fantlab ru

Дж. Г. Баллард «Хрустальный мир»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.44
Оценок:
140
Моя оценка:
-

подробнее

Хрустальный мир

The Crystal World

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

Невиданная доселе и абсолютно непонятная катастрофа обрушилась на Землю. Планета постепенно покрывается очень красивыми, но смертельно опасными кристаллами. Что это? Новый ледниковый период или неизвестное воздействие Вселенной…

Примечание:

Роман переработан из рассказа «The Illuminated Man» (1964) (Станислав Лем, Фантастика и футурология, книга 1, III. Структура литературного творчества, Генерирующие структуры фантастики).


Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第1回 (1970) // Переводной роман

лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Хрустальный мир
2000 г.
Terra Incognita
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Глобальные катастрофы
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Crystal World
1966 г.
(английский)
The Crystal World
1967 г.
(английский)
The Crystal World
1970 г.
(английский)
The Crystal World
1976 г.
(английский)
The Crystal World
1978 г.
(английский)
The Crystal World
1991 г.
(английский)
The Crystal World
1993 г.
(английский)
The Crystal World
2000 г.
(английский)
The Crystal World
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Так заканчивает Баллард свою ТЕТРАЛОГИЮ катастроф, посвященную четырем превоначальным стихиям. Воздух, вода, огонь и вот — земля, в виде хронокристаллов. Если первые романы Дж.Г. были безупречны, каждый в своем роде, то к «Засухе» и «Кристалличекому миру» есть определенные вопросы.

Прозвучали обвинения в скучности и медлительности повествования. У меня обратный протест — слишком много движухи!

Начинается роман по-баллардовски прекрасно, с описания большой тропической реки, городка, утопленного в джунглях, путешественников и местных жителей на полном расслабоне. Баллард — стилист божественного уровня, и хочется, чтобы он продолжал бесконечно в том же духе плодить описания, вызывающие тревогу, томление духа и неясные ожидания.

Но вот внезапно начинается дурацкая схватка двух антагонистов второго плана — Вестресса и Томерсена. И их-то противостоянию над телом местного извода Спящей Красавицы и посвящена большая часть книги. Это какая-то нелепая пародия на «Идиота» Достоевского, она сбивает меланхолический настрой ожидания неминуемой гибели мира.

А хочется больше читать о проказе, поразившей планету, о предсмертных любовных похождениях доктора Сандерса, о чудесах кристаллизующейся вселенной. Баллард даже своему фирменному слиянию внутреннего пейзажа психики и внешнего пространства уделяет меньше внимания. А жаль.

Впрочем, в романе достаточно чарующих описаний (иногда кажется, что Коппола для своей вьетнамской эпопеи и этой книгой вдохновлялся, много перекличек), есть красивые декадентские женщины, невероятные хронотрясения, страшные картины безумия и деградации. То, что психопатологу универсума Балларду удается лучше всего.

Книга очень хорошо зашла в удушающую жару, когда 35 по Цельсию в тени. Плавящиеся мозги верили всему, что рассказывает любимый автор. Если бы не избыток ненужного экшона, поставил бы высший балл. Но книга и так чертовски хороша!

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно занятный роман о надвигающейся катастрофе, причем природа катастрофы нетривиальна. Как обычно у Балларда, в центре романа — обычный человек, не супермен, у него даже оружия никакого нет. Вот реакция этого обычного человека на рушащийся вокруг него мир и составляет сюжет романа.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова, как в «Затонувшем мире», автор изучает проявление человеческого характера, находящегося в состоянии смертельного противостояния с силами природы, которым он заведомо проигрывает. Поражение и смерть предопределены. И в этой ситуации естественно обостряются все психологические особенности человека. С другой стороны, если читать эти произведения подряд удовольствие заметно ослабевает. Уж слишком много повторяющихся элементов, равно, как проявлений характеров героев. А это уже утомляет и порой заставляет читать через строчку. В то же время роман достоин прочтения и формирования собственного взгляда на творчество автора.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Восхитительный роман.Его неторопливый слог вовсе не вызывает скуку.Поэтичный стиль.Грозная,гибельная красота покрывающей весь мир кристаллической проказы.Боллард,как всегда- мастер слова.Кстати,прочитав этот роман,я сразу понял откуда В.Головачов взял идею нагуалей,которые он описал в Хрониках Реликта.Я не хочу его обвинять в плагиате,но сходство описания нагуалей и кристаллов Болларда просто поразительное.Не поленитесь,прочитайте эти два произведения и сравните.Некоторые детали совпадают один в один.Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров.

1.У Болларда кристаллы описаны как прозрачные и колючие.У Головачёва- нагуали невидимые

и колючие.

2.У Болларда кристаллы разрастаются и грозят покрыть в короткий срок всю Землю.У Головачёва нагуали ведут себя также.

3.У Болларда кристаллы- это разновидность изменённого пространства.Головачёв называет нагуали вторгнувшимся в нашу Вселенную пространством иной Вселенной.

4.Боллард называет кристаллы раковой опухолью поразившей Вселенную.Точно так же называют нагуали герои «Хроник Реликта»5.В романе Болларда кристаллизация не ограничвается Землёй.Кристаллизуются также другие звёзды- в том числе и наше Солнце- а также другие галактики.А возможно и вся Вселенная или огромная её часть.Аналогичная картина наблюдается в «Хрониках Реликта»,правдатам бедствие описано более подробно.Но суть та же: сростки нагуалей опутывают Солнечную систему,разрушают звёзды,пронзают галактики.А область распространения нагуалей колоссальна- она простирается на миллиарды световых лет.Всё это заставляет задуматься а не позаимствовал ли В.Головачёв кое-какие идеи для своей эпопеи из малоизвестного в общем-то романа Д.Болларда?Если всё вышеперечисленное всего лишь совпадение,то очень странное.В принципе это не единственный случай,когда плоды творчества отечественных писателей похожи на произведения зарубежных корифеев фантастики.Взять хотя бы «Малыш»

братьев Стругацких и «Пришелец в земле чужой»

Р.Хайнлайна- и там и там общая тема космического Маугли- выкормыша таинственной внеземной цивилизации.Но это,как говориться,совсем другая история,требующая отдельного разговора.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Грустная хорошая книга о конце света. Баллард написал на эту тему два романа — «Хрустальный мир» и «Утонувший мир», оба спокойные, неотвратимые, медлительные, философские. Постепенная кристаллизация мира, обращение его во внутренний свет является основным действием, герои на этом фоне — просто игрушки, статисты, которые один за другим попадают в кристальную крепость и превращаются в драгоценные камни. Баллард не просто так делает героя врачом, работающим с прокажёнными. Весь мир постепенно покрывается драгоценной проказой — и нет такого лепрозория, чтобы удалить его от самое себя.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

На взгляд современ. читателя, Баллард — скучноватый автор, хоть и классик «новой волны»: мало экшена :smile:, повествование затянуто, идея романа тянет на рассказ. И все равно прочитал с удовольствием. Прежде всего за великолепный стиль. Как оигинала, так и блистательного перевода Лапицкого (он же делал «Князя света»). Любите вкусное и неторопливое чтение — этот роман для вас.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх