Андрей Лазарчук «Целое лето»
Продолжение романа Александра Мирера «Дом скитальцев».
Входит в:
— роман-эпопею «Посредник»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
wayne coyne, 17 мая 2019 г.
Ощущения примерно такие же как от прочтения «Аборигена». Красивая обертка, потенциально сильная фабула, хороший язык и книга читается легко, но в сухом остатке создается ощущение какой-то подделки, суррогата. Мое мнение, что с классическими произведениями 90-х («Транквилиум», «Солдаты Вавилона») этот роман сравниться не может. Мне видятся две причины этого:
1. Утрата творческой формы ввиду длительного клепания второсортных новеллизаций сугубо ради коммерции. Причем с унизительностью этой ремесленнической работы неоднократно соглашался сам автор, сетуя на то, что интересную фантастику сейчас якобы не продать (большие тиражи книг таких авторов как Питер Уоттс его почему-то не смутили).
2. Неизбежная, увы, старомодность автора по причинам естественного рода, которая особенно сильно проявляется в диалогах подростков. Дети так могли общаться в 90-х или начале 00-х, но никак не в 2019. Перлы в духе «сцуко» ит.д. в книге 2019г заставляют лишь печально покачать головой. В книге про подростков отсутствует ютуб, соцсети, мессенджеры, инстаграмм. Кто-то скажет что это мелочи, но зачастую именно такие мелочи определяют мотивацию персонажей. Буду краток — она хромает.
beskarss78, 8 декабря 2018 г.
Когда есть все компоненты блюда, и вроде вкусно, но нет гармонии?
Вот то и означает.
Хороший, читабельный текст. Всё, как обычно у Лазарчука:
а) гиперболические коллизии на ровном месте. Вот сидим, а тут метеорит, да такой, чтобы полгорода снес (в книге метеорит упоминается, но не тот, серьезной роли не играет, и вообще — обманка). Если коньяк — то практически лучший на свете, но из пластиковой бутылки и вот прям в сибирской глуши. Если перестрелка, то у кого-то откажет автомат по странной, очень редкой причине, про которую все знают и понимают, но вот именно здесь и сейчас он — внезапно, тыщу лет до того стрелял и в руках он у опытного стрелка — перестает стрелять. И т.д, и т.п.;
б) хроническая недосказанность в диалогах. Постоянно одни герои начинают что-то объяснять другим, но всё идет как в истории Никулина про анекдот: ему двадцать лет начинают рассказывать анекдот про попугая самые разные люди, но всех дергают в середине анекдота, буквально на минуту, а дослушать уже нет возможности — или сам Никулин уезжает, или рассказчиков убивает.
в) постепенно вырисовывается картина и к концу первой части — что-то понятно, но масса дыр. Прием построения сюжет вполне лазарчуковский, когда берется известная история — «Дом скитальцев» Мирера, и фильм «Посредник» как экранизация — и на её основе выстаивается более сложный и реалистичный сюжет. Фраза «Здесь красивая местность» — присутствует :)
г) есть отсылки к актуальным политическим моментам, и ставится стандартный лазарчуковский мысленный эксперимент: мы слабее, враги технически более развитые, но мы вот такие хитровжаренные...
д) всегда есть хорошие, решительные люди, на которых всё держится. И, разумеется, дети пойдут на войну...
Чего лично мне критически недоставало в первой части, и на что надеюсь во второй:
а) если у вас есть громадное сообщество планет, где враждующие группировки стремятся завладеть телами, то неизбежен технический прогресс. Я понимаю, что проблема сингулярности как бы выведена за скобки, но у пришельцев должны быть постоянно новые фишки в карманах. А тут мы видим ребят, которые придетели, и за несколько лет буквально растратили свой потенциал, вроде как попаданец, который в 19-м веке рассказал, все что знал полезного и конкретного, и теперь на него смотрят скорее как на плохонького романиста, что и фильмов прилично пересказать не может, только ядрёной бомбой пугает. Есть к примеру, эпизод, где землянин пугает пришельца тем, что того пустят в расход свои же, потому как тот допустил какую-то ошибку. Как пугали некоторых эсесовцев партизаны («Посмотри в глаза чудовищ»). Но если у вас настолько велик разрыв между цивилизациями, настолько утилитарно отношение к землянам, то протокол поведения пришельца должен быть построен таким образом, чтобы его в принципе не волновало мнение землянина. Тем более, если это субъект из передовой волны десанта, и на переднем крае много чего может быть.
б) сразу возникает вопрос — почему искусственные тела такие угребищные, и нет выращивания клонов для использования? Пришельце должны сеять не только сознания в тела землян, но и фабрики по производству подходящих киборгов-носителей. Так же не отыграна тема виртуального тела — то есть сознания должны пребывать в виртуальных вселенных, посматривая, чего там в реальности творится. Тогда, кстати, получает объяснение тот фанатизм, с которым они стремятся к обладанию именно живыми телами и захвату чужих цивилизаций: только так можно поучаствовать в настоящем деле, в реальном проекте — а не в 100500-й версии виртуального парка развлечений (потому, кстати, в дело должны идти волевые и властолюбивые пришельцы — остальные останутся по виртуальным гаремам);
в) стандартный лазарчуковский приём, когда некто старший в иерархии говорит младшему/обывателю/ученику/ребенку — у нас война, иди в бой, некогда объяснять. И тот отвечает — да, иду. Ну блин, должен же быть значимый процент людей, которые говорят «Вот никуда сволочи не пойду, пока все досконально не объясните. А будете давить — сделаю, как считаю нужным (а считаю нужным какую-то глупость вашему мнению)». И даже умная улыбка — то, что ты считаешь действием вопреки, это тоже действие на пользу — совершенно не поможет. Чего это требует? Долгого, детального объяснения, убеждения, борьбы с предрассудками и т.п. Это может сильно сбить темп подачи событий. Но иногда это совершенно необходимо делать персонажам — потому что очень много вокруг любителей сказать «вот веревка и мыло, некогда объяснять, покупай биткойны»
glaymore, 18 декабря 2019 г.
Чтобы избежать повторного удаления отзыва, буду краток:
«Дом скитальцев» Мирера оцениваю в 9 баллов из 10.
Вольное продолжение Лазарчука — в 3 из 10.
Искренне надеюсь, что такая формулировка не оскорбительна для автора и/или модераторов.
george1109, 5 января 2019 г.
Скажите, как писать отзыв на совершенно неоконченное произведение? На произведение, которое пока обрывается на подходе к первому (а сколько всего их будет?) пику фабулы? На произведение, которое, вполне вероятно, так и останется незавершенным?
Почему пишу? По одной причине. Как уже отмечено коллегами, перед нами – тот самый Лазарчук.
Способный легкими мазками сотворить главное – атмосферу. Ту самую, фирменную лазарчуковскую. Триллерную, туманную, тягучую.
Имеющий, один из немногих современных русскоязычных писателей, свой неповторимый стиль. С «гиперболическими коллизиями» и «хронической недосказанностью в диалогах» (спасибо коллеге beskarss78 за точные характеристики и чеканные формулировки))).
Создающий, сочетанием атмосферы и стиля, тайну и ожидание неизбежной катастрофы с неизбежным же (пусть всего лишь частичным) хэппи-эндом.
И, кстати, а кто сказал, что обретя полноценный вид, гипотетический «Посредник» окажется значимее сегодняшнего «Лета…»? Может, перед нами тот самый вариант, когда лучше остановиться на полувздохе?..
P.S. Отдельный респект автору за детей. Они у него совершенно современные, абсолютно разные, но одинаково крапивинские.
P.P.S. Миреровскую первооснову я не читал (начинал, в свое время, но увяз на первых же страницах). Хотя с сюжетом, в первом приближении, разумеется, знаком. После Лазарчука – как бы ни хвалили «Дом скитальцев» – и не буду. Не вижу смысла.
poxabich, 3 мая 2019 г.
Лазарчук — хороший писатель.
Но вот это мне понять сложно. Тем более, что Мирер не запретить, не откомментировать , увы, давно не может.
Хотя, как водится, правообладатели всегда правы.
alisoman, 29 ноября 2018 г.
Ну, значит буду первым. Вроде как фанфик на «Дом скитальцев» Александра Мирера. Не знаю, Мирера не читал. Зато читал почти всего Лазарчука. И вот что хочу сказать.
Это — тот самый Лазарчук, которого мы знаем по «Все, способные держать оружие...» (произведение, которое перечитываю почти каждый год). Правда, теперь у нас — XXI век и есть мобильные телефоны. Но «главных героев» опять 3-е: 2 взрослых и один юноша. В остальном — всё другое. Но стиль... Этот прекрасный стиль Лазарчука... Этот уникальный стиль, за который так люблю его произведения. Он — вернулся к нам в 2018 году. Надолго ли?
Теперь по произведению. Если вам нравятся книги автора — читайте обязательно. Если вы раньше никогда про автора не слышали, ни в коем случае не читайте. Уверяю вас, вам точно не понравится, точно потеряете время. Если вы читали или (хуже того) любите романы Александра Мирера — не читайте ни в коем случаем, вам не понравится, лучше не проверяйте.
Отзыв для «широких масс». Классическая фантастика a-la «Кукловоды» Роберта Хайлана. Но изложенная не в жанре голливудского боевика, а в русской традиции. Так что скорей не «паразиты», а ««симбионты».
Посмотрел на то, что есть тег для спойлеров. Насчёт сюжета. А он что, тут есть? ;) Серьёзно?
Жду продолжения...