FantLab ru

Алексей Николаевич Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Голосов:
1628
Моя оценка:
-

подробнее

Гиперболоид инженера Гарина

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 164
Аннотация:

В 192* году на заброшенной даче в Ленинграде происходит убийство. Василий Шельга, сотрудник уголовного розыска, в подвале того же строения находит следы каких-то странных физико-химических опытов. Предполагается, что убитый — некий инженер Петр Петрович Гарин, работавший над созданием тепловых чудо-лучей.

Примечание:

Вместе с подзаголовком «Роман в трех книгах» опубликован: книга первая — «Угольные пирамидки» — в журнале «Красная новь», 1925, №№ 7 — 9; книга вторая — «Сквозь Оливиновый пояс» — в том же журнале, 1926, №№ 4 — 9. В 1927 году в журнале «Красная новь», № 2 (февраль), опубликован новый текст под заглавием «Гарин — диктатор» и с подзаголовком «Новый вариант конца романа «Гиперболоид инженера Гарина».

А. Толстой перерабатывал «Гиперболоид инженера Гарина» четыре раза.

В издании 1927 года дана авторская дата написания: «Май 1925 — декабрь 1926 год».

Последнее прижизненное издание — «Советский писатель», 1939.


Входит в:

«Театр FM», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 257

Активный словарный запас: высокий (3219 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (36%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Гиперболоид инженера Гарина» 1965, СССР, реж: Александр Гинцбург

«Крах инженера Гарина» 1973, СССР, реж: Леонид Квинихидзе



Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.

Издания:

Гиперболоид инженера Гарина
1927 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1933 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1936 г.
Полное собрание сочинений в пятнадцати томах. Том 5
1947 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1954 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1955 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1956 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1958 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4
1958 г.
 Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
1959 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1959 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1961 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1962 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1963 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 2
1964 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1966 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1970 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 3
1972 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1974 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1975 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1976 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1976 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина.
1977 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1977 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1977 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1978 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1978 г.
Избранное
1980 г.
Избранное
1980 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1982 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Выпуск 1
1982 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина. Союз пяти. Бунт машин
1983 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1983 г.
Собрание сочинений в десяти томах. Том 4
1983 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1985 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1986 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1987 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Гиперболоид инженера Гарина
1988 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Рассказы
1988 г.
Алексей Толстой. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1995 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1998 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
1999 г.
Собрание сочинений в 3-х томах. Избранное. Том 2. Гиперболоид инженера Гарина. Повести и рассказы
2000 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2001 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2002 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Гиперболоид инженера Гарина. Повести и рассказы (1923 – 1924)
2002 г.
Похождения Невзорова, или Ибикус. Гиперболоид инженера Гарина. Эмигранты. Рассказы
2003 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2004 г.
Избранные сочинения в трех томах. Т. 2
2004 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2006 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2008 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2009 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2010 г.
Союз пяти
2010 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2011 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2014 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2016 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2016 г.
Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита
2016 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2017 г.
Аэлита. Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2018 г.

Аудиокниги:

Гиперболоид инженера Гарина
2005 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2007 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2008 г.
Гиперболоид инженера Гарина
2009 г.
Гиперболоид инженера Гарина  (аудиокнига MP3)
2009 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2010 г.
Шедевры советской фантастики
2010 г.

Издания на иностранных языках:

El hiperboloide del ingeniero Garin
(испанский)
El secreto de los rayos infrarrojos
1931 г.
(испанский)
El secreto de los rayos infrarrojos
1933 г.
(испанский)
Хиперболоид инжењэра Гарина
1951 г.
(сербский)
Inžinieriaus Garino hiperboloidas
1957 г.
(литовский)
Hiperboloid inženjera Garina
1958 г.
(сербский)
Insener Garini hüperboloid. Aeliita
1958 г.
(эстонский)
Inženiera Garina hiperboloīds. Aelita
1959 г.
(латышский)
L'Hyperboloïde de l'ingénieur Garine
1959 г.
(французский)
El hiperboloide del ingeniero Garin
1964 г.
(испанский)
Гиперболоид инженера Гарина
1964 г.
(азербайджанский)
Paprsky inženýra Garina
1965 г.
(чешский)
Аеліта. Гіперболоїд інженера Гаріна
1984 г.
(украинский)
Engineer Garin and His Death Ray
1987 г.
(английский)
El hiperboloide del ingeniero Garin
1988 г.
(испанский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жаль, что сегодня редко вспоминают эту книгу, хотя история о ярком взлете и катастрофическом падении, о безумных мечтах и их исполнении, о Гении и Злодействе, о человеке, растратившем свой талант в погоне за богатством и властью — один из лучших советских фантастических романов первой половины 20 века!

В «Гиперболоиде» поразительно смешаны самые разные жанры и направления. Хотите настоящей фантастики? Пожалуйста, вот Вам научное открытие, новая производственная технология и, одновременно — мощное оружие. Любите детективы? Будет и это: расследование убийства, перестрелки, засады и погони, гангстеры. Нравятся шпионские триллеры? Как Вам противостояние разведок и подковерная борьба? Даже для любительниц любовной лирики есть, что почитать. Здесь будет коварная красавица, корыстная любовь, интриги и заговоры. Не будут обделены поклонники боевиков, получив перестрелки и взрывы заводов, а любители социального направления смогут насладиться восстанием пролетариата и торжеством справедливости.

И действие соответствует такому смешению жанров. Мы оказываемся то в Ленинграде, то в Париже, то мчимся на поезде через Европу, то плывем на океанском лайнере. На нас обрушивается то грохот большого города, то тишина затерянного в океане островка. Роскошные интерьеры европейских ресторанов сменяют мрачные подземные туннели шахт Оливинового пояса.

И герои! Один только Гарин чего стоит! Такой запоминающийся образ: живой ум, бьющая ключом энергия, безграничное воображение, огромный талант не только ученого, но и администратора. Ведь какие уникальные способности нужны были для того, чтобы воплотить безумный проект в жизнь! И все это в сочетании с эгоизмом, беспринципностью, жестокостью и жадностью. Но все же — такой обаятельный и привлекательный персонаж/Вспомните, хотя бы Гарина в исполнение Олега Борисова/, которым восхищаешься даже, несмотря на все его недостатки.

И такой замечательный финал: приговор выносит и приводит в исполнение сама Природа, изолируя Гарина от мира на необитаемом острове, оставляя его мучиться от бессилия и бесплодных сожалений о своих ошибках и растраченном по пустякам таланте. Гений и Злодейство, действительно, оказались не совместимы.

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. В отличие от той же «Аэлиты» он и сейчас смотрится вполне современно. В свое произведение Толстой щедрой рукой вбросил множество интересных научных идей. Помимо самого гиперболоида тут и оливиновый пояс, и сверхглубокие скважины, и новейшее вооружение. Очень колоритными получились персонажи романа — роковая красавица Зоя, коварный Гастон, непробиваемый Роллинг. И всех их сокрушает с виду неприметный Гарин — претендент на звание сверхчеловека. Но и его ждет незавидная участь. Воистину, Толстой предвосхитил свое время не только в изобретениях, но и в социальных прогнозах. Хотя без прославления торжества коммунистических идей роман тоже не обошелся.

Приключенческая составляющая романа очень хороша — динамичная с интересными поворотами сюжета, с постепенным переходом от погони за опасным преступником до противостояния всемирного масштаба, и до сих пор читается с большим удовольствием. Но романе затрагивает и весьма серьезные вопросы, например, о противостоянии личности и общества.

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Периодически перечитывая «Гиперболоид инженера Гарина» не устаешь удивляться мастерству А.Толстого, его умению даже обыденные вещи приподносить интересно, нестандартно, добиваясь перед глазами читателей четкой картины. И конечно умению плести нить сюжета. События на Крестовском острове, история с лодкой, дачей и двойниками уже заколдовывают читателя. Убитый лежит привязанный к кровати бородкой кверху. Таинственный подвал с со следами химических опытов. Василий Витальевич Шельга входит в эту историю с велосипедом в руках. Не супермен или отличный сыщик. Самый обычный парень тех лет. Но стилизируя свое произведение под «кинороманы» 20-х годов, под повести в духе «красного пинкертона», Толстой наделяет своего героя неутомимостью, мужествои и отвагой, даже знанием «иностранного языка». Шельга оказывается не так прост. Его имя и фамилия напоминают политического деятеля Василия Витальевича Шульгина. Что заставило Толстого так написать? Загадка... Еще один легендарный, поистине незабываемый герой. Сам Петр Петрович Гарин, он же Пьянков-Питкевич. Хитрый лис, авантюрист до мозга костей, не лишенный таланта, демоническая личность. Сама фамилия Гарин напоминает что-то черное, дьявольское. Похититель идеи Манцева, создатель гиперболоида. Он наиболее интересен в первой части романа. Если сцена на почте с Тыклинским и его побегом не очень удалась автору(есть что-то калейдоскопическое), то встреча Гарина с Шельгой, а далее — Гарин один, в своей комнате — написаны блестяще, их интересно перечитывать. Еще ряд важных сцен, написанных Толстым просто захватывающе. Это когда Зоя входит в номер Гарина и видит мертвого Виктора Ленуара. Знакомство Гарина с Зоей. И центральная часть этой «фантастической оперы» — сцена в загородном доме, нападение на двух любовников — авантюристов Гарина и Зою. Действие гиперболоида описано волшебно, но и жутковато. Спички немного снижают магию. Но гудение пламени в аппарате, острый его луч, на пути срезающий лампочку на шнуре — все это сделано писателем волнующе и мастерски. Не знаю у современных авторов чего либо подобного. Недаром Иван Алексеевич Бунин восхищался стилем «Алешки» Толстого... Очень еще нравятся эпизоды, связанные с поисками Гарина и его гиперболоида Хлыновым и Вольфом. Здесь много интересных деталей. Видишь перед собою эти горы, веранду кафе, луч, прорезающий темноту ночи. Великолепный персонаж капитан Янсен. Потомок викингов. Его предка Толстой вспомнит в «Петре Первом». Сцена с Янсеном в мокром костюме, подчеркивающем его мускулистую фигуру, в туфлях на веревочной подошве, когда он легко расправляется с Тыклинским, освобождая Зою — в детстве просто восхищала! ...Смешивая захватывающий коктейль из «красного детектива», авантюрного романа и памфлета, Толстой вдруг добавляет странички как-будто из обычного реалистического произведения. Это история с мальчиком Ваней и с Тарашкиным. И описание похода в Сибирь на поиски Манцева. Здесь видно мастерство Толстого — реалиста. Украшением романа является образ Зои Монроз. Писатель любил создавать образы женщин, побывавших в седле на фронте, обожженных революцией и войной. Это и сама Зоя, и Ольга Зотова, и Катя и Даша Булавины. Незабываемые женщины Толстого... Склонен считать, что события на Золотом острове, да и вообще вся часть этой «фильмы» под названием «Гарин-диктатор», менее удалась автору. Здесь много чисто сатирического, а кинематографичность действия снижает художественность. Эта часть написана наспех. Но Толстой оказался пророком. Его роман — предупреждение о появлении опасных людей, склонных к диктатуре , стремящихся поставить науку на службу Злу во имя торжества собственных захватнических целей. Торжество таких людей родит знаменитых диктаторов ХХ века. Это не утратило актуальности и до сегодняшнего дня.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из самых причудливых соцреалистических романов из тех, что мне вообще доводилось читать. Вернее, большая часть романа откровенно авантюрно-криминальная (с ароматом соцреализма) и лишь ближе концу набухают все любимые образы соцреализма (не без аромата авантюры). Это как-то странно: авантюрно-криминальные романы, один из самых популярных низкопробных жанров (как классно над ним издевался Вудхауз всего за два года до выхода «Гиперболоида») потихоньку загнивающего «буржуазного мира», откровенно использовались для соцреалистического произведения, собственно, для критики этого «гниения» – все равно, что снимать порнографию, проповедующую пуританство (хотя было бы весело). С другой стороны, возможно, в какой-то мере это объясняет популярность «Гиперболоида» в СССР, особенной среди подростков – авантюрно-криминальный жанр в России не был развит так, как на западе, и читатели чаще всего не знали, откуда кусками копипастит А. Толстой, а сам жанр простенький, неприхотливый, но «увлекательный».

Я так рад, что этот роман прочитал довольно поздно, он не задел меня в нежном наивном возрасте, а сейчас я читал его, уже знакомый с ширпотребом начала 20 века. Так все знакомо! Я все ждал, когда появится обычный по тем временам хитрый китаец или индус «с кривым кинжалом», но Толстой поступил хитрее – есть немного устаревший Гастон с навахой. А. Толстой заимствует все подряд (как и было принято в этом жанре): образы, стиль, персонажей, ситуации и положения. Самый никакой персонаж, конечно, Зоя Монроз (она же мадам Ламоль): конечно же сказано, что она умна и нее богатая фантазия, но ни того, ни другого автор показать не удосужился, на Золотом Острове Зоя ведет себя как обычная (по тем временам) проститутка, с набором обычных фантазий (и как всегда: «она почувствовала себя актрисой»). Но такой персонаж всегда нужен для авантюры – он всех «обольщает», мужчины аккуратными пачками складываются у ее ног, становятся ее «преданными рабами» (типажи вроде Гастона и Янсена). Роллинга, этого персонажа, про которого все говорится, что он «как бык», придумал то ли Бальзак, то ли А. Доде, и этого быка-миллионера в авантюрно-криминальных драмах грабил и обманывал чуть ли не каждый второй, да, и самой главное – у них уводят любовниц, вот этих вот роковых Зой. Шельга – такой Шельга, он из другой оперы, тут все просто: чеканный образ коммунистического борца – он и целину поднимать может, и мировую революцию устраивать. Гарин куда интересней – он персонаж другого ширпотреба, тут Толстой, конечно, опередил свое время, Гарин, скорее, подходит на роль злодея для Джеймса Бонда: хитрый утопист при помощи какой-нибудь вундервафли побеждающий весь мир. Хотя Толстой его изрядно попортил, заставив произносить для того времени стандартные телеги об относительности морали (особенно после спасения Шельги из воды).

Все же Толстой мастерски сочетает жанры: собственно гиперболоид, Оливиновый пояс – все эти элементы фантастики смотрятся очень органично, сюжетно оправданны и четко привязаны, я бы сказал не хуже, чем у Жюль Верна. Но вот сочетание агрессивного соцреализма и подчеркнуто буржуазного жанра авантюрно-криминальной истории? Да в общем-то ничего странного, эти истории происходят от автора, несущего сомнительное звание «основоположник массовой литературы», Эжена Сю (а его русский клон – Крестовский), а он воровал у «критических реалистов», то есть, на самом деле, критика «буржуазии» изначально присутствует в авантюрно-криминальной истории. Это очень удобно – завистливо описывать «роскошь» и «разврат» (как театры с «голыми бабами» куда ходят Зоя и Роллинг), а потом все сладостно критиковать, да и мода такая была на западе – критиковать проклятых богачей. Так что тут Толстой поработал отлично – он нашел что-то общее у противостоящих литературных идеологий, его не смутило, что в западных авантюрно-криминальных историях то и дело появлялись злобные и хитрые агенты совдепии, он ловко, без зазоров и видимых швов спаял два, казалось бы, противостоящих жанра.

Что касается стиля, то тут все просто: одни штампы, легко разделяющиеся на «авантюрные» и соцреалистические. «На нее бешено обращали внимание»: само собой, это про Зою, и вроде это калька из французских авантюрно-криминальных историй. «Днем бульвар Клиши казался поблекшим, как декорация после карнавала», «Янсон, спасите меня от меня самой» (а вот эту фразу со времен Достоевского просто обязана сказать всякая роковая). А из соцреалистических самый милый штамп: «Баста, довольно болтовни. За дело, ребята!», так положено говорить настоящим пролетариям, прекращая меньшевистские настроения (в «Гиперболоиде» так выступает «рослый шахтер», прекращая колебания менее классово сознательных).

Причудливая смесь, в целом очень толково поданная, и совершенно вторичная (а по сути «третичная»), но, одновременно, новаторская в области литературных поделок.

В целом, очень смешно. Но Скууууууучно!

Оценка: 1
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гения от безумца отделяет тонкая грань морали. Все гении эгоцентричные и самовлюбленные, наверное, потому что с детства они чувствуют свое превосходство. Но разве в своей собственной системе координат они не остаются честными, благородными, они восхищаются другими. Именно Гарин смог оценить чужой гений. Именно этот сумасшедший ученый смог собрать воедино разрозненные мысли и осуществить свою мечту.

Я не могу осуждать его, особенно после:

— Чудак вы, Шельга... Зачем же я должен поступать логично?.. Я не учитель математики... До чего ведь дожили... Простое проявление человечности — и непонятно. Какая мне выгода была тащить за волосы утопающего? Да никакая... Чувство симпатии к вам... Человечность...

И ведь он даже Шельгой восхищается, его стойкими моральными принципами.

В конце концов, у каждого своя мечта, кто-то мечтает о Советской власти на всей Земле, а кто-то хочет просто урвать у жизни большой жирный кусок.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, именно с этой книги началось моё знакомство с НФ. Мне попало в руки адаптированное детское издание 1978 года, серия «Школьная библиотека» (кстати, такой вариант романа интересен сам по себе, помимо основного). Но даже в нём мне тогда в силу возраста было многое «непонятно». Но в целом, и это главное, книга показалась интересной и увлекательной. С тех пор роман этот перечитывал неоднократно.

В «Гиперболоиде» довольно органично соединяются три основные сюжетообразующие линии: научно-фантастическая, авантюрно-приключенческая и антиутопическая. В свою очередь, НФ линия акцентируется на двух идеях – собственно гиперболоиде, т.е. особом способе передачи энергии на растояние, и строении Земли, геофизике. Обе эти темы в романе отражают, в какой-то степени, современные автору научные представления, и вообще выглядят достаточно полноценно, «добротно», действительно увлекательно. Не возникает никакого ощущения глупой искусственности и мнимой наукообразности.

Авантюрно-приключенческая линия особенно доминирует в завязке романа и в приключениях Гарина и Шельги в Париже. Эта же часть романа кажется мне и наиболее удачной литературно. Заброшенная дача в чащах Крестовского острова (никакого ещё метро тогда ;), двойники с острой бородкой и в мягких шляпах, угольные пирамидки, «четырёхпалый» и Гастон Утиный Нос, разрезанный пополам таинственным лучом, стремительное развитие сюжета – всё это производит впечатление и помнится ещё со времен первого прочтения. Одна из наиболее сильных сцен романа – встреча Гарина и Зои в гостинице, в комнате, залитой лунным светом, на полу которой лежит (или, скорее, сидит) убитый Ленуар. Подобного рода истории, вся эта «авантюрная атмосфера» по-видимому, были вообще характерны для фантастической и приключенческой литературы 20-30-х гг. прошлого века. Однако мало какие из этих творений избежали читательского забвения. Антиутопическая линия «Гиперболоида», построенная на образе всемирного диктатора, на мой взгляд, менее удачна. Хотя положение здесь несколько выправляет использование гротеска, сатиры и иронии.

Вообще, большинство главных героев романа обрисованы несколько карикатурно. Это не касается, пожалуй, только Шельги, Тарашкина и беспризорного мальчика Ивана. Зато Роллинг в этом смысле выглядит наиболее одиозно. Образ самого Гарина, я думаю, без всякой натяжки может быть назван авторской удачей. Толстому удалось в нем соединить одновременно привлекательные и отталкивающие черты. В самом деле, энергии, изобретательности и целеустремленности «Пьера Гарри» можно позавидовать. Между прочим, в образе Гарина проглядывают и, так сказать, специфически русские черты. Его авантюризм сродни авантюризму Гришки Отрепьева. Автор «Гиперболоида», виртуозно владевший русским языком, был, можно сказать, и мастером детали. В описании Гарина это мастерство ему особенно пригодилось. Так, например, хозяин Золотого острова, только что уничтоживший своим чудо-оружием целую военную эскадру, решив искупаться в море, «по-бабьи» приседает навстречу волне. Роллинг, в свою очередь, «блестит глазами из лимузина как пума из клетки». Зоя Монроз предстает перед читателем апофеозом себялюбия и тщеславия. Она — истинная вторая половинка Гарина. Все эти её планы и мечты по поводу жизни на Золотом острове в обществе «избранных юношей» (капитан Янсен, кстати, выглядит как-то жалко — «потомок викингов» млеет перед женщиной чуть ли не как юный монашек — еще одна грань иронии?), а равно и учреждение «Ордена божественной Зои», представляются одновременно и смешными и отвратительно пошлыми. И придуманный автором финал романа кажется единственно возможным завершением всей этой увлекательной истории.

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В двадцатые годы выходило много книг, внешне подобных «Гиперболоиду». Тепловые лучи смерти, оливиновый пояс, кандидаты в сверхчеловеки, мировая революция, происки империалистов, таинственные двойники, плохие эмигранты, роковые красавицы — все это есть не только у Толстого. Почти все эти книги давно забыты. «Гиперболоид» читают и, вероятно, будут читать всегда. Великолепный язык Толстого, точный, гибкий и очень богатый. Завораживающая манера повествования. Множество ярких деталей, из которых складывается ткань книги. Умение сказать то, что хочет слышать читатель, но сказать так, что это запоминается навсегда. И прежде всего сам Гарин.

Гарин не просто гениальный злодей, каких много в литературе. Он умеет быть обаятельным, бесстрашным, осторожным, наглым, спокойным, ехидным, добродушным, бесчеловечным, оставаясь самим собой. Автор отчасти симпатизирует своему злодею и пытается ему подыграть. Все старые партнеры Гарина на удивление доверчивы и растяписты. Химический король Роллинг, по сути, авантюрист с миллиардами. Поймать его в ловушку не составляет труда. Главный оппонент Шельга появляется всегда в нужный момент в нужном месте и каждый раз проигрывает Гарину. Даже тогда, когда проиграть невозможно. Последний раунд он, правда, выиграл, но эта победа выглядит слишком уж фантастично. Устроить восстание рабочего класса Вашингтона, города, где нет и никогда не было рабочего класса, можно только в порядке издевательства над требованиями идеологов.

Итак, гениальный авантюрист решил стать сверхчеловеком. Мало того, построить царство сверхчеловеков и их рабов. Пока Гарин идет к богатству и власти по тысячам трупов, ему все удается. Но вот в руках и власть, и богатство, и чем теперь занят сверхчеловек? Строит золотой дворец, покупает золотое кресло, принимает несколько почетных званий, мучается над вопросами этикета и обедает с олигархами, наслаждаясь в душе своим превосходством над ними. Надо полагать, олигархи в душе наслаждаются тем же. Вот так и выглядит триумф неглупого кандидата в сверхчеловеки. Глупый кандидат сорвется в самом начале.

А что стало бы с Гариным дальше, если бы не требования идеологии? А дальше, несомненно, опытные олигархи одолели бы выскочку. Им тоже не занимать ни ума, ни энергии, делового опыта и деловых связей у них гораздо больше, а игра теперь идет на их поле. Золотого короля или уберут, или может быть, дадут ему место в своих рядах, но не в первом ряду. Толстой выбрал для Гарина другую судьбу. Необитаемый остров. Самое подходящее место для сверхчеловека.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, это произведение русской классики вызывает самые противоречивые эмоции, и столь разные отклики. Автор монументальных «Петра I» и «Хождения по мукам» написал в этот раз чисто социалистическую фантастику, которая бурно развиалась в первые десятилетия существвания СССР. Да, в романе есть нечто, что заставляет вспомнить «Пылающий остров» Казанцева, и многие похожие произведения — загнивающее западное общество, отважные советские граждане, безумец-учёный, возжелавший власти над миром...

Вполне узнаваемо. Роман Толстого хорошо вписывается в контекст своего времени — он вполне вписывается в литературные лекалы 20-30-х гг. Сюжет вполне стандартен — диктатор-изобретатель захватывает весь мир, но очищающее пламя Революции сметает его с престола, и сама судьба отворачивается от него.

Пожалуй, роман стоило бы признать шаблонным и скучным. Но всё же в нём есть изюминка, та, которая вытягивает роман, не давая ему кануть в забвение. Это — Пётр Гарин.

Цензура заставляла Толстого всячески принижать личные достоинства изобретателя — его нужно было выставить негодяем, эдаким «пошлым гением», который пользуется открытиями других. Но всё равно, даже с цензурными купюами фигура Гарина вышла очень яркой, запоминающейся, трагичной, и в чём-то — философской.

Да, гениальный изобретатель действительно захватил мир, при помощи своего чудо-оружия — гиперболоида. Не стоит обьяснять — как, кто захочет — прочитает. Но приносит ли это счастье самому Гарину? Став диктатором, он понимает, что для него важнее был сам процесс, авантюра, а не результат. И понимание этого невольно спасает ему жизнь — он уходит из своей столицы, где невольно разгорается пожар Революции.

Гарин -единственный персонаж романа, который радует нас прописанностью и яркостью. К сожалению, прочие — Зоя, Шельга, Роллинг, Янсен — насквозь шаблонны, неинтересны. Все эти типажи уже встречались в литературе, и не могут никого удивить. Серьёзный удар по роману оказывает обрывочный, немного неровный сюжет. Не самый лучший роман у Толстого, далеко не лучший, но всё-таки далеко не самый плохой в советской фантастике.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Во славу коммунизма

По-моему, «Гиперболоид…» -первоклассный детектив с элементами научной фантастики. При этом по мере развития сюжета, фантастики становится все больше. Прочитав до развязки, можно сказать теперь вполне внятно: да, это научная фантастика, черт возьми.

Итак, что же здесь такого детективного: здесь есть роковая женщина (Зоя Монроз), богач ( Роллинг), сыщик (Шельга), злой гений ( инженер Гарин). По закону жанра, читателя практически сразу интригуют загадочным убийством, которое Шельга –страж советского миропорядка- стремится раскрыть.

Далее читатель узнает мотивы убийства перелистывая сотню-другую страниц сей занятной повести. В этот столь типичный для детективного жанра сюжет маленькими порциями выдаются элементы научной фантастики и вскоре фантастика поглощает детектив. Тут-то и начинается самое интересное.

Стоит отметить, что научная фантастика –литературный эксперимент, основная цель которого-определить, как будут действовать личности и массы в условиях, отличных от реальных, но научно –в произведении- обоснованных. «Гиперболоид инженера Гарина» -эксперимент удавшийся. Конечно не стоит обращать внимание на то, что «Оливиновый пояс», играющий столь важную роль в сюжете романа, не существует в реальности, не стоит вызывать снобисткую ухмылку физики байками о мощи гиперболоида-дело вовсе не в этом. А важно обратить внимание на «большие» идеи, руководящие массами-словно путеводные звезды, которые помогают путнику не сбиться с верного пути.

Итак, инженер Гарин смог осуществить свои планы по захвату мира, ему это удалось. Но как долго он сдерживал свой режим, фундаментом которого были подкупы, запугивания и казни? То-то… И хотел ли Гарин дальше играть роль властителя мира? Отнюдь. Ему это надоело в первый же месяц. Он своей цели добился-теперь нужно другую заварушку искать.

А вот советский гражданин –другое дело. Его не подкупишь и пулей не возьмешь-он за идею. Поэтому коммунист Шельга — спаситель мира. Выполняет он свою роль с задором и неотступностью, олицетворяя Советский союз и его нерушимость: «Все, что ведет к установлению советской власти на земле,-хорошо», а все, что не ведет-сами понимаете. Таков для меня «Гиперболоид инженера Гарина», роман увлекательный и по-советски сильный и правильный.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как говорили братья-классики: «Фантастику надо писать так. чтобы читатель безусловно бы поверил в реальность происходящего..«Алексею Толстому это гениально удалось.Несмотря на присутствие «Лучей смерти», «Шуховской башни»,Золотого острова»,глубокого бурения земной коры в поисках «Оливинового пояса»-роман читается как абсолютно исторический,а Петр Петрович Гарин также известный как Пьянков-Питкевич и Пьер Гарри — понятен и знаком ,как давний сосед по даче.Вот она сила слова!

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный роман. Для своего времени. В отличие от той же «Аэлиты» он... устарел по всем статьям (кроме темы диктаторства, пожалуй, но и тут Сергей Снегов на много голов выше) — гиперболоид невозможен технически, оливинового пояса в недрах нет, сверхглубокие скважины пробивают совсем не тепловыми лучами. Коммунистические идеи торжествуют, но их носители в романе почти теряются на фоне остальных участников. Персонажи действительно колоритны, однако стандартны. Кроме самого Гарина, да и тот вполне типичен для фантастики тех лет. А вот приключенческая составляющая и впрямь хороша, масштабами «Гиперболоид...» мало уступает «Аэлите«! Да еще эпизод с золотыми брусками, сокрушающими Америку, зело хорош...:wink: Как там у классика? «История была пришпорена. История вновь неслась галопом, стуча золотыми подковами по черепам дураков«!

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Не буду писать о достоинствах романа и о его значении для любителей фантастики! Миллионы хороших слов уже сказаны и написаны до меня.

Расскажу один забавный случай — лет десять назад стали ходить по книжным магазинам нашего города хмурые, серьезные эстонцы в поисках «Гиперболоида инженера Гарина». Пришлось срочно завозить! Выяснилось — когда-то очень давно, еще в советские школьные годы, некий, сейчас очень известный государственный деятель, прочитал роман. «Глубокие» знания русского языка подвели или времени много прошло, но запомнился деятелю роман, как некое пособие на тему — сделаем сами лазер! А тут во всех больницах стали установливать списанную, западную лазерную технику! Инструкций порядочных видать не было, вот и поступило указание свыше — найти книгу...:biggrin:

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Замечательное произведение! И даже не столько как чисто научно — фантастический роман, а как сугубо, портретно — личностный, весьма хорошо показывающий инженера Гарина, как фанатично устремленного человека к своей цели, способного убедить в своём сумашествии кого угодно и скольких угодно. Прекрасный образ и прекрасная устремлённость. Нам бы всем хоть толику её, сколько бы из нас стали великими, или просто добились бы собственных целей. Как говорил Лермонтов : «Богатыри не вы!».Да — а, помельчали — то мужички!

Вот только Зоя, как роковая женщина, выбивается из колеи. По видимому в 20 — х годах прошлого века пропогандируемый синематографом подобный образ уж слишком въелся в массовую культуру, что даже заполонил и литературу. Зоя выглядит искусственно. И совсем не у Толстого, а сама по себе, внутренне. Просто она натянула на себя образ тогдашней звезды Веры Холодной и представляла, что такой она более нравится мужчинам.

Роман просто класс, а образ Гарина великолепен. Оценка однозначно максимальная.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай того, что книга остается фантастической даже спустя такое время и пережив столько исторических событий! Из таких случаев пожалуй, еще назвать могу «Войну миров».

Включили бы его в школьную программу для пяти-шестиклассников. А то во втором классе — Толкиена читают, это куда??!!

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не могу согласиться, что «Гиперболоид инженера Гарина» — это скууууууучно.:dont:

Конечно, никто не рвется писать продолжение этого романа, как это происходит, например, со Стругацкими.

Слишком далеко от нас отстоит это произведение — середина 20-х годов.

Но тем не менее, роман постепенно восстанавливает актуальность.

Мы неожиданно оказались в эпохе, схожей с описанной: преддверие Великой Дипрессии (если вы думаете, что кризис позади — вы очень наивны! Все еще только начинается)

У нас появились собственные гангстеры и собственные роллинги, толпы «голых, в одних туфельках, девушек» готовы за деньги изображать «идущую на штурм армию». Правда, вместо ацителеновых заводов у нас горят атомные станции...

Гарины у нас тоже есть и процветают. Им не нужен сейчас гиперболоид. Чтобы завоевать мир, они создают финансовые пирамиды или facebook, или, на худой конец злокозненные компьютерные вирусы...

Кстати.

Кто сказал, что на основе «Гиперболоида» невозможна литературная игра?

Например, я написал рецензию на этот роман Алексея Толстого от имени другого гм... с позволения сказать, писателя. Получилось забавно.

Приглашаю в свою колонку: http://www.fantlab.ru/blogarticle13293

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх