FantLab ru

Мэтт Рафф «Злые обезьяны»

Злые обезьяны

Bad Monkeys

Роман, год

Перевод на русский: М. Акимова (Злые обезьяны), 2018 — 1 изд.

Жанрово-тематический классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:7.24
Голосов:75
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Джейн Шэрлотт арестована по обвинению в убийстве.

Она заявляет полиции, что работает на секретную организацию, которая борется со Злом. Доктора в закрытой психиатрической клинике должны будут выяснить сошла ли она с ума, просто лжет, или ведет какую-то странную игру...

Награды и премии:


лауреат
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2008

лауреат
Премия Ассоциации книготорговцев Тихоокеанского Северо-Запада / Pacific Northwest Booksellers Association Award, 2008

Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2007 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 5-е место

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2008 // Лучший НФ-роман

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Злые обезьяны
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Bad Monkeys
2007 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2018 г.

«Злые обезьяны» оказались потрясающей книгой. Конечно, не из-за психологической игры сторон или сюжетных твистов. И то и другое было приятной мелочью, но, разумеется, не так важно, кто на чьей стороне в итоге оказался. Спор о реальности описываемых событий тоже не имеет смысла — если не верить в реальность происходящего, то, получается, читаешь сотни страниц отборной лжи или наркоманского бреда. Для книжек про наркоманский бред есть АСТ-«Альтернатива».

«Злые обезьяны» хороши своим безумным миром: меняющие законы физики супернаркотики, киллеры с «игрушечными» пистолетами, тотальная взаимная слежка, послания в кроссвордах и череда невозможных совпадений.

Больше всего книга Раффа напомнила мне «В финале Джон умрет» Вонга (хотя Вонг, конечно, лучше). Когда я прочитал пролог «Джона» (про мертвеца и слизня), сразу проникся веселым безумием книги Вонга. С «Обезьянами» было так же, стоило только дойти до спрятанного в кроссворде послания.

P.S. Я в последнее время что-то часто вижу излишнюю кинематографичность у многих писателей-фантастов, но вот у Раффа она прямо выпирает из каждой сюжетной сцены. Однако его книгу это не портит.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июля 2018 г.

Довольно легко читается и действительно неожиданная концовка, но все-таки почему-то не зацепило.

Минус балл автору за русофобство, цитата: «Если бы шлакоблок упал на колыбельку Иосифа Сталина, двадцатый век мог бы стать немного приятнее.»

( мог бы заменить Гитлером, но нет — все же Сталин)

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июня 2018 г.

Злые Обезьяны – это не литературное произведение, а скорее фильм перенесённый на бумагу. Сюжет изобилует киношными сценами, большинство из которых банальные: белая комната для допроса, тайные поездки на заднем сиденье (два раза), маньяк с биноклем, перестрелки в казино и т.д. Именно поэтому книга читается очень легко, ведь эти сюжеты мы много раз видели на экране и не приходится утруждать себя рисованием декораций; у нас появляется возможность сконцентрировать всё своё внимание на главном герое, который, к слову, проработан с невероятной детализацией.

Автор затрагивает сложнейшую тему добра и зла, но не делает и попытки разграничить эти понятия. Вы скажете – «умышленно, ведь это вечный вопрос», а я ничего вам не отвечу. Оба понятия смешаны в одну кучу и к концу книги их невозможно разделить, более того, я считаю, что деятельность Злых Обезьян — это подмена очевидного зла на завуалированное. Представление героев книги о добре очень сильно отличается от моего (мы все имеем на это право). «Добро» в Злых Обезьянах не имеет терпимости, лишает людей возможности покаяния и искупления, персонажи гордо решают кто безнадёжен, а у кого ещё есть шанс. Не понятно для чего на протяжении всей книги приводятся цитаты из Библии, если ни один герой ей не следует и даже не пытается этого делать? Чтобы акцентировать зло? Почему добро использует средства зла?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финал предсказуем — Джейн с самого детства шла скользкой дорожкой: безобидная игра с травкой, далее тяжелые наркотики, увлечение мальчиками и т.д. Духовно-нравственная повреждённость неминуемо приводит ко злу. Как могло быть иначе?

Эта книга не о противостоянии добра и зла, она исключительно о зле, о том как зло извивается, изгаляется и всеми силами пытается выглядеть добром. Самое страшное зло то, которое не видно, которое замаскировано.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 июня 2018 г.

Добрый день,

Для меня, как и для одного из коллег, написавшего отзыв, роман Злые обезьяны тоже обманутые ожидания, но.... в совершенно противоположном смысле. Купив книгу по чисто меркантильным причинам ( чтобы получить скидку на заказ), я успокаивал себя тем, что ничего не потерял, как минимум в финансовом плане). Прочтение отзывов и рейтинг романа страшили, но 318 страниц показались мне не такой большой пыткой в случае, если книга «не пойдет». И , я проглотил роман за день. Что-то описывать, пересказывая сюжет, так чтобы никто из читающих отзыв и не читавших сам роман, ничего не понял, не вижу смысла. То, что нужно для затравки, написано в аннотации и в части имеющихся отзывов коллег. Добавл, что это вторая книга из серии Роман-Головломка, которую я прочитал ( первой была Три дня до небытия Тима Пауэрса), и я очень доволен. Читать однозначно советую.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2018 г.

Лично для меня — сплошные обманутые ожидания. Друзья! Те кто пишет что роман смешной, вы в оригинале читали? Я вот маньяк до юмора. И именно юмор Воннегута ну просто обожаю. В «злых обезьянах» я юмора не нашёл не то что Воннегутовского, а вообще никакого. Даже усмехнуться не довелось. Если это пародия или сатира на что-то — я не понял на что.

В официальной аннотации и отзывах было про «блистательные диалоги», «жуткую головоломку», «сюжетные повороты от которых кружится голова», и так далее. Где это всё, где другие читатели это нашли? Диалогов почти нет. Только вводные в начале каждой главы где психиатр задаёт банальные вопросы с целью подтолкнуть пациента рассказать свою историю. С ног на голову встаёт лишь кое-что и лишь пару раз, когда психиатр ловит пациента на банальной лжи.

В результате что получилось. Рассказ шизофренички-убийцы. Довольно поверхностный с кучей нестыковок и откровенными выдумками типа препаратов «икс». На фоне всего текста, когда пациент меняла свой рассказ под неподтвердившимися фактами, в которые её тыкает носом врач, финал выглядит бредовым и просто подгонкой под фантастику. Ну или торжеством болезни пациентки.

Триллер, который при стандартах нашего времени называют психологическим. Психологичность примерно уровня книг Амели Нотомб. Кстати, и объём романа примерно того же порядка.

Ну и о хорошем. Читается легко. Занимательная вещь. Две трети книги читалось с возрастающим интересом, но затем начало откровенно утомлять ибо теория заговоров начала обрастать логическими дырами и превращаться в бред. Поведенческая нереалистичность персонажей не даёт даже на минуту поверить в то, что описываемое может быть хоть чем-то иным кроме работы больного мозга пациентки. В итоге дочитывал уже с потерей интереса и запредельный финал оказался негативно ожидаем.

Светлые моменты — часть взросления главной героини. Взаимоотношения мать-дочь-брат. Вот это реально хорошо, хотя и приходится выдирать кусками из параноидальных историй пациентки. Именно эта часть не даёт пожалеть о потраченном времени и позволяет поставить относительно высокую оценку.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июня 2018 г.

Хороший, нестандартный сюжет триллера-боевика. Автор впрочем попытался ввести туда философию и морализм. Но не преуспел в этом, за исключением пожалуй финала. Финал...ну не скажу, что разочаровал или был скучным, вовсе нет — но лично на меня он подействовал не так, как вероятно положено, в смысле что зло было наказано справедливо. Напротив, он поставил под вопрос понятие зла и понятие справедливости. Любые этические нормы были выработаны с целью выживания: и человека-индивидуума и общества, хотя бы в размер семейной трибы. Но оказывается, что технологии могут влезть в разум, и нарисовать в нем законченную картину мира, которую сам человек — объект воздействия и те, кто воздействуют, могут видеть определённо по-разному. Впрочем, это уводит в сторону — в книге говорится о предопределённости, то есть о судьбе — быть добрым или злым. Для кальвинистской религиозной этики — самое то, можно сказать — основа. Только это ведь просто еще одна система программирования разумов, принятая на вооружение показанным в книге вариантом западной цивилизации. Я даже не буду тут обсуждать, ну скажем так мягко, неоднозначность самого существования тайной Организации, которая тайно же решает, кому жить, кому умереть на основе сделанной оценки степени погруженности во зло данного индивидуума. Да, надо отдать должное, наказывают они за дела, а не намерения ниже мысли, чему в книге посвящен отдельный диалог. Но окончательно судят они же — тайно и без обжалования. И ни разу не было сбоев — Организация покрыта абсолютной тайной. Так же как и противостоящая ей Стая (а реальна ли она?). Возвращаясь к началу: собственно финал, раскрывая карты действующих лиц и всё расставляя по местам, на самом деле не объясняет ничего, ибо объяснения источнику зла хотя бы в столь детально рассмотренном случае не дается. Но оно бы пусть — можно признать, что зло необъяснимо, оно просто есть. Но нет объяснения и справедливости — почему одни лучше других. Допускаю, что автор сделал это умышленно — читатель должен истолковать сам, лично для себя. Выбрать сторону? Нет, не обязательно — там обе стороны нехороши. И книга прямо напрашивается на фанфики.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2018 г.

Я просмотрел яркий и эффектный фильм о не тривиальном противостояние добра и зла.

Зло, которое может прятаться под скромным лицом сотрудника учебного или лечебного заведения, а может вообще не прикрывать свой злобный оскал вседозволенности. Добро, которое тут не то что с кулаками, но и с пистолетами, хоть и выглядящими игрушечными, и с ножами-топорами. Без сияющих доспехов, но в клоунском гриме, или наряде городского сумасшедшего.

Сотрудница секретной организации по борьбе со злом, которую схватили на месте убийства, попавшая в психиатрический отдел для заключенных. Хотя подождите, может все это трип, сломленного жизненными обстоятельствами несчастного, сначала ребенка, а потом женщины? И вся история это борьба со своими демонами? Или же оно есть на самом деле, вечное противостояние добра и зла, не внутри, а снаружи?

В общем вас ожидают погони за маньяками, подглядывающие за всем глаза, клоуны и обезьяны, топоры и пистолеты, да что уж там, реально будут секс и наркотики, реальность и вымысел, добро и зло. И все это гармонично вписано одно в другое, лихо смешано и перемешано, искусно приправлено и ярко подано. Очень кинематографично.

Что из этого правда?

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 мая 2018 г.

Белая комната — белые стены, белый потолок, белый пол. Фотография политика. Стулья и белый стол. Два человека — оранжевый тюремный комбинезон и белый врачебный халат. Так подчеркнуто кинематографично начинается роман «Злые обезьяны» Мэтта Раффа. Джейн Шарлотта, заключенная тюрьмы Кларк Каунти в Лас-Вегасе, содержится в крыле для психов, обвиняется в убийстве и утверждает, что работала на секретную Организацию в подразделении «Злые Обезьяны». Доктор Ричард Вейл работает над ее случаем и пытается выяснить, кто такая эта пациентка — сумасшедшая социопатка, коварная злоумышленница или... действительно охотница за опасными психами?

Белая комната — как исповедальня. Единожды пойдя на откровенность, упомянув при копах о «Злых Обезьянах», Джейн и дальше подробно рассказывает доктору историю своей жизни, проб и ошибок. Героиню трудно назвать идеальной — частенько закидывалась наркотиками, спала с шестнадцатилетними беспризорниками, прожигала жизнь, не задумываясь о своем предназначении. Лишь в тридцать осознав, что так продолжаться не может, и вспомнив девиз Организации: «omnes mundum facimus» — мы все создаем мир, она решила найти дело всей своей жизни.

Белая комната — как пространство сна. Исповедь героини кажется предельно искренней и эмоциональной, но буквально с первых же глав встает вопрос о достоверности ее истории. Рафф шикарно обыгрывает прием с ненадежным рассказчиком, перемешивая отдельные совпадения и расхождения с архивными документами так, чтобы неизменно оставлять долю неопределенности. Ведь даже записям и файлам нельзя верить на все сто процентов, если Организация и впрямь существует, а ее отдел «Снабжение», контр-разведка, подчищает следы и изменяет протоколы. Вообще методы и возможности Организации часто заставляют задаться вопросом — не слишком ли смахивает она на секретное агенство из комиксов или конспирологического чтива? Однако цинизм, самоирония и аргументы сотрудников позволяют постоянно балансировать на грани между «верю» и «не верю».

Белая комната — как операционная, где душу вскроют, отпрепарируют, а затем «взвесят, измерят, оценят» — к слову, Рафф охотно использует отсылки к Библии и свободно цитирует ее. Можете ли вы сказать, где проходит грань между воплощенным злом и безответственностью, эгоизмом или дурными наклонностями? Организация не ставит перед собой цель наказать или посадить всех нарушителей закона. Их цель — эффективная борьба со злом исходя из разумного ожидания положительного результата, поэтому главную роль играет отдел «Затраты-Выгоды», а не простые исполнители вроде «Злых Обезьян». Впрочем, есть и условно независимые подразделения, например, «Жуткие Клоуны» — те еще колоритные ребята с очень неоднозначными манерами и методами.

Белая комната — будто арена для финального поединка, в котором будут сорваны маски и объявлена истина. Если начинается роман как исповедь-монолог, то чем дальше, тем больше возникает вопросов, подозрений и интриг. Настоящая судьба Фила, брата Джейн. Реальность Организации. И конечно, борьба Организации со «Стаей», тем самым воплощенным злом, о которым говорилось выше. «Стая» — анти-организация с эмблемой в виде морды мандрила, этакой пародией на название отдела «Злые Обезьяны». «Стая» — как вездесущий и могущественный враг, способный нанести удар в любой момент и в любом месте. Потакатели порокам и покровители маньяков. Пожалуй, к недостаткам романа можно причислить лишь относительно небольшой объем. Рафф рисует весьма пестрый и колоритный мир с подчас абсурдными правилами, но активное использование отсылок на другие книги, фильмы, а также реальные события все-таки помогают поверить в происходящее. Поверить с поправкой на то, что верить здесь нельзя никому. Поверить и ждать финала, в котором автор отлично сконцентрировал все ответы, несколько раз перевернул происходящее с ног на голову и поставил жирную точку из пистолета ЕП — «Естественные Причины». Причины — смерти, разумеется.

Итог: динамичный психологический триллер, обыгрывающий вопросы о зле, методах и ответственности.

Оценка: 8
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2016 г.

Неожиданно глубокий и серьезный роман взросления, ловко замаскированный под одновременно параноидальный и смешной рассказ о всемогущей неправительственной организации, борющейся со злом и отслеживающую все аспекты человеческой деятельности, плавно перетекающий в психологический триллер с элементами наркотрипа в духе «Все не то, чем кажется»: в общем, все, что вы могли ожидать от Мэтта Раффа, автора книги «Канализация, газ и электричество» , вы здесь найдете сполна. Представленный в виде диалогов главной героини, обвиняемой в убийстве и сидящей в тюремном отделении для психов (nut wing) и тюремного, соответственно, психиатра, пытающегося понять, действительно девушка сумасшедшая или просто придуривается, роман проводит нас через детство Джейн Шарлотт, отрочество, грехи юности, искупление, выбор своего пути, цели и места в жизни. В книге полно мощных остроумных диалогов, безумных, но харизматичных персонажей, и чудовищных в своей нелепости ситуаций, от которых отваливается челюсть , а также множество обманок, вложенных одна в другую. Книжка читается просто влет, даже с учетом большого количества разговорных и сленговых слов, все понимаешь без проблем, оторваться сложно, учитывая, что совершенно непонятно, чем закончится не то что каждая сцена, а каждый диалог. Концовка оправдывает все ожидания, несколько раз заставляя посмотреть на события книги с разных углов восприятия, связывает все концы, все проясняет и оставляет после себя чудное лирическое настроение: Добро всегда побеждает зло. Ну, за исключением тех случаев, когда происходит обратное.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх