FantLab ru

Паоло Бачигалупи «Водяной нож»

Водяной нож

The Water Knife

Роман, год

Перевод на русский: М. Головкин (Водяной нож), 2016 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 22

 Рейтинг
Средняя оценка:7.70
Голосов:115
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


К середине XXI века юго-западные штаты Америки испытывают дефицит воды. Водные ресурсы стали ходовым товаром, государственные чиновники и игроки на биржах вынуждены осваивать новые статьи: параметры потока в кубических футах в секунду, количество снега и отклонения от нормы таяния, глубина и заполненность дамб и резервуаров. Угроза превращения некогда плодородных земель в пыльную каменистую пустыню вполне реальна. Калифорния перехватывает инициативу у других штатов, играет против правил, пытаясь монополизировать живительный поток реки Колорадо, подкупая продажных политиков и отрезая от водных артерий поселки и малые города. А в это время отчаявшиеся внимают проповедникам секты «Веселых Перри», верящим, что бог пошлет им дождь. Чиновники продолжают плодить тонны бесполезных бумаг. Бедняки безропотно умирают… А юная журналистка, описывающая гибель города Финикса, осмеливается заглянуть за кулисы системы распределения воды. Что же принесет ее опасное расследование?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2015 // Научная фантастика (11 574 голоса)

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (США)

номинант
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2016 // Научная фантастика

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第47回 (2016) // Переводной роман

номинант
Локус / Locus Award, 2016 // Роман НФ

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2016 // Лучший НФ-роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2016 // Научная фантастика (США)

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Научная фантастика года

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Водяной нож
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Water Knife
2015 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2017 г.

Еще один вариант приближающегося конца света. Конечно, не для всех поголовно, но для очень многих, тем у кого забрали воду. Место действия — несколько штатов в США. Время определить точно нельзя, если только не брать за ориентир беззубую бабушку Бритни Спирс (автор видно сильно ее любит или ценит ее творчество), которая встретится героям романа на одном из плакатов.

В принципе, получился довольно неплохой боевик, с массой перестрелок, погонь, убийств. Присутствуют сексуальные сцены, пытки и жесткие допросы, издевательство над человеком. Поведение действующих персонажей выглядит довольно достоверно, по крайней мере, особых глупостей я не увидел.

Мне тяжело разобраться в хитросплетениях устройства каналов, дамб, искуственных озер, как это работает в реальности. По версии автора, если будет желание и возможности, то можно оставить без водоснабжения большие города, которые вымрут и превратятся в призраки. Сопутствующие всему этому детали: уличная преступность, появление крупных и хорошо оснащенных группировок, которые будут контролировать остатки воды и заниматься ее распределением, тысячи погибших и лишившихся своих домов. Повальная нищета, отсутствие работы, кроме проституции и торговли наркотиками, жестокие убийства по самым разным поводам, а чаще и просто так.

Однозначно, автору получилось показать всю грязь и городские нечистоты. В этом романе вы найдете подонков всех мастей и оттенков, потерявших остатки человеческого. Конечно, это произведение довольно жестокое, так как в реальности было бы, наверное, еще хуже.

В принципе, эта история вполне закончена и продолжение совсем не обязательно. Кстати, концовка получится на редкость удачной, по крайней мере, просчитать ее мало кому удастся.

Можно ли рассматривать это произведение, как предупреждение? Обязательно. Хорошая привычка беречь воду, должна быть у каждого на подсознании и на уровне рефлексов. Не стоит думать, что воды вокруг много, когда-то закончится все и вода в том числе. Давайте думать о тех, кто будет жить после нас и также захочет искупаться в чистом озере или реке.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 мая 2017 г.

Господа и немногочисленные дамы, кто тут пришел за постапокалипсисом? Проходите, не задерживайтесь. Проходите, проходите, говорю вам. Нет тут его. Только почти ни на что не влияющий антураж от него остался.

С таким же успехом действие могло скажем происходить во времена сухого закона, а воду могло бы заменять спиртное. Ничего бы не поменялось. Все главные герои будто бы сошли со страниц бульварного чтива: крутой наемник, журналистка-правдорубка и девушка, у которой вечно проблемы. Показушная жестокость и пара откровенных сцен, которые якобы делают подобное чтиво «взрослым» в наличии. Очередное произведение в духе какого-нибудь Чейза, только в иных декорациях. И вот именно из-за них, декораций, магистральный сюжет становиться в разы тупее даже чем в подобных произведениях. У автора совершенно по-детски наивное представление о силе юриспруденции во времена, когда страна разваливается на части. Он живет в сытой и богатой державе, а все те ужасы, что описывает, видел лишь на картинках, и понятия не имеет, к чему они могут привести. Вот представьте, если действия сего бульварного чтива происходило в нашей стране, скажем в лихие 90-е,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и бандиты сражались бы ради документов на собственность, подписанных еще при Хрущеве. Которые в объективной реальности, разумеется, уже ничего бы не значили.
Чувствуете весь градус абсурда? Чувствуете «компетентность» автора?

Плюс сюжет тут абсолютно предсказуем, если подобные вещи вы уже читали. Герой нашел решение какой-то проблемы? До конца еще далеко? Он облажается, ибо автору еще нужно тянуть резину, а новые трудности выдумывать лень.

В итоги имеем абсолютно проходной детективчик с легким налетом фантастики. Проходите, говорю вам. Нормальный постапокалипсис в другом месте. Явно не здесь.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2016 г.

Литр питьевой воды стоит 6,95$, они же 4 юаня — вот основа романа. Прочее наполнение: поиск старой бумаги в горящем городе, пальба, татуированные мексиканцы, резкие фразы, любовь на краю, бег с гиенами ... По личным впечатлениям и отзывам, это кино плюс электроциклы, юриспруденция, лесбийство, пытки и злое камео Бритни Спирс проиграли водоснабжению в эмоциях и смыслах. Оно в «Водяном ноже» интересней тяги баб к Анхелю (а пыль смертельнее ракет).

Воспринимаю роман пространным комментарием к «пари Саймона — Эрлиха» (ресурсы заканчиваются и пора вводить контроль или технологии делают всё дешевле и доступнее? На стороне Эрлиха здравый смысл, но обвал цен на сырье — факт). По Бачигалупи это перестановка шезлонгов «Титаника».

Невада воюет с Аризоной и Калифорнией за воду, которая свободно дождит на Мэн — локус важней наличия на глобальном рынке. Знание сила, но у плодов прогресса есть добавленная стоимость — в аркологиях Лас-Вегаса и Финикса фонтаны бьют, но тем, у кого мало юаней, наука даст лишь фильтрованную а-ля астронавт мочу.

Автор строг и к американской традиции. Выдвигаться за счет продаж, защищать ферму с оружием в руках, получать образование, клясться в верности флагу, а в случае чего переехать... можно, пока есть халява. Качают халяву из-под земли (на которую «есть права») или это спрос на гранит столешниц, открытые границы и т.п., неважно. Есть — и лишь бы хватило ума направить поток в свой карман. Нет — время верблюжьих войск.

Издано нормально.

Рекомендации: полка алармистской фантастики.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2016 г.

Недалекое будущее. Вода становится главной ценностью. Кто владеет водой, тот имеет неограниченную власть. Расцвет переживают фирмы и корпорации, обещающие добыть живительную влагу из недр земли. Суды завалены делами о правах на пользование оставшимися водными реурсами. За дополнительную воду готовы убивать, пытать, разрушать города, ломать судьбы. Действие романа развивается на территории Соединенных штатов, которые представляют из себя по сути практически полностью независимые друг от друга территории, которые объединяют между собой корпоративные (и не только) войны за воду. Южные штаты превращаются в пустыню, где отчаявшиеся люди пытаются выжить. Некоторые пытаются иммигрировать на север вплоть до Канады, где воды еще хватает.

Главных героев несколько. Приезжая журналистка, живущая в агонирующем городе Техаса, молодая девушка, практически коренная жительница этого же города, матерый «решатель», курирующий водные интересы одного из больших боссов.

Фон — город Финикс, пытающийся удержаться от окончательной деградации, высушивания и гибель. Город, где на курсе цены на воду можно сколотить небольшое состояние. Город, где это состояние у тебя заберет местный бандит, держащий в страхе всю округу. Город, где чистое небо не видно из-за постоянных пылевых бурь. Город, где все продается и покупается. Город, где на фоне пыли и разрухи возвышается современный оазис — «аркология» — полная воды, жизни и свежего воздуха, места, за возможность жить в которых, большинство готовы продать свои и чужие души и жизни. Город, где находится место не только страху и предательству, но и верности, самопожертвованию, дружбе и любви.

Главным героям приходится постоянно принимать решения, связанные с выживанием. У каждого свои взгляды на жизнь, свои водоразделы в средствах для достижения целей. И что интересно, не смотря на достаточно отвратительные решения, которые им приходится принимать, ни один из главных героев не вызывает отрицательных эмоций. Автору удается так раскрыть мотивацию поступков, что чтобы они не делали, это не вызывает резкую антипатию. Другой большой плюс — декорации, тот самый город.

Из небольших минусов — «живучесть» героев, резкое ускорение событий ближе к концу книги. И, на мой взгляд, недостаточно уделенное внимание остальному миру. Хотя бы штрихами, но было бы интересно узнать, что происходит в остальном мире.

Итог: классный, жесткий, психологический роман, с элементами антиутопии, детектива и триллера.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 августа 2016 г.

Деньги, депрессия и дефицит ресурсов, три ключевых «Д», краеугольные камни, на которых Бачигалупи строит истории. Поиски бесценного банка семян, трущобы и энергетический кризис в «Заводной». Битва кланов за власть, будни мусорщиков и опять же ресурсный кризис в «Разрушителе кораблей». И «Водяной нож» — будущее юго-западных штатов США, в котором главной ценностью стала вода. Пересыхающие реки, заилившиеся озера и колодца — и отчаянная борьба за право наполнить трубопроводы водой священной реки Колорадо.

Пока Калифорния неумолимо распространяет влияние вверх по течению, пока водяная Королева Вегаса, Кэтрин Кейс, устраняет конкурентов, город Финикс балансирует на грани краха. Брошенные дома, наглеющие банды, затяжные песчаные бури, толпы беженцев из Техаса, валяющиеся в пустых бассейнах или развалинах трупы. Хэш-теги заметок Люси Монро, журналистки с Пулитцеровской премией, красноречивы: #ПорноКоллапса, #ФиниксСливается. Когда ее приятеля инженера жестоко убивают, она воспринимает это, как личный вызов и веский повод начать войну против тех, кто наживается на разрухе.

Мария, беженка из Техаса, знает о нужде не понаслышке, едва выживая среди бандитов, сутенеров и нищих. Каждый день — как пробежка по минному полю или заплыв среди стаи пираний. Неверный шаг — окажешься с переломанными костями в канаве или станешь ужином для гиен. А вот Анхель, выходец из Мексики, преданный пес Кейс и беспощадный водяной нож, смотрит на жизнь хладнокровно и уверенно. И без колебаний отправляется в Финикс, чтобы выяснить, почему паникует местный агент Кейс.

Бачигалупи пишет традиционно цинично, не пренебрегает чернухой, но не делает из нее цели. В мире, где вымирают целые штаты, трудно умолчать о беспределе и пытках, проституции и наркотиках. Но живописуя хроники апокалипсиса, Бачигалупи рассматривает мотивации и стратегии поведения людей, когда побеждает тот, кто верно предугадывает будущие правила игры. Тот, кто жестко прокладывает путь или же гибко уклоняется от врагов. Но кем он будет — дьяволом или святым?

Итог: жесткая смесь апокалипсиса, экшена и детектива.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2016 г.

Ух, давненько я такого трэша не читал!

С непривычки знакомство с этой книгой растянулось на полтора месяца. Что же, мир гибнущих без воды южных штатов описан довольно натуралистично. Впрочем, без особой черноты. И причины катастрофы даже научно обоснованы.

Поступки героев, характеры и слова — тоже на уровне. Хотя, конечно, этакое сгущение красок чувствуется.

И еще — показан «слегка» завтрашний день. Самодостаточные башни-аркологии, электромобили и электробайки, фильтрующие пакеты, способные выжать питьевую воду из любой грязи — вот-вот станут повседневностью. (Может быть, даже и китайское превосходство).

Но автор забыл (мне кажется, намеренно) про еще один способ добывания воды — из водяных паров. Если энергии солнца предостаточно (а это по книге, действительно так) — проблема воды, хотя бы и для питья, просто исчезает.

Оценка: нет
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2016 г.

Мало кто пишет так хорошо, как Бачигалупи. И прочитать роман стоит хотя бы уже поэтому. Его книги полны мрачной колкой чувственности, болезненной и даже извращенной эстетики. Автор в лучших традициях фантастики рисует угрожающие картины будущего, которое может наступить, если не изменится отношение человечества к окружающему его миру.

Что есть вода? Важнейший природный ресурс, необходимый любому живому существу. Без воды человек не проживет и недели при интенсивной деятельности или повышенной температуре воздуха. Население постоянно растет, а климат меняется. Что произойдет, если на человечество обрушится дефицит воды? Свою версию развития событий нам и поведает автор.

Было трудно представить будущее, в котором вода становится единственным основополагающим ресурсом общества. В моей глубинке два последних лета идут сплошные дожди, какое мне дело до засушливых проблем Техаса? Однако персонажи книги не удостоили бы и плевка подобную эгоистичную реплику – тут даже моча идет в переработку. А задумывались ли вы, как много мог бы рассказать о человеке его пот?

– О, я знаю, к чему все идет.

– Тогда почему не уехала?

– Здесь больше жизни. (с)

Мир медленно катится в тартарары. Люди превращаются в зверей – гиен, падальщиков, пытаясь урвать свой кусок безбедной жизни. Богатые отрываются в шикарных, многоэтажных и защищенных особняках, но выгляни в окно и увидишь кучку оборванцев, которые мочатся в специальный пакет и тут же пьют из него. Люди снимают маски, оголяют натуры, ударяются в авантюры, чувствуя адреналин, толчками гоняющий кровь по организму в преддверии нависшей опасности. Люди бросаются в разнополярные крайности, одни открывают в себе сочувствие, другие – жажду крови и похоти, но и те и другие живут, как в последний день. Выжить в таких условиях способны только сильные духом, телом, умом.

Таковы главные действующие лица романа – юная девушка Мария, взрослеющая на глазах и, как губка, впитывающая правила нового кошмарного мира, фанатичная идеалистка-журналист Люси и бывший зек Анхель, сменивший робу арестанта на бронежилет наемника. Три личности с богатой на события историей жизни, преследующие собственные цели. Их мотивы понятны, им сочувствуешь и сопереживаешь.

Сюжет романа крутится вокруг ценного документа, древней бумаги, содержащей права на обладание объемной доли воды, из-за которой люди мрут очередями. Погони и перестрелки с бандитами, мародерами, бизнесменами, продажными копами и патриотами, в меру развлекают и держат в напряжении. Книга говорит с читателем на языке крови, секса и насилия – языке низменных образов, доступных любому примитивному существу, но с присущей автору яркой экспрессией и оригинальностью.

На мой взгляд, «Водяной нож» – это элегантный компромисс между исключительно развлекательным чтивом и интеллектуальной литературой. Качественный современный (не в хорошем или плохом смысле, а как факт) продукт, подслащенный фирменным стилем автора. И отсюда вырастает моя главная претензия к роману – недостаток глубины. Антигерои в нем (не злодеи, а именно антигерои) – обычные люди, оказавшиеся умнее или сильнее прочих. Автор обвиняет неопределенную серую массу обывателей в эгоизме, цинизме, равнодушии и безразличии, тем самым покушаясь на саму человеческую природу. Мысль не новая и давно устоявшаяся, она требует свежих идей и развития, но не получает их.

Зачем бежать? Если весь мир горит, то почему бы не встретить судьбу с пивом в руке – и без страха? (с)

Оправданно ли будет умереть за принципы, стать очередной жертвой порно коллапса, новым кадром в бесконечной череде снимков множества кровавых газетенок? Или бежать и надеяться, что есть на свете более благоприятное для жизни место? Немного обескураживает схематичность обрисованных проблем и вариантов их решения. Автор, словно вестник рока и глашатай апокалипсиса, глаголет ужасную правду, которой, увы, сто лет в обед, и едва не превращается в того журналиста кровавой газетенки, который роется в трупах и смакует громкие трагедии, стервятника, высматривающего свеженькую мертвечину.

В иных случаях рассказчика спасает стиль изложения, оригинальная подача материала или другой акцентированный компонент произведения. Но здесь описаниям не хватает той изощренной шокирующей экзотики и эмоционального напряжения, что были в «Девочке-флейте», сюжету – развития главной темы, подведения итога и четкого обозначения проблемы. Автор сам избаловал читателя прежними работами, приучив к ожиданию чего-то совершенно неординарного, а здесь наблюдается более ровный стиль, умеренный.

Лучше всего, пожалуй, Паоло Бачигалупи удаются художественные образы, словно импрессионист, он рисует впечатляющие картины и сцены, которые заводят, возбуждают или отвращают, или даже все это – одновременно. Возможно, воображение питает множество путешествий, выпавших на долю писателя. Антураж, мрачный и густой, описывается с жуткой реалистичностью. Мир, сотворенный в романе, истощающий сам себя, ужасен и правдоподобен, мир, в котором порция воды может стоить человеческой жизни...

При всех его преимуществах, «Водяной нож» – просто хороший по всем параметрам роман, динамичный, умный, стильный, и выделяющийся на фоне многих. Однако слишком ровный, умеренный.

Ну, так как, стакан или стопка?

Каждая капля – деньги. (с)

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2016 г.

[right][i]Пока я сама не пойму, что случилось,[/i][/right]

[right][i]Я и вам не смогу объяснить.[/i][/right]

[right][i]Какая-то штука под шкаф закатилась,[/i][/right]

[right][i]Порвалась какая-то нить.[/i][/right]

Будущее, которое почти наступило. Можно сколько угодно спорить, будет ли это будущее именно таким, как это рассказано в книге. Именно таким и не будет, но чем-то очень похожем, почти не отличимым. Зеркальной копией. В больших или меньших масштабах. С минимальными последствиями или максимальным размахом. Только обязательно будет.

Хочется ли такого настоящего или будущего? О нет. Будет ли кто спрашивать о наших желаниях? Ответ будет тем же — нет. Игры «больших» начальников за малейшее влияние, деньги, да хоть за хорошую/сытную/спокойную жизнь может лишить всего (да и лишает уже) обычных «маленьких» людей. И вода как раз из таких игр. Удобно, поддается расчету, всегда можно поставить на счетчик и установить нужный тариф. Для полного счастья осталось только воздух начать продавать по той же схеме. Наверное, не долго осталось ждать.

Книга-предупреждение, книга-пророчество. Прочитать и решить, на сколько хочется жить именно так, как рассказано. На что угодно можно спорить, что никто не захочет жить так, как получилось в «Водяном ноже». Можно до хрипоты в горле утверждать, что России (или какой-либо другой стране с относительно нормальным водоснабжением) ничего не грозит — рек и озер много, людей местами очень даже мало. Чем не водный рай на земле? Только вот с рекой Колорадо и теми 40 миллионами жителей, что живут в бассейне этой реки, не сегодня, так уже завтра может случится предсказанное. И это не значит, что остальным (в силу своего относительного благополучия) ничего такого не грозит. Грозит. Только пока не совсем понятно когда именно. И никто не сможет рассказать, что станет отправной точкой для развития похожего сценария. Просто в один прекрасный момент станет ясно, что поворачивать уже почти некуда.

Что же относительно книги? Хороша. Помогает смотреть на мир именно так, как надо. Автор не пытался забалтывать с помощью мелких проблем трех героев основную проблему. За немного лихими приключениями есть ничем не прикрытый смысл. Немного открытая концовка? Так такой она и должна быть. Должна быть небольшая надежна, что все еще можно решить и начать исправлять. Хотелось бы жить в мире книги или стать кем-нибудь из основных или второстепенных персонажей? Да ни за что на свете! Трое основных персонажей (и упомянутые второстепенные) чуть ли не по головам готовы идти, лишь бы дойти до своей цели. Надо найти старые права на воду? Да запросто, на оставленный кровавый след можете не обращать внимание — вам показалось.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 апреля 2016 г.

Нам почему-то кажется, что Конец мира должен обязательно наступить внезапно. Как стихийное бедствие, когда от тебя лично ничего не зависит. Упал метеорит. Солнце взорвалось. Прилетели злобные ребята с небес и приготовили из нас барбекю для своего пикника на обочине. Матушка-природа, наконец, нашла способ избавиться от Чумы-человечества, выведя ничем не убиваемый вирус. Простите, вы оказались не в то время и не в том месте. Так получилось, и никто ни в чем не виноват.

К сожалению, скорее всего, все будет совсем не так. Не прилетят пришельцы, не упадет метеорит. Просто в один несчастный день человек увидит, что дерево во дворе засохло из-за жары, исчезло озеро, в котором купался в детстве, а протекавшая рядом с домом река оказалась закована в стальные трубы очередной жадной до денег и власти корпорации.

Но тогда будет уже поздно говорить себе, что, да, мы слышали предупреждения ученых, что неразумное использование ресурсов ведет к катастрофе. Даже читали, по большей части, как страшные сказки, о тающих льдах, засухах и пыльных бурях. Но это было всегда где-то там, на другой планете, а здесь были милые домашние хлопоты и несравненно более важные, чем вырубленные где-то там леса, личные дела.

И, конечно, всегда найдутся виноватые. Жадные корпорации, расхищавшие ресурсы в погоне за богатством. Ученые, которые предупреждали не слишком настойчиво и очень уж непонятно. Власти, которых более заботили рейтинги на грядущих очередных выборах.

Но вместо поиска виноватых и стенаний об ошибках, не стоит ли честно признать: приметы грядущего Апокалипсиса уже давно и явно читаются в рекордных сводках погоды, высохшей траве и раскаленном асфальте? И причина его — каждый из более 7 миллиардов представителей рода человеческого.

Вот о таком виде Апокалипсиса рассказывает этот роман. Страшная засуха, вызванная климатическими изменениями и неразумной тратой водных ресурсов, приводит к постепенному упадку на некогда процветающих землях юго-запада США. Больше нет сверкающих городов и городков, нет самодовольных фермеров с их бесчисленными стадами и бескрайними полями кукурузы. Есть только несчастные, всеми презираемые и озлобленные беглецы, которых гонят перед собой песчаные смерчи и наступающая пустыня. Есть озверелые банды — падальщики Апокалипсиса. И есть только одна ценность, и это не жизнь, а самая обыкновенная вода.

Сюжет крутится вокруг кровавой, с большим количеством жестоких сцен, полной предательства и лжи истории о старых юридических правах на воду реки Колорадо, которые позволят одним обогатиться и остаться в живых, тогда как другие будут обречены на мучительную смерть. И это не рассказ для подростков, а жесткая история для взрослых, которая без прикрас показывает, что делают обстоятельства с обычными, нормальными и когда-то добрыми и законопослушными людьми.

В этом романе нет каких-то героев-суперменов, спасающих мир от всеобщей глупости и недальновидности. Это, в общем-то, обычные люди, озабоченные личным проблемами, которые сводятся к выживанию в жестоком мире. Если для этого необходимо убивать, лгать, воровать, предавать, то они делают это без мук совести или сожаления. Все по закону джунглей — каждый сам за себя. В общем, это именно те самые люди, из-за которых и наступил Апокалипсис.

Как всегда у Бачигалупи: динамичный сюжет, мрачная атмосфера неминуемой катастрофы, контраст пыльных пейзажей и запустения умирающих городов и наполненной жизнью прохлады экологических башен-убежищ, понятные герои и мотивации их поступков.

Но есть одно, но важное замечание. В идеале, после прочтения подобного, тесно связанного с нашими настоящими проблемами, романа должно остаться некое чувство беспокойства и неудовлетворенности, заставляющее задуматься о происходящем. И уж совсем хорошо, если после этого читатель сам, по собственной воле и в силу родившихся после прочтения собственных принципов, отправится убирать русло малой речки или заберет с собой мусор после пикника на берегу озера. Но если на протяжении романа раз сорок сказать что-то заезженное, подобное «Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть» или «Нам надо работать вместе, чтобы добиться лучшей жизни», то эти правильные, умные и справедливые слова превратятся в итоге в пустоту. И ничего не получится. Опять. Часы продолжат тикать, отсчитывая дни, недели, годы до наступления Апокалипсиса.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 марта 2016 г.

Тех, кто с большим вниманием следит за творчеством Бачигалупи ещё с публикации «Девочки-флейты», и рассказов, примыкающих к написанному позже роману «Заводная», этот новый роман может вполне справедливо разочаровать. Он коммерческий. Даже последний изданный на русском языке роман Бачигалупи, «Разрушитель кораблей» несмотря на подростковую аудиторию, содержал ту неистовую экзотику и необычайную эстетику, которой автор мгновенно завоевал сердца читателей. Он был шагом навстречу рынку, поскольку категория young-adult имеет огромный спрос. «Водяной нож» уже шагнул прямо в эпицентр современного фантастического мейнстрима, — «голливудских» триллеров, обыгрывающих какую-нибудь одну фантастическую идею и описывающих США ближайшего будущего. Эта литература очень хорошо продается, и в 2010х её начали писать почти все. От звёзд вроде Уильяма Гибсона и Нила Стивенсона, до дебютантов вроде Мэттью Мэзера и Рамеза Наама. У кого-то получается лучше, у кого-то хуже. Но в целом, эта дань читательским аппетитам делает новинки несколько однообразными. Американцы любят читать про США сломленные Китаем, про перестрелки и погони, а также про героев, оказавшихся среди сотен трупов и непрекращающегося насилия не по своей воле. И в этой книге всё это есть.

Тем не менее, книга порадует тех, кто любит хорошо написанную, но простую, остросюжетную литературу. Читается удивительно легко, — я прочитал её за один день. И в ней всё же есть кое-что от Бачигалупи, — его взгляд на мир. Для автора она вышла очень хорошей шлифовкой своих навыков в крупной форме, поскольку в предыдущих чувствовался недостаток опыта. «Заводная» была слишком эклектичной, а «Разрушитель кораблей» был повестью-переростком. Здесь же в этом плане всё отлично. Касаемо жанра, скажу, что это не постапокалиптика и не роман-катастрофа, здесь нет очевидной угрозы гибели человечества. Это роман о будущем, которое меняет облик человеческого мира. О времени перемен, когда в глазах одних людей ещё картина того мира, что умер, но они надеются на его возвращение, а у других уже появляются образы нового и понимание, что ничего не вернуть. Бачигалупи показывает неприглядность того, что уже сейчас происходит в его стране. Он лишь добавляет немного гротеска, проецируя тенденции в будущее, и получается очень реалистично. Это — роман-предупреждение. Но кто им внемлет?

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2016 г.

Паоло Бачигалупи — признанный мастер постапокалиптики. В своих книгах, удостоенных множества премий, в том числе «Хьюго» и «Небьюла», он исследует тяжёлое будущее человечества, либо выживающего без нефти и электричества за счёт генетических модификаций («Заводная»), либо перерабатывающего металлы в затопленных после глобального потепления городах («Разрушитель кораблей»), или превратившегося в технобионтов после исчезновения всей флоры и фауны («Народ песка и шлаков»). В романе «Водяной нож» Бачигалупи обратился к теме ближайшего будущего, страдающего от нехватки воды. В этом мире Америка распадается, люди бегут из безводных южных штатов в северные, к истокам рек. Остановить поток беженцев призван Закон о независимости и суверенитете, и теперь техасцев для устрашения вешают на пограничных заграждениях Нью-Мексико. Успевшие выбраться из Техаса беженцы живут в палаточных лагерях рядом с насосами «Красного Креста». Всех остальных жителей штатов называют зонщиками, поскольку они не могут покинуть свой регион, хотя многие мечтают добраться до Невады, где, по слухам, можно набрать воды из фонтана прямо на улице. В Аризоне же воду надо покупать в автоматах при насосах, в домах жара и духота, а на улицу невозможно выйти без очков и респиратора из-за пыльных бурь. Хорошо живётся только богатым «пятакам», имеющим пятизначный номер, которые обитают на верхних этажах аркологий. Эти комплексы-оазисы с автономным электрообеспечением, с тропической зеленью и прудами с карпами внутри, также как и насосы «Китай — Дружба», строят китайцы. К этому новому миру Китай оказался приспособлен больше, чем США, где борьба за воду и жизнь приобрела самые жестокие способы. В целом, «Водяной нож» — фантастика ближнего прицела, динамичный роман о жизни людей в непростых условиях и их способности оставаться людьми.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2016 г.

Вода, он же оксид водорода — бинарное неорганическое соединение, молекулы которого состоят из двух атомов водорода и одного кислорода, соединенных между собой ковалентной связью.

Очень важна роль воды в возникновении и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Является важнейшим веществом для всех живых существ на планете.

Это мы знаем, а заглянув в Википедию, получим еще больше информации.

Она всегда была и есть вокруг нас, это воспринимается как должное, и ее важность и жизненную необходимость в самой полной мере осознают лишь жители бедных и жарких стран.

Но что будет, если это осознают все жители планеты?

Об этом роман «Водяной нож».

Сразу оказывается, что перед нами, по сути, продолжение идей «Заводной», только более приземленная их вариация, без массовой генной модификации и противоречивых в своей реальной эффективности технологиях.

История ближе к нашему времени и месту действия, меньше экзотики и чужой культуры, а больше демонстрации квинтэссенции всех человеческий пороков и качеств, какие вобрало в себя развалившееся США со всего человеческого вида.

Также имеет место быть локальность событий. Это обусловлено не только тем, что границы стран и штатов перекрыты, нет — сами люди сильно заняты попытками выжить при тотальном дефиците, и потому мы вместе с ними не узнаем, что твориться у других. Разве что только проскользнет информация о том, что в Китае дела идут неплохо, и это заслуга местных жителей, всегда готовых помочь ближнему своему. Потому он может позволить себе исполнять роль едва ли не единственной компании-работодателя на территории Северной Америки.

А в противовес этому развитию не раз продемонстрированы методы, которыми действуют Невада и Калифорния – захватить важную точку, уничтожить противника, и это ожидаемо приводит к новым трениям и конфликтам в и без того неспокойных городах. Автор вновь показывает нам, что у Востока есть и положительные черты, а Запад все более погружается в омут алчности и жестокости.

Кроме того, герои также немного походят на действующих лиц из «Заводной».

Кто-то продался, кто-то только намеревается это сделать по причине безысходности, одни пытаются пробраться через границу, другие – выбраться из системы, к созданию которой сами приложили руку. Кем-то ищется правда, кем-то движет желание спасти родной город. Вся их жизнь – движение, без этого не спастись в их мире.

И, к слову о мире — следует отметить и то обстоятельство, что автором ни разу не упоминается нефть и прочие ископаемые. Какой в них толк, когда нет воды, которая ценнее всего остального, вместе взятого? Однако, с другой стороны, это делает книгу все же несколько однобокой. Впрочем, история в первую очередь о людях и их действиях в сложных, быстро изменяющихся ситуациях, поэтому все же не станем считать это минусом.

Таким образом, «Водяной нож» в большой степени является повторением пройденного, с поднятием проблем вроде «человек человеку (в данном случае) койот» и «на что можно пойти, чтобы выжить». При этом книга более быстрая, чем «Заводная», поджарая, «бойцовая». Читается на одном дыхании и завершается запоминающимся финалом.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 февраля 2016 г.

Не мог я пройти мимо этого романа. Если не как фанат автора (да, каюсь первый раз его произведение читаю. До этого с ним знаком не был), то как работник организации, которая осуществляет подачу воды населению. Первое конечно что привлекло внимание, так это аннотация. Несмотря на то, что эта проблема кажется фантастической (как это, в городе или в стране может быть дефицит с водой), на самом деле это уже не столь отдаленная реальность. С которой если не нам, то нашим детям придется столкнуться. О том что, проблема реальна, можно не сомневаться. Достаточно вспомнить события в городе Владивостоке. Которые не так давно в принципе были. Это так к слову пришлось о реалистичности.

В остальном же, я рад что в очередной раз не ошибся с автором. Мне понравился его стиль изложение. Особенно порадовал, необычностью спикуляций на воде. Это было здорово. Хоть автор на грандмастера не тянет, но свой хлеб он ест не зря. Мне понравлось

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу