fantlab ru

Фрэнк Герберт «Хроники Дюны»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
2210
Моя оценка:
-

подробнее

Хроники Дюны

Dune Chronicles

Цикл; цикл «Вселенная Дюны»

Аннотация:

Эта сага, в которой сплетаются различные аспекты политики, экономики, социологии, психоанализа, религиеведения, экологии и, конечно же, философии, получила заслуженное признание: любовь десятков миллионов читателей и множество самых престижных литературных премий мира. Смертельная ненависть и фанатичная преданность, слепая вера и сила разума, наука и мистика, жестокость и самопожертвование — все отражено в этой книге.

События происходят в далеком будущем, через 24 тысячелетия после того момента, когда вы читаете эти строки, в квазифеодальной мультигалактической Империи.

Прошло 10 тысяч лет после Бутлерианского Джихада, ужасной войны, в которой человечеству удалось свергнуть иго машинного разума. Компьютеры под строжайшим запретом. Фундаментом существования Империи является Великая Конвенция, регулирующая отношения между Императором, Лансраадом (вселенским парламентом, состоящим из представителей Великих Домов) и Космической Гильдией, обладающей монополией на межпланетные перевозки.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Интервью с Норманом Спинрадом о Фрэнке Герберте и цикле «Дюна».



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.63 (9052)
-
328 отз.
8.08 (3671)
-
81 отз.
7.93 (2919)
-
46 отз.
7.79 (2170)
-
52 отз.
7.54 (1647)
-
28 отз.
7.42 (1451)
-
31 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2023 // Творения (выбор публики) (+ экранизации)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Дюна. Вторая трилогия
2017 г.
Дети Дюны
2018 г.

Издания:

Дюна
1990 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна
1992 г.
Дюна. Мессия Дюны
1992 г.
Дюна. Том 10
1992 г.
Бог-император Дюны
1993 г.
Дюна
1993 г.
Еретики Дюны
1993 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1993 г.
Бог-Император Дюны
1994 г.
Вторые войны пустыни
1994 г.
Дюна
1994 г.
Мессия Дюны
1994 г.
Первые войны пустыни
1994 г.
Третьи войны пустыни
1994 г.
Дом глав родов Дюны
1995 г.
Еретики Дюны
1995 г.
Четвертые войны пустыни
1995 г.
Дюна
1999 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1999 г.
Бог - Император Дюны
2000 г.
Еретики Дюны
2000 г.
Капитул Дюны
2000 г.
Дюна
2003 г.
Дюна
2003 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Дюна
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна
2007 г.
Еретики Дюны
2007 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2011 г.
Дюна
2011 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Дюна. Первая трилогия
2014 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Дюна
2015 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2015 г.
Бог-Император Дюны
2015 г.
Еретики Дюны
2016 г.
Дюна
2016 г.
Капитул Дюны
2016 г.
Мессия Дюны
2016 г.
Дети Дюны
2016 г.
Мессия Дюны
2017 г.
Дюна: Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2017 г.
Дюна: Бог-император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2017 г.
Дюна
2018 г.
Мессия Дюны
2018 г.
Дюна
2020 г.
Дети Дюны
2020 г.
Дюна
2020 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2020 г.
Дюна
2020 г.
Дюна: Бог-император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2020 г.
Дюна: Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2020 г.
Дюна: Бог-Император Дюны
2020 г.
Дюна: Еретики Дюны
2020 г.
Дюна: Капитул Дюны
2021 г.
Дюна
2021 г.
Дюна
2022 г.
Бог-Император Дюны
2022 г.
Еретики Дюны
2023 г.
Дюна
2023 г.

Периодика:

Galaxy Science Fiction, July 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, August 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, September 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, October 1969
1969 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, November 1969
1969 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Хроники Дюны. Том 1
2021 г.
Хроники Дюны. Том 2
2021 г.
Хроники Дюны. Том 3
2021 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Дюна
2007 г.
Бог-Император Дюны
2021 г.
Дети Дюны
2021 г.
Дюна
2021 г.
Еретики Дюны
2021 г.
Мессия Дюны
2021 г.
Капитул Дюны
2022 г.

Издания на иностранных языках:

Dune
1965 г.
(английский)
Dune
1967 г.
(английский)
Dune Messiah
1969 г.
(английский)
Dune Messiah
1970 г.
(английский)
Dune Messiah
1975 г.
(английский)
Children of Dune
1976 г.
(английский)
The Best of Omni Science Fiction No. 2
1981 г.
(английский)
God Emperor of Dune
1981 г.
(английский)
Dune
1982 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #4: From Here to Forever
1982 г.
(английский)
Heretics of Dune
1984 г.
(английский)
Heretics of Dune
1984 г.
(английский)
Chapterhouse: Dune
1985 г.
(английский)
Heretics of Dune
1985 г.
(английский)
Chapterhouse: Dune
1985 г.
(английский)
Дюн I
1987 г.
(болгарский)
Дюн II
1989 г.
(болгарский)
Dune
1990 г.
(английский)
Dune
1999 г.
(английский)
Dune
2001 г.
(английский)
Children of Dune
2003 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2003 г.
(английский)
The Road to Science Fiction: Volume 4: From Here to Forever
2003 г.
(английский)
Chapter House Dune
2003 г.
(английский)
The Heretics of Dune
2003 г.
(английский)
Dune
2005 г.
(английский)
The Great Dune Trilogy
2005 г.
(английский)
Diuna
2007 г.
(польский)
Dune
2007 г.
(английский)
Dune
2011 г.
(английский)
Dune
2013 г.
(английский)
Дюна
2017 г.
(украинский)
Месія Дюни
2018 г.
(украинский)
Chapterhouse: Dune
2019 г.
(английский)
Children of Dune
2019 г.
(английский)
Dune Messiah
2019 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2019 г.
(английский)
Heretics of Dune
2019 г.
(английский)
Бог-Імператор Дюни
2020 г.
(украинский)
Діти Дюни
2020 г.
(украинский)
Єретики Дюни
2022 г.
(украинский)
Капітула Дюни
2022 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  39  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая эпопея, и это скорее отметка производимого ею впечатления, чем качества. На мой взгляд, довольно нелепо оценивать это произведение с точки зрения жанрового эскапизма: «фантастика», «фантастика с элементами фэнтези» – все это, как правило, попытка ограничить, оправдаться и снизить требования к качеству, уважающее себя творчество использует жанр как метод, жанр, в таком случае, всего лишь модус реализации творчества. Во многих отношениях «Хроники Дюны» (например в отношении драматическом) куда ближе к Шекспиру, чем к любой фантастике.

Про влияние Шекспира на «Хроники» довольно много написано: детали, элементы сюжета и т.п., хотелось бы подчеркнуть то, как Херберт развивает трагическое у Шекспира. Столкновение не со злом, не с каким-нибудь «мраком», а просто с судьбой, причем Херберт это очень ловко поворачивает, ведь у него почти все основные герои в разной степени могут видеть варианты развития будущего, то есть более или менее могут представлять свою судьбу и от этого становится все трагичнее – по сути, ни у Муад’Диба, ни у Лито II, нет врагов равных с ними, но проблема то не во врагах: в «Дюне» Муад’Диб взял и всех победил, но это и послужило началом больших бед, их проблема – выбор. Само собой, что Херберт куда однозначнее и проще: ну Гамлет мог посреди пламенеющей трагедии взять и начать прикалываться, но не герои Херберта, максимум, что они себе позволяют – это довольно мрачные шуточки. Но все-таки он работает с классической традицией, развивает ее и придает ей новые смыслы и оттенки и у него очень хорошо получается.

Херберт весьма жесток со своими читателями, по современным меркам так он просто чудовищный садист. Читатель уже привык и убаюкан тем как с ним сюсюкают – писатели все хорошенько объясняют, разжевывают, упрощают, сложнейшие проблемы и темы подаются в малюсеньких миленьких цветастых оберточках – и читатель чувствует себя умным, «начитанным», разбирающимся в психологии, истории, философии, биологии и черти знает чем. А Херберт не чешет читателю пятки, а создает художественный мир, приделывает минимальный словарь и иди разбирайся как хочешь. Вот разобравшись, тут и можно получить невероятное удовольствие.

И самое интересное: вообще-то язык Херберта довольно беден, слог весьма пафосен, стиль довольно неловок, что-то описывает он весьма блекло и банально, но именно этот стиль создает потрясающую, полумистическую атмосферу, именно этот стиль подходит к повествованию, и без него бы это была довольно закрученная, «умная», но второсортная книга. Для каждой части и для всей эпопеи в целом, конечно, особую роль в углублени мира и создании атмосферы играют эпиграфы – они создают настроение, они многое объясняют, но в них нужно вчитываться и разбираться, они создают картину мира и они же ее расцвечивают, читателю стоит соединять их в умозрительный текст и он будет неотъемлемой частью «Хроник Дюны». Именно своим стилем, очень тонко, Херберт соединяет мистические всплески и холодную рассудочность, в тех же эпиграфах особенно хорошо видно как четкая логика сплетена с напевными, полупоэтическими строками. Многочисленные внутренние монологи героев, особенно рассуждения Лито II в «Бог-Император Дюны», – это весьма изящные строки: аналитические, логичные и поэтические одновременно.

Весьма круто.

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько лет на моей книжной полке ждал своей очереди прочтения цикл Фрэнка Герберта «Хроники Дюны». Наконец-то нашел время и прочитал.

Первой мыслью после прочтения всего цикла сразу была: Зачем я терял на это время?

Ее тут же перебила следующая мысль: Все правильно, иначе ты бы не знал, что представляет собой это произведение.

После этого я познакомился с отзывами об этом цикле и понял, что в своем мнении я далеко не одинок. И решил тоже высказаться об этих хрониках.

В своем отзыве я выскажу мнение обо всем цикле, но об отдельных книгах будет сказано обязательно.

Первое чувство после прочтения – чувство глубокого разочарования. Разочарование от того, что смысл всего цикла состоит в борьбе за полное обладание наркотиком, которое позволяет навязывать свои правила распространения этой заразы. Весь мир сидит на наркотике. Наркотик везде – в еде, в питье, в воздухе. Без возможности употребления Пряности (так в книгах) мир рушится. Чем глубже погружаешься в наркотическое состояние, тем выше всех твое положение, твоя должность. А еще есть меланжа, употребив которую ты сразу видишь все прошлое и все будущее. Но, к сожалению, не можешь адекватно оценивать настоящее.

Летуны-навигаторы могут вас куда-то доставить, только приняв изрядную дозу наркоты. Представьте вы садитесь в такси, называете нужный вам адрес, а в ответ вместо традиционного «Покажешь как проехать, дарагой?» вдруг слышите: «Сейчас кокаинчику (героинчику, синтетики) заглотну и сразу пойму куда ехать». Я не хотел бы ехать в этом такси.

Второе чувство после прочтения – чувство удивления от того, что весь цикл как латиноамериканская мыльная опера: в трехстах сериях проходит одна неделя, а в одной серии десятки лет. Здесь чуть хуже – проходят сотни лет и даже тысячелетия.

И, наконец, третье чувство сложно описать одним словом: это и чувство возмущения, это и чувство некоторой растерянности, это и чувство опустошенности. Весь цикл «Хроники Дюны» – это гимн самому настоящему нацизму. Философия в этом мире одна – убей другого по праву сильного. Религия в этом мире одна – если не убил, то сделай рабом. Мировоззрение в этом мире одно – вокруг недоделанные уроды. Скрещивание людей проводится как опыты над мышами, крысами и тараканами. Гитлер со своей книгой «Моя борьба» отдыхает и нервно курит в сторонке. Читая романы, входящие в цикл, понимаешь, что кто-то сажает виноград, кто-то пашет землю, кто-то шьет, кто-то производит и, судя по всему, – это подопытные животные – кролики, белки, лягушки. Слово «народ» в прямом смысле в последней книге цикла упоминается всего лишь один раз, а слово «люди» в этом же смысле – аж целых три раза.

Более того, в последней книге цикла появляются новые действующие лица. Как вы думаете кто они? Правильно, евреи. И сразу же на страницах книги начинает мелькать интересное слово «холокост». Я думаю, что значения этого слова объяснять здесь не нужно.

Только первая книга заслуживает внимания с точки зрения фантастики. Она в корне отличается от всего остального в этом цикле. Еще нет параноидально-шизофренического наркотического бреда, только его задумки. Еще идет борьба за власть, где как всегда все средства хороши.

Отличаются проблесками незамутненного сознания наркотой смысла вторая и отчасти третья книги цикла. Но эти проблески все реже и реже. Уже проступает во всех диалогах наркотический бред, в котором может быть еще ощущаются крупицы разумного. Но только может быть…

Апофеоз гимна всему сказанному – это Бог-Император Дюны. В моем издании 511 страниц бессмыслицы, издевательства над всем: историей, религией, философией. Червь правит миром, галактикой, чуть ли не вселенной. А смысл заключается в двух фразах:

- Ты бог?

- Нет. Но называй меня Бог-Император.

Последним двум книгам цикла – Еретики Дюны и Капитул Дюны – я дал бы одно название: Наркошлюхи Дюны. Эти романы – наркотический бред, пронизанный только мыслями о насилии, об уничтожении всех вокруг себя (и не только противников), о стремлении к победе в трех с лишним сотнях позах и позициях удовлетворения.

Перед нами: Верховная мать, Первая мать, Преподобная мать, Великая Преподобная мать, Досточтимая матрона, Великая Досточтимая матрона и т.д. и т.п. Мысли у всех одни – как кого-нибудь убить и как с кем-нибудь скреститься. А рожать уже не от кого. Есть только Гхола (куда же им без клонирования). Бог-Император вообще развлекался тем, что для него изготовляли гхол, а он их уничтожал. А изготовляли их в специальных чанах. А потом этот гхол говорил: Это был мой отец…

В Капитуле Дюны сознание, попавшее в наркотический океан, уже извращается: гхолу возвращали память с помощью траханья под неусыпным наблюдением многих наркошлюх (прошу прощения, но именно траханья). Одна из наркошлюх ввела член во влагалище, и это чудо из чана сразу все вспомнил. А ведь даже бредом сивой кобылы не назовешь – за кобылу обидно.

И в заключение. В одном из отзывов на весь цикл «Вселенная Дюны» я прочитал, что Брайан Герберт и Кевин Андерсон намного хуже написали продолжение основного цикла и поэтому мы уже никогда не узнаем судьбу основных героев. Хочу успокоить данного автора отзыва и сказать, что мы и так бы никогда не смогли узнать, чем закончатся наркотические мучения последних героев Фрэнка Герберта, так этот процесс бесконечен с разными действующими лицами и гхолами, которых можно изготавливать пачками.

Да, кстати за этим наркотическим бредом не сразу становится ясно, что самой планеты Дюны уже давно нет. Она уничтожена то ли матерьми, то ли матронами, то ли обоими вместе.

И последнее. А ведь Фрэнк Герберт наметил этому нацистко-наркотическому бреду продолжение. Это два старичка, он и она – Дэниел и Марти, которым посвящены две последние страницы цикла. Они не боги…

Кстати Брайан Герберт назвал их Внешними Врагами.

Оценивать все это в цифровом виде невозможно, а словами будет не очень корректно.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые я прочел «Дюну» еще в подростковом возрасте. И хотя следующие книги цикла тогда не пошли, первый роман сумел поразить мое воображение. Оглядываясь назад, я понимаю, почему так случилось. Начало 90-х, зарубежная фантастика только-только появилась на нашем рынке. И на привычном мне с детства фоне советской фантастики, сформированном Булычевым, Беляевым и Стругацкими, вещи, вроде «Дюны», выглядели чем-то совершенно необычным. Все эти межзвездные империи и таинственные ордены отзывались в памяти образами Лукасовских фильмов и замечательными иллюстрациями к «Звездным королям» Гамильтона, опубликованным когда-то в «Технике-молодежи». Конечно, все это не могло оставить равнодушным подростка. Но вот более 20 лет спустя я неожиданно вспомнил, что еще несколько томов той эпопеи так и остались мною непрочитанными и решил вернуться к Вселенной Герберта, чтобы выяснить, чем же все там закончилось.

Разочарование. Вот главное ощущение от этой попытки второй раз войти в одну реку. И что особенно неприятно, даже первая книга уже не вызывает прежних восторгов. Вдруг начинаешь понимать: вот тут у автора не хватило фантазии, а здесь он откровенно схалтурил... Ох ты, а король-то — голый! Персонажи картонные, примитивно черно-белые: карикатурные злодеи Харконнены и воплощение всех добродетелей Атридесы. Никаких полутонов. Продуманный мир?.. В этом мире межзвездные перелеты возможны лишь благодаря спайсу, добываемому исключительно на Арракисе. Вопрос: а как же вы, господа, с Земли до Арракиса когда-то добрались, без спайса-то? Автор молчит. Ментаты. Когда-то мое любопытство было разожжено историей с Бутлерианским джихадом, этими недомолвками, случайными упоминаниями... что же там случилось, на чем же обожглось человечество?.. Герберт лишь слегка приоткрывает завесу тайны. И в романе появляются ментаты — люди-компьютеры, те, кто должен был заменить в обществе будущего системы взбунтовавшегося когда-то искусственного интеллекта. Почти всезнающие, способные с высокой вероятностью прогнозировать развитие событий, этакие гроссмейстеры, умеющие разглядеть мат в несколько десятков ходов на огромной доске. Наверное, было бы лучше, если бы Герберт окружил бы их большей таинственностью. Потому что стоит им появиться в романе в явном виде, как весь их ореол исчезает. Их образ, их суть, то, как они должны проявлять себя в придуманном мире, так толком и осталось непродуманным. Оказалось, что это обычные, мало чем выделяющиеся люди. По крайней мере, в романах Герберта никак особо их экстраординарные способности не проявляются. Более того, порой ментаты совершают какие-то потрясающее глупости, слабо коррелирующие с каким-то сверхинтеллектом. Скажем, Суфир Хават, начальник службы безопасности Атридесов. Когда-то он одобрил кандидатуру доктора Юэ как семейного врача дома Атридес. Чуть позже выяснится, что проверка, которую проводил ментат, не включала выяснение наличия родственников Юэ. Слушайте, да у нас на режимных предприятиях проверки серьезнее! И когда впоследствии Суфир выяснит, что жена Юэ была захвачена в плен Харконненами, он лишь флегматично заметит: «Ах вот, что с ней случилось...» и пойдет себе дальше. И это сверхбдительный получеловек-полукомпьютер, руководящий службой безопасности одного из Великих домов?.. Его визави, ментат Харконненов Питер не Врие, тоже фигура забавная. Герберт делает его автором дьявольского плана совращения доктора Юэ. Только фантастически изобретательный ментат мог изобрести подобное — так, вероятно, должны были подумать читатели, по мнению Герберта. В чем же заключался хитроумный план?? В том, чтобы шантажировать доктора угрозами его жене! Невероятная фантазия. И таких примеров довольно много, перечислять их все, наверное, не имеет большого смысла.

Что касается остальных книг цикла, то удивило меня в них прежде всего то, что Герберт, судя по одному из его интервью, задумывал их все одновременно, как единое целое. Это заявление выглядит очень странным, поскольку первая книга очень отличается от всех остальных. В ней гораздо больше экшена, и, к сожалению, это ее главное достоинство по сравнению с остальными частями (у которых нет и того). Об оставшихся пяти книгах можно сказать, что замах, вероятно, был на рубль, а удар вышел на копейку. И опять автор, на мой взгляд, грешит тем, что берется рассуждать о довольно сложных вещах, а в итоге все сводится к банальщине. Бог-Император, способный проникнуть взглядом на тысячелетия вперед, всерьез озабочен глобальной судьбой человечества. Ему открылась некая экзистенциальная угроза. Какая? В чем ее суть? Автор умалчивает. Он выкручивается, вкладывая в уста получервю-получеловеку какие-то пространные пророчества и квазифилософские сентенции. Понятно, что Лито II пытается что-то изменить в человечестве, исправить какую-то уязвимость, выстроить Золотую Тропу дальнейшего развития. Что это за Тропа? В чем был изъян человечества?.. Несколько книг написано, а ответов автор так и не придумал. И вообще, после прочтения всей эпопеи хочется спросить: «Что это вообще такое было? Зачем и почему?» В течении всего цикла мы видим деятельность таинственного ордена Бене Гессерит. И если, закрыв последнюю страницу шестой книги, мы вдруг спросим себя: «А что это был за орден? Чего в итоге добивались его члены?», вряд ли мы сможем внятно ответить. В перовом романе дамы грезят Квизац Хадерахом. Все остальные книги серии они делают все, чтобы больше такого человека не появилось. И это единственная внятно описанная цель Бене Гессерит. Тысячи лет Орден занимается евгеническими программами, но при этом сохраняет полный запрет на искусственное оплодотворение. Это как вообще?.. Ответ: Бутлерианский джихад. Но там же проблемы были с ИИ?.. А неважно, Бутлерианский джихад и все тут.

Точно так же в самом конце эпопеи вдруг понимаешь, то ощущение огромности человеческого космоса — все эти Великие Дома, Малые Дома, Лансраад, тысячи миров, все то, что незримыми глыбами присутствовало в первом романе, в итоге оказалось пшиком. Сколько Великих Домов во Вселенной Герберта?.. Десятки? Сотни?.. Может быть. Но за все описанные в эпопее тысячи лет Герберту для развития сюжета понадобились лишь три: Атридесы, Харконнены и Корино. Все. А где остальные? Зачем они все?.. Это то ружье, которое провисело на сцене, но так и не выстрелило. Вообще вся Вселенная оказалась какой-то маленькой, камерной. Все действие происходит на трех-четырех планетах. Мир статичен. Поступь технического прогресса практически остановилась. Как летали все на орнитоптерах в первом романе, так на тех же орнитоптерах и летают тысячелетия спустя, глоуглобы как освещали помещения, так и освещают... Впрочем, определенные изменения есть. Если в первых книгах автор тратит немало строк для того, чтобы объяснить, что спайс, несмотря на всю его невероятную востребованность, не может быть синтезирован или заменен чем-то еще (и это в межзвездной империи, строящей портативные источники силовых полей и антигравитации!) и на этом, в частности, строится сюжет, то ближе к концу эпопеи выясняется, что на самом деле это не совсем уж строгое правило. И при некотором знании биологии и экологии червей можно успешно разводить и на других планетах. И когда, наконец, объясняется, как это сделать, у меня, честно сказать, остается в голове лишь один вопрос: и это все??? И вот эту задачу не могли решить лучшие умы человечества на протяжении тысяч лет?? Ментаты, говорите, значит?.. Словом, мир Дюны при подробном изучении оказывается довольно картонным с многочисленными костылями, заботливо подставленными автором в нужных ему местах. Если бы Герберт создавал космическую оперу а-ля «Звездные короли» Гамильтона, то и вопросов бы никаких не возникало. Но выглядит все так, что изначально автор замахивался на нечто более значительное. Увы, значительного, на мой взгляд, не получилось. А получился космический боевик в феодальных декорациях.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых невероятных циклов в космической фантастике, особенно первые четыре книги. Замечательно описаны взаимодействие и противостояние сил различных веток развития человечества. Бене Джессерит со своей идей выращивания суперчеловека, Бене Тлейлаксу — боги генетики, в которых неясно, что осталось от человека в результате генететических экспериментов, Иксиане — гениальные механики, Гильдия — монополисты космических перевозок, герцоги и бароны — главы Домов, хозяева планет в вечной борьбе за власть, Император — первый, среди равных с сильнейшей армией сардукаров. Весь этот коктейль бурлит во вселенной, где произошло восстание машин (да здравствует, скайнет!) и любые проявления искусственного интеллекта запрещены и вместо компьютеров, для сбора и анализа данных используются специально обученные люди — ментаты. На фоне всего этого, как вишенка на торте — главная драгоценность Ойкумены, связующее звено всех сил и цель всех притязаний — Дюна. Единственная планета в известной вселенной, где есть «пряность», «спайс». Гигантская пустыня, в которую бороздят песчаные черви-исполины, защищая спайс.

И все вышеописанные силы, особенности, детали вы узнаете постепенно, буквально между строк основного повествования о Доме Атрейдесов. На них не делается акцент, это просто часть мира, который затягивает и не отпускает на всю жизнь. А еще книга написана в 1965 году!

Я прекрасно понимаю режиссеров, которые пытались экранизировать вселенную Дюны, и считаю что ни одному из них, так и не удалось передать все великолепие и продуманность вселенной. Да, посмотрев фильм или сериал, вы многое узнаете о вселенной Дюны и многое здорово реализовано, те же черви, орнитоптеры, космические корабли гильдии, синеглазые фримены (вольнаибы) и т.д. Но сколько моментов остается за кадром... Как показать процесс анализа внешне не связанных событий ментатом? Когда из мельчайших деталей делаются глубочайшие прогнозы и выводы. Как показать пустынную походку вольнаибов, когда каждый шаг маскируется под естественный шум пустыни, под шелест осыпающегося с дюн песка... Как показать всю подноготную диалогов, когда каждое слово взвешивается и анализируется... И эти «как» можно перечислять еще очень долго.

Да, возможно кому-то покажется тяжелым язык книги, может быть не понравится перевод, но дайте волю своему воображению, представьте этот фантастический мир, людей которые его населяют и вселенную вокруг — вы не пожалеете. Я до сих пор считаю, что это величайшее фантастическое произведение. Как Герберт умудрился вместить такой объем информации в одну книгу (а большая часть узнается из первой книги, потом вселенная Дюны расширяет не так сильно, с точки зрения новых подробностей, а не истории) я не понимаю. В общем, это тот цикл с которым стоит ознакомиться в обязательном порядке, как минимум с первой книгой, но конечно лучше прочитать его полностью.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бросил цикл на третьей книге. Не в обиду поклонникам, но это шизофренический бред. Первая книга вышла так себе, но вот остальные... Сложнейший стиль повествования. При прочтении предложения размером с абзац, я с трудом понимал смысл происходящего. Забывал что было в начале. И я не могу назвать себя тугодумом.

Вот объясните, чем этот мир эволюционировал в техническом плане на протяжении тысячелетий, происходящих в цикле? Чем мир и персонажи первой книги отличаются от последней? Ничем. Вот ответ. Ну есть один псевдофилософ — наркоман, который может видеть сквозь пространство и время. Моя позиция такова — так как ни один автор не может правдоподобно описать далекое будущее, то пожалуйста, не надо городить ерунду. За десять тысяч лет человек станет богоподобным существом, но не таким каким его описывает автор данного цикла, то есть ни чем не отличающимся от нас сегодняшних. Вспомните, как изменился мир за последние 200 лет. И каждый человек сам будет строить свою вселенную со своими законами физики.

Персонажи абсолютно не проработанные. Их мышление абсолютно нелогичное. Их действие абсолютно нелогичное. Мир абсолютно бредовый.

Итог: «Хроники Дюны» — как «Властелин Колец». Единственный плюс за то, что Герберт был одним из первых в жанре масштабной, космической фантастики.

Оценка: 3
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложный цикл. В первую очередь хочется отметить разницу между первыми и последними книгами. Если в первых четырех книгах основой является драма, то в двух заключительных – это глубокая философия (при этом, в романе «Бог-Император Дюны» совершен плавный переход).

Первые две книги считаю наиболее сильными, продуманными и в то же время более легкими к прочтению. Отдельно хочется отметить жизненный путь Пауля Атрейдеса. На мой взгляд, Герберту удалось очень легким языком рассказать одну из самых сложных человеческих жизней, к тому же она совсем не затянута, не нудна, не замусолена. Лично меня эта история глубоко задела, я искренно сопереживал главному герою, и считаю ее ничуть не хуже трагедии Чарли Гордона («Цветы для Элджернона»). Именно Пауль является связующим звеном для первых трех книг.

Выше я писал о плавном переходе в четвертой книге, и вот почему. Здесь главный герой не человек, а существо, которое без перерыва правит огромной империей на протяжении 35 столетий. За такой огромный срок оно смогло познать всю горечь одиночества, не понимания окружающих и в то же время приобрести колоссальный жизненный опыт, мудрость, накопленную за тысячелетия.

Два заключительных романа, по-моему, являются наиболее сложными и не однозначными для восприятия. Здесь автор занимается в основном философией, поэтому советую читать их в спокойной не отвлекающей обстановке.

Фрэнк Герберт создал удивительную вселенную огромных размеров, жаль, что большая часть сюжета происходит на одной планете. Мир Дюны пугает и завораживает одновременно. На самой мало пригодной для жизни планете добывается так необходимая всей вселенной пряность (ирония, ставшая реальностью). Отдельно хочу отметить червей, очень продуманные и неповторимые существа, созданные гениальной фантазией автора, заставляют задуматься и переосмыслить, что именно? А вы представьте себя в пустыне рядом со стометровым червем, в пасти которого бушует пламя.

Огромное спасибо Фрэнку Патрику Герберту за проделанный труд, который кроме как шедевром мировой литературы не назовешь.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вряд ли в истории фантастики можно найти цикл, сравнимый с гербертовской «Дюной», претерпевший за 20 лет написания свою, неповторимую эволюцию сюжета и заложенных в него идей. Начинаясь почти как космический боевик в собственно «Дюне», через драматизм «Мессии» и «Детей» — к трактату о власти «Бог-император» и философским и социальным «Еретикам» и «Капитулу». Вряд ли можно припомнить другой цикл, где действие охватывало бы не века — тысячелетия непрерывной истории одной семьи, одних персонажей, развития одной сюжетной линии.

Первый роман — всегда главный, определяющий сюжетную завязку. «Дюна» – атмосферна и завлекательна своей историей противостояния трех семей, загадкой жестокой планеты и ее обитателей. Рассказ о юности Муад Диба, личность которого определит развитие человечества в гербертовской Вселенной на многие века. Ответ на вопрос, почему же так получилось, что в общем то хороший мальчик Пол стал причиной неисчислимых бедствий на долгие времена, поданый в завлекательной обертке почти боевика с эпическими сражениями, бластерами и звездолетами.

Два последующий романа «Мессия Дюны» и «Дети Дюны» полны драматизма. История поражения Пола Муад Диба и его сестры Алии, рассказ о бесплодной попытке вырваться из пут предназначения и появлении новой надежды — детей Пола Ганимы и Лето. /Почти как в «Звездных войнах» — Новая Надежда/. Но вовсе не такой, как хотелось бы людям и требующей новых жертв на алтарь выживания.

И вот поворотный пункт цикла. «Бог-Император Дюны». Книга с минимальным развитием сюжета, самый конец истории земной жизни Лето — одинокого, пожертвовавшего всем ради цели, которую никто не понимает и несущего ношу, которую никто не может и не хочет разделить. Трактат об ответственности власти. Книга, наполненная диалогами и монологами, но не действием, определяющая логику всех остальных романов.

И далее — редкое явление, когда «Еретики Дюны» — уже пятый роман в цикле — оказывается самым занимательным по сюжету, насыщенности действием и персонажам. Именно здесь все задумки предыдущих книг находят свое воплощение, а действие вновь возвращается к живости первого романа. Вновь — космические сражения и многоходовые интриги, но и сложное философское и социальное насыщение никуда не уходит.

Последний роман «Капитул Дюны» — логическое завершение цикла. При этом оставляющее, как и положено хорошему философскому и социальному произведению, больше вопросов, чем ответов, возвращая к началу и запуская новый виток спирали Истории гербертовской Дюны.

Вот такой цикл. Притягательная история полной тайн и загадок Дюны. Бесплодных побед и отдающихся в веках горьких поражений. Или многочисленных жизней простого верного парня Дункана Айдахо — единственного персонажа, объединяющего все романы. Каждый может определить для себя сам. И в этом — одно из волшебных свойств «Дюны».

И одновременно, это — один из самых сложных для прочтения циклов. Не только из-за объема, но и массы акцентов, идей, нюансов, в разное время понимаемых по-разному. Сложный для понимания, поскольку у автора нет готовых ответов, а читатель должен до всего дойти сам. Многогранный мир, который можно открывать для себя заново, возвращаясь и перечитывая снова и снова.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга цикла читается очень легко, интересная история, красивый детализированный мир, запоминающиеся герои.

Вторая книга слабее, но еще неплохо заходит.

Третья и четвертая ничем не запоминающееся месиво бреда, разве что Лито 2 как-то отпечатывается в памяти.

Пятая более-менее бодрая.

Шестая — это апофеоз бреда и скуки, еле добил.

В общем советую прочитать первую книгу и бросать.

Все вышесказанное чисто субъективное мнение.

Оценка: 6
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитав цикл несколько раз, укрепился в выводе, что «Хроники Дюны» — это такое духовно-политически-экономически-экологическое учение, поданное автором в виде НФ. Вроде книг Кастанеды, только без ненужной мистификации и выдачи за откровение. Судите сами: на протяжении всего цикла автор рассуждает о ряде проблем в довольно разных (на первый взгляд) областях, начиная, например, с экологии — в «Дюне», всё больше внимания уделяя политике, религии и мистицизму.

«Бог-Император Дюны» — самый что ни есть социально-политологический трактат, вроде «Государя» Макиавелли, впору рекламировать с подзаголовком: «Как установить диктатуру и удерживать её 3500 лет». К тому же это — самая трудная для праздного читателя книга цикла, где мало экшена, но множество рассуждений и философствований.

Не лишены этого и две последние книги: «Еретики» и «Капитул» — методы управления Бене Гессерит представлены в нескольких диалогах как альтернатива демократии, проблемы которой также не обойдены вниманием. Вообще, дилогия «Еретики»-«Капитул» большей частью посвящена именно общественно-политическому устройству, поискам и проблемам воплощения оптимальной модели, известной как «Золотой путь». Хотя в последней дилогии хватает боевых сцен с участием сверхчеловека, которых не дождались читатели первой «Дюны», они, пожалуй, не так впечатляют, как спокойная самоуверенность прозревшего Муад-Диба.

На первом плане в цикле всё таки тема духовности, религии, мистицизма (но мистицизма рационального или перманентно рационализируемого. «Мы здесь, значит — ...»), пророчеств и наркотиков — в первую очередь вселенная «Дюны» — это вселенная спайса, видений будущего и прошлого, и, разумеется, настоящего, с его «планами внутри планов внутри планов»...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На самом деле идея изложенная в «Дюне» абсолютно не нова. Далее кратко предлагаю мою трактовку.

Ф.Херберт перенёс нас на планету Арракс (она же Дюна), которая точь-в-точь похожа на Ближний Восток (Персидский залив) — одинаковый климат, вместо фрименов – бедуины или туареги.

На планете добывают «специи» необходимые для навигации в космосе, ну это же очевидно намеки на добычу нефти (основа нашей цивилизации – транспорт, промышленность и т.д.). Там «специи» производят гигантские черви, в реальности гигантские нефтяные вышки добывают нефть.

В середине 20 века нефть в Персидском заливе добывали международные корпорации «Семь сестер», а после политики деколонизации 60-х возросла роль ОПЕК (организация созданная арабскими странами) которая отодвинула транснациональные корпорации от кормушки. В романе «Дюна» фримены – то есть местные (как арабы в своих странах) отодвинули от добычи пряностей (в нашем контексте нефти) императора (корпорации США) Харрконенов, Атрейдесов (корпорации Европы).

Дальше Пол/Муад'Диб становиться пророком который создает новую веру через войны, ну это параллель с созданием в 7 веке новой религии – исламом пророком Мухаммедом (неслучайно созвучно с именем Муад'Диб) посредством священной воны — Джихадом. Даже имя Пол (по нашему Павел) является прямой отсылке к христианскому проповеднику 1 века. Короче тут сплав из разных религии (эклектик оказался Херберт Ф.).

Параллелей очень много, сил не хватает их всех привести. Учитывая что роман Дюна был создан в 1965 году, хронологически он совпадает с процессами которые происходили на Ближнем Востоке в тот период.

Идея Дюны прямой плагиат с Ближнего Востока, от книги к книгам сюжет провисает (в конце цикла вообще пургу несет, читать невозможно). Честно не понимаю столь восторженных отзывов, моя оценка – 6, в основном за первые два романа, за остальные – 4

Оценка: 6
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Можно долго перечислять темы, затронутые в этом цикле: политика, экономика, социология, философия, психология, религия, экология, военное дело, наука, проблемы предвиденья и бессмертия, вмешательства в природу человека и многое-многое другое. Единственное, чего не хватает в этой всеобъемлющей работе, то это юмора. Цикл бы совсем не имел цены и был гораздо более удобоваримым, если бы был разбавлен юмором, но если где-то в нём и встречается что-то похожее на иронию, то она весьма своеобразна. Я запомнил только одну полноценную шутку из всего цикла, когда в первой «Дюне» герцог Атрейдес говорит, что способ добычи меланжи заключается в том, чтобы забрать как можно больше Пряности и как можно быстрее скрыться, что полностью соответствует мировоззрению Харконненов. В целом же цикл «Хроники Дюны» нельзя назвать лёгким и доступным для понимания чтением. Читая эти романы приходится продираться через обширные абзацы философии и психоделики.

В первую очередь бросается в глаза тот оригинальный факт, что в основном человеческая цивилизация вселенной Дюны происходит из культуры Ближнего Востока, а религии в этом мире наиболее близки исламу. Самой большой ценностью в мире Дюны является Гериатрическая Пряность — вещество от которого зависит жизнь всего человечества в Империи. Герои этих романов — люди со сверхъестественными способностями, вся жизнь многих из них будто бы вовсе лишена личных мотивов и подчинена интересам Империи, общества, человечества, будущего. Конечно, в этом мире есть и простые нормальные люди — дюнмастеры, пилоты орнитоптеров, фермеры, рабочие, солдаты — но они выступают только в качестве массовки.

О первом романе — «Дюна» — сложно сказать что-то новое и оригинальное. Он стал культовым явлением в жанре фантастики и вообще в мировой культуре.

«Мессия Дюны» — самый небольшой по объёму роман цикла (в сравнении с другими), является своего рода бонусом к первому роману и рассказывает об окончании времени правления императора Пауля Муад'Диба.

Роман «Дети Дюны» показался мне самым маловразумительным в серии. Он повествует о том, что стало с героями первой трилогии и о том, как Лето II стал тем, кем он стал.

«Бог-император Дюны» — безусловно не уступает первому роману, здесь Герберт снова оказывается на высоте. События этого романа происходят через 3500 лет после событий предыдущего романа.

Ещё через несколько тысяч лет происходят события двух следующих частей. В романе «Еретики Дюны» в сильно изменившейся вселенной Дюны появляются новые враждебные силы.

В последнем романе хроник — «Капитул Дюны» — частично разрешаются проблемы и конфликты предыдущей части, но новые обстоятельства подготавливают почву для новых грядущих событий. Возможно, Фрэнк Герберт планировал создать продолжение, но поскольку его нет, то на этом история заканчивается (если не считать апокрифические фанфики наследников Герберта), но, может быть, это и к лучшему...

Следует заметить, что несмотря на обилие сложной философии и своеобразную манеру изложения, автор не даёт сомневаться в реальности и правдоподобии созданного им мира. Читая эти монументальные книги, мы, словно участники событий, ощущаем дыхание горячего ветра Пустыни, запах меланжи (так похожий на корицу) и входим в транс при звуках семутной музыки.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Решив недавно в очередной раз перечитать цикл , обнаружил на корешке потертого черного томика серии «Мастера фантастики» и номером 10 (перевод Соколова) сделанную карандашом надпись с ценой и датой покупки . Прошло 20 лет лет со времени первого знакомства с первой книгой одного из самых выдающихся циклов (а возможно и самого) в научной фантастике .

Трудно написать отзыв на произведение и цикл ставший истинной классикой , про который уже написано столько , и разобранный буквально «по косточкам» , остаются лишь эмоции .

Перечитывая регулярно все равно каждый раз находишь в «Хрониках Дюны» что нибудь новое , они приоткрывают перед читателем новую грань . Это наверное связано и с общим взрослением , и со знакомством с другими произведениями других авторов , многие из которых углубляют , расширяют , или смотрят с другой точки зрения на вопросы и проблемы поднятые в «Хрониках Дюны»

Долг и честь , бремя власти и социум , экология и религия , развитие человека как вида и устройство Вселенной , евгеника и генетика , лингвистика и физика — кажется нет ни одной темы не рассмотренной или хотя бы затронутой в этом цикле , ставшим для научной фантастики тем чем стал «Властелин колец» для фэнтези . Произведением задающим высочайшую планку качества и определяющим развитие жанра на многие десятилетия вперед .

Некоторые поздние авторы рассмотрели отдельные вопросы поднятые в «Хрониках Дюны» глубже или дали на них более развернутые ответы , но пока никто не превзошел данный цикл по всеобъемлемости . И есть в этом цикле одна вещь к которой по моему мнению никто даже по по большому счету не приблизился . Это диалоги — такого напряжения , такого многообразия смыслов сказанного (и не сказанного) я не встречал больше нигде , а прочитано не мало .

Ну что тут еще можно сказать — шедевр на все времена

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, столь глубокую философскую, политическую и т.д. сагу следовало бы, наверное, оценить повыше, но... мне очень нравится первая книга серии, особенно первые ее главы, где обрисован уклад жизни людей, живущих в атмосфере жесточайшего политического интриганства (ну там особые методики обучения, тайные языки, проверки домов на ловушки и проч.), но чем дальше по ходу дела, тем скучнее. «Бога-императора Дюны» я, кажется, даже бросила, не дочитав до конца. Возможно, это утилитарный взгляд на фантастику, но я полагаю, что ее первая задача — развлекать, а уж во вторую очередь — проповедовать. Как раз с первым Герберт, при всем к нему уважении, не справляется. Или не считает нужным справляться. :)

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения всего оригинального цикла хочется только одного: прочесть его заново. до этого в жизни только один раз так глубоко затягивала вселенная какой-либо саги — это был «Властелин Колец». Герберт же затянул намного сильнее.

Этому, кроме самой вселенной Дюны и её персонажей, способствовало моё решение найти старые переводы сиквелов, после того, как еле продрался через новое издание «Детей». ну не мог же язык Герберта внезапно стать таким громоздким и неадекватным! порыскав по букинистам и на Озоне и заполучив сиквелы, изданные в 90х годах в переводе Биргера, был очень раздосадован, что его версию перестали печатать, отдав предпочтение косноязычным потугам Анваера.

Мой совет всем, кто хочет окунуться во вселенную Дюны, прост: бегите от «переводов» Анваера! ищите букинистические издания или качайте с Литреса, но, пожалуйста, читайте сиквелы Дюны в переводе Биргера. даже странное издание последней книги, названное «Дом Глав Родов», где чувствуется работа около 5 переводчиков, которые работали отдельно друг от друга и без согласования имён и названий (без редактора) — даже это издание не задевает своей несостоятельностью, как это делают новые издания сиквелов. по этой причине, если когда и соберусь читать продолжение, написанное сыном, буду искать англоязычный вариант.

Однако, возвращаясь к самим книгам. сложно сказать что-то новое, чего не было сказано более чем за полвека. конечно, жаль, что автор не успел полностью воплотить свой замысел, но то, что он создал, без сомнения, занимает одно из важнейших мест в фантастике, да и в литературе в целом. лично мне больше всего были близки философские элементы его произведений, рассуждения о политике, религиозном контроле, потенциале человечества и многие другие идеи, нашедшие в Хрониках своё воплощение. кто бы мог подумать, что поступок одного человека,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Леди Джессики, движимой любовью к своему герцогу

сможет предопределить судьбу человеческой вселенной на несколько тысячелетий вперёд. именно так и воспринимается мной теперь 1я книга: прочнейший фундамент для последующих непредсказуемых сюжетов, духовных исканий и создания оригинальнейшей вселенной в научной фантастике.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смысл -есть. Мир- продуман. Прочитал , с огромным трудом, первую трилогию. На вторую меня не хватит. ООООчень тоскливо, куча размышлений об одном и том же. Судя по оценкам этот цикл либо очень нравиться, либо совсем нет. Было интересно читать места, где присутствовал Барон Харконен, но этих моментов кот наплакал.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх