FantLab ru

Глен Хиршберг «Дети Снеговика»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Голосов:
135
Моя оценка:
-

подробнее

Дети Снеговика

The Snowman's Children

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 29
Аннотация:

Дебютный роман Глена Хиршберга «Дети Снеговика» — это по выражению критиков «современный вариант «Убить пересмешника…», каким его мог бы написать Стивен Кинг». Герой романа возвращается в места своего детства, в пригород Детройта, над которым продолжает витать тень убийцы-маньяка по прозвищу Снеговик…

Номинации на премии:


номинант
Премия Международной Гильдии Ужаса / International Horror Guild Awards, 2003 // Дебютный роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Л. Житкова (1)

Дети Снеговика
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 апреля 2008 г.

Мир населён мертвецами. Они всюду: вы встречаете их, приходя на работу, они едут с вами в метро, окружают вас в кинотеатрах и кафе. Возможно, вы живете в одной квартире с мертвецом, спите с ним в одной кровати. И не мертвец ли вы сами?

Часто бывает, что страшное или радостное событие навсегда приковывает человеческую душу к единственной минуте, дню, месяцу, году. Узы рвутся, и в будущую жизнь уходит мертвец, способный лишь тосковать по утраченному. Он может вернуться в места, где расстался с душой, но обрести её снова – никогда.

Мальчик Мэтти Родс умер, умерли все его друзья. Однако взрослый Мэтью Родс, мертвец, оставляет жену в одиночку справлять Рождество и приезжает в тихий пригород Детройта, где семнадцать лет назад серийный убийца Снеговик убил девять детей. Мэтти даже знаком был не со всеми, но эти призраки ближе ему, чем родители и брат, сгинувшие где-то в настоящем.

А жизнь не остановилась – нигде, ни в ком. Девочка, которая была для героя единственной болезненной любовью, стала женщиной, – но вышла куда-то за пределы времени, в пустоту безумия. Друг, который скатился когда-то по вине Мэтти в наркотический ад, стал спасением для десятков людей. Крошечная закусочная превратилась в огромную сеть ресторанов, аттракционы в детском парке убрали и на их место поставили новые. Родс блуждает по этому новому миру, собирая последние осколки мира старого, где есть место лишь для Снеговика и его детей.

Фантастики в романе никакой, и всё же по фантасмагоричности он едва ли уступает «Сайлент Хиллу»…

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2008 г.

Аннотация на обложке этого романа может ввести в заблуждение, судя по ней, складывается впечатление, что он о маньяке детоубийце. Дак вот, это не совсем так. Маньяк есть, но это не его история. Нет описания кровавых убийств, полицейских расследований, всего того, что бывает в книгах такого плана. Хиршберг написал роман о детстве, дружбе, любви.

Главный герой Мэтти возвращается в места своего детства, его сразу же охватывают воспоминания. Он думал что эта поездка поможет обрести успокоение, ведь всю жизнь он не может забыть прошлое, которое мешает его настоящему. Но, вопреки ожиданиям, все происходит не так как он задумывал, встреча со старыми друзьями не приносит ничего хорошего и Мэтти так и не находит ответов на мучающие его вопросы, еще больше запутываясь в роковых событиях, произошедших много лет назад. . .

Самый интересный и загадочный персонаж — подруга главного героя Тереза. Она немного «не от мира сего», но только одна она с помощью своего ума может вычислить убийцу Снеговика и остановить его. Ее история поражает своей трагичностью, Тереза пережила такое, что переживет не всякий взрослый, и это не могло не сказаться на ее психике.

Все произведения Глена Хиршберга отличает некая загадка, недосказанность. Вот и здесь — все диалоги полны скрытых смыслов, а личность Снеговика так и не открывается.

Ярко изображенна повседневная жизнь детей, все мелочи складываются в одну цельную картину, достоверность которой не вызывает сомнений. Дети обладают совершенно иным восприятием жизни, нежели взрослые. Убийца Снеговик приводит в ужас родителей, а их дети воспринимают его как нечто собой разумеющееся, вроде «буки», которым пугают непослушных детей, не могут в полной мере осознать и понять реальную опасность, которая угрожает им.

Мир детства навсегда закрыт для взрослых, чего Мэтти не понимает, возможно по этому он и несчастен. Лучше всего обо всем этом говорит Хиршберг в тексте: «Детство становится мифом для каждого, кто его переживает. Детство — это не просто некое место, куда нельзя вернуться. Это лихорадочный сон, населенный вполне реальными монстрами, которым мы даже не в состоянии вспомнить, но которые в нас живут. А когда лихорадка прекращается, мы остаемся с горсткой людей, чье значение в нашей жизни отнюдь не пропорционально нашей любви к ним.»

Очень сложно описать те чувства, которые вызывает этот роман. Тонкий психологизм, символичность, эмоциональность — Глен Хиршберг просто виртуоз слова, каких сейчас мало.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2009 г.

Есть такой кинематографический жанр — роуд-муви, «дорожное кино». Чаще всего это фильмы, в которых герой (или герои) едут по дороге, встречают разных людей, по разному на них влияющих. Главная идея такого фильма — в конце дороги герой будет не совсем таким, как в её начале. С таким же успехом, как мне кажется, можно говорить о роуд-бук, дорожной книге. Так ли сложно воплотить основные каноны жанра в литературной форме?

Как раз с формой есть небольшие проблемы. В отличие от классического роуд-муви, главная дорога в книге — не путь в Детройт как таковой, а путешествие в прошлое. И персонажи, встречающиеся герою на пути, соответствующие — люди из его детства, невыразимо изменившиеся за это время.

Можно подумать, что эта книга — воспевание детства, времени без проблем, времени, когда одуванчики еще были желтыми и из них можно было делать чудесное вино, спокойной, размеренной жизни, пропитанная щемящей ностальгией. Но это не совсем верно. Мы видим события двадцатилетней давности глазами взрослого героя. Мы наблюдаем не за детством, а за воспоминаниями о нем. Таким образом, устами главного героя автор рассказывает нам о детстве с высоты своего нынешнего возраста и опыта. Анализирует события, которые были ему не понятны тогда, много лет и зим назад. Единственное, чего он не может — избавиться от давления этих воспоминаний.

Композиция романа достаточно занимательна. Основная сюжетная линия — история 1994 года. Мэтти, главный герой, человек, так и не сумевший ничего добиться в жизни, возвращается в город своего детства чтобы найти там кого-то или что-то. Параллельно мы видим историю 1977 года, той страшной зимы, когда в Детройте орудовал маньяк-детоубийца. Но эта книга — не о поиске маньяка (общеизвестный факт, что Снеговика так и не нашли), она не выдвигает никаких теорий и предположений на эту тему. Главная идея книги — призраки детства, окружающие нас. Единственный способ изгнать их для Мэтти — найти подругу детства, чей образ преследовал его всю жизнь.

Тереза — удивительно яркий и запоминающийся образ. Черная ленточка, непостижимый, ускользающий, почти осязаемый взгляд, блуждающие мысли, запоминающиеся, пугающе притягательные сцены (девочка, стоящая по щиколотку в воде, девочка, упирающаяся коленями в растерзанную грудь человека)...При этом мы видим её глазами Мэтти, который никогда, ни в детстве, ни сейчас, не мог понять её. Таким образом до самого конца эта девочка останется для читателя загадкой, любое решение который лишь разочарует. Наверное, именно поэтому неудивительна концовка романа. Главная интрига — что же случилось с Терезой. Ответ автора (а точнее, его отсутствие) оставляет горьковатый привкус смутного разочарования, но со временем понимаешь — он вполне жизнеспособен.

Итог: Но все же в первую очередь это история не столько конкретно этих детей, сколько самого факта агонии детства. Наверное, у каждого был такой период, когда детство кончилось, а что-то другое еще не началось. Не у многих, подобно Мэтти, есть осязаемая черта, подводящая итог этому периоду жизни, но не это важно. Главное, автор сумел ухватить и довольно точно препарировать именно этот момент. В итоге мы получаем неуютный, несколько тягучий,порою пугающий, но невероятно притягательный роман без малейшего намека на фантастику.

Рекомендация: Достаточно высокая

Вызывает ассоциации с: В чем-то — «Милые кости» Сиболд, «Лезвие сна» Де Линта.

Саундтрек: Fairytale gone bad от Sunrise Avenue

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2012 г.

Говорящие с призраками.

Для меня было настоящим испытанием продраться сквозь снег и тоску этого — признаюсь! — вполне любопытного романа.

Прочие рецензенты уже рассказали о завязке местного действия:

Детройт, 70-ые и 90-ые, детство и осознанные годы трех друзей, маньяк, более похожий на сказочного персонажа из мрачных, но притягательных историй братьев Гримм, серый от страха и снега город, душевная болезнь, двое, взявшиеся за руки, чьи ноги обтекают тиной в озеро.

И скука.

Это неверное слово.

Не то, не звучит, но именно им я определил бы грех, в который впадает этот отличный стилистически и эпизодически роман.

Так плывут против волн из жидкой резины. Вязнут и захлебываются каучуком.

Иногда взлетая над гребнем на серфе блестящего сюжетного поворота.

Здесь живут.

Здесь не развлекают.

Впрочем, рекомендовал бы.

Читайте!

Если любите психологизм, сочные сравнения, погружение и детализацию.

Бегите прочь, если каменеете от скуки и предпочитаете экшен — любой, лишь бы двигалось! — эмо/физика/интеллект — сталкивались идеи, бушевал конфликт, взрывались идеологические позиции.

Здесь — велосипедная экскурсия по городу детства, заставленному гробами и шкафами со скелетами на пружинках.

Бегите!

Снеговик за вашим плечом.

Но обернуться вам просто не дадут.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2010 г.

Мрачный, осенний по настроению роман в типичной для Хиршберга манере пронзительной психологической прозы, не лишенный недостатков новичка, пытающегося сказать сразу слишком много. Хотя классификатор произведения справедливо указывает на реализм, это все-таки роман о призраках, о призраках прошлого, чей непроходящий эффект на жизнь героев глубже любого полтергейста. Хиршберг задает прежде всего себе самому вопрос, нужно ли пытаться исправить ошибки детства, можно ли излечиться от душевных ран, вернувшись к людям, оставленным в прошлой жизни или это лишь усугубит переживания? Каждый из героев через попытки общения с загадочной Терезой по-своему отвечает на этот вопрос.

Скупую форму автобиографического романа Хиршберг превращает в волшебную загадку за счет странного синтеза взрослых аналитических размышлений о своей юности и описания детских чувств, живущих по своей, только детям понятной логике законов мироощущения. Хоть здесь и присутствует на заднем фоне маньяк, похищающий детей, главный саспенс достигается в сценах встреч позврослевших героев, особенно когда Мэтти поднимается по лестнице, чтобы увидеть Терезу, в этот момент физически тяжело читать, особенно если сам когда то испытывал такую ситуацию или представлял в фантазии.

Я редко читаю романы, предпочитая рассказы, потому что только выдающийся писатель может держать равномерно нерв повеcтвования на протяжении нескольких сотен страниц. Хиршбергу пока это не удается, в романе много неоправданных затянутостей и мыслей, которые голодный до читателя автор пытается одновременно выплеснуть. Роману не хватает элегантности и завершенности, свойственных лучшим рассказам из сборника «Два Сэма», поэтому только такая оценка.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2013 г.

Потрясающий драматичный роман. Напряжении, интрига, и волнения держаться с самого начала. Намеки и обрывки воспоминаний все больше интригуют читателя. И мы вместе с героем возвращаемся не только в его родной город, но и в его детство. Тревожное чувство, что грядет нечто трагическое заставляет читать книгу страница за страницей. Своеобразный стиль автора делает книгу не неповторимой и не обычной. Это не просто триллер или драма. Глубоко психологически прописаны персонажи, в них не только веришь, но и сопереживаешь. Один из лучших романов о детстве, но прошлое подано уже через призму воспоминаний взрослого героя.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 августа 2007 г.

Зачем вообще издавать хорошие книги? В случае с «Детьми снеговика» не совсем ясно. Я после прочтения боялся впервые за неизвестно сколько лет. Хорошо еще, что читал летом.

Дал книгу жене, читала двое суток не отрываясь, спросила вчера в первом часу ночи: что такое 1, 2, 6, 24, 120, 720... Я уже почти спал, пришлось вспоминать математику. Получается, что хорошая книга дает среднестатистической российской ячейке общества повод обсудить понятие факториала, лежа в постели (это шутка). Моя оценка 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 января 2013 г.

Даже не могу конкретно сказать, чем зацепила меня данная книга. Но она поглотила меня целиком, создавая ощущение, что не читаешь эту историю, а проживаешь её вместе с героями книги. Атмосфера, чарующая, создающая чувство реальности происходящего, этой зимы, холода, белого снега, хрустящего под ногами. Как верно подметили в предыдущих отзывах, сама история «Снеговика» отходит на второй план, раскрытие всех тайн — не главное в происходящих событиях. Люди в череде этих событий, взрослые и дети, и взаимоотношения, описанные с таким усердием и вниманием к деталям.

За всё вышеперечисленное, за чувства, которые вызвала у меня данная книга — 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 ноября 2010 г.

Молодой парень Мэтью Родс после долгого перерыва приезжает в пригород Детройта, где он провел детство и в связи с цепью трагических событий покинул его в одиннадцатилетнем возрасте по воле родителей.

Такова завязка романа Глена Хиршберга «Дети снеговика»

Очень сложно удержаться от пересказа и восторженных эпитетов, ибо это, пожалуй, единственный роман о настоящей дружбе, который я прочел на сегодняшний день.

Итак, школьные будни объединяют трех детей. Странного мальчика Мэтью Родса, его одноклассницу и подругу Терезу Дорети, и чуть позже к ним присоединяется новичок их класса, чернокожий подросток, переведенный из менее благополучного района Спенсер Франклин.

И начинается эта странная дружба. Этот равнобедренный эмоциональный треугольник по меткому сравнению главного героя.

Но не все у наших друзей радостно и безоблачно.

По улицам города ходит маньяк по прозвищу «Снеговик», который похищает маленьких детей, а спустя некоторое время их находят мертвыми.

Странная девочка Тереза, которая все больше и больше уходит в себя вводя в недоумение своих товарищей.

Эти взрослые, которые почти всегда тебя не понимают.

Я опять же боюсь пуститься в спойлеры, но перед нами практически безупречно написанный и переведенный эмоциональный триллер в духе «Оно» Стивена Кинга, но гораздо более целомудренный и чистый.

Зло здесь не менее загадочно, но автор делает упор на эмоциях и чувствах героев и тех, кто их окружает.

Повествование разделено на две части. Первая это детство наших героев, где происходят основные события романа, и вторая это возвращение Мэтью в места своего детства, влекомого тоской по своей подруге и многолетней эмоциональной рефлексией.

И еще это книга об иррациональности любви. О том что либо она есть, либо ее нет и третьего состояния не дано.

Мне хочется привести небольшой отрывок из этой книги, которых характеризует отношение Мэтью к своим друзьям.

«Я подумал: почему бы нам всем не остаться здесь навсегда? Тереза могла бы разглядывать фотографии и читать книги. Мы со Спенсером делали бы уборку, заправляли постели, задергивали шторы, прячась от света, и каждый день приносили бы ей еду и питье, ухаживали бы за ней как за цветком.»

Именно желание помочь своей подруге толкает Мэтью на отчаянный поступок, который приводит к непредсказуемым трагическим последствиям и в корне меняет жизнь наших героев.

Если вы еще не растеряли веру в людей и вам все еще присущ дух романтизма и самопожертвования, то я смело рекомендую вам эту книгу.

Если вы прожженный циник и прагматик, то я смело рекомендую эту книгу тоже, в надежде на то, что скорлупа вашего цинизма и прагматичности даст трещину.

И еще мне показалось, что этот роман чертовски кинематографичен, и при должном подходе из него может получиться шедевриальный триллер. Во время чтения передо мной так и стояли пейзажи заснеженного американского пригорода и фигурки трех маленьких детей, которых навеки связала череда трагедий пришедших рядом с ними.

Моя оценка, твердая девятка, и только из-за того что первая треть книги немного менее эмоциональна, и действие начинает развиваться ближе к середине повествования.

P.S.И конечно огромное спасибо любимому сайту ,и всем товарищам его окружающим ,ибо без вас дорогие мои я бы никогда не узнал об этой книге и о многих каких еще.

СПАСИБО ВАМ ВСЕМ!!!:beer::beer::beer:

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 февраля 2016 г.

Очень красивый роман. Яркий, чеканный язык. Холодные зимние краски. И грусть, чистая, где-то нежная, где-то жестокая.

Книги нужно читать неспеша, смакуя и пробуя на вкус каждое предложение. Язык романа чем-то напоминает по стилю Брэдбери, выверенный до слова, до буквы. Поэма в прозе.

Отлично нарисован мир детства, очень напоминает «Оно» С. Кинга, его же «Тело». Но в этом романе детство и мироощущение подростков описано таким, как видит его взрослый. Этим книга отличается от романов Брэдбери, или «Тома Сойера» Марка Твена. Начинаешь читать и тут же погружаешься в своё детство, невольно откладывая книгу и вспоминая свои ощущения далеких лет.

Но роман читается медленно,необходимо поразмышлять над каждой страницей, и одолеть его с ходу, за один раз не удасться. А если и прочитать неотрываясь, по впечатления от книги смажутся.

По жанру «Дети Снеговика» трудно классифицировать. Вроде бы присутствует преступления и убийства, но детективная линия здесь не главная. По Детройту действует маньяк-убийца, но и чистым триллером книгу не назовёшь. Скорее, реализм. Психологическая драма. Но есть и приключенческая составляющая. Короче, смесь жанров.

Чем больше читаешь, тем книга становится мрачнее, реалистичнее. Детство главных героев заканчивается, причём не самым приятным образом.

Ну а конец истории по-своему трагичен. Герой нашёл то, что хотел найти все 17 лет, с тех пор, когда он уехал из родного города. Но сказки со счастливым концом не получилось. И ошибок, сделанных когда-то давно , уже не исправишь.

Мрачная, грустная, но красивая и порой добрая книга.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2012 г.

Книга — как мозаика детских волнений и переживаний, которую так и не смог забыть уже вполне взрослый человек. Она о том «когда деревья были большими» или о том «что друзей детства не забывают».

Зачем вообще Мэтью Родс приехал туда, откуда уехал ещё ребёнком семнадцать лет назад ? Он приехал, потому что воспоминания не смогли от него уйти. А вот правильно ли он это сделал — это большой вопрос, на который ответа, наверное, не найдёт никто. Хотя несомненно — это та жизнь или кусок жизни, который не даёт ему покоя и спустя долгие годы....

Читать следует постепенно погружаясь в то, что пережил и переживает главный герой — быстрым наскоком эту книгу не одолеть.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2010 г.

Ниже немало написали хороших отзывов, мало что можно добавить. Но я все равно скажу — мне книга понравилась!

Мэтти возвращается в мир своего детства, в мир первых настоящих друзей и первых трагедий. Здесь, в Детройте 1976-77 годов орудует наводящий ужас маньяк-детоубийца по прозвишу Снеговик. Конечно же, никто не знает как он выглядит, среди его жертв живых не имеется. Ночью маленький Мэтти из окна своей детской всматривается в жаснеженные деревья, наблюдает за вихрем снежинок — не мелькнет ли в свете уличного фонаря фигура монстра в человеческом обличье...

Вообще, роман очень американский. Много мотиваций, ощущений, терминов, которые не вполне понятны. В этом тоже есть своя прелесть, к тому же многие понятия и аллюзии заботливо объясняются сносками.

Язык автора кажется немного странным, таким и остается до самого конца. Все как будто подернуто какой-то дымкой. Хиршберг использует свои собственные воспоминания детства, и это видно — где-то композиционное затемнение, где-то недосказанность, что-то не совсем понятно для детского восприятия. Мотивы психологического триллера весьма удачно расположены в структуре текста — поначалу накал почти незаметен, а ближе к концу доходит до предела. Словом, скучать не приходится.

Отличная атмосфера, мастерски проработанный психологизм, рельефные персонажи и удавшаяся передача детского мировосприятия — книга вполне достойна высокой оценки. Моментами книга напоминает замечательного «Маленького друга» Донны Тартт.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2009 г.

Книга на вкус, как описанный в ней Детройт.

Вроде снег, а бывает тепло. Грязный, зато внутри сверкает белизна.

Читал на фоне собственных семейных проблем — пробрало. Искренность книги притягивает. Пусть даже она порой излишне рефлексивна и облаченна в неоправданно высокий «штиль». На фоне детского сознания главных героев это смотрелось особенно контрастно.

Книга не совсем моя [хоть я и люблю «мальчишечьи ужасы» и «мальчишечьи-что-угодно»], но прочитал с интересом.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2014 г.

Есть книги, которые трудно читать не из-за слога или сюжета, а потому что главный герой вызывает антипатию, а на него закономерно тратится много времени и много букв. Для меня роман «Дети Снеговика» оказался именно такой книгой, и все же я ее дочитала, потому что отлично выписанная атмосфера зимней хмари в душе и в мире того стоила. Ни загадки, ни разгадки, на мой вкус, не получилось (все сюжетные ходы довольно легко угадываются), но ощущение пребывания в книге от этого, пожалуй, только усиливается — словно на два часа делаешься жителем зимнего Детройта и наблюдаешь происходящее: с раздражением или увлеченно, нетерпеливо ожидая развязки или почти равнодушно и в чем-то против воли отслеживая историю соседей по улице. Затягивает, да.

Рекомендовать не рискну, но, если вы быстро читаете, потраченное время, возможно, окупится.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июля 2013 г.

Банальная фраза «Все мы родом из детства» точно описывает суть данного романа, мне очень напомнившего кинговское «Оно».

Главный герой возвращается в места своего детства, где в 1976-77 годах произошли жуткие события, бросившие тень на его дальнейшую жизнь и жизнь его близких.

Что это — попытка разобраться в себе? Попытка все исправить и склеить давно разбитые тарелки? Еще один шанс хоть что-то изменить к лучшему?

Наверное, все вместе. Главное герой попытался и ему это удалось.

Несмотря на холодную атмосферу книги и жутковатые события, я бы назвал роман светлым и оптимистичным.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх