fantlab ru

Анна Калинкина «Метро 2033: Кошки-мышки»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.62
Оценок:
57
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Кошки-мышки

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

Она живет сама по себе и ходит, где вздумается. Она не принадлежит ни к одному государству Московского метрополитена и берется только за те дела, которые выбирает сама. Она — легенда. Мрачноватая, но от того — притягательная. Кровожадная убийца. Мутант. Выродок. Женщина, выполняющая мужскую работу. Женщина, за голову которой мужчины назначили награду. Каждый день — как последний. Каждый час — игра в кошки-мышки с судьбой. Ни дома, ни семьи, ни друзей. Лишь надежда на сталкерскую удачу, звериное чутье да помощь таинственной святой Алики Заступницы. Беги, Кошка! Беги...

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 290

Активный словарный запас: низкий (2501 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2013 // Ржавый Артём. Лучшая женская роль. Кошка


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Кошки-мышки
2013 г.
Метро 2033: Под-Московье
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

-Что ты, Кошка, сторожишь?

-Сторожу у норки мышь!

Выйдет мышка невзначай

Приглашу на молочай….

Граждане и Гражданочки! Джентльмены и Дамочки!

Приглашаем вас на обзорную экскурсию по удивительнейшему миру постъядерной Москвы!

Андреевский мост, набережная Москва –реки. Увидим с вами мрачные заросли Нескучного Сада, заброшенную смотровую площадку на Воробьёвых Горах и…если повезёт…то сможем разглядеть частичку Изумрудного Города. Сколько тайн хранят в себе остроконечные шпили на башнях, мрачные окна головного здания и подземелья… Может в данную минуту неутомимые гении науки Изумрудного Города выводят новые формулы и дают жизнь новым открытиям, которые потом по потайным тропкам попадут в Большое метро!

Осторожнее на мосту! Речное Чудо- Юдо всегда готово поглотить зазевавшегося экскурсанта! Бррр!

Загадочный Остров, Царь-Мореход, фабрика «Красный Октябрь»

Особенно впечатлительным не увлекаться вдыханием паров шоколада и конфет-чревато для организма.

Парк Музеон и его обитатели… Какие тайны скрываются в тени его заросших аллей…

Открытие сезона-Белая Невеста! Никаких фокусов — все по-настоящему!

Никому не испужаться! Друг за дружку всем держаться!

Бандитский треугольник Москвы! Китайгородские пацанчики, урки, фартовые ребята и проститутки! Все драгоценности держать при себе!

Китай-Город, Третьяковская, Новокузнецкая-Бермудский треугольник нового мира.

Вы увидите оригинальные скамейки Великог Храма! Прикоснётесь к Вечному…

Далее нас ждёт аномальная Шаболовка, беспредельщики с Ленинского Проспекта и спокойная Октябрьская. Дом Ткани и магазин Тысяча Мелочей.

Самые стойкие могут (за отдельную плату) провести незабываемую Ночь в Музее. Влюблённые парочки, ау-у-у!

Самые же стойкие получают право нарвать в дорогу молочай. А- ха-ха…Шутка!

Ну и в заверении экскурсионного тура мы с вам посетим, знакомые всем нам станции Полежаевская, Октябрьское Поле, Тушинская, Спартак…раскроем тайну Сходненской...

А поможет нам в этом замечательная девушка, спортсенка, сталкерша, диггерша, мать двоих малышей и, наконец, красивая девушка Катя! Она же Кэт, она же Кошка она же Брунгильда Степанна…

ЗЫ. В самом конце вас ждёт фотосессия с говорящим Тараканом и его другом Отшельником Константином

Кошки – мышки,

Ты моя любимая книжка

Мышки – кошки

Фильтров побольше возьму на дорожку!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Женщина и постап: Анна Калинкина, «Кошки-мышки» (серия Метро 2033)»

«Черная ночь, ледяной крематорий»

«Ритуал сожжения трупов», Коррозия Металла (с)

Весьма хотелось отдельную историю о Кошке. И, как раз в это же самое время, Анна Калинкина подумала, придумала, села за ПК и написала ее. Книгу выпустили, и даже давненько. А потом случился отпуск и возможность прочитать вышеуказанный текст, от первой до последней буквы, и сказать свое лично-субъективное.

Мнение будет не настолько развернутое, как по первой книге Анны во вселенной Метро 2033, и это нисколько не странно. Потому как подробно говорить про тексты одного и того же автора явно может только его биограф, либо специалист, занимающийся общим анализом всего прочитанного. Таковым не являюсь, потому и не пространно.

По книге же можно сказать, если вдуматься, достаточно для всех, и для Анны, и для прочитавших, и для не читавших. Хочется надеяться, что кому-то оно поможет определиться со своим выбором, возникшим в книжном магазине. Или на Литресе.

Основной плюс книги, как на мой субъективный взгляд, сама героиня.

Кошка Кэт.

Так оно и есть. Казалось бы, может ли быть по-другому? Может, да еще как. В последнее время большое количество авторов, пишущих в рамках фэнтези и фантастики, грешат одним и тем же. А именно – суперменством своего героя. Герой современного фантаста, вне зависимости от пола и возраста, чаще всего существо странное и совсем уж фантастичное. Оно, главгероическое существо, не то, что бы героичнее до высочайшей точки, нет-нет. Большинство современных ГГ героичнее просто некуда и порой, весьма часто, затмевают ажно самого Чака Норриса. Возможно ли такое? Да, и постоянно.

Современное героическое существо не убивается ни калибром 7,62 или 9 мм, ни с помощью 12,7, да что там, оно выживает не только в пальбе из КПВТ (14,5 мм), но и умудряется отбивать снаряды даже зенитных установок. Если же в существо попадут чем-либо стрелковым, то рядом, немедленно, возникнет аптечка/Болотный Доктор/супермегаультра навороченный выздоровитель, созданный в секретной лаборатории и как по мановению палочки оказывающийся на пути ГГ существа. Более того, современное ГГ просто-напросто ловит снаряды на лету ушами и ноздрями и тут же возвращает их неприятелю с помощью собственной развитой анатомии. Каким способом? Тут уж каждый волен фантазировать как его душеньке угодно.

Современное героическое существо не отравляется ядом кураре, паленой водкой на основе метилового спирта, аква тофана и даже при попадании в его дыхательные пути слюны гадрианского пурпурного токсичного слизнежаба с ним ничего не происходит. В смысле, с существом. Потому как слизнежаб съедается на ходу, поджаренный с помощью плазменно-световой шашки или ручного дракона, путешествующего с существом из любви к странствиям, дебильным поступкам или долга в карточной игре, естессно, выигранной гиперудачливым существом.

Современное героическое существо легко охмуряет всех на своем пути, шествуя по снопам поваленных писаных красавцев, победительниц конкурсов «Мисс Анкморпорк» или «Девушка месяца в 100 рентген», принцев с принцессами, атаманш бандитских и пиратских легионов, рыцарей джедаев и чуть ли не самого Кцхтулху. Слава Тсаттогве, что последний таки сопротивляется. Ясен перец, что само существо чаще всего красиво. Порой красотой классической, порой неординарной, но чаще всего – неброской и мужественной.

Если красоты нет, так есть харизма. Нет харизмы, так есть что-то эдакое. К примеру шрам, что не может ни привлекать внимания, и тут же переключающий читателя на тут же находящийся рядом «блеск в глазах», «добрую и открытую улыбку», «все и всё понимающее выражение лица». Порой даже хочется, чтоб шрам находился сразу в районе паха или крестца, а само существо носило сетчатый комбинезон из разряда тех, что свободно продаются в последнее время уже даже и не в секс-шопах. Не, а чего, всем сразу все стало бы проще и понятнее.

Что касается моральной составляющей ГГ существа, то тут скрытые комплексы большинства наших современников цветут буйным цветом, наполняя мир вокруг них исключительно ароматом «Axe». Того самого, который делает самым привлекательным космонавта а не спасателя ухайдакавшего акулу. ГГ существо право всегда. Даже когда уничтожает целое государство с помощью выдуманного аналога газа «зарин». И то верно, ведь добро же должно быть с кулаками. Добро, как известно, победит Зло. И все злые люди будут убиты, их женщины изнасилованы, уничтожены и съедены. Ведь добро по любому победит Зло. А ГГ существо есть ни чт иное, как воплощение Добра.

Как становится ясно из вышеприведенного спича, речь идет о Мери Сью. Мери Сью составляет около 75 процентов современного пантеона главгероев, и поделать с этим уже ничего не получится. Во всяком случае, в ближайшее время. Читатель любит Мери Сью нежно и трепетно, борясь со всеми проявлениями отсутствия оной. Так оно проще, так оно веселее.

Что же касается Кошки, то она таки не Мери Сью. И это главное и это и есть тот самый плюс. Почему нет?

Кошка боится смерти. Это нормально для любого существа на нашей планете, за исключением, возможно, суровых русских. А как еще, учитывая процент курящих, пьющих, плюющих на собственное здоровье наших с вами соотечественников? Хотя, ясное дело, к Кошке это не имеет никакого отношения. Более того, Кошка не просто боится смерти, Кошка старается избежать лишних случаев, влекущих возможность попасть в ее цепкие лапы. Случаи же ее чудесного спасения оказываются не такими уж и неожиданнымиДа, порой притянуто, но процент вероятности появления того же Вотана в окрестностях его станции весьма велик, если вдуматься. Памятуя же про поклонников Одноглазого, любителей отрубать ногу под щитом и орущих «ог сколь» при выпивании жбана пива – у хорошего хёвдинга всегда есть своя доля везения.

Процент везучести Кошки велик, но не превалирует над общеокружающим. Ее удача может оборваться в любой момент, и пару раз ее спасал только тот самый рояль в кустах. Но, положа руку на сердце, велик ли процент рояльности у данной героини? Да нет, весьма даже скромен. В отличие от ГГ существа, у которого в кустах затаился не просто «Стенвей», а целый белый и прекрасный концертный инструмент с великолепным Мацуевым за клавишами, окруженный «Виртуозами Москвы», действующими при поддержке Большого симфонического и баянного дуэта Сергея Войтенко. И в какой-то момент мне даже хотелось смерти Кошки. Причем не героической, валя мутантов и видя над своей головой приснопамятных валькирий, желающих доставить ее в Валхаллу, а весьма прозаической. От гриппа, к примеру. Или от завалившегося тоннеля. Но тут виднее автору, потому Кошка и здоровается в самом конце книги с отшельником и любителем белых огромных тараканов. И это, наверное, хорошо. Потому как полагаю, что у нее достаточно поклонников среди читателей серии. И это несмотря на то, что Кэт не красавица.

Это, к слову, отдельный момент книги. Ведь Кошка, встреть ее средне статический «метрист», вряд ли привлечет его внимание. Или ее, если «метристка» склонна к однополой любви. Хотя, если вдуматься, тут на любителя. Но Кошка явно не красавица. Она страшна как смертный грех, и это ни странно. Это дитя подземелий, бледное, замызганное и зачуханное существо, весьма хорошо показанное на обложке. А взамен псевдо кожаного комбидресса предпочитает носить затертое камуфло непонятного происхождения.

К слову сказать, именно в «Кошках-мышках» Анне местами получилось показать мир вселенной таким, каким он и должен быть. Получается такое не у многих авторов, пишущих в постапе. Большинство творцов в первую очередь интересуются и стараются заинтересовать читателей чем? Верно, всего несколькими вещами.

ТТХ вундервафлей, созданных на осколках мира или тех образцов вооружения, что используется сейчас. И наплевать на то, что есть в принципе хорошие справочники или просто каждый новый опус порой повторяет предыдущий.

Описанием монстров, весьма часто смешных в своем гипертрофированном мутационном величии. Авторы создают отряды и виды, наплевав на законы биологии и оперируя священной и сакральной радиацией животворящей. Порой хочется хотя бы прочтения новым автором «Мифов Древней Греции» авторства Н.А. Куна. Для того, чтобы монстры выглядели реалистичнее, что ли.

Ну и якобы романтикой мира, выживающего после Катастрофы. Не той романтикой, что вела в свое время вперед первооткрывателей новых территорий, нет. Той якобы романтикой, в которой живут сильные люди, спасающие …. Тут уж что хочется автору. Вот и все, что предлагает большинство творцов.

Анна Калинкина же, опираясь на имеющийся и проработанный мир со своими законами, умудряется лавировать на грани между трэшем и искусством реалистичности. Той, что свойственна именно погибающему миру, сошедшему с ума и живущему по новым законам. И несколько персонажей книги тому полное подтверждение.

Спивающаяся марамойка Регина, торгующая собой. Нет клиентов на уже немолодое тело? Найдутся клиенты на молоко, производимое этим же телом. Что в ней реалистичного? Все чрезвычайно просто.

Вы сами отдадите ребенка, за которого пусть и глупейше, но чувствуете ответственность, бомжихе, алкоголичке во дворе, да хотя бы просто якобы сердобольной соседке? Нет. А здесь – да. Оно вполне легко объяснимо. При нехилой протяженности мира московского метро, оно замкнуто и ограниченно анклавами обитания обычных людей. И спившаяся мазель, вроде бы запросто могущая продать ребенка в нашей действительности, вряд ли сделает это. Потому что потом будет нож, заточка, удавка, отрезанные пальцы или чего хуже. И она это знает. Так что данная незамысловатая вроде бы сцена получилась такой, как надо. И оно хорошо.

Сталкер Вотан. Еще один персонаж, что может показаться натянутым в своей якобы «благородности», но таковым и являющийся.

По своему, в данной ситуации и данном мире Вотан насквозь органичен и осязаем до настоящего. Подобных персонажей хватает в нашей жизни и сейчас. Тех людей, что хотели бы идти за горизонт, открывая новые земли, воюя, грабя и убивая. Да-да, именно так. Это называется авантюризмом. И уж если кто-то обзывается именем Отца богов, самого великого аса, то психология его изначальна та, что именуется дикарской.

По этой причине, памятуя о прошлом, зная о награде за голову Кошки, он и дает ей возможность, предвкушая в дальнейшем и славную охоту, и добрый поединок с сильным соперником. И оно не менее хорошо.

Именно подобные нюансы делают рядовую книгу популярного жанра чем-то большим. Анна, как автор, растет, и это хорошо. Хотя мне, очень субъективно, хотелось бы большего.

Хотелось бы больше безнадеги. Больше злости и жестокости. Больше первобытных инстинктов. Почему? Потому что мир Метро уходит к эпохе, фигурирующей в учебниках истории с таким определением основного занятия человечества, как «охота и собирательство». Потому Кошка могла бы:

Плюнуть на обоих младенцев и уйти.

Нахаркать на очередную Избранную в лице Нюты и думать о себе, удирая от Роджера.

Смачно обплевать жителей умирающей станции и пойти дальше.

Из всего этого Кошка выбрала только уход после относительного спасения Планерной. И это правильно. Потому как Кошка героиня серии Метро 2033. А когда кому-то хочется жестокости и жесткости, тогда на свет появляется Артем Мичурин и Коллекционер.

Меня чрезвычайно порадовал тот факт, что героиня «Кошек-мышек» оказалась той, кем ее сделала автор. То есть не пресловутым ГГ существом, убивающим врага «молниями из глаз и громами из собственной задницы» (с), а обычным человеком. Очень правильный пример создания на небольшом фундаменте основательной байки, перешедшей из разряда сплетни в легенду. Монструозная личность оборотня Кошки под пальцами автора Калинкиной, нажимающих клавиши, становится потертой жизнью, но остающейся очень доброй девушкой Катей. Или Леной. Или Олей. Да хоть бы и Инессой, то не суть. И это, наверное, единственный момент, заставляющий меня немного морщиться и не так сильно верить Анне, как хотелось бы. Но, если вдуматься, так оно вернее.

Ведь даже в великолепной книге Марии Семеновой, и вовсе не «Волкодаве», а вовсе даже «Валькирии», героиня остается женщиной. Плюя в сторону авторов женщин, многим якобы мужчинам следует помнить о том, что без женщины их и на свете бы не было. И учитывать и другую психологию, и взгляд на жизнь, и прочее, отличное от мужского.

Таки да, следует сказать кое-что еще. Главное в данной книге Анны Калинкиной это то, что автор не побоялась показать восприятие женщиной мужчин. Со всеми сомнениями, ошибками, нелепостями и даже страхами. Потому что какой бы не была окружающая Кошку действительность, ее проблемы являются проблемами любой девушки нашего времени. От такие дела.

Резюмируя можно сказать следующее: Анне Калинкиной следует, возможно, написать что-то другое. Причина проста. Творчество в одной и той же серии затягивает и порой не дает раскрыться тем граням автора, что никак не окажутся в серии на своем месте. Но это субъективно. Начиная читать книгу, мне оказалось тяжело продираться через сумятицу мыслей героини. Дочитав, могу сказать следующее: автор нашла в себе силы сделать ее очень хорошей. Особенно, если учитывать рамки серии. Ну, а если кому не понравилось, то это дело вкуса.

П.С: автору Тимофею Калашникову!!! Уважаемые господа и дама, хочу сказать следующее:

Книга с вашими автографами заняла положенное место на полке с некоторыми экземплярами серии «Сталкер», «Метро 2033», «Кремль 2222», «Едой и патронами» Мичурина и «ВШНБ» Цормудяна. Огромное вам спасибо, трогает, радует и заставляет улыбаться. НО! Наворотили вы в ней столько, что мнение напишу нескоро.

DIXI.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Дочки-матери»

Рецензия на «Метро 2033: Кошки-мышки» Анны Калинкиной

Если у обычного человека всегда можно отыскать в шкафу спрятанный скелет, то у художника определённо неудачные работы. На мой взгляд, обложка к роману «Кошки-мышки» оставляет желать лучшего. И её отталкивающий вид послужил книге плохую службу. Да, я предательски дожидался электронной версии книги… Лишь бы не видеть то изображение, которое стало лицом русского издания.

Продолжаю раскручивать клубок. На обложке изображена довольно неприятного вида девушка. Я уже замечал, что она напоминает наркоманку. В романе же образ Кошки максимально приближается к изображению лишь однажды, вовремя похода на Третьяковскую. Но и тогда очень трудно представить её с тем отсутствующим выражением на лице. Наоборот, девушка представляется более сосредоточенной, более озлобленной, а уголки её губ, как мне представлялось, вытянуты в прямую линию. В остальное же время я почему-то представлял главную героиню вообще как нэкомусумэ. Наверное, виной тому само прозвище сталкерши-мутантки.

Характер Кошки довольно-таки двойственный. Вроде бы она убийца, мутантка, сталкерша, а приглянешься ― обычная девчонка, только с незавидной судьбой. Особенно эти две сущности (!) проявились во время первой экспедиции. Кошка позиционирует себя как проводницу, но я не понимаю, зачем она пыталась водить людей к Изумрудному Городу, если сама дотуда никогда не доходила?! Аналогичное удивление вызвало и повторное предложение своих услуг челнокам, идущим к бандитским станциям. Если девушка там никогда не была, зачем пытается заработать на таком сомнительном предприятии?!

На поверхности сталкерша ведёт себя так, будто бывает там впервые, и лишь удача спасает её всякий раз. В первых главах казалось, что Анна забыла, что помимо Кошки есть ещё несколько человек. Вместо этого она водит её среди каменных скульптур, показывая спектр эмоций, несвойственных человеку, не раз ходившему наверх. Умиление сценой, когда Кошка плачет по утонувшему мутанту, ― тоже не верю, ибо зайцы часто фигурируют в сказках, ― выглядит также натянутым, нереальным. С другой стороны, эти чувства выдают добрую натуру бедной женщины, вот только… Выглядит уже не по-настоящему, увы.

Тем не менее я наконец-то заметил прогресс авторессы. Напомню: пока многие заметили его ещё во второй книге, я не обнаружил подвижек. Теперь вижу! В романе есть сцены, достойные внимания. Градус баек изменён в двух направлениях. Реалистичность постоянно оспаривается, в то время как жуть сходит на нет. Да, и сюжет, что особенно меня порадовало, выглядит гораздо более самостоятельным, нежели у «Царства крыс». Все отсылки к другим романам стали более эфемерными. Сильной осталась, наверное, разве что связь с «Изнанкой мира». (По умолчанию связи внутри Женской трилогии я опускаю.) Есть тут, правда, привет и «Ледяному плену», и «МУОСу», и «Путевым знакам», и «Тёмным туннелям», и «Санитарам», и «Праву на силу», и «Обители снов»… Могу ради прикола ещё заметить связку с «Корнями небес», и на этот раз будет не общий источник вдохновения Туллио Аволедо и Анны Калинкиной, а… судьба Москвы. Есть в третьем романе Анны рассуждение, мол, Москву затопит древнее море. А в видении будущего в итальянской книге фигурирует крупное озеро напротив Библиотеки имени Ленина. Совпадение?

Однако даже имеющиеся связи стали причиной появления фактических ошибок. Скажу о наиболее вопиющей. Та-дам! Кошка рассказывает Сергею про то, что кто-то с Сокола на самолёте улетал в Питер, а потом вернулся на поезде. Не, не спорю. Саша улетел с остальной честной компанией как раз осенью. Вот только вернулся он весной следующего года! Решил мысленно избавиться от этой ошибки, убедив себя, что Кошка слышала сразу две истории путешествий в Северную столицу, которые она услышала вместе и выложила сей гибрид учёному парню.

Кстати, то, что она неровно дышит к Сергею, видно невооружённым взглядом. Вот только как следует Анна не разработала эту любовную линию, что как-то странно! Более того, роман содержит с самого начала намёк на некую тайну главной героини и задел под любовную линию. Аккурат в духе Джеймса Роллинса! Даже возникает ощущение, что роман должен быть ещё раза в два больше, чтобы все детали окончательно встали в предназначенные им пазы.

Впрочем, нет, в два раза увеличивать роман не надо. Он и так больше напоминает лоскутное одеяло. Всё, что происходит после провала первой экспедиции, выглядит как… как задания в социальной игре «Метро 2033», куда разработчики засунули и Нюту! Сделай то, пойди туда… Мелкие квесты в результате образуют совсем неожиданное повествование, но своим присутствуют портят всё впечатление от книги. Особенно лишней показалась последняя глава. Да, Анна расставила все точки над «i» в отношении Планерной, но можно было просто довести историю отношений Кошки и Сергея до логичного конца и оставить их на Тушинской. Но авторесса выбрала свой путь. Почему бы и нет.

Увы, прогресс требует жертв. Именно поэтому лучше всего оказались прописаны образы Кошки и ― долго никого нет ― и Сергея. Остальные выглядит болтливыми статистами, которых не жалко. Ни убивать, ни забывать. Именно поэтому смерть Топтуна (про ещё одну фактическую ошибку Анне не раз говорили, так что будем считать смерть этого персонажа окончательной) не вызвала в душе совершенно никаких эмоций. А ведь когда-то у неё даже второстепенные герои наделялись неким шармом, из-за чего ― даже сейчас ― я всё ещё помню и никак не могу признать смерти Марины, жены бургомистра Тушинской…

В результате плюс на минус дал ноль. Кое-где стало лучше, кое-где ― не очень. Но подозреваю, что с каждым разом читать романы Анны Калинкиной становится всё интереснее и интереснее. А коли она не зареклась больше не писать в серию, в отличие от Андрея Дьякова, то остаётся ждать новых приключений новых героев. И, думаю, очередного прихода в конце действия на станцию Тушинская, где ждут читателя герои предыдущих романов Анны.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх