FantLab ru

Орсон Скотт Кард «Тень Гегемона»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Голосов:
420
Моя оценка:
-

подробнее

Тень Гегемона

Shadow of the Hegemon

Роман, год; цикл «Эндер Виггин»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 27
Аннотация:

Межзвездная война закончена. Великолепная победа Эндера Виггина и его команды мальчишек-воинов уничтожила инопланетного противника. Но мира на Землю это не принесло: начался новый передел карты мира. Эндер на Землю не вернулся, но его друзьям пришлось искать свое место в жизни, находить применение единственному искусству, которому они были обучены — искусству воевать.

© VAI

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Юго-восточная научно-фантастическая премия / The Southeastern Science Fiction Achievement Award (SESFA), 2002 // Лучший роман

номинант
Премия Геффена / Geffen Award, 2002 // Переводная книга НФ (США)


Издания: ВСЕ (3)
/языки:
русский (3)
/тип:
книги (3)
/перевод:
М. Левин (3)

Тень Гегемона
2002 г.
Тень Гегемона. Театр Теней
2004 г.
Тень Гегемона. Театр теней
2015 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 октября 2012 г.

Куда все подевалось?

Где достоверный психологизм «Игры Эндера»? Где философская глубина «Голоса Тех, Кого Нет»? Где эпический размах «Ксеноцида»?

«Тень Гегемона» — прямое продолжение «Тени Эндера», но только в сюжетном плане. Собственно, единственное, что радовало в предыдущем романе – это персонажи и их взаимоотношения. Сама-то история была уже вполне знакомой, но именно раскрытие новых граней характеров второстепенных персонажей придавало ее существованию смысл. В «Тени Гегемона» сюжет абсолютно свежий, относящийся к событиям на Земле уже после того, как ее покинул Эндер. Но этого недостаточно – потому что живых персонажей не видно. Как бы пытаясь оправдать нехватку психологии, Кард вводит в середине романа длинный и скучный диалог Боба и миссис Виггин о Питере и Эндере – но этот фрагмент настолько чужероден, что я так и не понял – зачем вообще он нужен в этой книге?

Что касается сюжета – с ним тоже не все в порядке. Вроде бы «Тень Гегемона» должна была бы стать политическим триллером, в духе «Ксеноцида», но закрутить интригу как следует у Карда не получается – прыжки Ахилла от одного союзника к другому подобны хорошо расставленным по кустам роялям. Острого противостояния не вышло – Ахилл вовсю рулит мировой политикой, а Боб просто-напросто прячется от него и думает, как спасти Петру. Причем именно Бобу уделяется гораздо больше внимания. В такой ситуации следовало бы показывать обоих противников в равной степени, или же ограничиться одним. Необходимого психологического напряжения не создается – Боб, как мы знаем, не слишком эмоционален, а Ахилла мало.

Многие сюжетные ходы очень сомнительны. Ахилл предает одну страну за другой – но еще жив и не в тюрьме. Может быть, Эндеру или Бобу подобное и сошло бы с рук, но у Ахилла не та репутация – удивительно, что ему доверились хотя бы русские спецслужбы. Кстати, Россию автор показал уже не такими монстрами, как в «Игре Эндера», но тоже довольно негативно – страной милитаристов с историческим комплексом неполноценности. Удивительно такое представления о «воинственных русских» в 2001 году, когда был написан роман – России, только выбравшейся из разрухи 90-х, было не до какой-либо политической и военной экспансии: как живуче на Западе пропагандистское представление о большом и страшном Советском Союзе. Вообще страны Востока выглядят подозрительно старомодно, как будто автор лет 20-30 не смотрел новостей и не читал газет. Так вот, возвращаясь к теме – как столько государственных лидеров доверили внешнюю политику своих стран маньяку, серийному убийце? Да еще и недоучке вдобавок (из Боевой школы Ахилла выгнали очень быстро). В реальности Ахилла убрали бы очень быстро – он буквально ходячий компромат на любого, с кем сотрудничает. Да его и вербовать бы не стали, из-за его психической неустойчивости.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Может быть, я злобный мизантроп, но побег Вирломи – одна из самых сомнительных деталей книги. На все отряды индийской армии не нашлось ни одного стукача? Никого, кто сдал бы ее офицерам и военной полиции? Индусы – сплошь мистически настроенные идеалисты, для которых кавайная девочка-вундеркинд намного авторитетнее командования и правительства? Все, АБСОЛЮТНО все? «Добродушные дикари»-индусы – это из той же серии, как и «воинственные русские». Стереотипы, стереотипы… Или авторская вера в людей слишком сильна?

И откуда такое зашкаливающее количество вундеркиндов? Ведь Эндер был исключением, специальной программой, как и весь его курс – насколько я понимаю, их учили ускоренно, а обычно выпускники покидают Командную школу уже взрослыми. Я понимаю, что Эндер создал моду, но в «Тени Гегемона» куда ни плюнь – везде ученики Боевой школы.

Да, фантастики в книге катастрофически мало – конечно, все события вымышлены и происходят в относительно далеком будущем – вот только будущее это слабо отличается от Земли 80-90 гг. То есть где-то даже есть космический флот – упоминается иногда. И все. В погоне за достоверностью автор забыл, что пишет о будущем, когда полеты к дальним звездам стали реальностью. Все те же политические силы, все то же оружие, все те же тактики и стратегии. Реалистично, но скучно.

Язык перевода хромает на обе ноги. Порою совершенно неожиданно вылезают неуместные в речи «от автора» разговорные инверсии; в других местах встречаются бессмысленные нагромождения канцелярита. К сожалению, это не единственный и не главный недостаток книги.

Достоинства книги:

неплохо смоделирован (правда, на основе устаревших даже на момент публикации романа сведений) гипотетический политический кризис в близком будущем.

Недостатки:

отсутствие полноценного раскрытия характеров персонажей, характерного для предыдущих книг Карда эмоционального накала;

мотивации и логика персонажей принесены в жертву сюжету;

вялая средняя часть повествования;

герои много философствуют, но в самом романе центральной философской идеи нет.

Итог: похоже, что серия книг об Эндере и его соратниках выродилась в чисто коммерческий продукт. «Игра Эндера» была наивным, но добротным фантастическим боевиком с элементами «романа взросления». Эта книга была неуклюжей, но интуитивно автору удалось сделать ее живой, настоящей. «Голос Тех, Кого Нет» и «Ксеноцид» — настоящая эпопея, философский и социальный роман, политический триллер и семейная сага – по размаху и широте поднятых проблем эти книги сравнимы с «Войной и миром» Толстого. Жаль, что роман «Дети Разума» получился куда ниже уровнем – словно автор не знал, как все это закончить, или ему было лень дописывать. «Тенью Эндера», похоже, автор прощупал почву – и, убедившись, что сага еще интересует читателя, решил выпустить целую серию спин-оффов. Но, похоже, вселенная Эндера исчерпала себя еще на «Ксеноциде»: «Дети Разума» стали лишь затянутым эпилогом к этому роману, а «Тень Эндера» — римейком «Игры». Посмотрим, что будет дальше, но пока есть ощущение, что главная цель автора – заработать на фанатах вселенной, или доказать зачем-то себе, что из этой темы еще можно что-то выжать.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 марта 2012 г.

Первая книга из цикла про Эндера и вокруг него, которая однозначно не понравилась и почти ничем не зацепила. Я так любила Карда именно за то, что он мягко проходится по моим не то чтобы болевым точкам — точкам психологичекого воздействия. Моральным ценностям и жизненным установкам, что ли. Потому его морализаторство оставляет такое ощущение *правильности*.

В «Тени Гегемона» этого нет — не в смысле, правильности, а в смысле, вообще психологии. Что случилось с автором и почему он решил сыграть совершенно не на своем поле, начисто убрав из романа именно то, что ему лучше всего удавалось — не знаю. В конце концов, описания стратегии войн и политических интриг всегда были самым слабым местом и в предыдущих романах. В «Ксеноциде» и всей линии китайской планеты, как ее там, неизменно подчеркивается, что текстовые консультации по неким общеполитическим вопросам, данные мыслителями, далекими от практической реализации этих вопросов, оказывают решающее влияние на политическую ситуацию в мире, чуть ли не изменяя баланс сил. Аналогично — работы Локи и Демосфена ака Питера и Валентины, о которых пишут все газеты в мире и к которым прислушивается правительство. Мне кажется, придавая такое чрезмерное значение силе слова и мысли, Кард уходит от научной фантастике уже к ненаучной. Забывая, насколько остра конкуренция на этом поприще и насколько оно мало значит с практической точки зрения.

В этом томе «Теней» данная ошибка еще больше увеличивается, поскольку помимо логически недостоверной части про влияние печатного слова на мировую политику раскрывается также тема самой этой мировой политики. Того, как страны взаимодействуют друг с другом, как воюют, как и почему договариваются, как делят сферы влияния. Причем уровень проработки материала и глубины уровня «Хеталии», как ни печально. Не знаю, осознает ли это сам Кард, похоже, что нет. Но все его политические объяснялки выглядят даже не надуманными, а натурально высосанными из пальца. И ладно бы еще речь шла о неких абстраных государствах в дальнем краю галактики — кто знает, какие там у них времена и нравы. Но нет, это Земля недалекого будущего, и на политической арене выступают привычные нам страны (со скидкой на время написания романа, когда коммунистическая Россия еще была империей мрака, а Китай — не самой многонаселенной страной планеты). В итоге притом, что Кард использует общеизвестные топонимы — Индия, Китай, Россия, Бирма, Тайланд — все равно это «Петя и Вася», идеальные сферические страны в вакууме, специально заточенные под раскрытие потенциала наших гениальных детей. Увы, в данном случае и раскрытие этого потенциала не впечатляет — от текста не создается ощущения, что герои как-то особенно умны или придумывают что-то необычайное. При этом к тексту, посвященному политике, подход изначально совсем другой, чем к войне с пришельцами — и спрос с него другой, по логике и обоснованности событий в том числе, а также по просчету возможных вариантов. Эту планку, Кард, увы, не держит.

Гениальные дети из прошлых книг — а в этой играют Bean, Ахиллес и Питер Виггин — ни все вместе, ни каждый по отдельности не производят сколь-либо внушительного впечатления. Мало того, что их ходы и решения, объявляемые автором гениальными, таковыми не являются, — они по сути ничего не решают, кроме собственных отношений. Игры детей в большую политику выглядят наивно, слабо и недостоверно.

Единственное, что есть в книге хорошего — пара моментов конкретно про отношения людей, в данном случае Петры и Ахиллеса и Bean'а и Петры. Умные тонкие вещи, отлично прописанная психология. Мне очень нравится пассаж, размышления Петры о ее отношениях с Bean: «Just a sense of complete acceptance. She belonged with Bean, not a way a wife belonged with a husband or, God forbid, a girlfriend with a boyfriend, but rather the way a left hand belonged with the right. They simply fit. Nothing exciting about it, nothing to write home about. But it could be counted on». Счастлив тот, у кого есть такая дружба, но она приходит с годами и с опытом. Только применительно к описанным ситуациям и отношениям, это уже никак не отношения детей и даже не подростков, а скорее — людей лет 35, у которых уже прошли все гормональные бури и которые никаким словам и действиям *в отдельности* не придают слишком большое значение, а умеют посмотреть на ситуацию в целом и со стороны.

В целом роман был скучный, скучный и никчемный, особенно в сравнении с ожиданиями. Да, любимые и интерсные герои, но в совершенно неинтересных ситуациях, да и характеры их как-то смазаны (где хваленая агрессивность Питера, например?) Дочитала из чистого упрямства, уже жалею, что пообещала себе прочитать «Shadow Puppets» в этом году.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 июня 2009 г.

Приобрела эту книгу по уцененке, в обед почитать. Автор знакомый, история тоже. Но смогла прочесть только первые 40 страниц и скромно убрала сие творение в шкаф.

Мне не понравилось:

1. надуманоость сюжета, вот просто из пальца высосан.

2. слова «супер», «гений», често, надоело ужасно, чрезмерно гениальные дети, чрезмерно у них гениальные мысли, если в «Игра Эндера» — это смотрится нормально, там на этом особого акцента не ставится вообще и слова эти редки, то тут каждые 3 строки. Я не думаю чтобы в школе с таким уклоном выпускали настолько чрезмерно напырщенных и самонадеянных детей, просто судя по тому как описаны персонажи гениальности в них нет ибо гений поймет что такое опасность и как себя вести надо, что такое общество и т.д. И все прекрасно знают, что самонадеянность погубила немало полководцев и пр.

Чрезмерно это похоже на американцев, супергероизм и офигенность персонажей — приторно до тошноты

3. как бы я нормально отношусь,что во многих книгах Россия == «империя зла», но тут просто тошнило. Если бы русские были такими тупыми, то первыми бы в космос не полетели и т.д., просто неприятно, тем более книга написано совсем недавно, когда слово «холодная война» встречается только в учебниках истории. Причем ладно если бы свести на фантастику, утопичность и т.д. , но черное не настолько черно.

4. скучность повествования.

Книга может бы и пришлась по душе, если бы мне лет 14 было и я только бы прочла книгу про Эндера, но в сравнение с «игрой Эндера» и «Голосом тех,кого нет» она даже близко не стоит и откровенно портит всё впечатление.

Оценка: 1
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2008 г.

А мне понравилось. Понравилось именно совершенно не скучной политикой. Увлекательно наблюдать как одно действие, одно слово меняет общественное мнение и весь мир. Любопытно было узнать, как устроились выпускники Боевой школы. И вообще интересно узнать, как Питер стал Гегемоном. А еще понравилось противостояние Боб-Ахилл-Петра. В принципе, к характеру Боба мало добавилось, а вот Петра и Ахилл, особенно Петра... Получилось совместить подростка-девочку и военного гения в одном совершенно живом персонаже.

После прочтения не пропало желание узнать, что стало с этими героями дальше.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 сентября 2008 г.

До этого читал романы из этой сери «Игра Эндера», «Тень Эндера», «Голос тех, кого нет», каждый из которых был достоин 9-и баллов до 10-и бальной шкале. Этот роман достоин 7-8 баллов. В нем есть места, которые радуют некой причастностью к миру интеллекта, понимания и сильных решений. Однако в целом роман скучноватый. Эдакое «адекватное» поведения интересных персонажей Карда из прошлых романов в скучных, почти заурядных событиях уровня среднего боевика.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 января 2008 г.

Теперь Кард решил сыграть на поле геополитического шпионского детектива. К сожалению, признанным мастерам жанра, таким как Ле Карре и Сидни Шелдон, Кард, конечно, уступает. И даже антураж будущего, в котором отношения между странами можно вертеть по прихоти автора, его не спасает. Но оценку на один балл все-таки натяну — ибо приятна была новая встреча с полюбившимися героями. Жаль только, что в этот раз, увлекшись интригами, войнами, маневрами и политической географией, Кард немного подзабыл о людях. В итоге каждый персонаж вышел чуть более плоским и неинтересным, чем обычно (может быть, за исключением Петры) — и в этом, на мой взгляд, главный минус этого, в общем-то не самого плохого романа...

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 декабря 2016 г.

Из всех книг серии наиболее мне понравился. Наиболее динамичен из всех. Роман конкретного сюжета и действий. И в 2016 году смотрится и воспринимается по другому, чем в 2000 году. Кард сильный прогнозист. Действия некоторых стран сегодня — как реализация сценария романа.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 июня 2014 г.

Невероятно разочаровало это произведение, от легендарной «Игры Эндера» не осталось и следа. Жаль что Кард взялся за продолжение и, по-настоящему, не довел его до ума. Сюжет плохо продуман, сильно раздут, все события буквально высосаны из пальца. Такие романы можно читать, только когда уже совсем нечем заняться, и под рукой нет ничего более интересного.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2012 г.

Вполне неплохое и даже, можно сказать, хорошее произведение.

Читал его как то давно — но, после того, как прочитал на электронной книге ранее не прочитанное первое произведение (Игра Эндера) — решил перечитать весь цикл.

К сожалению, ранее поставленную оценку не изменил — так 8 и оставил.

Хорошее, добротное произведение.

Неплохой сюжет, неплохо написано.

Какой то изюминки, казалось бы, не хватает. Но всё равно очень и очень неплохо.

Интересная реконструкция развития общества после завершения войны с жукерами.

Посмотрим, что там с Бобом будет дальше (Театр теней тоже когда то читал — но что то не упомню о чём там)...

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июля 2014 г.

Первое, что приходит на ум после прочтения этого романа — зачем он был нужен?

На самом деле вопросов было намного больше, часто не совсем приличных, но нет сомнений, что «Тень Гегемона» это полностью провальное произведение, оставляющее негативное впечатление и достаточно негативные эмоции, сказывающиеся на таком блестящем шедевре, как «Игра Эндера».

Вобщем, зря затеял Кард все эти продолжения

Оценка: 4
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 марта 2012 г.

Это же как кушать хочется автору, чтобы убивать отличную дилогию такого рода романами-сателлитами. Притянутость за уши практически во всём. Обезвоженная схема политических игр. Субъективно бесконечные нудные псевдопсихологические рассуждения и затянутые диалоги. Где же эти диалоги из «Голоса...». Нет и, видимо, не будет. Уже всё выжато в двух частях. Пытаясь копаться в жмыхе, автор рождает только такого рода тени ранних романов. Только за былые заслуги 7

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2006 г.

Книга неплоха. Очень интересные геополитические предположения о войне в Азии. Но читать не интересно из-за банального противостояния доброго и злого героя (слишким типажных).

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх