FantLab ru

Кларк Эштон Смит «Уббо-Сатла»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.23
Голосов:
192
Моя оценка:
-

подробнее

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Пол Трегардис купил в антикварной лавке тускло мерцавший матовый кристалл. В Книге Эйбона он читал о нем — вполне возможно, этот камень принадлежал некогда магу Гипербореи Зону Мезамалеху. В нем колдун созерцал множество картин, изображавших прошлое Земли, однако сведений о том, что маг видел, почти не осталось. Трегардис решил проверить, действительно ли это тот самый камень...

Примечание:

Рассказ был завершен 15 февраля 1932 года.

Впервые опубликован в журнале «Weird Tales», июль 1933.


Входит в:

— антологию «To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare», 1993 г.

— журнал «Weird Tales» July 1933», 1933 г.

— сборник «The Emperor of Dreams», 2002 г.

— сборник «The Book of Hyperborea», 1996 г.

— сборник «Out of Space and Time», 1942 г.

— сборник «Hyperborea», 1971 г.

— сборник «The Klarkash-Ton Cycle: The Lovecraftian Fiction of Clark Ashton Smith», 2008 г.

— сборник «The Last Incantation», 1982 г.

— сборник «A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies Of Clark Ashton Smith, Volume 3», 2007 г.


Похожие произведения:

 

 


Затерянные миры
2004 г.
Мифы Ктулху
2011 г.
Затерянные миры: Сага затерянных миров
2014 г.

Самиздат и фэнзины:

Двойная тень
2015 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» July 1933
1933 г.
(английский)
Out of Space and Time
1942 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1969 г.
(английский)
Hyperborea
1971 г.
(английский)
The Last Incantation
1982 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos: Golden Anniversary Anthology
1990 г.
(английский)
To Sleep, Perchance to Dream... Nightmare
1993 г.
(английский)
The Book of Hyperborea
1996 г.
(английский)
Tales of the Cthulhu Mythos
1998 г.
(английский)
The Emperor of Dreams
2002 г.
(английский)
A Vintage from Atlantis: The Collected Fantasies of Clark Ashton Smith, Volume 3
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 ноября 2016 г.

Занятно наблюдать то, как к лавкрафтианской мифологии подцепляли вещи, имеющие к ней весьма отдаленное отношение. Вот и данный рассказ Кларка Эштона Смита с легкостью мог бы быть изъят из «Мифов Ктулху», кабы не один единственный абзац, в котором упоминается «Некрономикон»...

Тем более, что присутствие «Некрономикона» в тексте рассказа вовсе не является чем-то сюжетообразующим. Просто, купив в антикварной лавке магический кристалл, главный герой рассказа сперва читает о нем в «Книге Эйбона», сочиненной некогда гиперборейскими чародеями, а впоследствии изданной каким-то французским черным магом. А потом решает сравнить эту информацию с тем, что пишет о подобных кристаллах арабский безумец Абдул Альхазред в «Некрономиконе»...

Собственно говоря, на этом и какие-либо события в рассказе прекращаются. Герой вглядывается день за днем в гиперборейский кристалл. Его сознанием овладевает гиперборейский чародей Зон Мезамалех. Вместе они пронзают мысленным взором все более далекое прошлое, когда еще и динозаврами не пахло, а боги и демоны были безмозглыми, хотя и весьма плодовитыми, гигантскими сгустками протоплазмы. Естественно, ничего хорошего для главного героя из таких вот путешествий в эпоху, когда в палеозойском болоте ворочался похожий на исполинскую амёбу лишенный разума демиург Уббо-Сатла, не выйдет...

Как говорят его земляки с Туманного Альбиона, любопытство погубило кошку...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2019 г.

Я читал рассказ в сборнике «Мифы Ктулху», и после штампованного «Возвращения чародея» тут уже чувствовалось нечто от Эштона Смита – его стиль чувствовался, его атмосфера, имеющая свои особенные черты. И у Лавкрафта есть визионерские вещи, но всё они, по-моему, слишком расплывчаты, слишком тягучи, иногда до боли тягучи. А здесь же визионерство какое-то притягательное, его атмосфера не рассыпается, превращаясь в болото, наоборот стиль авторский – это сочетание сухого и волшебно возвышенного – придаёт истории запоминающийся дух, колорит. Да и сама история узнаваемо диковинная – с превращениями, магическими артефактами, с антуражем лавок древности и чертогов давно почившего колдуна. Да и не просто тут путешествие сквозь безумную толщу времени и древний не умеющий мыслить бог, породивший всё (тут мне хочется сказать: «Стоп! Не есть ли в этом боге отражения того самого, как вещают учебники, первичного химического бульона, породившего первую органическую жизнь?), тут ещё и практически притчевый посыл –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вот и достиг наш герой искомого, но в таком виде, в котором эти скрижали древних богов с их вселенскими откровениями оказались не просто непонятными – безразличными ему.
И в этом, согласитесь, тоже что-то есть.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2015 г.

Ожидал, честно говоря, большего, но все равно неплохо (именно неплохо). Во всяком случае уже лучше «семи гейсов» (читайте отзыв).

Концовка порадовала, хоть и достаточно предсказуема:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обрести желанное, прикоснуться к нему, но не осознавать этого... По-моему, весьма жизненно.

Несколько нелепо, правда, то, что камень в конце просто исчез.

---

Для тех, кто готовится к прочтению:

Вне цикла читать будет не особо интересно.

---

Возраст:

16+

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2012 г.

Иллюстрация того, что бывает со слишком любопытными кошками, не имеющими достаточно сил и самообладания, чтоб ы пережить последствия своих интересов. Камень очень понравился, точнее его оригинальный способ собрания информации.

Идея хороша, но сам рассказ скучен и бледен. Прочитав первую страницу можно приблизительно описать всё последующее действие.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх