fantlab ru

Олег Дивов «Объекты в зеркале заднего вида»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
328
Моя оценка:
-

подробнее

Объекты в зеркале заднего вида

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 42
Аннотация:

Если долго сидеть на берегу реки, однажды увидишь труп своего врага. Если долго стоять на конвейере, собирая автомобили, рано или поздно ты увидишь, как мимо плывут трупы твоих друзей. В прекрасном новом мире, где каждый сам за себя и место под солнцем можно добыть только бесчестьем, четверым молодым людям предстоит выбрать свой путь. Ложь, предательство, стукачество, подлость – иной дороги к успеху нет. Попробуй, не пожалеешь. Но если дружба и совесть дороже карьеры, ты найдешь другой выход. И когда в благополучном городе посреди благополучной страны шарахнет социальный взрыв, ты легко выберешь верную сторону. Все было ясно с самого начала, просто ты этого раньше не понимал. А в момент смертельного риска наконец-то заметил: объекты в зеркале заднего вида ближе, чем кажутся.

Награды и премии:


лауреат
РосКон, 2014 // Премия «Час быка»

Номинации на премии:


номинант
РосКон, 2014 // Роман

номинант
Филигрань, 2014 // Большая Филигрань

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Объекты в зеркале заднего вида
2013 г.
Город счастливых роботов
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не стану играть ни в какие игры и пытаться трактовать роман. Напишу про то, как я его воспринял, потому что именно это и определяет, понравилось мне или нет. Можно сколько угодно мозгом понимать сложные нагромождения смыслов (или выдумывать их), но сердцем так и не принять.

Воспринял я его как производственный роман об отношениях внутри большого коллектива, а также об отношениях внутри небольшой компании друзей, у каждого из которых, оказывается, есть скелет в шкафу. Никакого фантастического элемента тут нет, даже «мягкого». Работяги работают работу, а руководящий персонал всех мастей снизу и до генерального плетёт интриги, стучит на работяг и друг на друга потому что «так тут повелось», в этом вашем эффективном менеджменте не по-книжному. И если бы я был вольным художником, фрилансером или просто человеком тонкой душевной организации, может быть я ужаснулся бы всему происходящему. Но я работаю в большом коллективе и всё у нас точно так же. Где-то больше, где-то меньше, но не по другому. С этой точки зрения вышло для меня злободневно. Однако грубость мазков повествования и отсутствие другой жизни кроме завода и человеческих отношений на нём смазали картину. Герои не абсолютно плоские, но и не живые. Повествование топчется вокруг да около стукачества и того, какие снизу все хорошие и какие сверху все плохие, в конце каждой части выходят на заводской бунт, весьма и весьма надуманный. Вторая часть, которая задумывалась как объяснение первой, запутывает тему с бунтом ещё сильнее. Кроме этого, концепцию альтернативных концовок на потеху публике тоже не понял. Выглядит так, как будто бы если грустная концовка тебе не понравилось, возьми весёлую. Так себе изгиб писателя.

Отдельная тема — язык автора. Очень многим язык Дивова нравится, но для меня этот его манерный стёб выжигает глаза и сводит на нет все возможные плюсы. Сарказм и стёб в повествовании — это как приправа в блюде. Ну, или как соль. Без соли не вкусно, но и пересоленное невозможно кушать. Я вывел для себя примерную формулу дивовского стиля — доведение ВСЕХ литературных слов и оборотов до простонародных. Таких, которые Word любит подчеркивать синим. Вместо «ерунда» писать «туфта», вместо «какого черта» — «какого фака», если уж «звездюли», то непременно в связке с «животворящими». Эти словесные шаблонные конструкты встречаются не в дополнении к нормальному языку, а вместо него. Герои и рассказчик так разговаривают и думают. Все. Многим нравится — это называют фирменным юмором Дивова. Меня же это невероятно перегружало уже к середине книги, и я считаю этот приём невероятно пошлым, манерным. Своеобразной претензией на хороший юмор без оного.

Ну и количество слов «пиндос» – как удачно подметил один из рецензентов, похоже Дивову доплачивали «попиндосно» – слово в разных формах встречается в тексте не менее 326 раз на 352 страницы. Резюме — идея на троечку убита самоповторами, странной концепцией с несколькими финалами и «фирменным авторским стилем». Прочитал и прочитал.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

30-е годы XXI века, четверо героев, друзей детства, работают на американском автозаводе в российском городе — предприятии градообразующем и если разобраться, то окажется, что и выбора куда пойти трудиться у них не было. Ожидаемо детская дружба получает всё новые и новые удары от корпоративной этики и дисциплины.

В классификаторе жанр определяется как «реализм», на самом деле это «антиутопия». По сути любая корпорация есть машина для извлечения прибыли, все мантры о том, что «мы — большая семья» служат исключительно одной цели — сократить фонд заработной платы и увеличить эту самую прибыль, с ясной целью порадовать акционеров. То же самое и со странами. Аборигенам вешают лапшу на уши, дабы они млели от будущего потребительского счастья, снимая в это время с них штаны, возможно, что и последние. И тут важно сделать сознательный выбор — оставаться человеком либо влезть в гонку за выживание, где придётся переступать через принципы и лезть по головам таких же гонщиков. Будем считать, что роман-предупреждение у Дивова получился. Боюсь только, что будущие корпоративные бойцы его не прочитают, ибо некогда да и незачем.

Отдельная благодарность за нелишнее для многих напоминание о том, что в гробу карманов нет, а человек внезапно смертен. А с точки зрения вечности вся эта мышиная возня вздорна и нелепа.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Олег Дивов из тех писателей, про каждую новую прочитанную книгу которого хочется сказать: это — лучшая.

С «Объектами» главная проблема — к какому жанру отнести. Даже на ФантЛабе она отнесена к разделу «реализм». Правда, сын мой 12-летний, услышав начало пересказа романа («Действие происходит в России, на автомобильном заводе, где делают хорошие машины...»), тут же сказал: «Ну это фантастика...»

И кроме этого ничего фантастически-фэнтэзийного нет: четверо друзей (три парня и девушка — знакомая структура «Трёх товарищей») работают и пытаются понять мир. Хорошая книга о хороших людях — как Дивов умеет. (Вообще, это редкое умение — описывать жизнь нормальных, хороших людей, при этом не картонную, а глубокую; я в литературе знаю, кроме уже вышеупомянутого Ремарка, только Хайнлайна, Честертона и Анчарова).

Очень вещно, зримо, фактурно описана работа на заводе и отношения людей — и на это покупаешься как раз, думая, что здесь чуть ли не фотография реальности.

А перед нами — антиутопия. Не про мироздание; не про страну — а про небольшой город и завод, где пробуются социальные технологии (простые, не глобальные — вполне себе заводского уровня); и как в результате всё меняется в людях и между людьми. И это трагический роман, хотя смеёшься непрерывно, когда читаешь. Понятно, что, как и в любой антиутопии, берутся реальные идеи, с помощью которыхх кто-то хочет управлять реальностью, но они доводятся до логических завершений, когда за технологиями происходит расчеловечивание и всеобщее предательство всех всеми,

И мастерски выстроено — это тоже Олег Игоревич умеет. Первую часть прочитал и, казалось бы, можно завершать; всё сказано. И начинается вторая, после которой вся первая становится рябью на поверхности воды — хотя рассказывается о том же самом. И эпилог.

Да, Дивов, как обычно, провокационен, и можно за многочисленными «пиндосами» (правда, в этой книге ни разу не обматерился) подумать, что перед нами антиамериканская агитка. (Как смешно всегда читать, когда пародию на российский менталитет «Брат-2» относят к антиамериканским). Ну а если читать всё; если видеть, кто главные герои, что и почему с ними происходит, то тут уже речь не о русских, поляках или американцах.

Эта книга о дружбе, о предательстве — и себя тоже, о том, что очень простая и обыденная вполне жизнь может быть глубокой и мистериальной.

И это лучшая книга Дивова. Пока я не прочитал следуюшую

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очередная муть от Дивова. Однообразные одинаковые шутки кочующие из одной книги в другую. Опять мы нагнули пиндосов. И всюду пьяный угар.

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не фантастика.Это реализм от Дивова.Сильно и точно. «Ссыльные начальники у нас повсюду. Управляют Россией на всех этажах. У них русские имена, но это неважно. Главное, они уверены — это не они дураки и ворье. Это страна им досталась неправильная и плохой народ. Второсортная страна и неблагодарный народ, от которого так и жди подлянки. Господа начальники не понимают, за что им такое несчастье. И наши морды их бесят.

Поэтому у господ начальников поместья в Европах и дети их учатся за рубежом. Как русский начальник дорывается до бабла, он начинает воровать себе на спокойную жизнь подальше от немытой России, куда его случайно, по ошибке, занесло.

В ссылку, черт побери!..

Они чувствуют себя несправедливо обиженными. И ненавидят нас, простых русских. Дай начальникам волю, они бы населили страну бесправными и бессловесными чурками. В идеале — промышленными роботами.» Лучше и не скажешь...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если взять две ключевые фразы «производственный роман» и «автозавод», то скорее всего, первое, что придет в голову, это роман Хейли «Колеса». Тогда столь подробное и честное описание будней автомобильной промышленности со всеми ее достоинствами и недостатками оказалось почти открытием, если верить старым статьям и эссе. Но времена меняются, а с ними технологии и общество. Меняются принципы, которыми руководствуются крупные компании, меняются законы и доктрины. И лишь люди остаются прежними.

«Объекты в зеркале заднего вида» — вещь безусловно примечательная, выделяющаяся из общего ряда книг и фирменным Дивовским юмором, и злободневной социальной тематикой, и достойным литературным уровнем. Однако при подробном рассмотрении видно, что по уровню проработки фона ей далеко до «Колес». Дело в том, что Хейли делал сразу несколько срезов общественных отношений, показывая изнанку всей иерархической пирамиды, начиная от рабочих на конвейере и заканчивая советом директоров. Конфликты поколений, кризисы личности, разрушенные надежды и нереализованные мечты — у каждого уровня были свои проблемы и свой взгляд на мир. А вокруг шумел завод, проезжали ленты конвейеров, сверкали макеты будущих машин.

В отличие от Хейли, для Дивова автозавод — лишь средство, чтобы заострить внимание на противостоянии «маленького человека», образующих систему людей и самой Системы. Четыре ровесника, четыре разных характера: Михалыч — флегматик, Кен — холерик, Дженни — сангвиник и главный герой, Мишка — меланхолик. И на всех четверых одинаковая вера в собственные силы и право на прекрасное будущее, которое они спроектируют, создадут и соберут своими руками. Будущее, которое как они верят, принадлежит им. Итак, четыре разных дорожки, четыре судьбы и одна большая Система, у которой цель — повышать эффективность. Любыми методами.

Дивов мог писать не про автозавод, а про деревообрабатывающий или и вовсе про один из многочисленных офисов Интела или Гугл. Суть не в деталях — веддинге, циррусах и Большом Джоне — а в самой идее, которая делает человека даже не винтиком, а датчиком, инструментом, нуждающимся в тщательной настройке. Отрезать лишнюю ироничность, убавить критичность, загнать амбициозность и агрессивность в строго заданное русло. Моральность же и порядочность — ликвидировать как класс, по крайней мере, на средних и высших ступенях менеджмента. Лучший способ контролировать — заставить всех доносить на всех. Лучший способ править — разобщить и разделить всех. Вшить Кодекс корпоративной этики в подкорку, чтобы работник стал предсказуемым и четко исполняющим инструкции роботом.

Четкое разделение на русских, американцев и пиндосов, лишь подчеркивает интернациональность проблемы, демонстрируя, что все народы разные, но где-то просто дураки, а где-то еще запиндосенные. И потому нарастающее давление, возникающее ощущение, что смысла нет — вскоре достигает предела. Как раз к середине книги. Дивов поделил роман на три неравные части: серую, черную и утешительно белую. Заголовки абсолютно не случайны «Как это было», «Как это не было» и «Как это будет». И если в первой светлые моменты еще компенсируют идиотизм начальства, то во второй автор от души макает всех персонажей в ведерко с краской. У каждой шутки возникает своя изнанка. Методы оказываются еще менее порядочными, а часто откровенно людоедскими и подлыми. Даже десерт эпилога не способен полностью смыть ощущение коллективного предательства.

Если воспринимать роман, как оду борьбе с идиотизмом, то получилось впечатляюще. Да, часть злободневности все-таки потерялась, массовое опиндосивание сбавило темпы, возникла перспектива нового курса — уже на обрусение, но суть осталась неизменной. Нельзя прикрывать громкими слоганами зияющую пустоту — рано или поздно в ней чего-нибудь заведется, очень голодное и злое. Нельзя превращать людей в подлецов, иначе в критический момент не за кем будет прятаться. Да и вообще, лучше почаще оглядываться, ведь объекты в зеркале заднего вида ближе, чем кажутся.

Итог: саркастично-социально-психологический роман с деталями производственного.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Считаю эту книгу одной из лучших. Из того, что сделал Дивов. Понятно, что тут от фантастики ничего или почти ничего (разве что такие марки автомобилей), но в том и перец. Сделать серьёзную вещь в стилистике Дивова и при этом решить массу вопросов и выбрать из них самые-самые и плюсануть сюда извечные человеческие ценности — остаётся лишь снять шляпу и воскликнуть «Велкам!». Советую всем, кто любит читать между строк и знает, кто такой Дивов и как он такое умеет делать.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

История одного отдельно взятого завода в России будущего. Завод производит хорошие американские автомобили — его прообразом мог бы стать хоть форд, хоть gm, ничего не меняет. Почему действие перенесено в будущее — видимо из-за упоминаемого в тексте закона «об оскорблении всякого чем угодно».

Странная композиция у книги, точнее эмоциональный баланс — первая треть кажется абсолютно пустой. Ну рассказывает герой о том, как работает на заводе и о важности завода для города, страны и его лично. Рассказывает также о своей дружбе с двумя обрусевшими америкосами, и что они именно америкосы, а не пиндосы. Хорошо рассказывает, Дивов все-таки, мастерство не пропьешь. Непонятно только, зачем. Но когда становится почти скучно читать, вечер перестает быть томным, и раскручивается довольно жесткая история о том, как пиндосы испортили хорошее дело. Эта часть напоминает скорее старые дивовские вещи, например, «Выбраковку». Конфликт пиндосов и людей доходит на кульминации, ситуация ожидаемо взрывается событийно и эмоционально. И вот, вроде бы все кончилось, но ты с удивлением обнаруживаешь, что до конца книги еще почти треть. Ну как минимум четверть. Начинается маленький детектив с перевертышем в стиле «Не будите спящую собаку». Нам показана подоплека событий, которая могла бы всплыть, только если один из ключевых персонажей умирает. И эпилог — хэппи-енд, где все счастливы в своем неведении.

Не люблю сравнивать книги, но здесь приходят на ум сразу две ассоциации — с одной стороны «Повелитель мух» про взрослых (точнее без метафоры с детьми) на отдельно взятом заводе. С другой — «Фокус покус» Воннегута, там достаточно много сюжетных аналогий, только вместо американской тюрьмы, принадлежавшей японцам, мы имеем русский завод, принадлежащий американцам.

Хорошая вещь, бьющая по традиционным американским ценностям. Особенно, если игнорировать навязчиво лезущий в голову вывод, что американцев нет, есть только пиндосы.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сомневаюсь, что автор поработал на подобном производстве, чтобы узнать все изнутри. Я далек от такой мысли. Но тем поразительнее тот факт, что все описанное — так и есть. Не знаю, откуда он черпал вдохновение: из рассказов некоего знающего, или есть какие-то труды по этой теме, но постоянно ловил себя на мысли, что Дивов как-то умудрился поработать у меня на заводе. Всё что касается внутризаводских отношений, связки «русский стафф/заграничное начальство», как будто списано с натуры. Всё так и есть на самом деле! Человек человеку люпус ест, разделяй и властвуй, художественный стук, кнут и пряник и прочие прелести загранбизнеса. А совещания по эффективности — я плакал! Как точно! И борьба, пардон, не борьба, а насаждение идиотизма.

Впрочем, это я о наболевшем. Книга, вообще-то, не об этом. Книга о дружбе, о молодости, о больших надеждах и не меньших обломах. И о том, что если поставить себе цель, то, может, весь мир и не перестроишь, но некоторую его часть вполне реально.

Очень жизненная книга. Поэтому моя

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дивов пришёл-таки к тому, к чему шёл значительную часть своего творчества. К роману, где главное не антураж, а суть. Роман, который полностью о людях. О человеках. О нас с вами. О нашем поведении, о наших штампах (комплексах) и о наших вечных ценностях.

Конечно же, ещё это роман и о корпоративной этике, и о пиндосах, и о столкновении систем ценностей. Но всё это вторично, хотя и не менее интересно. Главным остались люди с их пониманием Дружбы, Любви и Совести.

Удачный роман. Из лучших у автора. И смысловая нагрузка и подача материала — на пять из пяти. Один юмор чего только стоит. Я сперва начал цитатки выписывать, но быстро плюнул на это дело — слишком много пришлось бы выписывать, да и отвлекаться от чтения расхотелось.

----------Цитаты из книги:

«Это было время, когда весь мир принадлежал нам, и будущее зависело только от нас. Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю: это была молодость.»

«Если долго сидеть на берегу реки, ожидая, пока мимо проплывёт труп твоего врага, рано или поздно рядом построят завод.»

«Русские — нация очень добрых воинов. Мы бы всех победили, только нам их жалко, и вообще, лень оторвать задницу от лавки.»

«Пока не выяснилось, что если в Америке ты работаешь на заводе, то в России завод работает на тебе.»

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне не сильно понравилось.

Я не увидел тут каких-то глубоких мыслей, какой-то ценной морали, каких-то интересных наблюдений, хорошего юмора, удачной интриги и т.п. Абсолютно безликий производственный роман, вяло муссирующий вечные истины о том, что:

-дружба — это очень хорошо;

-стучать — плохо;

-хочешь сделать карьеру — придется стучать и идти по головам;

-только вне корпоративной морали человек может обрести свободу.

Особо досадно, что Дивов мнит себя великим юмористом и на каждой странице сажает по несколько сокрушительных, по его мнению, хохм. А для тех, кто не может понять юмора, эти хохмы повторяются по нескольку раз, ведь так даже смешнее, не правда ли?

В общем, тускловато.

Оценка: 5
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нетривиально. С одной стороны ищется подвох: а где тут, собственно, фантастика? Ну, кроме самого факта, что «наши» начали чета на пустом месте производить. Автомобили. Хотя есть у нас некоторые примеры, но мы в целом о другом. И есть вот такие взаимоотношения.

С другой — Дивов уже не раз писал такие вещи и типа вроде подводит нас — к чему?

вот раньше была такая черта: если ты «серьезный» писатель — то ты публикуешься в «толстых журналах». Если нет — ты типа в издательской обойме и пишешь якобы попроще. На «ту» сторону публикаций, как сейчас помню, ушел Столяров. Но это не мешает мне называть Лазарчука, Успенского, Лукина, Логинова серьезными писателями. Не исключено, что в такой публицистике Дивов себя ищет. Но, мне кажется, это несколько не тот путь. Я, например, так и не поняла его Толкование сновидений. Ну кроме небольшого допущения, нет тем нереального. В Объектах — читать его как Артура Хейли — да упаси нас Желязны! Все же это не производственный роман. И не такая хренота, как Минаев.

Это вне формата. Это мне лично интересно. Дайте, дамы и господа, писателю самому определиться. Куда ему идти дальше. Он не хуже вас знает, что открытые финалы придумали не в Подруге французского лейтенанта. Пишет он прекрасно. Ну, боюсь, тесно ему в рамках, в которые он сам себя слегка загнал.

Эта вещь мне действительно понравилась. Мало, что я худо-бедно общалась с народом, который работает в примерно описываемых условиях, так я еще и знаю, что такое быть обременным корпоративной, мать ее этикой :)

PSА вообще у Дивова всегда есть двойное дно. Эпиграф помните: они ближе, чем кажутся... и вот ту... наступает безнадега, которой у Дивова в принципе не было. Всегда маячило хоть что-то к вонце тоннеля, хоть фонарь от рояля из кустов... а тут — решайте сами, господа.

PPS Хе. не удивлюсь, если в следующем варианте будет Расемон. :) Наверное, все проходят через это.

Как говорят, в литературе всего три сюжета: Про любовь, про индейцев и про Новый год (с) su.books :)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я искренне не понимаю, ЧЕМ люди так восхищаются в этой книге. Очень скучно, занудно, местами просто непонятно, о чем пишет автор, хотя скорее всего я далека от этой производственной тематики. Не понравилось абсолютно. Однотипное описание, сплошное блаблабла

Это было мое первое и уж точно последнее знакомство с Олегом Дивовым, полное разочарование.

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

http://kobold-wizard.livejournal.com/762277.html

Судя по всему, крайние романы Дивова можно разделить сейчас на две группы: условно-реалистические (««Консультант по дурацким вопросам»», «Объекты в зеркале заднего вида») и нечто, что я пока не могу осознать, названное «Профессия: инквизитор». Первая продолжает меня приятно удивлять — книги о профессионализме в условиях нашей бардачной действительности.

«Объекты» — один из немногих производственных текстов, встреченных мной в последнее время. Причем местами достаточно беспощадный к происходящему нынче. О части описанного я наслышан, часть наблюдал сам, части склонен верить. Действительно иногда людям достаточно, чтобы им просто не мешали работать и показали, что их труд ценится.

Отличие же «Объектов» от «Консультанта» в меньшей погруженности в описываемый рабочий процесс. Там где Миша Клименко все же размышляет по поводу того, что он делает в данный момент, герой Объектов, кстати тоже Миша, оставляет детали производства за гранью текста. В основном речь идет все же о социальном аспекте работы на международном заводе, но зато он показан весьма подробно.

Некоторое неудобство было с нелинейной манерой повествования. По началу перетекания из прошлого в настоящее и обратно не бросались в глаза, но во второй части, когда Миша показывает происходящее со множества точек зрения, ситуация становится зыбкой. Игроков много, а бардака и того больше.

Итого: По сути это роман о спасении будущего всеми силами. Герои стараются: пацаны бесшабашно влезают во все дырки, а хитрые мужики, посмеиваясь, плетут свои интриги, направленные на то, чтобы мальчишки и девчонки не утонули в идиотизме.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман о том, что корпорация сожрет любого человека. Перемелет, переделает под себя, а иначе прожует и выплюнет. И неважно, хороший ты, плохой или злой, конец будет один. А идти в корпорацию, чтобы залезть на самый верх и оттуда сеять разумное, доброе и вечное — ерунда, ибо к тому моменту, как ты заберешься на этот верх, ты уже будешь человеком корпорации и будет тебе все пофиг.

Книга достаточно печальная, и эпилог это совершенно не исправляет. Наоборот, смотрится он в книге, как павлиний хвост у курицы

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх