FantLab ru

Джек Уильямсон «Со сложенными руками»

Со сложенными руками

With Folded Hands...

Другие названия: Директива принудительного счастья

Повесть, год; цикл «Гуманоиды»

Перевод на русский: И. Невструев (Со сложенными руками), 1991 — 1 изд.
А. Флотский (Директива принудительного счастья), 2004 — 1 изд.
Перевод на французский: Ф. Страшиц (Les Bras croisés), 1967 — 1 изд.
Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Рейтинг
Средняя оценка:
7.13
Голосов:
79
Моя оценка:
-

подробнее

Аннотация:


Землю наводнили черные гуманоидные роботы с Винг-IV и быстро вытеснили с рынка обыкновенных андроидов. Из-за этого Андерхилл, торговец андроидами, разорился. В его доме появился постоялец Следж. Именно он изобрел этих гуманоидов, которые управляются из единого центра и чересчур усердно служат людям, тем самым обрекая любое общество на застой и вымирание.

© Ank

Входит в:

— цикл «Гуманоиды»

— антологию «Другие тени Земли», 1991 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame Volume 2A», 1973 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 1», 1999 г.

— антологию «The Mammoth Book of Golden Age Science Fiction: Short Novels of the 1940s», 1989 г.

— антологию «Men and Machines», 1968 г.

— антологию «Doorway Into Time», 1966 г.

— антологию «Modern Masterpieces of Science Fiction», 1965 г.


Награды и премии:


лауреат
Прометей / Prometheus Awards, 2018 // Зал славы (повесть)

Номинации на премии:


номинант
Премия итальянского журнала «Nova SF» / Premio «Nova SF», 1970 // Малая форма. 6-е место (США; повесть) ???

номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2017 // Зал славы (повесть)

Похожие произведения:

 

 


Другие тени Земли
1991 г.
Легион времени
2004 г.

Издания на иностранных языках:

Modern Masterpieces of Science Fiction
1965 г.
(английский)
Doorway Into Time
1966 г.
(английский)
Chefs-d'oeuvre de la science-fiction
1967 г.
(французский)
Men and Machines
1968 г.
(английский)
Men and Machines
1970 г.
(английский)
Doorway Into Time
1973 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
Modern Masterpieces of Science Fiction
1974 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
1999 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
2000 г.
(английский)
Men and Machines
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2008 г.

Непонятно, как относится к этой истории. С одной стороны, каркас и идея хороши, исполнение на уровне, всё в целом последовательно и логично; но с другой — всё же есть технические ляпы, недочеты и шероховатости и, что самое неприятное, пессимистическая, гнетущая концовка. Плюс — модная в то время, расцветающая на глазах тема роботов, и другой, беспощадный взгляд на них, вид с другой стороны, противопоставляемый азимовскому и предупреждающий о том, что люди могут потерять, безмятежно лаская мечту о роботизации жизни.

Роботы Уильямсона внешне очень похожи на роботов Азимова — так и встает перед глазами картина из фильма «Я, робот», когда они стояли ровными рядами — с абсолютно одинаковыми лицами и одновременно безликие до отвращения. Внутренние же различия очевидны. То ли дело в более проработанной программе, то ли в чем-то другом, не знаю. Во всяком случае, начиналось всё одинаково. Сравним, Первая Директива для роботов от Уильямсона гласит: «Служить и повиноваться и оберегать людей от вреда». Теперь Первый Закон роботехники от Азимова: «Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред». Как говорится, найдите 10 отличий. Впечатляет? Только Азимов пошел дальше и придумал ещё два закона, которые несколько обезопасили человека. Таким образом получается, что причина всех бед в этом рассказе — несовершенство программы (о чем, впрочем, и говорил, каясь, ученый). Роботам дали, или они сами взяли, слишком много возможности выбирать, свободу действий, и они за неё ухватились своими механическими конечностями крепко. Забрали у людей всё то самое ценное — свободу; взамен возможности играть, любить, рисковать, безрассудствовать дали лишь более комфортные условия жизни, да видимость безопасности.

Но разве это равноценно? — НЕТ! Люди привыкли к другому, и я далек от мысли, что даже в этом рассказе они будут терпеть такую жизнь достаточно долго. Бунт, мятеж, революция неизбежны. И если автор закончил рассказ безнадежно, обреченно, смиренно для людей — слова Андерхилла «А что ещё остается делать?» — то я для себя продолжил более оптимистично и мысленно написал другую концовку, в которой люди всё таки одержат верх над машинами. :-)

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2008 г.

Истории о слишком назойливых роботах, которые в своей заботе о человеке переходят все границы весьма популярны в фантастике .Правда, чаще всего эти истории выглядят забавными ( «Железный канцлер» Силверберга, «Согласно заданной программе» польской писательницы Юлии Нидецкой ), но Уильямсон сумел написать по-настоящему пугающее произведение, описал жуткий мир ,«золотую клетку», где люди постепенно теряют всякие желания и всякий жизненный смысл. Несмотря на то, что повесть написана в конце сороковых , выглядит она вполне современной.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 мая 2007 г.

Интерестный рассказ, особенно учитывая то когда он был написан! читал давным-давно, оцениваю за то, что сразу вспомнил, увидев название

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 февраля 2017 г.

Первое произведение из цикла «Гуманоиды», прочитанное мной последним(к сожалению).Тот же , принятый автором в цикле, пессимистический финал. Короче, доигрались учёные со своими изобретениями, создавая ангелов, а получились дьяволята.Человечеству ничего не светит -оно обречено на вымирание. Сильный ли рассказ? В рамках цикла -да.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2010 г.

Идея произведения по нынешним временам хотя и не оригинальна, но достаточно интересна: вышедший из повиновения искусственный интеллект. А вот исполнение идеи небрежное. Возможно, для своего времени в середине 20-го в. повесть была потрясающей, не смотря на много условностей и противоречий. Но сейчас все эти понарошку роботы и понарошку люди вызвали у меня только раздражение. Особенно это касается «гениального» изобретателя. Я как бы должен поверить в то, что ученый, который по своему же признанию, не разбирался ни в чем, кроме теории атома, оказывается таким гением, что Да Винчи на его фоне просто козявка. Он и универсальный физик, и математик, и программист, и медик, и химик и бог знает кто еще, плюс настоящий самоделкин: может чуть ли не молотком и зубилом в одиночку, из подручных материалов делать идеальных роботов, центр искусственного интеллекта, управляющий ими, и прочие чудеса техники, которые он сам-один и придумывает. С совершенными роботами такой же ералаш. По признанию ученого его роботы не являются творцами, и знают только то, чему он их научил, в то же время роботы на каждом шагу показывают, что они учатся самостоятельно, да так, что «гению» приходится то и дело говорить: я не знаю, как они сделали то, я не знаю, как они сделали это. Но тем не менее, он продолжает, вопреки очевидному, верить в то, что роботы «не креаторы».

В общем, всё в повести на таком же уровне. 3 балла.

Оценка: 3


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх