fantlab ru

Григорий Квитка-Основьяненко «Праздник мертвецов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.33
Оценок:
15
Моя оценка:
-

подробнее

Праздник мертвецов

Мертвецький великдень

Рассказ, год

Аннотация:

Эта история, то ли сон, то ли быль, случилась с одним селянином по имени Нечипор, когда он в очередной раз упился водкой и до конца не проспавшись пошел среди ночи в церковь в пост перед Великоднем на утреннюю, чтобы говеть. А там, как оказалось, когда все село живых перед праздником спит пьяное — мертвецы Великдень и справляют, чтоб потом живым не мешать.

Примечание:

Автоперевод на русский: Современник. — 1839. — Т. XIII.

«Посвящается Казаку Владимиру Луганскому» (псевдоним В.Даля).

В основе — фольклорные мотивы. Мертвецким Великоднем на Украине называли Чистый четверг. Согласно поверьям в этот день пищу было необходимо обязательно запивать, чтоб «прополоскать зубы» от скоромного. А в церкви сего дня, по поверьям, собирались покойники.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Малороссийская проза
2019 г.
Призраки со всех сторон. Необыкновенная русская фантастическая проза XIX века
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Кудоярова пещера
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Малороссійскія повъсти. Книжка первая
1834 г.
(украинский)
Малороссійскія повъсти. Книжка первая.
1841 г.
(украинский)
Твори, в 8 томах. Том 3
1969 г.
(украинский)
Твори в двох томах. Том 1
1978 г.
(украинский)
Зібрання творів у 7 томах. Том ІІІ. Прозові твори
1981 г.
(украинский)
Повісті та оповідання. Драматичні твори.
1982 г.
(украинский)
Антологія українського жаху
2000 г.
(украинский)
Огняний змій
2006 г.
(украинский)
Містика та жахи
2009 г.
(украинский)
Конотопська відьма
2011 г.
(украинский)
Маруся
2013 г.
(украинский)
Антологія української готичної прози I
2014 г.
(украинский)
Маруся
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А знаете, не смотря на древность и специфический язык, читать было достаточно интересно. Возможно дело именно в древности, в возвращении к истокам. Автор жил в Харькове и надо думать писал с натуры и натуральной речью, чем жило украинское село, во что верило и как говорило. И в этом аспекте, данное произведение среди творчества автора не уникально — другие его произведения тоже любопытно рассматривать в этом ключе. Если задуматься и вникнуть — помогает глубже осмыслить (а кому-то может и преодолеть — тешу себя надеждой:)) современную пропаганду «руського» мира. Но автор, конечно, не ставил своей целью такую борьбу и развенчание мифов возникших столетия спустя. Автор с юмористическим уклоном описывая быт и верования, поднимает большую проблему — проблему пьянства. И тут тоже любопытно задуматься и преодолеть в себе еще один миф: видел я несколько российских исследователей, профессоров (в документальных фильмах, статьях) которые пытались доказывать, что пьянство не характерно русскому человеку, а привнесено снаружи.. загнивающим и от этого еще более злобным Западом с целью разложения высокоморального русского общества. Конечно здесь не российское село, а украинское, но и у российских классиков встречал я подобные пассажи:). Но за Россию, я говорить не буду, а тут нужно принять за данность: проблема пьянства на родине моей была и была еще задолго до появления козней злобного Запада. И автор в этом своем произведении эту проблему поднимает и пытается с ней бороться. Заканчивает он свое произведение тем, что не призывает вести полностью трезвенный способ жизни, он допускает выпить рюмку-другую с другом-родственником на праздник, но нужно знать меру — негоже чтоб мертвецы взяли себе обычай справлять свой Великдень в конкретный день поста, когда все село в предверии праздника всегда стабильно мертвецки пьяное:).

Но не только проблему пьянства можно узреть в повести. Я с измала привык к бытующему мнению, что раньше много чего было лучше, деревья выше, люди лучше и т.д (пьянства раньше на Руси не было — это тоже из той оперы). Но, читая подобные книги, приходишь к неутешительному выводу, что, не знаю как с деревьями, а человек, как был ужасной скотиной, так ею и остался. И все это, к сожалению, не правда, про глубже веру, выше духовность, что скотства такого раньше не было и не позволяли себе не позволеного. Все это наверняка было, просто СМИ раньше не было, и не становились многие новости и ужасы достоянием широкой общественности, а тихо себе затухали в ареале нескольких сел переходя в разряд «одна бабка давеча рассказывала». Автор помимо всего перечисляет за какие грехи мертвецы на том свете не упокоились и между тем, как много языком чесала и мужа не слушала или жене недостаточно угождал, автор как бы между делом упоминает многочисленных младенцев, которые не упокоились будучи выброшенные под заборы не успев пройти обряд крещения...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх