FantLab ru

Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.08
Голосов:
2568
Моя оценка:
-

подробнее

Волшебник Изумрудного города

Повесть, год; цикл «Волшебник Изумрудного города»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 327
Аннотация:

Пронесшийся над Канзасом ураган принес в Волшебную страну Фею Убивающего домика — девочку Элли, да не одну, а прямо вместе с домиком и песиком Тотошкой. Но как же ей теперь вернуться домой?! В этом может помочь только один человек – волшебник Гудвин, Великий и Ужасный. По Дороге из Желтого Кирпича Элли с Тотошкой отправляются в путь, чтобы подружиться с пугалом Страшилой без ума, Железным Дровосеком без сердца и Трусливым Львом. Все вместе они придут в Изумрудный Город и обретут то, что необходимо каждому из них.

Примечание:

Сказочная повесть Александра Волкова, написанная в 1939 и являющаяся переработкой сказки Фрэнка Баума «Удивительный Волшебник из Страны Оз» (The Wonderful Wizard of Oz). За неимением специального, общего для всего цикла имени, так называют и цикл, состоящий из продолжений этой сказки, написанных Волковым самостоятельно.

Существует множество изданий сказки, и их тексты зачастую не совпадают. Книга многократно перерабатывалась автором, и если ранние версии представляют собой перевод сказки Баума с заменой некоторых эпизодов, то в поздних и образы персонажей, и объяснения событий значительно изменены, что создаёт свою, заметно отличающуюся от Оз атмосферу Волшебной страны.

Пёсик Тотошка из «Волшебника Изумрудного города» впервые «заговорил» только в переработанной версии этой сказки, вышедшей в 1959 году. А в изданиях 1939 и 1941 гг. он был немым, как и у Баума.

Подробнее о различии версий и отличиях от оригинальной сказки Баума можно прочитать в Википедии:

Разница версий

Отличия от оригинала


Входит в:

— антологию «Сказки современных детских писателей», 2010 г.

— антологию «Чудесный родник», 1991 г.

«Театр FM», 2004 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 104

Активный словарный запас: крайне низкий (2248 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 47%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Волшебник Изумрудного города. Фильм первый: Элли в Волшебной стране» 1973, СССР, реж: Кирилл Малянтович

«Волшебник Изумрудного города. Фильм четвертый: Королевство Бастинды» 1974, СССР, реж: Александр Боголюбов

«Волшебник Изумрудного города. Фильм пятый: Разоблачение Великого и Ужасного» 1974, СССР, реж: Александр Боголюбов

«Волшебник Изумрудного города. Фильм второй: Дорога из желтого кирпича» 1974, СССР, реж: Леонид Аристов

«Волшебник Изумрудного города. Фильм третий: Изумрудный город» 1974, СССР, реж: Юлиан Калишер, Юрий Трофимов

«Волшебник Изумрудного города» 1994, Россия, реж: Павел Арсенов



Похожие произведения:

 

 


Волшебник Изумрудного города
1939 г.
Волшебник Изумрудного города
1941 г.
Волшебник Изумрудного города
1959 г.
Волшебник Изумрудного города
1959 г.
Волшебник Изумрудного города
1960 г.
Волшебник изумрудного города
1961 г.
Волшебник Изумрудного города
1963 г.
Волшебник Изумрудного города
1973 г.
Волшебник Изумрудного города
1978 г.
Волшебник изумрудного города
1979 г.
Волшебник Изумрудного города
1980 г.
Волшебник Изумрудного города
1981 г.
Волшебник Изумрудного города
1984 г.
Волшебник Изумрудного города
1984 г.
Волшебник Изумрудного города
1985 г.
Волшебник Изумрудного города
1986 г.
Волшебник изумрудного города
1987 г.
Волшебник Изумрудного города
1987 г.
Волшебник Изумрудного города
1988 г.
Волшебник Изумрудного города
1988 г.
Волшебник Изумрудного города
1989 г.
Волшебник Изумрудного города
1989 г.
Волшебник изумрудного города
1989 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1989 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1990 г.
Чудесный родник
1991 г.
Волшебник Изумрудного города
1991 г.
Волшебник Изумрудного города
1991 г.
Волшебник Изумрудного города
1991 г.
Волшебник Изумрудного города
1991 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1991 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1992 г.
Волшебник изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные
1992 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1992 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1992 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1992 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1992 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1992 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1992 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1992 г.
Волшебник Изумрудного города: Сказочая повесть
1992 г.
Детский увлекательный сериал
1992 г.
Сказочные повести
1992 г.
Сказочные повести
1992 г.
Сказочные повести
1992 г.
Волшебник Изумрудного города
1993 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
1993 г.
Волшебник Изумрудного города
1996 г.
Волшебник Изумрудного города
1996 г.
Волшебник Изумрудного города
1997 г.
Волшебник Изумрудного города
1998 г.
Волшебник Изумрудного Города
1998 г.
Волшебник Изумрудного города
1998 г.
Волшебник Изумрудного города
1999 г.
Волшебник Изумрудного города. Сказочная повесть.
1999 г.
Волшебник Изумрудного города
2000 г.
Волшебник Изумрудного города
2000 г.
Сказочные повести в 3 книгах. Книга 1. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты
2000 г.
Волшебник Изумрудного города
2001 г.
Волшебник Изумрудного города
2001 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей
2001 г.
Волшебник Изумрудного города
2002 г.
Полное собрание сочинений
2002 г.
Александр Волков. Полное собрание сочинений
2003 г.
Волшебник Изумрудного города
2003 г.
Волшебник Изумрудного города
2003 г.
Александр Волков. Полное собрание сочинений
2004 г.
Волшебник Изумрудного города
2004 г.
Волшебник Изумрудного города
2004 г.
Волшебник Изумрудного города
2004 г.
Волшебник Изумрудного города
2004 г.
Волшебник Изумрудного города (аудиокнига)
2004 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей
2004 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей
2004 г.
Волшебник Изумрудного города
2005 г.
Волшебник Изумрудного города
2005 г.
Волшебник Изумрудного города
2005 г.
Полная хрестоматия для начальной школы. 1-4 классы. Том II
2006 г.
Волшебник Изумрудного города
2006 г.
Волшебник Изумрудного города
2006 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2008 г.
Волшебник Изумрудного города
2008 г.
Волшебник Изумрудного города
2008 г.
Волшебник Изумрудного города (аудиокнига МР3)
2008 г.
Любимые сказки
2008 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Сказки современных детских писателей
2010 г.
Внеклассное чтение. Полная библиотека. 1-4 классы
2010 г.
Волшебник Изумрудного города
2010 г.
Волшебник Изумрудного города
2010 г.
Волшебник Изумрудного города
2010 г.
Волшебник Изумрудного города
2010 г.
Собрание сочинений
2010 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2011 г.
Волшебник Изумрудного города
2012 г.
Волшебник Изумрудного города
2012 г.
Волшебник Изумрудного города
2012 г.
Волшебник Изумрудного города
2012 г.
Волшебник Изумрудного города
2012 г.
Волшебник Изумрудного города
2012 г.
Волшебник Изумрудного города
2012 г.
Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог Марранов. Желтый туман. Тайна заброшенного замка
2012 г.
Волшебник Изумрудного города
2013 г.
Волшебник Изумрудного города
2013 г.
Волшебник Изумрудного города
2013 г.
Волшебник Изумрудного города
2013 г.
Волшебник изумрудного города
2014 г.
Волшебник Изумрудного города
2014 г.
Волшебник Изумрудного города
2014 г.
Сказочные повести А. Волкова. Волшебник Изумрудного города
2014 г.
Волшебник Изумрудного города
2015 г.
Волшебник Изумрудного города
2015 г.
Волшебник Изумрудного города
2015 г.
Волшебник Изумрудного города
2015 г.
Волшебник Изумрудного города
2015 г.
Волшебник Изумрудного города
2015 г.
Волшебник Изумрудного города
2016 г.
Волшебник изумрудного города
2016 г.
Волшебник изумрудного города
2016 г.
Волшебник Изумрудного города
2016 г.
Волшебник Изумрудного города и все-все-все
2016 г.
Волшебник Изумрудного города
2017 г.
Волшебник Изумрудного города
2017 г.
Всё о Волшебнике Изумрудного города
2017 г.
Волшебник Изумрудного города
2018 г.
Волшебник Изумрудного города
2018 г.
Волшебник Изумрудного города
2018 г.
Волшебник Изумрудного города
2018 г.
Волшебник Изумрудного города
2018 г.

Аудиокниги:

Волшебник Изумрудного города
1965 г.
Волшебник Изумрудного города (аудиокнига MP3)
2003 г.
Волшебник Изумрудного города (аудиокнига CD)
2004 г.
Волшебник Изумрудного города
2005 г.
Волшебник Изумрудного города (аудиокнига MP3)
2005 г.
Сборник лучших сказок для детей
2006 г.
Сборник лучших сказок для детей (аудиокнига MP3 на 7 CD)
2006 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного города
2007 г.
Волшебник Изумрудного Города (аудиокнига CD)
2007 г.
Волшебник Изумрудного города (аудиокнига MP3)
2008 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Волшебник Изумрудного города
2009 г.
Волшебник Изумрудного города
2010 г.
Волшебник Изумрудного города. Все истории
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Чарівник Смарагдового міста. Урфін Джюс і його дерев’яні солдати
1992 г.
(украинский)
Чарівник Смарагдового міста
2014 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 июля 2017 г.

Однажды ты станешь таким взрослым что снова начнешь читать сказки. Клайв С. Льюис.

Каждый из нас наверняка помнит «Волшебника Изумрудного города» с детства. Лично я помню только советский фильм, но уже сейчас с большим трудом смогу что-то вспомнить. Я в детстве совершенно не любила читать. Да-да, наверно должно быть стыдно, но почему-то данного чувства не возникает. Лучше поздно, чем никогда. И вот, спустя столько лет, наконец-то открыла дверь в детство. Много ли я потеряла? Сложно ответить на данный вопрос, но с уверенностью могу сказать, что во взрослом возрасте сказка воспринимается совсем иначе.

Вот что Вам приходит первое в голову, когда слышите про книгу «Волшебник Изумрудного города»? Лично у меня: Элли и Тотошка, Канзас, урага, домик рухнул на голову злой ведьмы, путь в Изумрудному городу, Страшила, Железный Дровосек, трусливый Лев, летающие обезьяны, ведьма, растаявшая от воды и Гудвин. Целостной картины не было, только какие-то урывки. И вот, пазл собран полностью и картина предстала во всей красе.

Наверно не стоит писать рецензию со всеми подробностями, многим уже все доподлинно известно. Но вот, что же хочется сказать: а сказка-то далеко не такая добрая, как казалось. Сняв розовые очки, можно увидеть, что много глубокомысленных речей изрекал Страшила. Касательно Железного Дровосека, то он любитель махать топором.

Что же можно сказать в конце? Очень рада, что прочла действительно интересную и глубокую сказку. Это подстегнула меня к подготовке списка книг, которые были упущены в детстве.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июля 2017 г.

Не знаю, как оценивать Волкова или Баума, ведь на них мы выросли. Замечу лишь, что все описано весьма поверхностно, но достаточно. Так же и в Пиноккио было. Но сюжет известен и интересен.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 февраля 2017 г.

Все таки это не сказка, это детская фантастика. Поэтому данную книгу я бы советовал читать не детям, а подросткам. Возможно тогда для многих эта книга послужит началом любви к чтению, как фантастики, так и вообще любой литературы. Данная книга уже прочитана несколькими поколениями и до сих пор не оставляет равнодушным никого. Те, кто начинал знакомство с этой книгой, с удовольствием перечитывают ее детям, тем самым сохраняя связь поколений, а это пожалуй самое большое достоинство и признание для книги. К сожалению таких книг мало, но с другой стороны именно такие книги несут в себе историческую ценность.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2016 г.

Не знаю. Вроде уже шестой десяток, а я все в детство. Сейчас послушал Элтона Джона.Диск его «Прощай ,желтая кирпичная дорога» ассоциируется с «Волшебником».Скорее всего из-за обложки диска.

Перечитываю его с племянником , навевают мысли, а так ли зацепила меня эта сказка,если бы не иллюстрации Владимирского. Скорее бы — не зацепила. Однако,очень художественное изображение героев, т.е. то, чего нам не хватало в то советское время.

Мультфильм советский — единственное нормальное освещение сказки. Не знаю,Лиман Френк Баум мне чужд,хотя уважаю его как первоисточник. А фильм с Элизабет Тейлор,да и советский худ.фильм- неинтересные интерпретации сказки Баума.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 июля 2016 г.

Комментариев написано очень много. Я же покажу лишь один маленький аспект и задам вопрос.

В книге Железный Дровосек спасает полевую и убивает дикого кота, отрубив ему голову. Буквально в следующих главах говорится, что Трусливый Лев ночью ходит на охоту и Тотошка питается его добычей. Получается дикому коту нельзя охотится на мышей, а Трусливому Льву можно? Потому что это наш Лев?

Это нравственный релятивизм. Полезно ли детям это читать?

Оценка: 8
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2016 г.

Любимая сказка детства. Весь цикл с замечательными иллюстрациями Владимирского был мною перечитан на десять раз, а может быть даже и больше. Также в домашней библиотеке имелось издание и с иллюстрациями Чижикова, но его я никогда не читал, картинки казались излишне легкомысленными, да и продолжений в этом издании у меня не было.

Конечно я и в детстве слышал, что есть такая “Страна ОЗ”, а “Волшебник Изумродного Города” лишь пересказ, но в силу возраста разыскать оригинал не представлялось возможным. И вот сейчас, случайно натолкнувшись на эту замечательную сказку, мне захотелось сравнить Баума с Волковым, тем более что у последнего, “продолжения” были всё-таки самостоятельно написанными (хотя как самостоятельно... начал читать вторую книгу Баума и вот уже живительный порошок...), а о “продолжениях” Баума я не имею не малейшего представления.

Итак, у Волкова более приятный слог, читается не в пример легче чем у Баума, оригинал похоже рассчитан на детей более младшего возраста. Добавлены главы с людоедом, наводнение, послесловие, но почему то вырезаны предыстория появления золотой шапки и город фарфоровых человечков. Некоторые мелкие детали непонятно зачем изменены – например: после того как девочка и компания вышли из изумрудного города, Дороти удивляется почему её платье подаренное во дворце из зеленого стало белым, а Элли удивляется произошедшему с ленточкой на шее Тотошки, а Гудвин предстает перед дровосеком в образе морской девы, а не феи с крылышками. В таких деталях и кроется, на мой взгляд, главный недостаток книги, потому что в некоторых местах они просто напросто путают причинно следственные связи. Например у Волкова добрая волшебница говорит Элли что она вернется домой только после того как исполнит заветные желания троих живых существ. То есть получается Элли помогает Страшиле, Дровосеку и Льву только из меркантильных интересов? В оригинале она этого не знала и помогала друзьям по доброте душевной. Дороти не знала что злая волшебница боится воды и убила её случайно, а Элли знала о боязни ею воды и специально поливала пол из ведра, да еще и вела пропаганду среди мигунов, подталкивая их к убийству Бастинды. В некоторых местах эти детали просто дурацкие: – Ха-ха-ха! – восхитился Тотошка, увидев в углу свёрток грязного платья. – Оказывается, Бастинда была не крепче тех снежных баб, каких у нас мальчишки лепят зимой в Канзасе. В пустыне лепят снежных баб? Сомневаюсь, хотя википедия говорит, что -5 зимой у них все же бывает.

Что читать вашему ребенку? Наверно и то и то! Ведь продолжения у Волкова и Баума разные, а сказок много не бывает!

P.S. Десятку заслужил конечно же не Волков, а первоисточник. В связи с этим очень прискорбно, что Волков переиздается до сих пор, а Баум (если верить Фантлабу) после 1993-го года целиком не издавался.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 мая 2016 г.

А вот эту вещь я читал, наверное, одной из первых: первая история о волшебной стране, первая книга с продолжением и сквозными героями, первая длинная книжка, которую можно было читать снова и снова...

Но было это в позапрошлом десятилетии, когда мне было совсем мало лет. Многое изменилось, таких волшебных стран в моей жизни стало много, но где-то на краю памяти всё равно держался образ Изумрудного города, девочки Элли и её пёсика Тотошки, я хорошо помнил, почему Страшила хотел мозги, отчего сентиментальный Дровосек стал Железным, а Трусливый лев боялся саблезубых тигров. Несмотря на то, что прошло почти 20 лет, я знал, что рано или поздно нужно вспомнить былое, и вернуться в Волшебную страну, понять, что скрывалось от взора ребятёнка, и понять, что изменилось в себе самом...

Первым удивлением стало то, что книжка закончилась удивительно быстро — ведь тогда она казалась такой длинной! Да, я всё понимаю, но всё таки...

Вторым — несмотря на определённую наивность, как я теперь это понимаю и детскость, книжка по прежнему читается, и беды, в которые попадают путешествующие по дороге из жёлтого кирпича, вовсе не кажутся такими уж безобидными.

Конечно, этот тот же самый Баум, отрицать нельзя. Просили создать детскую литературу? Вот Волков и сделал несколько вольный перевод. Но всё таки «Мудрец из страны Оз» несколько более холодный, по моим впечатлениям, а «Волшебник Изумрудного города» — это Солнце, лето, и тепло.

Но учит она всему тому же — доброте и дружбе — друг без друга друзья погибли бы, каждый из них сыграл в сюжете свою роль. Тому, что для того, чтобы быть умным, добрым и смелым, не нужно ждать волшебника, который даст тебе всё это — нужно просто посмотреть внутрь себя. Волков заставит маленького читателя задуматься, что же лучше — сердце или мозги, и далеко не каждый взрослый сможет ответить на этот вопрос.

В общем, это детская сказка с хорошей моралью и хорошими мыслями — не больше, и не меньше. Я не захлебнулся восторгом, когда вновь открыл её спустя столько лет, но оценил по достоинству, и если когда-нибудь буду читать детям сказки, я всегда твёрдо буду знать, что взять с полки.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 апреля 2016 г.

В детстве, в младших классах, одна девочка носила эту книгу в школу и я брал ее у нее почитать на переменках. Книга была новой, очень красочной и полностью захватывала своей историей. Правда, насколько помню, до конца я ее дочитать таки не успел, а в школьной библиотеке не нашел — может не было, а может, в силу популярности, постоянно была на руках. Хотя начало сюжета, где самая обычная девочка легко становится волшебницей и начинает свой полный опасностей и приключений путь домой, в родной Канзас, — плотно запечатлелось в памяти. Помню что после Буратин, героев народных сказок и вообще традиционных для страны советов имен детских персонажей, сами названия — Канзас, Элли, ... — уже были подернуты дымкой некой романтики. Похожий восторг в детстве у меня вызвали, наверно, еще только герои Рауда — Муфта, Моховая борода и Пол-ботинка.

И конечно, когда уже свои дети подросли, я им не преминул купить эту книгу! Правда у теперешних детей выбор и развлечений, и литературы намного шире, поэтому такого восторга как был у меня от этой книги, я у них не заметил, но, безусловно, книга детям была интересна и понравилась. Да уверен — иначе и быть не могло, ведь сюжет книги уже давно стал классикой и любимым чтением уже многих поколений детей. Но если в детстве вопрос с Баумом меня не особо волновал, я даже не слышал, кто такой Баум, то теперь он в определенной мере омрачает мои впечатления. И если сюжету книги я никак не могу поставить низкую оценку, то Волков по моему заслуживает двойку! — за списывание! Это как хорошист на уроке содрал у соседа, увлеченного сюжетом и впопыхах делающего помарки, сочинение, исправил ошибки, немного переиначил, выдал за свое и теперь считающий, что заслуживает оценки выше, чем тот у кого списал. Откровенно, я не читал вариант Баума и даже могу поверить, что текст Волкова получился более интересным отечественному читателю; могу допустить стремление взять за основу чужой сюжет и переработать, сделав его лучше, или предложить свой оригинальный вариант трактовки событий, но уважаемые, на обложке каждой такой книги как минимум должна стоять пометка типа «на основании переложения идей и сюжетов Автора (в нашем случаи Баума)».

И последнее. В отличии от детских впечатлений, теперь мне тоже книга показалась немного жестокой: жалко порубанных дровосеком волков и кота, жалко самого железного дровосека — ведь он был раньше живым человеком, любил девушку, а теперь хоть вроде и обзавелся сердцем, но все же навеки останется железякой.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2015 г.

А. Волков

Волшебник Изумрудного города

Отчётливо помню тот день, когда отец подарил мне небольшую книжку, на обложке которой изображён мужчина в зелёном кафтане, едущий на медведе, а рядом вышагивает маленький клоун в красном колпаке. Книга содержала две первые повести из цикла «Волшебник Изумрудного города».

Помню, как вместе с девочкой Элли и пёсиком Тотошкой закрутило в хлипком фургоне меня в вихре ужасного урагана и из американского Канзаса забросило за неприступные горы и пустыни в Волшебную Страну, где птицы и звери могут разговаривать, где живут злые и хорошие колдуньи и прочие вкусности.

Помню, как широко открыв глаза и временами задерживая дыхание, я вышагивал по дороге из Жёлтого кирпича рядом со Страшилой, Железным Дровосеком и трусливым Львом, по пути в Изумрудный город к Великому и Ужасному Гудвину и переживал необыкновенные, захватывающие и, порой, опасные приключения- переправа реки, битва с летучими обезьянами, пленение у Бастинды, разоблачение Гудвина...

Помню, как читая книгу, не обращал внимания на технические и логические несоответствия, а просто упивался каждой страницей этой необыкновенной книги.

Это книга-возвращение в детство.

Оценка: 9
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2014 г.

– Как вам не стыдно морочить людей? – спросил Страшила.

– Сначала было стыдно, а потом привык, – ответил Гудвин.

Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города» (1939)

При обычном ходе событий редко встретишь переводчика, который похвалялся бы тем, что его перевод переведен еще и на многие другие языки. Вот о такой странной особенности творческого поведения А.М.Волкова и поговорим. Осваивая английский язык, Волков упражнялся в переводе на баумовском «Волшебнике…», и узрел прекрасный объект для переработки, затем улучшения и в конечном итоге откровенного присвоения. Потом, в 1971 году он напишет: «Сказка понравилась мне увлекательным сюжетом <…> Но мне пришлось значительно переработать сказку Баума <…>…многое я выбросил, многое добавил, наделил героев добрыми человеческими качествами». На самом деле в его «Волшебнике…» 1939 года всего лишь пятнадцать страниц совершенно нового материала: глава, в которой героиня попадает в плен к людоеду, и глава о наводнении. В остальном же вариант 1939 года представляет собой более или менее верный перевод «Волшебника страны Оз». Эволюция из «перевода» в «пересказ» заняла ровно 20 лет, только в 1959 году Волков и впрямь фундаментально переработал текст.

После 1959 Волков любил подчеркивать различия между своим «Волшебником…» и американским. «Я решил познакомить советских ребят с Волшебной страной и ее обитателями, – объяснял он в 1968 году. – Но многое в сказке Баума меня не удовлетворяло, не было в ней ясной и прямой сюжетной линии, все совершалось случайно. Я ввел в сказку предсказание доброй феи Виллины. Вот что вычитала фея в своей магической книге: «Великий волшебник Гудвин вернет домой маленькую девочку, занесенную в его страну ураганом, если она поможет трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний…» И сразу же действия Элли приобретают целеустремленность». Этот миф о происхождении сказки сконструирован весьма тщательно, но беда в том, что в «Волшебнике Изумрудного города» 1939 года такого предсказания нет: Волков добавил этот штрих только в конце 1950-х, когда взялся переделывать перевод в нечто более «свое». Затем он переписал и историю создания «Волшебника Изумрудного города», стремясь создать впечатление, будто дописанное позже было там изначально, в 1939 году.

В начале 30-х годов Самуил Яковлевич Маршак обратился к творческой интеллигенции с призывом создавать литературу для детей. Ключевое слово создавать, а не воровать. Но советские писатели, не будучи дураками, стали зашибать деньгу по легкому: «пересказами». А все потому, что в СССР на авторское право не обращали внимание, гонораров зарубежным авторам не платили (зачем, свои и за хлебные карточки отлично пишут), а любой обыватель, знающий иностранный язык, мог стать мастером художественного «пересказа». Надо только выбрать хорошую, популярную и, главное, иностранную книгу, перевести и обозвать мерзким словом «пересказ». В стране рабочих и крестьян не «спалят» – для многих и русский, как не родной.

Волков был отнюдь не одинок в своем стремлении паразитировать на чужом таланте. Навскидку возьмем Буратино. Эта деревяшка действительно получилась гораздо интереснее занудного прототипа. Но есть одна закавыка: Коллоди начал свою историю с чистого листа, а Толстой ее дорабатывал и дописывал. Почему-то советский граф не посчитал нужным включить в свою пьесу замечательный момент из сказки итальянца: соврал – вырос нос. Буратино у него лжец по умолчанию. Как и сам граф.

Были и очень удачные переделки, например «Доктор Айболит» Чуковского (догадайтесь, кого Корней Иванович пересказал:). Прозаическая повесть «Доктор Айболит» вышла 1936 году и совестливый Корнейчук подписал «По Гью Лофтингу». Но и этого Корнею Ивановичу показалось недостаточно, и проза стала поэзией!

А вот с городским обывателем Волковым все куда сложнее. Граф Толстой, что не говори, мастистый литератор. И сварганить на скорую руку «пересказ-пьесу-киносценарий-иещёБ-гвестьчто» не каждый сможет. Даже подвизаясь на чужих сюжетах. Совсем другое дело в ходе перевода заменить имя автора на свое. Хитрец Александр Мелентьевич всю жизнь называл книгу Баума ТОЛЬКО «Мудрец из страны Оз». В противовес «своему» Волшебнику, а в предисловиях к каждому изданию не забывал напомнить, что у него не так и насколько лучше чем в оригинале. И подчеркивает, что «всего лишь заимствует общую канву истории». Ну да, а если бы какой-нибудь ушлый китаец «пересказал» гоголевского «Ревизора»?! И на каждом углу хвастался, как много ему пришлось «улучшить и переработать», и вообще, что понимают в литературе эти белые варвары-капиталисты! Не будем забывать, что «Удивительный Волшебник из страны Оз» все-таки американская классика. А Френк Баум, подаривший миру эту самую страну Оз, все-таки заслуживает уважения. Всенародного обожания не прошу – пусть Волков упивается.

Со временем, потеряв всякий стыд, Волков занялся откровенным мифотворчеством. Описывая происхождение первого из продолжений «Волшебника Изумрудного города» – «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», – он настаивает на оригинальности и «русскости» своего замысла: «Задавшись целью создать новую сказку о Волшебной стране, я задумался над тем, что же станет ее стержневой идеей, «гвоздем» сюжета. Ясно, этим «гвоздем» должно стать какое-то чудо, ведь действие происходит в Волшебной стране. И тут мне в голову пришел излюбленный мотив старых русских сказок – живая вода. Но у живой воды есть крупный недостаток: она оживляет только тех, кто жил и умер. Мне нужно было более сильное колдовское средство, и я придумал живительный порошок, сила которого беспредельна»

Одна беда: волковский сюжетный «гвоздь», он же живительный порошок, – центральный элемент сюжета «Чудесной страны Оз», баумовского продолжения «Волшебника страны Оз».

Заметим, чем «самостоятельнее» поделки Волкова и чем меньше в них от Баума, тем они тухлее. «Тайна заброшенного замка» тому пример.

Всеми правдами и неправдами стремясь превратить солому перевода в золото оригинала, который и сам потом будет переведен «на тринадцать языков», Александр Мелентьевич Волков поступал вполне в духе законов советского культурного строительства. Желание Волкова утвердить советский или русский приоритет на всё (в данном случае – предъявить права на «Волшебника страны Оз») лишь слегка опередило эпоху, и хотя бы в этом смысле его творение «оригинально».

Его претензии на приоритет и оригинальность были завышенными – однако со временем его сказка, которая на самом деле была совсем не его, превратилась в подлинную и неотъемлемую часть советского детства. Судьба «Волшебника страны Оз» в СССР – замечательный пример способности литературных и политических волшебников творить настоящее волшебство даже с фальшивыми изумрудами.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 августа 2013 г.

В «Волшебнике Изумрудного города» Волков сплагиатил из «Удивительного Волшебника из Страны Оз» Баума всё, что можно. Правда, есть несколько моментов, где Волков смягчает сказочность по сравнению с Баумом. Например, у Баума фигурируют Калидасы с тигриными телами и медвежьими головами; у Волкова — саблезубые тигры. У Баума фигурируют Молотоголовые без рук и с вытягивающимися шеями; у Волкова — Прыгуны, у которых и руки есть, и шеи не вытягиваются. У Баума фигурируют Воюющие Деревья и Фарфоровая Страна; у Волкова нет ни того, ни другого. Словом, Волков вырезал из повествования все чересчур сказочные моменты.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2013 г.

Сыну практически исполнилось 4 года. Этой зимой, по вечерам перед сном, мы с ним читали «Волшебника» в старой книжке с некогда изумрудным переплетом. В былые годы читанная и перечитанная множество раз, она, конечно, по истрепалась, но от этого стала только дороже и родней.

Было здорово не по себе — спустя 20 лет вернуться в детскую сказку и, пожалуй, я бы и не смог ... но у меня был проводник! Малыш искренне верил в людоеда и саблезубых тигров, держал меня за руку во время наводнения и нападений летучих обезьян. Именно благодаря ему я смог, я нашел дорогу вымощенную желтым кирпичом. А когда я прошел её до конца, случилось чудо — Великий волшебник Гудвин вернул мне память, о тех чудесах в которые я верил когда-то ;)

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 апреля 2013 г.

Я думаю, вряд ли много найдется людей, детство которых прошло в СССР, но они не читали «Волшебник изумрудного города». Возможно, такая популярность пришла к сказке потому, что тогда вообще мало было детской фантастики, все авторы были на слуху, на их книги у нас в библиотеке даже записывались заранее и очередь была приличная. Что интересно, у меня даже и мысли не возникало, что сказка написана так давно — в конец сороковых. Мне очень нравились приключения — символичные и трогательные. Конечно, я воображала себя Элли и даже придумывала собственные приключения. Так что эта сказка — одно из самых приятных впечатлений детства, после «Хранителей» Толкиена. Что удивительно, я точно помню, что читала и продолжение этой серии, но абсолютно не помню, о чем дальнейшие книги, даже оценивать не стала. Но первая сказка — восхитительна и не забываема.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2013 г.

С одной стороны этот роман положил начало одному из любимых циклов детства.

С другой, спустя почти три десятка лет я решил прочитать детям первоисточник — «волшебника страны Оз», и понял, что несмотря на то, что Волков переписывал своего Волшебника не один раз, это всего лишь пересказ. В лучшем случае.

Я до сих пор прекрасно помню сюжет книжки и сейчас понимаю, что творцом мира был именно Баум. В общем-то Волков этого не скрывал, да и авторского права в то время в СССР еще не было и сказка хорошая и возможно другим способом ее было нельзя издать... Но это всего лишь пересказ истории, имя творца которой упоминалось лишь в послесловии.

В общем данная претензия она относится лишь к первому роману, и дальше я могу спокойно читать Урфина Джюса, заменяя Элли на Дороти — так, по мне, будет по справедливости.

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2013 г.

Когда-то давно, когда я учился во втором классе, наша классная руководительница решила, что ее подопечным пора приобщиться к школьной библиотеке и повела нас туда знакомиться с суровой тетей-библиотекарем и заполнять формуляры. Вся бюрократия прошла мимо меня (ну какому ребенку будет интересно заполнение каких-то там бумажек, когда вокруг сидят его друзья, а совсем рядом — громадные стеллажи, на которых книг гораздо больше, чем он видел в жизни), а вот момент, когда мне разрешили пойти выбрать себе одну книгу, я помню очень хорошо. Как не сложно догадаться, я выбрал «Волшебника Изумрудного города», но не потому, что меня привело к этой книге провидение или что-то еще, просто книга была большего формата, чем все остальные, и привлекала внимание обложкой.

Так и началось мое личное знакомство с фэнтези-жанром. «Волшебника...» я еще несколько раз перечитывал (до сих помню иллюстрации Владимирского в той книге), читал продолжения, ближе к пятому или шестому классу увидел по первому каналу экранизацию сказок Баума, некоторое время спустя прочел и их. Кстати, хочу отметить, что книга Волкова мне нравилась и нравится значительно больше оригинала. Впрочем, аналогичная ситуация и с «Буратино», «Доктором Айболитом» и «Винни Пухом».

А вот нынешние попытки переложения западных книг на российские реалии вызывают в основном недоумение и недовольство, одна только Таня Гроттер чего стоит (хотя я понимаю, что Дмитрий Емец позиционирует свою книгу как пародию, а продолжения и вовсе вылились в более-менее оригинальный мир, но уж слишком много эта пародия заимствует и слишком мало пародирует).

Сюжет довольно прост: девочка Элли со своим песиком Тотошкой ураганом переносится в волшебную страну, где она находит новых друзей и врагов, а также проходит через захватывающие приключения. А чтоб читать было не только интересно, но и поучительно, в книгу вставлено множество моментов, связанных с дружбой, моралью, добром и злом, обманом и т.д. В детстве захватывало все так, что сейчас я перечитывать не рискну, чтоб не портить свои детские впечатления. Однако своим детям эту книгу наверняка куплю.

П.С. Натыкался на множество серьезных разборов оригинальной повести: от простого сравнения сюжета с Америкой времен Великой депрессии до идеи, что Гудвин олицетворяет собой государство, а главные герои — граждан. Мысли, конечно, интересные, и вполне возможно, что все так и есть и Баум писал именно про это, однако я считаю, что не стоит видеть во всем политику. Иногда детская сказка — это просто детская сказка.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх