fantlab ru

Николай Гоголь «Мёртвые души. Том второй»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.94
Оценок:
456
Моя оценка:
-

подробнее

Мёртвые души. Том второй

Роман, год (не закончено); роман-эпопея «Мёртвые души»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

В июне 1845 Гоголь сжигает первоначальную редакцию второго тома «Мертвых душ», В 1849 он читает у Смирновой, Шевырева, Аксаковых главы второго тома «Мертвых душ», в июле — начале августа 1851 Гоголь читал Шевыреву под большим секретом новые главы второго тома «Мертвых душ». 26 января 1852 последовала кончина Е. М. Хомяковой (жены А. С. Хомякова и сестры Языкова), которая произвела на Гоголя глубокое впечатление. 7 февраля 1852 он едет в свою бывшую приходскую церковь, исповедуется и причащается Святых Христовых Тайн. В ночь с 11 на 12 февраля сжигает рукописи второго тома «Мертвых душ» (черновые наброски отдельных глав этого тома, вместе с рукописями «Размышлений о Божественной Литургии», были обнаружены после смерти писателя в его бумагах). 18 февраля 1852 Гоголь соборовался и еще раз приобщался Святых Тайн. Кончина писателя последовала 21 февраля 1852, около 8 утра.

Вскоре после похорон Гоголя все находившиеся в квартире его бумаги, все до последнего листка, были переданы графом А. П. Толстым — С. П. Шевыреву. Шевырев занимался в Москве разбором бумаг покойного Гоголя. В числе их оказалось несколько оконченных глав второго тома «Мертвых душ» и несколько отрывков из второй, а может быть даже и третьей части. Рукописи эти, очевидно, были черновые, с таким множеством помарок, что разобрать их было делом весьма трудным. Шевырев, которому Гоголь успел прочесть почти весь второй том, мог один только, по памяти, восстановить текст, ближе всего подходивший к той редакции, которая была сожжена. При содействии племянника покойного Гоголя, г. Трушковского, труд этот был кончен весною 1853 года.

Примечание:

Поздняя редакция, также существует ранняя редакция, датированная 1842 годом.


Входит в:

— антологию «Современная хрестоматия для школьников 8-9 лет», 1999 г.  >  Часть 2  >  роман-эпопею «Мёртвые души»

— антологию «Цветы лета», 1971 г.



Похождения Чичикова, или Мертвые души
1842 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души
1846 г.
Похождения Чичикова или Мертвые души (в двух томах)
1855 г.
Николай Гоголь. Полное собрание сочинений в четырех томах. В двух книгах
1873 г.
Сочинения Николая Гоголя в пяти томах. Том 4
1893 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4
1894 г.
Сочинения в пяти томах. Том 4
1896 г.
Сочинения Н. В. Гоголя в пяти томах. Том 4
1898 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1899 г.
Полное собрание сочинений в четырех томах
1900 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души
1900 г.
Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 5-7
1900 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души.
1901 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в пяти томах
1902 г.
Иллюстрированное собрание сочинений в трех томах
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1902 г.
Сочинения Н. В. Гоголя. Полное собрание в одном томе
1907 г.
Похождения Чичикова, или Мертвые души
1908 г.
Похождения Чичикова или мертвые души
1909 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1911 г.
Иллюстрированное полное собрание сочинений в 8 томах. Том 6. Мертвые души. Т. 2
1913 г.
Сочинения. В двух томах
1914 г.
Мертвые души
1937 г.
Мертвые души
1947 г.
Мертвые души
1948 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1949 г.
Том 7. Мертвые души II
1951 г.
Мертвые души
1952 г.
Мертвые души
1953 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1953 г.
Мертвые души
1956 г.
Мертвые души
1957 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1959 г.
Н. В. Гоголь. Сочинения в двух томах. Том 2. Драматические произведения. «Мёртвые души»
1959 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1962 г.
Мертвые души
1964 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1965 г.
Н.В. Гоголь. Том 2
1965 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 5
1967 г.
Цветы лета
1968 г.
Мертвые души
1968 г.
Мертвые души
1968 г.
Мертвые души
1968 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 3
1968 г.
Мертвые души
1969 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1969 г.
Мертвые души
1972 г.
Мертвые души
1973 г.
Мертвые души
1974 г.
Мёртвые души
1975 г.
Мертвые души
1975 г.
Повести. Пьесы. Мертвые души
1975 г.
Мертвые души
1977 г.
Ревизор. Мертвые души
1977 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 5
1978 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1979 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1980 г.
Ревизор. Мертвые души
1980 г.
Мертвые души
1981 г.
Мертвые души
1982 г.
Мертвые души
1983 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1984 г.
Избранные сочинения. Том второй
1984 г.
Мертвые души
1984 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1984 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1985 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 5
1985 г.
Мертвые души
1988 г.
Мертвые души
1994 г.
Мертвые души
1994 г.
Том пятый. Мертвые души: Поэма
1994 г.
Сочинения в двух томах. Том 2
1996 г.
Собрание сочинений в 4 томах. Том 3
1999 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 6. Мертвые души. Том 2
1999 г.
Мертвые души
2001 г.
Мертвые души. В 2 томах
2002 г.
Мертвые души
2003 г.
Мертвые души
2004 г.
Мертвые души
2004 г.
Мёртвые души
2005 г.
Мертвые души
2006 г.
История моей души. Книга вторая. Мертвые души. Драматические произведения
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2007 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души. 9-10 классы
2008 г.
Мертвые души. В 2 томах
2008 г.
Мертвые души. В двух томах
2008 г.
Мертвые души. Женитьба. Ревизор
2008 г.
Собрание сочинений
2008 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души
2009 г.
Мертвые души (подарочное издание)
2009 г.
Мертвые души (эксклюзивное подарочное издание)
2009 г.
Мертвые души (эксклюзивное подарочное издание)
2009 г.
Мертвые души. Избранное.
2009 г.
Мертвые души. Том 2. Варианты
2009 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души
2010 г.
Мертвые души. Выбранные места из переписки с друзьями
2010 г.
Мертвые души. Повести. Пьесы
2010 г.
Мертвые души. Ревизор. Женитьба
2010 г.
Том 2. Мертвые души и другие повести, комедии и драмы для любезного читателя
2010 г.
Мертвые души
2011 г.
Мертвые души
2011 г.
Мертвые души
2011 г.
Похождение Чичикова, или Мертвые душа
2012 г.
Мертвые души
2012 г.
Мертвые души
2013 г.
Мертвые души
2013 г.
Мертвые души
2014 г.
Мертвые души
2016 г.
Мертвые души
2016 г.
Мертвые души
2017 г.
Мёртвые души
2017 г.
Мертвые души
2017 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2018 г.
Мертвые души
2019 г.
Мертвые души. Ревизор. Проза
2019 г.
Мертвые души
2019 г.
Мертвые души
2020 г.
Мертвые души
2020 г.
Мертвые души
2021 г.
Мертвые души
2021 г.
Мертвые души
2023 г.
Мёртвые души
2023 г.

Аудиокниги:

Мёртвые души
2000 г.
Мертвые души
2004 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2005 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2005 г.
Мертвые души
2008 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3 на 2 CD). Подарочное издание.
2009 г.
Мертвые души (аудиокнига MP3)
2009 г.

Издания на иностранных языках:

Les Ames mortes
2007 г.
(французский)
Повісті
2007 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Публикация второго тома «Мертвых душ» включает в себя два фрагмента: первые четыре главы (пусть и с пропусками, но вполне связные — порядка 90 страниц текста) и одну из последних глав романа (30 страниц с хвостиком). Вся беда в том, что это фрагменты из разных редакций произведения и они как-то не очень соответствуют друг другу — ни по сюжетным линиям, ни по образу главного героя. Конечно Чичиков прохиндей ещё тот, но и из первого тома, и из начальных глав второго видно, что он ни по образу мыслей, ни по уму (а он ведь бесспорно умён) не способен на такую грубую авантюру, как подлог завещания.

Что касается текста первых четырёх глав второго тома — они написаны вполне в духе первого романа: прекрасный слог, любопытные психологические портреты, увлекательное повествование. Но, увы, в них совсем уже нет того великолепного юмора, которым так и искрился исходный роман. Да и сатиры стало в разы меньше. Хотя читать всё равно очень и очень интересно. Как жаль, что книга оказалась прерванной практически на полуслове...:(.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вначале о якобы сгоревшей рукописи. Большинство лаборантов похоже не поняли, что никакого Второго тома Гоголь не сжигал. Только новые редакции сохранившихся глав. Он его НЕ СМОГ НАПИСАТЬ! А потому заморил себя голодом, так как не видел смысла в дальнейшем существовании.

Но осталось его гениальное завещание — те самые сохранившиеся главы. Я их увидел как вполне законченное произведение. И объясню почему.

При чтении первых глав я смеялся и радовался. Это же наш Гоголь! Гениальное перо и гениальная суть — смех сквозь невидимые миру слезы. Такой глубокий чувственный уровень, интуитивное прозрение основ мироздания, какого не было ни до ни после, каковое и делало его уникальным гением. Были другие гении, с другим вИдением, но гоголевская гениальность и под конец жизни никуда не делась.

Тентетников, Бертищев, Петух — не менее эпичные герои, чем Манилов и Коробочка. Их духовные дети и внуки займут свое достойное место на страницах Тургенева, Гончарова ,Достоевского. Сам Чичиков ,поистрепавшийся и победневший, все столь же востер, целеустремлен, ловок и протеичен. Настоящий Остап Бендер 19 века! Ильф и Петров явно у Гоголя подглядели образ своего Великого махинатора.

А с третьей главы — беда! Искусственно, но не особо искусно сконструированный Костанжогло, неразвитый полноценно, но весьма любопытный карикатурный западник Кочкарев, картонный Василий Платонов. Очень правда хорош вышел распустеха-бонвиван Хлобуев, но ему маловато было внимание уделено. Лучше меньше страниц пустопорожними декларациями Костанжогло было бы исписано, право. Тут я приуныл — неужто С.Т. Аксаков оказался прав и самозваный проповедник сожрал великого художника?!

Но все опасения отметает последняя сохранившаяся глава. Подлинная кода Гоголя-поэта. Да, тут тоже хватает деклараций и выдуманного омерзительно-лживого откупщика(!) Муразова многовато. (Тут Гоголю даже художническое чутье изменяет. Он обвиняет своих героев в восхищении этим миллионщиком и тут же сам им восхищается). Но много и гениальной поэзии русского слова. Невероятный накал драматизма и остросюжетности. В тридцати страницах этих уже содержится весь Достоевский «великого пятикнижия».

Это и ода Чичикову. Он тут качается на крутейших социальных и психологических качелях. И все же ,в отличие от того же Бендера, уходит в литературное бессмертие несломленным. Он дал слабину, но освободившись из острога, покидает город полный планов с верной шкатулкой и купчими на мертвые души. Поедем, барин! — весело и задорно восклицает Селифан. И они отправляются на встречу новым приключениям.

Но главный итог — это, конечно, последние страницы и речь князя. Что он такое несет! «Я буду вашим карающим мечом, и я буду карать!» Пусть пострадает множество невинных, но правосудие требует! Обещает всем военно-полевой суд. (Я чёт не понял за поношение товарища Сталина и слезы над Колымскими рассказами наших литературоведов-либералов). Князь вполне трезво описывает текущую ситуацию Российской империи эпохи Николая Палкина как полное разложение самих основ государства (скорая Крымская война это подтвердит.) Ему никто не пытается возразить — возразить нечего. «И мы едва...» — последние слова книги.

И лучшей концовки для книги нельзя было и придумать! Потому что тут и становится понятной трагедия Гоголя! Не сил ему не хватило, не таланта у гения мало оказалось. Его ЦЕЛИ изначально были неправильными и неправедными. Он пытался спасти помещиков-паразитов, бессмысленно заедающих чужой век. По христианским-то заповедям спасать нужно было пытаться простой православный народ, народ-труженик, замордованный пятисотлетним рабством. Вот за это неправедное усилие Гоголь и поплатился творческим тупиком, а потом и жизнью. После него пришли другие люди. Они отвергли псевдоправославный обскурантизм Гоголя и сказали: спасать нужно живые души! Униженный и оскорбленный народ империи. Это были революционные демократы. И после долгой и жестокой борьбы у них получилось освободить народ от ига «мертвых душ». (Правда, на время. Теперь задача сделать это навсегда).

Но гениальный художник, критический реалист Гоголь навсегда остался с нами. Его горькие прозрения и глубочайшие открытия до сих пор «помогают нам открывать нас самих», как очень точно отметил Тургенев. Жестокий, но справедливый приговор «мертвым душам» навсегда останется в силе. Во всяком случае пока существует великий русский народ и его великий язык.

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Второй том, как известно, был уничтожен автором, поэтому судить о нем приходится по сохранившимся наброскам и фрагментам. Поэтому рецензию придется разбить на две части.

1. То, что осталось.

Сначала кажется, что эти отрывки несколько уступают первому тому – уж слишком затянуты некоторые моменты, пейзаж окрестностей поместья Тентетникова, его же, Тентетникова, биография. Но на самом деле, скорее всего, эти черновики ожидала жесткая правка с вычеркиванием, так как в дальнейшем становится ясно – Гоголь совсем не исписался, нет. Он по-прежнему создает четкие и оригинальные художественные образы – вспомнить хотя бы эпизод в гостях у Петра Петровича Петуха, бредовое «государство» Кошкарева. Да хотя бы «фрак брусничного цвета с искрой» — так и врезался в память, а ведь это лишь деталь. Нет, вот что обидно – сгорел Гоголь на пике своих возможностей.

Единственное, что действительно сильно покоробило – это… положительные персонажи. А именно – Костанжогло. Есть в нем что-то дико искусственное, неживое. Нет, его предприимчивость и рационализм очень похвальны, но все же слишком декларативны, показательны. Вдобавок какое-то неприятное ощущение вызывает его спартанский быт. Похвальна воздержанность в еде и спокойное отношение к своей внешности, но отрицать полезность искусства и образования – это уже слишком. По мне, так безразличие человека к красоте – это и есть один и из признаков «мертвой души».

2. Что было и не будет никогда.

Несмотря на огромное количество идей, относительно развития сюжета «Мертвых душ», работа над ними привела писателя к страшному личностному кризису. В чем же причина провала? Ведь автор обдумывал этот замысел годами, считал его величайшим делом своей жизни. И, как я уже говорил, по черновикам видно, что Гоголь находился на пике творческой формы. В письмах он неоднократно упоминал огромные объемы проделанной работы.

На мой взгляд, дело в изначально недостижимой цели. Гоголь задумал отыскать универсальный рецепт оживления «мертвой души», духовного и нравственного возрождения. Практически, его задачей стало показывать путь той самой птице-тройке, символизирующей Русь. Даже для гения это чрезмерная задача – решить такую общенациональную и общечеловеческую проблему. Отчасти источник такой амбициозности – чрезмерное увлечения автора религией, принимавшее к тому времени болезненную форму. Гоголь, с одной стороны, хотел стать подвижником, проповедником, спасителем душ – но так и не нашел рецепта этого спасения, запугав сам себя призраками Страшного Суда. Как человек искусства, он все же не мог допустить фальши, не мог пойти против правдивого изображения действительности. А это было бы неизбежно при «воскрешении» Чичикова – уж слишком колоритным, последовательным и законченным негодяем он получился. Если человек всю жизнь свою, с детства основывался на лжи и хитрости – возможны ли для него такие сильные перемены? Если внимательно присмотреться к биографии Чичикова, становится понятно, что он уже пережил достаточно потрясений и провалов, которые совершенно не повлияли на него, заставив только быть осторожнее. Сомневаюсь, что его можно было бы напугать призраком каторги или тюремного заключения – слишком часто у него получалось избежать расплаты.

Одной простой и страшной мысли пытался избежать автор. Да, очевидно, путь духовного спасения открыт для всех. Но злая и страшная ирония реальной жизни в том, что есть люди, которые не пойдут по пути чести и добра не только через узкую калитку из евангельской проповеди, но даже если перед ними будут широкие ворота. Что уж говорить о человеческом обществе, где преступным путем всегда было проще добиться, пусть и кратковременного, благополучия. Необходим рецепт преобразования общества целиком – и вот здесь и скрывалась вторая опасность. Потому, что такого универсального рецепта просто не может существовать. Тем более что все попытки его отыскать, как показывает история, оканчивались сокрушительным фиаско. А уж рецепт, к которому склонялся Гоголь – диктат религии + предельный рационализм = прямой путь к тоталитарной теократии. Что было, мягко говоря, уже несовременно.

Нет, все это не умаляет величия Николая Васильевича Гоголя. Просто есть задачи, с которыми не может справиться даже гениальный писатель, не погрешив против истины. Не случайно антиутопии всегда популярнее утопий – разумнее и полезнее предостерегать от тысячи неверных путей, нежели из-за непомерной гордыни своей пытаться указать единственно правильный. Гоголь прекрасно умел разоблачать и бичевать пороки, вытряхивая мертвые души из лохмотьев, из дорогих нарядов, из пышных поместий, из набитых гостиных, из пустых деревень; из шкур бывалых взяточников и молодых аферистов; из столичной спеси и провинциальной дремучести. И показывать эту нечисть жалкой и бессильной, словно черта, одураченного кузнецом. Он, словно экзорцист, преследовал этих бесов, которых в молодости искал в мифах и легендах, а потом нашел – в человеческих душах, в уродливой искаженности общественного бытия. К сожалению, он слишком увлекся призраком окончательной победы, замахнувшись на то, чего не удалось сделать пророкам древности. И мелкий бес Чичиков забрал одну живую душу в придачу к мертвым – душу своего творца. Правда, далась она ему очень высокой ценой.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу сказать сразу – люди, которые решили не читать «Мёртвые души. Том 2» только по причине его незаконченности (читайте — из-за предрассудков), многое потеряли. Конечно, второй том – это нечто восстановленное по черновикам, однако черновики черновикам рознь. Кристофер Толкин всё ещё публикует «черновики» отца, коих десятки. И получается-то очень здорово («Смерть Артура», «Дети Хурина», «Неоконченные предания Нуменора» или «Легенда о Сигурде и Гудрун»). Поэтому и второй том «Мёртвых душ» имеет право на существование, тем более что он вполне себе достойный по качеству (именно связность текста подразумевается под «качеством» в данном случае). Но хватит об этом, перейду непосредственно к книге.

Произведение начинается далеко не сразу после действий первого романа. Проходит какое-то время, скорее всего в районе 2-5 лет. Чичиков появляется не сразу, мне даже показалось, что он будет второстепенным героем, но нет.

Своему стилю Гоголь остался верен. Присутствуют старинные слова, нашлось место рассуждениям о России и о многом другом. Осталась та же сатира, осталась хорошая проработка персонажей. Тентетников – почти Обломов, но с учетом, что он не главный герой, то получилось очень даже. Генерал Бетрищев – тоже интересный и яркий. Петух и вовсе порадовал своей своеобразностью!

Теперь немного о незаконченности, чтобы прояснить всё более детально. Где-то до середины второй том выглядит полноценно и уверенно. Вторая глава достаточно короткая, но пояснение после неё дает понять о том, что Гоголь хотел в неё добавить. А вот после половины… Что ж, после половины произведение, к сожалению, проседает. Появляются многочисленные пробелы, часто это пробелы заполнены очень короткими, малоинформативными сносками. Финал же и вовсе остается открытым. Увы, но очень многое, судя по всему, Гоголь хотел сделать в третьем, заключительном томе.

Заключение: хорошая вещь, читать её очень рекомендую, если вам понравился том первый.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пока читал сохранившиеся от второго тома обрывки, регулярно приходила мысль про фразу Булгакова, ставшую крылатой и столь понравившуюся многим — хотя бы если судить по отзывах на Мастера и Маргариту на Фантлабе. Я имею в виду утверждение Воланда, что рукописи не горят. Горят и еще как горят, чему и есть свидетельством данное произведение.

Если же вернуться к Гоголю, то у автора был грандиозный замысел, который, к сожалению, потерпел фиаско. Я думаю причина в том, что была поставлена непосильная задача. И дело не в том, что у него не хватило таланта или мастерства, думаю, и того и другого у автора было с избытком. Просто сделать с низких подленьких людишек честных, открытых и добрых людей непосильно, наверно, никому, кроме Бога и религии (не зря автор в конце романа пробовал приобщится и к этой теме через посредничество Муразова). Мы можем видеть насколько яркими и реальными у автора получались помещики, чиновники, одним словом — мертвые души. С ними не было проблем, они реальны и мы их можем лицезреть каждый день вокруг нас, потому и вопросов с их реальностью и органичностью не возникает. Но стоило только автору попробовать изобразить идеального помещика и доброго богача, как сразу этот образ, несмотря на яркость, начинает отрываться от реальности и выглядеть надуманным и неубедительным. Вся проблема в том, что вокруг нас сколько угодно Чичиковых, Ноздревых, Коробочек..., но вот отыскать Костанжогло или Муразовых оказывается очень сложным, у всякого находится какой скелет в шкафу, а то и небольшое кладбище. Если по сохранившихся отрывкам это видим мы, читатели, то это должно было быть видно и автору, чей талант несомненен. И видя, что все его попытки воскрешения «мертвых душ» неизбежно переходят в утопию, автор впал в душевный кризис и уничтожил рукописи. Видать Гоголь был большим человеколюбом и не смог до конца примирится с таковой человеческой реальностью.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная идея — подарить духовное возрождение своим убогим, сирым, душевно мелким героям; идея не менее замечательная, чем факт уничтожения рукописи. Она одна показывает уже, что Гоголь действительно любил людей. Однако чтобы её осуществить, Гоголю потребовалось бы гораздо больше духовных сил, чем у него было. Для этого ему нужно было бы быть Учителем, а Учителем он не был, при всей своей гениальности.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что можно сказать кроме банального «Очень жаль». Жаль ,что автор распорядился своим трудом именно так, жаль , что мы не имеем возможности оценить продолжение романа по достоинству. Возможно автор имел на это основания...

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

То немногое, что удалось сохранить, не менее интересно чем первый том «Мертвых душ». Что-то во всем этом есть мистическое: первый (Ад) — удался, второй (Чистилище) — прошел своеобразное «очищение» огнем, а ведь рукописи могли уйти безвозвратно, третьему не дано было увидеть свет, да и могла ли идти речь о Рае в те смутные времена.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Причины сожжения понятны — если бы Гоголь дошел до 3 части, то это была бы новая Бождественная комедия, с воскрешением мертвых душ. Они стали бы живыми. Но для этого типические лица 1 части должны были бы измениться — сами, без мистики. Гоголь и попытался это написать. Но увы... Жизнь-то сильнее. В жизни они не изменились бы, да и не изменились. Все, как говорится, изменила революция.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как жаль, что рукописи горят! Кажется, в мировой литературе — это самое известное уничтоженное произведение... :frown:

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рукописи представляют ценность только как артефакт, написанный рукой гоголя. Только и всего .Посмотрите правде в глаза — он сжег первоначальную редакцию Душ, потому что она была слабее, чем первые мертвые души. Намного слабее. Ведь даже уже у первых в конце бедлам начал твориться

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал отрывки из романа, куски некоторых главок. Мне кажется, что даже стиль изменился. Чичиков заметно постарел, он уже не рвётся к скупке «мертвых душ», он просто устал...

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал то что удалось спасти, но конкретно что-то сказать думаю очень сложно... Но думаю в любом случае книга получилась бы не менее интересной, чем первая... Жаль в общем, что тут еще скажешь?...:weep:

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну зачем сжег Гоголь второй том, как хочется, чтобы знаменитая фраза Булгакова « Рукописи не горят» оказалась правдой, и мы смогли бы прочитать это без сомнения великое произведение, а так остается читать только отрывки.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх