Григорий Квитка-Основьяненко «Праздник мертвецов»
Эта история, то ли сон, то ли быль, случилась с одним селянином по имени Нечипор, когда он в очередной раз упился водкой и до конца не проспавшись пошел среди ночи в церковь в пост перед Великоднем на утреннюю, чтобы говеть. А там, как оказалось, когда все село живых перед праздником спит пьяное — мертвецы Великдень и справляют, чтоб потом живым не мешать.
Автоперевод на русский: Современник. — 1839. — Т. XIII.
«Посвящается Казаку Владимиру Луганскому» (псевдоним В.Даля).
В основе — фольклорные мотивы. Мертвецким Великоднем на Украине называли Чистый четверг. Согласно поверьям в этот день пищу было необходимо обязательно запивать, чтоб «прополоскать зубы» от скоромного. А в церкви сего дня, по поверьям, собирались покойники.
Входит в:
— сборник «Малороссийские повести. Книга 1», 1834 г.
— антологию «Антологія українського жаху», 2000 г.
— антологию «Огняний змій», 2006 г.
— антологию «Містика та жахи», 2009 г.
— антологию «Антологія української готичної прози I», 2014 г.
— антологию «Кудоярова пещера», 2021 г.
— антологию «Призраки со всех сторон. Необыкновенная русская фантастическая проза XIX века», 2023 г.
- /языки:
- русский (3), украинский (13)
- /тип:
- книги (15), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Н. С. (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oreon, 22 мая 2015 г.
А знаете, не смотря на древность и специфический язык, читать было достаточно интересно. Возможно дело именно в древности, в возвращении к истокам. Автор жил в Харькове и надо думать писал с натуры и натуральной речью, чем жило украинское село, во что верило и как говорило. И в этом аспекте, данное произведение среди творчества автора не уникально — другие его произведения тоже любопытно рассматривать в этом ключе. Если задуматься и вникнуть — помогает глубже осмыслить (а кому-то может и преодолеть — тешу себя надеждой:)) современную пропаганду «руського» мира. Но автор, конечно, не ставил своей целью такую борьбу и развенчание мифов возникших столетия спустя. Автор с юмористическим уклоном описывая быт и верования, поднимает большую проблему — проблему пьянства. И тут тоже любопытно задуматься и преодолеть в себе еще один миф: видел я несколько российских исследователей, профессоров (в документальных фильмах, статьях) которые пытались доказывать, что пьянство не характерно русскому человеку, а привнесено снаружи.. загнивающим и от этого еще более злобным Западом с целью разложения высокоморального русского общества. Конечно здесь не российское село, а украинское, но и у российских классиков встречал я подобные пассажи:). Но за Россию, я говорить не буду, а тут нужно принять за данность: проблема пьянства на родине моей была и была еще задолго до появления козней злобного Запада. И автор в этом своем произведении эту проблему поднимает и пытается с ней бороться. Заканчивает он свое произведение тем, что не призывает вести полностью трезвенный способ жизни, он допускает выпить рюмку-другую с другом-родственником на праздник, но нужно знать меру — негоже чтоб мертвецы взяли себе обычай справлять свой Великдень в конкретный день поста, когда все село в предверии праздника всегда стабильно мертвецки пьяное:).
Но не только проблему пьянства можно узреть в повести. Я с измала привык к бытующему мнению, что раньше много чего было лучше, деревья выше, люди лучше и т.д (пьянства раньше на Руси не было — это тоже из той оперы). Но, читая подобные книги, приходишь к неутешительному выводу, что, не знаю как с деревьями, а человек, как был ужасной скотиной, так ею и остался. И все это, к сожалению, не правда, про глубже веру, выше духовность, что скотства такого раньше не было и не позволяли себе не позволеного. Все это наверняка было, просто СМИ раньше не было, и не становились многие новости и ужасы достоянием широкой общественности, а тихо себе затухали в ареале нескольких сел переходя в разряд «одна бабка давеча рассказывала». Автор помимо всего перечисляет за какие грехи мертвецы на том свете не упокоились и между тем, как много языком чесала и мужа не слушала или жене недостаточно угождал, автор как бы между делом упоминает многочисленных младенцев, которые не упокоились будучи выброшенные под заборы не успев пройти обряд крещения...