FantLab ru

Дж. Г. Баллард «Бетонный остров»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Голосов:
114
Моя оценка:
-

подробнее

Бетонный остров

Concrete Island

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Урбанистическая робинзонада, драматическое исследование положения человека, оказавшегося один на один с бетонными джунглями,- от одного из наиболее уважаемых и влиятельных британских авторов конца XX века. Второй роман в условной 'трилогии городских катастроф', связанной отнюдь не общими действующими лицами, но идейно и тематически; в трилогии, начатой скандально знаменитой «Автокатастрофой» и завершенной «Высоткой».

Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1985 // Научная фантастика - Роман (Великобритания)


Издания: ВСЕ (5)

Бетонный остров
2003 г.
Homo Incognitus
2018 г.
Бетонный остров
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Concrete Island
1974 г.
(английский)
Concrete Island
1974 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

C этим романом у меня связано личное воспоминание. В 70-е годы выходили такие зелёненькие книжечки, типа аннотированных каталогов, «Современная художественная литература за рубежом». Не знаю, для чего они были предназначены, книги, описанные в них, почти никогда не переводились на русский. Так вот, в одном из этих каталогов была краткая рецензия на «Бетонный остров». Я тогда, в конце семидесятых, о Балларде знать не знал (на русском был издан только «Садок для рептилий» в журнале «Англия», он меня потряс, но автора я не запомнил по малолетству), но сама сюжетная ситуация «Бетонного острова» меня поразила самым серьёзным образом. Я не мог избавиться от этого сюжета всё думал о нём, иногда даже видел в ночных кошмарах и обнаруживал его отражения то тут то там.

А потом прочитал. Для книги, которая придумана в голове читателя ещё до того, как он её открыл, это серьёзное испытание — сравнивать реальность с идеалом, с нафантазированными образами. Я ждал, что «Бетонный остров» будет шедевром. И знаете? Роман оказался лучше, чем я ожидал.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Баллард всегда умел написать так, чтобы остаться в памяти. Первая книга этой «городской» серии, знаменитая «Автокатастрофа», мне не понравилась. Мне было скучно, неприятно, противно. Но я запомнил. Я запомнил слова, жесты, движения, и я подумал, что тоже выберу себе катастрофу, в которой так или иначе погибну. Потому что это талантливая книга. «Бетонный остров» — проще, компактнее, но тоже остаётся в памяти. Мужчина, преуспевающий архитектор, попадает в аварию и оказывается волей судем заперт на бетонном островке между трёх автострад. Это история о том, что все мы живём на этом островке — только до поры до времени не хотим этого понимать.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В гигантском Мегаполисе-муравейнике будет жить-существовать маленький человек. Однажды его выбросит на клочок асфальта между полос нескончаемого автодвижения... дальнейшее сведётся либо к обустройству жизни на «необитаемом» острове, либо к схватке с «кровожадными дикарями» — уличными бандами — и встрече с Пятницей, предпочтительно женского пола. Такая робинзонада рисовалась в воображении до чтения книги...

Поначалу, обманувшись в ожиданиях, испытываешь разочарование. Никакого грядущего, никакого всепланетного города, никакого острого сюжета, даже никакой фантастики... Все происходящее, несмотря на реализм, кажется надуманным, странным: странное время, странные декорации, странные поступки и отношения.

Время.

Действие книги происходит в 1973-м, но словно бы сейчас или где-то в механизированном будущем. Кругом непрестанное автодвижение, звуки радио, городской шум, вечный бег, незнакомая жизнь... Только мобильников еще нет — да с ними эта история показалась бы совсем уж странной.

Декорации.

Герой-архитектор на первой же странице попадает в аварию. (легкий хлопок, встряска, свист выходящего из проколотой шины воздуха, треск)

Машину выбрасывает на пустынный клочок на пересечении магистралей, но сам герой отделывается легкими повреждениями.

(здесь шум смолкает, играет тихая музыка, не предвещающая ничего хорошего)

Окружающая картина прорисовывается не сразу — сначала представляется, что нас окружает только бетон и асфальт, бесконечный поток машин. Потом в фокус попадают рекламные щиты, ограждения, металлическая сетка, трава, мусор, бетон, ржавщина, какая-то свалка вселенского масштаба. Вскоре выясняется, что вокруг не пустое безжизненное пространство, а целый остров, на котором находится даже заброшенный кинотеатр. Когда-то здесь была цивилизация...

Можно ли встретить такое запустение вблизи шумного города? (Лондон совсем рядом — герой видит даже окна своего офиса). Почему бы нет? Современникам виднее, а они не нашли этот роман чересчур фантастическим.

Все меняется на наших глазах — в тех местах, где во времена детства плавали на лодке и ловили рыбу, двенадцать лет спустя паслись лошади, а теперь протянулось автомобильное шоссе... Депрессивные районы приходят в упадок не только здесь и сейчас. Почему бы не случиться такому вблизи Лондона 1970-х?

Поступки и отношения.

Хотя герой не невидимка, до него никому нет дела, его призывов о помощи не слышат и не хотят видеть — проезжающие иногда останавливаются поглазеть, кидают объедки, приветливо машут рукой и уезжают по своим делам. Увы, и этим нас не удивишь... Баллард признавался, что главная цель всех его произведений — исследование всеобщего отчуждения. (см, например, London orbital by Iain Sinclair)

Постепенно проникаешься мыслью, что всё это не просто впечатления человека, попавшего в автомобильную аварию, а вневременная аллегория об одиночестве, притча о том, как нелегко найти общий язык с окружающими — и всё становится на свои места. Главное здесь — не действие, а атмосфера, не трезвый взгляд в будущее, а эмоции — чувство тотального одиночества, от которого нельзя убежать, о котором можно только забыть на время.

Мы подсознательно хотим одиночества — и мы его получим, но всё окажется не так, как нам бы хотелось.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Для любителей находить скрытые символы.

. В романе это треугольник: остров скорее всего имеет треугольную форму, поскольку находится на пересечении трех дорог

. ГГ сбежал от одного треугольника (он, жена и его любовница) только затем, чтобы угодить в другой

. авария происходит в четверг, накануне пятницы (Робинзон+Пятница)

Самое сильное у Балларда — рассказы. Но иногда стоит почитать и крупную форму — некоторые страницы оправдывают ожидания.

Отсылкой для книги послужили реальные события — после предыдущего романа «Автокатастрофа» писатель угодил в аварию.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Началось прям как залихватский survival-horror в духе Кинга. Менеджер гонит на своём ягуаре по скоростному шоссе, но на одной из развязок он слетает с трассы и сваливается в треугольную зону заросшую травой. С двух сторон высокие стен, а с третьей крутой склон из осыпающейся земли. А наш менеджер здорово поломал ногу и еле ходит. Взобраться наверх нет никаких сил. И вот он начинает искать как выбраться, ибо пить-жрать совсем нечего, кругом трава, мусор и ржавые обломки...

Первая половина прям очень понравилась. Невольно вспоминается рассказ «Тот кто хочет выжить». Выживание офисного планктона в экстремальных условиях это всегда интересно. Со второй половиной романа чуть сложнее. У героя начинает ехать кукушка, ну и у меня соответственно тоже. Прикольно конечно, хотя я люблю чистый survival. Удивляет, что так мало оценок. Всем читать срочно!!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот умеет автор показать обычные места, вещи и явления с необычной стороны. Вроде ничего особенного: архитектор попадает в ДТП и его автомобиль выбрасывает на ничем не примечательный клочок земли, отрезанный от остального мира магистралями. Но в результате вынужденного сокращения его ареала перед ним раскрывается целый мирок. Плюс встает масса психологических вопросов.

Оценка: 8
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ни грана фантастики, зато буйные байки из сумасшедшего дома — в изрядном количестве. Ноль сюжета. Не зря об этой книге критик Глеб Елисеев сказал: «Тот из фантастов, кто хочет перейти в мэйнстрим, должен научиться писать хуже, чем когда он был фантастом».

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх