fantlab ru

Ольга Швецова «Метро 2033: Стоящий у двери»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.00
Оценок:
55
Моя оценка:
-

подробнее

Метро 2033: Стоящий у двери

Роман, год; цикл «Вселенная «Метро 2033»

Аннотация:

«Метро 2033» Дмитрия Глуховского — культовый фантастический роман, самая обсуждаемая российская книга последних лет. Тираж — полмиллиона, переводы на десятки языков плюс грандиозная компьютерная игра! Эта постапокалиптическая история вдохновила целую плеяду современных писателей, и теперь они вместе создают «Вселенную Метро 2033», серию книг по мотивам знаменитого романа. Герои этих новых историй наконец-то выйдут за пределы Московского метро. Их приключения на поверхности Земли, почти уничтоженной ядерной войной, превосходят все ожидания. Теперь борьба за выживание человечества будет вестись повсюду!

Что может быть важнее для выживших в ядерном безумии, погубившем мир, чем бункер? Убежище. Дом. Крепость. И что может быть важнее для бункера, чем дверь? Массивный гермозатвор с тяжелым «штурвалом». Он — граница между безопасным «тут» и смертоносным «там», терминатор между двумя мирами. Но всегда ли снаружи — враг, и всегда ли внутри — друг? Кто ты, стоящий у двери?..

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 381

Активный словарный запас: низкий (2628 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 62 знака, что гораздо ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 26%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Лучшая книга Вселенной, 2013 // Ржавый Артём. Лучший злодей. Алексей Колмогоров


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Стоящий у двери
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

На дрезине из Москвы

Я поеду, я поеду в никуда,

Там, где слышен крик совы,

Там где стынет в лужах талая вода...

Шаги за дверью становились все тише и тише..Ещё совсем немного и наступит тишина,которую будут нарушать лишь крики совы,треск веток под ногами зверомонстров и вой собак.

Гудок паровоза...Все...

Я ,как и многие из вас,смотрю на мир метро и то ,что находится нам ним глазами героев книг.Вот тут Артем встретил Хантера,Нюта пряталась в туннеле,Кошка осматривала пути отступления,Томский держал оборону и многое многое другое.Реальность и фантазия стали единым целом.

Вот и сейчас,ступая на перрон платформы Отдых я слышу голоса Доронинского отряда,иду по их следам на свою работу в Бункер и долго стою у двери,обдумывая каждый свой шаг.

Вглядываюсь в лица сотрудников,кто же из них станет Привратниками?

Даже дверь Бункера теперь стала какой то мистической..словно Дверь в мир другой Вселенной..

Оля,большое Спасибо за книгу! Очень понравилось!Читал урывками сразу из нескольких экземпляров(только куплю,сразу забирают у меня).Ну что тебе ещё сказать?

ЖДЁМ ПРОДОЛЖЕНИЯ!!!!

Маршруты московские, маршруты центральные

Но манит все чаще лесная трава

Земля бесшабашная, земля коммунальная

Оставшийся в детстве мой город Москва...

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Игра престолов»

Рецензия на «Метро 2033: Стоящий у двери» Ольги Швецовой

Так как перед «Стоящим у двери» я ознакомился с томами романа-эпопеи «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина, ещё не выветрившиеся впечатления о мире Вестероса и Эссоса преломили восприятие метроромана. Но, удивительное дело, у таких непохожих произведений можно найти немало общего!

В отличие от Мартина, у Ольги главы названы с оглядкой на сюжет, но вот линий сюжетных в книге немало! Они одновременно происходят либо в Москве и Жуковском, либо в Московской области и Жуковском. Так параллельно друг другу развивались события одновременно на восточном материке мира ПЛиО и на далёкой Стене, в Королевской Гавани и в Солнечном Копье… Наверное, если посчитать ПОВы персонажей «Стоящего у двери», их наберётся соразмерное количеству ПОВов в одном из томов «Песни…» число. Я пытался поначалу это сделать, но где-то на середине второй части сдулся и забил на это дело.

Основных персонажей не так уж и много. Каждая часть привносит свой контингент действующих лиц, и лишь некоторая их часть проходит насквозь весь сюжет. Помню, очень порадовали сравнения одного из читателей «Песни Льда и Огня» книг романа-эпопеи с персонажами. Тут тоже можно сделать нечто подобное. Первая часть — это Ильяс-Нумизмат, пошедший на преступление ради любимой женщины. Вторая — Тимофей. Именно Тимофей, а не Василий Филиппов. Тимофей, отправившийся в бункер в поисках лекарства для любимой женщины. Увы, на Тимофее надо остановиться. Этот персонаж мне сразу напомнил Ареха из «Обители снов» Андрея Гребенщикова. Объявился, этакий чёртик из табакерки, и увёл с собой беднягу-протагониста. Я всё надеялся, что странная схожесть к концу части пропадёт, ан нет, всё только подтвердилось… Ну а третья часть — это Станислав. Типажом он напомнил мне Егора из «Города страшных снов» Ежи Тумановского. Такой же глава общины, харизматичный в меру молодой человек, хороший. Слабо прописанная линия отношений с Анастасией всё же показывает, что и там не обходится без любви. Именно на это указывает в объяснительной записке Вячеслав Бакулин, ну а Ольга, ставя на передний план треугольник Денис-Елена-Алексей, дополнила каждую треть своего дебютного романа второстепенной любовной линией. Оттого в какой-то мере показалось, что Скарлетт разбила роман на три зависимые друг от друга новеллы, причём первая из них вполне претендует на звание самостоятельного романа.

Странное дело: вот именно первая часть одновременно самая удачная и самая провальная часть книги. Там происходит знакомство с героями, большинство из которых обладают неслабой харизмой, но описания действий гораздо затянутее самих действий. В результате общая оценка роману у меня постепенно, по баллу, поднималась с семёрки…

Хочется сравнить некоторых героев с персонажами «Песни…». При этом я лишь укажу схожесть типажей характеров, как это уже сделал ранее с Тимофеем и Станиславом. Денис Пищухин — это Джон Сноу. Ольга так часто замечает, что персонаж ничего не знает, что на ум, естественно, приходила любимая фраза любовницы Бастарда из Винтерфелла: «Ничего ты не знаешь, Джон Сноу». Лена Нестерова не Игритт, а, скорее, Санса Старк. Жертва обстоятельств, не знающая, как правильно поступить. Правда, в отличие от наивной маленькой леди, Елена более самостоятельная, да и, кстати говоря, в ходе действия романа успевает, если я правильно понял, лишиться девственности. Эта сцена прописана Скарлетт очень плохо. Нет, я не говорю, что (хорош ржать!) после подробностей от Мартина хочется постельные сцены видеть не менее красочными (ну прекратите, а?), но по тому, что увиделось, кажется, что Лена — бревно бревном, настолько отстранённо всё описано. Фактически, она просто лежит и думает, анализирует чего-то.

Алексей Колмогоров представился мне кем-то средним между расчётливым и хладнокровным Петиром Бейлишем и похотливым и вероломным Теоном Грейджоем, позже осознавшим свои ошибки. Несмотря на позиционирование персонажа в качестве антагониста Дениса, Лёше я симпатизировал гораздо больше. Человек оказался во френдзоне, играет в престолы и ненавидит соперников. Может, у меня есть какой-то серьёзный скелет в шкафу, и поэтому мне Алексей понравился больше тормознутого Диньки, не знаю…

Что касается остальных персонажей, то Доронин чем-то напомнил сира Родрика Касселя, Борис Нестеров — Эддарда Старка, Никитин — Джоффри Баратеона, а Грицких — Станниса Баратеона.

Отдельного недоумения заслуживает отправка в Москву Сергея Мухина. Почему Арбатско-Покровская линия?! Как-то в тексте нет нормального объяснения, чем плох юго-восток Таганско-Краснопресненской линии, откуда мы с авторессой родом, или жёлтая ветка, коей хоть пара глав, но отведена.

Финал романа оставил ощущение недосказанности и лёгкого разочарования. Не хотелось, конечно, чтобы герои умерли, подобно Ромео и Джульетте, но и так вот просто расстаться с родным домом Елены — вариант лишь слегка более гуманный. Но в любом случае «Стоящий у двери» — отличное сочетание любовного романа и постъядерного боевика, лишённый опять надоевшей мистики и полный интересных мыслей.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, перед нами новый роман серии, действие которого происходит в Москве (в основном на станциях Бауманского Альянса и Калининской Конфедерации) и в ближайшем Подмосковье: в городах Быково, Жуковский, в посёлке Кратово... Так что хотя по сути мы снова в лично мне до тошноты опротивевшей Москве, всё же география, как минимум, интересна. В том числе и потому, что эти места занимают важное место в оей жизни: на дачу около станции «42 км» меня в первый раз привезли, когда мне было два годика smile:) Так что почитать про родные места было очень любопытно. Спасибо Ольге огромное за то, что выбрала эту местность для своего романа! Сразу скажу, забегая вперёд, что именно с точки зрения локаций роман вышел довольно-таки интересным, хоть и не стоит ждать от текста чего-то совсем уж крышесносящего. Опять же, как минимум, интереснее, чем хождение со станции на станцию.

Роман «Стоящий у двери» написан автором-женщиной, третьей в проекте. Наверняка найдутся те, у кого этот факт вызовет ярость. Как это уже бывало в темах, связанных с Анной Калинкиной. На мой лично взгляд не имеет значения, кто пишет книгу. Главное, что в итоге получится. Ещё раз забегая вперёд, скажу: получилось неплохо! Несомненно, Ольга ещё «не волшебник, а только учится». Разумеется, первая же изданная книга по определению не может быть идеальной. Но начало положено и начало хорошее!

Теперь посмотрим на роман более детально.

Что мы имеем? Мы имеем книгу, являющуюся, по сути любовным романом. Понимаю прекрасно, что это словосочетание вызовет у многих оторопь или даже гнев. «ЧТО??? Любовный роман в серии??? Хотим трупы и стрельбу!!!». Если такие люди найдутся, я им настоятельно советую прочесть вступительное слово редактора серии, Вячеслава Бакулина. Он сказал лучше, чем скажу я. Я скажу просто: да, любовный роман. И что? Кто возьмётся доказать, что в мире 2033 не может быть сильных и красивых чувств мужчины к женщине, а только ненависть, злоба и убийства — пожалуйста. И ещё скажу: мир Ольги, мир, где люди испытывают настоящие человеческие чувства, выглядит намного реальнее, намного живее, чем мир крутых сталкеров, не способных испытывать иные чувства, кроме голода и холода. Советую читателям, берущимся за эту книгу, заранее настроить себя на то, что им предстоит путешествие не только в мир опасностей, ужасов и зловещих аномалий, но и в мир человеческих страданий и переживаний. И тогда чтение гарантированно принесёт удовольствие smile:)

Теперь несколько слов скажу о «стрельбе-мутантах». Они тут тоже есть smile:) Как же в мире 2033 совсем без этого. Ольга постаралась на страницах своего романа уместить самые разные смыслы, самые разные литературные пласты. Так что любители перестрелок и схваток не уйдут обделёнными.. И всё же... Читая роман «Стоящий у двери», я понял: нет, не мордобой и марш-броски, а именно взаимоотношения людей являются тем, что действительно получается у автора, тем, что составляет основную смысловую суть романа. А стрельба из разных видов оружия... Просто антураж, не более.

Подробно говорить о героях и о том, что с ними происходит в тексте, я не буду, я отмечу вот что: к сожалению, местами в тексте героев лично для меня было многовато. Видя перед собой очередного персонажа, я начинал лихорадочно вспоминать, кто же это вообще такой. Постепенно Ольга дала раскрыться почти всем своим героям, так что к середине читать стало проще. И всё же обилие персонажей, которые частенько «толкаются локтями» кого-то может и утомить... Есть ещё одна проблема: повествование ведётся от лица не одного, не двух, даже не трёх героев, а как минимум шести. От этого в голове, особенно в начале чтения, получается путаница. Я бы на месте автора уменьшил число героев, от лица которых ведётся повествование. С другой стороны... Тогда это был бы уже не «Стоящий у двери», а совсем другой роман smile:)

Далее. Роман «Стоящий у двери» — тот случай, когда процесс становления личности героев, их взросление, их мужание не просто декларируется, но долго, скурпулёзно, поэтапно формируется. И читателя не ставят перед фактом, что вот, мол, мой герой стал крутым и сильным, а показывают весь процесс в мельчайших его деталях. И тут возникает вторая проблема: темп повествования, кроме отдельных эпизодов, весьма неспешный. Ольга не скачет галопом, Ольга ведёт свой рассказ «с чувством, с толком, с расстановкой». Это может утомить читателя, любящего лихой темп; местами даже мне чуточку не хватало драйва. Книга не заглатывается, не читается влёт, её лучше постигать медленно, неторопливо, обдумывая прочитанное. Так лучше усвоится smile:) Может, дело в жёстких требованиях серии по объёму?.. Может, что-то пришлось сознательно затягивать?.. Но, повторюсь, минусом это может считаться лишь субъективно. Это — особенность авторского слога, проявившаяся ещё в рассказе Ольги «Наставник». Пусть читатели сами решат, мало тут драйва или в самый раз. Сколько людей — столько мнений!

И последнее, пожалуй. Роман «Стоящий у двери» — не уникальный, но и не частный случай в серии, когда автор делает попытку показать нам мир 2033 года в версии «лайт», если можно так сказать. В чём это заключается? В том, что в этом мире между людьми возможен диалог. В том, что тут люди, хоть и с большой осторожностью, друг другу доверяют. Да, вокруг опасности, да, лучше сначала выстрелить в человека, а потом уже интересоваться, кто это такой. Но Ольге, как мне показалось, позиция «человек человеку — волк» если не противна, то точно не близка. В её мире люди всё же пытаются друг с другом разговаривать, пытаются наладить контакт. Это смотрится, возможно, наивно. Но по этой же причине, как мне кажется, у мира Ольги Швецовой есть будущее.

Остаются, конечно, кое-какие вопросы. Например, почему Мухин, в самом деле, не спустился в метро на «Авиамоторной». Но некоторая недосказанность даже хороша, она делает книгу более таинственной.

Вот, наверное, и всё. От всей души благодарю Ольгу за эту книгу! С Денисом, Леной, их друзьями и врагами я провёл несколько уютных вечером, о многом успев подумать, многое успев прочувствовать. «Стоящий у двери» — роман для тех, кто умеет думать и переживать.

И конечно же, поздравляю Ольгу с большим литературным дебютом! Начало положено, удачи в дальнейшем и творческого роста!!!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё с полгода назад мне пришёл сборник рассказов «Холодное пламя жизни» с автографами авторов прямиком с московской презентации. В ту же посылку Ольга Швецова положила мне в подарок свой первый роман «Стоящий у двери». Тогда я не особо обратил на него внимания — поставил на полку и забыл. Но вот неделю назад с чего-то вдруг решил его прочитать.

Читая эту книгу, я несколько раз поменял своё мнение о ней. Началось всё с «Что это за серая унылая херня?», затем шло «Ну среднячок такой» и, наконец, «Очень хороший роман, хоть и не лишённый недостатков». Собственно, все три мнения имеют право на жизнь, т.к. соответствуют трём частям романа. Думаю, стоит вкратце рассказать про каждую из них, а в конце написать общие впечатления от книги.

Итак, оценку «Что это за серая унылая херня?» получает первая часть под названием «Поход». Получила она её из-за невероятной затянутости и однообразности. По сути, вся первая часть (и даже несколько глав второй) — это завязка истории, растянутая почти на половину книги. И главная её проблема в том, что она невероятно скучная. Посвящена она походу отряда сталкеров в бункер в Подмосковье и обратно в Москву. И кроме этого похода, в ней практически ничего нет. Вся первая часть — это ходьба и разговоры, изредка прерывающиеся нападением мутантов. Также с первых нескольких глав нам раскрывается сюжет половины книги, следовательно, до самой середине в романе практически нет интриги и сюжетных поворотов. Конечно, даже в таком случае эта часть могла быть интересна, если бы основной упор был сделан на отряде и взаимоотношениях его членов друг с другом, постепенно раскрывая каждого из них. Но, к сожалению, Ольга ограничилась лишь линией Нумизмата и Доронина, которая, к слову, хорошо раскрывает обоих героев. И она стала для меня самым интересным моментом первой части. В принципе, Глюк тоже весьма неплох как герой — достаточно колоритный и выгодно выделяющийся на фоне остальных. Но его линию Ольга не дотянула — вроде начала развивать, но бросила на середине, увы. Остальным же членам отряда, включая и главного героя Дениса Пищухина, который кроме всего прочего ещё и бесил меня своей непробиваемой тупостью, либо совсем не уделено времени, либо уделено слишком мало. Из-за этого они превращаются в серую массу без историй и характеров, и наблюдать за ними абсолютно не интересно. Также можно было создать интересные конфликты между членами отряда, проходя через которые, они бы из кучки штрафников превратились в настоящую команду, где один за всех, и все за одного. Ведь по сути в романе есть даже есть сцена того самого «все за одного», когда они вступаются за Глюка на Марксистской. Но вот того, как они к этому пришли, к сожалению, нет.

«Ну среднячок такой» — это оценка второй части под названием «Возвращение». Как я уже говорил выше, первые её несколько глав (а по сути половина, ибо всего их семь) — продолжение завязки. Там в плане моего мнения особо ничего не поменялось, разве что серую массу отряда теперь заменил такой же неинтересный Тимофей, истинные мотивы которого читаются почти сразу же после появления. Ну и появляются двое других главных героев — Алексей и Елена. На самом деле, появляются они ещё в первой части, но там им практически не уделено времени. Алексей представляет собой самого обычного гада. И хоть нам и рассказывается его история, он всё равно остаётся неинтересным. А Елена — дочка Старшего Привратника Нестерова (местного начальника) — просто наивная девочка, живущая в розовых очках и не знающая жизни.

А вот на середине второй части (и практически середине книги) наступает действительно переломный момент, заставивший меня как раз-таки изменить мнение о романе на тот самый «среднячок». Сначала очень неожиданно и приятно раскрывается Елена — она в один миг взрослеет, а вопрос выбора, который её мучает, действительно поднимает героиню на новый уровень. И она действительно становится интересной. Но полной неожиданностью для меня стало раскрытие Дениса. Я уже как-то смирился с тем, что он меня бесит. А тут он также взрослеет, получив удар в спину. Ну и ещё очень порадовал второстепенный герой Нестеров — ему тоже уделили достаточно внимания, его история мне понравилась.

Ну и третья часть — «Привратник» — как раз и получает оценку «Очень хороший роман, хоть и не лишённый недостатков». Здесь и целый ворох прекрасных второстепенных героев из болотной общины: Стас, Амалия, Юрок, Калина, Анастасия — все они имеют свои характеры и истории, которые Ольга нам рассказывает. И сюжет, который с этого момента стал абсолютно не предсказуемым За ним уже реально следишь, ждешь, что ж там дальше-то будет. Ну и уже под самый конец раскрывается Алексей. И, наверно, его действительно заслуженно назвали лучшим антигероем ВМ, ибо получился он просто великолепным. Денис и Лена также открываются нам с неожиданных сторон, и, наконец, именно в этой части сталкиваются чувства и интересы всех троих.

Ну вот прошлись мы по всем трём частям романа, теперь пора рассказать и общие впечатления. «Стоящий у двери», несмотря ни на что, мне понравился. Да, откровенно разочаровала первая половина книги, но зато финал компенсировал это сполна, до предела подняв градус эмоциональности. Это действительно история о любви — эта тема здесь идёт через всю книгу, и по сути на ней и построен сюжет. И это здорово. Именно любовь толкает героев книги на настоящие безумства. Ради неё они идут на всё, хоть потом и не раз раскаиваются и винят себя за совершённые ошибки. И, любя, они взрослеют. Особенно это заметно по Лене — какой она была в начале книги, и какой стала в конце. А ещё книга великолепно раскрывает тему того, что нет в мире чёрного и белого, а правда у каждого своя. Ведь, прочитав роман, я так и не смог однозначно сказать, кто из героев плохой, а кто хороший. Они совершают самые разные поступки. Нет здесь привычного добра и зла. Есть жизнь, где ничего не бывает абсолютным. Вот так вот.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один образец «женской прозы» в серии Метро2033.

Все бы ничего, но о чувствах, о любовной истории можно было бы написать не так сухо. Тем более, что автор не суровый мужик, а эмоциональная симпатичная женщина. Главные герои не оставили в сердце и уме какого-то следа, все слишком рассудочно и бесстрастно. Даже в «Увидеть солнце» любовная пара намного более характерна и запоминаема.

Хотя разбег был взят вроде бы не слабый, но красивого прыжка не получилось.

В целом история о постядерных Ромео и Джульетте получился на 4 с большим минусом.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная книга предлагает читателю взглянуть на мир Вселенной в другой плоскости. Описания, размышления, чувства – вот основные три кита, на которых базируется роман. Сюжетная составляющая завязана на любви, а основные действующие лица созданные автором прописаны очень хорошо. Интересная подача исследования новых мест и событий происходящего. С другой стороны, тяжеловатый стиль написания и размеренное повествование оставляют свои отпечатки. При своей оценке, хочется отметить, что данное произведение на уровень лучше половины вышедших книг серии.

Рекомендую.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх