FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Застава»

Застава

Роман, год; цикл «Пограничье»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 92

 Рейтинг
Средняя оценка:6.69
Голосов:1174
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Центрум.

Центральный мир вселенной, окруженный лепестками других миров, среди которых и наша Земля.

Когда-то Центрум был велик и силен, но катастрофа отбросила его в прошлое.

Здесь, на перекрестке тысяч и тысяч цивилизаций несет свою вахту Корпус пограничной стражи, охраняющий границы между мирами…

Выбор у землянина, случайно оказавшегося в Центруме, невелик: стать контрабандистом или пограничником. А отличия между этими профессиями порой тоже невелики...

Но рано или поздно приходится решать — что такое для тебя пограничная служба. Потому что Земле грозит беда, когда-то пришедшая в Центрум…

Примечание:


В ЖЖ писателя было размещено сообщение:

цитата

Просто несколько фраз

Для привлечения внимания. Ну или отвлечения оного — это уж как вам будет угодно. Роман «Застава» ожидается в сентябре.

»- Stand! – крикнул я. – Стоять! Estar! Halt!

В общем-то я не сомневался, что он русский. Мне подсказывали это врожденная наблюдательность, жизненный опыт, природное чутье и торговая марка «Экспедиция» на палатке.»

»- Ты извини, — сказал Бобриков, просмеявшись. – Просто вспомнилось… кто это такой – человек, тусующийся с музыкантами? Ответ – ударник!

- Спасибо, очень смешно, — сказал я. — С месяц этого не слышал.»

»...подозреваю, что дело тут не в дорогих земных кремах, а в кое-какой контрабанде, которую мы обязаны пресекать в Центруме… и уничтожать. В конце концов вымазать крем из вытяжки желез стеллеровой коровы на собственное лицо – это ведь тоже способ уничтожить контрабанду?»

«Удивительный человеческий типаж – «вредная бабка», причем «вредная» у таких начинается с младенчества, а «бабка» — лет с тридцати!»

»- Интересная книжка? – спросил Старик.

- Дамский роман, — уклончиво отозвалась Ведьма. – Он – красавец, герой, клондалский аристократ. Она – пришелица из нашего мира, контрабандистка. Красивая, юная и стервозная. Он ловит ее, но жалеет и отпускает. Она обещает больше не возвращаться. Он начинает тосковать и перемещается в наш мир… далее очень смешно. Ну, для нас смешно. Одно описание гонки на автомобилях чего стоит… Когда у «Мерседеса» взрывается паровой котел...»

"«Тигр», который у меня все-таки был и который я почти никогда не брал в Центрум, хранился в обычном сейфе на видном месте, и как положено, раз в год, его приходил проверить участковый милиционер – вполне симпатичный дядька, который мгновенно понял, что охотник я еще тот. Видимо, он считал меня одним из тех чудиков, что ждут мировой катастрофы и готовятся с оружием в руках сражаться за банку консервов на руинах цивилизации.»

»- Я вспомнил еще одну хорошую песнь, — сказал я, тоже делая глоток пива.

- Песню, — поправил Стутгар.

- Песню, — кивнул я. – Ее пел певец по прозвищу Жало. Она говорит о человеке, живущем в чужой стране. Ему очень одиноко. Ему тут все непривычно.»

»- Держите, — сказал я, протягивая ему сорванную с дверей заставы веревочку с печатью. Гольм поднес ее к глазам, близоруко прищурился. Чуть ли не обнюхал… да нет же, именно что обнюхал!

- Печать наша, образца этой недели, — сказал он уверенно. – Корица и корень зиллана… Или крайне хорошая подделка информированного человека.»

»- Ну почему вы так консервативны и нетолерантны? – внезапно сказал Ашот. – А как же геи? В семье из двух мужиков очень много плюсов – можно все время смотреть футбол, пить пиво и разводить бардак в квартире. Одна беда – сексом придется заниматься на стороне, не друг с другом же трахаться!»

«Я прошел перед строем, помахивая тростью. Сказал:

- Итак… Посадка в боевого человекообразного робота осуществляется через левую псевдоноздрю… Повторяю – через левую!

Ага, встряхнулись! Глаза вылупили, даже встали прямее.

- Но до этого нам еще далеко, — продолжил я с улыбкой. – Итак, вы получили форму, оружие, карту. Сейчас вам предстоит первое самостоятельное боевое патрулирование. Вы знаете порядок своих действий, давайте сверим часы…"

В конце 2012 года в ЖЖ автора так же были выложены отрывки текста.

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 247

Активный словарный запас: средний (2789 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 48%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Созвездие Большой Медведицы"

лауреат
РосКон, 2015 // Межавторский проект

Номинации на премии:


номинант
Басткон, 2014 // Премия «Иван Калита»

номинант
Басткон, 2014 // Премия «Чаша Бастиона»

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Застава
2014 г.

Аудиокниги:

Застава
2014 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  65  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 ноября 2013 г.

На одном ресурсе, есть хорошая цитата из «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца:

«Король:

- Кто живет в трактире?

Трактирщик:

- Знаменитый охотник с двумя учениками.

Король:

- Охотник? Позовите его! Он мог встретить мою дочку. Ведь охотники охотятся повсюду!

Трактирщик:

- Увы, государь, этот охотник теперь совсем не охотится.

Король:

- А чем же он занимается?

Трактирщик:

- Борется за свою славу. Он добыл уже пятьдесят дипломов, подтверждающих, что он знаменит, и подстрелил шестьдесят хулителей своего таланта.

Король:

- А здесь он что делает?

Трактирщик:

- Отдыхает! Бороться за свою славу — что может быть утомительнее?»

И лучше по поводу романа «Застава» сказать нельзя. Dixi.

Оценка: 2
–  [  58  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 ноября 2013 г.

Очень грустно разочаровываться в когда-то любимых авторах. То ли я повзрослел со времён Диптауна, Кея Дача и Антона Городецкого, то ли автор исписался. Или обе причины сразу. Опечален.

Разочаровала книга по многим пунктам:

1) Герои. Внезапное превращение инфантильного и блеклого барабанщика в начальника пограничной заставы весьма удивила. Как это произошло и по каким причинам — увы, я так и не смог понять, хотя искренне пытался. Да и другие герои не особо-то и порадовали. Они какие-то скучные, странные и с кучей скелетов по шкафам. Шкафы нам показали, но заглянуть внутрь не разрешили: рано ещё, это ведь только первая серия цикла. Но после прочтения книги любопытство куда-то пропало. Интриги не хватает, чтобы я мучался до следующей части и терзался догадками. А так осталось стойкое подозрение, что вместо скелетов в шкафу я увижу лишь пыль и запустение.

2) Сюжет. Выглядит как боевичок с детективно-шпионским сюжетом, но боевичок какой-то вялый. Да и после прочтения книги про мотивацию и логику поступков шпионов лучше не думать: ничего кроме разочарования это не вызовет. Проверено.

3) Упоминания рынды, Фурсенко. Сразу же появляется душок дешёвого одноразового чтива, заточенного исключительно под текущий момент.

4) Вселенная, точнее Центрум. Да, я прекрасно понимаю, что идея мультивселенной, да жанр паропанка уже привычен. Но и тут, на уже проторенной дорожке, в том числе и собственными ногами («Черновик») автор умудрился наделать таких ляпов, что попытки понять этот мир вызывают у меня головную боль. Наверняка другие миры были бы столь же убоги, но, к счастью, про них мы мало чего узнали.

Вот например: Центрум до катастрофы примерно соответствовал техническому уровню Земли начала XX века:

«– Ударник, двести лет назад весь Центрум уже был покрыт сетью железных дорог, а в воздухе летали первые самолеты. Он опережал вас в развитии… – Эйжел прищурилась, – лет примерно на сто. Так?»

и тут в мире внезапно начинает разлагаться пластик и пропадает нефть. Случилась ужасная катастрофа, из которой этот мир выкарабкивается уже 200 (двести!) лет. Ну не верю я! Если уж проводим параллель с Землёй, думается мне, что эта катастрофа не затронула бы никак 95% населения. Они бы узнали об этом только из газет. Да и то в колонке «научные курьёзы». Нефть-то использовали для получения керосина (для ламп), а после появления электричества она годилась ещё и для ДВС, коих было совсем немного. Пароходам, паровозам и прочим кораблям это никак бы не помешало: они работали на пару, нефть им была не нужна. Они эту самую нефть только перевозили. И пластиковых деталей там не было и в помине. Ну разве что в качестве набалдашников на ручках управления (и то это было гораздо позже). За 200 лет тупые учёные Центрума так и не додумались до газовых турбин, газогенераторов (кто знаком с историей автотранспорта сразу же вспомнит автомобили на дровах и угле, известные во времена Второй мировой). А если подумать над проблемой 200 лет, а не 10 минут, я ещё чего-нить вспомню или придумаю.

Так-с… проблему отсутствия нефти я решил, перейдём к проблемам с электричеством и электроникой. Тут мы столкнёмся с леденящей душу историей: электричеством нельзя пользоваться… [барабанная дробь] так как нет изоляции для проводов! Нечто, выпившее всю нефть на планете решило закусить пластиком. И синей изолентой тоже. Мировая общественность в шоке, военные в панике (видимо, в трусах резинки разъело, а без этого армия недееспособна), президенты/чиновники разбежались по домам (иначе как объяснить наступившую анархию?), все учёные, до студентов ВУЗов включительно, тут же совершили групповой суицид (иной причины невероятного технического «прогресса» за 200 лет я не вижу). То, что изоляцию для проводки можно делать из лаков, смол, ткани, дерева и кучи других материалов (да хоть бычьих кишок! на колбасу хватает же!) бедные жители централа увы не догадались.

Если честно, для меня подобная катастрофа выглядит на примере современной Земли как-то так: пропадание касторового масла и разложение полиуретановых подошв у ботинок сбросило землян в тёмный XXI век. Они остались без iPhone 5S (приходится ходить с пятым), последней книги Джорджа Мартина и новой коллекции «осень-зима 2013» от Dolce & Gabbana. Как следствие развалились государства, мор, голод, каннибализм. И через 200 лет мы так и продолжили ходить с пятыми айфонами. Что? Вы недоумеваете и не понимаете, в чём связь между касторкой и одёжкой Dolce & Gabbana? Да потому-что! Ну раз так настаиваете, объясню: касторка полезна для ухода за изделиями из кожи. В том числе обуви. А тут ещё и проблемы с полиуретаном… Короче, все ботинки исчезли. И новые создать не получится. Даже лапти. Да, и ходули тоже. Глупо…

Это просто размышления по всего одному пункту. Подробный разбор всего произведения будет объёмом не меньше самого романа.

Да, не факт, что я прав в своей критике мира цетрала (увы не могу больше называть это ужасное место Центрумом). Да, я зануда. Но почему-то это не мешает мне читать другие книги, в том числе и ранние произведения Лукьяненко. А вот здесь автор явно поленился или не удосужился додумать свой мир или внятно объяснить его мне. Получился один сплошной ляп, в который я не верю. Подобный роман от какого нибудь Акакия Козявкина на самиздате я бы оценил несколько выше: молодой автор, первый блин комом и т.п. В данном случае такие оправдания, увы, не годятся. Халтура, да и только.

И всё равно грустно, несмотря на мои попытки поёрничать в отзыве.

Оценка: 3
–  [  56  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2013 г.

По большому счету, писать отзыв на эту книгу мне было лень. Но пришлось...

Самому Лукьяненко, видимо, тоже было лень писать «Заставу». Но пришлось...

Мне за то, что я пишу отзывы, денег не платят. И трудодни не выписывают. Выдают плюсы, иногда минусы...

Лукьяненко за его письмена деньги платят. Видимо, мало. То ли потребности у него слишком большие, то ли реально платят мало, то ли во всем пираты виноваты...

Вот он и решил, надо думать, пиратов победить. Поскольку легальными способами это сделать не удается, а всяким пыткам и казням египетским их можно подвергать только в воображении и в Живом Журнале, то остался только один способ. Писать такие книги, чтобы пираты недоуменно пожали плечами, выругались пару раз и решили больше ничего и никогда у Лукьяненко не воровать...

Как добиться того, чтобы читатели при этом не пожали плечами, не выругались пару раз и не решили больше ничего и никогда у Лукьяненко не читать, это уже другая проблема. Технически вполне решаемая, о чем свидетельствует весьма оптимистичный тираж...

Кстати, доктор Пилюлькин тоже был весьма большим оптимистом. Некто Носов свидетельствует, что сей эскулап исцелял от всех болезней с помощью касторки. Поскольку писатель Лукьяненко теперь тоже в некотором роде доктор Пилюлькин, начинает закрадываться в голову крамольная мысль, что нынешний этап его творчества проходит под знаком именно что касторки. Прочитает человек «Заставу», и...

Не будем углубляться в медицинско-физиологические подробности последствий чтения «Заставы», но...

Но рецептом снадобья поделимся:

Возьми некоторое количество сушеных попаданцев разной степени зрелости, помести их в обстановку стерилизованного параллельного мира, в качестве вкусовых добавок используй ностальгию по великому и могучему с легким оттенком уважения к великому и усатому вкупе с несколько разбавленным раствором кухонной ксенофобии,а также несколько кусочков красителя«стимпанк стандартный». Сделай вид, что умеешь писать про секс (или хотя бы про разговоры про секс). Чего-нибудь там еще про рок-музыку, но только про такие хиты, о которых даже гопники слышали. Эксплуатируй стереотип, закрепленный еще в сказке про Емелю: портал открыть в параллельный мир легко, инопланетный язык можно за два дня выучить, супергероем и отцом-командиром за пару недель реально стать...

Глядишь, никто и не заметит, что почтенный автор глубокомысленно несет чушь вроде : «Раньше дети хотели стать киллерами и путанами. Теперь мечтают стать банкирами, чиновниками или судьями.» Ау, доктор, где вы? Заблудились на страницах «Московского Комсомольца»?

Некоторые взрослые мечтают остаться писателями. Получается не всегда...

Оценка: 5
–  [  56  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2013 г.

Слегка написанный роман.

Новый роман известного российского писателя-фантаста Сергея Лукьяненко «Застава» тем более интересен, что заявлен как отправная точка межавторского цикла «Пограничье». Роман издан АСТ на безопасной для глаз желтоватого цвета бумаге. Несмотря на объем в 318 страниц частые абзацы, просторные поля, достойная высота шрифта и широкие межстрочные интервалы позволят осилить его за один вечер.

Язык романа даёт возможность каждому желающему порадовать себя вычиткой, для чего в тексте скрыты россыпи ошибок, сродни:

«Эйжел пожала плечами. Вздохнула.

- Ну что, я тебя предупредила, Ударник... Уверен, тебе честно ответят». стр. 125

Стиль романа демонстрирует волевые усилия автора по раскачиванию дрезины, в смысле текста оборотами типа «не синий, но красный»:

»...температура изменилась только субьективно. Но и это радовало. В горах темнеет позже, чем на равнине, но зато и стремительнее. Я надеялся закончить все за сегодня, но понял»

«Пологий склон — не самое удобное место для ночлега, хоть и не такое опасное, как ущелье. Но ветра не было... Не лучшая замена туристической «пенки», но приходится...»

И ведь это только первая страница!

За 50 страниц романа, посвященных устройству мира «Это паропанк, детка!» возникает опасение, что сюжет романа вот-вот утонет в изысках стиля и орфографии автора. Первая же перестрелка все расставляет на места и сюжет стремительно начинает засыпать читателя вопросами, оставляющими от прочтения послевкусие толи прогорклого масла, толи прилипшего к мороженому незамеченного куска картона.

Действие романа разворачивается в некотором центральном мире со скромным названием Центрум, который вынужденно обходится без нефти, нефтепродуктов и синтетических полимеров, и, следуя логике автора, двигателей внутреннего сгорания, радио, машин, авиации и проч. Вопросы о создании двигателей внутреннего сгорания на спирте, количестве пластмассы в танках и первых образцах боевой авиации, принципах работы телеграфа, необходимости смазки для повсеместно используемого в Центруме автоматического оружия, степени механизации труда крестьянина, рыбака и охотника в большинстве уголков мира Земля даже в 21 веке и прочая, прочая, прочая автором не озвучиваются, а потому отсутствие ответов должно быть списано на бесконечную тупость обитателей Центрума и примкнувших к ним землян. Так же не стоит ожидать описания столь знаковых для паропанка вычурных технологий, порожденных иным путем развития. Как и информации, где прячутся жители остальных миров, связанных с Центрумом параллельно, ну или перпендикулярно Земле.

Ровная, как сшитое ребенком лоскутное одеяло, сюжетная линия романа строится вокруг судьбы отряда русскоговорящих, т.е. воровитых, пограничников, которым предстоит и от несправедливых обвинений защититься, и Землю от техногенной катастрофы спасти. Для чего им нужно разоблачить, одеть наручники и хорошенько выпороть предателя, работающего на злой-презлой мир под кодовым названием «Очаг». «Очаг» — мир не только злой-презлой, но и ужасно высокотехнологичный, и совсем уж страшно секретный. Ведь, хотя только с територии России в Центрум попадают тысячи случайных путешественников, никто из «Очага» случайно моясь в душе в Центрум не забредает, да и предательский предатель, когда его раскрывают, называет свою Родину не иначе как «Очаг».

Из всех зигзагов сюжета отдельно стоит отметить, пожалуй, только финальную битву за заставу, которая, в дань классике разумеется, повторяет битву за форт из «Острова сокровищ». Надо отдать должное автору — несмотря на формальное заимствование, он встал так далеко от гения Р. Л. Стивенсона, что даже спустился на пару пролетов до подвального этажа.

Спасти подобный сюжет может только чудо и именно этим чудом по древней традиции автор побеждает злодея.

Общая оценка романа — 2 из 10. 1 — за качество тонкой бумаги от АСТ, 1 — за количество страниц, которых при нужде хватит надолго.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Оценка: 2
–  [  52  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2013 г.

Безусловно, мнение предвзятое и субъективное. Если что, я большой поклонник творчества автора. При этом я подозревал, что будет «не фонтан», и не питал иллюзий. Но...

В целом, я понимаю, что отзывы на эту книгу автору ничего не дадут. Потому что у писателей — как у студентов. Первые три года ты работаешь на зачётку, а потом она работает на тебя. Всё равно купят. Снижение продаж? Слишком велик соблазн не соотносить это с качеством продукта, а списать исключительно на пиратов. А недовольные отзывы — их пишут только неадекваты и люди, которые не умеют писать и вообще неудачники. Правда?

Если провести лживую аналогию между книгами и бутербродами... Ну вот раньше один известный производитель выпускал бутерброды — белый хлебушек, маслице, икорка. Потребителю очень нравилось. Но потом хлебушек потихоньку стал становиться чёрствым, масло заменили на маргарин, а икорка — так и вообще пропала. Нет, бутерброды не перестали быть съедобными и сытными. И почти никто из местных производителей не выпускает продукции сильно лучше по качеству.

Но всё равно — обидно. Мне показалось, что это книга, написанная человеком, который — возможно, просто в силу возраста — не может больше писать — да и вообще воспринимать — фантастику с серьёзным лицом.

Человеком, который, возможно, давно мечтает прекратить заниматься глупостями и полностью посвятить себя семье.

Человеком, который слишком хорошо понимает, что современному массовому читателю идеи в книге не нужны. Вообще никакие.

Эта книга — явный ответ проектам С.Т.А.Л.К.Е.Р. и Метро. Конечно, в силу навыков автора получилось не хуже — но намного ли лучше?

Первая фраза очень напоминает «Геном» — та же конструкция неожиданности. Но работает.

Далее — мы видим ГГ. ГГ получился крайне аморфным — и понятно, почему. Приём автором излюбленный — ГГ должен быть таким, чтобы его мог бы ассоциировать с собой (и, как следствие, сопереживать) любой среднестатистический любитель фантастики. Раз среднестатистический — то зачем излишне подробно описывать героя? Оставим типичное — инфантильность, отсутствие в обычной жизни девушки, увлечение рок-музыкой... Пол — конечно же, мужской. Ибо дамы обычно читают другую литературу. Место жительство — конечно, Москва. Потому что Москва — самый населённый русскоязычный город, и читателей там живёт больше всего. Таких героев мы видели в Дозорах, и в Черновике/Чистовике, и в Спектре... Увидим, скорее всего, в Ловце Видений. Однако здесь аморфность слишком велика. А эволюция ГГ, в целом, не видна. Он принимает решение отказаться от музыки — но блин, мотиватор (в виде одного слова) лично мне показался каким-то куцым... Более того, ГГ проявляет серьёзные признаки Марти Стью. Его непонятно за что выбирают главой заставы... При этом вся его роль в книге — убиение антагонистки в конце. А по ходу действия — героя всячески хвалят и рекламируют другие персонажи (на эту тему рекомендую тем, кто ещё не читал, найти в Инете известную статью «Как сделать героя умнее автора»?), но на меня он произвёл впечатление дурачка.

ГГ — пограничник-таможенник (привет Черновику) в «мире центра» (привет желязновским «Хроникам Эмбера»). Служит в компании странных товарищей (привет Калекам) в мире, где нет нефти (привет Черновику). Общий сбор в Москве напомнил Ночной и Новый Дозоры сразу.

Засада у Гольма (имя написал по памяти) — опять привет Черновику («пирожки уже позиции заняли?» (с)).

Короче говоря, мне очень трудно будет согласиться с тем, кто скажет, что в книге нет самоповторов и просто повторов. И с тем, что их не слишком много.

А вот про «всё уже было»... Это палка о двух концах. Всё действительно уже было. Вопрос — в каком виде. Здесь всё выглядит слишком похожим — первоисточник слишком навязчиво лезет на ум.

Фабула в целом не порадовала — так как одноплановая. Герои статичны. У них прописаны странности, но их развития — нет. Рояли в кустах (например, пулемёт в сарае) — в наличии.

Сеттинг — в потенциале колоритный, на деле... Бледноват. Бронепоезда несутся сквозь пустоши... Конечно, романтика. Но ярких деталей всё-таки очень мало, шаблонно немного. Бытовушно. Где здесь детали уровня инопланетян-бюрократов, живущих по полгода? Или звездолёта, пытающегося сделать соскоб полосы титановым скребком? Или хотя бы дешёвого «Хилтона»? В итоге сеттинг не вытягивает книгу, как например, у Мьевиля в «Железном совете» и «Рельсовом море» (привожу именно эти примеры, потому что тоже «про поезда»).

Общая увлекательность — конечно, выше «среднего по больнице», если брать отечественную фантастику вообще. Но всё-таки ниже, чем было раньше. И качество, и количество неожиданностей на одну условную единицу текста снизилось :( Динамика повествования на очень низком уровне.

Много нестыковок и ляпов: Польша почему-то не граничит с Россией (Калининградская область куда делась?), Эйджел во время диалога ВНЕЗАПНО превращается в Кальку и обратно, АУГ, содержащая пластик, почему-то не разлагается в мире Центрума. И т.д. и т.п.

Про идеи я уже высказался — их нет. Равно как и интересных, афористичных мыслей. Нет даже житейских мудростей, кроме «правда у каждого своя».

Юмор — временами смешно, временами — нет.

Концовка — такое я читал у Лукьяненко, скажем так, не раз.

Сомневаюсь, что у меня появится желание покупать следующие книги цикла «Пограничье». Более того, могу сказать, что и в «Сталкере», и в «Метро» есть отдельные вещи поинтереснее.

Это я говорю как поклонник Лукьяненко и не такой уж и поклонник вышеозначенных серий.

Жаль.

Оценка: 5
–  [  44  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 ноября 2013 г.

Пока многонациональный читательский мир пытается хвалить и ругать одну из главных больших книг 2013 года, «Инферно» Дэна Брауна, у русскоязычного читателя появилась отличная возможность сделать то же самое с произведением русскоязычного же автора, новая книга которого выходит бодрым 100.000-ным тиражом. Судя по всему, «Застава» — первая долетевшая птица отряда «погранцовых», и то ли ещё будет/может быть.

Много говорить об этой книге не хочется — она того не заслуживает. «Застава» банальна, вторична и абсолютно лишена ощущения прекрасного. Авторская чуйка подвела Сергея Лукьяненко: вместо флагмана новой серии имеет место быть произведение, как будто лежавшее в столе лет эдак 20 и выпущенное только потому, что в эпоху крайней народной популярности низкопробного чтива форм-фактора «Попаданец в ...» автору отчаянно захотелось увеличения количества дензнаков на собственных счетах. Если начать разбираться, дело может быть в чём угодно, но кого интересуют причины, если осечка — это осечка?

История персонажей «Заставы» — это самый избитый сюжет русской фантастики образца нулевых-десятых: многострадальные «попаданцы». Есть наш мир, есть мир где-то по соседству. Миры отчасти соприкасаются, из одного можно частично влиять на условия жизни в другом. Основная парадигма, отличающая Центрум от других миров — в нём не может существовать пластик. Именно поэтому мир застыл где-то в аналоге порубежья «земных» XVIII-XIX вв. Но дальше этого общего описания автор не идёт — никаких экскурсов, никаких сравнительных характеристик и духа чего-либо особенного, магического, невидимого задверья. Есть пара клиффхангеров, но по прочтению книги можно сделать вывод, что раскрывать их предполагается силами других авторов в последующих книгах серии.

О ты, хотевший получить стимпанк — огорчись. Его здесь, как выясняется, не подразумевалось — при том, что издатели интригующе подмигивали. При имеющихся исходниках вполне возможно было предположить, что автор двинется в этом направлении. Ничего подобного. Но это не настолько важно, а вот что важно, так это факт: мир не раскрыт абсолютно никак. Цитируя одного из ключевых персонажей, у Лукьяненко получилась «бьютофория». Несколько проскоков по вершкам = итоговое абсолютное непонимание, зачем защищать, скажем, Центрум от Земли, или Землю от Центрума, и нужно ли вообще что-либо защищать. Отдельной белой нитью проходит очень, очень, ОЧЕНЬ большое количество ненужного бытописательства «для объёма», абсолютно мыльного и ничего особенно не добавляющего ни смыслу, ни героям, ни описательным характеристикам истории.

Персонажи здесь блёклые, наполовину деревянные и одинаковые — отличить одного от другого получается с трудом: разговаривают одинаково, мыслят одинаково, мораль одинаковая, несмотря на возрастной разброс от 15 до 75. Так не бывает. Имена стираются в памяти достаточно быстро, характеры не развёрнуты. Среднестатистический лукьяненковский главный герой здесь растянут на пяток персонажей, и сделано это ровно с той степенью распылённости, чтобы хорошо не получился ни один.

Если говорить о структурном наполнении, история скачет. С совковых посиделок, пропитанных духом щщей, тополей на плющихах, лэнгвичем бывшего коммуниста и авторским продактъюзментом — к не вполне понятной в силу своей затянутости роад-стори -> к бытовому триллеру -> к стандартному попаданческому боевичку. Финал вызывает только один вопрос: зачем вообще было читать эту книгу. Во первых, никого ни жалко, никого, а во-вторых, никакой морали, никакой. Что же касается общего вектора мысли Лукьяненко, всё, что можно по этому поводу было сказать, сделал уже лет 15 назад старомудрый Джордж Карлин. (https://www.youtube.com/watch?v=MXTBotdauPo) И Лукьяненко ни нового ничего не выдал, ни на что-либо умнее не сподобился.

Итог: пустая, ординардная и, кажется, худшая книга господина Лукьяненко на настоящий момент. Отчасти потому, что это действительно слабый текст, отчасти — ввиду серийного характера истории. Жаль, что таланта вполне самобытного в своё время автора стало хватать только на то, чтобы «работу работать» и писать макулатуру для нулевого читателя.

Оценка: 2
–  [  41  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2013 г.

Что это, чёрт побери, было? Лукьяненко один из моих любимых писателей, я его большой фанат, но даже моего верноподданического восторга не хватает, чтобы закрыть глаза на этот ужас. Собственно, ещё после «Конкурентов» было понятно, что на голодный желудок Сергей Васильевич пишет плохо, да и последние высказывания автора о пиратстве меня поставили в тупик. «Неужели он не понимает, что дело-то не в пиратах, а в очевидном снижении качества книг?» — думал я, читая очередное интервью Сергея Васильевича о патриотической фантастике и происках загнивающего запада. Я, в общем-то, ждал вовсе не этот роман, а «Ловца Видений», а услышав страшное словосочетание «межавторский проект», начал внутренне готовиться к худшему. Но о таком жизнь меня не предупреждала.

Перед нами типичный боевичок про попаданцев. Простенький квест в стиле «побежали-постреляли» разбавлен парой зрелищных моментов, колоритными персонажами и описаниями навороченного по самое не могу мира. То есть, так оно задумывалось в теории. На деле же получается немного не так. Самые интересные вещи нам уже попадались в ранних и удачных книгах Лукьяненко. И путешествие на поезде как в «Не время для драконов», и мартыши — албори, и команда таможенников — калек. При всём прочем те же напарники героя проработаны куда хуже бригады «Калек. Про некоторых у нас есть лишь туманные намёки об их странном и пугающем прошлом, Скрипача автор отправил в расход, хотя герой этот так и остался картонным болванчиком в стиле «забавный армянин (национальные стереотипы)». Раздражают шутки по поводу национальностей, сексуальной ориентации и гендерных отличий. Впечатление такое, что под патриотичностью Лукьяненко внезапно начал понимать худшего сорта лицемерие и лизоблюдство, а никакую не любовь к родине. Заглавный герой мне тоже не понравился, этакий «правильный пацан», не шибко умный, но чрезмерно наглый. Как если бы у героя «Спектра» нарочно усилили все неудачные моменты, а яркие наоборот затушевали.

В описания мира воткнуто всё самое модное — скопом и сразу. Противостояния спецслужб, другие миры и путешествия между ними, аномальные зоны, стимпанк. В результате ни одна из тем не раскрыта. Развитие цивилизации Центрума вызывает очень серьёзные вопросы начиная с изоляции для проводов заканчивая парадигмами развития вообще. Автор добросовестно убрал из этого мира все противоречащие фантдопущению технологии, усилил развитость остальных, но не подумал, что же могли создать в противовес принципиально нового. На самом деле, я не верю, что без нефти наша цивилизация просто использовала бы везде где можно пар. Человечество придумало бы что-то совсем новое, такое, чего сейчас и близко нет, но только потому, что оно нам не понадобилось. И потом, заявлено существование многих параллельных миров, а в тексте фигурируют только Земля, Центрум и таинственный Очаг. Откуда тогда вообще известно, что есть и другие реальности, почему герой не встречает путешественников из тех миров и ничего о них не знает? Действия агрессоров из Очага вообще подчиняются какой-то абсурдной логике. Вот Эйжел внедрилась в клан наёмников, вот стала там главной. А дальше — найти небрезгливого проводника-землянина, посулить золотые горы и попросить провести на Землю. Под предлогом «просто мир посмотреть» хотя бы. И всё. Не захочет за деньги — схватить и пытать, пока не откроет портал, делов-то. И не связываться ни с какими заставами. Странно всё это. А ещё Лукьяненко опять не придумал красивый финал, и герои отказались от правды, как раньше в «Спектре» и «Чистовике» отказывались становиться транслюдьми.

В общем, всё нехорошо, ни одного светлого момента. Так мог бы написать любой молодой автор, но никак не тот шикарный мужик, который рассказал нам про Кея Дача и Диптаун. Очень разочарован.

Оценка: 4
–  [  41  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2013 г.

У автора закончился последний сумрачный гонорар, а американские пиратские шпионы украли все книги. Пришлось садиться писать новую. На букву «П»: про порталы, провалы, погранцов, попаданцев, порнуху, паровозы и просранные полимеры. Увы, как выяснилось в процессе написания, секрет создания хороших книжек шпионы украли тоже.

Непременно купите эту книгу! До следующей попытки автор может не дотянуть – возможно даже, похудеет. Симптомы архитревожные – в книге отсутствуют фирменные философские отступления ни о чем и оды еде.

Оценка: 4
–  [  34  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2013 г.

Он научился открывать дверь в иной мир и сейчас идет по следу нарушителя, а вскоре узнает о существовании Большой и Страшной Тайны. Но это не «Спектр». Они знают друг друга только по кличкам, но вот внезапно перед лицом глобальной опасности собираются на квартире у главного. Но это не «Фальшивые зеркала». Есть в этом мире особенные люди, которые не как все, они обладают уникальной способностью истинного эскапизма, они — [s]дайверы, иные, таможенники[/s]... пограничники. В принципе, искать самоповторы можно до бесконечности.

Остается очень четкое впечатление беллетризация компьютерной игрушки — ГГ загружается в параллельный мир, присоединяется к группе, выполняет квесты и зарабатывает опыт, персонажи четко делятся на всегда помогающих друзей и врагов, которые выполняют чисто декоративные функции и на самостоятельных персонажей совершенно не тянут, впрочем, здесь вообще ни один герой дальше некой условной функции не ушел. Хотя сюжет в плане динамичности очень неплох, скомканность последней трети книги в сочетании с традиционным для автора невнятным финалом это иллюзию разрушают. Даже интересная предпосылка с регрессом параллельного с нами мира обратно в царство пара и металла в первой книге цикла пока дальше набора забавных антуражных элементов (мало чем отличающаяся от типично фэнтезийной перелицовки обыденных вещей в экзотические механической заменой названий) не ушла, то есть вместо АИшного «стимпанка» пока вышел какой-то по большей части карикатурный «пара-папарам-панк», достойный разве что мира компьютерных игр.

Получился наспех склеенный боевичок из вполне узнаваемых фрагментов, читабельный, на фоне СИшных попаданцев и литРПГ, так и вовсе, почти идеальный в этой узкой нише, но не более. Альтернатив подобному чтиву множество, тратить время на откровенную лит-жвачку не первой свежести жалко. Никакого желания читать следующие книги цикла не возникло.

Кто-то уже наверное вспомнил «Конкурентов»? И правильно, вот точно такое же ощущение натужной коммерческой вещи. Тех же щей, да пожиже налей.

Оценка: 3
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2013 г.

После артобстрела в виде массы негативных отзывов на новый роман Лукьяненко, я подумал себе, что ну её к лешему, эту «Заставу». Увы, заложенный во мне триггер всё же сработал. Ах, это же Лукьяненко, я когда-то читал его книги взахлёб, в последнее время ничего из его работ не читал, в любом случае особо ничего не потеряю, как же...

Время спустится мне с небес на землю. Я был уверен, что практически иммунен к разнообразного рода глупостям в текстах книг. Даже гордился способностью абстрагироваться от таких вещей. Не в этот раз:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Время такое было, – сказал я. – У нас в школе многие мальчики мечтали стать убийцами. Это же романтика, и платят много.

– А девочки? – заинтересовался Бор.

– Девочки путанами хотели быть. Это такие продажные женщины, которые за деньги отдаются иностранцам.

Обалдеть! Выпучив глаза, я не нахожу слов, кроме во этих вот, коровьевских: «Поздравляю вас, гражданин, соврамши!» Это говорю вам я, ребёнок 90-х, человек, которому в 91-м было 7, а в 2000-м — 16 лет, и который таких мечтателей не встречал и близко. Равно как не попадалось мне такое глупое, наглое и бессмысленное враньё.

А что же сама книга, спросите вы? А ничего себе книга, если бы не одно но. Всё это уже было. И добро бы у других авторов. Нет, всё это уже случалось у самого Лукьяненко: пограничная тема и параллельные миры в «Работе над ошибками» и «Спектре», элемент герметичного детектива как в «Геноме», когда нужно выявить предателя среди своих и прочая, прочая... Чудовищный непрофессионализм горе-пограничников, которые даже в критической ситуации едва способны вспомнить, что «вот, зарыт в амбаре пулемёт» (© Дюна), не говоря уже о других многочисленных промахах команды нарочито подобранных автором дилетантов. Прямо «Калеки» какие-то. Прогнозируемый финал. Я не угадал главгада, зато с первых глав знал, как именно главный герой с ним разделается, потому что аналогичный этому способ тоже был в других книгах автора. Предупреждение для любителей стимпанка, которые посмотрев на обложку, могут решить, что это их книга — не вздумайте. Всего стимпанка — пара глав «на паровозе», хороших таких глав, интересных, но и только. Лукьяненко вообще очень много времени посвятил описанию того, как всё плохо стало после постигшей Центрум катастрофы и ничтожно мало тому, как люди этого мира выкарабкивались из этой ямы. Боясь наделать ошибок в технической части или же вовсе будучи не в состоянии построить её, Лукьяненко в результате такой трусости вместо интересного читателям мира получил даже не эрзац или декорации, а нечто более примитивное, рассчитанное на уровень «пипл хавает».

Вряд ли будет спойлером, если я скажу, что в финале «За воинскую доблесть и успехи, отряд был награждён пластинкою Пьехи!». Концовка романа такая же малоинформативная и невразумительная как и приведённая цитата. Всё плохо, бронепоезд в котором спрятано писательское мастерство автора, стоит на запасном пути, да вот только рельсы, ведущие к нему, давно сняты и украдены. Кем? Пиратами наверное, они же у Сергея Васильевича всегда во всём виноваты.

Оценка: 5
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 ноября 2013 г.

Про текст писать ничего не буду, коллеги в комментариях все написали. Вторичность книги — нет, уже третичность.

Но вот что меня возмущает — Майн Кампф и рядом теория оранжевой революции, украинка попадает в новый мир — и организовывает бордель, «(центрум) ... быстро лечит от мелких национальных комплексов»...

Господин коренной россиянин Лукьяненко! Может хватит? Вам не кажется что это уже не «мелкий» национальный комплекс? Чи то вам хтось з України-неньки сіллю на хвіст насипав?? Ось відповідьте, яке процитована вишче писанина має відношення до книги? до героїв, до сюжету? Що ви цім бажали підкреслити?

В общем. похоже что для того, чтобы это покупали хотя бы в Москве, автор пытается играть на шовинистических чувствах... потому что художественной ценности текст ну увы, не несет. Позор...

Оценка: 2
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2013 г.

М-да… Ну, что я могу добавить к предыдущим разгромным отзывам? Сюжетные повороты интриги читаются легко, герои… нет, не бумажно-картонные они, нормально выписанные и даже развитие какое-никакое присутствует. Но – типичны до типажности. Мир – стар, как любой «центральный» мир. Но это, по большому счету, не минус. Хотя последний из аналогов, приходящий на ум – злотниковский Ком – и тот детальнее, ярче и круче. Единственное, что меньше всего подвело Лукьяненко, это слог. Буковки в слова и слова в предложения он, как ни крути, складывает весьма профессионально. Пусть не цветасто и не заковыристо, но в простоте так же есть своя красота. Впрочем, и тут не обошлось без толики небрежности, скорописи, неловкости. Откуда и сюжетные нестыковки, и научные ляпы, и многое другое, вызывающие неприятие у сверхпридирчивого читателя.

Все вместе – ужасно? Да нет, коллеги, ничего подобного! Возможно, я без должного пиетета относился к Лукьяненко до этого (хотя несколько его романов, безусловно, весьма хороши), и не ждал ни малейшего откровения от «Заставы». Возможно, потому что у всех, без исключения, наших мэтров читал я опусы, пусть не намного, но похуже. Возможно, еще по каким причинам, но уверен, перед нами приличное, добротное чтиво. Причем следующие книги цикла могут быть как хуже, так и лучше. Есть, минимум, три мира. Есть герои и проблемы. Есть какая-никакая мораль и с полдюжины линий для продолжения. Есть весьма приличные соавторы. Так что, будем посмотреть))). И будем посмотреть не только со скепсисом, но надеюсь, и с удовольствием.

Оценка: 6
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2014 г.

Я должен одну вещь сказать, чтоб все поняли.

Я давно знаю писателя Лукьяненко. Ну, буквально с детсада: хотя он на 3 года мя старше, но это неважно, он к нам в гости часто заходил. Дружим семьями, пьем вискарь ведрами, ездим в баню с девками, в Амстердаме как-то...ну да ладно, это другой разговор. Расстаемся только на ночь, да и то не всегда. Татуировки в честь друг друга сделали. И в общем, звонит он мне тут.

- Ну чего тебе, Серег? — говорю я. — Опять по бабам и по траве? Щас приеду.

А он как-то мнется, даже в трубке слышно — смущен человек чем-то.

- Старик, — говорит, — бабы завтра. А сегодня...ну карочи...у меня к тебе просьба...я даже не знаю, чо сказать...ну это...не суди строго...ты можешь на Фантлабе мою книгу похвалить?

- Чего!? — говорю я. — Ты совсем охренел, что ли?! ТЕБЯ — И ХВАЛИТЬ?!

У него почти дар речи пропал. Уже не говорит, а бормочет. Отошел — покурил травы, видать.

- Очень надо, — повторяет. — Сделай для меня. Я тебе по гроб жизни обязан буду.

Мне даже как-то неудобно. С одной стороны — страшно такое делать. С другой — человек вот чувствуется, что готов на колени встать. Умоляет. Унижается. А у нас ведь такое прошлое. И оргии совместные в кармелитском монастыре. И наркотики. И торговля оружием. Про алкоголь и говорить не стоит.

- Ладно, Серег, — вздыхаю я. — Так и быть. Но один раз, ладно?

У него прям, чувствуется, кровь взыграла.

- Да я...-аж захлебывается...-да я для тебя...да хошь...да завтра...

- Не-не, — говорю. — Спасибо. Всё нормуль, мы ж должны друг друга выручать.

Надеюсь, я четко объяснил, почему я публикую этот отзыв, и претензий ко мне не будет. Я добровольно признался в связях с Лукьяненко. То, что я ему за последнюю поездку в Амстердам и тамошние оргии еще денег должен, смолчу. Ну так вот, знаете — а мне вообще-то понравился роман «Застава».

Честно говоря (помимо всего упомянутого) — я стал его читать, потому что 1) мне дали бесплатно почитать книжку:) 2) роман дико сильно ругали в Интернете. И чего? Имхо, книга совершенно нормальная. 7 из 10. Не фонтан, разумеется, и опечаток почему-то много. Но не прям просто ФЕЕРИЧЕСКАЯ ЛАЖА, как захлебывается народ на форумах. Доступный язык, нормально, увлекательно. Похоже на «Черновик» по сюжету, но «Черновик» — то, что мне больше всего нравится у Лукьяненко, ибо «Дозоры» вообще не покатили. И чего такой небывалый вселенский хай по всему виртуальному пространству поднялся, я не пойму?

Наверное, дело в личности автора. Лукьяненко заявляет спорные вещи, не прочь поскандалить, и многие его не любят. Хаять Лукьяненко уже стало трендом и хорошим тоном, как и Глуховского. Хвалишь — ну так ты дурак или пил с ним (как я:). Как Гая Юлия Орловского кроют просто матом, ни одного хорошего отзыва, а он все лидер по части скачиваний и продаж, ага.

«Застава» — не прорыв и не сенсация. Просто обычная книга — которую ввиду отношения к автору стало модно хаять.

Оценка: 7
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2013 г.

Сказать что это плохой роман значит нагло польстить автору. Это вообще не роман. Это непонятно что. Полное отсутствие смысла, сюжета и банальной логики в действиях героев способно вызвать лишь лютый фейспалм.

Сейчас последует ударная доза спойлеров. По своей сути Враги хотели

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Протащить на Землю бомбу которая должна была уничтожить весь пластик и нефть на нашей планете. Для этого их агент тусуется вокруг погранзаставы, поставленной для пресечения нелегальной торговли между параллельными измерениями, и имеет половые сношения со всем ее личным составом, ну почти со всем. Исключая одну бабушку. Зачем была вся эта канитель если можно было банально заплатить контрабандисту и протащить бомбу с его помощью?

Это только начало феерии идиотизма. Там весь сюжет такой. И еще Лукьяненко разучился писать героев. Вообще. Судя по всему он планировал озвучить ремейк Калек, но не вышло. Просто показать чью-то странность и уродство недостаточно чтобы сделать его глубоким персонажем. К каждой странности надо приделать свою историю. Иначе это не персонаж, а просто странность висящая в воздухе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Особенно впечатлил армянин который в конце прикрыл собой гранату. Лично у меня возникла стойкая параллель с американским киношным негром который гибнет спасая всех остальных.

Еще «впечатлили» разного рода флэшбеки жизни заставы. Такая милая попытка долить в роман воды чтобы скрыть отсутствие вменяемого сюжета и всего остального в этом «произведении».

Семь только по старой памяти что пейсатель когда-то был писателем. В лучших моментах даже Писателем.

Оценка: 7
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 ноября 2013 г.

«Застава» заставила задуматься, а как же. Даже не после прочтения, а ещё до, сразу после авторских цитат в ЖЖ, с тех пор такой и хожу, задумчивый. Цитаты не понравились. Казалось бы, представляя работу, он должен был выбрать фразы позанимательней, однако нет. Обычные предложения, которые никуда не зовут. Они тут есть в отзывах, повторяться не буду. Между тем в книге достаточно мест более достойных, пусть не литературных изысков, но более свежих — это уж точно. Переезд через Разлом, железнодорожные скульпторы, чудовищный ацетиленовый движитель, встреча с мартышом, боевые единоборства и рукоприкладства, да мало ли? Странно. А может быть, Лукьяненко знал, что делал. Может быть, давал понять — не для вас роман, добрые люди. Уж извините.

Сознательно или по зову сердца, но последние книги Сергея Васильевича написаны тяжело, по одной в год, если не меньше. Собственно, так и должно быть — в веке девятнадцатом, а сейчас другие темпы. Гораздо более успешный и знаменитый Акунин пишет с удивительной скоростью, Дяченко не отстают, а про разных донцовых и вспоминать не хочется. Правда, приходит на ум Виктор Олегович, но, во-первых, он пишет неординарные вещи, а во-вторых вообще непонятно, есть ли такой и где живёт. Черновая литературная деятельность Лукьяненко не видна или глубоко сокрыта — посты в живом журнале её не отражают, статьи в сети случайны, рассказы практически не появляются. Встаёт вопрос, чем же он занят, не вычиткой же «Заставы»?

Скорее всего, ничем, кроме создания заставоподобных книг, писатель не занят. Скорее всего, профессионал его класса сегодня должен ориентироваться не на читателей, а на подростковую безалаберную аудиторию, отдающую родительские деньги книготорговцам бездумно, в соответствии с телевизором. Скорее всего, читателю проще скачать файл в один клик, чем начинать танцы с бубном в замороченных системах электронных денег. Скорее всего, писатель ничего нам не должен, в коммерческом масштабе мы ему малоинтересны.

«Застава» лишена обязательных лукьяненко-философских вставок. В романе практически нет главного взрослого героя — ребёнкоподростка, слегка обозначенный Дед нужен, по-видимому, для наибольшего контраста. Впервые для Лукьяненко начальная книга цикла подчёркнуто подобна прошлым, даже невнятные «Конкуренты» погружались в свою, индивидуальную вселенную. Вряд ли такое получилось случайно, видимо — осознанно, намеренно, целенаправленно.

Хотим мы этого или нет, существует тенденция к переориентировке на западного читателя. Более всего из наших продвинулись туда, наверное, те же Дяченко, очень похоже стало получаться. Дивов старается, менее успешны остальные Пехово-Пановы, но только оттого, что не всерьёз нацелены на тот рынок, а так, бескорыстно, по простоте больше. Выхолостить провинциальную словесность под мировые стандарты сложно, особенно для литератора уровня Лукьяненко. Талант не пускает. Впрочем, эпигонам ничуть не легче, уже по обратной причине. «Застава», помимо прочего, сделана с прицелом на перевод, см. выше на маловразумительные в европах отсутствующие её особенности.

О хорошем. Вызывают улыбку нападки критиков на всякие научно-технические термины книги. Есть такой закон, не обязательно для фантастики: чем выше талант автора, тем ему больше дозволено. Замечания уважаемых специалистов, бесспорно, справедливы, ну и что с того? У него свои методы достижения читательского оргазма, каждому своё. Волшебно красивы железнодорожные пейзажи. Паровозный мир — безусловно, притягивает внимание, куда там магическому. Отдельное спасибо за ацетиленовую дрезину, советника Гольма, морячка-контрабандиста, старушку-топтуна — перечисляю то, что врезалось в память. По-старому великолепно сделаны пространственные перемещения героев, у Лукьяненко путешествия и поездки всегда хороши, на чём бы не ездили. Как всегда, яркие, говорящие мелочи, их много. А мелочам обычно больше доверяешь, это вам не полимеры какие-нибудь. Они не обманут, то есть, как раз обманут — в нужном, разумеется, направлении.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх