FantLab ru

Дина Рубина «Русская канарейка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.85
Голосов:
52
Моя оценка:
-

подробнее

Русская канарейка

Роман-эпопея

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 8
Аннотация:

Кипучее, неизбывно музыкальное одесское семейство и — алма-атинская семья скрытных, молчаливых странников... На протяжении столетия их связывает только тоненькая ниточка птичьего рода — блистательный маэстро кенарь Желтухин и его потомки.

На исходе XX века сумбурная история оседает горькими и сладкими воспоминаниями, а на свет рождаются новые люди, в том числе «последний по времени Этингер», которому уготована поразительная, а временами и подозрительная судьба.

ЖЕЛТУХИН — первая книга трилогии Дины Рубиной РУССКАЯ КАНАРЕЙКА, красочной, бурной и многоликой семейной саги...

Содержание цикла:

8.51 (69)
-
4 отз.
8.67 (3)
-
8.88 (53)
-
3 отз.
8.54 (48)
-
3 отз.
9.40 (10)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Номинации на премии:


номинант
Большая Книга, 2015

Похожие произведения:

 

 


Книга волшебных историй
2014 г.
Русская канарейка. Голос
2014 г.
Русская канарейка. Желтухин
2014 г.
Русская канарейка. Блудный сын
2015 г.
Русская канарейка. Блудный сын
2015 г.
Русская канарейка. Блудный сын
2015 г.
Русская канарейка. Блудный сын
2015 г.
Русская канарейка. Голос
2015 г.
Русская канарейка. Голос
2015 г.
Русская канарейка. Голос
2015 г.
Русская канарейка. Желтухин
2015 г.
Русская канарейка. Желтухин
2015 г.
Русская канарейка. Желтухин
2015 г.
Русская канарейка. Трилогия в одном томе
2015 г.
Русская канарейка. Трилогия в одном томе
2015 г.
Дюжина слов об Октябре
2017 г.

Аудиокниги:

Желтухин
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2017 г.

У меня осталось очень противоречивое чувство после прочтения этой трилогии.

В каком-то интервью сама Дина Рубина утверждает, что считает глупым деление литературы на «мужскую» и «женскую».

Тогда давайте так.

Существует такой прикол. Женщина и мужчина купили по новой сумке. Женщина вспомнит и какие ручки, и как подкладка идет к новому шарфику, и какие туфельки подходят к обнове, и так страниц на 10. Мужчина же ограничится «Купил сумку. Удобная».

Так вот, если делить литературу на женскую и мужскую по такому критерию, то трилогия «Русская канарейка» — это очень, очень, ОЧЕНЬ женское произведение.

Что меня неприятно поразило:

1. Нежелание автора как-то разделять что же в книге важно, а что — «занавесочки». Сколько раз история прерывается на ветку за окном, чирикающего воробья, апортовые яблоки и т.д. и т.п. Если учитывать, что текст и так перегружен «руками-певуньями», «черной комой» («Черной«! Нет, а что, есть «белая» кома (мед термин)?!), «разными грудками», «грудками-выскочками» и прочими плодами фантазии и словотворчества... Иногда мне хотелось, чтобы меня пожалели...

2. События первой книги охватывают поколения семей Этингеров и Каблуковых. 20-й век вообще был богат на потрясения и тяжелые испытания, но ни одной даты вы тут не найдете. Когда ездила в Вену Барышня? Из какой страны эмигрировал Леон в 12 лет? Был ли тогда еще СССР или уже не был? Автора такие мелочи не интересуют, что лишает историю известной доли драматизма.

3. Герои « с придурью», иначе не скажешь. Пример: 3 женщины, в которых Леон был влюблен.

- Габриэлла. Первая любовь, первая любовница. Вышла замуж за лучшего друга Леона, родила другу 3 детей, но до конца жизни так и не могла определиться что лучше « вчера видел раков по пять рублей. Но больших, Но по пять рублей... а сегодня были по три, но маленькие, но по три...».

- Николь. Наследница венецианских банкиров, которая постоянно падала в обмороки на концертах Леона. Врачи бедной богатой девочке были не по карману... А ведь, может, это лечится?

- Айя. Глухая сирота, гениальный фотограф, читает по губам на нескольких языках и так же выучилась на этих языках говорить. Скитается без гроша в кармане, не ест по полтора дня, подсаживается к богатым отдыхающим и просит покормить, платить, правда, натурой отказывается, педикулез. И поверьте, если бы тут был спойлер, здесь было бы в 3 раза больше информации про «бедную Лизу».

4. Избирательные умственные способности. Посмотрите как ловко манипулируют умняшкой Леоном. Он перехитрить всяких злодеев может, что проделывает с особым апломбом, а израильская разведка, на которую он работает, легко водит за нос его.

5. Та самая разведка, самый надежный способ сообщить супер секретную информацию которой — отправить открытку на имя жены бывшего министра обороны... Да, не говорите, 21-й век...

6. Опереточные злодеи. «Дядя Фридрих»...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот мне всегда было интересно, как герой выкручивается в ситуации, когда должен «грохнуть» «дядю» (двоюродного деда) своей невесты и ее единственного защитника. А все просто! Давайте обвиним его в педофилии касательно когда-то еще юной Айи. «Ей было 15 лет (когда-то), «дядя» явно смотрел на нее «не так«!», — восклицает наш герой.

Есть такой анекдот про Рабиновича, его дочь-проститутку и « а что, и спросить нельзя?».

В общем, это очень женское чтиво, где градус пафосности стоило бы понизить.

Если бы герои умели посмеяться над собой!

Увы...

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2014 г.

Трилогия произвела неизгладимое впечатление. Сложные судьбы героев, замечательный язык. Сюжет то приводит в восторг, захватывая своими поворотами. То наводит грусть, напоминая какие-то собственные воспоминания и впечатления. Настоящая литература. Одно из лучших произведений современной прозы, что я читал за последнее время.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 августа 2017 г.

Увидев на экране компьютера надпись «Книга закончилась», я закрыла вкладку браузера и прислушалась к внутреннему голосу. Внутри билось лишь одно слово — ПОТРЯСАЮЩЕ. На глазах во время чтения незаметно выступила влажная пелена, а губа рефлекторно была закушена. Давно я не встречала книг, которые настолько цепляли, что читаешь запоем, открываешь книгу на полчасика вечерком перед сном, а подняв голову, еле оторвавшись от главных героев, видишь на часах в темноте светящиеся цифры 05:57 am...

Но в любом ВАУ есть своё НО...

И тут это НО очень такое жирное в виде всей, твою дивизию, первой книги! Смысл ее существования вообще я осознала (и то лишь частично!) лишь закрыв книгу третью.

Недаром у Рубиной Дины Ильиничны образование музыкальное, консерваторское — от корки до корки вся трилогия просто изобилует музыкальными терминами, описаниями, с первой и до последней страницы она звучит оперными ариями, канареечными овсянками, моцартовским «Реквиемом», «Розамундой» Шуберта, «Блудным сыном» Бриттена, Стаканчиками граненыя, бешеной акустикой отдаваясь где-то в глубине читателя.

И да, первый том — это тот самый оркестр, начинающий английским рожком, подхватывающий фаготом, вступающий виолончелью... Всё это — лишь прелюдия к появлению Леона и Айи на главной сцене. Мне были совершенно непонятны резкие прыжки между поколениями вперед и обратно, в прошлое. Галопом по европам, быстро тут, немного там, здесь остановимся для неспешной прогулки по садам, потом опять быстро перебежим в военную Одессу, и задержимся в той самой подворотне... Хотя флэшбеки и флэшфорварды автору удались на славу, надо признать. Я видела каких-то картонных героев, особенно в Одессе, как набросок карикатуриста, черновик художника, сделанный карандашом или углем. Прорисованные жирным основные детали, выделение нужных, важных черт характера и прошедшей жизни. Но — то самое НО — всю нужность этой увертюры длинной в целый том понимаешь лишь в конце. А что если не осилишь? Не дочитаешь, бросишь, плюнешь? Это слишком серьезное испытание для читателя.

Но первая книга была прочитана, хоть и с легким недоумением и искренним непониманием «зачем». Признаю, было тяжело прорываться сквозь многочисленные природо-, музыко- и прочие описания. Язык Рубиной настолько кружевной и путаный, что некоторые фразы приходилось перечитывать раз за разом, чтобы в сложной структуре предложения понять его ускользающий смысл. Но mission completed, и мне воздалось сторицей!

Не буду разглагольствовать об отлично прописанной сюжетной составляющей с детективной линией, я бы сказала даже с линией триллера. Не буду рассуждать о косяках и гениальных решениях с разведкой, с переплетением судеб и прочее. Это и без меня сделают другие. Я скажу о том, что отметила для себя лично — о важном для меня.

Именно с первой трети второй книги пошла жара, мой личный кайф, искреннее наслаждение всем — историей, сюжетом, временными и территориальными прыжками, и языком — речью писателя!

*далее бессвязное восторженное бормотание, сквозь которую порой пробиваются восклицания «потрясающе», «шикарно», «до мурашек», «как сама там была», «слезы», «восхитительно», и в завершении громко «этот писатель просто создан для описаний человеческих чувств!»*

Впервые это я прочувствовала на собственной шкуре при чтении

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сцены первой любви Леона и Габриэллы. Вот где я была сама, кожей ощущала все эмоции и чувства Леона, я была им. И это было настолько потрясающе, что даже язык не поворачивается назвать сей акт вульгарным словом секс. Фу, фу, уберите это. И все последующие сцены, уже с Айей...
О да, дайте закурить.

На фоне двух семей, Дома Этингера и апортовых садов, есть еще одна, не менее важная, третья семья, коих тоже в книге аж пять представителей в разной степени присутствия — это тот самый притемненный Желтухин и его потомки. Именно Желтухин Первый, а потом и Пятый сыграли главные роли в интермедии между актами, именно они (и неоднократно!) послужили связующим звеном во всей этой шикарно поставленной истории.

Что меня обрадовало, от души, так это жизненность, с которой автор закончила книгу.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она не стала закрывать все хвостики, все вопросы и тайны, возникающие и висящие на протяжении всей трилогии. Вопросы родителей, сыновей и дочерей, оставив эти тайны читателю лелеять в полуночных размышлениях и догадках. И не только читателю — главным героям! Согласитесь, раскрыв все карты перед Леоном, Айей, Набилем и Валидом Азари и прочими... Было бы неинтересно, был бы слащавый хэппи-энд, прилизанная концовка, счастливое воссоединение потерянных душ...

Ну а если и осталось пару нераскрытых тайн — какая в том беда Дому Этингера?

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2016 г.

Ооо...читала взахлеб, с момента публикации первой книги..потом быстро нашла вторую...а вот выхода третьей — «блудного сына» пришлось ждать больше полугода!

Это невероятная история, захватывает с самого первого момента. Ты сочувствуешь каждому герою, несмотря на вскрывающиеся неблаговидные на первый взгляд, поступки.

И концовка. Неоднозначная, и явно неожиданная. Некий хеппиэнд под приправой горечи.

Рубина на высоте!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх