FantLab ru

Лоис Макмастер Буджолд «Криоожог»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.85
Голосов:
764
Моя оценка:
-

подробнее

Криоожог

CryoBurn

Роман, год; цикл «Барраярский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Майлзу 39 лет, он все еще Имперский Аудитор. Планета, на которой происходит действие романа, ранее не упоминалась — это «Новая Надежда-2» (или Кибу Дайни). История будет рассказана с трех точек зрения: Майлза, его оруженосца Роика и местного паренька по имени Джин.

Примечание:

На русском языке существует любительский перевод романа.

Время действия — 38 год с рождения Майлза.


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2010 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 8-е место

номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Научная фантастика (188 голосов)

номинант
Локус / Locus Award, 2011 // Роман НФ

номинант
Хьюго / Hugo Award, 2011 // Роман

номинант
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2012 // Зарубежный роман (США)


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
С. Лобанов (1)

Криоожог
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, весьма неплохая в самом начале, просто отличная в середине и феноменальная местами в отмеченном ранее промежутке, серия про Майлза Форкосигана в итоге выдохлась, и «Криоожог» тому лучшее подтверждение.

На первый взгляд, «вроде все как всегда...»: нестандартный мир, привычно приятные герои, попытка смотреть на происходящее с различных точек зрения, акцент на этических аспектах и т.п.

С другой же стороны, «...только он не вернулся из боя», ибо нет главного, что заставляло не отрываться от Барраярского цикла — нерва.

Ранее Буджолд ставила Майлза в условия, когда он, по сути, был вынужден утверждать(ся) «изначально», с нуля, каждый раз доказывая свою состоятельность. И это, при всей условности и/или гипотетичности риска, которому подвергался брат-прародитель, при всем том, что мало кто сомневался в финальном оптимистичном исходе всех его приключений, — в общем, все это держало в напряжении.

Коротышка с серьезными проблемами подбирает/создает/возглавляет подразделение наемников, не имея к тому ни опыта, ни знаний — и все это на фоне личных драм, с Элен, Ботари и врагами отца; он фактически бросает свое войско, а потом возвращается, будучи вынужденным утверждаться свое превосходство заново, да еще в условиях, когда ему противостоит соперник, ему мало в чем уступающий, а на кону стоит фигура императора — и все это на фоне личных драм, включая службу в метеорологической службе и крах традиционной военной карьеры.

Список сюжетов Барраярского цикла можно продолжать до бесконечности, но они всегда имеют общую черту, а именно: Майлз помещается в противоречивую и лишенную контрастных цветов ситуацию, где он, по сути, никто, а потому он вынужден реализовываться по максимуму, и как человек, и как профессионал. Это, честно говоря, подкупало, ибо приятно наблюдать за нарративом, столь во многом похожим на реальность, где любое решение лишено однозначности и принимается не в согласии с рациональныи предвидением, а скорее вопреки ему.

Однако Буджолд словами Корделии как-то огласила свой приговор, согласно которому Майлз впитал достаточно боли и готов уже отказаться от личности, созданной им в качестве своеобразного компенсаторного механизма. После этого все личные и профессиональные драмы Майлза начинают постепенно, но неуклонно терять остроту и во многом, как в случае с коммандором Куинн, казаться надуманными. «Память» в этом смысле — прекрасный водораздел, когда Майлз оказывается в роли, требующей от него создания новой личности в крайне противоречивой и конфликтной ситуации. Все, после этого он всегда оказывается как-то защищенным своим статусом, пусть он и становится часто причиной его злоключений, что на Комарре, что на Барраяре. Но все это уже не то, все немного более вычурно и искусственно, нравственная острота решаемых проблем постепенно подменяется политической, а сам Майлз теперь если и сомневается и мучается, то все чаще по поводу собственных ошибок, нежели имманентных ситуации проблем или аспектов.

И теперь, что совсем не удивляет, все чаще в книгах цикла появляются ремарки, касающиеся воспоминаний Майлза о прошедших событиях, что так напоминают брюзжания старика о славных, но прошедших днях. Ведь раньше этого не было в цикле: Майлз все время двигался вперед, а если и вспоминал о прошедшем, то только о том, что приносило боль, что давало нормативный образец для решения новых проблем, и все. Теперь же само прошлое, во многом никак не расчлененное на подобные фрагменты, становится фокусом разговора и воспоминаний, и прошлое это окрашено, не исключительно, конечно. но все же, в ностальгически-розовые тона. Да, нет нерва, и это понимают все, начиная от автора, и заканчивая его героями, которые, если верить Бахтину, тем меньше имеют общего с автором, чем более тот креативен.

«Криоожог» все это лишний раз иллюстрирует: ставший на время «наркоманом» Майлз доблестно выбирается из ситуации, начавшейся с нападения комичных революционеров, и закончившейся вершиной его мастерства, умением убедить двенадцатилетнего мальчика. Обратите внимание на фон: дети, оруженосец, по долгу службы не могущий отрицать Майлза, глава консульства, обязанный подчиниться Аудитору. Фактически, все внешнее сопротивление Майлзу сведено к действию наркотика, а внутреннне вообще отсутствует: он ни минуты не сомневается в том, что делает. Из многочисленных и каждый раз заново сотворяемых умений, Майлз ограничивается только одним: организовать всех надлежащим образом, и описание реакции подчиненных в той или иной мере персонажей, кто по возрасту. кто по положению, лишь оттеняет этот микромасштаб. И если ранее в соперниках у Майлза ходили равные или даже превосходящие его игроки, то теперь микро и субординация становятся все более привычными и неотъемлемыми частями Барраярского цикла.

И что печально: нет никаких предпосылок к изменению. Майлз уже граф, у него семья и дети, он все более сдержан и его поведение все более отвечает его социальной роли. Да, нерва уже нет, просто увлекающее на какой-то момент чтиво...

Оценка: 7
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нежданно-негаданно произошедшая новая встреча с лордом-аудитором Форкосиганом – это уж такого масштаба подарок для его преданных поклонников, что вот лично мне здравость мышления сейчас отказывает целиком и полностью. Я просто и бесхитростно радуюсь. Ну разве мог хоть кто-нибудь из нас надеяться на эту новую встречу с одним из самых ярких и симпатичных героев Ф&Ф, имея ввиду, что последняя книга барраярского цикла вышла уже целых восемь лет назад, да и «сюжетных надежд» на продолжения она особо не давала? Тем не менее – вот он, «Криоожог», и лично меня он не разочаровал. (Впрочем, возможно, не стоит на меня обращать слишком много внимания: я, наверное, даже про то, как Майлз Форкосиган ходит туда-сюда, одевается по утрам, пьет кофе и общается со своим окружением — читала бы и умилительно радовалась. Фанаты – они страшные люди, факт))

Борясь за восстановление хоть капельки здравомыслия, попыталась заставить себя осознать прочитанный только что за вечер роман на тему его содержания, интриги, детективной составляющей и… вынуждена расписаться в полнейшем фиаско. Кажется, я уже успела почти забыть, о чём именно всё это было (*стеснительный смайлик*, честное слово)). Предполагаю, что именно здесь, в этом моменте, сконцентрируется всё недовольство и разочарование у тех, кто не настолько влюблен в Майлза и не защищен прекрасной анестезией этой любви: история о том, как умница-лорд-аудитор становится жертвой киднеппинга, раскрывает некий заговор торгующих как бы бессмертием крио-корпораций, намеренных по-тихому захватить часть Барраярской империи, размораживает замороженных полит-протестантов и, ну как уж может, воюет с невнятными местными хитменами, она .. мм.. как бы это сказать, чтобы никого не обидеть?.. не слишком уж интригует и увлекает. И не слишком много доверия вызывает – каждый желающий по три вагона своего персонального «не верю» сможет привести. Но! Бог бы с ней, с историей, потому что она – всего лишь каркас, на который нанизано самое главное: «Криоожог» — это потрясающе нежный, наполненный эмоциями роман (знаю-знаю, именно за это многи любят ругать Буджолд «дамским чтивом». О-кей. Ругающие – избегайте, я предупреждала, если что)). Для меня же — это грандиозное достоинство, ведь Лоис Буджолд в очередной раз проявила себя большим мастером тонкого и точного эпизода, который заставляет переживать и сопереживать. Мастером, с большим вниманием и любовью относящимся к своим героям – они живут, они дышат, они взаимодействуют друг с другом. Часто ли встретишь такой эпизод, когда ты буквально что видишь, буквально что дышишь в унисон с героями?

Роман – он о смерти и о поисках бессмертия, и он дивно гармонично «уравновешен» большим количеством детей: это и главы, рассказанные от лица героя-ребенка – трогательного умницы, потерявшего семью любителя животных, хозяина крошечного личного зоопарка. И эпизоды о детях Майлза со всеми его, Майлза, «морочками» по поводу отцовства и собственного взросления. И краткие.. о, по ходу чтения их почти невозможно заметить, они станут понятными только в самом конце.. краткие такие «напоминания» о том, что даже когда мы взрослые, мы всё равно — тоже чьи-то дети. А финал? Нуу.. я не позволила себе плакать от этого переизбытка эмоций, потому как вроде бы большой девочке неприлично, но.. так и есть: ради чтения одной только последней главы имеет смысл поскучать всю книгу, даже если она кажется не слишком увлекательной. Да что уж там. Похоже, что вся книга и была придумана ради этой одной, последней главы. Впрочем, чтобы получить этот эмоциональный «ядерный взрыв», сквозь не такое уж и большое количество страниц романа всё же придется пробраться..

И каков же ответ? Да похоже, что несмотря на все нафантазированные возможные и невозможные мультивселенные, ПВ-переходы, генную инженерию вкупе с клонированием и криовосстановлением из мертвых, никакого другого ответа на этическую сторону вопроса по поводу бессмертия всё же и не существует. Главное в жизни – это близкие люди. А бессмертие – оно таки невозможно. Да и надо ли ему существовать? Ну вот разве что если в детях? Но это уже совсем другой «взгляд» и совсем другая этическая сторона…

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Итак, «Криоожог».

Такое ощущение, что автор цикл закрыла с недвусмысленным стуком.

Роман кончается тем, чем чуть было не начались «Осколки чести» — и это только одно из замкнувшихся колец.

Множество оговорок, оборванных идей, намерений, оставашихся «повисшими инертными концами», как нейроны в иллиановой голове — заиграли. И это не замученное повторение пройденного, как в Дип.Иммунитете, здесь мы видим создание новых связок, новых рифм, новых аллюзий.

Ах. сокрушительное деловое партнерство Марк-Карин, легко перебрасывающих туда-сюда роли плохого и хорошего полицеских!

Ах, очередной, энплюспервый неглупый подчиненный Майлза — создается ощущение, что многолетняя перетряска кадров в образовании руками пары Форкосиганов-старших дала-таки результат.

Ах, очередная, НОВАЯ для цикла, философская проблема!

Да, коллеги, Майлз уже немножко не тот. А может. мы привыкли. Ну, да. Победил пару корпораций, спас себя и еще пару миллионов человек за компанию. ах, и еще несколько клеток со зверушками. но мы ж того и ждали? Нет. Мы ждали, что он опять из себя наизнанку вывернется, предстанет в новом обличьи...

Нет? Нет. Майлз — цельная, состоявшаяся личность, сильно интегрированная с миром — семья, причем в трех поколениях. Незачем ему наизнанку. Буря и натиск, как обычно. Наденьте дождевики и уберите детей от ваших голубых экранов.

Естественно, раз главный герой не меняется, нужны другие главные герои — для динамики. Их есть. Они хороши. Они незамороченны, ясны, их намерения и рост очевидны.

Важно то, что Буджолд не изменяет своей привычке рассматривать избранную философскую проблему с разных сторон. Как деторождение в Дипиммунитете, как личная идентичность в Ученике воина и Памяти, здесь проблема (не скажу, какая) видится с множества точек зрения. И это не только взгляды и реакции разных людей, это еще и разные аспекты. В отношении себя-любимого. Себя-нелюбимого. Другого-любимого. Другого-лишнего. С точки зрения Больших Денег (а у них есть-таки своя точка зрения). С точки зрения макроэкономики и выживания социума в целом. С точки зрения демократии.

Короче, вывод такой: Майлз все тот же. Марк... э.. Все тот же. Мир — изменился.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каждый хоть чего-то стоящий писатель должен хоть раз плотно затронуть тему смерти.

Буджолд не раз подходила к ней (особенно близко — в «Танце отражений»), но в романе «Криоожог» затронула ее вплотную.

Имперский аудитор лорд Майлз Форкосиган с поручением от императора Грегора прибывает на планету «Надежда-2» (Кибо-Дайни), чтобы выяснить, что скрывается за настойчивым стремлением корпорации «Белая Хризантема» распространить сферу своей деятельности на Комарру.

Планета «Надежда-2» одержима страхом перед смертью. Ее обитатели фактически всю жизнь работают на то, чтобы в старости их заморозили — с тем, чтобы разморозить лет через сто, когда изобретут какой-нибудь эликсир бессмертия. Только вот незадача — эликсира все нет и нет, улицы полны размороженными Рип Ван Винклями, люди стремятся во гроб хрустальный смолоду, экономика вот-вот треснет под тяжестью сотен тысяч недо-покойников, избирательными правами которых распоряжаются корпорации... Словом, Майлз, как обычно, прыгает прямо в змеиное гнездо.

Чем закончится этот прыжок, рассказывать смысла нет — книга должна говорить сама за себя. Наверное, стоит сказать, что если бы не не очень пронзительная и светлая последняя глава, это был бы нормальный фант-детектив на уровне «Дипломатического иммунитета». Но эта последняя глава переворачивает все и поднимает книгу до уровня «Памяти».

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Противоречивые ощущения. С одной стороны, многие положительные моменты по-прежнему на месте: легкий, красивый язык; грамотно выстроенная фабула, когда хочется немедленно начать следующую главу и узнать, что произошло дальше. Но не покидает чувство, что цикл «уже не тот». Основные моменты я уже назвал в отзыве на предыдущий роман («Дипломатическая неприкосновенность») — по большей частью они остались и в «Криоожоге». Даже и не скажешь по тексту, что эти романы разделяет большой временной промежуток. Попробую выделить главное:

- Буджолд увлеклась самолюбованием, то есть своим героем. Теперь именно оно на первом месте, а приключения и расследования отошли на второй план. «Ах, Майлз!», «Ох, Майлз!», «Майлз, ты так умен!», «Майлз, ты наш кумир!». Эт цетера, эт цетера...

- Автор, а с ней и ее герой слишком уж ударились в сентиментальность — чуть ли не до уровня мелодрамы. Не помогло даже отсутствие жены и детей Майлза. Текст буквально наводнен такими темами как: «ой, детишки!», «ой, БЕСПРИЗОРНЫЕ детишки!», «ой, зверушки!», «ой, беспризорные детишки, у которых еще и похитили маму и заставили жить у нелюбимых опекунов!». И так далее, и так далее. Нет, конечно, дети — цветы жизни и все такое, но когда я открываю книгу Буджолд, мне хочется увидеть приключения, интриги, авантюру, запутанные расследования и прочее в этом роде. А тут формально это вроде и присутствует, но по факту проходит на вторых ролях и, закрывая книгу, я почувствовал себя чуть ли не обманутым. «И это все?» — была первая мысль.

Все же Буджолд стоит отдать должное: писать она не разучилась. Даже понимая, в какую сторону клонится сюжет, следишь за ним с некоторым интересом. И вопросы всеобщего семейного счастья на эмоциях все равно играют, так что негативно оценить книгу не могу. Но то, что цикл из «обязательных к прочтению» окончательно переместился в «один из», стало уже очевидно.

Хотелось большего — это точно.

Оценка: 7
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До последних страниц собирался поставить 7. Неплохая книга, в меру детективная, в мера что называется по-Майлзовски динамичная, но уже, наверное, стандартная:frown:

И тут конец, самый конец я имею ввиду, выбивающий табуретку из-под ног... Так в 500 словах (вроде сама Буджолд написала: 5 историй по 100 слов, сам не пересчитывал, верю автору) высказать ТРАГЕДИЮ, надо иметь талант (в котором я и раньше не сомневался, но сейчас еще больше утвердился).

Лоис Макмастер Буджолд — (сомневаюсь, что вы когда-либо услышите мои слова) Вы настоящий МАСТЕР своего нелегкого писательского дела. Те 1.5 месяца, что я читал Ваши книги, я по-настоящему погрузился в Вашу вселенную. И теперь мне безмерно жаль, что я на некоторое (надеюсь на недолгое) время расстаюсь с Майлзом, и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
навсегда расстаюсь с Эйрелом Форкосиганом.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если вы замените Майлза Форкосигана на Язона дин альта, маора пронина или Лёню Голубкова — книга ничуть не пострадает (косметическая ретушь в виде убрать ссылки на физическую немощь героя — и всё).

нет столь полюбившейся читателям саги именно «Форкосиганщины»: сложные ситации, многопланое из разруливание и пр. Всё тускло, плоско, линейно. Порадовали искрами былой саомбытности последние 3 страницы. Если бы их не было книгу можно было бы просто выкинуть.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Искренне старался воспринимать эту книгу саму по себе, в отрыве от ее великих предшественников и собственных подсознательных ожиданий вновь окунуться во вселенную Майлза. Возможно плохой перевод. Возможно все таки ожидания сбили беспристрастный прицел. Но в целом получилось вялое действие, топтание вокруг ничего. Гигантские силы оказались завязаны вокруг довольно таки незначительных событий. Новые персонажи совершенно не зажигают. События в общем то и так вялого сюжета описываются с тошнотворной подробностью. Если герой садится за стол то обязательно будет велеречиво указан материал и форма стола. Если герой произнес фразу, то будет обязательно подробно разжевано что именно подумали об этой фразе каждый из слушателей. Честно говоря возникло ощущение, что автор дисциплинированно подгоняет к сюжету рассказа объем достаточный для продажи его в виде романа.

И самое обидное. Нет в этом романе Вселенной Майлза. Совсем нет. Все действие умещается в трех зданиях на какой то планете, которую легко можно поместить в любое научнофанатастическое пространство/время.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман — прощание.

Конечно, это новая и интересная история, новые живые персонажи (ах, какой доктор!), новые философские проблемы и новая модель социума. Как ни странно, оказалось очень легко поверить в эти штабеля замороженных избирателей, в большую политику и большие интриги, чёрный рынок, на котором торгуют последней надеждой.

Но всё же это прощание. Наш герой уже взрослый солидный семьянин с кучей детей, и всё чаще на страницах романа он заглядывает в прошлое, а не в будущее. Воспоминания, печаль и горечь о навсегда утраченном, включая некоторые оставшиеся открытыми сюжетные линии прошлых книг. Время всё расставляет по местам, а для кого-то оно заканчивается.

Кто-то упоминал нереальность Джина, а по мне, нормальный такой невроз мальчика, у которого в одночасье отняли мать и дом, и всё, что он может — это строить свой маленький дом вокруг себя. Сестру он, конечно же, не любит, как это свойственно мальчикам-подросткам, — наоборот, нежная братская любовь всегда удивляла меня в книгах. У меня-то братья есть, и много, я точно знаю!

Как всегда, много красивых или поразительных сцен. Сцена оживления после заморозки просто прекрасна. Потрясающее описание человека, который не жив, не мёртв, не спит, не робот, ничего знакомого нам, — и в наших обезьяньих мозгах просто нет ничего, чем можно назвать это невероятное состояние, ведь мы все, по сути, всё ещё там, на дереве, что бы ни думали о своей культуре и цивилизации.

Авторские размышления во многом переданы в уста главного героя, и это выглядит верным ходом: он прожил уже не меньше половины жизни и ему есть, о чем подумать и о чём задуматься. Не случайно он обращается взглядом к корням, к своим предкам, которых никогда не знал и мало что о них слышал.

Конец закономерен, но всё равно поражает неожиданностью.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, чего мы все боялись каждую книгу...

Достойное завершение.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После «Дипломатической неприкосновенности» вещь откровенно порадовала. И убедительно выстроенный мир Кибо-Дайни. И макроэкономика, практически целиком выстроенная на страхе смерти. И чеканные, на уровне афоризмов, сентенции: «маленький грязный секрет демократии: то, что у тебя есть голос, еще не означает, что у тебя есть выбор». И обаятельный, ненавязчивый юмор... Ну и конечно, Майлз в своем репертуаре — только до кондрашки доводит не начальников (а их и нет, кроме Грегора), а подчиненных. Этакая «беззаконная комета» в мирном барраярском консульстве...

Чертовски убедителен Роик в роли бессменного помощника м'лорда. И просто очень хорош Джин со своими зверюшками — решен не в ключе оливер-твистовой мелодрамы, нормальный двенадцатилетка, увлеченный любимым делом и куда более цельный, чем большинсво окружающих взрослых. Да, некоторое смещение акцентов произошло: теперь куда занимательнее не то, что происходит непосредственно с Майлзом, а то, что происходит ВОКРУГ него. Сам он — вполне устоявшаяся личность, хотя, если судить по его собственным словам: «Что если мои дети обнаружат, что никакой я не взрослый? Они будут страшно разочарованы» — вот уж действительно, в каждой шутке есть доля шутки! Так что закончив изменять себя, лорд Форкосиган (не специально! оно само так получилось!) принялся менять окружающих (по своему образу и подобию?).

Поставил 8, поскольку «эталонная» вещь в цикле (10 баллов) для меня лично — «Память». ИМХО, чувствуется в романе определенная авторская усталость... Впрочем, кто его знает? Мистрис Лоис Макмастер Буджолд вполне способна еще удивить. Ну, по крайней мере, я очень на это надеюсь.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По моему скромному мнению, тема криооживления раскрыта в «Танце отражений», а квазияпонской космической культуры — в «Цетаганде», причем в каждом случае полностью. Номинации на Hugo и Locus с очевидностью вызваны самим фактом возвращения автора к заброшенному, казалось бы, циклу (cf. success stories с «Академией на краю гибели» (1983) и «Танцем с драконами» (2011) — одна из этих книг получила дубль Hugo-Locus, вторая, как пить дать, получит его тоже).

Давно пора было прокачать Майлза к полноценному графу. Смею надеяться, что цикл закончится примерно тем же, чем начинался в середине 1980-х — крупномасштабной потасовкой на Барраяре и Форкосиганом на посту ... императора. Хотя длить его можно практически как «Дюну».

И все-таки, что ни говорите, дамский роман от НФ тоже имеет право на существование.

Оценка: 4
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это неплохая книга — знакомые симпатичные герои, дело, которое они отстаивают, целиком правое. Вот только нет здесь того драйва, который был в прошлых книгах цикла, нет той жесткости и нет того майлзовского юмора, что был когда-то.

Книга именно что цикловая. Для тех, кто любит этот цикл и этих героев

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Майлз по-прежнему Майлз, барраярский цикл — по-прежнему барраярский цикл, но на фоне предыдущих книг Буджолд последнее приключение Форкосигана несколько проигрывает. Действие лишено размаха — почти что производственный роман про следователя (ладно, имперского аудитора), которому помогают пионеры (ладно, беспартийные детишки) в борьбе хорошего с лучшим. Качество повествования все равно очень добротно, любителям Буджолд рекомендуется к прочтению (а тем, кто незнаком с ее вселенной, знакомство лучше начать с более ранних книг, например, с «Ученика воина»). Тем не менее, для меня эта книга входит в десятку прочитанных с наибольшим интересом в ушедшем году (но во многом это за счет предшествовавших работ в цикле, да и концовка «Криоожога» дает надежду на более масштабное продолжение).

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лоис Макмастер Буджолд. «Криоожог». Лично для меня последняя книга Барраярского цикла оказалась неожиданностью. Казалось, история плавно и благополучно завершилась по всем литературным канонам. Майлз Форкосиган женился, остепенился, занялся серьёзными государственными делами (впрочем, он только такими и занимался).

Что ж, новая встреча с любимым героем всегда приятна. Однако… предчувствия были.

Во-первых, продолжения, особенно если они двухзначные по порядковому номеру, как правило, слабее первой десятки (иногда и первой тройки).

Во-вторых, в последнее время уважаемый автор стала довольно много писать в жанре фэнтези. Ничего не имею против данного жанра, хотя «Разделяющий нож» особо сильных эмоций не вызвал. Спокойная, предсказуемая и, я бы сказала, скучноватая история.

И вот – новая фантастическая книга. В центре сюжета — продление человеческой жизни. Собственно, фактического продления нет, создана лишь предпосылка: население планеты замораживают с целью разморозить в будущем, когда наука продвинется вперёд. Ничего сверхневероятного в техническом воплощении подобной идеи на мой взгляд нет, однако, помимо технических, всегда возникает масса иных сложностей. Вокруг одной из таких проблем – а именно, возможности извлечения политических дивидендов (и денежного дохода) от замороженных граждан – и разворачивается действие книги.

С интригой автор справилась вполне профессионально, правда, без особого накала страстей. Плохие люди нападали, пытались убить, сжечь, похитить, хорошие — защищались, придумывали хитрые ловушки для врага и в финале победили. Приятно, хотя и предсказуемо.

Однако, кроме интриги, всегда интересны действующие лица, а вот их выбор лично у меня вызвал недоумение.

Дело в том, что главными героями «Криоожога» оказались дети. Опять-таки, ничего не имею против детей – наоборот, нежно люблю. Более того, люблю хорошие книги о детях (1) и с удовольствием встречаю детские персонажи в обычных взрослых книгах (2). Однако эти два вида литературы, по моему убеждению, пишутся по разным правилам. Буджолд, как автор, имеет полное право сочинять в любой из двух категорий, однако не может обманывать читателя и менять категорию от книги к книге в одном цикле.

Цикл о Майлзе и его соратниках представляется мне историей для взрослых (2) – вполне себе остросюжетный боевик, где у героев наличествуют психологические и моральные проблемы.

И вдруг цикл переходит (перепрыгивает) в другую категорию (1), причём, в далеко не лучший, на мой взгляд, образец данной категории. На сцене появляются дети, несчастные сиротки с психологическими если не проблемами, то серьёзными особенностями. И сюжет начинает закручиваться вокруг этих детей, причём, как бы с детской точки зрения. Взрослые (практически все, кроме отъявленных злодеев) с головой уходят в детские проблемы. Ни один человек не отмахивается от детских вопросов, не сердится на детское упрямство, ничем не обижает детей – это ли не торжество политкорректности в грубом и жестоком мире алчности и наживы. Разумеется, никто и не сомневался, что Майлз и все, кто удостоился чести быть его соратником, станут правильно относиться к детям или животным (И намёка на крамольную мысль не было). Но ведь мы начинали читать а) боевик, б) хороший боевик, где люди и ситуации претендовали на реализм, а вовсе не рекламу того, как должен себя вести взрослый, общаясь с ребёнком.

Итог: «Криоожог» — продолжение великолепной саги — прочитан. Я ещё раз встретилась с любимым героем, узнала, что нового произошло в его жизни. История не разочаровала — но и не стала открытием. Другими словами, предчувствия не обманули.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буджолд, как всегда, радует меня своими творениями:appl:! Впрочем, как и многие длинные циклы, автор сбивается на обычную скучную цепь: берем прежнего героя и суем его в новое приключение. Да, никакой цикл не может быть вечным:sad:

Очень интересно было читать про то, как одурманенный наркотиками Майлз общался с насекомыми:super:. Его согласие привязать себя за ногу, как курицу, дабы, одурманенный наркотиком, он не упал с крыши — привычно вызвало уважение. Впрочем, в книге, как и в любой из этого цикла, мне нравится решительно все, кроме нижеперечисленного:

Все-таки, высшее образование изрядно мешает читать фантастику. Цитирую о миссис Сато: «... теплый стеганый халат, защищавший ее как от простуды, так и от любопытных глаз» — какая еще простуда, если она в стерильной комнате? А если комната и не совсем стерильна, спасибо детям, то она непременно заболеет, у миссис Сато нет иммунитета — и холод в ее случае не причем:dont:.

У Майлза аллергия на введенный ему наркотик — так почему он стал драться с неистовством берсерка, вместо того чтобы тихо рухнуть в анафилактическом шоке? Ни одна аллергическая реакция не выгладет так, как была безграмотно описана. Это не совсем общеизвестные вещи, но фантаст уровня Буджолд должен иногда хотя бы иногда консультироваться:weep:

Мне очень жаль прощаться с Майлзом Форкосиганом, самым необычным из супер-героев, но это неизбежно. Дальше будет только хуже. А пока — 9. раньше было 10:frown:

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх