначала я посмотрел фильм, еще зимой. И тогда меня мучил выбор, что же первым начать, книгу или фильм, но поразмыслив, пришел к выводу, что или смотреть фильм, или же потом и вовсе его не смотреть, ибо мое отношение к экранизациям, после прочтения книг, как минимум, вызывает легкое недоумение (в более тяжелых случаях дико бесит и раздражает). Так вот, фильм мне очень даже понравился, хотя, остались некоторые моменты не до конца понятые. Ну и ясное дело, что только укрепил решимость познакомиться с книжным вариантом «Облачного атласа».

Теперь о самой книге: читалось легко и захватывающе (и долго, что тем более поражает). Основной мотив книги – это реинкарнация душ и взаимосвязанности всего сущего. «Облачный атлас» состоит из 6-ти замечательных историй, да еще каких, по-моему, каждая достойна отдельной книги. Естественно, что некоторые понравились больше, некоторые – меньше, но в целом – все просто восхитительно. Еще заинтриговал порядок их расположения, если их пронумеровать по порядку размещения, то выходит такая схема: <b>1 2 3 4 5 6 5 4 3 2 1</b>. То есть цельной и неразрываемой получилась самая последняя 6-тая, из далекого будущего. Не могу не отметить так же, то, что в свободное от прочтения время размышлял о событиях и персонажах «Облачного атласа». А это для меня явный признак очень сильной книги.

Думаю, каждый читатель найдет здесь, что-то свое сокровенное.  Так что – браво, Дэвид Митчелл, искренне восхищен таким цельным мастерским произведением. И, конечно же, взял на заметку другие книги автора.

И мучит меня один вопрос: все-таки, кто же читал книгу, я – её, или она – меня…

  Оценка: 10 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Прекрасная книга. Она в корне отличается от фильма, который тоже прекрасен. Но они и не могут быть одинаковыми. Связь времён в романе Митчелла столь тонка и эфемерна, что её не хватило бы на захватывающий сюжет, и потому Тыквер и Вачовски изменили ряд моментов, сделав одну историю непосредственным следствием другой. У Митчелла же связь скорее духовная, отдалённая, путанная. И сам принцип истории внутри истории подан здесь прекрасно — ты понимаешь, что всё начинается и заканчивается одинаково, что движение от начала к концу — то же самое, что движение от конца к началу, что любое твоё слово тянет за собой ниточку, которая не обрывается, но за эту ниточку с того, дальнего её конца тоже кто-то держится. И получается прекрасная книга, которую хочется читать, которую читаешь с удовольствием, а потом закрываешь и думаешь о том, что смысла нет. Или смысл есть. Или смысл создаёшь ты сам.

  Оценка: 9 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 8 ]  +

Наконец-то дочитал.

Скучная на самом деле книжонка. Даже не полноценная книга, а сборник практически ничем не связанных занудных историй-рассказов. Единственная связь это вскользь упоминание героев из одного «рассказа» в другом и конечно татуировка у «главных» героев в виде кометы на спине.

Недавно на одном сайте был опрос какая из частей книги наиболее интересная.. Так вот — большинство проголосовало за «Оризон Сонми 451» и действительно история весьма занимательная, из неё мог получиться не дурной полноценный роман, а остальные части облачного атласа не заслуживают никакого внимания...

И да, одноименный фильм сняли известные режиссеры! Не плохо.. Так что проходная книга получит ещё несколько хвалебных отзывов.

  Оценка: 6 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 7 ]  +

Как завихрения ветра меняют форму облаков и создают туманные круговороты, так и шесть историй шести людей сплетаются между собой, меняют окружающий мир, влияют на будущее, а потом, к середине романа, они словно смотрятся в зеркало, все разом — как небеса разных эпох и времен видели бы себя в отражении бесконечного, созданного каплями океана.

На этом плюсы книги заканчиваются.

К минусам можно отнести затянутость отдельных эпизодов, при всем при том, что эти эпизоды не несут никакой смысловой нагрузки. Но это исключительно субъективное восприятие. Самым жирным минусом стала идея книги — эдакая американщина в стиле дядюшки Сэма о свободе личности, о том, что все мы равны и одинаково имеем как право на жизнь, так и на самосознание. Спорить в рецензии не буду. Неблагодарное дело.

Отдельным пунктом хотелось бы вынести то, что сейчас называют «интернет-цитатками». Крайне умные, хлесткие изречения, которые разу портят весь последующий текст, и аппетит пропадает. Зачем читать, если смысл (нет, Смысол) поднесли тебе на блюдечке? Для меня нет смысла. Это — потерянные страницы и потерянное время.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 7 ]  +

Масштабное полотно, в котором переплелись несколько временных отрезков и стилей. Однако после прочтения возникает лишь один вопрос — для чего были рассказаны эти истории? В чём заключается смысл тех решений, которые принимают герои романа? Ответа, судя по всему, не знает и сам автор. Эта неопределённость сильно снижает впечатление от «Облачного атласа», который при более тщательном подходе мог бы получиться выдающимся литературным произведением.

  Оценка: 7 
Ссылка на сообщение |   
–  [ 7 ]  +

«Облачный атлас» — альбом историй, зарисовок, увесистый по объему и яркий по изобразительности. Шесть новелл, в каждой свои герои, своя эпоха, география, все истории в собственном жанре. Связи между эпизодами косвенные, порой надуманные, но ниточка эта, тоненькая, есть. Как по картам, временным и географическим, можно отследить перемещение маркера романа от 1849 года до сильно отдаленного будущего; от Чатемского архипелага в Тихом океане до разрозненных территорий на постапокалиптической Земле. Каждая глава разделена в пиковой точке сюжета на две части, это не касается центральной, но и в ней ощущается перелом. (Мне такая структура представилась нанизанными на проволоку камешками — куриными богами). От начала к миттельшпилю роман следует поступательным, неумолимым движением к заслуженному человечеством будущему, после описанных серединных событий, автор направляет читателя к финалу цепью воспоминаний, чтобы все-таки дать ответы на зародившиеся вопросы. «Нам всем нужны воспоминания, чтобы знать кто мы такие…» (к/ф «Помни»).

Книга не на пять минут. Да, в ней множество трюизмов, и какие-то стоящие крупицы Идеи сложно найти. Дэвид Митчелл удивил не этим. Поразила, как принято говорить, «подача материала»: подробная и зрелищная, позволяющая прожить тронувшую историю, обдумать ее в мелочах.

И вот, стоит закрыть глаза, я слышу прекрасную мелодию секстета «Облачный атлас», вижу Адама Юинга и Аутуа, Роберта Фробишера и Руфуса Сиксмита, Луизу Рэй, Тимоти Кавендиша, Сонми и Хэ-Чжу Има, Закри и Мероним... «...капли в бескрайнем океане. Но что есть любой океан, как не множество капель?» А посмотрев на облачное небо, вспоминаю слова Закри: «Души путешествуют по врем'нам подобно т'му, как путешествуют по небесам облака... Кто может сказать, откуда приплыло это вот облако аль кем станет эта вот душа завтра? ... атлас, ей, единственный атлас облаков.»

  Оценка: 8 
Страницы: [1] 2  3 

Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители! регистрация