FantLab ru

Стивен Кинг «Песнь Сюзанны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Голосов:
2526
Моя оценка:
-

подробнее

Песнь Сюзанны

Song of Susannah

Роман, год; роман-эпопея «Тёмная Башня», цикл «Отец Каллагэн»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Подавив разум Сюзанны, Миа сбегает в ее теле в Нью-Йорк. Цель захватчицы — родить для себя ребенка, которым беременна Сюзанна. Ка-тет Роланда отправляется вслед за ней — отец Каллагэн и Джэйк с целью вернуть утраченного члена ка-тета, а Роланд и Эдди возьмутся за спасение пустыря с розой.

Входит в:

— роман-эпопею «Тёмная Башня»

— цикл «Отец Каллагэн»

— условный цикл «Судьба Иерусалима»  >  Упоминания в других произведениях Стивена Кинга


Номинации на премии:


номинант
Локус / Locus Award, 2005 // Роман фэнтези

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2005 // Хоррор (США)

Похожие произведения:

 

 


Песнь Сюзанны
2005 г.
Песнь Сюзанны
2006 г.
Песнь Сюзанны
2008 г.
Песнь Сюзанны
2013 г.
Песнь Сюзанны
2015 г.
Песнь Сюзанны
2017 г.
Тёмная Башня. Том 3
2017 г.

Аудиокниги:

Песнь Сюзанны
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Song of Susannah
2004 г.
(английский)
Пісня Сюзанни. Темна вежа - VI
2010 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2007 г.

Предпоследняя книга Темной Башни. Всё пронизано ожиданием наступающей развязки, близостью завершения долгого пути.

Сюзанна беременна, и отнюдь не простым ребенком. Контроль над её телом окончательно захватывает некая Миа, намереваясь отправиться к прислужникам Алого Короля и наконец разродиться. По следу «раздвоенной девочки» Сюзанны-Мио спешит ка-тет Роланда. Заодно стрелкам нужно оформить в собственность пустырь с розой, заключив сделку с неуживчивым Тауэром.

«Песнь» не столь остросюжетна, как пятая или вторая части эпопеи. Кое о чем говорит уже тот факт, что все действие романа заключено буквально в нескольких днях. Нет, экшена, конечно, хватает – драйвовых моментов не один и не два, а уж неожиданный поворот в начале! И все же книгу отличает некоторая задумчивость, обилие странностей, аллюзий, размышлений.

Всплывает немало новых элементов механики мира, тут и там попадаются новые термины. Дискордия, Ган, кан-тои, и так далее, не говоря уже о бесконечно повторяющихся рефренах вроде «Смотри – черепаха, панцирь горой», «Мы говорим спасибо, Господи, аллилуйя, аминь» или числа 19. Вообще, в романе разъясняются многие вопросы по устройству мира Темной Башни, вместе с тем, возникают и новые.

В конце «Волков Кальи» неожиданно появилась книга Кинга «Салемс-лот». Конфликт этот достиг благополучного разрешения в «Песни»: Роланд и Эдди навестили Стивена лично. Персонажи беседуют с автором – что может быть психоделичнее! Кинг изящно вывернулся из созданной самим же петли, да ещё плавно вплел в повествование нашу Землю, придав статус Ключевого мира Башни. Любой читатель подумает: «А уж не происходит ли все это на самом деле?», тем более что Кинг утверждает, что он не сам пишет романы о Темной Башне, о нет – их словно бы надиктовывает некто свыше. А кто-то противится этому. Вообще, в конце книги приведен дневник автора, дающий немало пищи для размышлений. Становится понятно, как тот или иной концепт, идея, приходили к автору и попадали в эпопею. Если, конечно, дневник этот не написан пост-фактум для пущей важности и остроты.

Во время чтения можно задуматься: так почему бы ка-тету не набрать целую армию Эдди и Роландов из различных реальностей. Впрочем, видимо, Роланд единственен и неповторим, да и Гилеада ни в какой форме уже не существует. А вот второй Эдди… было бы любопытно взглянуть на это.

В общем-то по количеству странностей роман оставляет все остальные позади. Встреча с Кингом – далеко не всё. Соперничество Сюзанны и Миа в голове – это что-то! Сюзанна-то сама была и во многом остается раздвоенной, а тут ещё к ней присоединяется бестелесный первородный дух (и у неё вновь вырастают ноги, только… белые). В этом общем разуме они то и дело почти живьем переносятся то в далекий заброшенный город Федик, то в визуализированную станцию контроля над родами. И это уже не говоря о невероятной идее, что отец ребенка – Роланд! Плюс уже упомянутый вброс свежих терминов.

Многие посчитали такую вакханалию безумием. Но лично мне подобный подход ближе, чем обычный вестерн-сюжет в духе «Колдуна и кристалла». Хотя и заметно, что Кинг на этот раз не столь подробно остановился на персонажах, за исключением Сюзанны, сделав ставку на ликбез по собственно миру Башни.

Остается только догадываться, чем всё завершится в последнем томе. Не зря «Песнь» заканчивается в высшей точке напряжения, которое нагнеталось все шестьсот страниц. Чувствуется, что этим романом автор во многом подготовил почву и поставил персонажей на позиции перед решающим countdown. Итак, действие застыло в преддверии гонга, который известит о начале финального раунда. Впереди – только Темная Башня.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2016 г.

Несмотря на то, что прочел эту книгу более двух лет назад, хочу оставить свой, в большей степени отрицательный или даже гневный, отзыв на это произведение. Почему? Да потому что, надеюсь, найдется кто-то, кто думает и полагает как и я, что настоящий, полюбившийся мне, старый- добрый Кинг умер в 1999 году и больше никогда-никогда-никогда не вернется, не реинкарнирует и не станет писать так, как писал раньше. Мне очень и очень грустно это осознавать, но для меня это так –он не вернется, увы!

Написав несколько лет назад более менее хвалебный отзыв о книге «Волки Кальи» я отдавал себе отчет в том, что как раз ее наш Мастер все-таки успел напечатать в виде черновика до трагедии 1999 года, после чего, оправившись от аварии, он ее издает, кое-где добавив свои пост-травматические штрихи. Так или иначе, книга немного отдавала прежним Кингом, потому мне и понравилась. Здесь же в «Песне Сюзанны»… о тихий ужас! Как же надоели эти его приемы со снами, в которых герои что-то там видят, слышат, узнают, что-то им открывается, просыпается, изменяется, объясняется, короче, конкретно «кинговский» рояль в кустах. Если в сюжете тупиковая ситуация, то обязательно надо главного героя или одного из героев усыпить, чтоб тому во сне снизошло озарение. Честно, надоело это уже! Чуть ли не в каждом втором романе герои видят «объясняющие» сны, вот некоторые из них, где сны-сны-сны: «Мертвая Зона», «Оно», «Кладбище домашних животных», «Кристина», «Темная половина», «Необходимые вещи», «Лангольеры», «Сияние», «Мизери», «Куджо», «Мешок с костями», «Томминокеры», «Бессонница», «Потаенное окно, потаенный сад», «Солнечный пес», «Библиотечная полиция», «ТБ:стрелок», «ТБ: извлечение троих», «ТБ:бесплодные земли», «ТБ: волки кальи», «Талисман», «Игра Джеральда» и так далее. И это только те, что я так на данный момент вспомнил, провертев эти произведения в голове. Сны первые грабли, вторые грабли – это раздвоение-разтроение личности. Честно, это тоже уже надоело – один раз потерпеть можно, когда это было с Деттой/Одеттой! Хотя и тогда меня это раздражало, но ок, сюжетной линии это придавало изюминку, прибавляло экшна, осложняло жизнь путешественников. И баста, мы к этому тихо-тихо возвращаемся в «Волках…», а в «Песне…» появляется трехликий Янус! И почему-то снова на память приходят старые-добрые произведения (специально беру в расчет только те, что были изданы до 1999 года!), где эти многоликости обыгрывались Мастером Кингом и не раз, и не два, и, как по мне, такие штуки не облегчают ни чтение, ни понимание сюжетной линии или задумки автора, не добавляют интереса, ни нагнетают саспенса (отчасти я его и жду), ни чего-то другого, кроме как ощущения, что начинается графоманство и беготня вокруг да около.

Мало того, Кинг уже совсем с ума выжил и себя привнес в повествование, что для меня равноценно однозначной потери ценности эпопеи – «Темная Башня».

Мне совсем не понятно, зачем было создавать такую длинную вещь, если не соблюдаются некоторые элементы, детали, нюансы, атрибуты, благодаря которым происходит погружение в этот мир Роланда, в эти офигительно крутые приключения, где ты реально дышишь этим воздухом, чувствуешь запах пороха на револьверах, видишь луч в небе, забываешь о диване или кресле, в котором сидишь, читая книгу. Ты находишься там, рядом с ним, ты кайфуешь от проницательности, хладнокровности, крутости и правильности Роланда, от острых, точных его фраз подобно пулям, от этой продуманной и неповторимой харизмы его личности. В «Стрелке» этого не было, это появилось в «Извлечении троих», чуть разбавилось в «Бесплодных землях», и даже улучшилось в «Колдуне…». На этом можно поставить жирную точку. Потому что в последующих трех книгах, разве что немного в «Волках…», от этой атмосферы не осталось и следа. Такое чувство, что начал писать продолжение кто-то другой, кто просто собрал все черновики Кинга с его стола и поскакал по горам, да морям. По крайней мере, я не ощущаю больше того волшебства, той сдвинутой магии, того слога (я читаю в оригинале), тех оборотов, увы.

К примеру, взять Гарри Поттера – в каждой его книге ощущается атмосфера, все соблюдено для того, чтоб читатель окунулся в это двойной мир магов и маглов, от первой до седьмой книги, с логичным серьезным развитием, усложнением сюжета и так далее, НО атмосфера присутствует и ты понимаешь «о, да, вот он мир Хогвартса!». То же самое происходит с трилогией Толкиена, читая не только «Властелина колец», но и «Хоббита», не исчезает чувство осязаемости этих лесов, гор, чудес, тайных троп, кристальных рек и озер, и так до конца повествования. И последний пример – «Песнь льда и пламени», можно взять любую из книг «Игры престолов» — Вестерос остается Вестеросом, а Валирия все та же Валирия. Язык описания не меняется, атрибутика атмосферы и интерьера сюжета все та же, мне, как читателю, уютно «входить» в этот мир, узнавать его, бродить по нему. Что я буду делать много-много раз.

С Кингом же беда. Он не закончил «Темную башню» правильно, не завершил ее честно и в духе первых четырех книг, отошел от «вестерности» и «темнобашенной» атмосферности, углубился в мэйнстрим «нулевых» и выдал недоделанный конструктор «ЛЕГО», мол, «я построил так, но и для вас, ребята, оставил кучу додумок, так что валяйте, додумывайте как вашей душе угодно!»

Я понимаю, кому-то это может показаться кощунством – так говорить о Кинге, о Мастере, о Короле Ужасов и о «Темной Башней». Мне все равно, НО это мое мнение, основанное на результате прочтения многих его книг, которые я и дальше буду перечитывать, хахаха, только не те, что написаны после 1999-ого!

Оценка: 4
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 апреля 2009 г.

Я честно хочу сказать — это самая бредовая часть всего цикла.

Кинг не знает о чем уже можно написать и в итоге намешал и вампиров, и гангстеров, и священников.

Действия в книге нет абсолютно никакого,если не считать действием — борьбу трех женщин в теле Сюзанны.

Не хочу говорить, что серия выдохлась,но после этой книжонки у меня пропал всякий интерес к серии.

Дочитаю всю «Башню» только из упрямства и надежды,что может Кингу пришла наконец Муза и помогла закончить,начинавшийся с первых книг хороший сериал.

Оценка: 7
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2008 г.

Пожалуй, «Песнь Сюзанны» — одна из самых «литературоцентричных» книг С. Кинга. И не только потому, что в романе автороткрыто наызвает первоисточники в литературе и кино, которыми он вдохновлялся при написании эпопеи. Главная особенность «Песни...» заключается в том, что С. Кинг в водит в роман самого себя, причем в качестве одного из ключевых персонажей. Визит Роланда и Эдди в дом к молодому Стивену Кингу и текст «дневника» самого Кинга, завершающий «Песнь Сюзанны», являются, пожалуй, наиболее интересными, можно сказать, узловыми моментами всего романа.

При помощи Кинга-персонажа Кинг-автор весьма наглядно показывает, взаимодействуют реальность и литературный текст, как персонажи, придуманные автором, начинают впрямую воздействовать на его жизнь,как жизнь и вымысел переплетаются так, что невозможно отличить одно от другого. Вообще читая этот текст, нужно помнить, что «Песнь...» была написана Кингом вскоре после автокатастрофы, чуть было не стоившей ему жизни. И отголоски этой автокатастрофы — находят свое место в романе — Кинг-писатель заставляет умереть свое «альтер эго» — Кинга-персонажа... (Oчень, между прочим, рискованный литературный ход. Еще Цветаева на примере Ахматовой показывала сколь опасными могут быть подобные литературные игры: в одном из своих стихотворений Ахматова изобразила гибель своего мужа — через полтора года Гумилев был расстрелян...)

В романе вообще очень много сильных, мастерски сделанных сцен и персонажей: перестрелка Роланда и Эдди с бандитами, ужин служителей Алого Короля в «Дикси Пиге», раздвоенная личность Сюзанны-Мио... Однако, в отличие от предыдещих книг эпопеи, Кингу не удается собрать все сюжетные линии в одну точку, привести их к общему знаменателю. Роман, по сути, состоит из трех непересекающихся историй, в каждой из который действует по паре главных героев — Роланд и Эдди, Сюзанна и Мио, Джейк и отец Каллагэн. Причем последняя пара персонажей выглядит весьма бледной и необязательной. Именно композиционные недоработки Кинга являются, на мой взгляд, главным недостатком «Песни...» Хотя то, что у Стивена Кинга выглядит как относительная неудача — для любого другого автора покажется недостижимой литературной мечтой...

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2016 г.

Подходя к последней книге, понимаю, что уж ооочень много «воды» и лишних переживаний в этой эпопее. 8 книг можно было уместить в 4, а то и 3 книги. Я понимаю, что большинство «кингоманов» такое рассуждение не поддержит, их право. Но в какой-то момент каждый читатель Темной башни понимал, что ему скучно. Просто скучно читать все это. И конца не видно. К концу книги, как обычно, некий экшн, развязка, но в целом скукотища. Началось с Волков Кальи. Приступаю к финалу. Надеюсь мне повезет

Оценка: 4
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2014 г.

Для меня книга оказалась трудной. Помятуя о предыдущих романах цикла, сжившись с ними, зная об их высоком эмоциональном накале, я уже было решила, что и дальше будет такой же всплеск эмоций. Но история оказалась совершенно не похожей на предыдущие – в плане понимания она стоит особняком. Даже вспоминая ,,Волков Кальи'', где для меня долго всё не выстраивалось, я в итоге согласилась с высоким техническим мастерством, с которым книга была написана. Здесь же я оказалась в затруднении.

Для начала, у книги очень красивое название. Но для меня это название увязалось конкретно с песней из воспоминаний Сюзанны и ничего более из того, что может раскрыть воображение в слове Песнь. Всё, что происходило здесь с Сюзанной, а конкретно проявления Миа, Детты, Одетты и самой Сюзанны, конечно интересно, а местами так вообще здорово. Но до того момета, пока в рассказе не проявились первородные демоны и не встал вопрос: кто кого, сколько раз, до какой степени и вообще зачем. И тут мне в пору было заплакать: то ли я ничего не понимаю, то ли действительно всё написанное только то изначает и ничего более.

Из всего рассказанного мне понравился Джейк, правда его совсем мало было. Но всплывает такое впечатление, что Джейк никогда и не был ребёнком – здесь он настоящий стрелок. Его главенствующая роль в тандеме с Каллагэном, чёткие решения и твёрдая поступь по лестнице к дверям ,,Дикси-Пиг'' говорит само за себя.

Несмотря на то, что Роланда в истории совсем немного, она всё равно окрашена его присутствием во всём, ведь каждый участник ка–тета отпалирован влиянием его личности. Вот и Эдди выходит здесь на первый план и поступает не как велит сердце и как он зделал бы ещё недавно, а так, как нужно для дела.

Мне понравилась глава, где герои встречаются с Автором. Её можно рассматривать, как отдельный рассказ. Очень смелое решение включить такой эпизод в книгу, но он здорово соединил ,,вымысел с реальностью'' и в итоге, как по мне, оказался оправданным.

Если я разбираю для себя роман на отдельные составляющие, то в нём есть понятные и довольно яркие моменты. Но соединить их в единое целое мне не удаётся. Для меня почти вся история очень похожа на пирамидку, которую выстраиват у себя на голове цирковой артист, стоящий на качающейся маленькой платформе, установленной на подвижных цилиндрах. А пирамидка состоит из разных неподходящих друг для друга предметов. Поначалу артист ими жонглирует, а потом постепенно закидывает их друг на друга. Виртуозно владея своим телом и обладая определёным мастерством артист умудряется поддерживать всю эту сложную конструкцию на весу, хотя она и грозит развалится на моих глазах ежеминутно. И как только я добралась до последней главы лопнуло зеркало, в котором отражался артист. И вот эти осколки летают и дико вращаются в вихре, в них отражается и он сам и те, кто находился за этим зеркалом: Миа, Сюзанна, женщины–крысы, ястребы, кровати, шлемы и всё прочее и чуть не свели меня с ума. Наверное всё так и должно быть, но я не ,,въехала'' во всю эту какофонию образов.

В итоге, книга для меня оказалась очень непонятной и сложной, легко меня запутала, но местами интересной, с неожиданными эпизодами и некоторыми понятными разъяснениями. Да, немного разочарована, потому что ожидания сыграли свою роль, но зато к последней книге преступлю уже без них, понимая, что там может быть всё, что угодно.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 апреля 2009 г.

В свое время Кинг заявлял о том, что Темная Башня должна стать его Властелином Колец. Действительно, со времен Противостояния он пытается создать нечто глобально-философское, нравственную притчу, во всей красе выражающую его видение мира. Пересотворить мир, в каком-то смысле. Но, к моему сожалению, Кинг не может — или не хочет — создавать метафоричную аллегорию. Для него именно конкретная реальность, повседневность содержит в себе равно и абсолютное добро, и абсолютное зло. Возможно, чувствуя условность этого взгляда, он использует запрещенный прием, вводя в роман самого себя в качестве неограниченного демиургического начала. Является ли это неким новым словом в литературе? Да ну, бросьте. Думаю, каждый писатель обдумывал подобную возможность — и откидывал как несостоятельную. Мне представляется, что в Песне Сюзанны именно этот сюжетный ход является самым слабым — пусть и мастерски прописанным. То, что делает этот роман для меня запоминающимся, практически шедевральным — это линия Миа, которая из безликой злобной сущности превращается благодаря памяти Сюзанны в истинную личность. Этот момент, безусловно, кульминация всего романа, и его название это отражает. Другое дело, стоило ли ради этого городить целую книгу... Впрочем, в Темной Башне Кинг вообще не страдает лаконизмом.

Вердикт: роман-заклинание, мантра, проскальзывающая напрямую на подсознательный уровень. Песнь, которой невольно начинаешь подпевать. Не особенно при этом задумываясь над смыслом. Но стоит лишь задуматься — и понимаешь, что товарищ Кинг в очередной раз порадовал читателей морем прекрасного, да — но словоблудия.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2013 г.

Наверное, одно из самых высоких достижений Стивена Кинга в «Тёмной Башне» — создание особой натурфилософии для художественного мира, которая сплетает нашу и Роландову реальность до полного их взаимопроникновения: отдельные приметы нашего ориентирования в действительности оказываются, на поверку, весьма сомнительными, и мы уже не знаем, где заканчивается вымысел и начинается правда. Пожалуй, особенно ярко эта параллельность миров показана в сцене встречи писателя с его героями — Роландом и Эдди. Поднимая их до своего уровня (а не опуская себя до их), Стивен Кинг тем самым сообщает совсем иное измерение для всего их существования, мыслей, слов, поступков. Так, он сам испытывает страх перед их оружием — да и кто на его месте смог бы удержаться от этого чувства? Совершенно другой статус реального Роланд и Эдди получают и тогда, когда говорят о своей разборке с людьми Балазара, непосредственные её результаты — огромный столб дыма — Стивен Кинг видит в небе мира, который он сам считает своим, где он живёт и творит.

Рассказывая о замысле повести «Стрелок» и делясь техническими приёмами — развития повествования с конца в начало — Стивен Кинг, сам того не зная, меняет в обратном направлении и географию Срединного мира, где, чтобы попасть на Восток, надо идти на Запад. Писатель не приглашает нас в свою творческую лабораторию (слишком очевидный ход), а показывает «итоги» творчества — Роланда и Эдди — на равных с «действительным» (читай — нашим) миром.

Закономерно упоминание и Эрнеста Хемингуэя — кажется, единственное во всём кинговском творчестве. Он предстаёт как писатель «личного опыта», который в своих произведениях пишет о себе, сообщая собственные переживания литературным героям. Он «общ» как реальности Эдди, так и действительности Стивена Кинга, одна из точек пересечения множества миров. Но утеря им сборника рассказов не приводит к необратимым последствиям, ибо, как уже было сказано, его персонажи — создания его писательского воображения. Наоборот, исчезновение конспекта всей «Тёмной Башни» грозит самому существованию Срединного мира. Правда, в определённый момент верным становится и обратное: если стрелки не спасут Лучи и не дойдут до Тёмной Башни, погибнет и наш мир.

Во время странной и пугающей встречи особую, до того невозможную онтологическую реальность приобретает и Роланд, что хорошо отражено в «схожести» Стрелка из Гилеада со своим Творцом: «Собственно, Эдди даже не удивился, увидев, как Стивен Кинг похож на Роланда. Учитывая разницу в возрасте, на близнецов они, конечно, не тянули, но отец и сын? Да. Легко». Думаю, ясно, что в этой диаде отцом будет Роланд, а сыном — Стивен Кинг. Ставя Роланда вровень с собой (в первую очередь — в физическом воплощении, в «телесном» дискурсе) Стивен Кинг сообщает ему статус уже не персонажа, но — писателя, делая его в каком-то смысле соавтором, летописцем «Тёмной Башни»: ведь, по сути, только Стрелок и может довести историю до конца, достичь своей цели — или же погибнуть на пути к ней, спасти своего создателя — или дать ему умереть. В каком-то смысле перед нами не писатель Стивен Кинг, а человек Стивен Эдвин Кинг, верный муж, заботливый отец трёх детей, носящий очки и бороду, любящий выпить пива — и боящийся возникших из ниоткуда двух мужчин с огромными револьверами, отделанными сандаловым деревом. За счёт такой «бытовитости» он — ещё раз — оказывается на одном уровне с Роландом и Эдди.

Есть ли в «Тёмной Башне» обратное движение, от героев — к их создателю, от сотворённого — к его творцу, от земли — к небу? Да, конечно: Эдди думает о Стивене Кинге как о Боге, но вопрос в том, благ ли этот демиург... «Потом напомнил себе, что Бог убил его младшую сестру, использовав в качестве орудия убийства пьяного водителя, и его брата Генри. Бог создал Энрико Балазара и сжёг Сюзан Дельгадо на костре». Писатель вершит историю в реальном для стрелков мире, но при этом сам не властен не только над своими творениями, но и над тем, что происходит в его жизни, в нашей действительности. В самом деле, от смерти его спасают персонажи его собственных книг. Какой же это Бог? Бог, забывший сотворённое им, потерявший после великого акта творения всякий интерес к тому, что происходит с плодами его творчества.

Реальность «нашему» миру, в котором и состоялась судьбоносная встреча Стивена Кинга со стрелками, писатель придаёт также весьма необычным образом. «Наш» мир — без повторов, без права на ошибку и — вследствие её — без права на возвращение и исправление. Говоря просто, наш мир — без сверхъестественного. В нём нет места чуду. В нём нет места магии, которая уходит из Срединного мира Стрелка. Это — важнейшая граничная линия между нашими мирами, между не столько реальным, сколько материальным нашим миром — и не столько фантастическим, сколько сказочным миром Роланда из Гилеада. Подлинность нашего мира стрелок поверяет своим, описывая в том числе и в понятиях и терминах сверхъестественного, так как для многих явлений у нас в языке нет соответствующих названий. И именно в нашем мире Стивен Кинг может изложить Историю — «Единственную историю, которую он должен рассказать».

Равновесие в мире, который сдвинулся с места, уже не может быть восстановлено — весь цикл проникнут идеей о том, что всё, сошедшее с колеи ка, может быть упорядочено, и в каждом новом сочетании людей, вещей, событий, обстоятельств и рождается иной по отношению к предшествующим и последующим мир. Функцию упорядочивания (а не спасения — это уже не их дело!) мира Тёмной Башни и берёт на себя Роланд и его ка-тет. На свой лад стремятся поддерживать порядок и регуляторы — и кто знает, удалось бы их победить, если бы вселенная не потеряла равновесия.

Перемещаясь из одной реальности (пространственно-временного континуума) в другую, стрелки не становятся лучше или хуже — после извлечения они остаются самими собой, и это как раз и отличает их от подавляющего большинства населения всех тех миров, где им приходится бывать. А из одного эпизода общения с ними Стивена Кинга мы узнаём о писателе гораздо больше, чем из интервью, книг и фильмов — его художественную правду.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2011 г.

Практически все действие книги происходит в Нью-Йорке, что меня сильно огорчало. Еще больше меня огорчало, что движение к Башне окончательно застопорилось, сменившись долгими и безрезультатными поисками беглой Сюзанны с препаршивым бременем в животе.

Но, по крайней мере, разгадана одна из тайн — тайна женщины-демона Миа, захватившей Сюзаннино тело, и носимого им ребенка-чудовища.

Но гвоздем программы, и главным мотивом книги стала встреча героев с Создателем (самим Стивеном Кингом, а не Тем, о Ком вы подумали... Но это тоже круто!) Надо сказать, что тут автор шел на огромный риск: подобные штучки уж больно смахивают на дешевый выпендреж. И тем приятнее, что Кингу удалось сделать подобный ход не только оправданным, но и действительно важным; вымысел, наконец, окончательно слился с реальностью.

Должен сказать, что не зря многие считают ПЕСНЬ СЮЗАННЫ самой слабой книгой цикла: ей уж очень не хватает масштабности и многогранности предыдущих частей. В защиту приводился довод, что это-де не роман, а своего рода связка между пятой и седьмой книгой. Абсолютно верно, только помимо СЮЗАННЫ ''связок'' в цикле более не наблюдается, каждая книга — самоценное и многогранное произведение. Держу пари — не пообещай Кинг СЕМИ томов (СМИРЕННЫХ СЕСТЕР ЭЛУРИИ в счет брать не принято), этой книги бы вообще не было, а последний том, ТЕМНАЯ БАШНЯ, существенно бы потолстел.

Сейчас Кинг пишет ВЕТЕР СКВОЗЬ ЗАМОЧНУЮ СКВАЖИНУ — промежуточный роман. Очень надеюсь, что он войдет в ''официальное'' семикнижие, а ПЕСНЬ СЮЗАННЫ перестанет существовать, слившись с последним томом, где ей и место...

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 февраля 2017 г.

Очень плохая книга, одна из самых слабых, что я читал. Если тебе не пишется, не приходит музыка — не пиши, не мучай себя и читателя. Всё повествование можно легко уместить в страниц 10-20, тут это растянуто в десятки раз. Я привык к подобному приёму у писателя, но если в «Волках Кальи» это ещё работало, то тут мастер просто заставляет тебя продираться сквозь дебри надоевших и набивших оскомину снов или внезапных озарений путников. Я понимаю, талант и вдохновение писатель черпает везде: в снах, приходящих и несущих с собой страх и неизвестность, в забытых некогда старых поэмах потерянных во времени авторов, да много где, и всё же, если ты не в состоянии объяснить как работает твоя вселенная, значит сагу надо завершать. Внезапное впихивание себя, это уже, простите, за гранью, даже будь это сто раз логически обоснованно — перебор, вся история перебор. Нет логически выверенной линии: впечатлился фильмом о стрелках — Роланд готов, вспомнил старую поэмку где есть медведь — пожалуйста, железный мишка к вашим услугам; всплакнул на японской классике — Волки Кальи, кушайте. Над всем этим налёт несерьёзности, ведь как понимаю, сама история задумывалась как нечто глубоко философское и фантастически неподъёмное. Теперь же, просто ждёшь окончания саги по инерции. Сугубо коммерческая книга. Коммерческий продукт.

Немного о героях. Сюзанна, Одетта, Миа, как это работает? Просто сумасшествие? Банально. Борьба за права чернокожих в отдельных штатах? Я должен слезу пустить после этого? Сама героиня на протяжении всего цикла изрядно, простите, раздражала, это её «сладенький» — весь лексикон, не получился персонаж, совершенно. Лишний персонаж. Недалеко ушёл и её муженёк, хотя Эдди всё же чуть глубже. Яснее всех получился мальчик, видимо совесть таки домучила писателя, когда он его «внезапно» оживил. Очень расстроен этой историей, думал что «Волки» некий пробный шар, такое маленькое отступление, перед финальным штурмом. И пусть последняя книга будет шедевром, впечатления испортились, даже не столь отдельно взятым произведением, сколько потерей хватки у писателя. Кинг просто избавился от надоедливого творения, ведь если посмотреть на разницу в годах выхода двух последних книг — год, то всё становится на свои места. Скажите — он думал и вынашивал идею годами, нет, ничего подобного, из его дневников явственно прослеживается план работы: тут и там, всем сестрам по серьгам. Собственно я заметил это сразу, ещё в извлечении, знал, что многое будет необъяснено, просто потому, что писатель придумал вот так, и баста. Вампиры, люди в масках? Это точно тот же писатель что подарил нам «Оно» и «The Green Mile» ?

Оценка: 4
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2012 г.

Уф, что ж, быстро завершилось мое чтение этой книги... Учитывая, что предыдущую, Волков Кальи, я мучал полгода, то завершение этой за неделю — это очень и очень неплохо. Тем более, что пару из этих дней я вообще не читал. И это здорово! Я, честно говоря, даже не ожидал, что какой-нибудь из оставшихся романов Темной Башни меня так увлечет. Да, был Колдун И Кристалл, которому я поставил максимум, но после более чем занудных Волков я не особо на что-то надеялся. А тут на тебе... И это классно. Последнюю книгу я буду читать с огромным удовольствием. И думаю, что в этот раз не буду читать между очередными частями что-нибудь другое, для передышки (во второй половине цикла завелась такая традиция) — уж очень хочется узнать, чем закончится такая масштабная эпопея, которая у самого писателя отняла 30 лет жизни.

Что ж, начну, пожалуй, с общих впечатлений. Они очень и очень хорошие — намного сильнее и ярче, чем от предыдущей книги, которая, повторюсь, лично для меня является тягомотиной. Я не представляю, почему у шестой части ТБ самая маленькая оценка и на нее столько негативных отзывов — она в десяток, если не в десятки раз динамичнее предыдущей, а уж интереснее — и подавно. Да, не вся книга заполнена перестрелками и драйвом (хотя половина по меньшей мере), но даже в тех местах, где, по сути, толком ничего не происходит, читать очень и очень интересно, просто не хочется отрываться. Со мной в последнее время такое очень редко случалось. Да, книга эта, по сути — окончание Волков Кальи и начало Темной Башни, да и заканчивается так, что мне было очень и очень жалко людей, которым в свое время пришлось ждать выхода следующей (так обрывать повествование просто нельзя), но это не значит, что она не может быть отдельным романом. Она может, и есть, и очень даже неплохо есть. В общем, мои впечатления от нее очень и очень положительны.

Сюжет... Сюжет, конечно, увлекает, даже более чем. Линия раздвоенной Сюзанны-Миа иногда немного раздражает, хоть она здесь и главенствующая, но лично мне казалось, что в их спорах и борьбе (Сюзанны с Миа) рождается довольно много красивых и умных фраз, а также порой и интересных событий. Миа как персонаж мне очень не понравилась — прописана она хорошо, но характер, конечно — хоть стой, хоть падай. Линия Сюзанны-Миа довольно жесткая, как мне показалось. Мне было жаль их обеих. Линия Роланда и Эдди, безусловно, намного более увлекательна. И перестрелки, и дан-тет (случайный спаситель), и встреча непосредственно с Кингом (это, конечно, самый безумный поворот сюжета)... Более чем хватит, чтобы считать их линию невероятно интересной. Ну, и линия Джейка и отца Каллагэна очень коротка, и, по сути, вставлена только затем, чтобы объяснить читателю, где находятся в данный момент эти герои и что собираются делать, ничего больше. Хотя она мне тоже понравилась, и тоже побольше линии Сюзанны-Миа.

Также стоит отметить, вероятно, уникальный способ построения романа: каждая глава называется не главой, а строфой, каждая типично кинговская часть главы (которые он нумерует: 1,2,3...) начинается с новой страницы, чего раньше не было, и в конце каждой строфы присутствует два куплета песни, которые мне по какой-то причине было очень интересно читать. Перевод этих песен замечательный. Так что в каком-то смысле этот роман для писателя, наверное, уникален.

Что ж, и персонажи... Чем мне уже давненько понравился Кинг (хоть я и не могу похвастать большим количеством прочитанных произведений — кроме цикла ТБ еще разве что Сияние в моем активе) — это дар просто невероятно прописывать своих персонажей. Ну не было у меня больше ни в одной книге, чтобы даже второстепенные персонажи, появляющиеся на небольшое время, казались мне настоящими людьми, а не фигурками, предназначенными для одной конкретной цели, для которой их ввел автор. Так у меня было, например, с персонажем Труди Дамаскус — женщиной, полной своих забот, которая случайно стала свидетелем появления Сюзанны в Нью-Йорке, и жизнь которой сразу же ушла с тропы скептического отношения к аномальным явлениям. А до того она была просто человеком, полным мыслей о своей работе, и, как я понимаю, не заботящимся больше особо ни о чем. Роланд особо не раскрывается нам в этой части — мы видим все такого же смертельно опасного стрелка, которым он был раньше. Эдди раскрывается немножко больше — мы видим не только стрелка и «Роланда-младшего», но и человека, безмерно переживающего за свою любимую. Тут мы видим, что он и правда очень любит Сюзанну. Мне крайне симпатичен этот персонаж, человек очень сильный, но и не лишенный эмоций. Миа, эта новая личность в теле Сюзанны, как я и говорил, мне не понравилась абсолютно. Это существо, насквозь одержимое одной-единственной идеей — выносить и родить ребенка. Собственно, Кинг очень любит вплетать в сюжет этого цикла персонажей «со своей Башней», как он сам с помощью Эдди называл это в Извлечении Троих. У Эдди вот раньше Башней были наркотики («Белой Башней»), а у Миа Башня — это ее будущий ребенок. Хотя саму ее, к сожалению, подло обманули. «Самая невыгодная сделка на свете», как сказал сам Кинг. Хотя, если спросить меня, я бы сказал, что она этого более чем заслуживает. Сюзанна — разумный человек в одном теле с Миа, пытающийся ее урезонить и сделать что-то, чтобы хотя бы не умереть и не попасть в безвыходную ситуацию. Здесь она более чем заслуживает уважения (раньше она мне довольно сильно не нравилась, по разным причинам). Джейк и Каллагэн отнюдь не раскрываются больше, разве что в Джейке заметно пульсируют эмоции, в том числе ярость, а Каллагэн все так же набожен, но разумен, каким и положено быть священнику. Но больше всего в произведении по какой-то причине мне понравился Джон Каллем, случайный спаситель (дан-тет) Эдди и Роланда, без него они бы, наверное, пропали. Настолько умный и хороший человек, что мне крайне не хотелось расставаться с ним и понимать, что, к сожалению, он был всего лишь второстепенным персонажем. Почему-то больше всего положительных эмоций из всех героев вызвал в этой книге именно он.

Вывод: я очень рад, что Песнь Сюзанны получилась именно такой. После ужасно скучных Волков Кальи это глоток свежего воздуха и справедливая надежда на блистательный финал (о котором я наслышан). Хочется прочитать завершающий роман и закончить этот огромный цикл как можно скорее. Если вы читаете этот итоговый абзац, я могу вам посоветовать не слушать людей, которые по абсолютно непонятной мне причине крайне негативно отзываются о произведении и прочитать его смело, без скептицизма и предубеждений. Я прочитал, у меня осталась впереди только Темная Башня, и я более чем не жалею потраченного на эту книгу времени. А теперь пойду узнавать, чем же закончилась эта масштабная эпопея. Очень уж интересно!

Оценка: 9 из 10.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2015 г.

Не особенно интересно. Из «находок» — построение произведения в виде «строф» с песенкой в конце каждой «строфы».

Пролистывал длинные внутренние страдания двух-трёх тёток и разборки гангстеров — очень уж скучно.

Ещё издатель искусственно растянул книгу на 635 страниц, начиная каждую маленькую главку с новой страницы.

В общем, как-то не очень получилось.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2012 г.

...Всё-таки зря Кинг торопился закончить свой цикл о Тёмной Башне. Нет, в принципе, он молодец: взял себя в руки после аварии, и решил закончить таки свой многострадальный цикл, чтобы тот не стал новой «Тайной Эдвина Друда». Цель достойная, спору нет. Но вот такая спешка не могла пойти на пользу, скажем так, самой ткани произведения. Сейчас поясню, что я имею ввиду.

После «Волков Кальи», весьма недурственного произведения, всё-таки остаётся ощущения, будто сэй Королёв тебя обманул. Бешеное развитие событий в «Бесплодных землях», необходимое лирическое отступление в «Колдуне и кристалле»... И тут — резкий удар по тормозам. Ка-тет Роланда на протяжении семисот страниц готовится к пятиминутной перестрелке с роботоподобным Волками. Текст сам по себе вышел неплохой, но всё-таки нельзя забывать: мы идём к Башне! Логично ждать от следующего романа большего...

И тут сэй Королёв снова предательски хватанул нам под дых. Путь к Башне превратился в дикий сюрреалистический фейерверк, сплетённый из безумных постмодернистских выкрутас творца Роланда. Та часть текста, которая свободна от этих бредовых видения (кстати, они принадлежат рекомой Сюзанне, и её новому «отпочкованию» — демону Миа), во многом состоит из самоповторов — перестрелка с людьми Балазара у Роланда и Эдди, уже имевшая место в «Извлечении Троих», вновь происходит, они коллективно охотятся за Келвином Тауэром, пытаясь выкупить у него участок с Розой, как и в предыдущем романе.

Глядя на то, что понаписано сверху, создастся впечатление, что роман совершенно ни о чём. Однако у него есть и положительные черты. Во первых это, и я никого не удивлю, сам Роланд. Из-за концентрации на Сюзанне ему уделяется не очень много места, но он — есть. Роланд Дискейн — абсолютно культовая фигура, и его прекрасно отшлифованный годами образ просто радует глаз на каждой странице. Обидно, конечно, что ему уделено так мало места, но что поделаешь, такого желание Стивена Кинга...

Кстати, о Стивене. Он собственной персоной появляется на страницах романа, да. Конечно, это не тот, старый Кинг образца 2004 года, когда создавалось данное произведение. Здесь — Стивен 1977 года, ещё молодой, начинающий писатель, только начавший творить историю о Роланде, идущим за Человеком в Чёрном. Это, конечно сильный, чрезвычайно понравившийся мне ход.

Вывод: читать, конечно, можно, но чувство, что тебя обманули, всё равно не хочет меня покидать. Кинг торопится закончить цикл — отсюда многочисленные неровности, шероховатости текста, которые делают цикл не монолитной сагой, каким является ВК, а группкой написанных в разное время эпизодов. Надеюсь, что хоть финал сэй Королёв подтянет до уровня третьей и четвёртой книг...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 июля 2012 г.

Самая проходная книга цикла.И пусть кто-то считает ее логическим продолжением цикла,я считаю достойной только вторую половину книги «Песнь Сюзанны».Персонажи.В этой книге Кинг решил разделить ка-тет.Линию пропавшей Сюзанны-Миа,считаю полным бредом.Опять раздвоение личности,но если в «Извлечении троих«второй личностью была злобная Детта Уокер,то в этой книге какая-то загадочная Миа.Философские расуждения то Сюзанны,то Миа меня ставили в тупик и я до конца так и не понял персонажа Миа.То что она является служанкой Алого Короля это понятно,отправляется к своим приспешникам,чтобы родить Великого Стрелка,который станет убийцей Роланда это тоже я понял,единственное,что не понял, как Роланд может оказаться отцом ребенка Сюзанны,если она «залетела«в «Бесплодных землях«от демона,когда вытаскивали из нашего мира Джейка.Сюжетная линия Джейка и отца Калагена настолько мала,что нет смысла долго распростроняться.А вот сюжетная линия Роланда и Эдди,это нечто.Этот дуэт устроит столько экшена,что голова будет идти кругом.Эти двое должны выкупить пустырь с розой,которая неразрывна с Темной Башней и является ключевым звеном в этом повествовании.Перестрелка на пустыре,которая длится не менее десяти страниц книги-это Супер!Ну а основной находкой книги считаю присутствие Стивена Кинга как персонажа,такого хода,я не встречал нигде.Кинг и как персонаж пытается помочь нашему ка-тету добраться до Темной Башни.Его диалог с Роландом и Эдди никого не оставит равнодушным.

Считаю эту вещь послабее предыдущих книг цикла,но последние двести страниц вытягивают книгу чуть ли не до уровня шедевра.

Оценка колеблется в районе 8-9-ки. Ставлю 9-ку исключительно из-за сильной концовки.

Рекомендация:выше среднего.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2017 г.

Сама слабая книга цикла. Я когда-то читал цикл книгу за книгой, но почему-то не дочитал Песнь Сюзанны. Когда стал перечитывать, вспомнил почему. Главы Сюзанны-Мио про очередное раздвоение или даже разтроение личности скучные и неприятные, эпизод, в котором появляется

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сам писатель
скучный, неловкий и вызывает некое подобие испанского стыда. Воспоминания Сюзанны об Оксфорде вообще пролистал едва прочел несколько строк, что для меня очень необычно. Кинг любит тему притеснения чернокожих, но не везде ему удается раскрыть ее интересно. Так как я с удовольствием читал в Оно про пожар в Черном пятне и воспоминания отца Майка Хэнлона, а тут ни в какую. Еще такое нежелание видимо было продиктовано тем, что Кинг видимо все-таки графоман, и это особенно чувствуется тут в главах Сюзанны и в бесконечном Оно, которое в какой-то момент я чуть не отложил. Текста так много, что за ним едва проглядывает ценная информация.

Нормально читалось начало книги, которое протекает в Калье, и эпизод с Тауэром и Дипно, есть отличная сцена перестрелки на заправке с Роландом и Эдди и интересные главы про Джейка и Каллагэна, которые на контрасте с главами Сюзанны я принял с распростертыми объятиями. То есть в книге «Песнь Сюзанны» мне не понравилось все с Сюзанной.

А концовка книги, в которой Кинг не дал прочесть про бой Джейка и Каллагэна — вообще издевательство и тотальное неуважение к читателю. Ведь я могу прочесть этот бой в следующей книге сразу, а вот когда выходила Песнь пришлось бы ждать следующей, как будто это не цикл книг, в конце каждой из которых расставляются акценты и происходят повороты, над которыми ты будешь думать до следующей, а какой-нибудь сериальчик, который выходит по понедельникам и может себе позволить закончить серию на самом интересном месте, только вот с книгами этот понедельник уж больно далеко.

В общем есть ради чего читать, но остается неприятное послевкусие.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх