fantlab ru

Алексей Калугин «Лабиринт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.38
Оценок:
416
Моя оценка:
-

подробнее

Лабиринт

Роман, год; цикл «Лабиринт»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Работая на недавно открытой планете, люди случайно находят вход в Лабиринт — первооснову и модель Вселенной. Полагая, что это искусственное сооружение неизвестной цивилизации, земляне пытаются его изучать. Последствия их действий трагичны: Лабиринт создает агрессивные биокопии для уничтожения исследователей. Объектом внимания Лабиринта становится и сама Земля — на ней воцаряется хаос. Люди пытаются противостоять страшным чудовищам -посланцам Лабиринта, но силы слишком неравны... Люди оказываются перед выбором: войти в Неизвестное или погибнуть.

Входит в:

— цикл «Лабиринт»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 339

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2646 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 69 знаков, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Аэлита, 1997 // Премия «Старт»

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Лабиринт
1996 г.
Лабиринт. Дилогия
2001 г.
Лабиринт
2003 г.
Лабиринт
2011 г.
Лабиринт
2020 г.

Аудиокниги:

Лабиринт
2007 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Калугина чем-то похож на компьютерную игру-«стрелялку» с тремя уровнями-локациями. Первая и вторая происходят на безжизненной планете РХ-183, только что открытой службой космической разведки. Третья локация лежит на Земле, подвергшейся инопланетному нашествию. Во всех локациях нужно пройти определенный путь, уничтожая на нем как можно больше врагов. Призом для победителя будет вход в Лабиринт — таинственное образованию с неясной природой. Его геометрия весьма изменчива: вход находится на одной планете, а выход — в любой точке обозримой Вселенной. Являясь, с одной стороны, искусственным сооружением, он временами ведет себя словно живое существо, скрупулезно изучающее окружающий мир под микроскопом. Его эксперименты так же жестоки, как и порочное детское любопытство: создавая копии людей, Лабиринт лишает их человеческой морали, превращая тем самым в хладнокровные машины для убийства себе подобных. Поэтому там, где открывается вход в это полуразумное подземелье, вскоре начинается настоящий бардак, будь то лагерь исследовательской экспедиции или колония сектантов.

Феномен Лабиринта — единственная хорошая находка автора, ибо все остальное свершается по одному заезженному шаблону: спуск кого-либо из персонажей в Зеркальный зал, появление двойников, массовая бойня, гибель поселения, спасение выживших в Лабиринте. В романе подобный алгоритм выполняется трижды, правда, по нарастающей: масштабы происходящего растут с каждой новой локацией, как и осмысленность действий самого Лабиринта. На первом уровне он ведет себя как капризный ребенок, к подошве которого прилипло чрезвычайно вонючее дерьмо: он любыми средствами старается срезать эту мерзость со своей подошвы. На втором уровне он делает то же самое, только с другой целью — выяснить возможности этого самого дерьма сопротивляться его действиям. Сделав определенные выводы, Лабиринт переходит на третий уровень, где использует срезанное дерьмо против собственных врагов. Причем, его посланники ничего не объясняют людям, а просто начинают сеять раздор и чинить насилие. Поскольку логику действий Лабиринта без поллитры не понять, автор поясняет ее через размышления своих главных героев — археолога Бориса Киванова и бывшего космического разведчика Иво Кийска. Они — единственные, кто выжил после чудовищной бойни на РХ-183, причем Киванов является первым из созданных Лабиринтом двойников (судя по всему, полностью идентичным оригиналу).

К сожалению, на двух локациях сюжет не блещет разнообразием, хотя автор очень старается внести интригу в происходящее, проводя параллели между чудесами Лабиринта и известным по Библии вмешательством Бога в дела людей (спасение семьи Лота и уничтожение Содома с Гоморрой). Только в третьей части градус интриги немного повышается — в первую очередь, засчет появления расы Механиков. Для этих инопланетян автор придумывает оригинальную технологию переноса сознания в машинную память. Впрочем, если как следует придраться, эта идея уже не кажется оригинальной: ее в той или иной форме использовали Александр Казанцев (Протостарцы из романа «Сильнее времени»), Стругацкие («Полдень, XXI век») и Андрей Ливадный («Первый мир»). Впрочем, Калугин создал более интересный сюжет, чем Ливадный, но уж слишком затянул его — аудиоверсия романа звучит более 12 часов! Думаю, тут проявила себя болезнь современных писателей под названием «многословие из ничего». За подобное транжирство я уже ругал Ларионову, Гуляковского и уже упомянутого в данной аннотации Ливадного. Похоже, данная болезнь является очень заразной, ибо ее причина — жадность людская (прежде всего, к деньгам).

С «Лабиринтом» у меня были связаны весьма большие надежды, которые, к сожалению, не во всем оправдались. Вроде, автор владеет слогом и умеет держать читателя в напряжении, но всё его умение уходит куда-то «в молоко», как сказал бы стрелок: сюжет в основном предсказуем (после 1 части), заполнен однотипными событиями и не удивляет какими-то особыми поворотами. Другими словами, фабула у романа слабовата. Скорей всего, писатель очень торопился: в том же 1996 году вышло продолжение «Лабиринта» — «Разорванное время». Мне кажется, при таких темпах (660 страниц в год) достойную вещь не создать никак. И это печально, что качество стало цениться современными писателями меньше, чем количество.

----------------

ИТОГ: повествование-гипотеза на тему «Имеет ли Вселенная душу?» Хорошая была задумка! Но вот исполнение... Всё испортила излишняя авторская торопливость и многословие. В итоге получился набивший оскомину сюжет о враждебном человеку разуме. Рекомендуется к чтению не для удовольствия, а лишь для ознакомления с творчеством писателя.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вещь сначала разочаровала меня, но потом несколько примирила с собой. Так как речь идёт о загадочном космическом Лабиринте, как-то настроился на «исследовательскую» научную фантастику, а получил главным образом приключенческий боевик.

Если кратко передать содержание:

1) После попыток изучения внутренних проходов некий «зеркальный зал» порождает двойника случайно попавшего человека. Хм, ну вроде бы потенциально интересный ход. Но далее действие перетекает в

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жестокую бойню плазменными резаками и разнообразными подручными предметами на планетарной станции. Пара выживших пользуется Лабиринтом для спасения на Землю с неожиданным хроносдвигом.

2) Теперь на той же планете под прикрытием религиозной секты проводятся чудовищные эксперименты над людьми. Действие, включающее двойников, перетекает в...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
жестокую массовую бойню, которая перемещается в конце концов на знакомую уже раскуроченную станцию. Тот же спасшийся...
ну вы поняли.

3) Для разнообразия внезапно начинается вторжение на Землю «механистических» существ. И вот тут мне, в принципе, понравилось описание отчаянной борьбы оставшейся группки людей против методичного наступления пришельцев, которые и злыми-то не являются. И опять дело не обходится без порталов Лабиринта...

Положительная сторона: автор, обычно в диалогах персонажей, старается дать как будто нелепым и беспорядочным уже произошедшим событиям логичное объяснение, выстраивая картину вселенной и «мотивов» действий сверхсущности (чтобы получить более полное представление о причинах событий, стоит заглянуть в следующую книгу цикла). Этим «Лабиринт» выгодно отличается от бездумных «бродилок»-«стрелялок», хотя и всё равно остаётся сильно жанровой вещью.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Насколько я понял, это первый опубликованный роман Калугина. Начало так себе. Без малейшей завязки. Сюжетная интрига описывается буквально в несколько предложений, и сразу начинается унылое мочилово в 25% текста, железными прутами и газовыми горелками.

По окончании этой «Техасской резни бензопилой.», вроде бы начинается некоторое сюжетное действо, однако довольно скучное, с массой избыточных и тупиковых сцен, и логических ошибок. К сожалению, весь сюжет построен по этой схеме. Продвижение по сюжету постоянно перемежается тупой жестью.

Сценизм низок и занудлив. Ни малейшей попытки описать колорит чужого мира, или мотивацию действий героев, хотя бы. Герои совершенно плоские, и безжизненные.

Первый блин, увы, комом. Не рекомендую. Разве что вы фанат Калугина, и вас интересует антология автора.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Буду краток — отвратно. С трудом дочитал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
. Страдающие идиотизмом главные герои, государственные службы, ведущие себя как 15летние подростки, межзвездная цивилизация, протягивающая лапки потому что «свет выключили» и за пару месяцев вернувшаяся к керосину (где они его, интересно, нашли?) и научившаяся шить руками — в общем полное ощущение, что роман писал подросток, еще и уроки прогуливающий.

Какой умник догадался поставить ЭТО в «похожие» с таким шедевром как «Гиперион», не представляю.

Если вам больше 16ти — не читать ни в коем случае.

Оценка: 1
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот хоть что со мной делайте, но по прочтению романа осталось ощущение, будто я прочитал сильно упрощённую версию то ли Головачёва, то ли Гуляковского. Странные непонятные человеку инопланетные конструкции и создания несущие вред человечеству, но наши рыцари гнуться, но не ломаются, и явно всё одно рано или поздно всё разрулят. Вот только у Головачёва поглобальнее всё — сеть метро суть живые организмы, чудеса иномерностей, и вороги то Солнце чёрной дырой сделать пытаются, то Вселенную угробить. А тут тупо дырка в грунте и механики на Землю вылезшие — роботы бегают, людей цивилизуют. У Гуляковского вражьи проявления иногда схожие, но надо ли говорить насколько лучше авторский язык, подача материала, интрига...

Да простит меня автор, но очень уж всё грубо. От идей (большинством своим вторичных) как таковых, до изложения и подачи. Некоторые моменты слишком фантастичны даже для фантастики (то бишь бредовы) — например, при отсутствии отработанной технологии, прямо на коленке в лесном лагере, подключение мозга человека к матрице инопланетного робота.

Но, всё же, вот именно как боевик — съедобно. Динамика подачи материала и боёвка позволяют дочитать до конца не жалея о потраченном времени, а «принцип сериала» подталкивает прочитать и следующие книги цикла. Но, подчёркиваю, чисто как боевик, как развлекалово на вечер, убить время. Для русскоязычного фантастического боевика 1990-х, наверное, и правда было очень даже неплохо.

Во искупление грубости своих слов отмечу, что, видимо, автор ещё просто учился писать. Создавать, прорабатывать и подавать сюжеты. Раннее произведение. Ибо из более поздних работ Калугина многие мне очень даже симпатичны.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая и, к сожалению, пока что единственная прочитанная книга данного автора. (Да и прочтенная еще на плеере с экраном маленькой диагонали:D)

К слову, оценить это произведение объективно не представляется возможным (эх, что поделаешь — вот главная беда человеческого существования), так как погружался я в мир этого Лабиринта еще совсем в юном возрасте. А как тогда она меня захватила, черт побери! Вместе с героями я пережил такие приключения, каких редко найдешь на свою реальную попу! Очень в то время она меня заставила думать, думать не только по поводу происходящих в книге событий, но и в общем. Заставила задумываться, так сказать, угля в топку подкинула для развития моего воображариума.

Хоть сюжета я уже и не помню (как собственно и авторский стиль), но она этот роман, что называется, меня зацепил, зацепил за живое и до сих пор как видите не отцепился, так и не оборвав от себя ниточки теплых воспоминаний.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лабиринт — странное инопланетное строение, которые было до вселенной и будет после нее. Громкое заявление?

Весь роман можно четко делить на 3 части, которые отличаются и стилем и жанром.

Часть первая, лично у меня ассоциируется только с фильмом «Чужие», это там где люди находят непонятное сооружение на малообитаемой планете, попадают туда, посылают сигнал на Землю, ну и постепенно все эти люди умирают от нашествия «чужих», пусть не страшных монстров как в фильме, а всего лишь клонов. В этой части нам показывается злобный лабиринт, который хочет чтобы люди больше никогда не видели его. Но все равно двое людей спасаются в лабиринте и попадают на Землю. Получаем триллер.

Вторая часть романа это детектив. Один спасшийся и команда «спасателей» снова летят на планету чтобы снова же найти лабиринт. На самой планете секта, которая для себя уже открыла Лабиринт, пусть и не все об этом знают. И снова же спасаются лишь единицы.

И третья часть, ну видимо это НФ. Лабиринт приводит на Землю новую расу существ, которые начинают захватывать мир и всяко притеснять коренное население Земди — людей. Ну вот и люди пытаются спасаться.

Но в целом и все что можно сказать о романе. Не очень интересный сюжет, средний язык автора. Средняя книжка, которая может и в 90-е смотрелась хорошо, сейчас же есть много других романов, которые стоит прочитать вместо этого.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

1 часть: наверное это очень сложно, убить себя. Причем буквально, причем несколько раз. Причины, по каким ЛАБИРИНТ устроил бойню на планете, для меня остались непонятны. Можно было ведь просто закрыть вход, и все... Количество двойников не ограниченно.

2 часть: секта на планете ЛАБИРИНТА, это уже самодостаточно. Зачем тут наркоторговцы??? В этот раз количество двойников у всех, кроме проповедника, равное один двойник на одного умершего. В связи с чем такая избирательность? В отличии от 1-ой части, то же не понятно. Неизменное количество колонистов-сектантов почему-то напомнило мне племя дикарей бикура «Трижды Двадцать и Десять» в «Гиперионе» Симмонса.

3 часть: очень страшное начало. Представил: прилетели инопланетяне, сказали «Мы хозяева» и все, финита ля комедия. Зомбирование с помощью «тетриса» — очень оригинально. А с другой стороны, есть ощущение что «механики» уже давно здесь, уж очень много народа зомбированы телевидением, интернетом и пр.

Итого: очень такой энергичный боевичок с элементами хоррора. Автор очень часто брызгает во все стороны кровью.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Примерно к концу первой части у меня сформировалось четкое мнение: шутер от первого лица. «Лабиринт» — это настоящая компьютерная игрушка. «Стрелялка». Немножко устаревшая, но вполне добротная: в меру увлекательная, в меру идейная и достаточно кровавая. Если к первой части относиться так, то все встает на свои места — и огрехи сюжета при всей его линейности, и «рубленый» язык, и герои с незатейливыми характерами, и даже регулярно возникающая «вонь горелой плоти». Blood-n-gore, одним словом. Вторая часть только укрепила меня в этом мнении — логичное продолжение первой «игры». Есть старые герои, новые злодеи, традиционная частичная нелогичность действий и примерно то же самое задание — сперва проникнуть в тайну, а после убраться подальше от «нехорошего места». Правда, шутер чуток разбавили квестом/RPG, но это только придало произведению пикантность :)

Третья часть стоит особняком. Никакой честно обоснованной связи с первыми двумя в ней нет. Главный герой вполне мог бы быть другим, «механики» вполне могли бы прилететь на космическом корабле, а дальнейшее действие могло бы развиваться именно так, как описано у Калугина — борьба землян за свою планету. Этакая «Война миров» в современном переложении с кучей наших традиционных экологических, социальных и этических проблем. Только складывается впечатление, что для Калугина всё это мелочи по сравнению с тем, куда ведут нас туннели Лабиринта. Что ж, будем читать дальше...

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Скука... «Прожёг, запахло жжёным мясом», «Разрезал, запахло горелой плотью»... 90-е, понимаю, веяние времени, :gigi: но дальше 5-й главы не осилил...

Оценка: 1
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лабиринт – это дебютный роман Калугина, поэтому сделаем небольшую скидку в оценках прочитанного.

Очень понравилась идея с двойниками, с Лабиринтом и «Механиками», но немного раздражает незаконченная концовка у романа. Вывод идём читать продолжение!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало понравилось. Но потом как-то съехало на уровень школьного сочинения. Но читать в принципе можно.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман имеет довольно интересную структуру: каждая из его трёх частей представляет собой различные жанры НФ. Первая — триллер в замкнутом пространстве, вторая — боевик, в центре третьей — распространённый сюжет о покорении людей чуждыми инопланетянами. Помимо двух основных героев — Кийска и Киванова — все части романа связывает между собой идея Лабиринта — вневременной и внепространственной сущности, которая изучает человечество, производя над ним различные эксперименты. Этим книга и интерсна, вдобавок там поднимается многие вопросы человеческой психологии и социологии. Но имеет он и существенные недостатки — блекл и неинтересен мир, описанный Калугиным — возможно, это впечатление возникает из-за искуственного нагнетения серости и унылости, характерной для планеты РХ и городов механиков. В любом случае, он прописан неважно. То же можно сказать и о персонажах — такое чувство, что Калугин за их основу брал чистые психологические типы, настолько они кажутся нереалистычными и блёклыми, так же, как и мир, в который их помещает автор. Стиль написания тоже неровен, в нём хватает повторов и логических неувязок.

Итог: Калугин, на мой взгляд — крепкий середняк, его романы хороши, но классикой им не стать. В «Лабиринте», несмотря на набор недостатков, интересная идея, а также игра жанровыми структурами. Написан он динамично, в меру боевых сцен, в меру рассуждений, и на роман вполне можно потратить вечерок-другой, а может, даже перечитать. Вполне приятное произведение.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взяв в руки трехтомник Калугина, был полон радужных ожиданий. И, к слову, завязка меня подстегнула, подарила надеджы, которым, к сожалению, не суждено было воплотиться в яркие положительные эмоции от поглощения романа. «Хорошее начало» незаметно потускнело, в итоге превратившись в «скучное окончание». Сам не могу четко сказать, в каком месте соскочил с рельс, но дальнейшее развитие сюжета уже не вызывало отклика, лишь скуку. Дочитывал на автопилоте.

Откровенного брака не увидел, однако и ничего запоминающегося тоже...

В итоге — получилось то, что получилось.

6 баллов.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная трилогия! Однако не без изъянов, но эти изъяны — есть особенность жанра, в котором работает автор — «Фантастический боевик». Именно в этой серии вышла эта книга и две последующие. Быть может, кому-то описание сражений и противостояний окажутся скучными, однако они перемежаются сценами психологическими. Да и сама задумка произведения с перипетиями по ходу сюжета очень даже ничего. Дочитал до конца. Не жалею ни капельки!!!

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх