FantLab ru

Денис Шабалов «Метро 2033: Право на силу»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.78
Голосов:
121
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Право на силу

Роман, год; цикл «МЕТРО»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 7
Аннотация:

Как стать профессиональным сталкером? Какое оружие существует? И какова сущность людей, на что они готовы ради достижения своих целей? Подробно прописанная история становления личностей действующих лиц и грамотные боевые сцены ждут читателя в первой книге новой трилогии!

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 364

Активный словарный запас: чуть выше среднего (3023 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 32%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2012 // 1 место

лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2013 // Ржавый Артём. Лучшая мужская роль. Данил Добрынин


Право на силу
2012 г.

Аудиокниги:

Право на силу
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Prawo do użycia siły
2016 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Возможно, это связано с тем, что впереди ещё 2 части и Денис не спешит выкладывать на стол все карты. Но тем не менее, мне показалось, что далеко не все персонажи ракрылись в полную силу. Сам Данил, а так же Саня развернулись в полную силу, тут ничего не могу сказать. Но, например, жёны главного героя. Они пока стоят в сторонке, появляясь лишь эпизодически. Посмотрим, что будет во второй части.

Теперь о том, что понравилось. Понравилось то, что жизнь главного героя и всего убежища описывается в исторической перспективе. В этом плане роман Дениса отличается от всех остальных романов, вышедших в серии. Зачастую сцены из прошлого описывались в виде снов, воспоминаний, флэш-беков, глюков опять же. Более того, я слышал, что описывать действия, происходящие НЕ в 2033 году, в режиме «реального времени» нельзя вообще. В своём романе вместо того, чтобы пропустить прошлое через призму воспоминаний, Денис просто берёт «дела давно минувших дней» и неторопливо, последовательно рассказывает, как оказались люди под землёй и как они выживали. Я считаю, что этот отход от канонов серии пошёл роману исключительно на пользу. Не остаётся вопросов, кто как и почему выжил, нет досказанности, неизбежной при «вспоминательном» подходе.

Далее. Очень здорово, что Денис уделяет внимание не только чисто физическому выживанию (ежу ясно, что без пищи и воды не выжить), но и духовному аспекту этой проблемы. Да и ещё раз да! Именно вера в Бога — та соломинка, за которую способен ухватиться человек, оказавшийся в шаге от безумия. Той же цели служит просмотр героями фильмов. Кто-то, может быть, скажет: «Какие ещё фильмы в мире 2033?!» — а я считаю, что это — отличная находка!

Далее. Помню, как Денис высказывал опасения по поводу того, что роман может быть неоднозначно воспринят читателями из-за обилия жестокости. За всех не скажу, но лично я так не считаю. Чего я в романе не увидел вообще, так это беспричинного насилия, насилия ради насилия. Да, в романе Дениса очень много внимания уделяется боевым действиям, но это — именно реализм, а не натурализм. Да, мир романа «Право на силу» жесток и страшен. Но при этом в тексте нет упора на шокирующие подробности, на пытки. Поэтому воспринимается текст легче, чем, например, роман «Корни небес» (хотя роман Аволедо мне тоже понравился).

Наконец, немало внимания в романе уделяется проблемам нашего нынешнего общества. Его безудержной тяги к потреблению, к тому, как жестоко, цинично и равнодушно общество 90-ых — 2000-ых, той разрухе, в которой оказалась страна в период расцвета дикого капитализма (который, кстати, так пока никуда и не делся). Грозное предостережение: в тотальной войне победителей не будет, — звучит со страниц романа. И это, чёрт побери, святая правда.

Книга «Право на силу» нетипична для «Вселенной». Здесь нет и в помине красивой романтики, но и откровенной безнадёги тоже нет. Главная мысль, которая остаётся в голове после прочтения, — отчаиваться никогда не стоит.Бороться надо. Ради себя и своих близких. Спасибо за отличную работу, Денис!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Право на открытие»

Рецензия на «Метро 2033: Право на силу» Дениса Шабалова

На самом деле я не очень часто читаю боевики. И хотя «Вселенную Метро» обычно относят к боевой фантастике, подобный тип романов не объявлялся. Тем не менее, сказать, что к первой части новой трилогии я приступил с опаской, не могу. Читал и в первые месяцы появления меня на портале серии metro2033.ru, и потом, незадолго до выхода, начало. И вот теперь текст позади, от которого остались самые радужные впечатления.

Итак, поехали. Первое, на что хочу обратить внимание, это, конечно же, достоинства «Права на силу». Их, надо заметить, достаточно. Взять тот же сюжет. Очень плотный, насыщенный яркими событиями. Объясняющий все возможные пробелы в получаемых из основной линии знания. Да и сама сюжетная линия не простая, а… двойная! Главный герой, его друг и товарищи, его родной дом, наставник — всё это показано в грамотной ретроспективе.

Кстати, о персонажах. Денис мастерски прописывает их характеры на разных стадиях жизни. Вот до сих пор помню мимолётный, но трогательный момент, когда Саша Попович был грудничком и как он «пищал». И далее — ребята меняются, «обрастают» самостоятельностью и принципами. Чувствуется, что показана жизнь человека не только в какой-то один год, но и во все предыдущие. Так сказать, постъядерный ремейк «Рождённых в СССР». А ещё это взросление выгодно существует на фоне многих других книг «Вселенной», и в первую очередь, идущим перед «Правом на силу» романом Сурена Цормудяна «Наследие предков». Там тоже автор касается взросления персонажей, правда, больше во флэшбэках, нежели «в режиме реального времени». И у него больше кажется сохранение героев в каком-то одном возрасте. Как будто он следовал логике одного из действующих лиц «Путевых знаков» Владимира Березина, что двадцать лет после войны не в счёт. Здесь же такого ощущения не возникает. Персонаж (и его окружение) меняется от главы ретроспективной сюжетной линии к главе.

Помимо взросления героев с «Наследием предков» дебютное произведение Шабалова роднит и своеобразный биполярный мир, образовавшийся в Сердобске. Тоже есть противостояние общин, но у Сурена оно едва ли не постоянное, основанное на проблемах одних и пропаганде других, а у Дениса же вторая сила в городе — войсковые — являются больше элементом общего антуража, нежели сеттинга. Кратковременная война с ними выглядит бессмысленной с точки зрения выживших, подчёркиваются личные достоинства каждого сообщества, обрисовывается чисто по-житейски-армейски, мило и просто. Хоть на короткие лекции и длинные цитаты разбирай!

Впрочем, не только быт Убежища и его взаимодействие с соседями написано так. Весь текст полон как военными терминами и жаргоном, так и человеческими словами. Особенно удивило упоминание мифической Небесной Канцелярии — ну чисто по-простому! Это придавало дополнительного шарма книге.

Теперь немного о месте Сердобска в мире «Вселенной». Если не брать во внимание загадку его ядерной бомбардировки, то можно отметить интересную особенность: пришлая сила, Береговое Братство, а также Чёрный караван, дополняют повествование именно сеттинговыми заделами: вот тебе и Ижевск, и Балаково, и Ряжск… Денис ухитрился убить сразу ТРЁХ зайцев — красиво описать родной город, претворить в жизнь (вернее, на бумагу) свои идеи и, наконец, из одной локации создать целую маленькую вселенную внутри уже «существующей». Куда уж там Гранту МакМастеру с его заделами под Хайленд, Ньюкасл-апон-Тайн и прочие и Игорю Вардунасу, мыслящему более линейно, но ещё более глобально!

Наверное, уже всем интересно узнать о минусах. Увы. С ними у автора не задалось: есть пара-тройка шероховатостей, и на этом всё и обрывается. С чем его и поздравляю! Первая книга — и уже без серьёзных огрехов! Очень надеюсь, что остальные два «Права» также порадуют читателей таким же высоким качеством сюжета и сеттинга.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Пиджак» в мире производственного романа про ОЗК, ТТХ и прочие милые вещи: Денис Шабалов, «Метро 2033: Право на силу».

«Из объятий ночного кошмара,

Ты вернулся в кошмар наяву…

«Черный Обелиск» (с)

INTRO:

Следует прояснить одну простую вещь: что есть «пиджак».

Когда мне довелось служить в рядах имперских штурмовиков именно так называли офицеров, получивших воинское звание в процессе обучения в «гражданском» ВУЗе. После чего они проходили действительную военную службу по призыву с двумя альтернативами. Либо год в качестве солдата, либо два в качестве офицера, того самого «пиджака». По большей части и тот, и другой варианты для командиров становились серьезной обузой. Потому, как и те, и другие, отслужив положенное, уходят, оставляя пустоту и потраченные усилия на их обучение. Ни солдата, умеющего многое, ни офицера, на которого можно положиться.

Бывали ли исключения в моем личном отрезке, посвященном службе? Несомненно. Целых два. Толик, в должности «командира отделения разведки» и звании сержанта, и Семен, командир взвода первый роты «родного» 1 БОНа. Первый, закончивший одну из кафедр Кубанского пединститута, на т.н «сдаче» нормативов для спецвзвода – спокойно пинал сразу двух «крапов», ибо кафедра у него была физкультурная, а сам он преподавал какой-то замысловатый стиль единоборств, и был просто хорошим и умным человеком. Второй, с кашлем и температурой остался с нами, совершенно глупыми и неумелыми недо-штурмовиками в Дагестане, зимой 98-99-ого года. Их уважали, ценили и не считали обузой.

Прав ли я сам по поводу «пиджака» Дениса Шабалова или нет, как тот служил и все прочее – дело не мое. Это констатация факта того, что как бы то ни было, автор Денис Шабалов, что немаловажно, в армии служил, автомат в руках явно держал и все прочее. Почему это так важно при написании мнения на книгу? Причина проста: это боевик. Читать большинство книг-боевиков, чьи авторы могут написать «крупнокалиберные пулеметы СПГМ» (подсказка – Даниил Корецкий, «Антикиллер», серия «Черная кошка») мне смешно. Но, в данной ситуации важна книга, а вовсе не что-то другое.

Что касается термина «производственный роман», то так оно и есть. Разве что «Аэропорт» про аэропорт, а «Право на силу» про постядерный Сердобск. Плохо это? Нет, не плохо. Так как пусть и очень воинственно, но основным моментом книги становится не спасение мира, противостояние страшному Злу или, того паче, история о кланах подземных Капулетти с Монтекками. Книга про жизнь общины и ее отдельных членов, без выставления кого-то из них своего рода Избранным и так далее. И это хорошо. Но, опять же, создание именно «производственного романа» накладывает на автора определенные обязанности и задает четкие рамки с границами.

Ибо здесь, в общем и целом, создатель просто обязан показать атмосферу, натуралистичность и реализм. Иначе вместо «Большой жратвы», показывающей жизнь кабака изнутри, получится «Вкус жизни». Вроде и там и там про рестораны, поваров и все прочее, но… Но в первом случае есть «показать козла», а во втором прекрасная Зета-Джонс. Но даже карие очи чудо-валлийки не отвратят меня от одного дня жизни маленького американского трактира.

Так и здесь. Если уж автор Шабалов показывает жизнь «вокзального» клана, так уж пусть изволит показывать ее аутентично. И баста.

Потому, памятуя о Ктулху и включив «Korn», приступим.

Сюжет:

Основную линию книги автор четко определяет сам практически сразу, упоминая несколько книг известнейшей серии, название которой писалось с точками. Что входит в обязательный набор текста из «сталкериады»? Поиск, бой, отдых, преодоление трудностей, рассказ о становлении, бой, немного ТТХ, бой, недоотдых, флэшбэк к становлению, бой эт цетера. Текстов было много, хороших мало, отличия заключались в умении автора передать атмосферу. Учитывая «производственный» характер «Права на силу», ждать от книги поворота в стиле оригинального «Метро 2033» не стоит.

Именно по этой причине, начиная с первых глав, ожидал именно того результата, что оказался в конце. Добротная, взвешенная история жизни отдельно взятого убежища и некоторых его представителей. В свое время, откровенно недолюбливая (по причине банальной зависти) Андрея Круза, очень много язвил по поводу его самой известной серии. Но при всем этом отметил сам факт определенной интересности некоторых книг «Эпохи мертвых». Непосредственно «Я Еду Домой» демиурга и первой книги Берга. Построение сюжетной линии обеих заключалось в принципе, используемом еще Уиндемом в «Дне триффидов». То есть все просто: берем общину, прилагающиеся проблемы и показываем их решение. Чем сложнее путь, выбранный героями, тем интереснее. Пусть и не всем категориям читателей.

В данном случае Шабалов с возложенной на самого себя миссией, справился. Пусть и с некоторым скрипом (субъективно), но справился. И если первоначально основным скрипом мне показался момент с многоженством, то в дальнейшем он встал ребром лишь из-за непонятной вставки-пролога. Именно он оставил самое непонятное ощущение. Для чего? Почему? Вариантов не много, но явно стоит ожидать какой-то крупной подлянки и серьезного рубилова во второй книге. Хотя тут могу и ошибаться.

В целом сюжетная линия вышла достойной и правильной. В ней нет метаний героев, нет страшных неразгаданных загадок, а рецепт ее прост и одновременно вкусен как сюжеты боевиков «золотой» эпохи 80-90-х. Именно тех самых, что, скорее всего, Денис Шабалов смотрел в одном со мной возрасте. Действие, харизма героев и антигероев, снова действие и декорации. В 10-е годы 21-го столетия подобная концепция, в редких случаях ее удачной реализации, становится востребованной и интересной для многих читателей. Странного в этом немного, т.к. простота не является синонимом «неинтересности», «тупости» или того хуже «унылого говна». На общем фоне высасывания из пальца продолжения глав большинства современных авторов тон «Права на силу» ровный и успокаивающий, несмотря на насыщенную динамику.

Атмосфера (включая ТТХ):

Погружение в мир Сердобска, падшего от атаки супостата, вышло хорошим. И дело именно в том, что автор Шабалов смог создать длинные километры пути внутри обычного российского городка. Именно факт демонстрации увеличившихся расстояний, ранее проходимых за пару-другую десятков минут, определяет атмосферу. А вовсе не количество монстроуродов на один квадратный километр, порой заселяемый писателями данного жанра методом гнездования.

Не совсем понятно то, ради чего вражина херачил ядерным боеприпасом по ничем не приметному Сердобску, но то и не суть важно. В конце-то концов сама суть вселенной сводится вовсе не к пониманию механизмов взаимодействия ядерных частиц и катализаторов их распада, или как оно там правильно. Основной мотив книг «Метро 2033» есть история мира После большого и плохого п….ца, и то, как люди себя ведут в условиях, когда быть уся-пуськой просто невозможно. «Право на силу» не содержит кавайных няшек, равно как и апокалиптично-инфернальных злодеев а-ля Чеслав Корбут или непонятная хреновина «Голода». Механизмы взаимотношений, описанных в дебютной книге Шабалова, показаны весьма достоверно, в меру люто, но без увлечения.

Не совсем ясна была подача отношения к оружию. Ну, вроде бы и ладно, ну, что такого, нравится автору оружие. Нормально оно для мужчины? На мой взгляд, да. Но в какой-то момент, да что там, чуть ли не с начала, меня посетило дежа-вю. Самое, что ни на есть, дежавюшное дежа-вю! Прямо очами души своей увидел: 2009-ый год, постоянный и лютый срачЪ с Андреем Крузом, приведший к результату, нормальному для мужчин. То есть – к вежливым извинениям и нормальному диалогу. Но, тем не менее, памятуя про эпигонов Андрея, кои не все оказались талантливы, перед глазами возникло следующее:

«Дверь открылась. В нее зашел пистолет-пулемет АБВГД-448 с колимационно-диоптрическим прицелом и малокалиберным прожектором на обрезке узкоколейного рельса, местными умельцами с помощью аргоновой сварки закрепленного на ствольной коробке. Универсальный тактический ремень Удавка-48 крепился к плечевому суставу лысого блондина.»

Далее больше ни слова об этом герое, но обязательно про слив Москвы, и по тексту почаще с подробностями менять стрелялки и шмонать мутантов на предмет поиска новых стрелялок («в карманах его я нашел сто пять семерок, двести девять пятерок, одиннадцать девяток, и один снярад от старого морского 12-тидюймового орудия. Последний порадовал больше всего — он подходит к моему дробовику АБВГД-557 с вентилятором на рельсе и ...» (с)

Да-да, именно подобных поделок в свое время (не так давно), оказалось достаточно, чтобы вызывать стойкую аллергию к большому количеству ТТХ на одну страницу текста. Особенно в случае, когда и матчасть, и характеристики являются выдержками из Вики и прочим «-педиям». Ни во всех случаях, само собой, но частенько. Так что, наткнувшись на первое упоминание о «демроне», пришлось волевым усилием заставить себя напрягаться не более, чем при создании отчета о недельном выполнении плана. Расслабиться автор Шабалов мне не давал, периодически вводя в текст всякие романтичные для уха подростков, любителей оружия и ганофилов слова и словосочетания навроде:

«- АГС тащат.

— А какой, 17-ый, али 30-ый?»

«Миними, ФН …. Боеприпасы…»

(цитирование неточное)

Но, став с годами невосприимчивым к яду ТТХ в текстах, продолжал читать и размышлять – для чего оно ему? Так и хотелось набрать сообщение к автору и возопить в нем: Почто, почто, аспид ты такой-сякой, пытаешь меня оным?!!

Помогло лишь врожденное чувство такта и отсутствие рядом выхода в Сеть. И, прочитав книгу полностью, задумался о природе именно подобного отношения к оружию и всего, с ним связанного. Вспомнил даже сослуживцев, любящих при случае порассуждать о тех или иных достоинствах того же «Вала», с удовольствием произносящих «нож «Вампир», или, что совсем смешно, называющих наш собственный агрегат не штатным СПГ, или «трубой», а именно (не более-не менее), как «Копье». Так что, раз уж есть такое пристрастие у автора и его аудитории, так тому, значит, и быть. Дальше, в смысле. И это, т.е. уточнение ТТХ и рассказ про особенности того или другого ствола в тексте, лучше, чем «гранатомет, профессионалами называемый «Мухой».

Очень удачен ход с мутантами, должными алкать человеческой плоти, кровушки и костного мозга. И если в «тоннельных» книгах серии подобных злобных зубастопастеужасов хватает даже с переизбытком, то в одной из пока немногих книг про поверхность всяких Черных Ночных Жопоразрывателей практически нет. Имеющиеся же злодеют в целом для фона и для показания самого факта их наличия и определенной степени опасности с ужасностью. Хотя именно в их случае можно упрекнуть автора в некоем редком для книги плагиате. А именно, как не сложно догадаться, речь пойдет все же не о «миксере», а вовсе даже о «куропате». Ну, уважаемый автор, кто ж этот самый зверь, как не видоизмененный псевдо-гигант? Хотя само его название заставляет улыбаться и прощать данное упущение. Хотя, опять же, кому оно и упущение, а кому и наоборот.

Весьма серьезна работа, связанная именно с показом последствия радиоактивного заражения местности. Порой настолько, что даже раздражает именно самим фактом непонимания – за что досталось Сердобску? Да так, что просто мама не горюй? С другой стороны, если разобраться, трещотки счетчиков Гейгера, постоянное ношение ОЗК и противогазов лишь добавляют аутентичности. Один из наиболее понравившихся моментов, связанных именно с данными моментами – жара и металл.

Многие читатели, сдается мне, добравшись до первого упоминания о раскаленных крышах постов, понятливо кивали головами и говорили про, мол, знаем, и не такое видали. И вот тут, вне зависимости от того, видали или нет, мне хочется сказать спасибо автору. Испытать на себе все прелести ношения, одновременного, ОЗК, противогаза, броника со шлемом и полной выкладки всеж таки доводится в наше время не каждому. А уж в жару так и вовсе. Так что не стоит понятливо кивать головой, а стоит взять и представить себе нечто подобное. Без какой-то ненужной романтики и желания помацать тот самый винторез. Когда внутри резины пот пропитывает одежду, стекая по спине практически ручейками, и когда на плечах висит дополнительный вес, то радостно и романтично хвататься за ВСС порой не хочется. Во всяком случае – поначалу. А уж потом – бывает, что привыкаешь.

Соответственно, говоря про атмосферу и заканчивая именно данную тему, можно сказать следующее: удалась.

Герои:

Основными действующими лицами «Права на силу» являются сталкеры. Но, в данном случае, сталкеры одновременно являются и универсальными солдатами. Как так, может спросить читатель, проштудировавший первый том трилогии Шабалова. А вот так, как ни странно. Но, если вдуматься, странного нет.

Самое главное, что следует понимать, так это термин «универсальный солдат», использованный в предыдущем абзаце. Под ним ни в коем случае не стоит представлять Ван Дамма или Лундгрена, даже в эпоху 90-х, вовсе нет. Памятуя (не-не, вовсе не о Ктулху) а совсем даже про отцов-командиров моих друзей-штурмовиков, могу сказать следующее: все возможно. Ибо был замполит в красной шапке, был командир батареи в зеленом берете, был командир взвода АГС щеголявший трофейным черным комбезом с потертыми нашивками CIA, и прочая, и прочая. И обучение также было разным. Соответственно, взвесив «за» и «против», пришел к выводу: таки возможно, что рядовые таскатели всяких «няшек» могут познать всю глубину стратегии и необходимые хитрости тактики.

И хотя тут же присутствует и полковник ГРУ, и хирург, и мастер на все руки, аналог (одновременный) Кулибина и Самоделкина, и прочие, включая двух жен, но героями книги таки являются именно сталкеры. Причем сталкеры выращенные, подготовленные и т.д и т.п. Мечта любого офицера Генштаба, просто-напросто. И, как необходимые герои, в текст они укладываются хорошо. Вкусно так, со смаком и с подробностями. Из коих, из подробностей, лично меня смутило всего две.

Первая: т.н «тест Купера». То есть комплекс упражнений, проводимый главкомандиром непосредственно после кросса. Само по себе процедура смотра ребятишек, если уж по чесноку, является ничем иным, как стандартным отбором в спецвзвода на КМБ конца 90-х и первой половины 00-х. Именно подобные развлечения практиковали все виденные мною «покупатели». И вот тут я засомневался. Т.к. одно дело брать, и «дрочить» таким макаром 18-летних бугаев, и совсем другое – детские организмы. Ну, или почти детские. Всеж таки развитие костной и мышечной систем, не говоря про остальные, совершенно не окончено. И? На данный вопрос так и не нашел ответ.

А вот вторая причина моего смущения проста донельзя, и сложна необыкновенна. Потому как речь о главном герое. Именно о нем, Даниле Добрынине.

Первым камнем преткновения стало имя, простое русское имя Данил. Учитывая подмеченные мною взгляды автора про нашу с вами страну, ее прошлое, настоящее и в некоторой степени будущее, стало слегка обидно. Ибо простое русское «данил» звучит неправильно. Ветхозаветное «Даниил» на Руси-матушке стало Данилой. Данила или Данило, да, но Данил? Понятно, что субъективно, но далее в тексте искал «волнительно» вместо «волнующе». Слава яйцам, не нашел. Да простит меня автор, но меня все же оно покоробило. А, да, моего сына зовут Даниил, не более и не менее.

Второй камень, как и каменный не выходящий цветок, сложился более трудным. И, одновременно, легким. Героя, как альтер-эго автора, воспринял сразу и полностью, симпатизируя ему и желая долгой жизни, либо красивой боевой смерти, буде такая фантазия автора. Причина оказалась банальной. Герой, будучи жителем 21-го века, есть настоящий уроженец века 20-го. Потому, как и упоминаемые конфеты, и книги с их героями, и еще некоторое количество мелочей – были в моем детстве и, как понимаю, в детстве Дениса Шабалова. Вполне себе полноценном и счастливом советском детстве. И ностальгия по рухнувшему миру явилась мне в облике тоски по миру того детства, когда многое казалось незыблимым. Сказать, что это повлияло в негативном ключе? Нет, наоборот.

Еще одним крохотным штрихом, пусть, возможно и ошибочно подмеченным, стал Аббас. Причина? Та же, из советского детства и книг. Многие ли представители молодежи знают о шах-ин-шахе Аббасе Великом, покорителе Востока и постоянном противнике Турции 17-го века? Я знаю. И персонаж одной из самых интересных эпопей в моей жизни, прочитанной в возрасте 11-ти лет, книге о Георгии Саакадзе, созданной Анной Антоновской, автоматически заставил насторожиться при появлении данного персонажа. Повторюсь. Что именно этот момент запросто ошибочен и надуман. Но, если есть в нем немного правды, то впереди (не читал) ожидает бездна коварства. Данила Добрынина, вполне понятно, и читателей.

Резюме:

Качественный добротный боевик. Не кривя душой могу сказать – мне понравилось. Так что: говорю автору спасибо, призываю голосовать рублем.

И да пребудет с нами Сила.

DIXI

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга выделялась из ряда многочисленных фанфиков еще тогда, когда автор выкладывал ее на портале Метро2033.

Главный герой вызывает одни только положительные эмоции. С ним хочется и в разведку и в постель.

Описание мира, людей, событий очень реалистично. Каждому слову веришь.

Приятно сознавать, что таланты Вселенной не ограничиваются одним только Андреем Дьяковым.

Думаю, трилогия Дениса Шабалова сможет составить мощную конкуренцию профи и взять призовое место на ЛКВ-2012.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга очень хороша и это только начало. Понравилось четкое, взвешенное описание всего происходящего в произведении. Интрига, завязка для следующих книг на высоте, все герои, в том числе и отрицательные — живут своими характерами и структурой, они живые и сталкиваются с проблемами, которые не всегда с ходу решают, поступают вполне логично и жизненно. В итоге все просто, маленькая жизнь в городе показана хорошо, осталось дождаться далекого путешествия.

Рекомендую.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Вселенная Метро» существует уже 3 года, но дебютант Денис Шабалов по-настоящему удивил. Начинающий писатель в жестких жанровых рамках сумел сделать то, что до него, пожалуй, никто не делал. Мне давно интересно было узнать, как уцелевшие после ядерной катастрофы начинали жизнь в навсегда изменившемся мире, как воспитывали детей, как учились быть сталкерами. В «Праве на силу» об этом — целые главы, не менее интересные, чем боевые эпизоды (в предисловии Дмитрий Глуховский почему-то подает новый роман как боевик, где главное — экшн).

Действие романа не выходит за пределы небольшого районного городка, но здесь достаточно опасных приключений и своей уникальной мифологии, чтобы не заскучать. Определенно удался и главный герой со странным именем Данил (не Данила и не Даниил!) Он не только с оружием ловко управляется, но и Достоевского читал.

Если говорить о минусах, то есть в книге некоторый перебор с пафосом (монолог про русский спецназ). Подробные характеристики оружия — видимо, предмет гордости автора, но текст они заметно утяжеляют. Но, пожалуй, главная проблема «Права на силу» — это не вполне законченное произведение, а первая часть будущей трилогии. Строго говоря, две трети книги — знакомство с героями, а оставшиеся главы — развернутый пролог к следующему роману. К счастью, Денис Шабалов умеет создавать интригу, и его новую работу я буду ждать с нетерпением.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень эмоциональный роман, который я до сих пор не могу оценить. Мое мнение, в зависимости от настроения, каждый раз меняется. Казалось бы, я прочитал сие произведение относительно давно, эмоции остыли, голова стала холодной и, кажется, можно взвешенно проанализировать все составляющие, но я этого не могу сделать и по сей день. Очень много противоречий.

Начну с определенных моментов, среди которых самый главный — атмосфера. Это то самое метро, которое все любят. Ужас уничтоженного мира, суровость выживания, беспощадная школа жизни. Маленький городишко добавляет приятный колорит. Вторым моментом я выделил бы персонажей. Получились они интересными, увлекательными. Конечно, главный герой несколько идеализируется. Он практически ангел, без недостатков. Везде ищет справедливости. Всегда от него исходят лучи добра и света. Но я все равно за него переживал. И третий пункт — шикарный экшн. Да, сочные битвы являются классным украшением всего произведения. Особенно изумительным смотрится предфинальная битва, когда опытные матерые вояки объявили войну убежищу. Честно сказать, давно я не встречал настолько качественно описанных боевых действий. К тому же они отдают реалистичностью, и что-то мне подсказывает, что у автора была очень непростая судьба (вспоминаются описания боевых действий в романах Волкова и Боброва — ветеранов боевых действий).

Ну а теперь я перейду к главному неоднозначному моменту. Я долго думал и решил, что большой кусок все же возьму в спойлер, потому что данный сюжетный момент, на мой взгляд, есть квинтэссенция всего романа.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
У нас, как никак, в основе вселенной, так называемый канон — жестокий реализм. С другой стороны, это художественное произведение, которое также помещено в некие приключенческие рамки. Поэтому с одной стороны, авторы должны писать сурово, но обязаны придерживаться неких, не знаю как назвать, пусть будет голливудских стереотипов. Автор же на второй момент решил забить и расписал финальный сюжет с подготовкой к судьбоносному походу, суть которого заключается в том, чтобы уничтожить и ограбить обычную, во многом, мирную общину, которой, волею случая, перепали слишком большие богатства. То есть я переживал за судьбу убежища, когда злобные военные решили вмешаться и силой забрать тяжелым трудом нажитое добро, и главный герой воспринимался как защитник добра и справедливости, однако, впоследствии наш протагонист сам становится таким же беспощадным завоевателем, который готов забирать силой важные ресурсы. И готов проявлять агрессию первым к ни в чем не повинным людям. У нас происходит резкое стремительное перевоплощение протагониста в антагониста. Сеять добро, чтобы пожинать зло ? И как я могу продолжать сопереживать герою, который превратился в злобного монстра ? С другой стороны, данный сюжетный поворот — шикарная развязка, абсолютно логично вписывающаяся в рамки вселенной. Мне кажется, случись ядерное ненастье, люди именно так и будут поступать: бороться, цепляться за любое благо, дабы выжить. И автор ведь сам рассуждает через своих героев: а стоит ли это того. И не дает однозначный ответ, позволяя читателям выбрать самим нужный отвте.

Все вышеописанное в спойлере есть ни что иное, как шикарный сюжетный поворот, позволяющий задуматься. Однако, автор опасно решил поэксперементировать. У меня лично пропало желание читать вторую часть, ибо тяжело читать о несправедливости, так как все же почему-то привык к голливудским добрым началам. (хотя, возможно, я и передумаю). Но, если оценивать первую часть трилогии: она вышла крайне удачной. Атмосферный мир, яркие герои, убойная динамика и невероятно шикарная кульминация, заставляющая дрогнуть и учащенно дышать. Единственный недочет, который ярко бросился в глаза, это история с черным караваном. То есть юношеский максимализм заставил протагониста упрашивать умудренного полковника в сотворении справедливости. И о чудо, умный, я бы даже сказал, что мудрый вожак, на плечах которого зиждиться судьба всей общины, решает пойти на поводу у эмоций главного героя. Как-то глупо и нелогично все это. В остальном же все гладко и ровно. Приятный язык, хороший сюжет, интересные мысли. Спасибо, Денис. 10\10

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх