FantLab ru

Андрей Валентинов «Нуар»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Голосов:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:

Вторая Мировая война держит мир в железном кулаке. Даже в тихой гавани Эль-Джадиры не укрыться от огня, смыкающего кольцо. Родион Гравицкий, в прошлом — белогвардейский штабс-капитан, слишком хорошо помнит Первую Мировую, чтобы ждать милосердия от Второй. Предательство, интриги разведок, безумие снов, любовь, переплавленная в ненависть — и наконец известие, способное превратить войну в настоящий ад.

Первая Мировая, Вторая Мировая — в каком мире идут эти войны? И откуда прибыл загадочный корабль, который доставил Гравицкого в Эль-Джадиру? Существует ли возможность вырваться из круговорота теней прошлого, или «Нуар» — это навсегда?

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 339

Активный словарный запас: средний (2948 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Золотая цепь"

номинант
РосКон, 2014 // Роман

номинант
Интерпресскон, 2014 // Крупная форма (роман)

номинант
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Созвездие Большой Медведицы". 2-е место

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Нуар
2013 г.
Нуар
2014 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Являясь продолжением «ноосферного» цикла, роман Андрея Валентинова «Нуар» абсолютно самостоятелен.

При наличии всех составляющих «нуарного» стиля — криминальный запутанный сюжет, мрачная атмосфера, пессимизм и цинизм героев, стирание граней между героем и антигероем, лживости героини — он напомнил мне не столько американскую «Касабланку», сколько «Семнадцать мгновений весны», где первые пять минут Штирлиц ходит по весеннему лесу и смотрит на прилетающих журавлей. И больше ничего не происходит, но создает атмосферу и задает тон всему фильму.

Этот фильм мог бы быть таким в другом ответвлении Мультиверса. Неспешный, сдержанный, с долгими общими планами; с глубокими крупными планами, позволяющими детально рассмотреть целую палитру человеческих эмоций, написанных скупыми мазками, игрой света и тени. Черно-белая гамма лишь добавляет реалистичности и позволяет сосредоточиться на деталях.

В нем автор создает правдоподобную детальную картину того, что могло быть, или было в другом измерении, в другой реальности. И в то же время в нем есть определенная доля безумства, липкого, как бредовый кошмар. Длинные коридоры без выхода, множество дверей, слепые окна. Тонкая грань между сном и явью, реальностью и фантазией.

Мастерски смешивая жанры, шпионский, исторический и научно-фантастический романы, Валентинов создает сложный текст, требующий от читателя взаимодействия и определенного уровня культурной подготовки. Он похож на «сонную картину», созданную в технике «сухой иглы», с огромным количеством деталей, которые нужно неспешно разглядывать под лупой, и лишь тогда можно воссоздать смыслы, заложенные автором. Роман-мозаика, действие которого происходит в нескольких пластах времени и параллельных реальностях, которые к финалу складываются в стройную картину.

Главный герой очень неоднозначный. До самого конца не знаешь, как к нему относиться, потому что непонятно, что в нем правда, а что ложь. Да он и сам уже не понимает, кто он на самом деле — герой или подлец, ученый или подопытный кролик, хищник или жертва, гость или хозяин, раб или свободный человек, игрок или фигура на экзотической игральной доске?

Хочется отдельно отметить замечательные женские образы — девочки & и Мод. Яркие, правдоподобные, трогательные в своей внутренней правде. Надо сказать, что Валентинову женские образы всегда удавались отменно, поэтому главы с участием героинь читались с большим удовольствием.

Автор размышляет о взаимосвязи исторических процессов, влиянии различных ответвлений реальности друг на друга, об аде беспамятства. Он дает очень точные, и, увы, нелестные характеристики нашему времени, где все слишком мелко и торопливо. Не случайно, главный герой, принимает средство, замедляющее восприятие времени и позволяющее прожить ему бесконечно долгую жизнь, полную событий, борьбы и любви. Эскапизм? Да. Но отчего он бежал в «мир несбывшихся надежд и растрепанных иллюзий», и стал органичной его частью?

Дорастут ли «мыши», стоящие на плечах гигантов до уровня тех, что уже ушли. Или будут считаться гигантами, на том основании, что на их плечах будут стоять всего лишь «блохи»?

Многослойный роман для неспешного чтения и читателя с серьезным культурным багажом, который ценит не столько «событийный ряд» и «героя», сколько идею и стиль.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда трепетно относилась к чёрно-белому кино. Не то, что бы большой его поклонник, но… Есть в нём некое очарование, которое неизменно ускользает из прогрессивных цветных лент.

«Нуар» — это черно-белая книга о серо-черном мире.

Черно-серая картинка, застывшая между Первой и Второй мировой войной. Мир «теней, где даже кровь походит на грязь», а значит, «подвиги совершать некому и незачем». Но вместе с тем, проблемы этого «мира теней» намного серьёзней и реальней, чем многие неурядицы, которыми живёт наш мир — «мир света и цвета». И для меня эта книга именно о противопоставлении серой глубины и цветного мелководья.

Главный герой – Ричард Грай, он же Родион Гравицкий, он же еще куча имён – в Нуаре гость. Из тех, что заглядывают на минутку, а остаются навсегда. Игрок, что вышел на поле из научного любопытства, а затем сросся с ним намертво. Дышит с ним в унисон, пьёт, курит, воюет, любит – уже не играет, а живёт по всем правилам. И умирает. Пытается умереть… Я бы вспомнила поговорку: «вход – рубль, выход — два», но…

Не потому ли герой и не может вырваться из черно-серого мира, что подсознательно не желает жить в мире пусть цветном, но слишком уж мелком?

«Это пигмеи, Мод. Мелкие желания, мелкие страстишки. Даже ненависть у них, как у мышей. Человечество не может ничего – ни освоить Луну, ни элементарно поумнеть. А какой станет Россия, вам лучше вообще не знать»

И судя по радикальным действиям других персонажей романа, Ричард в своём мнении не одинок. А потому, даже увидев заветный финал, возвращается в свой ад и свой Нуар на призрачной «Текоре».

Да и потом: какой из миров – настоящий? Тот, в котором ты заснул, или тот, где проснулся?

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я разочарован. Нет, не художественным уровнем произведения! Валентинов, как всегда, на высоте.

Но.

Как это все-таки мелко — сводить счеты с друзьями в литературном произведении. Первым звоночком (мною не понятым) был «Капитан Филибер». Но там, слава богу, нападок на личность Звягинцева не было, были только высмеивания книг, вполне остроумные и заслуженные, на мой взгляд, но несколько избыточные.

А здесь... Я уж не знаю, чем так Вершинин досадил Валентинову, но, право, неужели нужно вот так, практически открытым текстом, выводить в таком отвратительном виде коллегу? Мне кажется, это просто недостойно писателя такого уровня. И превращает хороший роман в памфлет.

И — второе. Похоже, все-таки, непрерывная 20-летняя антисоветская пропаганда на Украине действует даже на профессиональных историков. Уже и Сталин хуже Гитлера, и вообще СССР и Рейх друг друга стоят, и даже русские националисты во всех бедах России винят, оказывается, не только Америку и Израиль, но и Украину (мне кажется, это уже мания величия!).

Как-то в более ранних вещах, в том же «Оке силы» автор все-таки старался быть более-менее беспристрастным.

А в остальном... стильно, по-валентиновски запутанно, постепенное проявление картинки, как в фото-кювете. И, действительно, особо удались женские персонажи.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман вполне оправдывает свое название и время, которое тратишь на его прочтение.

Автор попытался работать в технике «короткого монтажа», и у него получилось куда как лучше, чем в «Ангеле Спартака». Текст читабелен от слова «легко» и местами даже «приятно». Это не боевик, не триллер — пружина распрямляется слишком медленно. Но понимаешь, что такой темп правильный: еще нет ни интернета, ни мобильных телефонов, ни даже карманных радиоприемников.

«Выдергивание по нитке» из множества сюжетов, из сцен, описаний, характеров, развязок и завязок, из громадного стога исторических фактов — дало позитивный эффект. Получилось добротное оделяло в расцветках шотландских килтов :-))) — но при всей цветастости оно сохраняет серо-черную гамму.

Это нуар — мрачно-безнадежные декорации, где у героя давно уже нет яркой мечты, юного полета надежды, в запасе старые обиды, долги, а честь и фига в кармане как-то странно переходят одна в другую. У героя давно нет страны, нет на 100% своего дома, в друзьях у него предатели, которые вот его лично пока предать не готовы, но уже подумывали об этом. Он творит много добра — но он же и злодей, каких мало.

Его женщины — роковые красотки (пусть и очень разные, как внешностью, так и опасностью, исходящей от них)

Впереди старость, и ясное, как пуля в лицо, предчувствие, что до неё он не доживет. Он даже войну с советской властью во многом пережил — просто потому, что белоэмигрантское движение рассыпалось, растворилось, местами сгнило и мутировало. И ой как непросто провести грань между тем, где он помогает Союзу, и где борется с большевизмом. А местами нельзя — и собственная жизнь кажется герою не такой уж большой ценой за сомнения.

«Ноосферный» слой текста получился несколько хуже.

Подводка к тайне, интрига, натяжение струны — все хорошо. Но когда карты вскрываются, и оказывается, что перед нами «смоделированная вселенная» — возникает как-то уж очень много противоречий между технологичностью её создания, и полумистическими формами «ноосферных» технологий.

В матрице ведь не обязательно приплывать на вариации «Летучего голландца» — в матрице можно просто перезагрузиться.

Да, автор весьма заботливо сохранил эстетику нуара — что пошло роману на пользу — но когда действие неизбежно вырывается из неё, вылупляется — перед нами какой-то уж слишком нескладные кибернитический цыпленок.

Сильный момент — сопоставление оригинала и «потрепанной жизнью» копии главного героя. Они говорят и думают как плохой оригинал и улучшенная копия.

Увы, самым слабым моментом в тексте стала политика. Причем как глобальная (претензии к трусости французов на фоне украинских событий этой весны, да и затянувшиеся разборки не героя, но автора с советской властью), так и к отдельным людям (явный «наезд» на Льва Вершинина). Я не хочу вмешиваться в разборки между двумя писателями (тем более , они знакомы, пусть сами разбираются), однако! Когда Лазарчук вывел в «Марше экклезиастов» образ Поганца — в котором при желании читается образ Вершинина — насмешка там была ироничной. Здесь же — сатира — ядовитая и оскорбительная.

Итого: для автора текст явно не проходной, знаковый. Роман получился. Любителям нуара и/или фантастики почитать стоит. Но рекомендации мои «без фанатизма». Читайте, если будет свободное время.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хочется написать про роман, роман долгожданный из цикла, который начинался «Сферой», и, подозреваю, что «Сфера», в свое время сильно разделила поклонников Валентинова и Ноосферу далее читали далеко не все...

Я не могу назвать Нуар лучшим романом автора, но это очень хорошо сделанный роман из одного из самых интересных циклов. Другое дело — понять, что в нем нового относительно прошлых вещей. В конце книги мне пришла в голову мысль, что если бы Валентинов написал бы эту книгу в соавторстве с Амнуэлем, это могло бы быть еще интереснее — эвереттика помноженная на ноосферу от двух адептов двух разных идей...

А так это, как поздние романы Гибсона и Стерлинга — качественный роман для избранных поклонников. Ну еще интересные мысли по поводу Нашей истории и ее альтернативных возможностей, о том, что из двух зол лучше не выбирать.

P.S. В принципе никогда не писал о качестве книг, но здесь придется. В электронке книгу купить не удалось, посему как только она появилась на бумаге в интернет-магазине заказал. В моем варианте у книги аж Четыре издательства, на которые пришелся один редактор и вроде бы ни одного корректора. А главное у меня не оказалось пяти страниц текста, одна было пропечатана настолько плохо, что в каждой строчке угадывалась не более половины букв, еще четыре не были напечатаны вообще. Обидно то, что на двух из них были довольно важные для понимания сюжета события. Ладно. В принципе с девизом Партенита — «ПИСАТЬ НАДО ЛУЧШЕ», я согласен, но если книга написана хорошо зачем ее уродовать в издательстве?

P.P.S. Как принято писать на Яндекс-маркете -«проблема решена», благодаря непосредственному участию издателя. Спасибо.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/673303.html

Нуар — это история Ричарда Грая, бывшего штабс-капитана Белой армии, ушедшего после войны в бега и осевшего в марокканском городке Эль-Джадира, расположенном к югу от Касабланки. Здесь, на краю европейской цивилизации, он встречает Вторую Мировую войну, с мрачным безразличием относясь и к фюреру, и к Отцу народов. Пусть в Европе сталкиваются гигантские армии, а у него есть свой маленький фармацевтический бизнес и другой бизнес, скрытый от посторонних глаз.

Есть и другая история. На Украине продолжается небольшое исследование ноосферного пространства. Главный герой погружается в псевдореальности, очень похожие на наше прошлое, и пытается оценить влияние действий, совершенных там, на нашу реальность. Кто знает, быть может, есть еще возможность исправить этот мелкий и непутевый мир?

Постепенно становится понятно, что эти две истории суть одна. Ричард Грай — инструмент в маленьком эксперименте. 27 лет в «прошлом» — это минуты в реальности экспериментатора. В какой-то момент можно будет снять шлем и написать еще один отчет для коллег. Вот только куда спрятать эмоции и чувства, возникшие, как ни крути, в странной псевдожизни?

Роман также можно разделить иначе — на три части. Первая — собственно история про Ричарда Грая, умирающего и воскресающего в сером мире Нуара — поклон кинематографу 40х, спасительному в своем романтическом цинизме. Вторая — ниточки к другим ноосферным романам Валентинова — часть, понятая мной очень поверхностно, потому что я читал лишь «Омегу». Здесь сталкиваются несколько эскапических концептов, но для оценки этих эпизодов требуется знать сущность концептов чуть глубже того, что дано в сносках. И, наконец, третья часть — анекдот с образом Лео Гершинина, в котором сразу проглядывается испанский писатель и политолог Лев Вершинин — демарш как в сторону политических систем прошлого, так и в сторону последних событий. Есть за Валентиновым такой грешок — многие его книги говорят об одном и том же, о столкновении героя с некой подлой, но мощной государственной структурой. Отличие «Нуара» от «Дезертира», «Олы» или «Ока силы: 1937-1938» в общем-то лишь в том, что садистская структура, мочалящая людей, здесь представлена французской полицией, и, как все французское в романе, несет оттенок непутевости и тупости. По структуре и жертва в виде вечно голодного моржа Гершинина. А где-то вдалеке, конечно, маячат вершины Рейха и сталинского СССР.

Есть в этом тексте и еще один печальный «валентиновский» эффект — хорошая задумка проигрывает исполнению. Еще в самом начале романа главный герой критикует сюжеты нуарных фильмов, а потом выстраивает свою «более реальную» черную историю. Все бы хорошо, но в результате в текст вываливаются десятки страниц рефлексивных размышлений, разбивающие саму атмосферу нуара. Сюда же отнесу попытки выстроить текст как сценарий неснятого фильма. Игра в ближние и дальние планы, по-моему, получилась неинтересной. При этом, на мой вкус, хорошо вышел флагеллянтский режиссерский финал, который подводит черту и под политическим демаршем, и под вопросом о чувствах, рожденных псевдожизнью.

Итого: Это Валентинов с привычными достоинствами в проработке контекста и недостатками в остальном. Читать как нуарный детектив/боевик не советую, потому что будет скучновато. Как политическое высказывание читать вполне неплохо — оно озвучено без истерики и паники.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Андрей Валентинов в романе «Нуар» пробует экспериментировать с жанрами. Перед нами и научная фантастика, и шпионский роман, и психологический триллер, а отдельные страницы живо напоминают политический детектив в духе Юлиана Семенова, Флеминга или Ле Карре. Кроме того, данная книга — это еще и «роман-кино», своеобразный сценарий неснятого фильма в стиле «нуар».

Действительно, как и в голливудских криминальных драмах 1940-х — 1950-х годов, в романе Валентинова неплохо передана атмосфера пессимизма и разочарования людей, смешанная с едким цинизмом. Циничен, мрачен, разочарован и главный герой — многое повидавший бывший белый офицер Родион Гравицкий, доживающий свои дни в марокканском городке Эль -Джадира под именем Ричарда Грая. Он участвовал в Сопротивлении, он искренне ненавидит как фашизм и коммунизм, так и послевоенную новую французскую власть, не желающую особенно разбираться кто «свой», а кто «чужой»... Временами он попадает в некий параллельный мир, своеобразную вневременную «ноосферную» реальность, представленную в романе достаточно бегло и невнятно. Сам герой чем-то неуловимо напоминает то размышляющего Исаева-Штирлица, то иронично-скептичного Эмиля Боева, из романов болгарского писателя Б.Райнова, то героя американского фильма в исполнении Х.Богарта.

Можно спорить и о сюжете романа... Он о чем ( о ком): о бывшем белом офицере, сидящим в марокканских забегаловках и отелях, неустанно пьющем и палящим одну сигарету за другой, и все вспоминающим былые годы и дни? Или это современная история об исследователе 21 века, попадающим в ноосферный мир под именем Грая-Гравицкого?

Недостатком книги является нарочитая расплывчатость, рыхлость ( или вязкость) ее сюжета, замедленность действия, «рваный» стиль, множество необязательных деталей, раздумий, рефлексии героя. Все это не идет на пользу книге, замедляет чтение. Иногда возникает желание распрощаться с книгой, но стиль «нуар» заставляет прикладывать усилия, чтобы все же дочитать...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличная книга, которая своей атмосферой — тем самым нуаром — чарует с первых страниц. Язык отличный, яркий, красочный (ну еще бы, у такого мэтра!), любовно выписанные декорации. Забавно угадывать в книге коллег автора, писателей-фантастов: я узнал Гершинина, Липку и грека Деметриоса — но возможно есть и кто-то еще, кого я не распознал.

Книга особенно занятно читается, если помнить, что закончена она в 2013 г., т.е. еще до известных российско-украинских событий.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Валентинов в своем репертуаре (в хорошем смысле) — мрачный, повидавший мир герой, бывший белый офицер, за спиной которого война и крушение надежд, загадка, от решения которой зависит многое, друзья, враги, параллельный мир, в который герой периодически проваливается во сне. Открытый финал, который как может привести к продолжению, так и остаться открытым

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, действительно скучная книга. Тягучая, как плавание в безвременье на «Текоре». Появляется почему-то ощущение, что ни главному герою это не нужно, ни автору, ни, увы, читателю. Такой вот нуар...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Согласен и с Левием и с Алексеем. Роман откровенно скучный, наезды на Льва Вершинина раздражают. Тем более что в конце ему вроде бы еще и выносится благодарность. Отдельные места романа очень хороши, и кусок истории у пана Шмалько затронут интересный и неизбитый ( Марокко времен Резистанса и Виши). Но... Сюжет вязнет, много повторов и неинтересных ненужных описаний. Для объема?

Очень понравилось описание самого жанра — Нуар. Если кто любит его, то лучше взять «Город Осень» Павла Корнева.

Читать, но с расстановкой. Спорный роман!

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это последний роман цикла Ноосфера. Впечатление двойственное. Вещь очень сильная и написана хорошо и материал мощный. С другой строны постоянное ощущение зыбкости и двойственности, надрыва и трагедии. Очередной путешественник в Ноосфере исследует новый варианты Мультиверса. Помогает сразу всем — и белым и красным и Гителеру и де Голлю. И точно также всем вставляет палки в колеса. В итоге становится «авантюристом невысокого полета». Дело впрочем не в морали — дело в ощущении бессмысленности и беспомощности мира. Может это декларация общей бессмысленности попыток изменения прошлого? У Филибера например тоже были проблемы.

Ну и сложная уж очень получилась эта самая концепция. В Омеге, Филибере и прочих предыдущих механика Ноосферы была как-то понятней.

Но я не жалуюсь — предупреждали же честно НУАР! И объяснили что это такое.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, затрудняюсь четко сформулировать свое впечатление... Во-первых, малость запутался с технической частью-главгерой-все-таки больше наш современник, или белоэмигрант? Или это своего рода раздвоение личности? Заметна некая мешанина в ощущениях автора от той эпохи и от нашего времени...

Сюжет-довольно-таки путаный, в стиле позднего Валентинова, хотя умение выстроить эпизод абсолютно по-киношному-так, что видна предыстроия, суть происходящего, прочитываются мотивы-восхищает... Поскольку воображение дорисовывает остальное.

А учитывая, что я тоже очень люблю нуар-тот классический-наверное, все же, нравится роман... И концовка пророческая-как мне кажется, автор сам еще не определился с выбором,в который поставлен герой. Он , видимо, пока не знает, где его место-за проволокой, или в охране периметра?

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх