fantlab ru

Карел Чапек «Р.У.Р.»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Оценок:
165
Моя оценка:
-

подробнее

Р.У.Р.

R.U.R.

Другие названия: Rossumovi Univerzální Roboti; R.U.R.; ВУР. Верстановы универсальные работари; RUR. Rossum's Universal Robots; Россумские универсальные роботы

Пьеса, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Великий биолог Россум открыл способ быстрого производства биороботов, представляющих точную копию человека. Сын Россума основал успешную фирму по массовому производству дешёвой и понятливой рабочей силы по 120 долларов за штуку. Недовольные рабочие восстали против роботов, тогда люди дали роботам оружие — возникли воинские части из роботов и начались войны между странами с использованием роботов, безжалостно убивавших людей и вражеских роботов. Вскоре роботы поднимают всемирное восстание, истребляют людей и выясняют, что документация по производству роботов уничтожена...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Пьеса «RUR», принёсшая Чапеку мировую известность, создавалась весной 1920 г. В ноябре 1920 г. вышла отдельной книгой в издательстве «Авентинум». 2 января 1921 г. её поставила любительская труппа в Градце Кралове. 25 января того же года состоялась премьера пьесы в пражском Национальном театре.

Этой пьесой драматург первым открыл очень популярную в мировом искусстве ХХ века тему — взаимоотношения человека и машины, выход последней из-под контроля своего создателя, бунт машин.

Слово «robot» предложил брат автора Йозеф Чапек, когда Карел, работая над пьесой, спросил совета, как назвать своих персонажей — искусственных рабочих. Слово образовано не от всеохватывающего слова «работа» (по-чешски — «práce»), а от чешского же слова «повинность» (по-чешски — «robota»), означающее более узкое понятие неоплачиваемого труда крепостных и рабов.

После экранизации этой пьесы слово «робот» вошло в мировые понятия в качестве названия для машины, подобной человеку и выполняющей за него работу.


Входит в:

— антологию «Science Fiction and Fantasy», 1977 г.

— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.

— антологию «The Arbor House Treasury of Science Fiction Masterpieces», 1983 г.

— антологию «The Road to Science Fiction 6: Around the World», 1998 г.

— антологию «Sense of Wonder — A Century of Science Fiction», 2011 г.


Похожие произведения:

 

 



1924 г.
R.U.R.
1924 г.
Том 3
1958 г.
Пьесы
1959 г.
R.U.R. Средство Макропулоса. Война с саламандрами. Фантастические рассказы
1966 г.
Том 4
1976 г.
Гордубал
1986 г.
Война с саламандрами
1988 г.
Пьесы
1999 г.
Собрание сочинений в 3 томах. Том 2. Пьесы
2004 г.
Война с саламандрами
2015 г.
Человек, который умел летать
2016 г.

Издания на иностранных языках:

R.U.R.
1920 г.
(чешский)
Science Fiction and Fantasy
1977 г.
(английский)
Anthologie de la littérature de science-fiction
1981 г.
(французский)
The Arbor House Treasury of Science Fiction Masterpieces
1983 г.
(английский)
Great Tales of Science Fiction
1985 г.
(английский)
Great Tales of Science Fiction
1994 г.
(английский)
The Road to Science Fiction 6: Around the World
1998 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
Р.У.Р. Россумові універсальні роботи
2021 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перефразируя Войновича: «Может ли робот стать человеком?» Согласно теории Энгельса, что труд сделал из обезьяны человека, безусловно может, хотя, например, у лошади в колхозе это не получилось.

Тем не менее, Чапек ставит вопрос по-другому, если нет души, то хоть уработайся, но человеком не станешь. Но вот дилемма, если вкалывают роботы, а человек уже не при делах, что случится с человечеством? И на этот вопрос автор также даёт вразумительный ответ.

В общем и целом, весьма философская пьеса, безусловно революционная по времени выхода и по своей идее, хотя не устаревшая и сейчас.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

По всей видимости это первая сознательно прочитанная мною пьеса. До этого не сталкивался с этой формой, кроме как в школе пожалуй. Взялся за это произведение с интересом, потому что услышал о том что само слово «робот» в жизни и в литературе впервые появилось и популяризовалось благодаря Чапеку и данному произведению.

К минусам отнесу то что пожалуй пьесу лучше смотреть в театре, нежели читать. Меня не покидало ощущение театральности всех диалогов и монологов героев. Так и представлялось что они играют на публику, произносят все речи громко и с подчеркнутой эмоциональностью. А это мешало мне насладиться происходящим сюжетом. И я бы предпочёл чтобы свои мысли герои озвучивали в своей голове, нежели произносили монологи обращенные к зрителю. В общем если бы это был полноценный роман, то я бы поставил 8 или даже 9 из 10.

Однако и плюсов немало. История об искусственных людях созданных исключительно для работы актуальна и по сей день. И дело даже не именно в роботах как таковых, дело скорее в ненасытности человека в покорении окружающей среды, в жажде подчинять и властвовать, в стремлении облегчить труд до такой степени что совсем ничего делать не надо будет. Кстати здесь, по современным меркам, скорее андроиды (или, если хотите, репликанты) — копии людей созданные в лаборатории, а не механические или электронные машины, собранные на заводе.

Немножко жаль что это пьеса, а не роман. В остальном же — замечательная нестареющая классика, которая повернула мир в новое русло в литературе и не только.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старался всегда избегать пьес. Но в данном случае читал запоем, не пропуская ни одного слова, не вставая с кресла. Эх, сколько мыслей, аргументов, сколько идей выдал автор на гора, которые потом превратились в романы у последователей. Даже не верится, что всё это было написано в 1921 году, так и веет сегодняшним днём. Вот именно такое впечатление и отличает великое произведение от обычного, его хочется запомнить, вспоминать, перечитывать и оно будет помниться всегда, в любом будущем периоде, ибо оно о вечном: что есть жизнь, что есть смерть, а что есть душа и есть ли она вообще эта душа... Нет только в коллекцию, хоть и пьеса.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта пьеса, наверное, одно из самых значимых произведений в истории научной фантастики. Можно на пальцах одной руки перечесть авторов, чьё мышление коренным образом поменяло восприятие будущих поколений писателей и помогло повернуть фантастике именно в то русло, в которое она повернула.

Может быть сегодня пьеса не так известна широкому кругу читателей и зрителей театров, хотя, несомненно, заслуживает того, но именно это произведение окончательно подарило миру роботов! Интересно, в «Р.У.Р.» я ожидал увидеть роботов такими, какими их обычно видели в середине ХХ века — металлическими и недостаточно развитыми, чтобы тягаться в уме с человеком. Но первые пророки всегда гениальны, Чапек сходу создал андроидов, которые, как считается, появились позже. Андроиды Чапека, например, не уступают своим собратьям у Дика из «Бегущего по лезвию».

Проблематика произведения поставлена верно и точно, и я уверен, что в будущем человечеству предстоит столкнуться с подобной проблемой, которую нужно будет решать наилучшим путём. Конечно, можно считать, что у Чапека всё как-то примитивно и немного камерно, но если вспомнить «Войну миров» Уэллса или «20000 лье под водой» Верна, то перестаёшь быть литературным критиком и искать недостатки. Возможно, это участь всех пионерских произведений — блистать не так ярко, как последователи. Но без таких произведений как «Р.У.Р.» не было бы той старой-доброй фантастики, которую мы знаем и любим!

Возможно, что меня кто-то поймёт неправильно и пройдёт это произведение стороной, а мне бы не хотелось лишать читателей того удовольствия, что я сам испытал при прочтении. На самом деле Карел Чапек умеет писать живо и интересно. Интересный чешский юмор украшает страницы на протяжении почти всей пьесы, а драматизм в кульминации и развязке держит в напряжении до последней точки.

Если вы любите классические произведения научной фантастики и хотите узнать, с чего же всё начиналось, то эта пьеса именно для вас!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скорее всего разочарует. Примечательна разве что символизмом финальной сцены и премьерой нового слова. В художественном плане уступает «Войне с саламандрами», как текст — слабо, как пьеса — мало чем примечательна (сравните, например, с «Шестью персонажами в поисках автора» Л. Пиранделло — того же года). Если бы не новое слово на букву R, кануло бы в Лету.

Роботы — уже не механические автоматы прежних времён, а в виде привычных человекоподобных машин, однако азимовские законы РТ ещё не сформированы, поэтому первый же сюжет с их участием начинается с восстания машин, что очевидно навеяно политическими реалиями, пролетарскими революциями.

Альтернатива? попробуйте Рассказы из одного кармана, Рассказы из другого кармана

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх